В чем выразился духовный кризис
Духовный кризис
Духовный кризис – это один из важных, сложных моментов каждого этапа развития личности. Он находится на стыке психологии, физиологии, мистики и социальных достижений – когда все эти аспекты достигают определенной пиковой точки, появляется внутренний конфликт, который бывает очень сложно разрешить собственными силами.
Это многогранная тема, у нее нет строгих терминов с единой, общепринятой трактовкой. Само существование духовной эволюции – это довольно зыбкая теория, которая ставит под сомнение многие постулаты науки, но и отрицать ее невозможно.
Часто сам кризис возвращает человека к так называемому «Пари Паскаля»: «Если я верю в бога, а его нет, то я ничего не теряю. Если я не верю в бога, а он есть, то я теряю всё». Где бог может восприниматься не в прямом понимании, а именно в значении высшей силы, духовности, стоящей над материальными понятиями.
Если мы принимаем духовность, как нечто, сформированное с понятием «дух», «душа», то в любом случае вынуждены ориентироваться и на «Пари», принимая его как один из учитываемых факторов.
Но если в материалистической психологии понятие «душа» заменяется понятием «психика» (как продукт деятельности головного мозга), то каждый духовный кризис на каждом этапе развития личности можно рассматривать как кризис прежде всего психологический.
И вот тут-то задача психолога – помочь разобраться во внутренних переживаниях и наметить пути движения дальше, в условиях реально существующей окружающей действительности.
Личностный рост и духовное развитие КАЖДОГО человека – это довольно распространённое явление, существовавшее во все времена. Всегда у каждого члена общества был и вполне четко очерченный жизненный путь, и «духовные метания», как на нём, так, возможно, и вне его. Где-то эти рассуждения могли быть (и были) у многих, но обсуждать их было не принято, а где-то могли даже составлять часть государственной идеологии.
К счастью, сегодня мы можем свободно говорить о том, что нас беспокоит – в том числе, о проблемах духовного кризиса.
Когда наступает духовный кризис?
Конечно, в узком смысле этого понятия, мы можем говорить о том, что это состояние «накрывает» человека в сознательном возрасте (как правило, старше подросткового) – условно, от 15 до 45 лет. Да, это бывает очень рано (в 15) и довольно поздно (в 40-45).
Человек осознает себя как личность, которая СМЕРТНА, и его интересуют все доступные возможности развития, которые можно получить при жизни. Аспекты религии мы здесь не рассматриваем, это совсем другой образ мышления.
Но в более широком смысле, который используется и в научной психологии, кризис ознаменовывает начало нового этапа развития личности, от первого и последнего дня жизни человека. Таким образом личность, развивающаяся в нормальном режиме, проходит до 12 кризисов за всю жизнь.
Духовный кризис тесно связан со следующими вехами:
Явление духовного кризиса как таковое до сих пор не сформировано. Существует множество трактовок и определений.
Духовный кризис имеет вполне определенные симптомы. Их легко заметить, и, если Вы чувствуете, что это – про Вас, задумайтесь о консультации психолога. Это самое простое и правильное решение, которое поможет обрести душевное равновесие и наметить пути развития.
Проявления духовного кризиса
В научной психологии все эти состояния считаются не «симптомами» или временными моральными проблемами, а этапами жизни и ее самой сутью. От того, насколько они управляемы человеком, зависит вероятность возникновения духовного перелома, и нормальной закладке следующего периода развития личности.
Если человек все это чувствует – значит, он жив и готов к развитию. Но здесь важно не увязнуть в концепции, что «вся жизнь – страдание». Иначе духовный кризис станет не переломной точкой на пути к личностному развитию, а лишь утянет человека в депрессию, приведёт к неправильному формированию личности на очередном этапе её развития, и тем самым затормозит следующий этап.
Чтобы этого не произошло — слушайте себя, будьте внимательны к своим желаниям, и сразу же обращайтесь к личному психологу.
Не стоит пытаться «переварить» все это в себе, «грузить» этим друзей, или топить ощущения в алкоголе и других видах зависимости, разрушающих как здоровье, так и психику.
Чем раньше удастся обнаружить проблему, тем быстрее она решится с помощью профессионала.
