В чем выразился гуманизм итальянских писателей данте петрарки боккаччо и других
Гуманизм как мировозрение культуры эпохи Возрождения (Данте Алигьери, Франческо Петрарко, Джовании Боккаччо).
Ренессанский гуманизм получил свое название из-за того, что мыслители эпохи обратились от изучения сферы «божественного» к исследованию сферы «человеческого». Более того, человек становится буквально центром мироздания, и речь должна идти об антропоцентризме эпохи Возрождения.
Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек – только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Человек живет по своему собственному разумению, он «отпущен на свободу».
Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр – могучая и прекрасная личность.
Первым представителем возрожденческого гуманизма считается великий средневековый поэт Данте Алигьери (1265 – 1324) – «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового Времени», родившийся и проживший первую половину жизни во Флоренции, но проведший вторую половину жизни в изгнании, в скитаниях и лишениях по политическим причинам. Созданный Данте в его « Божественной комедии» великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать «Божественную комедию» перовым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человека для него – «величайшее чудо».
Еще один итальянский гуманист, Джованни Бокачо (1313-1375) известен прежде всего благодаря произведению «Декамерон » («Десятидневник») – своеобразной энциклопедии итальянской жизни того времени, для которой характерно особое внимание к чувственной человеческой природе.
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.
3. Возрождение идеалов античности в архитектуре, скульптуре, живописи.
Восстановление античного наследия и началась с изучения древних языков. С конца 13 века гуманисты начали активно изучать греческий язык, а на латинском языке- классическом языке Цицерона, Горация, Сенеки- были написаны труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи Возрождения. Один из первых исследователей культуры Италии в эпоху Возрождения якоб Буркхардт отмечал что даже дети знали латынь.
Гуманисты были историками, филологами, библиотекарями, любили копаться в старых рукописях и книгах, составляли коллекции древностей. Они стали восстанавливать забытые труды греческих и римских авторов, устанавливать подлинные тексты вместо искаженных в эпоху Средневековья. Большая часть текстов античных авторов, которыми располагает современная наука, была выявлена именно гуманистами. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение распространение книгопечатания. Важно отметить, что античные рукописи и памятники были не мертвыми вещами, но подлинно учителями, помогавшими открыть самого себя, «это не камни, дерево и бумага, а материал для возведения памятника собственной личности».
Гуманисты проявляли большой интерес и к античной философии- натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине 15 века во Флоренции основывается Платоновская Академия во главе с Марсио Фичино. Почитание Платона было здесь превращено почти в религиозный культ. Таким образом, преемственная связь Возрождения с античностью очевидна.
Художники Возрождения разрабатывают принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создателями теории перспективы были Брунеллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой. Открытие перспективы имело важное значение: она помогла расширить круг изображаемых явлений, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.
Великие достижения эпохи Возрождения в искусстве, прежде всего в живописи и скульптуре. Здесь следует назвать такие имена, как Леонардо да Винчи(1452- 1519), Рафаель Санти(1483- 1520),Микеланджело (1475- 1564), Тициан (1476- 1576), Паоло Веронезе(1528- 1588) и это еще не ролный список.
Презентация «Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Автор: преподаватель философии
Якименко Галина Алексеевна
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ
Описание слайда:
Описание слайда:
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Описание слайда:
ГУМАНИЗМ (лат. humanus – человеческий) — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Описание слайда:
Описание слайда:
1. Гуманизм (XIV-XV вв.)
Человек, которому Бог дал свободу воли, должен сам определить свое место в мире,
он не просто природное существо, но творец самого себя и своей судьбы.
Ф. Петрарки призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов.
Франческо Петрарки (1304-1374)
Описание слайда:
Эразм Роттердамский (1469-1536)
Джованни Боккаччо (1313-1375)
В своей работе «Похвала Глупости», в саркастически-шутливой форме он критикует все пороки католической церкви,
схоластической догматики.
В работе «Декамерон» высмеивает развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан
Описание слайда:
М. Лютер выступил публично протестуя против продажи папских индульгенций.
В 1517 г. он вывесил на дверях церкви в Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церкви, католического духовенства.
Эти тезисы были восприняты как сигнал выступления всех оппозиционных сил против церкви за национальную и религиозную независимость Германии.
