В чем выражаются субъектные проявления дошкольника
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Евгения Тончавина
Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность.
Субъект — это носитель активности.
Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.
Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно,становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.
Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. (как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.
Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.
В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.
Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.
И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:
• интерес к деятельности;
• избирательное отношение к разным видам деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.
С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.
Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность
. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту
. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:
в раннем возрасте – восприятие;
в дошкольном возрасте – память;
— к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление
.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить
основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.
Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?
Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».
Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.
Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.
Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников:
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционнымимоделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:
1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются:
• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить его);
• использование интерактивных и компьютерных игр;
• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.
Овладение детьми позицией субъекта деятельности
позицией субъекта
Самостоятельно ставит цели, задачи
Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
Самостоятельно планирует свою деятельность
Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию
Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки
Использование модели «субъект-субъектных» отношений с детьми позволит повысить качество результатов образовательной деятельности,а именно:
• субъектныйподход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.
• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.
• Повысится уровень удовлетворенности родителей.
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления экологических проектов 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.
Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.
Конспект НОД по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сюрпризы для Деда Мороза» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 Кировского района Конспект Непрерывной непосредственно.
Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей. Задачи: 1. Создать психологический настрой на совместную деятельность. 2.
Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания восприятия, мышления, воображения и памяти. Задачи: 1.
Как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности?
Можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка:
Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры. Одни дети любят слушать музыку, другим нравится участвовать в разных видах игр, третьим — постоянно экспериментировать.
Другим не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним (общаться со сверстниками, рисовать одному, заниматься со взрослым).
Деятельнстно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности. Его субъектность определяется самостоятельностью и творчеством в выборе содержания деятельности. Ребенок начинает самостоятельно предлагать варианты решения той или иной задачи, предпринимая первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями.
У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
В чем специфика детской деятельности и каков генезис деятельности в дошкольном возрасте?
Генезис развития деятельности в раннем и дошкольном возрасте обусловлен общими закономерностями развития ребенка в этот период. Установление такого рода связей и зависимостей позволяет еще раз взглянуть на развитие дошкольника как на целостный процесс.
Напомним, что тип отношения к миру у дошкольника и формируется и выражается через деятельность. На этом базируются практически все возрастные периодизации. Именно в рамках характерной для того или иного возрастного периода деятельности ребенок выражает собственное отношение к миру, проявляет инициативы, осуществляет выбор и действует самостоятельно (см. табл. 1).
Таблица 1. Направленность отношения и характер деятельности ребенка в дошкольном детстве
Возраст | Направленность отношений | Задачи, решаемые ребенком | Ведущая деятельность |
1-3 года | На предметный мир | Активное познание предметов, их свойств и качеств. Освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности. Развитие самостоятельности в манипулировании с предметами | Предметная, предметно- манипулятивная |
3-5 лет | На мир социальных отношений | Ориентация на другого человека. Социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников. Примеривание социальных ролей и отношений | Игровая |
Возраст | Направленность отношений | Задачи, решаемые ребенком | Ведущая деятельность |
5-7 лет | На результат деятельности как способ социализации | Самовыражение, проявление творчества в доступных и интересных видах деятельности. Самопрезентация «Я» в группе сверстников. Стремление к взаимоотношениям и взаимодействию | Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности |
Что обеспечивает процесс развития ребенка как субъекта детской деятельности и последовательную смену этапов деятельности? Как связаны социокультурный опыт ребенка и процесс развития деятельности?
Развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности, переход от этапа к этапу обеспечивается в процессе накопления опыта данной деятельности.
Социокультурный опыт как «воплощение культуры» (И. Я. Лернер) и «совокупность исторически накопленных деятельностей» включает:
— опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре;
— опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве;
— опыт умения взаимодействовать с миром и культурой;
— опыт творческой деятельности, или творческого включения в куль-туроосвоение и культуросозидание.
Рассмотрим подробнее каждый компонент.
Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре отражается в возникающих у ребенка интересах к деятельности, дифференцированных предпочтениях, первых попытках оценки личностной значимости продуктов деятельности.
Опыт знаний о мире, природе, обществе, искусстве складывается из кругозора и эрудиции ребенка.
Опыт умения взаимодействовать с миром и культурой включает две группы умений:
— 1-я группа — умения, которые могут быть обозначены как обобщенные способы деятельности детей. Это умения, необходимые в любом виде деятельности, позволяющие ребенку:
— определять цель и задачи деятельности;
— выбирать адекватные задачам способы действий;
— оценивать полученные результаты деятельности.
— 2-я группа — умения, необходимые для участия в разных видах деятельности: игровой, трудовой, художественной, познавательной др.
Опыт творческой деятельности, или творческого включения в культуроосвоёние и культуросозидание, накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах деятельности; переноса умений в новые условия; решения возникающих нестандартных задач деятельности.
Таким образом, накопление и обогащение социокультурного опыта ребенком обеспечивает его развитие как субъекта детских видов деятельности.
1.2. Портрет ребенка в поликультурном пространстве России
Данный параграф написан по результатам исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России, которое проводилось в течение 2008-2010 годов на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Детство. Дошкольное детство. Ребенок. Дети. Какие они — самые маленькие граждане России? Что им интересно, чем они занимаются, о чем думают, как размышляют? Эти вопросы привлекают многих — и тех, кто воспитывает детей, родителей и педагогов; и ученых, изучающих феномен детства; и тех, кто выбрал эту удивительную профессию — помогать растущему человеку познавать мир.
Образование ребенка дошкольного возраста происходит в широкой социокультурной среде, сущностными особенностями которой являются поликультурность, многонациональность, полиэтничность современного общества.
Как может быть организовано исследование проблем современного детства?
В рамках решения проблемы исследования феномена дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России решались задачи:
— разработки исследовательской программы и методики исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве регионов России;
— выявления и ранжирования социокультурных проблем дошкольного детства;
— определения факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на появление типичных для дошкольного детства проблем.
Участники исследования: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет; методы исследования — беседы, интервью); родители детей старшего дошкольного возраста (методы исследования — анкетирование, опрос); педагоги дошкольных образовательных учреждений (методы исследования — анкетирование, опрос).
Диагностические методики для детей представлены семью блоками: «Я и мои ценности», «Я и другие люди», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я и моя страна», «Я и мир вокруг меня». Диагностические методики для педагогов и родителей включают анкеты и опросники, ориентированные на получение данных об особенностях понимания взрослыми современных детей дошкольного возраста и их проблем.
Исследование проведено как межрегиональное. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения в следующих регионах РФ: мегаполисе — г. Санкт-Петербург, республиканской столице — г. Уфа, краевых и областных центрах — г. Барнаул и Псков, крупных промышленных городах — г. Магнитогорск и Тольятти, районных центрах — г. Бокситогорск и Тихвин (Ленинградская обл.), г. Балашов (Саратовская обл.), г. Надым (ЯНАО), г. Пыть-Ях (ХМАО), г. Желез-ногорск (Красноярский край).
Всего в исследовании приняли участие более 2500 детей в возрасте от 5,7 до 7 лет, более 1500 родителей и педагогов.
Какие ценности присущи современным дошкольникам?
Определено, что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дошкольники в возрасте от 5,5 до 7 лет чувствуют себя уверенно в жизни, стремятся к самостоятельности, инициативности, свободе, чувствуют ответственность и за себя, и за других, более младших по возрасту детей. Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. Следует отметить, что среди опрошенных детей сегодня встречаются случаи абсолютной устойчивости ценностных ориентации, примерно 1-2 ребенка на 25-27 детей возрастной группы. К предпочитаемым видам детской деятельности дети по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная.
Хочет ли современный ребенок общаться со взрослыми и сверстниками?
