В чем выразился духовный кризис римского общества почему христианская
Кризис духовного развития Древнего Рима
В целом в эпоху Империи римское обществокак цивилизация
продолжало развиваться. Однако в духовном плане уже в I веке н. э. появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени «Римская идея», как власть над всем миром, была реализована. Достигнув ее, Рим как бы исчерпал себя, он утратил источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе на передний план выходит идея «вечного Рима», которая ориентировала лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. Во всяком случае, судьба Рима убеждает в этом.
Начиная с I века н.э. Римвсе больше предстает как первая историческая форма общества потребления. Знаменитый лозунг «хлеба и зрелищ» был образом жизни не только безземельного плебса, но и всех слоев общества. Даже у элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной общего кризиса римского общества и его гибели. Опять же не случайно, что уже в I веке н. э. в Римской империи возникло христианство как противодействие духовному распаду римского общества.
Христианствостало одной из трех великих мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), обращенной ко всем людям, независимо от этнической, языковой и иной принадлежности. В его основе лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, своей смертью искупившего грехи людей, несущего спасение миру ичеловеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых на первый план все больше выходили власть, сила, мощь, физические удовольствия и наслаждения, христианство противопоставило им высокие духовно-нравственные ценности.
Сам Бог выступает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность — любовь к Богу — является духовной, она противостоит физической, плотской любви, объявляемой греховной. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно выступило защитником угнетенных, униженных и обездоленных, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это было созвучно чаяниям простых людей, делало их сторонниками новой религии.
В 395 г. Римская империя распаласьна Восточную и Западную, а в 476 г. — после очередного поражения римлян от германский войск — последний император Ромул Августул был низложен, и Западная Римская империя перестала существовать. Новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым.
К числу достижений римской культурыследует отнести римское право, римскую архитектуру и литературу, латынь, которая в течение столетий была языком европейский ученых.
Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру стало христианство.
1. Теоцентризм как основной принцип средневековой культуры. Особенности художественной культуры.
2. Специфические и «серединные» культуры. Связь культуры Возрождения с античной и средневековой традициями.
3. Понятие нового времени. Многообразие художественных стилей и направлений в Новое время: классицизм, барокко, рококо и т.д.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
В чем выразился духовный кризис римского общества почему христианская
Подробное решение параграф §13 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014
1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?
Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:
— Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):
— Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):
— Публий Элий Адриан (117-138 гг.):
— Антонин Пий (138-161 гг.):
— Марк Аврелий (161-180 гг.).
2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?
Причины кризиса Римской империи.
— Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.
— Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.
— После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.
— Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.
— Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.
– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.
— Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.
В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.
3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?
Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.
4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.
5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?
Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.
В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.
6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».
1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.
2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.
3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.
4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.
5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.
6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.
7. Борьба против вторжения гуннов.
8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.
9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.
Духовный кризис римского общества
. Духовный кризис римского общества.
Ответ на вопрос: «Как жить в условиях насилия императорской власти?» римская знать пыталась найти в философии стоиков, ярким представителем которой был Сенека, воспитатель императора Нерона. В условиях отнятой политической свободы он призывал искать внутреннюю независимость и свободу. Свобода души вот та ценность, которую никто не может отобрать у человека. Сенека первый признал, что по своим душевным качествам раб ничем не отличается от свободного. И поэтому раб закованный в кандалы и брошенный в темницу может быть свободнее царя сидящего на троне.
Сенека призывал вести нравственно безупречный образ жизни, быть справедливыми и милосердными и не придавать значение ни почестям, ни богатству, которые могут быть в миг отняты превратностями судьбы. А пред судьбой все равны: и цари, и рабы.
Этот взгляд на мир получил широкое распространение в Риме. Под его влияние попадали прежде всего образованные римляне. Среди них оказался даже император II в. н. э Марк Аврелий, которого называли «философ на троне».
Возникновение христианства.
Но был и другой путь исканий — это поиск божественного защитника. Традиционные римские боги не защитили римлян, поэтому их взгляды обратились на восток. Среди римлян распространились культы Митры, Исиды, Кибеллы и других богов. В этих условиях и появилась новая религия, которая получила название христианство.
Название религия получила по имени ее создателя Иисуса Христа. Ученики и последователи этой веры, разнесли учение по римской Империи. Они утверждали, что во времена правления Октавиана Августа в Иудее родился младенец Иисус, Матерью которого была дева Мария, а отцом еврейский бог Яхве. Когда он родился, на небе зажглась звезда. По ней и нашли младенца цари-волхвы и пастухи, которые принесли дары и поклонились божественному младенцу, как будущему спасителю всех людей.
Когда Иисусу было около 30 лет он встретил крестителя Иоанна, который призывал всех покаяться в грехах и совершить крещение омовением. Во время крещения в Реке Иордан на Иисуса сошел Дух Святой и с тех пор Иисус начал творить чудеса и проповедовать людям слово божие. Проповедовал Иисус в Палестине, в окружении 12 учеников, которые и разнесли во все уголки света его учение. Чтобы убедить людей в божественной истине, Иисус исцелял больных, воскрешал мертвых. К пророку стекались толпы народа. Они поверили, что перед ними помазанник божий, спаситель и называли его Христом. Иисус Христос учил, что близится конец мира, погрязшего в зле, насилии и несправедливости. Вскоре наступит день Страшного суда над всеми людьми, солнце померкнет, а звезды упадут с неба. Всех, кто не покаялся в грехах, или поклоняется ложным богам, все злодеи и преступники будут наказаны. Но кто примет новую веру в Иисуса и кто будет выполнять христианские заповеди, будет спасен и им будет даровано Царство Божие на земле, где будет торжествовать добро и справедливость. А эти заповеди просты для исполнения. Их любой человек может ежедневно соблюдать вне зависимости от его положения в обществе.
Однако у Иисуса были не только сторонники, но и опасные и сильные враги. Это были жрецы храма Яхве в Иерусалиме, которые не могли допустить, что появился человек, который против их воли, объявил себя Сыном божьим и собирает вокруг себя верующих. Они заручились поддержкой местных римских властей и, подкупив одного из учеников Иуду за 30 серебреников, римские воины арестовали Иисуса. Высший религиозный суд Синедрион осудил Иисуса на смертную казнь.
Прокуратор Иудеи Понтий Пилат утвердил приговор. Христу одели на голову терновый венец, отвели на гору Голгофу и распяли на кресте вместе с двумя разбойниками. Казнь Христа произошла в пятницу, в праздник иудейской Пасхи. Ученики сняли тело с креста и положили в гробницу. Однако, когда на третий день, в воскресение, они посетили могилу, то гробница оказалась пуста. Христос воскрес. Вскоре он явился своим ученикам, а затем на их глазах вознесся на небо, обещав вернуться на землю для свершения Божьего Суда.
Так описана жизнь Иисуса Христа у евангелистов. Волне вероятно, что в I в. н.э в Палестине действительно жил проповедник, называвший себя Христом. Но как бы то ни было христианская религия легла на благодатную почву и получила в римской Империи широкое распространение.
Жизнь христианских общин.
Последователи Христа объединялись в общины верующих. Первой и долго единственной была община в Иерусалиме. Но вскоре иудейские власти стали преследовать и умервщлять христиан. Они бежали из Иерусалима и разнесли свое учение по другим странам. Апостол Павел вел проповеди в Малой Азии, Греции и Македонии. Аостол Андрей отправился к народам северной части Средиземноморья, а Петр основал христианскую общину в Италии.
Это настороженное отношение к христианам выпдеснудось в жестокое преследование при императоре Нероне. Когда в Риме случился большой пожар, то Нерон объявил виновниками несчастья вызывавших подозрение и неприязнь христиан. Не успевших бежать из города хватали и предавали жестокой казни: их сжигали заживо, распинали на крестах, бросали на растерзание зверям в цирке. Христиане стойко переносили мучения и умирали со словами прославления своего бога Христа, чем вызывали удивление и даже восхищение у римлян. Впоследствии на протяжении всей империи периоды спокойного отношения к христианству сменялись гонениями и расправами с верующими христианами, но с каждым годом число сторонников новой веры, помогавшей выжить в жестоких условиях на земле и открывавшей возможность бессмертия и блаженства на небесах увеличивалось.
