В чем выразилась антисхоластичность как характерная черта эпохи возрождения
В чем выразилась антисхоластичность как характерная черта эпохи Возрождения?
+В критике средневековой философии;
В критике античной философии;
В критике восточной философии.
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви, это …
Название произведение Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это …
Утопический роман «Город Солнца» написан …
Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?
Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в…
Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?
Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу, – это …
Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?
Тема V: Философия Нового времени
Метод истинного познания, по Бэкону, это …
Основной темой в философии Нового времени было
Основателем рационализма в Новое время считается…
Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма, это …
Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»
Какое философское направление развивалось во взглядах Дж.Локка?
Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
«Философия Средневековья»
361. Характерной чертой средневековой философии является:
• теоцентризм
362. Чему противопоставлялась вера в средневековье?
• Разуму
363. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью:
• Средневековье
«Философия эпохи Возрождения»
364. Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»:
• Пико делла Мирандола
365. В каком городе была в XV веке возрождена Платоновская академия?
• Флоренции
366. В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?
• В критике средневековой философии
367. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
• антропоцентризм
368. Для философии эпохи Возрождения характерна:
• ностальгия по античной культуре
369. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в:
• Математике
370. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – это:
• Утопия
371. Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, критик схоластики:
• Петрарка
372. Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?
• Протестантизм
373. Кем написан утопический роман «Город Солнца»?
• Кампанелла
374. Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?
• Коперник
375. Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?
• Петрарка
Ответы на тесты по теме Философия
произведением эпохи возрождения, в котором нашло яркое выражение и философское обоснование гуманистическое учение
«речь о достоинстве человека» джовании пика делла мирандолы
Представитель философии эпохи Возрождения:
В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?
В критике средневековой философии
—> Представители утопического социализма эпохи Возрождения:
Мюнцер Т., Мор Т., Кампанелла Т.
Характерные черты философской мысли эпохи Возрождения:
антисхоластический характер, пантеизм
Для эпохи Возрождения характерен:
ностальгия по античной культуре
Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
Эстетика эпохи Возрождения — это:
идеализированное представление о человеке, абсолютизация личности в ее целостности, единство разумного и чувственного, свободы существования с беспредельными творческими возможностями
Хронологические рамки эпохи Возрождения в Италии — это:
Хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Европы — это:
—>
Соотношение представителей философии эпохи Возрождения и социально-политических течений:
М. Лютер – философия Реформации, Т. Мор – философия социалистов-утопистов, Н. Макиавелли – политическая философия, Т. Мюнцер – философия Реформации, Т. Кампанелла – философия социалистов-утопистов
Отличительной особенностью религиозной философии эпохи Возрождения является синтез богословия с:
математикой и натурфилософией
Противоречивость влияния философии эпохи Возрождения на последующие концепции самосознания связана с формированием
Деятельный иерарх католической церкви, кардинал, философ-гуманист эпохи Возрождения — это:
Характерной чертой эпохи Возрождения является:
апология единства и всевластия монархизма и разрыв с теологией
Контрольная работа: Культура эпохи Возрождения (характерные черты)
Тема: Культура эпохи Возрождения (характерные черты)
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.39K | Скачано: 113 | Добавлен 20.11.09 в 19:14 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Год и город: Ярославль 2008
Содержание:
Характерные черты эпохи 5
Культура итальянского возрождения XIV-XV вв 6
Гуманизм Возрождения 8
Итальянское искусство XV века 9
Культура Высокого и Позднего Возрождения 10
Возникновение профессионального театра 12
Список литературы 16
Введение
Так что же означает само понятие «Возрождение»? В чем заключаются основные особенности этой эпохи и каков её вклад в мировую культуру? Ответы на эти вопросы я попытаюсь рассмотреть в данной контрольной работе.
Характерные черты эпохи
То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых, современных языках и появился профессиональный театр.
Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин «Возрождение» возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.
Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.
Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.
Культура итальянского возрождения XIV-XV вв
Осознание духовной ценности земного человека привели к яркому расцвету искусства, оплодотворенного новым взглядом на мир. Это движение в области культуры, стремившееся выйти за рамки средневековья и получившее название Проторенессанса, во многом подготовило почву для Возрождения и обогатило мировое искусство такими явлениями, как скульптура Никколо Пизано, живопись Джотто, поэзия Данте.
Латинский язык был основным литературным языком средневековья. На рубеже XIII-XIV вв. его постепенно стал заменять современный народный язык. Знаменитое произведение болонского юриста Гвидо Гвиницелли «Любовь гнездится в сердце благородном» написано на тосканском диалекте.
Стихотворное мастерство Гвидо получило дальнейшее развитие во Флоренции. Это направление получило название «сладостный новый стиль». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино де Пистойя и Данте Алигьери.
Творчество Данте имеет огромное значение для всего последующего развития литературы. Произведения Данте написаны на итальянском языке. Его ранний цикл стихотворений «Новая жизнь» воспевает его любовь к Беатриче. Здесь впервые в литературе чувство любви рассматривается в развитии. Оно перестает быть неподвижной характеристикой «благородного сердца», как у предшественников Данте.
В своем неоконченном произведении «Пир» Данте пытается изложить всю схоластическую ученость своего времени в виде 14 канцон и прозаического комментария к ним. Во введении он касается вопроса о необходимости применения итальянского языка в своем произведении.
В произведении «О народной речи» Данте указывает на 3 новых литературных языка: старофранцузский, провансальский и итальянский. В последнем он различает много диалектов и доказывает, что наибольшими возможностями стать общелитературным языком в Италии обладает тосканский диалект.
Величайшим произведением Данте является «Комедия», где автор обратился к более широкому языковому материалу, чем в труде «О народной речи». Он воспользовался не только языком поэтов «сладостного нового стиля», но и поэзией, близкой к разговорной речи. В «Комедии» итальянский язык приобрел такое богатство, получил такую законченность и устойчивость, какой не знал ни один западноевропейский язык того времени. Данте считается творцом итальянского литературного языка.
Проторенессансные веяния проявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в. В 1316 г. В Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека – первые в средневековье на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться.
В Пизе, где уже в романскую пору был создан знаменитый архитектурный ансамбль, выражающий особые, радужные устремления итальянского художественного гения, скульптора Никколо Пизано. В рельефах, украшающих кафедру, он создал изображения не столько евангельских сцен, сколько чисто светских событий. Н. Пизано считается зачинателем Проторенессанса в итальянской пластике. Его сына Ждовани также следует признать одним из ваятелей Проторенессанса. Его творчество исполнено пафоса и динамизма.
Зачинателем проторенессанса в живописи считается Кавеллини. Он старался оживить светотенью свои фигуры, передать в них не абстрактную идею, а зрительное впечатление. Примером может служить фреска «Страшный Суд», где образ Христа уже не символ, не лик, а исполненный достоинства прекрасный муж с открытым лицом.
Джотто- живописец. Угадана им высшая простота: ничего лишнего никаких узоров, никакой детализации. Все внимание художника сосредоточено на главном, и дается синтез, грандиозное обобщение. Он отказался от плоскостного характера византийских иконописных изображений, от их условных фонов и старался передать глубину пространства. Изображение человека было для него главной задачей. Все действующие лица в картинах Джотто делаются участниками одного драматического события, все они способствуют раскрытию единого замысла. Это хорошо видно в сцене «Поцелуй Иуды», во фресках в Капелле дель Арена в Падуе.
Гуманизм Возрождения
Решительный шаг в построении светской культуры был сделан гуманистами, идеологами Возрождения. Гуманисты подчеркивали ценность человеческой личности самой по себе. Поэтому у них на первый план выдвигается интерес к человеческим делам – человеческая, а не религиозная точка зрения на все явления жизни и в особенности защита человеческой личности.
Франческо Петрарко был одним из тех гуманистов. В стихах, в которых он воспевал свою возлюбленную при жизни и после ее смерти, поэт с невиданной дотоле тонкостью описывает свои переживания. В отличие от Беатриче в «Божественной комедии» Данте, Лаура – земная женщина, а не символ.
Начало новой науке – эпиграфике дал купец, банкир Джонацо Манетти, который во время своих путешествий на Восток стал собирать сохранившиеся античные надписи. Он же признал необходимым изучение третьего древнего языка – еврейского, нужного для понимания книг Ветхого завета. Тем самым он лишал церковь ее многовековой привилегии: изучение «священного писания» переходило в руки светских ученых-философов.
Именно интеллигенция становится носителем гуманистического движения и именно в её среде формируется новое представление о церкви, в которой гуманисты видели основное препятствие развитию человека. Впоследствии возникали всевозможные споры вокруг церкви, идеи гуманизма постепенно начинали проникать в церковь, некоторая часть духовенства выступила против политики Ватикана, против так называемых грязных сторон церкви( погоня за деньгами, индульгенция и т.д.). В итоге Европа оказалась расколотой: кто-то остался под влиянием католичества, кто-то стал протестантом.
Итальянское искусство XV века
Художники XV в. входили в объединения по профессиональному признаку – живописцы, скульпторы, ювелиры, архитекторы, и состояли в виде самостоятельных корпораций в одном из официально признанных цехов. В большинстве случаев художники строили, украшали статуями и расписывали фресками храмы и общественные учреждения по договору с заказчиками.
Одним из величайших итальянских зодчих XV в. был Филиппо Брунеллески, создавший новый тип здания, имевшего светское значение (Воспитательный дом). Пропорции, ритм, членение, обработка деталей служили для выявления конструктивных особенностей, а своей гармоничностью и простотой ориентировались на человека, поднимая его значение.
Искусство Брунелески основывалось на логике, подтвержденной математическими расчетами. Он первым из художников Возрождения понял, какую помощь искусству может оказать математика. Он был одним из основателей научной теории перспективы, открывателем ее основных законов, имевших огромное значение для развития всей тогдашней живописи.
Возрождение античного зодчества давало в руки архитекторов новую систему, принципиально отличную от готики.
Донателио первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства. В соблюдении девяти законов перспективы он сближает раннеренессанскую пластику с живописью и окончательно отходит от принципов и форм готики.
Активно утверждал ренессансные тенденции в североитальянском искусстве А.Мантенья. Воспитанный в гуманистических кругах, он внес в свою суровую по духу живопись подлинную страсть к римской античности, вдохновляясь которой создал свой обобщенно-героизированный образ человека, как, например, в капелле Оветари церкви Эреметани в Падуе.
Творчество Монтекье оказало отчасти прямое, отчасти косвенное влияние на всю североитальянскую живопись второй половины XV в., способствуя становлению ренессансных принципов в искусстве Ломбардии, Лигурии и Венеции. Венецианские художники уделяли особое внимание проблеме колорита, ставшей в их живописи одним из главных выразительных средств. В отделке зданий цветная штукатурка и различных оттенков кирпич сочетались с облицовкой из цветного мрамора, тончайшей резьбой и инкрустацией. Строители с любовью относились к самым скромным архитектурным элементам города, начиная с разных чаш колодцев и кончая причалами.
Культура Высокого и Позднего Возрождения
Конец XV в. и первые 30 лет XVI в. – культура Высокого Возрождения – одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. XVI столетие – золотой век итальянской литературы, изобразительного искусства, натурфилософии, великих открытий в области естествознания. В это время закладываются основы нового мировоззрения, в центре которого находились природа и человек.
В период с 30-х годов до конца XVI века формируется искусство позднего возрождения, которое представляет собой сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала, какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентейского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связывали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучить природу и ее законы, а внешне усвоить манеру великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и главным образом Микеланджело. Многие из них были хорошими рисовальщиками, среди них было немало крупных портретистов (Понтормо, Бронзио), поскольку портрет теснее других живописных жанров связан с натурой, но их картины независимо от сюжета, надуманны, искусственны, фальшивы по замыслу и по исполнению. Эти художники не останавливались перед деформацией человеческого тела, в результате появились такие картины, как «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанико).
Микеланджело сказал однажды, видя, как художники копируют его «страшный суд»: «Многих это мое искусство сделает дураками».
На развитие художественной культуры Высокого Возрождения огромное влияние оказал Леонардо да Винчи – живописец, скульптор.
Возникновение профессионального театра
В Италии были широко распространены карнавальные маски, где каждый веселился, как умел, но там же выступали и профессиональные «забавники».
Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла «профессиональная комедия». У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер «выполнял одну маску». Эта народная комедия не имела писаного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В- третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки– акробатические номера, мизансцены.
Заключение
Творчество ренессансного периода отличается пафосом, динамичностью.
Художник свободен в своих фантазиях, чувствах (это касается не только художников, но и литераторов, скульпторов и других представителей искусства). Например, Петрарко, он не скован, он не держит свои чувства, эмоции при себе, он ими делится, описывает их.
Для Возрождения важен эмоциональный мир человека. Так ренессансный период характеризуется свободой: уходом от церковных рамок в светскую жизнь, где простор, свобода, где главенствует личность (человек) и интересы. Строят большие, просторные, объемные колоритные здания – все для человека, для удовлетворения его потребностей, для возвеличивания его значения.
Искусство периода Ренессанса расчетно, точно. Расчеты делались с помощью математики, следовательно, оно было еще и практичным, поскольку расчеты делались для удобства, опять того же человека.
Как я считаю, эпоха Возрождения – эпоха, давшая человеку абсолютно противоположные, противоречивые свободы. Человек встает на новый путь, его взгляды ломаются, он одновременно отпущен на волю, он творит, но и начинает падать в бездну греховности. Человека вдохновляет эта свобода, им начинает двигать земная страсть, его разум выходит на новый уровень понимания мира, он начинает творить с такой энергией и силой, как будто ему только что открыли глаза на мир, как будто он увидел этот мир с самых новых, различных сторон и граней. В итоге Возрождение принесло человечеству множество произведений искусства, величайших и неповторимых, оно было кузницей гениальных людей, жизнь и творчество некоторых из них до сих пор остается для нас загадкой, и мы поражаемся величественности и завораживающей красоте произведений эпохи Возрождения, эпохи, внесшей неоценимый вклад в хранилище мировой культуры.
Список литературы
1. Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.
2. Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др.М., 1996. Т.9-10
3. Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1978
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Информация о курсе
Вопросы с ответами. Основы философии.
Тесты по курсу «Философия» c ответами.
Часть 1. История философии
Тема 1. Восточная философия
1. Собрание древнеиндийских источников (к. 2-н.1 тыс. до н.э.), сборники гимнов в честь богов: Веды.
2. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считают Лао-цзы – даосизм.
3. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии – брахман.
4. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии: мокша.
5.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – нирвана.
6. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской
философии – это сансара.
8. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное, пассивное начало – инь.
9. Восточная философия: Буддизм; Ислам; Йога; Неоиндуизм.
10 Эзотерическая философия: Теософия; Суфизм; Агни-Йога; Живая Этика; Учение Храма.
11. Выделите верное положение. Восточному типу цивилизационного и культурного развития соответствует: традиционное общество.
12. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства: фетишизм.
13. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений – тотемизм.
14. Священная книга мусульман: Коран.
Тема 2. Античная философия
2. Первым философом античности считается: Фалес.
3. Первоначалом сущего считал воду – Фалес.
4. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – Сократ.
5. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»: Сократ.
6. Впервые к проблеме человека обратился: Сократ.
7. Первоначалом всего сущего считал апейрон – Анаксимандр.
8. Философ-софист – Протагор.
9. Первоначалом всего сущего считал огонь – Гераклит.
10. Демокрит полагал, что в основе мира лежат: атомы.
11. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой, считал – Платон.
12. Сила, управляющая миром в философии стоиков: Фатум.
13. Философия для стоиков есть наука: умирать.
14. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного: Аристотель.
15. Платон полагал, что основой мира являются: идеи.
16. Хронологические рамки среднего стоицизма –2-1 вв. до. н.э.
17. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала – Число.
18. Философ – идеал стоиков: Диоген Синопский.
20. Период всемирной истории, поставивший права и свободы в рамки правовых отношений – римский.
21. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным: софисты.
22. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого: античность.
23. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске: истины.
25. Пифагор утверждал, что: мир есть гармония чисел.
26. Место возникновения науки считают: Древнюю Грецию.
27. Видными представителями эклектики в античном мире являются: Боэций, Цицерон, Филон.
28. В античной философии преобладала стихийная: диалектика.
Тема 3. Философия средневековья
1. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — Аврелий Августин.
2. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась в: критике средневековой философии.
3. Философию эпохи средних веков разделяют на следующие хронологические периоды:
Ранняя патристика – 2-4 вв.
Зрелая и поздняя патристика – 4-7 вв.
Ранняя схоластика – 7-12 вв.
Расцвет схоластики – 12-13 вв.
Поздняя схоластика – 12-15 вв.
4. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви – символизм.
5. Философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского – неотомизм.
6. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела – Аврелий Августин.
7. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»: с помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы.
8. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину: вера в Бога.
9. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает: 5 собственных доказательств бытия Бога.
10. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками – номинализм.
11. Номинализм – направление средневековой теологической философии, сторонники которого считали, что реально существовали: единичные понятия.
12. Вера противопоставлялась в средневековье – разуму.
13. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой – схоластика.
14. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом: предпринимательскую деятельность.
15. Представители средневековой философии: Росцелин, Оккам, Аквинский, Августин, Скот.
16. Социальная философия Августина базировалась на представлении о: целенаправленности истории.
17. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью – средневековье.
18. Хронологические рамки патристики – 1-7 вв.
19. Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала Бога – учение о конце мира называется: эсхатология.
20. Представители средневековой философии: Реализм: А. Блаженный, Ф. Аквинский.
Номинализм: Росцелин, Оккам.
Концептуализм: Абеляр, Скот.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
2. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства – Утопия.
3. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.
4. Характерная черта Ренессанса – антропоцентризм.
5. «Город Солнца», утопический роман, написал: Кампанелла.
6. Кузанский считал, что человеческое познание: беспредельно.
7. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – утопия.
8. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации – протестантизм.
9. Характеристика Вселенной в философии Дж. Бруно – бесконечность.
10. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.
11. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к: античности.
12. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения – Петрарка.
13. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм.
14. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни – Мирандола.
15. Автором книги «Об обращении небесных сфер» был: Коперник.
Тема 5. Философия Нового времени
1. Метод истинного познания, по Бэкону: индукция.
2. Основной темой в Новое время стала тема: познания.
3. Труд «Новая Атлантида» написан: Бэкон.
4. Основателем рационализма считают: Декарта.
5. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – Т. Гоббс.
7. Основные неотчуждаемые права человека, по Локку – жизнь, собственность, свобода.
8. Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как …чистой доске.
9. Окружающий человека предметный мир, по Спинозе: модусы.
10. Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание: интуиция.
11. Тенденция в философии 17-18 вв. сводить все законы природы к законам механики: механицизм.
12. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени: методология
14. Дуалистическая позиция характерна для – Декарта.
15. Верховная власть, по определению Д. Локка – законодательная.
16. Основой всего мироздания, по Лейбницу, являются: монады.
17. Идея экспериментального исследования возникла: в культуре Нового времени.
18. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это: деизм.
Тема 6. Философия Просвещения
1. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители: Возрождение.
2. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – Кондорсе.
4. Кто выдвигал «политический строй» в качестве фактора различий между народами? Вольтер.
5. «Фатальность – это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», считал Гольбах.
6. Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания 35-томного Энциклопедического словаря – Дидро.
7. Автором произведения «Человек-машина» является: Ламетри.
8. Кто из философов разрабатывал концепцию влияния географического фактора на общество в качестве главного: Монтескье.
9. Просветители 18 в. (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение: разума.
10. Какую позицию по отношению к религии занимали французские просветители 18 в? Одни полностью отрицали (Мелье), другие допускали существование в качестве сдерживающего общественного фактора.
Представители французского Просвещения:
— Вольтер: видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения.
— Монтескье: видел влияние климата и географии на устройство общества.
— Руссо: считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность.
— Кондильяк: человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяют человеческие возможности.
— Ламертри: выступал за полную осознаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.
— Дидро: в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов.
— Ж. Мелье: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога).
Тема 7. Немецкая классическая философия
1. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю: Дух.
2. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю: логика.
3. Труд «Философия права» принадлежит: Гегелю.
5. Представители немецкой классической философии – Фейербах, Шеллинг.
6. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту: априорная.
8. Субъективный принцип нравственности, по Канту: долг.
9. Центральная философская проблема Юма – познание.
10. Категорический императив И. Канта принадлежит: морали.
11. Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее «конца», т.е. предполагаемых результатов – Кант.
12. Представитель немецкой классической философии, основавшийся на позициях антропологического нравственно-природного разума: Фейербах?
13. Фихте является последователем: Канта.
14. Философия Фейербаха: антропологический материализм.
15. Определите предложенный Фейербахом вариант решения проблемы взаимодействия личности и общества: сначала нужно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившееся люди изменят свое общественное бытие.
Тема 8. Философия марксизма
1. Деятельность как основа познания действительности в марксистской философии – практическая.
2. Автор произведения «Диалектика природы» — Энгельс.
3. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.
4. Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс – марксизм.
5. Основной труд К. Маркса: Капитал
7.Способ существования материи, в марксистской философии: материальность.
8. Определяющее отношение между людьми, в марксистской философии –
9. При анализе общества Маркс поставил во главу угла: общественные связи и отношения.
10. Ключевое понятие, использованное при формационном подходе к анализу общества.
11. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное … производство.
12. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая.
13. Время возникновения марксистской философии – 40-е гг. 19 в.
14. Критерий истины, в марксистской философии: практика.
15. Последователи марксистской философии: Лафарг, Плеханов.
16. Сознание в материалистической философии понимается как: субъективная реальность.
17. В классическом марксизме происхождение государства объяснялось: причинами социально-экономического характера.
18. Классический марксизм рассматривает человека в контексте всей совокупности: общественных отношений.
19. Определите историческое понятие, которое разрабатывается и определяется Марксом и Энгельсом: прибавочная стоимость.
20. Укажите верное положение Маркса и Энгельса: развитие происходит по законам диалектики.
21. Укажите верное понятие, которое выделяется и разрабатывается К. Марксом: отчуждение.
22. Направление социальной философии, развивающееся параллельно с позитивизмом: марксизм.
23. Кто из представителей неомарксизма обратил внимание на глубокую связь марксизма с гегелевской диалектикой? Лукач.
Тема 9. Философия 19-20 вв.
2. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективное развитие – Поппер.
3. Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве – ценности.
4. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма – сервис.
5. Теорию Фрейда называют: психоанализ
6. Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей: Юнг.
7. Мыслитель, рассматривавший жизнь, как осуществление души в мире – Шпенглер.
8. Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человека – Тойнби.
9. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей: Ницше.
10. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – Венская.
11. Представители фрейдо-марксизма: Райх, Маркузе.
12. Труд «Бытие и ничто» принадлежит: Сартру.
13. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: Шопенгауэр.
14. Философия человеческого существования называется: экзистенциализмом.
15. Определите соответствие между тем, кто из философов выдвигал вместо «разума» на первый план феномены и феноменалии:
Кьеркегор – «Жизнь», «Смерть», «Страх», «Вина».
Шопенгауэр – «Воля к жизни».
Ницше – «Воля к власти».
Бергсон – «Жизненный порыв».
16. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме: подтверждения?
17. Белл выдвинул теорию: индустриального общества
18. Основателем интуитивизма считается: Бергсон.
19. Основным вопросом философии являются: иметь или быть? Что соответствует названию одной из его книг: Фромм.
20. Главная причина антропосоциогенеза по Фрейду: биологическая.
21. Позитивистские идеи Конта развивал: Спенсер.
22. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм.
23. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логических структур языка: Витгенштейн.
24. Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа: западноевропейская христианская.
Тема 10. Русская философия
1. В 1721 г. Петр 1 заменил единоличное управление патриарха на Святейший Синод.
2. Церковные области Древней Руси: епархии.
3. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения: Мономах.
4. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла: в 17 в.
5. Философия Ломоносова, составившая основу физической химии: корпускулярная.
6. Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса: Чижевский
7. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом: Федоров.
8. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – славянофилы.
9. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – западничество.
10. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России: консерватизм.
11. Мыслитель, разработавший оригинальную философскую концепцию консерватизма – Леонтьев.
12. Один из основоположников культурологического понимания хода истории – Данилевский.
13. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – Соловьев.
14. «Учение о Богочеловечестве» принадлежит В. Соловьеву.
15. Основная идея философии В. Соловьева: всеединства.
16. Основная проблема, рассматриваемая Федоровым: бессмертие.
17. Западники: Белинский, Чаадаев, Грановский, Огарев.
18. Представители революционно-демократической идеологии: Герцен, Белинский.
19. Почвенники: Достоевский, Леонтьев, Данилевский, Страхов.
20. Космисты: Бугаев, Чижевский, Циолковский, Умов.
21. Религиозные философы: Флоренский, Соловьев, Лосский, Шестов.
22. Религиозная философия: Православие.
23. Кого называли «пионером» марксизма в русской философии: Плеханов.
24. Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»: анархия.
25. Политика, по определению Ленина, есть: «участие в делах государства».
27. Представитель русской философии, утверждавший, что человек – высшее произведение природы: Чернышевский.
28. Философия в советский период:
1917-1930 – Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.
1930-1950 – период полной идеологизации философии.
1950-1980 – период возрождения самостоятельной философии.
Часть 2. Теория философии
Тема 11. Философия, ее функции
1.Что такое философия? Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, и является теоретической основой мировоззрения.
2. Где возникла философия? В Греции, Индии, Китае.
3. Что называется предметом философии? Предметом философии называется система вопросов, которые изучает философия.
4. Общая система взглядов на мир называется – мировоззрением.
5. Мировоззрение – это совокупность принципов, убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека, социальных групп, класса, или общества в целом.
6. Вера в существование сверхъестественных сил, называется: религия.
7. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений об ее устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром: мировоззренческая.
8. Функция философии, которая имеет целью подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, называется: критическая.
9. Какая функция философии не относится к основным: социологическая.
10. Какая функция не относится к основным: мифологическая.
11. Какая функция не относится к основным функциям философии? Политическая.
12. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: социальная.
13. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира – теоретическая
14. Функция философии, которая имеет целью направленное и достоверное познание окружающей действительности: гносеологическая.
15. Функция философии, которая способствует выработке методов познания окружающей действительности, называется: методологической.
16. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – синкретизм.
17. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это философия.
18. Какие разделы составляют общую структуру предмета философии? Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), человеке, обществе.
19. Философия опирается: на разум и объективные знания.
20. Какой вопрос является основным вопросом философии? Вопрос об отношении бытия и мышления.
21. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются: вечными.
22. Одновременно направлением в философии и философским методом является: материализм.
23. Какую роль в процессе познания играют философские знания: позволяют наиболее точно и в то же время понять сущность природы, социальных явлений.
Тема 12. Онтология. Учение о бытии и материи
1. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает: монизм.
2. Что означает термин «онтология»? Учение о сущем.
3. Сущность вещей: скрыта.
4. Философское понятие для обозначения всего сущего: бытие.
5. Проблема бытия в философии:
В эпоху средних веков: бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.
В эпоху Возрождения: бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.
В философии Гегеля: подлинное бытие есть «абсолютная идея».
Марксиситкой философии: бытие – это материя.
Русской религиозной философии: бытие – духовно.
Парменид: бытие – это сущее.
Гераклит: бытие пронизано борьбой противположностей.
Демокрит: бытие есть атом.
Платон: бытие есть идея.
7. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
8. Начиная с античности, понятие «Бытие» понималось как окружающий человека мир. В каком веке данное понимание стало характеризовать еще и внутренний мир человека – «субъективный мир»:19 в.?
9. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это объективный идеализм.
10. Существующее независимо от чего другого – субстанция.
Идеалистического монизма: Платон, Аристотель, Августин, Гегель.
Материалистического монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.
Пантеистического монизма: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза.
12. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций…:
Материалистический монизм – существует одна субстанция – материя.
Идеалистический монизм – существует одна субстанция – идеальное начало.
Пантеистический монизм – существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой.
13. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм.
14. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение.
15. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – скачок.
16. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта: субъективной реальностью.
17. Действительность, существующая вне человеческого сознания называется: объективной реальностью.
18. Где может проявляться, актуализироваться и существовать бытие: в настоящем.
19. Длительность существования вещей и процессов: время.
20. Что не входит в содержание «Бытие»: общества и государства, существовавшие в прошлом.
21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
В эпоху средних веков – материя производна от Духа.
В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.
В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.
Современное представление – материя объективная реальность.
22. Отражение присуще: всей материи.
23. Подходы к проблеме материи в философии:
Материалистический подход: материя есть основа бытия.
Объективно-идеалистический подход: материя есть порождение абсолютного духа.
Субъективно-идеалистический подход: материя есть продукт человеческого сознания.
Позитивистский подход: понятие «материя» ложно.
24. Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:
Социальная – вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни.
Механическая – перемещение тел в пространстве.
Биологическая – существование и развитие живых организмов.
Химическая – сложные взаимодействия молекул.
Физическая – движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов.
Тема 13. Философия природы
1. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности: натурфилософия.
2. Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды – социальная экология.
3. Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин «экология»: Геккель.
4. Часть природы, вовлеченная в сферу общества, производственный процесс: географическая.
5. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.
6. Глобальные проблемы современности связаны с:
Взаимодействием природы и общества;
Взаимодействием социальных общностей людей;
Тема 14. Учение о развитии. Диалектика
1. Предельно общее универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
2. Центральным понятием диалектики является: развитие.
3. Философское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего: диалектика.
4. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – метафизика.
5. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития: метафизика.
6. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением: организация.
8. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – причина.
9. Категория диалектики, парная категории «необходимое» — случайное.
10. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, — развитие
11. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – скачок.
12. Переход от одного количества к другому есть: скачок.
13. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет: источник развития.
14. Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет: механизм развития.
15. Закон «отрицания отрицания» определяет: тенденции развития.
16. Степень развития свойств предмета: количество.
17. Центральным понятием диалектики является: развитие.
18. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть: свойство.
19. Диалектика познания и мышления людей называется – субъективной.
20. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времени:
· Античность – способ сочетания противоположных линий в поиске истины.
· При материализме – учение о развитии всего сущего.
· Средние века – учение о развитии всемирной истории.
· Новое время – развитие природы как целого.
Тема 15. Проблема человека
1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм.
2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ – антропоморфизм.
3. Учение о человеке – антропология.
4. Человек – есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.
6. Индивидуальность – совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других.
7. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
8. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
9. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – гедонизм.
10. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования: деятельность.
11. Какой уровень не обязателен для человека: педагогический.
12. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
13. Определяющим условием становления человека является труд, поскольку он имеет: коллективный характер.
14. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
15. Как соотносятся между собой понятие «практика» и «деятельность»? Понятие «деятельность» шире понятия «практика».
16. Исходной формой общественной практики: была материальная практика.
17. Укажите верное положение. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
18. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
Тема 16. Сознание. Общественное сознание
19. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть сознание.
20. Важными характеристиками и существенными свойствами сознания человека являются:
· субъективность и идеальность;
· беспредельность и открытость.
21. Что такое самосознание? Это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
22. «Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.
23. Что такое язык? Это система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения.
24. Выделите точку зрения идеализма: Сознание может существовать до и независимо от материи.
25. Позиции в философии к проблеме сознания:
· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.
· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.
· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»
· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.
26. Воспроизведение в себе других предметов есть: отражение.
27. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – архетип.
28. Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и соморегулирование поведение индивида – регулятивная.
29. Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания – религиозная психология.
30. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
31. Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп: теоретическое сознание.
32. Что не относится к формам общественного сознания: психологическое сознание.
33. Что не относится к формам общественного сознания? Астрология.
34. Выделите в предложенных суждениях точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от материи.
35. Способность общественного сознания оказывать воздействие на ход исторического процесса объясняется: активностью общественного сознания.
36. Способность общественного сознания предвосхищать будущее на основе анализа противоположных в обществе процессов, тенденций, называется: опережающим отражением общественного сознания.
37. Определите ложное утверждение: Формы общественного сознания отличаются друг от друга – по значимости в структуре общественного сознания.
38. Определите, что не входит в структуру общественного сознания: сущность общественного сознания.
39. Определите, какого закона не существует: закон независимости общественного сознания от общественного бытия.
40. Что такое самосознание: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
41. Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает: инерционность общественного сознания.
42. Что не относится к творческой функции сознания? Выработка плана действий.
43. Выделите… точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от сознания.
44. Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что: старое присутствует в новом.
45. Неизменным признаком современного типа личности является: ее гражданская и политическая сознательность.
46. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» — сенсуализм.
47. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – рационализм.
48. Форма чувственного познания – восприятие.
49. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением: представление.
50. Явление, данное в опыте чувственного познания – феномен.
51. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм: разум.
53. Метод, основанный на выдвижении из ложных, но исключительно и неккоректно поданных как истинных посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу называется: софистикой.
54. Какое из приведенных ниже суждений является философским: мир познаваем.
55. Согласие с каким утверждением означает агностицизм? Сущность вещей принципиально непознаваема.
56. Определите, что не относится к чувственным формам познания? Понятие.
57. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил: релятивизм.
58. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.
59. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется: познанием.
Тема 18. Научное познание
60. Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина.
62. Соединение человеческой мысли с внешним миром есть: истина.
63. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.
64. Выделите верное положение. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.
65. Критерием истины в философии: выступает практика.
66. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективная.
67. Форма рационального познания – теория.
68. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте: теория.
69. Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.
70. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется: теоретическим уровнем познания.
71. Научное познание всегда осуществляется с помощью: разума.
72. В процессе познания какое-либо понятие: не изменяется.
73. Науку можно определить как: сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
74. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть: наука
75. В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было: хронологическое описание успехов той или иной науки.
76. Научная проблема в узком значении: форма мышления, характеризующая недостаточность имеющих средств достижения цели научного познания.
77. Научная проблема в широком смысле: затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.
78. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм.
79. Смена научной парадигмы – революция.
80. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений – аксиологическая.
81. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – социальная.
82. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: методология.
83. Что такое методология? Наука о методах познания.
85. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на: математический метод исследования.
86. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.
87. Умозаключения бывают: дедуктивными и индуктивными.
88. Общие методы научного познания применяются: в философском познании.
89. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для: сциентизма.
90. Антисциентизм толкует науку как: силу, чуждую и враждебную сущности человека.
91. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является: систематизированность
92. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями: гипотеза.
93. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.
94. Описательные научные теории решают задачу: упорядочивания относящихся к ней фактов.
95. Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан: с результатом развития естествознания.
96. Отображение объекта в форме какого-либо языка: формализация.
97. Способ достижения результатов в познании и на практике называется: методом.
98. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории: производство.
99. Основой материального производства аграрной цивилизации были: земледелие и скотоводство.
100. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление…, называется: социальной философией.
101. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
102. Цели коллектива задаются: обществом.
103. Выделите верное положение: Семья – это основная ячейка общества.
104. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: статика? или динамика?
105. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, социальных групп и институтов: социальная сфера?
106. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется: социальной мобильностью.
107. Совокупность средств и методов осуществления государственной власти: режим.
108. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека: либеральная.
109. Выделите верное положение: Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.
110. Укажите ложное положение: социальная система не относится к разряду самоуправляемых.
111. Область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей носит название: социальная сфера.
112. Каких потребностей не существует? Потребностей сложных и элементарных.
113. Непрерывно возобновляющаяся в процессе производства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.
114. Определите верное утверждение: в качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает: народонаселение.
115. Совокупность форм организации жизни и деятельности людей есть: общество.
116. Естественным условием существования самого общества является: природа.
117. То, с помощью чего преобразовывается природа: производительные силы.
118. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг: производственные отношения.
119. Для исследования материального производства в социальной философии используют понятие: способ производства.
120. Исторической наукой установлено, что классы возникли: в период разложения родового строя.
121. Главный вопрос политики: о государственной власти.
122. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – материальная.
123. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая сфера.
124. Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех областях общественного развития – регулятивная.
125. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
126. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – право.
127. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.
128. Застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.
129. Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.
130. Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политическая.
131. Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии: тоталитаризм.
132. Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда: производственные.
133. Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.
134. Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: Дюркгейм.
135. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер – изменение.
136. Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.
137. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью – воли, авторитета, насилия: власть.
138. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.
139. Основной институт политической системы общества, организующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей: государство.
140. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
141. Выделите правильное суждение: экономический способ производства включает в себя: производительные силы и производственные (экономические) отношения.
142. Определите ложное положение в отношении государства и экономики: государство может не вмешиваться в экономическое развитие страны.
143. Определите ложное утверждение: политический строй общества определяет технологический способ производства.
144. Процесс создания материальных благ: производство.
145. Что не входит в этническую структуру общества: партия.
146. Выделите верное положение. В структуре материального производства следует различать: технологический способ производства и экономический способ производства.
147. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством…: гражданское.
148. Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства: потребление.
149. Основополагающий стимул развития производства: потребность
151. Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает: политический плюрализм.
152. Укажите верное положение: Исторический процесс совершается закономерно.
Тема 20. Личность и общество
153. Любая личность уникальна.
154. Личность не растворяется в обществе.
155. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
156. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.
157. Какой составляющий элемент не обязателен для характеристики личности: космобиологический.
158. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
159. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
160. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
161. Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит: от биологически врожденных программ.
162. В каждом коллективе возможны: разногласия и противоречия.
163. Связь личности и общества опосредована: первичным коллективом.
164. Общество не может дать человеку больше того, что человек дает ему.
165. Каких потребностей не существует? Потребности сложные и элементарные.
166. Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности: профессиональные отношения.
167. Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.
168. Взаимоотношение человека и общества: существенным образом изменяется в ходе истории.
169. Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур – Данилевский.
170. Культура: это совокупность всех видов преобразовательной деятельности…и т.д.
171. Исходной формой и первоисточником культуры является: человеческий труд.
172. Культура существует как: система
173. Функция культуры, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп: нормативная функция.
174. Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – познавательная.
175. Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется: коммуникативная.
176. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания? Нельзя.
178. Одна из первых формул, выражающих специфику культуры, звучала так: «культура контра натуре».
179. Духовная культура это: совокупность всех знаний, все формы мышления и вся сфера мировоззрения.
180. Материальная культура – вся совокупность материальных благ, средства их производства.
181. Закодированные в данной культуре безусловные ценностные феномены называются: символами.
182. Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии: 20 в.
183. Выдающиеся личности: влияют на культуру.
184. Современная наука: не обладает исчерпывающей типологией культур, не обладает их полной классификацией.
185. Выделите верное положение. Западному типу цивилизационного развития соответствует: техногенное общество.
186. Сегодня в мире: происходит процесс взаимодействия культур.
187. Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является: Гуманистическое понятие нравственности.
188. Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии: массовая культура.
189. По Тойнби, устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходством образа жизни, географическими, историческими рамками, называется: цивилизация.
190. Автор теории «локальных культур»: Шпенглер
191. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен: Шпенглером.
192. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.
193. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
194. Почитание различных объектов действительности, которым приписывают сверхъестественные свойства: фетишизм.
21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
· В эпоху средних веков – материя производна от Духа.
· В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.
· В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.