Современный ребенок стремится к установлению разнообразных содержательных связей с миром близких взрослых и обществом сверстников. Дети преимущественно ориентированы на созидательность, гуманистические, доброжелательные отношения с окружающими людьми. Для их мироощущения важны устойчивость, надежность и доброта отношений, это придает дошкольникам социальную уверенность, стимулирует проявления активности и самостоятельности.
Проявление негативных, деструктивных черт в поведении окружающих негативно оцениваются всеми детьми.
Современный старший дошкольник проявляет особый интерес к взрослым, родителям, педагогам. Ограничение возможности постоянного и содержательного личностного, делового и познавательного общения со взрослыми в семье и детском саду становится причиной острых переживаний ребенка. Проблема обогащения и развития лич-ностно-ориентированных, доверительных, информационно-насыщенных контактов взрослых с ребенком в семье и детском саду представляет несомненную проблему, требующую решения как: на социальном уровне общества, так и на уровне теории и практики дошкольного образования.
Отношения современного дошкольника со сверстниками регулируются комплексом личных, деловых, познавательных мотивов, имеющих разную индивидуальную выраженность у детей. Дошкольники преимущественно оценивают сверстника по его эмоционально-личностным проявлениям и качествам (дружелюбие, открытость контактам, доброта, щедрость, приветливость и пр.) и его достижениям в деятельности.
Вместе с тем у части детей выявлена недостаточная ориентация в комплексе качеств, обеспечивающих дружеское общение в среде сверстников, что не в полной мере соответствует возможностям социального развития в старшем дошкольном возрасте.
Совместные игры со сверстниками сохраняют свою традиционную привлекательность для современного дошкольника. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. Задача состоит в обогащении игровой палитры ребенка новыми современными играми и игрушками, интерес к которым проявляют многие дети.
Любит ли ребенок детский сад?
В целом следует отметить положительное отношение детей к детскому саду, это учреждение они любят, приходят туда с удовольствием. Своих воспитателей дети воспринимают положительно, стремятся понять и объяснить их настроение, замечают лучшее в них, идеализируют, некоторых любят, считают своими друзьями. Но отношение взрослых, педагогов и родителей к ребенку прямо пропорционально тому, правильно или неправильно он себя ведет. В противоречие вступают естественная потребность детства — быть разным, всяким, все попробовать, поэкспериментировать и пошалить, побаловаться и поиграть, не послушаться в чем-то взрослого — и непонимание сущности детства взрослым, которого ребенок принимает, уважает и любит. Взрослые в этом недопонимании «ломают» детство, меняют его простые настоящие исходные ценности на ценности ложные, заставляют детей «подстраиваться» под взрослых.
В детском саду для ребенка существует много привлекательного. Исследование позволяет определить и ранжировать ценностные предпочтения детей. Самой значимой для детей в детском саду является возможность включаться в разные виды детской деятельности и наличие для этого в детском саду разнообразных игрушек и материалов. Следующим по значимости выступает возможность общения’со. сверстниками. К сожалению, общение с воспитателем не является значимым и привлекательным в характеристике детского сада глазами детей. Этот-факт заставляет предположить, что воспитателям пока еще не удается оптимально для ребенка построить свои отношения с ним.
Среди предпочитаемых видов деятельности дети выделяют прежде всего игру. В детских садах России создаются условия для включения детей в разные виды игр. Вместе с тем в исследовании была выявлена общая для всех регионов проблема — отсутствие достаточного времени в педагогическом процессе для организации самостоятельных детских игр и удовлетворения игровых потребностей детей. Главными причинами этого являются: доминирование обучающих занятий в ущерб игровой деятельности детей; использование игры для решения только образовательных задач или регулирования поведения. В современном детском саду создана предметная среда, вызывающая активный интерес детей. Однако в исследовании выявлен факт наличия существенных ограничений детей в использовании этих условий среды. Значительный и не всегда оправданный перечень ограничений препятствует становлению субъектной позиции ребенка, проявлению таких качеств, как активность, самостоятельность, ответственность за предпринятые изменения в пространстве группы, за установленный порядок в группе.