Духовный кризис: причины, динамика, последствия
В настоящее время в обществе происходит коренной перелом, переход от коллективистического типа мышления и индивидуалистического к их совместной форме. Также происходят быстрые изменения в сфере отношений как между людьми, так и человека к самому себе и миру в целом. Указания на духовный кризис и пути его прохождения содержатся в современном кинематографе и литературе. Прежде, чем перейти к рассмотрению духовного кризиса как такового, необходимо сказать пару слов о том, что понимается под духовностью в данной работе.
И важность духовного кризиса заключается в переосмыслении человеком своих ценностей и взглядов на смысл жизни и жизнь в целом, отношения к смерти и болезням. Изменения, происходящие в период духовного кризиса, затрагивают человека полностью, его поступки и действия, изменяют деятельность личности и взгляды на жизнь. В период духового кризиса у человека проявляется воля к жизни, происходит проверка ценностей на прочность [3].
В. Козлов выделяет три причины духовного кризиса:
Автор также выделяет специфические психоэмоциональные паттерны, характерные для духовного кризиса, к которым он относит переживания: страха, одиночества, отчуждённости, состояния «безумия», символической смерти [3]. Кроме перечисленных выше симптомов, у лиц, находящихся в процессе переживания духовного кризиса наблюдаются также симптомы, характерные для II–IV стадий переживания кризисных ситуаций (по Л.А. Китаеву-Смык): предболезненное состояние, повышение или понижение кровяного давления и температуры тела, снижение активности, появление заболеваний сердца (гипертония, ишемия) и раковых опухолей, снижение социальной и познавательной активности, повышение агрессивности; возможны попытки суицида [2].
Итак, духовный кризис, как и любой другой, имеет свою динамику, и В. Козлов выделяет следующие его этапы [3]:
В процессе прохождения и проживания духовного кризиса происходит пробуждение духовности, основным признаком которого (по В.Н. Колесникову) является больший приоритет «субъективного» над «объективным»:
Резюмирует автор свои выводы такими признаками свободного человека, как самостоятельность, оптимизм и душевная чистота [4], которые являются следствием прохождения духовного кризиса и пробуждения духовности.
Таким образом, мы видим, что духовный кризис, пробуждая духовность, с одной стороны, может в случае неадекватного течения послужить причиной психологических и соматических заболеваний — с другой.
Полное библиографическое описание статьи: Земцов Ю.Н. Духовный кризис: причины, динамика, последствия // Современные аспекты гуманитарного знания: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. О.В. Григоренко. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. — С. 32–36.
Список литературы
Православная Жизнь
О предпосылках и признаках духовного кризиса, а также о путях выхода из него наш разговор с епископом Каширским Иовом (Смакоузом), Управляющим патриаршими приходами в Канаде.
– Владыко, что такое духовный кризис? И почему все чаще можно слышать об этом «диагнозе» в православной среде?
– Духовный кризис наблюдается, как правило, у малоприобщенных к Православию, у тех, кто пришел в Церковь недавно и еще не стойкий в вере. Обычно у людей из верующих семей его не бывает или же он проявляется значительно реже.
Надо отметить, что духовный кризис (так называемое выгорание) исходит из древности. Например, апостол Павел призывает христиан своего времени: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19). Древние подвижники называли это явление «богооставленностью», «унынием», «томлением духа». Известный сербский духовный писатель ХХ века свт. Николай (Велимирович) указывает, что ранее «духовный кризис» верующие люди именовали «судом Божиим».
Я не могу припомнить, чтобы за несколько лет моего пребывания в монастыре послушником кто-то называл свои духовные проблемы духовным кризисом. Тогда все насельники, духовники-старцы, если постигало их какое-то несчастье, или кто-то из неопытных и своевольных молодых послушников, духовно падающих в «ров» какой-либо духовной страсти, обычно использовали евангельский термин «искушение».
Для одного человека такой кризис может быть ударом, который его сокрушает; для другого – полезным уроком или испытанием, укрепляющим дух. Известно, что «стакан разбивается не потому, что его толкнули, а оттого, что он был стеклянным, а не железным».
