В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание

Мармеладов Семён Захарович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Внешность, манера поведения, речь

Семёну Захаровичу Мармеладову за пятьдесят лет. Это человек плотного телосложения, среднего роста. У него волосы с проседью, большая лысина. От постоянного пьянства лицо отёкшее, жёлтое, даже зеленоватое. Веки припухшие, глаза маленькие и красноватые. Взгляд его одушевлённый, осмысленный, но в то же время немного безумный.

Одет этот герой неряшливо и очень бедно, на нём старый чёрный фрак, на котором сохранилась одна пуговица.

Несмотря на то, что Семён Захарович отставной чиновник, общаясь с людьми, он ведёт себя по-чиновничьи солидно. Говорит он витиевато, видно, что привык занимать своими разговорами собутыльников.

Знакомство с Раскольниковым

Встреча Раскольникова с Мармеладовым произошла в кабаке, куда Семён Захарович пришел на пятый день своего запоя. Угадав в Родионе образованного человека, он рассказал ему о своих несчастьях. Его мучит раскаяние в своих грехах. Исповедь Мармеладова — это страшный рассказ о том, как человек из-за алкоголизма опустился на дно, как мучаются от нищеты его жена и дети. На Раскольникова рассказ нового знакомого произвёл гнетущее впечатление.

Черты характера

Семён Захарович — человек добрый, на Катерине Ивановне он женился, потому что пожалел её, оставшуюся с маленькими детьми в страшной нищете. Он уважает свою жену, добр к приёмным детям, учит их грамматике, чтению.

Семья Мармеладовых

История семьи Мармеладовых началась четыре года назад, когда Семён Захарович, будучи вдовцом, женился на Катерине Ивановне из жалости. Эта молодая женщина осталась с тремя малолетними детьми (двумя дочками и сыном) без средств к существованию после смерти первого мужа. Мармеладов характеризует Катерину Ивановну как образованную, благородную женщину.

История жизни Мармеладова — это история несчастий. После смерти первой жены Семён Захарович остался с четырнадцатилетней дочерью Соней. Через год после женитьбы на Катерине Ивановне он потерял службу в результате сокращения и с горя стал пьянствовать.

В Петербург Семён Захарович перебрался из провинции вместе с семьёй полтора года назад и начал там служить. Но скоро из-за пьянства лишился этого места. Он стал вместе с женой и малолетними приёмными детьми жить на деньги Сони, решившей из-за жалости к голодным детям пойти на панель.

За пять недель до встречи с Раскольниковым глава семьи взялся за ум и нашёл работу. Через месяц на радость всей семье он принёс жалование, но уже на другой день украл эти деньги у жены. Пять дней не показывался он дома, пил в кабаках, в одном из них и произошла встреча Раскольникова с Мармеладовым. Выслушав исповедь Мармеладова и историю его семьи, Раскольников проводил пьяницу к нему домой. Он увидел там нищую обстановку, троих детей и больную несчастную жену Мармеладова.

Вывод

Характеристика образа Мармеладова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

В чем выразилось падение мармеладова​

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

Ответ:

Объяснение:

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

Былина и сказка представляют собой разные виды народного творчества. Мы неоднократно имели случай убедиться, что эпос обладает свойствами, сразу отличающими его от всех других видов народной поэзии, и в том числе от сказки. Сказка и былина охватывают разные области народной культуры, отвечают разным эстетическим потребностям.

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

основной конфликт повести разрешился,тем что,Н.Н не захотел жениться На Аси,на встрече Н.Н с Асей,он вспомнил о Гагине и стал обви­нять Асю в том, что она все расска­зала брату. Ася слушала его речи и вдруг зары­дала. Н. Н. расте­рялся, а она броси­лась к двери и исчезла.после этого Ася с Гагиным уехала.Стадия развития действия:16 гл,кульминация и мгновенная развязка.

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. answer avatar. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание фото. В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание-answer avatar. картинка В чем выразилось падение мармеладова в романе преступление и наказание. картинка answer avatar.