Большинство детей любят своих воспитателей. Они видят в педагоге прежде всего учителя, а желали бы взаимодействовать с ним как с личностью, имеющей свои взгляды, интересы, увлечения и проблемы. Человечного, неформального общения с воспитателем не хватает практически каждому современному ребенку.
Оценка детского сада глазами ребенка в большей мере зависит от конкретных людей, там работающих, от их отношения к детям и к своим профессиональным обязанностям, от личностных и профессиональных качеств воспитателя.
Как чувствует себя ребенок в семье?
Типичны для детей ориентация на свою семью, выраженная потребность в том, чтобы у ребенка были мама и папа, другие родственники, понимание того, что невозможно жить без них. Дети ориентируются в будущем на хорошую, полную, благополучную семью. В оценке своих родителей дети беспристрастны и искренни. Результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что чем меньше город, тем более выражены ориентиры детей на ценности семейных взаимоотношений.
Как показали результаты, наибольшее удовольствие во взаимодействии с ребенком родителям доставляют достижения его развития, изменения, происходящие с ним. Также удовольствие при взаимодействии с ребенком доставляют эмоции, чувства ребенка, разнообразие его проявлений. Важно подчеркнуть, что для современных родителей оказалось легче материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее — быть интересным для ребенка, строить с ним партнерские отношения.
Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся развивать его коммуникативные и когнитивные навыки. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Проявления детьми активности, инициативы, настойчивости не доставляют большей части родителей удовольствие, вероятно, потому что не соответствуют представлениям о том, как должен вести себя ребенок. Наблюдается сильная ориентация родителей на видимые результаты воспитания и обучения. Родители понимают свою миссию: обеспечить социализацию ребенка, но не знают, как реализовать ее правильно. Задача современного детского сада — способствовать педагогическому образованию родителей, делая это содержательно, разнообразно и неформально.
В какой стране живет современный дошкольник?
Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети знают города, в которых они живут, и совершенно точно знают свою страну. Они имеют разнообразные и глубокие представления о своем городе, знают его особенности и даже недостатки. О России у детей более скромные представления, хотя дети неплохо ориентируются в своей стране, знают, что она большая, что в ней живет много людей, что есть президент, другие города с другим климатом, морем, солнцем, есть люди, непохожие на русских людей по внешнему виду. В оценке людей других национальностей дети сориентированы на внешние признаки и характер деятельности, это в целом присущая детям стратегия оценки других. Толерантность к национальностям у старших дошкольников есть, но она не является осознанной. В целом отношение детей к своим городам можно охарактеризовать как типично созидательное, дети стремятся сделать свой город лучше, чище, красивее, приятнее, удобнее и совершеннее.
Как современный ребенок ориентируется в мире?
Выводы о представлениях детей по блоку «Я и мир вокруг меня» связаны с тем, что современному ребенку присущи разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к шести годам неплохо разбираться в окружающем мире, понимать его самобытность и разнообразие. Дети хотят учиться в школе, понимают, что образование тесно связано с их будущим, знания необходимы для работы. Образование для современного дошкольника имеет прикладной характер, что отражает тривиальные, обыденные взгляды на образование большинства людей в обществе. Дети российских городов показывают хорошую ориентацию в мире материальных ценностей, значимыми для них становятся компьютер, игрушки, телефон и телевизор. В детской субкультуре наблюдается колоссальное разнообразие, сегодня она шире, чем традиционная классификация содержания субкультуры дошкольников, предложенная взрослыми. Существенно обновился «секретный мир» детства, его необходимо тщательнее и подробнее изучать, чтобы правильно интерпретировать и понимать.
Глава 2. Психологический портрет дошкольного детства
2.1. Развитие психических процессов в дошкольном детстве