В чем выражена специфика обучения детей движению
Принципы обучения детей движениям (консультация для педагогов)
Ирина Дельнова
Принципы обучения детей движениям (консультация для педагогов)
Принцип развивающего обучения. При обучении движениям следует учитывать «зону ближайшего развития», т. е. предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережать его.
Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения обязательно решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств).
Принцип сознательности. Основополагающий принцип обучения движениям. Он предполагает понимание детьми сути производимого ими того или иного движения. Начиная с 3-х лет постепенно подводим ребёнка к пониманию сути движения, умению сравнивать качественные характеристики (темп, ритм, амплитуду, мышечно ощущать его.
Принцип систематичности. Суть принципа раскрывается в ряде положений, касающихся физкультурных занятий, чередования нагрузки и отдыха, взаимосвязи между различными сторонами содержания занятий.
Принцип наглядности. Заключается в создании у ребёнка при помощи различных органов чувств представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.
Принцип доступности. Предусматривает обучение детей с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном темпе.
Принцип индивидуализации. Обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, обеспечить здоровый образ жизни в дошкольном учреждении каждого ребёнку с учетом его здоровья, развития, интересов, дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия.
Принцип оздоровительной направленности. Специфический принцип физического воспитания – средствами физических упражнений укреплять здоровья; физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребёнка, уровню физического развития и здоровья; сочетать двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами; включать в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости; повышать двигательную активность, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создавать оптимальные условия для игр и занятий детей. Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье каждого ребёнка.
Использование современного развивающего оборудования в ДОУ для обучения детей движениям в условиях реализации ФГОС С введением ФГОС дошкольного образования задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей заняли первоочередное значение,.
Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста ЭМП» Деловая игра «Общедидактические принципы, методы и приемы обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. «.
Консультация для педагогов «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству» «Этапы обучения детей старшего дошкольного возраста словотворчеству»Слово– носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи.
Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.
Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.
Обучение детей имитационным движениям Консультация для педагогов. «Обучение детей имитационным движениям». Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на.
Консультация для родителей «О необходимости обучения плаванию детей в теоретическом наследии зарубежных и русских педагогов» О необходимости обучения плаванию детей в теоретическом наследии зарубежных и русских педагогов. Со времени своего появления на Земле человек.
Консультация «Принципы взаимодействия с родителями и условия, необходимые для включения семьи в ОП доо» Слайд 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.
Консультация для воспитателей «Принципы и подходы к формированию ООП детского сада» Принципы и подходы к формированию ООП детского садаПринципы Обязательная часть поддержка разнообразия детства; сохранение.
Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста Современные дети родились и живут в активно формирующейся и функционирующей информационно-образовательной среде, начиная с первого звена.
Методические особенности обучения движениям
Обучение – составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.
Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:
— в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;
— в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;
— в двусторонности процесса обучения (Э.Я. Степаненкова, 2001).
Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляется поиск оптимизации их, с другой – каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.
Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, то есть на его внутренний мир – чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.
Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.
Обучение носит воспитательный характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.
Важную роль в педагогическом процессе играет понимание взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.
Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.
Обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, пробуждает к самосовершенствованию. Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.
Первый этап характерен начальным разучиванием двигательного действия;
На первом этапе начального разучиваний ставятся следующие задачи: ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполняя в общих чертах.
Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.
Методика начального разучивания. Исходя из поставленных задач, воспитатель пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последовательности.
1. Правильный, безукоризненно четкий показ образца. Он эмоционально выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.
2. Расчлененный показ двигательного действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я поднимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: «На колено», носок у меня оттянут вниз». При таком расчлененном показе никогда не следует пользоваться счетом (раз, два, три и т. д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей собственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено и др.).
После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание.
Все эти приемы должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное движение, объединению их в целостный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения. Однако если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детей заданию, они уточняются путем разъяснения или показа воспитателя.
Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. Что касается двух младших групп детского сада, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы или показ с одновременным объяснением воспитателя и включением в такие же действия детей. Выполнение показываемых движений, поощрение воспитателя создают у детей эмоционально-положительное состояние, определяющее успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков.
На втором этапе углубленного разучивания движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.
Учитывая механизм образования условных рефлексов, педагог должен восстановить в сознании и мышечном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений.
В процессе сознательного повторения движения постепенно развивается дифференцированное торможение, повышается роль второй сигнальной системы (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева). Иррадиирование возбуждений в коре головного мозга постепенно сменяется все большей их концентрацией. Возбуждение устремляется к нервным клеткам, которые соответствуют характеру раздражителя, подкрепляемого воспитателем. В то же время благодаря его указаниям, носящим характер тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают; Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя.
Постепенно движения упорядочиваются, уточняются в силу все более развивающегося дифференцированного торможения. «При последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепляемые связи».
Методика углублённого разучивания. Учитывая физиологический механизм процесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, воспитатель отбирает соответствующие методические приемы.
В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребенком, воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить к отдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка помочь каждому индивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указания воспитателя и видят практически, к чему надо стремиться.
На втором этапе обучения двигательные действия всегда детям знакомы, поэтому воспитатель при выборе приемов учитывает степень сложности каждого данного движения. Простые по содержанию и структуре движения целесообразно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь наглядным показом. При этом у них активизируются внимание, мысль и желание самостоятельного выполнения. Если движение более сложное, целесообразно использовать конкретное напоминание — показ движения с пояснением (метание в цель, прыжок в высоту и др.).
В выборе приемов на основе анализа сложности движений и будет проявляться необходимая целесообразность их применения, включающая ребенка в посильное умственное и физическое напряжение.
На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить и совершенствовать приобретенный навык владения техникой двигательного действия, стимулировать детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создать возможность применения его в играх и в жизни.
Методика закрепления и совершенствования. На третьем этапе обучения ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве.
Воспроизведение правильно разученного двигательного действия детьми на третьем этапе является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтому воспитатель в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием, используя для этого название упражнения. У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении возникает вся его последовательность, и они выполняют его быстро и четко.
Чтобы движения всех детей при самостоятельном выполнении какого-либо упражнения были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами. На данном этапе ребенок готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Учитывая имеющийся опыт и некоторую приобретенную технику выполнения упражнений, ему предлагают творческие задания: внести какое-либо изменение в известное ему упражнение и создать его вариант, скомбинировать из знакомых элементов новое, придумать свое, оригинальное (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева).
Таким образом, методика обучения, использующая указанные выше задания, воспитывает ребенка важное для его дальнейшей жизни творческое отношение к своей деятельности.
Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходит в процессе закономерно следующих друг за другом и взаимосвязанных стадий на протяжении трех основных этапов обучения. Учет характера каждой стадии в связи с особенностями высшей нервной деятельности позволяет педагогу целесообразно намечать практические задачи и методику обучения детей.
Методы обучения детей основным движениям
Светлана Сафоновская
Методы обучения детей основным движениям
Умение ходить формируется у ребенка к концу первого года жизни, постепенно навык ходьбы совершенствуется. В первой младшей группе детей учат во время ходьбы не опускать голову вниз, не смотреть под ноги, ходить легко, свободно двигать руками.
Широко используется метод показа. Педагог сам идет ровным шагом, легко ступая и не сильно размахивая руками. Дети, подражают ему и стараются упражнение выполнить также. В обучении ходьбе большое место занимают упражнения. Они носят двигательно-игровой характер и своей эмоциональностью привлекают детей («Пойдем к кукле в гости», «Принеси игрушку», «Маршируем с флажком», «Походим как кошечки» и др.). Педагог
при этом подсказывает детям, как нужно идти (смотреть вперед, не шаркать
ногами и т. п.). На занятии формированию навыка ходьбы способствует
выполнение таких упражнений как ходьба группкой (стайкой) за воспитателем
в определенном направлении; по кругу; врассыпную; обходя предметы;
парами друг за другом; перешагивая линии; выполняя приставные шаги; держа в
руках ленточку, флажок и др.