Неудивительно, что о таких кризисах часто говорят в церковной среде, там, где сильна невидимая брань внутри духовного сердца. Cтарец Паисий Афонский наставлял, что Всевышний наказывает потому, что любит: «Есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну».
– Что является предпосылками, причинами такого кризиса?
– В наши дни бездуховности и вседуховности существует много духовных проблем. В какой-то мере все человечество пребывает в духовном кризисе и бросается с одной крайности в другую: «то в огонь, то в воду» (Мф. 17:15), как сказал Христос.
Духовный кризис (то есть мысли против Бога и Его Церкви, «разочарование» в вере), как правило, ярко проявляется, если неофит сталкивается с какой-то несправедливостью или явным вопиющим безобразием, которые, к сожалению, встречаются в церковной среде.
В результате происходит своеобразная подмена понятий: отдельно взятых людей (которые все несовершенны) человек отождествляет с целым институтом Церкви и мыслит примерно следующим образом: если такое в Церкви происходит, то это «неправильная» Церковь и я туда ходить не буду.
Причина суда Божьего, духовного кризиса, как и всех земных бед, всегда одна и та же: богоотступничество. Отступающего от Бога Отца, Матери-Церкви Всевышний оставляет на время, чтобы тот, испытав горечь духовного одиночества, как блудный сын из известной евангельской притчи, в слезах покаяния снова вернулся к Нему, в Отчий дом. Надо отметить, что нарушение духовных и нравственных законов всегда разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как неспособна принимать дождевую влагу утоптанная, необработанная земля. Господь попускает кризис в душе для того, чтобы пробудить, отрезвить, вразумить нас, чтобы мы, часто надменные гордецы, вспомнили Бога и вернулись к Нему, чтобы мы, утвердившиеся в «гавани» материального благополучия, вспомнили о душе, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему и Живому. Помню, когда я в свое время доложил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру о гонениях в своей епархии, творимых раскольниками, о вынужденной защите в судах, он тихо сказал только два слова: «По грехам нашим!»
Мне известно несколько случаев. Однажды мой кандидат убежал из семинарии. Причины я не знаю, но он потом смиренно сказал, что «людей и их грехи перепутал с Церковью, которая есть Тело Христово». Запомнилась также история одного активного прихожанина, который пытался в соседней епархии помогать с периодическим изданием духовно-катехизического направления. Спустя время он поведал, что «в один вечер пришел домой, снял все иконы со стен и сложил их в ящик» с аргументацией: «Зачем мне такой Бог, если вся семья моя плачет». У него тоже что-то случилось – и обида или жизненные испытания внесли сомнения относительно Высшей справедливости. Думаю, это произошло из-за неофитства.
– Может ли человек сам с этим справиться?
– Надо помнить, что каждый наш грех – рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным обращением. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Вспомним первоверховного апостола Петра. Духовный кризис обычно длится до тех пор, пока надменный человек с покаянным вздохом не воскликнет: «Господи, помилуй!»
Один оптинский старец часто в своих поучениях сравнивал скорби со «сверлом» Божьим. Оно отверзает в человеке источник молитвы. Это правда. В страданиях человек усердно молится и постоянно, потому что иначе не выжить. Молитва и покаяние, обращение к Богу за благодатной помощью в Таинствах – это необходимое условие выхода из кризиса.
— Какие, на Ваш взгляд, пути выхода из кризиса?
— Можно предложить такие пути выхода из кризиса: хорошо, чтобы с поникшими людьми вовремя кто-нибудь поговорил – тот, кто является для них определенным духовным авторитетом, кого они уважают. Обычно в этих случаях помогают следующие доводы: а) я хожу в церковь к Богу, а не к конкретному батюшке, если проблема в священнике; б) этот конкретный храм – не единственный: наша Церковь распространяется в ширину (по всему миру) и в глубину (на 2000 лет назад в прошлое и на неизвестно какое время в будущее – до Второго Пришествия Христова). Нам надо осознавать себя членом той Церкви, Глава Которой – Сам Христос, в Которой были и апостолы, и священномученики. Если конкретный батюшка, к сожалению, оказался замешан в чем-то бесчестном, я говорю так: «Но ведь это не только его Церковь. Это Церковь Христова, а Христос ни у кого ничего не крал, никого не обманывал, не нарушал правил дорожного движения» и т. д. Если это для некоторых слишком абстрактный аргумент, я привожу пример ныне живущих подвижников-архиереев или батюшек, которые всем известны праведным житием своим. Всегда уверяю людей, что это их Церковь, а не тех, кто творит несправедливости, что тем более надо в Церкви оставаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы по возможности повлиять на других, перевоспитать их, ведь Христос незримо нас всех меняет через приобщение к Святым Дарам, а вне Церкви нет спасения. Христианство – это вовсе не великолепные одеяния священников или прекрасное хоровое пение, хотя они важны. Христианство – это когда Христос в тебе, когда ты не можешь пройти мимо боли другого человека, это самопожертвование и самоотречение (ухаживание за больными), это исповедание Веры до самой смерти (пример мучеников-исповедников; правда, надо со смирением признать, что такое не каждому по плечу!) Это умение забыть себя и свои выгоды и проблемы во имя другого человека, своей паствы! Не надо смотреть по сторонам (кто какой плохой и как себя неправильно ведет), главное заглядывать только вовнутрь себя: а я хорош? а что хорошего-то сделал для людей? Не судите других! Ведь всех нас можно за что-то осудить. А заниматься самоосуждением спасительно – ругая себя, себе же и пользу приносишь: стараешься стать лучше! А это процесс бесконечный. Поэтому с самоосуждением никакой духовный кризис не страшен. Осуди себя – и увидишь, как все другие покажутся тебе прекраснейшими людьми! Какое уж там «разочарование в вере»? Да кто мы такие, чтобы разочаровываться в вере, в Церкви, за которую многие жизнь свою отдавали?
Дай Бог нам так прожить, чтобы Христос, долготерпеливый и послушный Своему Отцу даже до смерти Крестной, не «разочаровался» бы в нас, чтобы мы не увлекли себя в ад после смерти, чтобы времени на разочарование в других или на их осуждение у нас не имелось – свою бы душу как-нибудь спасти, успеть бы покаяться и добрыми делами загладить свои грехи! А час смерти неизвестен никому. Memento mori! («Помни о смерти!») – самое лучшее лекарство от любого внутреннего кризиса!
– На что важно обращать внимание в духовной жизни?
Надо радоваться всему, что у нас есть, и одновременно избегать земной славы – чем её меньше, тем лучше для нашей души. Нужно все время творить добро, но потихоньку, чтобы оно не бросалось в глаза, было незаметным. Важно уметь за за содеянное добро получать пощечины! Таковы духовные законы спасения, и их не изменить: чем лучше кто-то становится в духовном плане, тем больше на него ополчаются враги рода человеческого и нападают посредством людей. Тут главное не утратить веру, не упасть духом. А награда нам уготована на Небесах: если ее в этой жизни получим, то после смерти не воздастся нам. Поэтому настоящие подвижники предпочитали отдавать, а не брать, помогать, а не просить о помощи (ну, у Бога, конечно, надо всегда просить помощи!) и не скорбеть о том, чего у нас нет (это, наверное, самое трудное). И ещё надо научиться прощать людей – тогда так легко становится! Искушения будут везде, но главное то, как вы сами к ним относитесь… Помоги, Господи, нам не забывать, что с Твоей помощью «все пройдет, и это (духовный кризис) тоже пройдет», как было написано на кольце царя Соломона!
Православная Жизнь
О предпосылках и признаках духовного кризиса, а также о путях выхода из него наш разговор с епископом Каширским Иовом (Смакоузом), Управляющим патриаршими приходами в Канаде.
– Владыко, что такое духовный кризис? И почему все чаще можно слышать об этом «диагнозе» в православной среде?
– Духовный кризис наблюдается, как правило, у малоприобщенных к Православию, у тех, кто пришел в Церковь недавно и еще не стойкий в вере. Обычно у людей из верующих семей его не бывает или же он проявляется значительно реже.
Надо отметить, что духовный кризис (так называемое выгорание) исходит из древности. Например, апостол Павел призывает христиан своего времени: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19). Древние подвижники называли это явление «богооставленностью», «унынием», «томлением духа». Известный сербский духовный писатель ХХ века свт. Николай (Велимирович) указывает, что ранее «духовный кризис» верующие люди именовали «судом Божиим».