Глава 2. Кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки
Однако потрясения последовавшего кризиса, когда империя едва не развалилась, привели к осознанию римскими гражданами того, что они на деле – подданные, лишенные основных былых гражданских прав (лично избирать представителей власти на народных собраниях, лично участвовать в принятии законов и т. п.). Армия же стала не ополчением граждан, а отдельной от них грозной самостоятельной силой.
В учении Иисуса Христа и святых апостолов был четко выражен эсхатологический акцент – убеждение в скором конце этого мира, что обусловило восприятие реалий римского социума с его системой ценностей как неактуальных. Обобщенно это выразил святой апостол и евангелист Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2: 15 ). Теряло смысл обладание богатством: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе», – сказано в Нагорной проповеди Иисуса ( Мф. 6: 19–20 ). Вместо агрессии и насилия – непротивление, высший суд – Божий в конце света для каждого человека. Вместо языческой «культуры стыда» – «культура вины» 68 – христианское убеждение в личной греховности каждого человека и ответственности его перед высшим судьей – Господом Богом, а не перед другими людьми и их мнением. Неактуальной для Иисуса Христа была и проблема отношения к властям и государству – Его ответ на провокационный вопрос, следует ли платить подати императору: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу» ( Лк. 20: 25 ).
Но как жить в этом мире, конец которого еще не наступил? Складывается христианская система жизненных ценностей, регулирующая жизнь христиан в языческом обществе. Основа ее была заложена в учении Иисуса Христа. Соблюдение десяти заповедей, любовь к ближним, этическая норма: »Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с тишь« ( Мф. 7: 12 ), – получило дальнейшее развитие у апостолов (в первую очередь у святого апостола Павла) и Отцов Церкви (особенно у священномученика Киприана Карфагенского). Все послания апостола Павла буквально пронизывает вера в Воскресение: »Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша« ( 1Кор. 15: 13–14 ). Вера в Воскресение стала высшей ценностью христиан. Она основывалась на убеждении в жертвенной смерти Иисуса Христа за грехи людей: »Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего« ( Рим. 4: 25 ). В Первом послании к Коринфянам апостол Павел, утверждая, что »Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших«, рисует картину всеобщего воскресения (»первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его«), а затем – Царствие Божие, »когда упразднит всякое начальство и всякую силу«, низложит врагов и »последний же враг истребится – смерть« (см.: 1Кор. 15: 20–26 ).
Апостол Павел, одним из первых христиан принявший венец мученичества, сформулировал великий принцип равенства всех людей в вере независимо от социальной, этнической и половой принадлежности: »Нет уже иудея, ни язычника: нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе« ( Гал. 3: 28 ). Равенство римлянина, грека, иудея либо свободного и раба, мужчины и женщины никогда не входило в систему римских ценностей (ни при республике, ни при империи). Павел развил учение Иисуса Христа о любви к людям, неприемлемости насилия: »Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками« ( Рим. 12: 17 ). Для святого апостола Павла очевидной являлась неопределенность во времени эсхатологической развязки, отсюда и его повышенное внимание к ставшей актуальной проблеме жизни христиан в языческом обществе: »Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем» ( Кол. 4: 5 ).
Властям следует повиноваться, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13: 1 ), предписывается совершать молитвы «за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим. 2: 2 ). Такие же установки содержатся и в посланиях святого апостола Петра ( 1Пет. 2: 13, 18 ).
Христиане осуждали лозунг римской толпы: «Хлеба и зрелищ!». «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», – говорил первоверховный апостол Павел ( 2Фес. 3: 10 ). В то же время негативная оценка официальных римских ценностей не означала выступлений христиан против государственной власти, императоров (даже у мучеников и исповедников). Высшая ценность христиан находилась не в этом мире, а в земной жизни они признавали императорскую власть данной Богом и заявляли, что молятся за нее, но не перед языческими богами. Запрет участвовать в языческих церемониях – одна из норм христианского кодекса священномученика Киприана, среди положений которого – оказание помощи бедным, больным, вдовам, сиротам, запрет браков с язычниками, соблюдение законов, отказ от насилия и др.
Этот тяжелейший выбор каждый делал по-своему. Часть христиан попыталась все же избежать совершения предписаний эдикта Деция (например, епископы Карфагена и Александрии Киприан и Дионисий). Некоторые скрылись на момент проведения церемонии, определенной эдиктом. Другие добывали разными путями либеллы с подписями членов комиссий (в Церкви их называли «либеллятиками»). Многие предпочли исполнить требования императорского эдикта, в первую очередь богатые христиане и те, кто занимал должности магистратов и императорских чиновников, – об этом прямо заявлял в одном из своих посланий тот же священномученик Дионисий Александрийский (Eseb. Hist. Eccl., VI, 41). Таких в Церкви называли «падшими». Но было и много тех христиан, которые категорически отказались от жертвоприношения идолам, став мучениками и исповедниками.
Валериан, в прошлом один из приближенных Деция, не мог не знать об отказах христиан участвовать в акции всеобщего жертвоприношения. Такое поведение христиан представлялось, по меньшей мере, подозрительным. И целью эдиктов Деция от 257 и 258 гг. являлось принуждение лидеров христиан к демонстрации своей лояльности императорской власти в рамках идеологии «римского мифа». Причем именно лидеров – при допросе Дионисия Александрийского проконсул прямо заявил епископу Александрии, что если тот принесет жертву, то за ним последует вся его паства (Euseb., Hist. Eccl., VII, 11). Среди актов и пассионов мучеников времен гонения Валериана мы не встретим таковых, относящихся к христианам, перечисленным во втором эдикте (из двух высших сословий). Вероятно, они предпочли исполнить требования эдикта, по крайней мере в своем большинстве. Зато среди жертв гонения Валериана – почти исключительно представители христианского духовенства. Мучениками стали такие видные фигуры, как Киприан Карфагенский, епископ Рима Ксист, епископ Тарагоны Фруктуоз и многие другие. Острие гонения оказалось направлено против руководства христианской Церкви. Впрочем, среди его жертв были и миряне, отказавшиеся соблюдать запрет на собрания христиан. «Падших» среди духовенства были лишь единицы. Героическое поведение церковных лидеров, умелое разрешение епископатом проблемы «падших» и «либеллятиков» позволило Церкви не только сохранить свою организацию, но и укрепить ее во время общеимперских гонений. Выработанное решение о возможности индивидуального прощения части «падших» и допущения их в ряды Церкви (только епископами) сохранило массовую базу Церкви и не допустило превращения ее в узкую секту ригористов. Героизм мучеников и исповедников, ореол славы вокруг их стойкости в исповедании веры содействовал укреплению основополагающих основ христианской веры, строгости в их соблюдении.
Апогей кризиса III в., когда Римская империя фактически оказалась на грани распада, знаменовался отменой антихристианских эдиктов императором Галлиеном (соавтором их вместе со своим отцом Валерианом). В условиях, когда римской императорской власти приходилось идти не только на конфликты, но и на компромиссы как с узурпаторами, так и с варварами, излишняя напряженность внутри империи была ни к чему. Христиане не были среди противников императорской власти, разногласия носили религиозный характер, политический подтекст был явно сомнительным. Почти полвека императоры не предпринимали мер против христиан.
Новое гонение, самое массовое («великое» – в христианской традиции) развернулось лишь при Диоклетиане, в начале IV в. Режим принципата с его ширмой республиканских учреждений сменился доминатом – режимом открытой монархии. Стремясь укрепить монархический режим, Диоклетиан объявил о божественном происхождении своей власти от Юпитера. Новоявленного Иовия (потомка бога Юпитера) не могли признать таковым христиане, они верили в Сына Божия Иисуса Христа, все языческие боги для них являлись идолами. Диоклетиан, в семье которого были христиане, это осознавал. Последовала чистка императорской охраны и армии от тех христиан, кто отказался приносить жертвы языческим богам, а затем появились и четыре антихристианских эдикта 303–304 гг.
История гонений на христиан показывает, что они не выступали в качестве противников императоров и римского государства, подозрения в их лояльности, в сущности, были необоснованны, и христианские лидеры III – начала IV в. это всячески доказывали. Позиция императорской власти на принуждение христиан к участию в официальных жертвоприношениях богам Рима означала стремление навязать им официальную римскую систему ценностей с ее «римским мифом», культом императора и т. п. Христиане же трактовали действия властей как принуждение к отказу от веры, отпадению от Церкви и лишению возможности личного спасения. Столкновение двух различных систем ценностей наиболее явственно проявилось в христианском мученичестве при общеимперских гонениях. Почти в каждом пассионе (или актах) мучеников содержится наиболее убедительное доказательство этому – представитель властей и мученик словно разговаривают на разных языках: мученик объясняет основы своей веры, мотивируя ими отказ от жертвоприношения и заверяя в своей лояльности императору, проконсул, заявляя, что верить можно в любых богов, требует исполнить императорский эдикт, не понимая упорства христианина.
Комиций – народное собрание в Древнем Риме.
Бликштейн Л. С. Наместник и провинциальный город в Ранней империи (по материалам Малой Азии I–II вв.) //Десятая авторско-читательская конференция «Вестника древней истории» АН СССР. С. 110; Джонс A. X. М. Гибель античного мира. М., 1997. С. 30–32, 339–341; Фядосiк В. А. Культ iмператара i хрысцiяне у Рымскай iмпepыi // Гiстарычная навука у Белдзяржунiверсiтэце на рубяжы тысячагоддэяу. Miнск, 2000. С. 369; Шифман И. Ш. Цезарь Август. М., 1990. С. 97,100,108–110; Barnish S. J. В. Cassiodorus: Variae. Liverpool, 1992. P. 186.
Bleicken J. Verlassung und Socialgeschichte des Römischen Kaiserreiches. В. I. Paderborn, 1978. S. 294,300; Kotula T. Kryzys III wieku w zachodnich prowincjach cesarstwa Rzymskiego. Wroctaw, 1992. S. 108–112; Joposzko T. Zarys dziejôw spotesznych cesarstwa Rzymskiego. Lublin, 1989. S. 211–212, 214–221.
Сергеев И. П. Римская империя в III веке нашей эры. Харьков, 1999. С. 41–112, 156–158; Brauer G. The Age of the Soldier Emperors. Imperial Rome A. D. 244–284. New Jersey, 1975. P. 51–55, 70–94; Kotula T. Kryzys III wieku w zachodnich prowincjach cesarstwa Rzymskiego. S. 19–30.
Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski // Kryzysy paristwa Rzymskiego: republika i cesarstwo. Wroctaw, 1995. S. 149; Joposzko T. Zarys dziejôw spotecznych cesarstwa Rzymskiego. S. 107–108.
Joposzko T. Zarys dziejôw spotecznych cesarstwa Rzymskiego. S. 108–109.
Джонс A. X. М. Гибель античного мира. C. 34; Bleicken J. Verlassung und Socialgeschicte des Römischen Kaiserreiches. Bd. I. S. 317.
Kotula T. Kryzys III wieku w zachodnich prowincjach cesarstwa Rzymskiego. S. 105–117.
Штаерман E. M. От гражданина к подданному// Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 1. С. 76.
Kowalski H. Kryzys zgromadzen ludowych w Rzymie w okresie schylku republiki // Kryzysy panstwa Rzymskiego: republika i cesarstwo. S. 11.
Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. Минск, 1957. С. 232–296, 315–327; Ревяко К. А., Федосик В. А. Предисловие // Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 17–24.
3ельскi А. Г. Першая Пантыйская (Мiтрыдатава) вайна. Miнск, 2004. С. 63–64.
Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. С. 220; Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 178.
Деяния божественного Августа. Приложение // Шифман И. Ш. Цезарь Август. С. 189–190.
Сергеев И. П. Римская империя в III веке нашей эры. С. 117–137.
Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 190–191, 235–240; Bleicken J. S. Verlassung und Socialgeschichte des Römischen Kaiserreiches. Bd. I. S. 103–104.
Федосик В. А. Таинства без тайн. Минск, 1979. С. 21–22; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 247–251; Campbell L. A. Mithraistic Iconography and Ideology. Leiden, 1968. P. 51–53; Dziewulski W. Zwyciçstwo chrzescijahstwa w swiecie starozytnym. Wrodaw, 1969. S. 11; Fox R. L. Pagans and Christians. San Francisco, 1988. P. 124–125.
Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура // Культура древнего Рима. М., 1985. Т. 2. С. 190–194; Kotula Т. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 149–150.
Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 210.
Fox R. L. Pagans and Christians. P. 39–40; Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148–149.
Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура // Культура древнего Рима. Т. 2. С. 190–194; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 172; Kotula Т. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148–150; MacMullen R., Lane E. N. Paganism and Christianity 100–425 C. E. Minneapolis, 1992. P. 77.
Штаерман E. М. От религии общины к мировой религии. С. 182; Ferguson Е. Baskgrounds of Early Christianity. Grand Rapids, 1993. P. 198; Kotula T. Kryzys III wieku a kult cesarski. S. 148.
Лары (лат. lares) – по верованиям древних римлян, божества, покровительствующие дому, семье и общине в целом.
Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура // Культура древнего Рима. Т. 2. С. 194–196; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 215–216; Price S. R. F. Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. Cambridge, 1984. P. 118.
Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура // Культура древнего Рима. Т. 2. С. 197; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 216. Ferguson Е. Baskgrounds of Early Christianity. P. 198; Fox R. L. Pagans and Christians. P. 77; Price S. R. F. Rituals and Power. The Roman Imperial Cult in Asia Minor. P. 109–110, 209–213.
Колосовская Ю. К. Римский провинциальный город, его идеология и культура // Культура древнего Рима. Т. 2. С. 210; Штаерман E. М. Социальные основы религии древнего мира. С. 216; Ferguson Е. Baskgrounds of Early Christianity. P. 198.
Ханкевич О. И. Древние цивилизации. Минск, 2000. С. 65. 27Федосик В. А. Таинства без тайн. С. 148–149.
Федосик В. А. Таинства без тайн. С. 148–149.
Corpus scriptorum ecdesiasticorum latinorum. Cypriani opera omnia. V. III. P. II. P. 796.
Corpus scriptorum ecdesiasticorum latinorum. Cypriani opera omnia. V. III. P. I. Vindobonae, MDCCCLXVIII. P. 8–14.
Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики раннего христианства. М., 1990. С. 323–331.
Письма Плиния Младшего. М., 1984. С. 205–206.
Тацит К. Сочинения. М., 1969. Т. 1. С. 298.
Аллар П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. СПб., 1895. С. 93–95; Фаррар Ф. В. Жизнь и труды свв. Отцов и учителей церкви. СПб., 1891. С. 157; Hyde W. W. Paganism to Christianity in the Roman Empire. Philadelphia, 1946. P. 177; Westbury-Jones J. Roman and Christian Imperialism. London, 1935. P. XXI–XXII; Willis J. R. A History of Christian Thonght. New York, 1976. P. 193.
Поснов E. М. История на християнската църква. София, 1933. Ч. 1. С. 93; Ярушевич В. Гонение на христиан императора Декия (249–251). Харьков, 1914. С. 7–8; Healy P. J. The Valerian Persecution. A study of the Relations between Church and State in the Third Century A. D. New York, 1972. P. 70–71; MacMullen R. Roman Government’s Response to Crisis A. D. 235– 337. P. 40; Malihski M. Eseje na wybrane tematy z historii Kosciota. Poznan: Ksiçgarnia sw. Wojcecha, 1973. S. 51; Thomas A. H. The Early Church. London: Elsom and Co, 1907. P. 140.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979. C. 196–197; Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989. С. 171; Andresen C. Die Kirche der alten Christenheit. S. 286; Aland K. Geschichte der Christenheit. Gütersloh, 1980. Bd. 1. S. 157; Balsdon J. P. Rome: the Story of an Empire. New York, Toronto, 1970. P. 211; Bednarczyk K. Formula mocy. Warszawa, 1977. S. 97; Blanchetiere F. Le christianisme asiate aux lleme et llleme siècles. Lille, 1981. P. 366; Brauer G. The Age of the Soldier Emperors. New Jersey, 1975. P. 28; Chadwick H. The Early Church. London, 1967. P. 118; Durant W. Caesar and Christ. New York, 1944. P. 650; Elliott- Binus L. E. The Beginnings of Western Christendom. Greenwich, 1957. P. 387–388; Franzen A. Kleine Kirchengeschichte. Freiburg, 1975. S. 60; Ferguson E. The Backgrounds of Early Christianity. P. 569; Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. P. 405–406; Gregoire H. Les persecutions dans l’empire Romain. Bruxelles, 1964. P. 41; Huvelin H. Cours sur l’histoire de l’Eglise. Paris, 1965. T. 3. P. 175–176; Hyde W. W. Paganism to Christianity in the Roman Empire. Philadelphia, 1946. P. 177; Jonson P. A History of Christianity. London, 1976. P. 73; Manaresi A. L’impero romano e il cristianesimo. Torino, 1914. P. 339; Mattingly H. Roman Imperial Civilization. London, 1959. P. 230; Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. Göttingen, 1975. S. 62–63; Saumagne Ch. Saint Cyprienne, Eveque de Carthage, «Pape» d’Afrique (248–258). Paris, 1975. P. 24, 87, 96; Scipioni L. I. Vescovo e popolo. Milano, 1977. P. 50–52.
Giordano О. I cristiani nel III secolo. L’editto di Decio. Messina. 1966. P. 128,135–141,147–148.
Федосик В. A. Церковь и государство. Минск, 1988. С. 93–94; Das Römische Martyrologium. Regensburg, 1962. S. 21; Duquenne S. J. Chronologie des lettres de S. Cyprien. Le dossier de la persecution de Dece. Bruxelles: Société des bollandistes, 1972. P. 159; Manaresi A. L’impero romano e il cristianesimo. Torino: Fratelli Bocca, 1914. P. 347; Marucchi О. I sepolcri dei martyri nelle catacombe romane. Roma: Desclee & C., 1911. P. 73.
Федосик В. A. Церковь и государство. С. 88–90; Он же. Киприан и античное христианство. Минск: Университетское, 1991. С. 97–105; Meyer Р. М. Die Libelli aus der decianishen Christenverfolgung. Berlin, 1910.
Федосик В. A. Церковь и государство. C. 90.
Он же. Семь чудес света. Минск: Беларусь, 2002. С. 223, 227–228.
Он же. Церковь и государство. С. 149–152; Он же. Киприан и античное христианство. С. 181–183.
Molthagen J. Der römische Staat und die Christen im zweiten und dritten Jahrhundert. S. 88–95.
Федосик В. A. Церковь и государство. C. 148–156; Он же. Киприан и античное христианство. С. 182–187.
Он же. Церковь и государство. С122–132; Он же. Киприан и античное христианство. С. 144–166.
Он же. Церковь и государство. С. 174–190.
Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск: Универсум, 2002. С. 134–136; Федосик В. А. Церковь и государство. С. 190–192.
Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV веке. С. 145– 147; Федосик В. А. Церковь и государство. С. 193–199.
Федосик В. А. Церковь и государство. С. 195.
Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV веке. С. 174.
Источник: Федосик, В. А. Мученичество в раннем христианстве: очерк исторического восприятия / В. А. Федосик, В. В. Яновская, О. А. Яновский. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2011. — 255 с.; ил. ; [8] л. ил.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»