Во второй младшей группе к ходьбе детей предъявляются более четкие
требования. Малыши учатся ходить с хорошей осанкой, со свободными,
естественными движениями рук, не шаркая ногами. Для этого они
выполняют разнообразные задания, укрепляющие мышцы ног, развивающие
умения сохранять равновесие, координировать движения рук и ног: учатся
ходить обычным шагом небольшими группами в указанном направлении; друг
за другом в колонне; врассыпную; вокруг зала с разным положением рук; на
носках, пятках с различной шириной шага; на прямых ногах; спиной вперед;
парами, не держась за руки; змейкой;
приставным шагом вперед, в сторону.
напоминает и подсказывает детям правильное положение туловища, рук и ног
во время ходьбы. Положительную роль играет музыкальное сопровождение,
вызывающее эмоциональный подъем у малышей, помогающее им регулировать
ритм, темп, амплитуду движений.
На пятом году жизни ребенок ходит вполне уверенно, соблюдая
направление движения. Легче становится походка, увеличивается длина шага, у
многих появляется перекат с пятки на носок. Однако плечи все еще чрезмерно
напряжены или опущены, туловище недостаточно выпрямлено. Путем
систематических упражнений педагог пытается устранить эти ошибки. С его
помощью дети осваивают новые виды ходьбы: ходьбу на пятках, мелким и
широким шагом, с разным положением рук, приставным шагом в сторону. Они
учатся быть ведущими в колонне, менять темп и направление движения.
Предъявляются более высокие требования к координации движений. С этой
целью детям предлагается выполнять ходьбу с ускорением и замедлением,
сочетание ходьбы и бега.
В старшем дошкольном возрасте большинство детей ходят ритмично,
четко, с хорошей осанкой и координацией движений. Однако навыки
правильной ходьбы еще недостаточно прочны и легко могут нарушаться при
переключении внимания ребенка на те или иные ее детали. Педагог добивается
правильной техники ходьбы во всех освоенных и новых движениях. Он
постоянно напоминает детям о необходимости энергично размахивать руками,
сохранять хорошую осанку, дышать ритмично. Целесообразно применение
звукового сопровождения: музыка, хлопки, удары в бубен.
Бег как вид движения появляется у детей на втором году жизни. Сначала
это просто ускоренная ходьба, затем образуется фаза полета, которая на третьем
году жизни появляется почти у всех дошкольников. Для детей этого возраста
характерны мелкие, семенящие шаги во время бега, тяжелая постановка ноги
на поверхность (всей стопой, шарканье ногами, отсутствие ритмичности в
движениях. При обучении бегу, большое значение имеет пример педагога.
Поэтому он участвует в играх и выполняет бег вместе с детьми. Широко
используется игровой образ «бегаем как мышки», «как маленькие котята». В
играх малыши могут бегать непрерывно в течение 30 – 40 с. Не рекомендуется
давать детям задание бегать поочередно. Когда движение выполняют
одновременно все, в его включается каждый ребенок. Естественнее всего дети
бегают в подвижных играх.
На четвертом году жизни в беге ребенка хорошо выражен полет,
движения рук и ног согласованы. Однако длина шага еще недостаточна, темп
движений низкий. Главная задача – научить детей координировать движения
рук и ног в разных видах бега, не мешать играющим, согласовывать свои
действия с действиями других. В этом возрасте дети способны выполнять
разные виды бега: бегать в прямом направлении группами и в колонне по
одному; друг за другом по кругу; змейкой между предметами; между двумя
линиями; на носках, меняя направление; широким шагом; семенящим шагом;
по диагонали; с изменениями темпа; чередовать бег с ходьбой; выполнять
челночный бег; бегать, преодолевая препятствия; бегать на скорость (10 – 20
м, выполнять непрерывный бег в течение 50 – 60 с.
