В чем выразились особенности политической жизни франции
Политические особенности Франции
Особенности политического развития Франции кратко изложены в этой статье.
Политические особенности Франции
Франция является суверенной унитарной демократической республикой. Конституция была принята 4 октября 1958 года. И действует она до сих пор.
Документ регламентирует функционирование органов власти: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления.
Исполнительная власть представлена Советом министров. В свою очередь их назначает Президент по обоюдному согласованию с Премьер министром. Премьер министр во Франции несет ответственность за экономическую и внутреннюю политику, может издавать указы общего характера. Считается, что он отвечает за политику правительства, согласно 20 статье Конституции. Также премьер министр руководит деятельностью правительства, следя и обеспечивая исполнение законов.
Законодательная власть принадлежит Парламенту. Он включает в себя 2 палаты: Сенат и Национальное собрание. Члены Сената Республики избираются на базе непрямого всеобщего голосования. В его состав входят 321 сенаторов (348 с 2011 года). Из них 305 человек представляют метрополию, 9 человек заморские территории, 5 человек территории Французского сообщества и 12 — французских граждан, которые проживают за границей. Избирают сенаторов на 6 лет. Эту роль выполняет коллегия выборщиков из депутатов Национального собрания, делегатов от муниципальных советов и генеральных советников.
При этом Сенат каждые 3 года на половину обновляется. Депутаты Национального собрания избираются на основе прямого всеобщего голосования. 577 депутатов служат государству 5 лет. Из них 555 человек представляют метрополию, а 22 депутата — заморские территории.
Судебная власть принадлежит судам. Их деятельность регламентируется в VIII разделе Конституции — «О судебной власти».
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие политические особенности Франции.
Политические процессы Франции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности политических процессов во Франции
Однако подход к политической ситуации любого государства должен быть весьма индивидуальным. В частности, учитывается экономическая политика, которая основана на универсальных инструментах экономики, также учитываются типы регионального развития отдельных областей и территорий государства. Задача любого политика заключается в том, чтобы адаптировать определенные условия к конкретному времени и месту для того, чтобы подобное действие дало определенные плоды и достижения в целом.
Для Франции отношения центра и региона являются серьезной и актуальной проблемой. На сегодняшний день ни одно государство не в состоянии уйти от данной проблемы и проблемы самоопределения отдельных территорий. Очевидно, что в задачу любого государства входит сохранение территориальной целостности. Однако далеко не всегда получается соблюсти все указанные принципы. История учит нас тому, что нередко отношения между центром и региональной властью складываются весьма неудачно, что впоследствии оборачивается неисчислимыми бедствиями для народа.
Не менее важен интерес к территориальному развитию отдельных субъектов. Для того, чтобы гармонично происходило развитие всего государства, необходимо, чтобы гармонично развивались и его субъекты. Это является определяющей чертой политики Франции, которая направлена на развитие региональных процессов, а также партийной структуры и различных политических институтов в обществе.
В рамках обозначенного территориального устройства во Франции можно выделить следующую форму территориально-государственного устройства, как унитарную. Россия отличается федеральной формой устройства, так как состоит из разрозненных субъектов, обладающих самостоятельностью и собственным суверенитетом. Во Франции отсутствует такое понятие, как суверенитет субъектов. Все части государства строго подчинения центру, у субъектов отсутствует самоопределение.
Готовые работы на аналогичную тему
Политические процессы во Франции
Несмотря на унитарное устройство, Франция является государством, в котором региональные политические процессы характеризуются автономностью и самодостаточностью, что значительно влияет на развитие государства в целом. Одной из основных черт Франции является сильная централизация власти. То есть очень развиты государственные органы, оказывающие значительное влияние на различные государственные структуры.
Естественно, каждая модель имеет свои плюсы и минусы. Для России наиболее оптимальным построение государства является именно федерация, так как Россия является многонациональным государством, объединяющим под своей эгидой множество различные народы, проживающие на территории различных субъектов и республик. Подобное построение государства позволяет учесть интересы различных народов.
Во Франции количество национальностей намного меньше чем в России, что определяет возможность построения унитарного государства. Кроме того, подобная модель исторические долго складывалась во Франции и характерна тем историческим процессам, которые происходили на ее территории.
Примерно в восьмидесятых годах XX века Франция приняла закон о самоуправлении, в котором имелись положения о децентрализации власти. В частности, отдельные функции государственных органов были возложены на органы местного самоуправления. Некоторые органы были деконцентрированы, то есть были распределены полномочия между различными ветвями власти. На примере Франции можно четко проследить разделение функций между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Рисунок 1. Разделение функций между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности политического режима Франции
Таким образом, с помощью законодательства были соединены функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, органами местного самоуправления являются следующие органы:
Последний является представителем из центра. Данная модель самоуправления характеризуется наличием специального должностного лица, которое от имени всех государственных органов координирует деятельность органов местного самоуправления. Однако, несмотря на такую весьма демократическую систему построения управления во Франции нередко проявляется политическое давление центра на регионы, что несколько негативно оценивается специалистами в контексте развития политической системы в данном государстве.
Орган местного самоуправления является выбираемым органом, то есть кандидатов на должность выбирает население. Основные принципы местного самоуправления заложенные в Европейской хартии местного самоуправления, которая впервые возникла во Франции. Ее история уходит корнями в глубокое прошлое, когда основой системы управление являлся монарха, а государством управляли его подчинёнными.
Например, подобная ситуация описывается в книге Александра Дюма «Три мушкетёра», где указывается на существовании власти короля, управляющего государством, отдельными регионами, войсками, а также церковью. Хотя на примере данной книги показано взаимодействие церковного лица в виде кардинала и короля, который выступал в нередко в качестве пешки в интересах более продвинутых политических лиц.
Подобная система заложила неопределённые территориальные организации, неясность во многих управленческих вопросах, которые на сегодняшний день нуждаются в более чёткой проработке.
Франция в конце XIX — начале XX века
Во второй половине XIX в. во Франции закончилась длительная борьба между монархией и республикой в пользу республики. Франция стала развитой индустриальной страной, завершила создание своей колониальной империи.
Франко-прусская война и революция 4 сентября 1870 года
Обострение франко-прусских отношений в конце 60-х гг. XIX в. привело к войне, которую желали правительства обеих стран. 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии.
Наполеон III плохо подготовился к боевым действиям, хотя его военный министр уверял: «Мы готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах последнего солдата». На самом деле никто не знал даже точного количества солдат и боеприпасов, в войсках царил хаос.
Развязка наступила быстро: 2 сентября 1870 г. Наполеон III с 83-тысячной армией сдался в плен у местечка Седан. Известие о седанской катастрофе потрясло всю Францию. Виновником поражения все считали императора. 4 сентября восстал народ Парижа. Произошла буржуазно-демократическая революция, которая уничтожила Вторую империю и установила Третью республику.
На первый план политической жизни выдвинулся историк и политик Тьер. 10 мая 1871 г. его правительство подписало во Франкфурте-на-Майне мирный договор, по которому Франция понесла огромные потери. Она отдала Германии богатые области — Эльзас и Лотарингию — и обязалась уплатить 5 млрд франков контрибуции.
Наполеон III сдается на милость германскому императору. После битвы под Седаном
Парижская Коммуна 18 марта — 28 мая 1871 года
Во время франко-прусской войны, в марте 1871 г., Париж потрясла еще одна, уже пятая по счету революция. Ее основной причиной стал конфликт между правительством Тьера, с одной стороны, рабочими, частью интеллигенции, мелкой буржуазией — с другой. Исстрадавшиеся от обстрелов, голода и холода рабочие Парижа потребовали установлений новой власти — Коммуны и перестройки всего общества в интересах низших классов.
У рабочих были свои отряды — свыше 200 тыс. солдат национальной гвардии, т. е. вооруженных граждан. Национальную гвардию власти сформировали еще осенью 1870 г. для обороны страны. Ее руководящим органом являлся Центральный комитет (ЦК).
Коммуна была первым опытом государственного управления пролетариата. Вместо прежних органов управления были созданы новые. Всю власть, законодательную и исполнительную, осуществлял один орган — Совет Коммуны. Служащие не назначались, а избирались. Часть предприятий была передана рабочим коллективам, был сокращен рабочий день, отменялись долги по квартирной плате, бедняки переселялись в дома богачей.
Значение Коммуны очень высоко оценивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, а ее опыт использовали русские большевики, видевшие себя наследниками парижских коммунаров. Противники Коммуны считали ее действия вредными и непродуманными, повлекшими за собой кровавую резню.
Между тем войска Тьера 2 апреля начали наступление из Версаля на Париж и 28 мая захватили последнюю баррикаду. 30 тыс. человек было убито, десятки тысяч арестованы, осуждены, сосланы.
Причины поражения Коммуны заключались прежде всего в военном превосходстве версальцев. Кроме того, коммунарами было допущено немало ошибок. Они позволили правительству покинуть Париж, не установили контроль над французским банком, который продолжал перевод денег в Версаль, не наладили прочной связи с другими городами и крестьянством. Не было согласия и в самой Коммуне.
Политическое развитие Третьей республики в 1871— 1918 гг.
Хотя революция 4 сентября 1870 г. и установила во Франции Третью республику, страной еще несколько лет правили монархисты, поддерживаемые крупными собственниками и католической церковью. Но в 1875 г. была принята новая конституция, оформившая буржуазно-демократическую парламентскую республику.
Под давлением снизу правительства Франции осуществили ряд демократических преобразований. Была провозглашена свобода профессиональных союзов, собраний и печати. Вводилось всеобщее и бесплатное начальное образование, что позволило к концу XIX в. снизить число неграмотных до 5 % населения. Улучшилось положение рабочих. На предприятиях был установлен 10-часовой рабочий день (1900), вводился один выходной день в неделю (1906), стали выплачиваться пенсии (с 1910 г.). В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства и прекращена выплата ей казенных денег.
Особенностью политической жизни Франции было наличие множества политических партий. Это делало невозможной победу на выборах одной из них и формирование стабильного правительства. Многопартийные республиканские министерства, разрываемые внутренней борьбой, были неустойчивы. С 1871 по 1914 г. сменилось свыше 50 правительств, и ни одно из них не продержалось более трех лет.
Внешняя политика
После поражения в войне 1870— 1871 гг. главной задачей французской политики был поиск сильных союзников для противодействия Германии и возврата Эльзаса и Лотарингии. В конце XIX — начале XX в. Франция преодолела разногласия с Россией и Англией и подписала с ними союзные договоры. Союзники усиленно готовились к надвигавшейся войне.
С небывалой энергией Третья республика расширяла свои колониальные владения. В Юго-Восточной Азии в результате десятилетней войны были порабощены Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос. В Африке Франция установила контроль над Тунисом и Марокко, захватила большой остров Мадагаскар и обширные территории в западной и экваториальной частях континента. Франция стала второй после Великобритании колониальной державой. Ее владения занимали площадь около 10 млн кв. км, в них проживало свыше 50 млн человек.
Экономическое развитие
В конце XIX — начале XX в. Франция оставалась одной из наиболее развитых стран мира. Но по объему промышленного производства она отставала от США, Германии и Англии и переместилась со второго места в мире на четвертое. На ее экономике крайне тяжело отразились последствия проигранной войны с Пруссией и недостаток собственного промышленного сырья. Отрицательно сказывалось громадное численное преобладание слабо механизированных мелких предприятий над хорошо оснащенными крупными фабриками.
Эта трамвайная линия была построена в Париже в 1880-х гг.
С другой стороны, в конце XIX в. во Франции возникают и играют все большую роль могущественные промышленные и финансовые компании. Объединения «Комите де форж» и «Шнейдер-Крезо» господствовали в металлургической промышленности, «Рено» и «Пежо» — в автомобильной. В химической промышленности сильные позиции занимал концерн «Сен-Гобен». Большое развитие получила банковская система.
Большая часть населения Франции проживала еще в сельской местности. Объем сельскохозяйственного производства возрастал, но и в этой области Франция отставала от наиболее развитых стран. Миллионы крестьян обрабатывали свою землю вручную. Крупных хозяйств (50—200 га) было намного меньше, чем мелких (до 1 га).
Произошло глубокое расслоение сельского и городского населения по размерам богатства. На долю 15 тыс. миллионеров (0,1 % всех собственников) приходилось 25 % богатства страны.
Рабочее и социалистическое движение
С 1870 по 1914 г. заработная плата в среднем увеличилась на 30 %, но временами она падала, цены росли, а обычный трудовой день составлял 11 —12 часов. Французский рабочий зарабатывал меньше и жил хуже, чем английский и американский. Политические права и свободы были ограничены. Рабочие добивались улучшения своего экономического положения и расширения политических прав.
Известными пролетарскими вождями были Жюль Гед и Поль Ла фарг — сторонники, хотя и не последовательные, марксистской теории социализма. Интересы рабочих активно защищал видный публицист и историк Жан Жорес, непримиримый противник капитализма и войны. В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса он видел путь к освобождению не в революции, а во всеобщей забастовке и мирных преобразованиях.
В конце XIX в. во Франции существовало несколько рабочих организаций, искавших пути к сближению. В 1895 г. было решено создать единую профсоюзную организацию — Всеобщую конфедерацию труда, которая стала руководящей силой забастовочного движения (под таким названием она существует и в современной Франции). В 1905 г. социалистические организации образовали Объединенную социалистическую партию, которая в реорганизованном виде действует до настоящего времени. Французские социалисты выступали за мирные реформы и много времени уделяли парламентской деятельности.
Ежегодно во Франции проводились сотни забастовок. Власти отвечали суровыми репрессиями, иногда даже посылали войска против бастующих. Но рабочее движение уже стало силой, с которой нельзя было не считаться.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
В состав Коммуны Парижа вошли видные руководители рабочих Огюстен Авриаль и Эжен Варлен, поэт Эжен Потье, художник Гюстав Курбе, ученый Гюстав Флуранс — всего 86 человек. На стороне Коммуны боролись венгр Лео Френкель, поляк Ярослав Домбровский, русские революционеры Елизавета Дмитриева и Михаил Сажин. Шарль Беле, председательствовавший на первом заседании Коммуны, заявил, что республиканская Франция должна стать «поддержкой слабых, защитницей трудящихся, надеждой угнетенных всего мира и основой всемирной республики».
Государственное устройство и политическая жизнь современной Франции
· Французская революция конца 18 века и начало формирования гражданско-правового общества во Франции. Характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
· Специфика политического режима V Республики во Франции. Основные факторы его устойчивости и эффективности. Сравнительная характеристика с политическими режимами III Республики и IV Республики.
· Общая характеристика действующей Конституции 1958 г., её основные положения и принципы.
· Особенности государственного устройства современной Франции. Роль президента республики в системе государственной власти.
Генерал де Голль – создатель Пятой республики.
· Специфика избирательной системы в современной Франции. Выборы президента республики, выборы в Парламент (Национальное Собрание и Сенат), выборы в местные органы власти (от мэра до регионального советника). Сравнительная характеристика пропорциональной и мажоритарной системы выборов.
· Роль местных органов власти. Эволюция системы местного самоуправления. Значение Закона о децентрализации от 2 марта 1982 г.
· Специфика политической жизни современной Франции.
Характеристика основных политических партий современной Франции по схеме: история образования, идейно-политическая платформа, численность, социальный состав, место в политической системе страны, партийная печать, политические лидеры, перспективы развития. Основные политические партии: Союз за народное движение, Французская социалистическая партия, Союз за французскую демократию, Французская коммунистическая партия, Национальный фронт.
2. Рекомендуемая литература (для всего курса история и география Франции)
· Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005.
· Франция в поисках новых путей. Под ред. Рубинского Ю.И.. М.,2007.
· Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М., 2002.
· Кругликова Т.В. Промышленная политика Франции во второй половине XX века. М., 2008.
· Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции. М., 2003.
· Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М., 2001.
· Франция. Большой лингвострановедческий словарь // Под ред. Л.Г. Ведениной. М., 2008.
· Франция. Министерство иностранных дел Франции. М., 1999.
· Витвер И.А., Слука А.Е., Черников Г.П. Современная Франция. М.,1969.
· Франция в поисках новых путей. Под ред. Рубинского Ю.И.. М.,2007.
· Социально-политическая география зарубежного мира. Под ред. В.В. Вольского. М., 2005. Глава по Франции.
· История Франции // Отв. Ред. А.З. Манфред. Т.1. М., 1972.
· Бродель Ф. Что такое Франция. Т.1,Т.2, Т.3. М 1994 г.,1997, 1998.
· В. Жискар де Эстен. Французы. Размышления о судьбе народа. М.,2004.
· С. Де Мадариага. Англичане, французы, испанцы. М. 2003.
· Западноевропейские страны: Особенности социально-экономических моделей. Под. Ред. Гутник В.П. М. 2002.
· Рубинский Ю.И. Французы у себя дома. М., 1989.
· Глухарёв Л.И. Воздействие «общего рынка» на экономику Франции. М. 1971.
· Загрязкина Т. Франция в культурологическом аспекте. М., 2007.
· Зелдин Т. Всё о французах М., 1989.
· История Франции. Под ред. Ж. Карпантье и Ф. Лебрена. М., 2008.
· Михайлова И.Н., Петраш Е.Г. Искусство и литература Франции с древнейших времен до ХХ века. М., 2005
· История новейшего времени стран Европы и Америки 1945-2000 // Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 2002. Главы по истории Франции.
· Франция. Серия «Наши деловые партнёры». Под ред. Преснякова В.Ю.. М. 1993.
· Французская республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. В.А.Туманова. М., 1989.
· ЕС и Россия. От прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству. Под ред. Кузнецова А.В. М. 2008.
в) программное обеспечение и Интернет ресурсы:
Политическая история Франции
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политическая история средневековой Франции
В настоящее время, современная Франция представляет собой высокоразвитое демократическое государство с республиканской формой правления, гарантирующее своим гражданам всю совокупность необходимых и достаточных, в том числе политических, прав и свобод. При этом Франция насчитывает многовековую историю собственного развития, с необходимостью сопровождавшегося формирование и становлением политических институтов, совершением политических событий, и т.д.
Несмотря на то, что история Франции очень продолжительна – по свидетельствам археологов первые люди современного вида появились на территории соответствующего региона около 40 тыс. лет назад, однако собственно политическая история гораздо менее продолжительна. Ее отсчет справедливо начинать с периода I-V вв. н.э., когда Галлия, территория которой охватывала большую часть современной Франции, Бельгии, а также север Италии и северо-запад Германии, входила в состав Римской Империи.
Начало самостоятельной политической истории Франции принято связывать с деятельностью Франкского короля Хлодвига I, который на закате Римской Империи в конце V в. н.э., объединил большую часть Галлии под своим правлением, установив в результате владычество франков в регионе на многие столетия.
Однако впоследствии, к X-XI вв. Франция характеризовалась крайней децентрализованностью – основная власть была сосредоточена не в руках короля, а в руках князей. Отмечается даже, что в XI веке, такие территории как Нормандия, Фландрия, Лангедок, и ряд других, с точки зрения политического устройства и особенностей осуществления власти в них, во всем кроме названия смело могли признаваться самостоятельными королевствами. В дальнейшем монархическое управление, как форма организации политической власти во Франции постепенно одерживала верх, над властью князей (баронов), однако абсолютный суверенитет монархического правления во Франции был установлен только к XVI столетию.
Готовые работы на аналогичную тему
Политическая история во время Великой французской революции
Причины, порожденные накапливаемыми в течение XVII-XVIII вв. противоречиями между устоявшейся во Франции к тому времени феодальной политической системой, отношениями собственности и активно развивающимися буржуазными производительными силами привело к осуществлению в конце XVIII в. (1792-1794 гг.) революции, получившей название Великой.
Великая Французская революция стала одним из переломных моментов политической истории Франции, поскольку именно в результате ее совершения произошло утверждение во Франции нового, более демократического и прогрессивного общества.
Более того, большинство представителей исторической науки считают, что Великая Французская революция имела огромное значение не только для политической истории Франции, но и для международного сообщества в целом, поскольку ее совершение способствовало распространению прогрессивных идей по всему миру.
Так, например, общепризнанной является точка зрения о том, что Великая французская революция оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, результатом которых стало освобождение последней от колониальной зависимости.
Политическая история Франции в XIX в.
Политическая история Франции в период XIX-XX вв. является отражением крайней изменчивости и нестабильности французского общества того времени, выразившихся, в том числе, во многократной смене монархического и республиканского правления в тот период.
Так, начало XIX в. во Франции связано с приходом в 1804 году к управлению государством Наполеона Бонапарта. Период его правления историками оценивается неоднозначно, в том числе с точки зрения политической истории Франции: Так, с одной стороны в соответствующий период произошло распространение французской власти практически на всю территории Европы, формирование благоприятных условий для развития промышленности земледелия, и т.д., но с другой – завоевательные походы, в том числе неудачная война с Россией, достаточно тяжело сказалась на экономическом состоянии Франции периода первой империи.
После падения империи Наполеона была восстановлена монархия Бурбонов. Однако, очевидно, что полная реставрация прежнего режима политического руководства Франции, в связи с событиями конца XVII в. была невозможна, поэтому король Людовик XVIII был вынужден принять условия о введение конституционного правления.
С этого момента, оформленного Хартией 1814 года, политическая история Франции стала развиваться при активном участии парламента. Королю в свою очередь «вручалась» вся полнота исполнительной власти в государстве – он назначал все должности в государственном аппарате, обладал правом издания указов, законодательной инициативы, права вето, и т.д.
Следующий крупный период политической истории Франции связан с 1848 годом, когда возросшее недовольство населения стало причиной новой революции, результатом которой стало установление Второй Республики, а принятая в том же году Конституция провозгласила основы республиканского правления во Франции, принципы разделения властей и представительного правления.
Современная политическая история Франции
Современный период политической истории Франции именуется как «Пятая республика», и связан с принятой в 1958 году новой Конституции действующей по настоящее время. В числе основных признаков современной политической истории Франции следует назвать: