В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки

Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%B2 %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%B2 %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка %D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4 %D0%B2 %D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8.

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

Источник

Основоположники и история развития когнитивной психологии

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. smajly1. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-smajly1. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка smajly1.Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.

Суть и идеи науки

Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. imgonline com ua Resize GqSvkYWJUxs. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-imgonline com ua Resize GqSvkYWJUxs. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка imgonline com ua Resize GqSvkYWJUxs.

Основоположники и последователи направления

Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:

Становление и развитие

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. imgonline com ua Resize yvcixz7BDO09lS. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-imgonline com ua Resize yvcixz7BDO09lS. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка imgonline com ua Resize yvcixz7BDO09lS.

Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.

Модели внимания

Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

Поздняя селекция Дональда Нормана:

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. vetochka. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-vetochka. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка vetochka.

Модель А. М. Трейсмана:

Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

Преимущества и недостатки

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. feather 3010848 960 720. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-feather 3010848 960 720. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка feather 3010848 960 720.

Методы исследования

Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. psihologiya. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-psihologiya. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка psihologiya.

Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:

При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.

Взаимодействие с другими науками

Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. mozg. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-mozg. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка mozg.Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.

Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.

Источник

Когнитивная психология

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Когнитивная психология — это раздел психологии, изучающий когнитивные, т.е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представление информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная психология, какой мы ее знаем на сегодняшний день, сформировалась за два десятилетия между 1950 и 1970 гг. На ее появление оказали влияние три главных фактора. Первым были исследования эффективности действий людей, интенсивно проводившиеся в течение Второй мировой войны, когда были крайне необходимы данные о том, как обучить солдат использовать сложное оборудование и как решать проблему нарушений внимания. Бихевиоризм ничем не мог помочь в ответе на такие практические вопросы.

Второй подход, близко связанный с информационным, основан на достижениях в информатике, особенно в области искусственного интеллекта (ИИ). Суть ИИ состоит в том, чтобы заставить компьютеры вести себя разумно. Третьей областью, оказавшей влияние на когнитивную психологию, была лингвистика. В 1950-х гг. Н. Хомски, лингвист из Массачусетского технологического института, начал разрабатывать новый способ анализа структуры языка. Его работа показала, что язык был намного сложнее, чем считалось ранее, и что многие из бихевиористских формулировок не могли объяснить этих сложностей.

После первой мировой войны и до 60-х гг. бихевиоризм и психоанализ (или их ответвления) настолько доминировали в американской психологии, что когнитивные процессы были почти совсем преданы забвению. Не многие психологи интересовались тем, как приобретается знание. Восприятие — наиболее фундаментальный когнитивный акт — изучалось главным образом небольшой группой исследователей следовавших «гештальтской» традиции, а также некоторыми другими психологами, интересовавшимися проблемами измерения и физиологии сенсорных процессов.

Ж. Пиаже и его сотрудники изучали когнитивное развитие, однако их работы не получили широкого признания. Работы по вниманию отсутствовали. Исследования памяти никогда не прекращались полностью, однако они были сосредоточены в основном на анализе запоминания «бессмысленных слогов» в строго определенных лабораторных ситуациях, применительно к которым только и имели смысл получаемые результаты. Вследствие этого в глазах общества психология оказалась наукой, занимающейся главным образом сексуальными проблемами, приспособительным поведением и контролем за поведением.

В последние несколько лет ситуация коренным образом изменилась. Психические процессы снова оказались в центре живого интереса. Возникла новая область, называемая когнитивной психологией.

Такой ход событий был обусловлен несколькими причинами, однако важнейшей из них было, видимо, появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Оказалось, что операции, выполняемые самой электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.д.

Появление ЭВМ послужило давно уже необходимым подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять. Вместе с ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности; такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма, стали обычным делом.

По мере развития концепции переработки информации попытка прослеживания движения потока информации в «системе» (т.е. в мозгу) стала первоочередной целью в этой новой области.

При анализе исторических условий, подготовивших возникновение когнитивной психологии, обычно остается в тени тот факт, что этому предшествовало интенсивное развертывание работ по измерению времени реакции человека, когда он в ответ на поступающие сигналы должен как можно скорее нажать на соответствующую кнопку. Такие измерения проводились давно, еще в лабораториях В. Вундта. Но сейчас они приобрели иной смысл.

В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. 640 1. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки фото. В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки-640 1. картинка В чем выражен когнитивный аппарат психологической науки. картинка 640 1.