Я не могу припомнить, чтобы за несколько лет моего пребывания в монастыре послушником кто-то называл свои духовные проблемы духовным кризисом. Тогда все насельники, духовники-старцы, если постигало их какое-то несчастье, или кто-то из неопытных и своевольных молодых послушников, духовно падающих в «ров» какой-либо духовной страсти, обычно использовали евангельский термин «искушение».
Для одного человека такой кризис может быть ударом, который его сокрушает; для другого – полезным уроком или испытанием, укрепляющим дух. Известно, что «стакан разбивается не потому, что его толкнули, а оттого, что он был стеклянным, а не железным».
Неудивительно, что о таких кризисах часто говорят в церковной среде, там, где сильна невидимая брань внутри духовного сердца. Cтарец Паисий Афонский наставлял, что Всевышний наказывает потому, что любит: «Есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну».
– Что является предпосылками, причинами такого кризиса?
– В наши дни бездуховности и вседуховности существует много духовных проблем. В какой-то мере все человечество пребывает в духовном кризисе и бросается с одной крайности в другую: «то в огонь, то в воду» (Мф. 17:15), как сказал Христос.
Духовный кризис (то есть мысли против Бога и Его Церкви, «разочарование» в вере), как правило, ярко проявляется, если неофит сталкивается с какой-то несправедливостью или явным вопиющим безобразием, которые, к сожалению, встречаются в церковной среде.
В результате происходит своеобразная подмена понятий: отдельно взятых людей (которые все несовершенны) человек отождествляет с целым институтом Церкви и мыслит примерно следующим образом: если такое в Церкви происходит, то это «неправильная» Церковь и я туда ходить не буду.
Причина суда Божьего, духовного кризиса, как и всех земных бед, всегда одна и та же: богоотступничество. Отступающего от Бога Отца, Матери-Церкви Всевышний оставляет на время, чтобы тот, испытав горечь духовного одиночества, как блудный сын из известной евангельской притчи, в слезах покаяния снова вернулся к Нему, в Отчий дом. Надо отметить, что нарушение духовных и нравственных законов всегда разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как неспособна принимать дождевую влагу утоптанная, необработанная земля. Господь попускает кризис в душе для того, чтобы пробудить, отрезвить, вразумить нас, чтобы мы, часто надменные гордецы, вспомнили Бога и вернулись к Нему, чтобы мы, утвердившиеся в «гавани» материального благополучия, вспомнили о душе, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему и Живому. Помню, когда я в свое время доложил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру о гонениях в своей епархии, творимых раскольниками, о вынужденной защите в судах, он тихо сказал только два слова: «По грехам нашим!»
Мне известно несколько случаев. Однажды мой кандидат убежал из семинарии. Причины я не знаю, но он потом смиренно сказал, что «людей и их грехи перепутал с Церковью, которая есть Тело Христово». Запомнилась также история одного активного прихожанина, который пытался в соседней епархии помогать с периодическим изданием духовно-катехизического направления. Спустя время он поведал, что «в один вечер пришел домой, снял все иконы со стен и сложил их в ящик» с аргументацией: «Зачем мне такой Бог, если вся семья моя плачет». У него тоже что-то случилось – и обида или жизненные испытания внесли сомнения относительно Высшей справедливости. Думаю, это произошло из-за неофитства.
– Может ли человек сам с этим справиться?
– Надо помнить, что каждый наш грех – рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным обращением. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Вспомним первоверховного апостола Петра. Духовный кризис обычно длится до тех пор, пока надменный человек с покаянным вздохом не воскликнет: «Господи, помилуй!»
Один оптинский старец часто в своих поучениях сравнивал скорби со «сверлом» Божьим. Оно отверзает в человеке источник молитвы. Это правда. В страданиях человек усердно молится и постоянно, потому что иначе не выжить. Молитва и покаяние, обращение к Богу за благодатной помощью в Таинствах – это необходимое условие выхода из кризиса.
— Какие, на Ваш взгляд, пути выхода из кризиса?