В среднем дошкольном возрасте у подавляющего большинства детей в
беге хорошая координация движений, положение головы свободное, взгляд
направлен вперед. Вместе с тем сохраняется параллельная постановка стоп,
невысокая скорость, малоактивное движение рук. Специальные упражнения,
используемые в обучении бегу,направлены на решение двух задач: развитие
прямолинейности бега и навыка поднимания бедра. Для обучения
беге обращается внимание на параллельную постановку ног с носка.
Подъему бедра способствует бег с преодолением препятствий (начерченные
линии, положенные на пол веревки, невысокие предметы, барьерчики).
Постепенно дети учатся выполнять быстрый бег, пробегая 10 м 2 – 3 раза с
небольшими перерывами. В этой группе каждый ребенок учится быть
ведущим в колонне и выполнять непрерывный бег в течение 1, 5 мин.
В старшем дошкольном возрасте навыки бега еще более
совершенствуются. Педагог меньше показывает сам, больше объясняет.
Особое внимание обращается на естественность и легкость бега, энергичное
отталкивание, эластичную постановку стоп.
Важная роль отводится темпу выполнения бега. Дети соревнуются в беге на
скорость на дистанции 20 – 30 м.
В подвижных играх непрерывность бега доводится до 2 мин. В старшем
дошкольном возрасте бег служит основным средством развития
выносливости и скоростно-силовых качеств ребенка.
Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка). Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).
Детям 3—4 лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами; по доске, положенной на полу, или по бревну высотой 15—20 см, лежащему на земле или по скамейке.
Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске, переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучаютболее сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15—20 см.
Выполняя первые попытки в передвижении по бревну или по наклонной доске, большинство детей младшего дошкольного возраста ходят неуверенно, смотрят вниз, под ноги. Некоторым из них нужна помощь взрослого, который поддержал бы ребенка за руку, помог подняться и сойти с бревна (скамейки, давал бы указания во время выполнения упражнений или подбадривал его.
Для детейстаршего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются различными заданиями: во время ходьбы по бревну (скамейке) присесть и повернуться кругом; переступить через кубик (мяч, лежащий на середине бревна; ходьба по бревну с предметом (мяч, скакалка в руках).
Во время выполнения упражнений в равновесии следят, чтобы ребёнок шёл переменным шагом, ровно, смотрел вперед, а не под ноги, на конце бревна выполнял со скок с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Эти упражнения желательно проводить с мешочком или медицинболом массой 300—500 грамм на голове, чтобы ребёнок приучился держать голову ровно, сохраняя при этом правильную осанку.
Лазанье и ползание.
Упражнения в лазании выполняются по циклическому типу. При
передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование
напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение
длительное время, что дает возможность укреплять организм, воспитывать
Дети первой младшей группы пытаются овладеть ползанием и
лазаньем. Ползание осуществляется при опоре на руки и ноги, давая ребенку
возможность разгрузить позвоночник. Активно работает верхний плечевой
пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания
правильной осанки. Сначала малыши упражняются в ползании по полу на
четвереньках в любом направлении, затем педагог учит их ползти в заданном
направлении. С этой целью он создает игровые ситуации – ставит на пол
яркие игрушки и предлагает детям доползти до них. Дальнейшим
усложнением является ползание по доске, гимнастической скамейке,
проползание под дугой, веревкой. Упражнения
сочетаются с умением ребенка сохранять равновесие.
В этом возрасте малыши учатся выполнять лазанье. С этой целью
используется лесенка-стремянка. Она имеет небольшой наклон, что помогает
детям переставлять ноги с рейки на рейку. Каждый ребенок влезает на
лесенку и слезает с нее произвольным способом в своем индивидуальном
Во второй младшей группе в программу занятий включается ползание
на четвереньках, опираясь на колени и ладони, а также ползание «по-
медвежьи», опираясь на ступни и ладони.
В этом возрасте ползание может сочетаться с упражнениями в равновесии,
например, ползание по ребристой доске,
наклонной доске, гимнастической скамейке, бревну. Педагог находится рядом с
детьми, дает им необходимые указания, в случае необходимости помогает. Все
упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера
(поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.).
Лазанье во второй младшей группе дети выполняют по лесенке-горке,
гимнастической стенке. Чаще всего они используют приставной шаг. Однако
педагог показывает и объясняет детям, как захватить рейку руками (большой
палец снизу, остальные сверху, как правильно поставить на рейку ноги
(серединой стопы). Под контролем взрослого дети влезают на небольшую
высоту 3 – 4 рейки. Педагог одобряет робкие попытки ребенка, помогает ему
В среднем дошкольном возрасте ползание и лазанье выполняется
разными способами. В этом возрасте дети могут проползать расстояние до 6-8 м.
сохранения у ребенка интереса к однообразному упражнению ему
необходимо придать игровой характер: «муравьи ползут в муравейник».
Вводится новый вид ползания – на четвереньках с опорой на колени и
предплечья «кошка крадется». Укрепление мышц плечевого пояса позволяет
ползать на четвереньках по бревну, по гимнастической скамейке на животе,
подтягиваясь на руках. Педагог всегда находится у пособия, готовый в любой
момент оказать помощь ребенку.
Лазанье по гимнастической стенке дети выполняют переменным
(чередующимся) шагом, однако допускается, чтобы при слезании они
использовали более простой для них приставной шаг. Новым видом
упражнения в этом возрасте является переход приставным шагом с одного
пролета гимнастической стенки на другой. Сначала это упражнение
выполняется на уровне первой рейки лестницы, затем переход на другой
пролет осуществляется на высоте 3-4 рейки. Данное упражнение требует от
ребенка большого внимания и умения целесообразно распределять свои
В старшем дошкольном возрасте упражнения в ползании сочетаются с
другими движениями: ползать на четвереньках 3-4 м, толкая головой мяч;
чередовать ползание с ходьбой, бегом, перешагиванием; ползать, переползая
через несколько предметов подряд. Вводится подтягивание на скамейке на
коленях; передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на
скамейке; ползание назад, по скамейке, опираясь на предплечья и колени.
Большое внимание уделяется лазанью по вертикальным лестницам,
Дети учатся влезать до
самого верха лестницы, переходить с пролета на пролет на уровне 4-5 рейки.
В дошкольном учреждении детей обучают выполнению разнообразных
видов прыжков: подпрыгиванию (подскокам, прыжкам в глубину
(спрыгиванию, прыжкам в высоту и длину с места и с разбега.
В первой младшей группе дети обучаются подпрыгиванию на двух
ногах, прыжкам в длину с места.
обучении подпрыгиванию используется показ взрослого, применяются
игровые приемы и упражнения имитационного характера. Детям предлагают
достать игрушку, до которой надо допрыгнуть, попрыгать как «мячики», как
«зайчики». Подскоки можно регулировать ударами в бубен, хлопками,
Трехлетний ребенок может самостоятельно спрыгивать с высоты
10 – 15 см. Приземление он осуществляет на прямые ноги и всю ступню. При
выполнении спрыгивания можно поддерживать ребенка за одну руку,
подбадривать его, показывать, как следует опускаться сразу на обе ноги и на
Разучивание прыжков с места в длину начинается с простых заданий.
Вводятся зрительные ориентиры, которые помогают понять суть
упражнения. Дети перепрыгивают через линию, начерченную на полу, через
веревку, положенную на пол, затем перепрыгивают через две линии,
На четвертом году жизни происходит более детальное разучивание
подпрыгиваний. Дети подпрыгивают на месте, и слегка продвигаясь вперед,
во время подпрыгивания касаются головой поднятой руки педагога,
пытаются позвонить в колокольчик, ударить в бубен. Эти упражнения учат
ребенка подпрыгивать повыше, взмахивать руками в прыжке. Параллельно с
подпрыгиванием на месте вводится подпрыгивание на двух ногах,
Самостоятельное спрыгивание начинается с невысоких кубов (10–15 см,
затем дети спрыгивают с невысокой скамейки (10–15 см). При спрыгивании
четырехлетний ребенок фиксирует исходное положение (полусгибает ноги).
Основной задачей при обучении спрыгиванию является мягкое приземление.
Важно упражнять малышей в энергичном отталкивании двумя ногами
одновременно. С этой целью дети учатся перепрыгивать через «ручеек»,
«дорожки», ширина которых постепенно увеличивается до 40 см. Выполняя
упражнение, дети подходят к линии как можно ближе, немного сгибают
колени, оттолкнувшись ногами, перепрыгивают через две линии и мягко
приземляются, стараясь удержать равновесие.
В средней группе дети по-прежнему учатся выполнять только простые
прыжки: подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места.
Подпрыгивание усложняется разнообразными заданиями: подскоки с
поворотом налево, направо, вокруг себя; подскоки ноги вместе, ноги врозь,
подскоки на двух ногах, продвигаясь вперед. Педагог напоминает детям, что
во время подпрыгивания туловище следует держать прямо, смотреть вперед,
при приземлении не наклоняться. В этом возрасте дети осваивают технику
подпрыгивания на одной ноге.
Прыжок в длину с места у детей пятого года жизни имеет более четкую
Многие дети начинают прыжок почти с хода, не фиксируя исходное
положение. Часто наблюдается плотная постановка стоп, отведение рук далеко
назад-вверх. Для уточнения техники
выполнения прыжка используются следующие упражнения: подняться на
носки со взмахом рук вперед; из полуприседа выпрямиться, подняться на
носки. С целью освоения оптимальной траектории прыжка дается задание
прыгать через препятствие (плоский обруч, кубик). К концу года дети могут
прыгать на результат (как можно дальше).
В старшей группе дети выполняют знакомые и новые виды прыжков:
подпрыгивание, спрыгивание, прыжки в длину с места, прыжки в высоту и
Виды подпрыгивания очень разнообразятся: дети совершают в
подпрыгивании дополнительные движения ног, прыгают на одной ноге, с
ноги на ногу, с поворотом в прыжке, с разнообразными движениями рук. Им
также доступны разные виды прыжков на одной ноге: на месте, с продвижением
вперед, назад, влево, вправо.
Старшие дошкольники более качественно выполняют прыжок в длину
с места. Дети самостоятельно занимают удобное исходное положение,
взмахивают руками во время отталкивания, сохраняют равновесие в полете,
устойчиво приземляются. В обучении прыжку обращается внимание на
выполнение полета в направлении вперед-вверх с одновременным
вынесением ног вперед. Положительный эффект дает введение ориентира,
размещенного на 5-7 см дальше предыдущего прыжка.
Новыми видами прыжков в старшем дошкольном возрасте выступают
прыжки в высоту и в длину с разбега, прыжки через вращающуюся скакалку.
В дошкольном учреждении к обучению метанию приступают тогда,
когда дети приобретут некоторые навыки владения мячом. В раннем возрасте
малыши самостоятельно могут бросать предметы на расстояние. Поэтому
прежде чем приступить к специальным обучающим упражнениям ребенка
необходимо научить брать, держать и переносить мяч двумя, а затем одной
рукой. Бросив мяч, малыш следит за его полетом, а потом поднимает и снова
бросает. Необходимо научить детей энергично отталкивать мяч от себя.