Название произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).

Тема( о ком,чём- по основным событиям).

Идея( ради чего, с какой целью).

Характеристика гл. героев( цитаты из текста).

Художественное своеобразие произведения.

(особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста).

Выводы- значение в работе с детьми.

1. Русская народная сказка «Хрустальная гора» волшебного вида.

2. В сказке рассказывается о том, как Иван-царевич повстречал животных, помог разрешить им спор, а те наградили его волшебной силой, нашёл царство в хрустальной горе и победил трёх змеев, спас и женился на царевне.

3. Идея – защищать родной край от врагов, восхвалять находчивость и смекалку, прославлять отвагу ради любви.

4. Иван- царевич обладает мудростью: «…сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:

Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:

— Ваше величество! Найми меня стадо пасти…». А так же не обделён отвагой: «…- Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!». Наделен волшебной силой и может превращаться в сокола и муравья.

5. Сказка начинается традиционным зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…», а заканчивается традиционной концовкой: «…на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало».

Используется антропоморфизм: «Поднялся сокол…сел… и говорит…»,

Закон троекратного повторения: три раза идет царевич пасти стадо и три раза сражается сначала со Змеем с тремя, потом с шестью, а в конце с двенадцатью головами.

Характеристика языка: используются постоянные эпитеты: « Милостивый государь-батюшка», « сел на доброго коня».

Описание: «… полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору…».

Двойные слова усиливающие впечатление от происходящего: « ездил-ездил».

Устойчивые выражения характерные для сказки: « долго ли, коротко ли».

6. Сказка учит любить свою родину. Защищать свой край от врагов. Выручать людей из беды. Верить в добро, в добрых людей. Помогает формировать нравственные ценности и патриотизм, любовь к природе.

Источник

Смерть Мармеладова — краткое содержание, анализ эпизода | «Преступление и наказание»

В этой статье представлено краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» в цитатах.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Мармеладове

Смерть Мармеладова в романе «Преступление и наказание»: краткое содержание, анализ эпизода

Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов является отцом главной героини романа Сони Мармеладовой и знакомым главного героя Родиона Раскольникова.

Однажды пьяный Мармеладов, идя по улицам Петербурга, попадает под копыта лошадей, которые везут «барскую карету». В результате происшествия он получает тяжелые травмы. В это время его приятель Раскольников как раз оказывается неподалеку и помогает отнести раненого домой:

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крoви. С лица, с головы текла крoвь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку. » (часть 2 глава VII)

«Вижу его, улицу переходит, шатается, чуть не валится, — крикнул одноважды, да в другой, да в третий, да и придержал лошадей; а он прямехонько им под ноги так и пал! Уж нарочно, что ль, он, аль уж очень был нетверез…» (слова кучера, часть 2 глава VII)

«Катерина Ивановна стояла вся бледная и трудно дышала. Дети перепугались. Маленькая Лидочка вскрикнула, бросилась к Поленьке, обхватила ее и вся затряслась. » (часть 2 глава VII)

«Меж тем комната наполнилась так, что яблоку упасть было негде. Полицейские ушли, кроме одного, который оставался на время и старался выгнать публику, набравшуюся с лестницы, опять обратно на лестницу. Зато из внутренних комнат высыпали чуть не все жильцы госпожи Липпевехзель и сначала было теснились только в дверях, но потом гурьбой хлынули в самую комнату. Катерина Ивановна пришла в исступление.

Хоть бы умереть-то дали спокойно! — закричала она на всю толпу, — что за спектакль нашли! С папиросами! Кхе-кхе-кхе! В шляпах войдите еще. И то в шляпе один… Вон! К мертвому телу хоть уважение имейте. » (Катерина Ивановна, часть 2 глава VII)

«Сейчас умрет При последнем издыхании… К тому же голова очень опасно ранена… Гм. Пожалуй, можно крoвь отворить… но… это будет бесполезно. Через пять или десять минут умрет непременно. » (доктор, часть 2 глава VII)

«Между тем двери из внутренних комнат стали опять отворяться любопытными. В сенях же всё плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. » (часть 2 глава VII)

«Вдруг он узнал ее, приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Бесконечное страдание изобразилось в лице его.» (о Мармеладове, часть 2 глава VII)

Во время причащения Мармеладова в комнате появляется его единственная родная дочь Соня Мармеладова в своем «уличном», непристойном наряде. Испуганная Соня не сразу решает войти и некоторое время стоит на входе среди толпы.