Нельзя обойти еще одно незаслуженно забытое обстоятельство, предшествовавшее возникновению когнитивной психологии повлиявшее на формирование ее «внешнего облика». Чертой научного продукта когнитивистов являются его зримые и строгие очертания в виде геометрических фигур, или моделей. Эти модели состоят из блоков (у Р. Солсо часто встречается выражение «ящики в голове»), каждый из которых выполняет строго определенную функцию. Связи между блоками обозначают путь прохождения информации от входа до выхода модели. Представление работы в виде такой модели было заимствовано когнитивистами у инженеров. То, что инженеры называли блок-схемами, когнитивисты назвали моделями.

Для чего нужна когнитивная психология? Основные механизмы человеческого мышления, которые пытается понять когнитивная психология, важны и для понимания различных типов поведения, изучаемых другими общественными науками. Например, знание о том, как люди мыслят, важно для понимания некоторых нарушений мышления (клиническая психология), поведения людей при их общении друг с другом или в группах (социальная психология), процессов убеждения (политология), путей выработки экономических решений (экономика), причин большей эффективности определенных способов организации групп (социология) или особенностей естественных языков (лингвистика).

Когнитивная психология, таким образом, — это фундамент, на котором стоят все другие общественные науки, точно так же как физика — основа для других естественных наук.

Концепции отдельных представителей когнитивной психологии. Теория личностных конструктов Джорджа Келли (1905-1967)

Основные положения изложены в работе «Психология личностных конструктов» (1955):

— поведение человека в повседневной жизни напоминает исследовательскую деятельность;

— организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события;

— различия в антиципации людей зависят от особенностей личностных конструктов.

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга (например, Россия похожа на Белоруссию и Украину, и не похожа на США на основании).

Личностные конструкты функционируют на основе следующих постулатов:

— постулат конструктивности: человек предвосхищает события, конструируя свое поведение и реакции с учетом внешних событий;

— постулат индивидуальности: люди отличаются друг от друга характером личностных конструктов;

— постулат дихотомии: конструкты строятся в полярных категориях (белый — черный);

— постулат порядка: конструкт обеспечивает восприятие только тех явлений, которые подпадают под его характеристику (например, веселый);

— постулат опыта: система личностных конструктов изменяется в зависимости от получаемого опыта;

— постулат фрагментарности: индивид может использовать подсистемы конструктов, находящиеся в противоречии друг с другом;

— постулат общности: под влиянием одинаковых событий у людей формируются схожие конструкты;

— постулат социальности: человек настолько понимает другого человека, насколько может открыть для себя его внутренние конструкты.

Люди, по Келли, отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события.

На основании конструктов человек интерпретирует окружающий мир.

Система личностных конструктов характеризуется таким параметром, как когнитивная сложность (термин предложен У. Байери). Когнитивная сложность отражает степень категориальной дифференцированности сознания человека. Когнитивная сложность характеризуется количеством оснований классификации, которыми сознательно или несознательно пользуется человек при анализе фактов окружающей действительности (противоположное качество — когнитивная простота).

Келли разработал «репертуарный тест ролевого констукта» (или метод «репертуарных решеток»), с помощью которого диагностируется система личностных конструктов человека.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера

Основные положения изложены в работах «Теория когнитивного диссонанса» (1957), «Конфликт, решение и диссонанс» (1964).

Когнитивный диссонанс — это напряженное дискомфортное состояние личности, обусловленное наличием в его сознании противоречивых знаний (информации) об одном и том же объекте (явлении) и побуждающее человека снять это противоречие, то есть добиться консонанса (соответствия). Кроме того, существование диссонанса побуждает человека избегать ситуаций и информации, которые ведут к возрастанию этого диссонанса.

Источники возникновения диссонанса:

— логическое несоответствие («люди смертны, но я буду жить вечно»);

— несоответствие культурным образцам (например, когда учитель кричит на учеников, возникает диссонанс с представлениями об образе педагога);

— несоответствие данного когнитивного элемента более общей, более широкой системе когниций (господин «X» всегда уходит на работу рано утром, а в этот раз пошел вечером);

— несоответствие прошлому опыту новой информации.

Теория каузальной атрибуции

Теория каузальной атрибуции (от лат. causа — причина, attribuo — придаю, наделяю) — это теория о том, как люди объясняют поведение других. Основы этого направления были заложены Фрицем Хайдером, продолжены Гарольдом Келли, Эдвардом Джонсоном, Даниел Джилберт, Ли Россом и др.

Теория каузальной атрибуции исходит из следующих положений:

— люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения;

— ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека;

— причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку.

— Хайдер считал, что необходимо изучать «наивную психологию» «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей. Ученый пришел к выводу, что мнение о человеке (хороший человек — плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает — неправильно поступает).

В процессе атрибуции (термин предложен Ли Россом в 1977) у человека нередко возникает фундаментальная ошибка, то есть тенденция к недооценке ситуационных причин и переоценке диспозиционных (внутри- личностных) причин, влияющих на поведение человека. При этом свое собственное поведение человек объясняет преимущественно с точки зрения влияния ситуации.

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896- 1980).

Жан Пиаже родился 9 августа 1896г. в Швейцарии. в городе Нёвшатель в Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы. В 1907 г когда ему было 11 лет, в журнале естественной истории была опубликована его небольшая научная заметка. Первые научные интересы Пиаже были связаны с биологией.

Пиаже получил степень доктора философии в Невшательском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли.

После получения ученой степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподает в школе для мальчиков директором которой был Альфред Бине, создатель теста IQ Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям.

Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы, свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым. В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди, находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей. В Париже он много работал в клинике, изучал логику, философию, психологию, проводил экспериментальные исследования на детях, начатые без энтузиазма. Однако скоро Пиаже нашел свою собственную область исследования. Это были конец теоретического и начало экспериментального периода в творчестве Пиаже как психолога.

Уже первые факты из области психологии, полученные Пиаже в экспериментах с детьми по стандартизации так называемых «рассуждающих тестов» К. Берта, подтвердили эту его идею. Полученные факты показали возможность исследования психических процессов, лежащих в основе логических операций. С тех пор центральная задача Пиаже состояла в том, чтобы изучить психологические механизмы логических операций, установить постепенное возникновение стабильных логических целостных структур интеллекта.

В 1929 г. Пиаже принял приглашение занять пост директора Международного Бюро по образованию ЮНЕСКО, во главе которого он оставался до 1968 г.

Работая в психологии почти шестьдесят лет, Пиаже написал более 60 книг, сотни статей. Он изучал развитие у ребенка игры, подражания, речи. В поле его внимания были мышление, восприятие, воображение, память, сознание, воля. Помимо психологии Пиаже проводил исследования в области биологии философии, логики, обращался к социологии и истории науки. Для того чтобы понять, как развивается человеческое познание, он изучал развитие интеллекта у ребенка.

Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре).Основная идея, развиваемая во всех произведениях Пиаже, состоит в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур. Эти структуры достигаются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция.

Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической (не обращенной к слушателю) речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, так как в них говорилось не о том, чего ребенку не хватает сравнительно со взрослым (меньше знает, неглубоко мыслит и т.п.), а о том, что же у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация. Отвечая много лет спустя на критические замечания Л. С. Выготского, Ж. Пиаже признавал их в значительной степени справедливыми. Он, в частности, согласился с тем, что в своих ранних работах он «преувеличил сходство между эгоцентризмом и аутизмом.»

Пиаже выделил ряд стадий в эволюции детской мысли (например, своеобразная магия, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет, или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью: «солнце движется, потому что оно живое»).

Пиаже ввел в психологию понятие группировки. Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет группировки — объединяет действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы.

Будучи неспособным мыслить в абстрактных понятиях, соотносить их и т.п., ребенок опирается в своих объяснениях на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже выделил четыре стадии. Первоначально детская мысль содержится в предметных действиях (до двух лет), затем они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума (от 2 до 7 лет), на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции, на четвертой (от 11 до 15 лет) — формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (например, от общего к частному) умозаключения.

Операции не совершаются изолированно. Будучи взаимосвязанными, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры.

Для выявления механизмов познавательной деятельности ребенка, Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога.

Согласно Пиаже, формула S→R недостаточна для характеристики поведения, так как нет одностороннего воздействия объекта на субъект, а есть взаимодействие между ними. Поэтому правильнее писать эту формулу так: S↔R или S→(AT)→R, где (AT) есть ассимиляция стимула S к структуре T. В другом варианте эта формула записывается как S→(OD)→R, где (OD) есть организующая деятельность субъекта.

Ограниченность формулы S→R определяется, по мнению Пиаже, следующим обстоятельством. Для того чтобы стимул вызвал реакцию, надо, чтобы субъект был чувствителен, к этому стимулу.

Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка.

Что изучает генетическая психология, созданная Пиаже? Объект этой науки — изучение происхождения интеллекта. Она изучает, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т. д. Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *