В чем выразилась авторская позиция в слове о полку игореве
Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражается? (ЕГЭ по литературе)
«Слово о полку Игореве» — это лироэпическая повесть, написанная в эпоху древней Руси. Автор этого произведения неизвестен, от оригинального текста сохранились лишь переводы со старославянского, копии и пересказы. В самом слове автор говорит об актуальнейших на тот момент для раздробленной Руси темах, таких как объединение русских княжеств против общего внешнего врага, патриотизм древнерусских князей.
На примере истории о походе князя Игоря против половцев писатель выражает свое неоднозначное и даже критическое отношение к враждующим между собой витязям. Так, например, автор рисует характерный портрет главного героя очень мужественным и бесстрашным молодым человеком, который в то же время способен на безрассудные и легкомысленные поступки. Князь Игорь одержим славой, он стремился заполучить всеобщее признание одолев половцев, но проигрывает битву. Центральный персонаж слова не думает о потерях, своих дружинниках, народе, его мысли обращены только к эгоистическому желанию прославиться за счёт военных побед, которые достаются ценой человеческих жизней.
Игорь является авторским воплощением многих князей древней Руси, которые думали только о себе, преследовали исключительно свои личные цели, из-за чего страна погрязла в междоусобицах. На примере главного героя автор показывает, как важно единство. Ведь без сплочённости Русь, как и Игорь в итоге потерпит поражение.
Также призыв рассказчика к объединению можно наблюдать на примере других персонажей повести. Так Святослав „изронил златое слово” в котором ясно читается основной посыл писателя — единство русских княжеств. Этот мотив обращён к князьям, их призывают объединится, чтобы всем вместе, поддерживая друг друга им удалось спасти Игоря и Всеволода. Автор понимает, что без взаимопомощи витязи падут (также, как и Игорь) по одиночке под натиском таких врагов как половцы. Призыв к объединению русских земель можно считать основной идеей слова о полку Игореве.
Таким образом можно сказать, что неизвестный автор «Слово о Полку Игореве» с помощью описания тяжёлых судеб героев, обращаясь к истории Руси, показывает значение единства для русского народа. Писатель, настроенный глубоко патриотично считает, что объединение русских княжеств и прекращение внутренних междоусобиц приведет Русь к процветанию и победе, ведь именно сплотившись все вместе русские князья смогли, а финале произведения одолеть половцев и побороть своих врагов.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям? (ЕГЭ по русскому)
«Слово о полку Игореве» критики называют памятником древнерусской литературы. В художественном творении, автор которого так и остался неизвестен, с точностью передается образ обособленной Древней Руси.
Мнение о личности неизвестного автора можно сформировать в процессе чтения поэмы. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования: в лирических отступлениях создатель «Слова…» дает оценку поступкам князей, из чего видно, что он – истинный патриот, начитанный человек, знакомый с воинским делом. Автор описывает исторические события, даёт им оценку, разъясняет суть. Его отношение к князю в ходе повествования меняется: он осуждает его, воспевает храбрость, упрекает в безрассудстве.
При описании неудачного похода Игоря с братом Буй-тур Всеволодом против степных кочевников, автор комментирует действия героев.
Он отмечает, что «ум князя уступил желанию», когда Игорь пренебрег грозным предзнаменованием и повел «храбрые полки» на Дон. Автор выражает собственную позицию также через описание природы, наделяя ее одушевленными качествами. Закрытие солнца, крики птиц – эти явления являются предупреждением, упреком князю за самоуверенное решение.
После проигрыша сражения автор анализирует причины поражения русских дружин. Вместе с тем рассказчик не торопится осуждать героя, описывая его достоинства: стойкость, храбрость, горячий патриотизм. Видимо, поэтому сама природа содействует побегу Игоря из половецкого плена (дятлы стуком указывали ему путь), и вся Русь приветствует возвращение князя домой.
Ярче всего позиция автора видна в «Златом слове» Святослава. Эпитет придает особую ценность словам мудрого князя, упрекающего братьев за то, что те рано «начали… себе славы искать». Ярослав осуждает пролитие крови «без чести», порицает Игоря и Всеволода за самонадеянность, за нежелание заручиться поддержкой иных князей. В слове Святослава звучит призыв к единению Руси, вместе с тем просматривается и авторское отношение ко всем героям поэмы.
Таким образом, лирические фрагменты, включенные в эпическое повествование, подчеркивают важность единения князей для защиты Руси. Также через них автор раскрывает характеры своих героев и выражает собственное мнение о них. В «Слове…» видны ростки будущей отечественной литературы, прививающей любовь к родной земле.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?
Тип работы: | Сочинение |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 12.03.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Критики называют «Слово о полку Игореве» памятником древнерусской литературы. В художественном произведении, автор которого остался неизвестным, образ отрешенной Древней Руси точно передан.
Рассказывая о неудачной кампании Игоря с братом Буй-туром Всеволодом против степных кочевников, автор комментирует действия героев.
Проиграв битву, автор анализирует причины поражения русских отрядов. В то же время рассказчик не спешит осуждать героя, описывая его достоинства: настойчивость, смелость, пылкий патриотизм. Видимо, поэтому сама природа способствует бегству Игоря из половецкого плена (дятлы сбили его с пути), и вся Россия приветствует возвращение князя домой.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Как проявляется авторская позиция в «Слове о полку Игореве»? (ЕГЭ по литературе)
Повесть «Слово о полку Игореве» содержит в себе повествование об историческом прошлом глазами писателя. Автор отражает в произведении свое недовольство в сторону местной политики, которая допустила раздоры в стране, а через образы героев вкладывает в повесть призыв к единству, главным центром которого является «золотое слово» Святослава.
«Золотое слово» Святослава — обращение героя к влиятельным русским князьям с призывом о помощи Игорю и русской земле. Эпитет золотой подчеркивает мудрость слов Святослава. Герой упрекает Игоря и Всеволода за их нерасчетливые поиски славы, говоря им: «не с великой честию» они начали вести этот бой. Его обращение несёт собой призыв к единению, который он смог добиться. Через «слово» автор показывает свое отношение к Игорю, Всеволоду и даже к самому Святославу.
Авторскую позицию можно пронаблюдать в каждом эпизоде, ведь автор пытается показать читателю своё отношение к происходящему даже через образы природы. «Солнечное затмение», «зловещие звуки в тишине», «тревожное поведение животных», — все эти предзнаменования показывают отношение автора к замыслу Игоря о том, чтобы направить свои полки на Половецкую землю: «средь бела дня ночная тень», «птицы… реют с криком жалобным». Повествователь осуждает князя за его умыслы, но всё же, Игорь меняется и просит прощение у речки Донец. Природа сразу становится благосклонна к правителю, в связи, с чем его ожидает положительный исход событий: «слава князям и дружине слава!».
Так же автор показывает свою точку зрения через лирический центр произведения, плачущей Ярославны — жены Игоря.
Ярославна как образ любви и верности в произведении. Образ девушки создатель произведения символически обобщает в образ страдающей русской земли, плач страны по погибшим и плененных её защитниках. Становится понятно, что автор, как и Ярославна, жалеет Игоря и всех тех, кто пострадал в этой войне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор, через эпическое повествование хочет показать то, как должны князья любить свою родину.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена
Выберите только ОДНУ из четырех предложенных тем сочинений
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена?
В чём заключается неоднозначность образа народа в лирике Н. А. Некрасова?
Какими мотивами и образами представлена любовная лирика С. А. Есенина?
Евангельские образы и мотивы в русской литературе (на примере одного-двух произведений).
Какова авторская позиция в «Слове о полку Игореве» и какими средствами она выражена?
Начните своё сочинение с мысли о том, что автор «Слова о полку Игореве» утверждает идею необходимости единства Руси в борьбе с внешними врагами, в частности с кочевниками (половцами), а также необходимости прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами.
Обратите внимание, что эту идею автор «Слова…» доносит до читателя прежде всего тем, что в произведении он стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава Киевского, а именно прославляются его победы. Автор даже неверно отражает действительные родственные связи. Например, киевский князь в «Слове…» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновцами» (племянниками), а его самого автор называет их «отцом». Так автор подчёркивает статус старшего князя Святослава по отношению к остальным князьям. В монологе киевского князя, который в произведении называется «Золотым словом», звучит упрёк в том, что Игорь и Всеволод хотели обрести славу побед над половцами и разделить только между собою славу своего похода.
Для того чтобы выразить свою позицию, автор прибегает к особым композиционным приёмам. Например, вставные эпизоды (исторические экскурсы «Слова…») подчинены идее необходимости единства князей: повествователь осуждает Олега Гориславича, «ковавшего крамолы», но он с гордостью вспоминает о временах Владимира Святославича, когда Русь была единой.
Отношение автора к русским князьям двойственное: с одной стороны, он видит в них представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами, скорбит об их неудачах, но, с другой — осуждает их эгоистическую, узко местническую политику и их раздоры, их нежелание совместно защищать Русскую землю.
На примере похода Новгород-Северского князя автор показывает, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что не хотел делить с кем-либо славу.
В заключение резюмируйте всё вышесказанное. Идея единения перед лицом страшной внешней опасности подчиняет себе всё содержание «Слова…». Призыв к единению проникнут в произведении страстной любовью к родине.
В чём заключается неоднозначность образа народа в лирике Н. А. Некрасова?
Приступая к сочинению по лирике, помните, что Вам необходимо проанализировать три произведения. Подберите стихотворения в заданном тематическом направлении и последовательно каждое прокомментируйте.
Начните своё сочинение с того, что тема народа и его трагической судьбы волновала многих писателей и поэтов. В творчестве Н. А. Некрасова она стала главной. Неслучайно в «Элегии» поэт утверждает: «Я лиру посвятил народу своему». Он создаёт целую галерею народных образов. Например, в стихотворении «Несжатая полоса» центральное место занимает образ измученного, измождённого постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай.
Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» — это раздумья о судьбе русского народа. Основная мысль автора заключается в том, что мужик должен воспрянуть, проснуться, потому что только он может что-то изменить в своей судьбе.
С самого начала описание мужиков проникнуто сочувствием. Оно постепенно переходит в сострадание, и ходоки превращаются в обобщённый образ русского мужика, который, в свою очередь, трансформируется в образ русского народа.
В самый трагический момент эпизода, когда крестьян прогоняют, Некрасов называет их пилигримами. Это слово контрастирует со словом «чернь». В данном контексте оно приобретает оценочный характер. Слово высокого стиля подчёркивает особое отношение поэта к крестьянам. Но поэт-реалист не пытается идеализировать русского мужика. Некрасов с горечью понимает, что «за заставой, в харчевне убогой всё пропьют бедняки до рубля».
Неоднозначно образ народа раскрывается в стихотворении «Железная дорога», в котором показаны рабский труд крестьян и их покорность:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда …
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Символом труженика становится образ больного белоруса с заступом в руках, работающего по колено в холодной воде. Поэт рисует его предельно натуралистичный портрет: «Губы бескровные, веки упавшие,/Язвы на тощих руках,/Вечно в воде по колено стоявшие/Ноги опухли; колтун в волосах». Но, создавая внешне неприглядный образ, Некрасов возвышает его и высказывает глубокую веру в то, что народ «вынесет всё, что господь ни пошлёт».
Прокомментируйте, каким предстаёт образ народа в четвёртой части произведения. Подумайте, чем обусловлена горькая ирония повествователя в самом финале и о чём говорит эпизод с бочкой вина.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Какими мотивами и образами представлена любовная лирика С. А. Есенина?
Приступая к сочинению по лирике, помните, что Вам необходимо проанализировать три произведения. Подберите стихотворения в заданном тематическом направлении и последовательно каждое прокомментируйте.
Начните своё сочинение с того, что тема любви занимает значительное место в лирике С. А. Есенина.
В стихотворениях поэт передаёт различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоску разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность передаёт красоту светлых чувств. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи — к светлой тайне приложил уста». Этот смысл усиливается в произведении переплетением любовных мотивов с мотивами природы. Следуя именно этому принципу, поэт создаёт образ возлюбленной:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
В произведении «Заметался пожар голубой…» лирический герой признаётся, что любовь совершенно изменила его и он «отрекается скандалить». Прокомментируйте, в чём теперь заключается смысл жизни для героя. Обратите внимание на то, как поэт изображает возлюбленную.
В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» любовь к женщине переплетается с любовью к родной стране. Эти два чувства неразрывны. Герой готов рассказать молодой красавице о самом сокровенном, и в этом проявляется интимность интонации лирического повествования стихотворения.
В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё вышесказанное Вами. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.
Евангельские образы и мотивы в русской литературе (на примере одного-двух произведений).
Начните своё сочинение с мысли о том, что русская литература имеет большую и серьёзную традицию обращения к евангельскому тексту. Многие русские писатели и поэты обращались к тексту Святого писания. Среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак и др.
Обратите внимание на то, что в рассказе А. П. Чехова «Студент» евангельские образы и мотивы находятся в центре повествования.
За незатейливым сюжетом скрывается история душевной жизни героя, его попытки сориентироваться в мире. Иван рассказывает крестьянкам легенду о предательстве апостола Петра. Этой легендой он словно пытается доказать женщинам и себе, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности: если даже «страстно, без памяти» любящий Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестаёт быть человеком.
Подумайте, почему описываемые события происходят в Страстную пятницу. Это день переживания страстей Христовых, однако с этим евангельским эпизодом связана также ситуация отречения и раскаяния. В эту ночь ученик Христа делает для себя открытие: он узнаёт себя как человека. Чеховский герой тоже совершает своеобразное «предательство» своей веры, впав в уныние и отчаяние от голода и холода. Как и Пётр, Иван проходит через отречение, отступничество и отрицание.
Подчеркните, что главным в истории о Петре становится его раскаяние. Неслучайно студент несколько раз говорит о его плаче. В этой связи важна мысль о том, что главное в человеке — способность осознать свои слабости, увидеть себя по-новому, искренне раскаяться.
Обратите внимание на образы женщин, слушающих рассказ. Подумайте, как они связаны с евангельским сюжетом и героем.
Реакция вдовы и её дочери на рассказанную легенду оказалась неожиданной для Ивана: «Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль». Легенда, которую рассказчик преподносит слушательницам, хорошо известна им из Священного писания. Тем не менее, она стала откровением для всех троих.
Можно сделать вывод, что события легенды, несмотря на временную удалённость происходящего, воспринимаются чеховскими персонажами как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания евангельского героя для них не историческое «далёко», не мифологическое прошлое. Пётр для Василисы и Лукерьи не персонаж Евангелия, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый «ближний», которого, по заповеди Христовой, следует «возлюбить как и самого себя». Данная формула оказалась непреложным жизненным принципом для двух простых русских женщин. Они как бы живут в согласии с учением Христа. Горькие рыдания Петра заставили плакать Василису. И это плач не только о Петре, не только над его грехом. Женщина плачет вместе с ним.
В истории о том, что имело место «девятнадцать веков назад», звучат вечные темы, близкие для всех людей: любви, предательства, искреннего, отчаянного раскаяния и возрождения через это раскаяние.
Именно после истории Петра, в момент созерцания страданий не только ученика Христа, но и страданий Василисы и Лукерьи, которым сопереживает Иван, и начинается обратный духовный процесс в душе героя. «Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…», — происходит приобщение студента к народному сознанию, которое меняет его представление о безнадёжно мрачной жизни, даёт ощущение высокого её смысла, рождает мысль о связи прошлого с настоящим.
Герой рассказа ощущает не только трагедию народа, но и драму Петра, ученика Иисуса, соотнося себя с этим апостолом и стараясь психологически объяснить его поступок. Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили его душу, рассеяли его мучительные сомнения. Мир, казавшийся Ивану безобразным, хаотичным, вновь обретает в его глазах целостность и гармоничность. Герой начинает понимать, что человеколюбие, сострадание, любовь к ближнему своему — вот сила, от «века направлявшая человеческую жизнь», составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Именно евангельский сюжет помогает выявить высокий смысл жизни человека.
В заключении сделайте вывод о том, что, включая в канву повествования евангельские мотивы и образы, писатель раздвигает временные рамки произведения. Евангельская история, рассказанная героем и нашедшая эмоциональный отклик в душах Василисы и Лукерьи, позволяет выйти на «вечные» вопросы бытия.