Тем временем священник пытается утешить Катерину Ивановну, советует ей полагаться на помощь всевышнего, а также советует простить мужу его грехи. Убитая горем Катерина Ивановна вступает в перепалку со священником, изливая ему душу. Женщина признается священнику, что отчасти рада смерти мужа, так как тот лишь создавал проблемы, пропивая все имущество и деньги. По совету священника Катерина Ивановна, вероятно, на словах прощает своего непутевого мужа, но в глубине души, судя по всему, не прощает его и сохраняет обиду:

Простить бы надо в предсмертный час, а это грех, сударыня, таковые чувства большой грех!

Катерина Ивановна суетилась около больного, она подавала ему пить, обтирала пот и кровь с головы, оправляла подушки и разговаривала с священником, изредка успевая оборотиться к нему между делом. Теперь же она вдруг набросилась на него почти в исступлении.

— Эх, батюшка! Слова да слова одни! Простить! Вот он пришел бы сегодня пьяный, как бы не раздавили-то, рубашка-то на нем одна, вся заношенная, да в лохмотьях, так он бы завалился дрыхнуть, а я бы до рассвета в воде полоскалась, обноски бы его да детские мыла, да потом высушила бы за окном, да тут же, как рассветет, и штопать бы села, — вот моя и ночь. Так чего уж тут про прощение говорить! И то простила!» (Катерина Ивановна священнику, часть 2 глава VII)

«. Соня! Дочь! Прости! — крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь; бросились поднимать его, положили, но он уже отходил. Соня слабо вскрикнула, подбежала, обняла его и так и замерла в этом объятии. Он умер у нее в руках. » (часть 2 глава VII)

«— Добился своего! — крикнула Катерина Ивановна, увидав труп мужа, — ну, что теперь делать! Чем я похороню его! А чем их-то, их-то завтра чем накормлю?» (часть 2 глава VII)

«Позвольте же мне теперь. способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то… я… одним словом, я зайду — я непременно зайду… я, может быть, еще завтра зайду. Прощайте!» (РаскольниковКатерине Ивановне, часть 2 глава VII)

Это было краткое содержание и анализ сцены смерти Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Источник

Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова

Достоин ли сострадания Мармеладов почему он погибает, так и не искупив собственную вину? Можно ли жалеть таких людей, как этот герой Достоевского?

История Мармеладова достаточно тривиальна, он горький пьяница, который потерял свою работу, его дочь Соня вынуждена была пойти торговать собой, чтобы прокормить семью.

Прожив буквально несколько глав, Мармеладов погибает под копытами лошади. Достоевский, большинство своих малохольных героев пытается описать как невинных жертв несправедливого порядка. Именно это и требуют указывать учителя в школьных сочинениях.

Однако, Мармеладов — это человек, опустившийся сугубо по своей воле. И в настоящее время имеется большое количество таких же людей, которые топят свою жизнь в пьянстве, ведут себя крайне пассивно, жалуются и рыдают, но на деле оказываются типичными пассивными неудачниками.

Жизнеописание рабского менталитета является любимым делом Достоевского, что у нормального человека, стремящегося к цивилизованной жизни и развитию, должно вызывать исключительно только чувство мерзости. Жить в нищете, пьянствовать и заниматься психологией – удел лентяя. Можно ли сострадать Мармеладову? Нельзя

. Если бы Достоевский оставил его в живых, образ получился бы крайне неинтересным, ведь в жизни такие люди умирают не сразу от цирроза печени, а спустя лет десять, окончательно вымотав своих родных и близких.

На фоне семьи Мармеладовых начинает раскрываться и Раскольников, благодаря которому этого пьяницу хоронят как человека, а не как бродягу, чего, собственно, тот совершенно не заслужил. Да, поступок может и добрый. Но по факту никакого сочувствия к Мармеладову быть не должно, в человеческом обществе, как и в природе происходит естественный отбор, в результате которого все алкоголики, наркоманы и тунеядцы рано или поздно помирают от нищеты или плохого здоровья. Он бросил свою семью на произвол судьбы, стал пить, разве так поступает настоящий мужчина?

Мармеладов сделал свой выбор, а потом сострадания не достоин, а погибает из-за своей слабости и любви к вину. Каждому человеку дан выбор — грешить или нет, пить или работать, спасать свою семью, или опускаться.
Теги:литература

Семён Захарович Мармеладов

Мармеладов. Актер Ю. Кузнецов. Т/с «Преступление и наказание». 2007

Семен Захарович Мармеладов – второстепенный персонаж романа «Преступление и наказание». Герой является родным отцом Сони Мармеладовой, супругом Катерины Ивановны и отчимом ее троих детей. Постепенно спиваясь, бывший чиновник Мармеладов достигает социального дна и заканчивает жизнь под колесами пролетки. Встреча с этим персонажем играет решающую роль в дальнейшем поведении главного героя романа, Раскольникова. Прототипами Мармеладова, в некоторой степени, стали литератор П.Н. Горский и знакомый Достоевского по ссылке, спившийся чиновник А.И. Исаев.

Описание героя

Внешность Мармеладова

Составить представление о внешности героя помогает описание самого автора: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки».

Лохмотья, в которые облачен Мармеладов, никак не претендуют на звание одежды. На мужчине изодранный фрак с дырявыми локтями и оторванными пуговицами, помятая, серая от грязи манишка, видавший виды несвежий жилет. Создается впечатление, что человек минимум неделю не прикасался ни к воде, ни к мылу. Особенно отталкивающе выглядят его красные опухшие руки с жирными пальцами и грязью под ногтями.

Всё его поведение и манеры соответствуют образу канцелярского чиновника средней руки: они отличаются демонстративной солидностью, подчеркнутой интеллигентностью и тактичностью, что абсолютно не вяжется с вышеописанным портретом этого персонажа.

История героя

Супруги Мармеладовы какое-то время все еще живут в провинции. Первый год их совместной жизни заканчивается тем, что Семён Захарович попадает под сокращение и лишается своей чиновничьей должности. Это становится для него настоящим ударом, поскольку он является единственным кормильцем семьи. Тяжелая ситуация приводит к тому, что у него все заметнее начинает проявляться тяга к алкоголю. Отчаявшись найти работу на родине, Мармеладов предлагает Катерине Ивановне перебраться в Петербург.

В столице жизнь начинает постепенно налаживаться – Мармеладову удается найти работу, Катерина Ивановна занимается хозяйством и детьми. Единственной проблемой становится то, что у Катерины Ивановны, еще до отъезда в Петербург диагностировали туберкулез. Впрочем, женщина не опускает рук, она надеется, что зарплаты ее мужа хватит и на хорошее питание, и на лечение. Но уже очень скоро глава семейства срывается и уходит в запой. В семье быстро заканчиваются деньги, и все ближе начинает маячить беспросветная нищета.

Наступает критический момент, когда семье не на что купить даже хлеба. Видя это, Соня, родная дочь Семена Захаровича, решает идти на панель, чтобы торговать собой за деньги. Эта жертва обходится девушке очень дорого но, благодаря ей, семья спасается от голода. В моменты просветления Мармеладов с ужасом осознает всю глубину того кошмара, в котором оказалась его семья. Но, не видя никакого выхода, этот слабый и безвольный человек снова пытается утопить свое горе на дне бутылки.