— Можно предложить такие пути выхода из кризиса: хорошо, чтобы с поникшими людьми вовремя кто-нибудь поговорил – тот, кто является для них определенным духовным авторитетом, кого они уважают. Обычно в этих случаях помогают следующие доводы: а) я хожу в церковь к Богу, а не к конкретному батюшке, если проблема в священнике; б) этот конкретный храм – не единственный: наша Церковь распространяется в ширину (по всему миру) и в глубину (на 2000 лет назад в прошлое и на неизвестно какое время в будущее – до Второго Пришествия Христова). Нам надо осознавать себя членом той Церкви, Глава Которой – Сам Христос, в Которой были и апостолы, и священномученики. Если конкретный батюшка, к сожалению, оказался замешан в чем-то бесчестном, я говорю так: «Но ведь это не только его Церковь. Это Церковь Христова, а Христос ни у кого ничего не крал, никого не обманывал, не нарушал правил дорожного движения» и т. д. Если это для некоторых слишком абстрактный аргумент, я привожу пример ныне живущих подвижников-архиереев или батюшек, которые всем известны праведным житием своим. Всегда уверяю людей, что это их Церковь, а не тех, кто творит несправедливости, что тем более надо в Церкви оставаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы по возможности повлиять на других, перевоспитать их, ведь Христос незримо нас всех меняет через приобщение к Святым Дарам, а вне Церкви нет спасения. Христианство – это вовсе не великолепные одеяния священников или прекрасное хоровое пение, хотя они важны. Христианство – это когда Христос в тебе, когда ты не можешь пройти мимо боли другого человека, это самопожертвование и самоотречение (ухаживание за больными), это исповедание Веры до самой смерти (пример мучеников-исповедников; правда, надо со смирением признать, что такое не каждому по плечу!) Это умение забыть себя и свои выгоды и проблемы во имя другого человека, своей паствы! Не надо смотреть по сторонам (кто какой плохой и как себя неправильно ведет), главное заглядывать только вовнутрь себя: а я хорош? а что хорошего-то сделал для людей? Не судите других! Ведь всех нас можно за что-то осудить. А заниматься самоосуждением спасительно – ругая себя, себе же и пользу приносишь: стараешься стать лучше! А это процесс бесконечный. Поэтому с самоосуждением никакой духовный кризис не страшен. Осуди себя – и увидишь, как все другие покажутся тебе прекраснейшими людьми! Какое уж там «разочарование в вере»? Да кто мы такие, чтобы разочаровываться в вере, в Церкви, за которую многие жизнь свою отдавали?
Дай Бог нам так прожить, чтобы Христос, долготерпеливый и послушный Своему Отцу даже до смерти Крестной, не «разочаровался» бы в нас, чтобы мы не увлекли себя в ад после смерти, чтобы времени на разочарование в других или на их осуждение у нас не имелось – свою бы душу как-нибудь спасти, успеть бы покаяться и добрыми делами загладить свои грехи! А час смерти неизвестен никому. Memento mori! («Помни о смерти!») – самое лучшее лекарство от любого внутреннего кризиса!
– На что важно обращать внимание в духовной жизни?
Надо радоваться всему, что у нас есть, и одновременно избегать земной славы – чем её меньше, тем лучше для нашей души. Нужно все время творить добро, но потихоньку, чтобы оно не бросалось в глаза, было незаметным. Важно уметь за за содеянное добро получать пощечины! Таковы духовные законы спасения, и их не изменить: чем лучше кто-то становится в духовном плане, тем больше на него ополчаются враги рода человеческого и нападают посредством людей. Тут главное не утратить веру, не упасть духом. А награда нам уготована на Небесах: если ее в этой жизни получим, то после смерти не воздастся нам. Поэтому настоящие подвижники предпочитали отдавать, а не брать, помогать, а не просить о помощи (ну, у Бога, конечно, надо всегда просить помощи!) и не скорбеть о том, чего у нас нет (это, наверное, самое трудное). И ещё надо научиться прощать людей – тогда так легко становится! Искушения будут везде, но главное то, как вы сами к ним относитесь… Помоги, Господи, нам не забывать, что с Твоей помощью «все пройдет, и это (духовный кризис) тоже пройдет», как было написано на кольце царя Соломона!