В чем выражаются творческие способности
Творческие способности: особенности и развитие
Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.
Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.
Способности и их роль в деятельности
Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.
В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:
Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.
Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?
Структура творческих способностей
Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.
Общий уровень творческих способностей
Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.
Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.
Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.
Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.
Творческое мышление – какое оно?
Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.
Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.
Творчество и интеллект
Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.
По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.
Специальные способности в творчестве
Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.
Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.
Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.
Как определить у себя наличие творческих способностей
Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.
Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.
Уровни интеллектуально-творческой активности
Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.
Выделяют 3 уровня такой активности:
Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.
Параметры творческой одаренности
Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.
К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.
Как развивать творческие способности
Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.
Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.
Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.
Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.
Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.
Упражнение «Цепочка ассоциаций»
Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.
Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.
А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.
Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.
Упражнение «Предмет-универсал»
Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.
Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?
Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.
Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.
Творческие способности — что это такое в психологии
Аспекты психологии, вызывающие наибольший интерес, – это темы, определяющие конкретного человека и его отличия от других. Среди этих аспектов выделяются личность, интеллект и творческие способности.
Образ творческого человека
Творческие способности в психологии
Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.
Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.
В чем отличие от креативных способностей
В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово – «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.
Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.
Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.
Структура способностей к творчеству
Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.
Общие способности
В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:
Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:
Роль специальных способностей
Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.
Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.
Детские творческие способности
Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:
Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.
Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.
Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.
Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.
В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.
Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.
Определение присутствия творческих способностей
Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.
Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.
Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.
Существует три степени такой деятельности:
Творчество в команде
Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.
Как развивать творческие способности у взрослых
Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.
Развитие творчества у взрослых
Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:
Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.
Видео
Творческие способности: сущность, компоненты и характеристика
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Творческие способности: сущность, компоненты и характеристика
В философском понимании творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда прежде не существовавшее. Творческий процесс может быть только на основе полной свободы, не скованной узами бытия, но и не выводимый из него.
В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей. Продуктами творческой деятельности выступает определенная совокупность рефлексов. Действие раздражителя, составляющего проблемную ситуацию, возбуждает рефлекс сосредоточения, который образует в мозговой деятельности доминанту. Вокруг доминанты концентрируется весь материал, так или иначе относящийся к раздражителю – проблеме. Таким образом, сама проблема на определенный период становится пунктом сосредоточения – доминантой, вокруг которой и совершается творческая деятельность [5, с.7].
Я.А. Пономарёв рассматривал творчество как «взаимодействие, ведущее к развитию». Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей младших школьников является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия обучающегося с учителем в процессе различных видов деятельности [4, с.7].
П. Торренс под творчеством понимал «способность к обострённому восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии» [3, с.56].
И.В. Львов считает, что «творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения» [7, с. 21-26].
Творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на социально-психологическое и интеллектуальное развитие личности. Создание образов силой воображения является одним из способов раскрытия своего «Я». Благодаря фантазированию можно: выявить проблемы у младшего школьника; определить причины страха и его уровень; помочь пережить депривацию; научить действовать в реальном мире.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский отмечал, что: «Воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими» [2, с.7].
В действительности, воображение – это психический процесс, свойственный только человеку и необходимый ему для трудовой деятельности [9, с.77].
Погружаясь в коллективный творческий процесс, младшие школьники получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия, расширяют сферы межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры [8, с.46].
Рассматривая понятие «творческие способности» следует раскрыть термин «способности». Способности – такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков, умений не сводятся. Иначе бы ответ у доски, удачно или неудачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях школьника. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. С позиции рассмотрения этой проблемы А.В. Петровским [6, с.312], нельзя говорить о способностях учащегося к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.
Серьезной психологической ошибкой педагога являются скоропалительные, без серьезной проверки утверждения, что школьник ещё не овладел необходимыми умениями и навыками, прочными знаниями, сложившимися приёмами работы. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко осуществляется процесс овладения знаниями, умениями, существенно важными для данной деятельности [6, с.364].
Творческие способности – сплав компонентов. В настоящее время вопрос о том, какие именно компоненты считать творческими остается открытым, хотя и существует несколько гипотез.
Р. Стернберг в своих работах указывал на то, что творческий процесс невозможен без специальных интеллектуальных способностей, таких как:
Синтетической способности (умение видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа их решения).
Аналитической способности (умение оценивать проблему в рамках дальнейшей разработки).
Практически-контекстуальной способности (умение убедить других в ценности своей идеи).
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук отмечал следующие творческие способности:
Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
Способность сворачивать мыслительные операции, ёмко и чётко оперировать информацией.
Способность применять имеющиеся навыки.
Способность рассматривать проблему не только как единое целое, но и с разных сторон.
Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
Способность быстро вспоминать ранее полученный опыт.
Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
Способность включать приобретённые сведения в имеющиеся системы знаний.
Способность генерирования идей.
Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
В.И. Андреев [1, с.203] предложил структурную модель, позволяющую выделить следующие основные компоненты творческих способностей личности:
1. Мотивационно-творческую активность и направленность личности.
2. Интеллектуально-логические способности личности.
3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности личности.
4. Мировоззренческие свойства личности, способствующие творческой деятельности.
5. Способности личности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности.
6. Коммуникативно-творческие способности личности.
7. Результативность творческой деятельности.
Исходя из анализа различных подходов к изучению компонентов творческих способностей, приходим к выводу, что исследователи единодушно выделяют творческое воображение и творческое мышление (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей. В качестве критерия творческого действия выступает создание нового, посредством собственной индивидуальности.
Андреев В.И. Педагогика высшей школы. – Казань, 2006. – 499с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. – М.: Академия, – 2011. – 56с.
Дубровина И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия, 2000 – 464с.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества/ М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 170с.
Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества/ А.Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. – 344с.
Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000. – 512с.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. № 10. С.34-37.
Фридман Л.М. О психологии младшего школьника // Начальная школа. 2001. №1. С.3
Щипакова И.А. Актуальность формирования творческого воображения у младших школьников в современном мире // Начальная школа плюс До и После. 2014. №4. С.77-79.