Примерно за пять недель до описываемых событий Мармеладов решает в корне изменить свою жизнь. В его планах – поиск новой работы и спасение Сони. Вскоре ему удается поступить на службу, куда его берут под личную ответственность начальника. Через месяц Семен Захарович приносит домой первое жалованье, и этот день впервые за долгое время становится для семьи настоящим праздником. Деньги Катерина Ивановна кладет в сундук, надеясь, что до следующего месяца их хватит на покрытие всех расходов.

Но уже назавтра Мармеладов крадет эти деньги и снова уходит в запой, который продолжается почти неделю. Во время своего бродяжничества, в один из вечеров он знакомится с Родионом Раскольниковым, который доставляет его домой и передает Катерине Ивановне. Женщина устраивает Мармеладову грандиозный скандал, обвиняя мужа в воровстве и отсутствии совести.

Характер героя

Семён Мармеладов. Актер Е. Лебедев. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Скорее всего, Достоевский сознательно награждает своего героя «сладкой» фамилией – Мармеладов, чтобы на контрасте с его жизнью показать, насколько горько и беспросветно его существование. Несмотря на такие пороки, как абсолютное безволие, пьянство, отсутствие ответственности, это «был человек добрый и благородный, любивший и уважавший семью свою; одно худо, что по доброте своей слишком доверялся всяким развратным людям и уж бог знает с кем он не пил, с теми, которые даже подошвы его не стоили!»

Несмотря на маргинальное общество, в котором вращается Мармеладов, проводя время в кабаках и питейных, в его характере напрочь отсутствуют наглость и хамство. Напротив, у него сохраняется самокритика, он в состоянии оценивать то положение, в котором оказался по вине собственной слабости. У Мармеладова развито красноречие, его рассуждения отличаются витиеватостью и «речистостью». Он высказывает свое мнение, но никому его не навязывает.

Семен Захарович очень гордится происхождением и образованностью своей супруги. Он корит себя за то, что превратил ее жизнь в ад, однако изменить что-либо он не способен. Во многом из-за своей вины перед ней он терпит непростой характер Катерины Ивановны, ее скандалы и даже рукоприкладство. У него трепетное отношение к детям. Младших, приемных, он любит не меньше родной дочери Сони. Временами балует их, приносит сладости, в перерывах между запоями играет с ними и обучает грамоте.

Его очень тревожит судьба старшей дочери, которая от безысходности занимается «постыдными делами». В то же время, он не перестает тянуть из девушки деньги. Кроткая и безответная Соня, которая всем сердцем любит и жалеет отца, не в силах отказать ему, отдавая порой последние копейки на его похмелье. «А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!»

Мармеладов и Раскольников

Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 2007

Знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в одном из петербургских трактиров. Внимание Родиона привлек «маленький, пьяненький человечек», в облике которого наблюдалось какое-то противоречие. В его взгляде «светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие».

Роль героя в произведении

Образ Мармеладова является олицетворением социального дна, символом нищеты и унижения, жертвой тех обстоятельств, в которых личность постепенно теряет человеческое достоинство. Его историю можно назвать предысторией преступления главного героя. Встреча Раскольникова с Мармеладовым окончательно убеждает его в правильности своей теории. Семья Мармеладова – это собирательный образ людей, жизнь которых превратилась в жалкое существование из-за беспросветной нищеты. В этой сюжетной линии ярко проявляется позиция Достоевского-гуманиста по отношению к «маленьким людям» и попытка проанализировать состояние души «страшного преступника» Раскольникова.

Мармеладов в романе «Преступление и наказание». Образ Мармеладова

У Мармеладова имеется дочь от первого брака — восемнадцатилетняя Соня. У его второй жены — чахоточной Катерины Ивановны — три ребенка. Из-за пристрастия к вину Мармеладов Семён Захарович потерял место провинциального чиновника, и его семья пребывает в полной нищете. Отправившись в столичный Петербург, он вновь сумел устроиться на службу, но уже не может обходиться без вина, серьезное желание трудиться у него отсутствует, так что в скором времени он снова оказывается не у дел. Он похищает отданное жене жалованье, слоняется по кабакам, превращается в никчемного человека, у которого нет средств к существованию. Этот стареющий пьяница умело вытягивает деньги на выпивку у Сони, которая вынуждена зарабатывать продажей своего тела. Однако у Мармеладова, который выглядит образчиком ничтожного пьянчужки, есть такие черты, которые отличают его от «обычного» алкоголика.

У Мармеладова в романе «Преступление и наказание» присутствует неистребимое желание рассказать людям о своем ничтожестве и пороках. Конечно, он — аутсайдер, который не хочет деятельной жизни и стремится найти забвение в вине, но он не таков, чтобы напиться в одиночку под забором. Ему во что бы то ни стало нужны слушатели, и если он видит кого-нибудь, кто хоть сколько-нибудь подходит на эту роль, он хватает его за рукав и живописно повествует о том, насколько он ничтожен. Без всякого стыда и стеснения, с красочными жестами и играя голосом, он, обливаясь потом, ведет свой подробный рассказ. Катерина Ивановна — из хорошего дома, она женщина честная, а он ее мучает; она так радовалась, когда ему удалось вновь устроиться на службу, а он так жестоко разбил ее надежды; жизнь его семьи так бедна, а он пропил даже чулки жены; дочь его имеет «желтый билет» и занимается проституцией… Чувствуя, что его слушатель проникается презрением и интересом, Мармеладов входит еще в больший раж и устраивает за грязным кабацким столом настоящий театр одного актера. Поскольку он рассказывает все это не в первый раз, его мастерство рассказчика растет. Мармеладов в романе «Преступление и наказание» придает всему повествованию своеобразную живость. Работать ему не хочется, но его рассказы о собственном ничтожестве увлекают его без остатка.

Мармеладов, конечно же, пьяница. Настоящий пьяница ощущает свое одиночество, он хочет показать, что у него есть собственная гордость, он гордится тем, чем гордиться вряд ли стоит. Но Мармеладов в романе «Преступление и наказание» — не просто пьяница. За красноречивыми и горделивыми признаниями в собственном ничтожестве и никчемности спрятано и другое желание.

С жаром понося себя, он превращает себя в униженного, а потому должен быть прощен — такова скрытая логика Мармеладова. Он не считает, что ему есть чем гордиться. Если бы он стал хорошим отцом и надежным мужем, ему бы уже не удалось достичь спасения. Его ход мыслей таков: именно потому, что я так ничтожен и во мне не осталось никакой гордости, ничего не нужно предпринимать, и на Страшном Суде Бог пожалеет меня и простит — хотя бы и самым последним из людей. Так рассуждает этот хитрый и себялюбивый пьянчужка. У него нет желания исправиться, он рассчитывает быть прощенным, будучи таким, каков он есть. Он мечтает о том, чтобы было прощено последнее ничтожество, каковым он и является. Его желание оставить все как есть — неколебимо.

Фамилия Мармеладов — «сладкая», все эти жаркие речи героя о своем прощении тоже отдают «сладостью». Придумывая такую фамилию своему герою, Достоевский, возможно, был исполнен горькой иронии. Достоевский настроен по отношению к своему герою критически, но идея беспутной личности о том, что ничтожный человек, который безоговорочно признает свое ничтожество и никчемность, будет прощен Богом, не была чужда и самому писателю. Из этого корня вырастает и Емеля из «Честного вора». То же самое, можно, видимо, утверждать и относительно Мышкина из «Идиота», и Снегирева из «Братьев Карамазовых».

На вечерней улице пьяный Мармеладов выбегает на проезжую часть, попадает под запряженный двумя лошадьми шикарный экипаж и погибает. Его жена Катерина Ивановна подозревала о его тайном желании покончить жизнь самоубийством, и когда она узнает, что ее муж попал в такую переделку, она восклицает: «Добился!»

Жизненные невзгоды преследуют пьяницу Мармеладова и, в конце концов, он убегает с арены.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *