В чем выражаются различия устной и письменной речи
Разница между письменной и устной речью
Первоначально существовала только устная, то есть звучащая, речь. Затем были созданы специальные знаки, и появилась письменная речь. Однако разница между этими способами общения заключается не только в применяемых средствах, но и во многом другом. Рассмотрим подробней, чем отличается письменная речь от устной.
Определение
Письменная речь – графическая система, служащая для закрепления и передачи информации, один из способов существования языка. Письменная речь представлена, например, в книгах, личных и деловых письмах, служебных документах.
Устная речь – форма языка, выраженная в произносимых и воспринимаемых на слух высказываниях. Общение с применением устной речи может происходить при непосредственном контакте (дружеская беседа, объяснения учителя на уроке) или опосредованно (телефонный разговор).
Сравнение
Развернутость
Письменная речь характеризуется как контекстная. То есть вся необходимая информация заключается только в самом тексте. Такая речь часто бывает обращена к неизвестному читателю, и в этом случае не приходится рассчитывать на дополнение содержания деталями, которые обычно понятны без слов при непосредственном контакте. Поэтому письменная речь предстает в более развернутом виде. В ней наиболее полно раскрываются все существенные моменты, описываются нюансы.
Устная речь чаще всего предполагает объединение собеседников конкретной ситуацией, понятной им обоим. При таком положении вещей многие детали остаются несказанными. Ведь если произносить вслух то, что и без того очевидно, речь получится скучной, даже нудной, неоправданно длинной, педантичной. Другими словами, устная речь имеет ситуативный характер, и поэтому она является менее развернутой, чем письменная. Зачастую при таком общении для понимания друг друга бывает достаточно лишь намека.
Применяемые средства
Отличие письменной речи от устной состоит в том, что у пишущего нет возможности воздействовать на адресата средствами, которые есть в арсенале у говорящего. Выразительность письменных текстов обеспечивается постановкой пунктуационных знаков, сменой шрифтов, использованием абзацев и прочим.
При устном общении многое можно показать интонацией, взглядом, мимикой, разнообразными жестами. К примеру, сказанное «прощай» способно в одной ситуации означать «до встречи, я буду ждать», а в другой – «между нами все кончено». В разговоре даже пауза может быть многозначительной. И иногда случается так, что произнесенная речь потрясает слушателей, а те же слова, просто записанные на бумаге, не производят абсолютно никакого впечатления.
Особенности построения
Мысли на письме должны быть изложены в предельно понятной форме. Ведь если в разговоре слушатель имеет возможность переспросить, а говорящий – пояснить и уточнить что-то, то такое непосредственное регулирование письменной речи является неосуществимым.
К письменной речи предъявляются требования орфографии и синтаксиса. В ней также присутствует стилистический компонент. К примеру, в речи, обращенной к слушателю, допускается использование неполных предложений, поскольку остальное подсказывает ситуация, а незаконченные конструкции на письме во многих случаях считаются ошибкой.
Возможность обдумывания
Вся ответственность за содержание письменного текста ложится на автора. Но вместе с тем он имеет больше времени на обдумывание фраз, их исправление, дополнение. Это во многом относится и к таким разновидностям устной речи, как доклад и лекция, которые тоже подготавливаются заранее.
Тем временем разговорная речь осуществляется в определенный момент общения и направлена на конкретных слушателей. Эти условия иногда вызывают затруднения у говорящего. Неумение выражать мысли, незнание того, что следует дальше сказать, стремление исправить уже произнесенное, а также желание высказать все разом приводит к заметным ошибкам. Это прерывистость речи или, напротив, нерасчлененность фраз, ненужное повторение слов, неправильные ударения. В результате содержание речи может остаться понятым не до конца.
Продолжительность существования
Рассмотрим, в чем разница между письменной и устной речью относительно срока действия каждой из них. Обратимся к письменной речи. Важным ее свойством является то, что текст после написания будет длительно существовать независимо от присутствия автора. Даже если сочинителя уже нет в живых, важная информация дойдет до читателя.
Именно то, что течение времени не оказывает влияния на письмо, дает человечеству возможность передавать из поколения в поколение накопленные знания и сохранять историю в летописях. Между тем устная речь живет только в момент звучания. При этом присутствие автора является обязательным. Исключение составляют высказывания, записанные на носители.
Различия между устной и письменной речью
Критерии отличия | Устная форма | Письменная форма |
1. Способы кодирования | Выражена звуками (акустическим кодом) | Выражена буквами (графическим кодом) |
2. Механизмы порождения | Создается в момент говорения, поэтому требует огромной тренировки | Подготавливается, записывается на черновиках, подвергается редактированию, совершенствованию |
3. Механизмы восприятия | Воспринимается сразу, не-посредственно | Осмысливается при много-кратном чтении |
4. Грамматические и лексические особенности | Наблюдаются повторы, неполные, простые предложения. Предел количества слов для звучащей речи – от пяти до девяти. | Четче подбираются слова, преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, страдательные конструкции. |
5. Виды норм | Орфоэпические, в частности, акцентологические требования | Орфографические, пунктуационные и каллиграфические требования |
6. Выразительные возможности | Обладает средствами звуковой выразительности, отличается богатством интонаций, паузами, логическими ударениями, а также сопровождается жестами и мимикой. | Знаки препинания, кавычки, шрифтовые выделения компенсируют меньшие возможности экспрессивности письменного текста. |
7. Характер адресата | Зависит от того, как воспринимают речь, потому что, как правило, коммуниканты не только слышат, но и видят друг друга. | Речь обычно обращена к отсутствующим (адресат не оказывает влияния). |
Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы – Внутренней речи.Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:
• мысленная подготовка фразы
• воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата
• звуковая или графическая фиксация мысли.
Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при «озвучивании» приобретет некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. Поэтому при подготовке устного публичного выступления следует помнить, что для устной речи характерна Словесная импровизация: свобода в выборе лексики, словесные повторы, обращения, иногда – побудительные конструкции. В процессе подготовки к будущему докладу нужно ПеределатьПисьменный текст в устный – с учетом особенностей произнесения и восприятия устной речи.
При подготовке публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным ее исполнением. А. М. Пешковский, известный лингвист, называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.
В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей. По словам В. Г. Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество –Моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка.
На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет.
Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту.
Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов).
Исследование, проведенное белорусским психологом Р. И. Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется – многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А. Н. Гвоздев (1961) выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый – это период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:
А. Н. Гвоздев (1961) отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. А. А. Леушина (1941) описывает такой случай. Девочка ( 1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми. мами. мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).
Второй период в овладении грамматикой – это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например:
Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я севоня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А. Д. Салаховой).
На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80 %, по данным Т. Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи.
Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком.
По данным А. А. Люблинской (1971), особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является прежде всего работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И. Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.
Итак, в раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
17) Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Здесь можно увидеть сразу три разных вида речевой деятельности.
Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что он считает необходимым сообщить студентам. Такой вид речевой деятельности называется говорением.
Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Этот вид речевой деятельности называется слушанием.
В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности называется письмом.
Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности называется чтением.
Разумеется, говорение и слушание – гораздо более древние виды речевой деятельности, чем письмо и чтение. Они возникли одновременно с появлением языка, тогда как письменность была изобретена человечеством гораздо позднее.
Используя карандаш и линейку, начертите в тетрадях схему «Виды речевой деятельности». Схема должна состоять из четырех прямоугольников с надписями: «говорение», «слушание», «чтение» и «письмо».
Речевая деятельность аналогична всем другим видам человеческой деятельности. Для того чтобы убедиться в этом, проанализируем, каким образом вы выполняли только что предложенное вам задание: ведь оно требовало от вас не только одного из видов речевой деятельности – письма, но и деятельности неречевой – черчения.
Вполне возможно, что вначале, используя карандаш и линейку, вы, не задумываясь, подчеркнули название своей схемы – «Виды речевой деятельности». Однако в дальнейшем вам, по-видимому, пришлось немного подумать. Как лучше расположить на схеме прямоугольники? Вертикально: один над другим? Горизонтально: каждый следующий левее предыдущего? Лесенкой? Скорее всего, вы выбрали иной вариант, например такой: прямоугольник «письмо» правее прямоугольника «говорение», прямоугольник «слушание» – под «говорением», а прямоугольник «чтение» – под «письмом».
В этом случае ваша схема оказалась гораздо нагляднее. Выполнив задание, вы, очевидно, проверили, хорошо ли получилась схема.
Откроем секрет: в данном случае дело было совсем не в схеме, а в том, что работа над ней позволила вам увидеть, из каких этапов складывается любая, в том числе и речевая, деятельность. В вашей работе по построению схемы можно выделить четыре этапа:
ориентировка в ситуации,
Те же самые этапы можно увидеть и во всех речевых действиях: вначале мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое речевое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Разумеется, строя простые и привычные высказывания, например здороваясь или прощаясь со знакомыми, мы, как правило, не фиксируем своего внимания на этих этапах. Именно так, наполовину автоматически, вы, возможно, подчеркнули заглавие схемы «Виды речевой деятельности», когда чертили ее. Однако, порождая сложные и важные высказывания, вы должны отдавать себе отчет о каждом из названных этапов речевой деятельности, которые только что были нами описаны.
Рассмотрим виды речевой деятельности в соответствии с общей схемой выполнения любого действия, производимого разумным существом.
Впервые механизмы речевой деятельности в отечественной психолингвистике описал Жинкин Николай Иванович (См. его книгу «Механизмы речи»)
В понятие «механизмы речи» включаются следующие процессы:
Различия между устной и письменной речью
Устная речь (УР)
Передается звуками
Возникла исторически изначально
Обращена к собеседнику непосредственно
Реакция собеседника происходит сразу после или даже в момент произнесения
Собеседник может вмешаться, перебить, повлиять на ход УР. УР интерактивна
Производится раз и навсегда, изменения внести невозможно, можно только повторить с изменениями
Поддается улучшению навык, но не произнесенная речь
Базовым навыкам человек учится сам
Следует естественным правилам, обеспечивающим понимание
Сопровождается интонацией, мимикой, жестами
Изначально мимолетна, существует в момент произнесения
Письменная речь (ПР)
Передается графическими знаками – буквами
Возникла на базе устной речи
Обращена к отсутствующему адресату
Реакция собеседника отложена. Она может быть отнесена от времени написания на тысячелетия
Собеседник не может повлиять на развертывание ПР
Возможно редактирование и даже полная замена высказывания
Поддается улучшению и навык, и уже написанная речь
Базовым навыкам человека учат специально
Подчиняется целому кодексу специально созданных правил
Сопровождается графическим оформлением текста
Способна существовать сколько угодно долго – зависит от материала, на котором записана
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Речь устная и письменная
вернуться на страницу «Стили речи в табл.», «Таблицы», «Стилистический разбор»
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Чем именно устная речь отличается от письменной и сравнение понятий
Речевое общение осуществляется в 2 формах – устной и письменной. Каждая из них отличается своими характерными особенностями. При этом они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга. Чем же конкретно устная речь отличается от письменной? В первом случае дело касается звучащей речи, создаваемой во время разговора, во втором – знаковой системы, которая применяется для фиксации звуков.
Понятие устной и письменной речи
Под устной речью понимают форму языка, выражающуюся в высказываниях, которые произносятся и воспринимаются на слух. Устное общение осуществляется при непосредственном контакте или опосредованно. В первом случае это касается дружеской беседы или объяснений учителя, во втором – телефонного разговора.
Под письменной речью понимают графическую систему, которая применяется для закрепления и передачи информации. Она представляет собой один из способов существования языка. Такая форма представлена в книгах, служебных документах, личной и деловой переписке.
Чем отличается?
Для рассматриваемых понятий характерны вполне конкретные особенности и отличия. Они затрагивают целый ряд аспектов.
Развернутость
Письменную речь характеризуют как контекстную. Это значит, что все необходимые сведения заключаются в самом тексте. Этот вид речи зачастую обращен к неизвестному человеку. В этом случае в ней нельзя использовать дополнительные детали, которые, как правило, ясны без слов при прямом контакте. Потому письменный формат считается более развернутым. В нем в полной мере раскрываются важные моменты и значимые нюансы.
Устная речь часто подразумевает объединение собеседников конкретной ситуацией, которая ясна для них обоих. В этом случае большинство деталей остается несказанными. Если произносить вслух очевидные вещи, речь будет казаться скучной или даже нудной. Она станет неоправданно длинной и приобретет нотки педантизма.
Иными словами, устная речь обладает ситуативным характером. Потому она считается не столь развернутой, как письменная. При этом виде общения для понимания друг друга часто хватает только намека.
Возможности коммуникации
Отличием устной речи от письменной считается то, что у пишущего человека отсутствует возможность оказывать воздействие на адресата средствами, присутствующими у того, кто говорит.
Сделать письменные тексты более выразительными удается при помощи знаков пунктуации, изменения шрифта, применения абзацев.
При устном общении многое можно продемонстрировать при помощи интонации, мимики, взглядов или жестов. При ведении устной беседы даже паузы бывают весьма многозначительными. В одних случаях произнесенные слова производят на слушателей сильнейшее впечатление, в других – оставляют их совершенно равнодушными.
Изложение мысли
Мысли на письме должны излагаться предельно понятно. В личной беседе слушатель может переспросить, а говорящий человек – уточнить или объяснить что-то. При этом на письме такая регуляция невозможна.
При письменном изложении мыслей требуется придерживаться требований синтаксиса и орфографии. Также тут имеется стилистический компонент. Так, в речи, которая непосредственно обращена к слушателю, допустимо использовать неполные предложения, так как остальное можно понять по контексту. При этом незавершенные конструкции в письменной речи зачастую воспринимаются как ошибка.
Возможность обдумывания
Ответственность за содержание письменного текста несет автор. Однако при этом он обладает большим количеством времени на обдумывание фраз, их исправление и дополнение. Однако это во многом касается и таких видов устной речи, как лекция и доклад, которые готовятся заранее.
При этом разговорная речь появляется в конкретный момент общения. Она направлена на определенных слушателей. В отдельных случаях эти условия вызывают у говорящего человека сложности.
Проблемы с выражением мыслей, непонимание, что требуется дальше сказать, желание исправить произнесенное или сказать все сразу провоцирует заметные ошибки. К ним относят прерывистость речи или нерасчлененность фраз. Также проблемой становится ненужное повторение слов или неверные ударения. Как следствие, содержание текста может оставаться непонятным.
Время существования
Важной особенностью письменной речи считается то, что текст после написание будет долгое время существовать вне зависимости от присутствия автора. Даже если человека уже нет в живых, он сможет донести информацию до читателя.
Течение времени не оказывает влияния на письмо. Потому человечество может передавать накопленные знания из поколения в поколение и фиксировать историю в летописях. При этом устная речь живет лишь во время звучания. В данном случае присутствие автора является обязательным. В качестве исключения стоит привести высказывания, которые записаны на носители.
Таблица-сравнение
Важные особенности и отличия двух видов речи приведены в таблице:
Критерий | Устная | Письменная |
Способы кодирования | Является звучащей, слышимой, произносимой. Она выражается звуками, или акустическим кодом. | Считается видимой, написанной. Она выражается буквами, или графическим кодом. |
Механизмы порождения | Появляется спонтанно и создается во время говорения. При этом от человека требуется высокая скорость выбора слов, автоматизм при синтаксическом конструировании, хорошая тренированность. | Письменный текст обычно является подготовленным. Он подвергается редактированию и совершенствованию. |
Механизмы восприятия | Должна восприниматься сразу. | Осмысливается при многократном чтении. |
Грамматические и лексические особенности | Могут присутствовать повторы, неполные или простые предложения. | Более четко подбираются слова, преобладает книжная лексика и сложные предложения, используются страдательные конструкции. |
Виды норм | Предъявляются орфоэпические требования. | Предъявляются пунктуационные, каллиграфические и орфографические требования. |
Выразительные возможности | Подразумевает использование средств звуковой выразительности, отличается разнообразием интонаций, паузами, логическими ударениями. Также часто применяются жесты и мимика. | Отличается меньшей экспрессивностью. Это компенсируется использованием кавычек, знаков препинания, шрифтов. |
Характер адресата | Собеседники не только слышат, но и видят друг друга. | Как правило, обращена к отсутствующим. |
Выводы
Устная и письменная речь имеют много отличий. Однако эти виды речи нельзя назвать противоположными. При взаимодействии одна форма может перетекать во вторую и наоборот.