Наиболее простые упражнения, которые способствуют этому –
прокатывание, бросание. Малышей учат прокатывать мяч одной и двумя
руками друг другу с небольшого расстояния (1 м, прокатывать мяч под дугу,
по узкой дорожке. Педагог объясняет и показывает ребенку, что мяч надо
направлять вперед, стараясь, чтобы он не уклонился в сторону, отталкивать
его нужно кистями рук.
Затем учит малыша скатывать мячи с невысокой горки.
При первоначальном обучении
бросанию и ловле большое значение имеют индивидуальные действия с
мячом. Дети осваивают бросок мяча вперед-вверх и бросок мяча педагогу.
Регулярное выполнение разнообразных заданий двумя и одной рукой
подготавливает малышей к усвоению разных способов метания.
Во второй младшей группе при прокатывании, бросании и ловле мяча
вводится выполнение упражнений в парах.
Метание вдаль дети выполняют
произвольно. Также как и в прокатывании, педагог учит малышей бросать мяч
На пятом году жизни при обучении прокатыванию перед детьми ставятся
новые задачи – отталкивать мяч, придавая ему нужное направление;
отталкивать мяч с разной силой. Д
Броски мяча в даль и в цель выполняются в этом возрасте разными
способами: от груди, из-за головы, прямой рукой сверху. Обучая метанию,
педагог обращает внимание на положение туловища, параллельную
постановку ног на ширине ступни, бросок мяча вперед-вверх. Без
зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому
им предлагают перебрасывать мяч через куст, ветку дерева, натянутую сетку.
Педагог следит за количеством бросков правой и левой рукой.
В старшей группе упражнения в бросании и ловле становятся более
разнообразными. Дети учатся бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя
руками (не менее 10 раз подряд, перебрасывать мяч из одной руки в другую,
подбрасывать и ловить с хлопками, ударять мяч, отскочивший от земли (не
менее 10 раз подряд, перебрасывать мяч друг другу и ловить его стоя, сидя,
разными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли).
Совершенствуются в этом возрасте навыки метания в цель и в даль.
Наиболее часто дети используют способ «из-за спины через плечо». Педагог
должен правильно показать движение с соблюдением всех основных
Добиваясь сознательного овладения тем или иным способом метания,
педагог предлагает ребенку рассказать, как он намерен бросить предмет. По
мере освоения упражнений дети играют в игры, основанные на различных
видах метания (кольцеброс, серсо, городки).
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у ребёнка формируются и совершенствуются основные движения. Изменяется также и отношение к ним. Интерес к самому процессу движений постоянно увеличивается, поскольку с возрастом движения становятся все увереннее и координированее.
Навыки в основных движениях, сформированные у ребенка до 7 лет, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования их в школе, способствуют овладению сложными и разнообразными видами двигательной деятельности в повседневной жизни.
Консультация «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес Стремление наблюдать и экспериментировать,.
Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду Мастер-класс «Методы обучения лепке детей раннего возраста в детском саду» Подготовил: Коновалова Татьяна Михайловна, воспитатель МАДОУ.
Нетрадиционные методы обучения рисованию Идеи для детского творчества. Существует много нетрадиционных методов обучения рисованию, что помогает обогащать и расширять художественный.
Методы и приёмы обучения рисованию Консультация на тему: Методы и приёмы обучения рисованию Прохождение материала Методы и приёмы обучения Группа раннего развития. В первом.
Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.
Консультация для педагогов «Методы обучения дошкольников» Тема: Методы обучения дошкольников. План. 1. Сущность понятий метод, приём. Классификация методов и приёмов обучения. 2. Выбор методов обучения.
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Эффективность методов и приемов обучения детей основным видам движения на физкультурных занятиях Сообщение к педсовету на тему: Эффективность методов и приемов обучения детей основным видам движения на физкультурных занят Одним из приобретений.
Консультация для молодых специалистов «Дидактические принципы и методы обучения» Конечно все перечисленные методы обучения используются в соответствии с возрастом и возможностями детей. В данной классификации можно использовать.