Описание слайда:
3.Неоплатонизм и натурфилософия (XV – нач. XVII в.)
Николай Кузанский (1401-1464)
В своей работе– «Об
ученом незнании» Кузанский сближает Бога с природой, приписывает природе
божественные атрибуты, и прежде всего, бесконечность в пространстве. Центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого».
Кузанский отвергает античный дуализм и делает вывод, что Единому ничто не
противоположно, Единое есть все.
Описание слайда:
Описание слайда:
— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
— тесная связь с естествознанием;
— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация для обучающихся второго курса СПО по ОГСЭ. 01 Основы философии на тему «Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения.» Материал презентации соответствует возрастным особенностям данной категории обучающихся и подходит как для изучения новой темя, так и для закрепления материала, а так же и для самостоятельного её изучения.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект «Аксиология. Теория ценностей в философии «
Конспект » Философская антропология»
Выступление на тему: «Роль философии в высшем образовании»
Эссе на тему: «Италия в IX-XI вв.»
Эссе на тему: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» М.Ломоносов
ЭССЕ. Проблема бытия и мышления. Философия как методология наук
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Эссе
Философия Бэкона и Платона. ЭССЕ
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435595 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Итальянский гуманизм во взглядах его первых представителей
Прошлый пост на тему проблем гуманизма представлял на суд читателя очень краткое описание общественно-политической и экономической обстановки в итальянском городе-коммуне Флоренции, которая считается колыбелью гуманизма и Возрождения.
Не смотря на то, что Флоренция не была в то время единственным городом-коммуной в Италии, ее путь развития вполне можно считать уникальным.
Демократические инструменты управления и резкий почти взрывной рост производительных сил обеспечили городу высокий уровень производства. Основой промышленности Флоренции были выделка шерсти и сукноделие. Этим занимались старшие цехи.
Обилие товаров, шедших на экспорт, способствовало развитию торговли, что в свою очередь приводило к росту прибылей и увеличению благосостояния города. Двадцать один флорентийский цех участвовал в хозяйственной жизни города. Такая мощная цеховая структура была только во Флоренции. Даже Милан, ставший военно-стратегическим центром, и предприимчивая Венеция не могли соперничать в уровне производства с Флоренцией.
Герб цеха Калимала
Едва сбросив оковы феодального гнета, города-коммуны оказались в ситуации становления капиталистических отношений, основой которых служил капитал.
Богатеющее пополанство – предприимчивые выходцы из городской среды – начали занимать все более значимые позиции. Это были в основном представители старших цехов: купцы, ростовщики, шерстяники.
Их образ жизни требовал формирования вполне определенных черт характера. Это и авантюризм первооткрывателей, и гибкая предприимчивость, и любознательность и стремление к познанию нового. Но наряду с этим возникла и оборотная сторона социального характера. Это и преклонение перед капиталом, и пренебрежение этическими нормами, и презрение к народным массам, стяжательство и алчность, любовь к чрезмерной роскоши.
Коммерция предполагает дальние путешествия, контакты с другими культурами, сложные морально-этические конфликты, в которых проверяются на прочность нравственные установки человека. И не всегда старые нормы выдерживают натиск соблазнов и сомнений.
Новая форма жизни побеждала на практике, демонстрировала все больший успех по отношению к феодализму, и все большую независимость по отношению к католической церкви. Ценности жирного пополанства вступали в конфликт с ценностями религиозными и дворянскими.
Борьба, как известно не бывает без жертв, и общество оказалось в ситуации тектонических сдвигов в области морально-этических норм. Ситуацию почти революционных сдвигов невозможно оценивать мерками устоявшегося уклада. Поэтому со стороны старых порядков приход к власти нарождающейся буржуазии расценивался, как хаос. Способствовало этому и поведение самих новых хозяев жизни. Они все более погружались в пороки, разврат, роскошь, все более отрывались от народных низов, и усиливали гнет эксплуатации.
В то же время разорившиеся гранды заискивают перед сколотившими состояние купцами.
Слова болонского нотариуса Бене ди Болонья, сказанные им в начале XIII века, можно с равной справедливостью отнести и к Флоренции:
«Но иногда случается, что даже бароны ставят раньше имена купцов, ибо сами они гуляют босыми и ходят пешком, купцы же разъезжают на колесницах и на конях, ибо святейшая в наши времена вещь – величие богатства».
Нельзя, конечно, утверждать, что в предыдущие эпохи власть денег была слабее, но в описываемый период это вызывало наибольшее возмущение и в силу изменившегося самосознания человека, и на фоне демократических порядков в городе.
Величию богатства не могло сопротивляться и духовенство, что сослужило дурную службу церкви. Однако роль церкви, как морального компаса, как источника определенного мировоззрения, была еще достаточно сильна.
Вся «Комедия» пронизана одной идеей: каждый получит по заслугам. Праведники – неописуемое блаженство, грешники – муки ада. Церковь является для Данте основой будущего спасения. Поэт изображает ее аллегорически в виде прекрасной, но поврежденной колесницы, обещая, что она обязательно будет восстановлена в своем первоначальном великолепии. Роскошь и невоздержанность автор осуждает на примере одежды богатых флорентийцев.
Флоренция, меж древних стен, бессменно
Ей подающих время терц и нон, (колокол монастыря «la Badia»)
Жила спокойно, скромно и смиренно.
Не знала ни цепочек, ни корон,
Ни юбок с вышивкой, и поясочки
Не затмевали тех, кто обряжен…
На Беллинчоне Берти пояс был
Ременный с костью…
На Нерли и на Веккьо красовалась
Простая кожа, без затей гола…
Дважды в «Комедии» автор упоминает эпикурейцев. В первом случае он помещает в ад тех, кто как Эпикур верили в смертность души.
Здесь кладбище для веривших когда-то,
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата.
А во втором случае оспаривает их утверждение, что «Любовь оправданна всегда».
Франческо Петрарка (1304—1374) по праву считается основоположником итальянского гуманизма. Мыслитель, философ, общественный деятель, поэт. Автор множества лирических сонетов, трактатов, писем, диалогов, инвектив.
Франческо Петрарка родился в Ареццо в семье изгнанного из Флоренции юриста Пьетро ди Паренцо. Детство его прошло в имении матери – Инчизе а в 1311 году он переехал в Авиньон.
Здесь он освоил латынь, познакомился с малоизвестными тогда трактами Цицерона, которого будет называть своим отцом, начал читать Вергилия, которого назовет своим братом.
Отец отправляет Франческо обучаться в Болонский университет, но тот после смерти отца оставляет учебу, возвращается в Авиньон и вступает в духовное звание.
6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви св. Клары поэт впервые видит Лауру, на долгие годы ставшую его музой.
В 1342 и 1347 Петрарка берет уроки греческого языка у Варлаама Калабрийского, который в это время находится с миссией в Авиньоне. Уроки проходят в форме чтения и комментирования диалогов Платона. Взгляды Варлаама Калабрийского известного своей горячей полемикой в отношении христианских догматов с Григорием Паламой не могли не наложить свой отпечаток на мировоззрение Петрарки.
В 1343 году Петрарка пишет сочинение «Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру», в котором, по мнению исследователей, прослеживается влияние сочинения Варлаама «Этика согласно стоикам».
В 1347 году Петрарка поддерживает восстание римлян под руководством Кола ди Риенцо, надеясь на воссоздание Римской республики. Тяжело переживает неудачу и бедствия римского народа.
Петрарка известен своей критикой принципов церковной морали, падения нравов духовенства. Его «Письма без адреса» внесены в Индекс запрещенных книг. В этом своем сочинении Петрарка осуждает поведение папы Климента VI, обвиняя его в эпикуреизме.
Но Петрарка не утерял духовную связь с христианством. Он, как и Данте, считал, что церковь должна справиться с противоречиями, которые вызывают падение ее авторитета, более ясно сформулировать и неопровержимо обосновать свои нравственные правила, пересмотреть искаженное, унизительное отношение к человеку, которое противоречит учению Христа. «Сама человеческая природа будет соединена с божественной так же, как у того, кто был Богом и стал человеком».
Вся жизнь Петрарки – это поиск ответов на вопросы, которые ставит перед ним его эпоха. Современная ему схоластика не давала ответов, она постепенно исчерпывала себя, как источник знаний о человеке, о его природе, о нормах жизни для человека. Для того, чтобы получить эти ответы и не ошибиться, Петрарка обращается ко множеству учений, учителей и источников. Он обращается к наукам, наиважнейшей из которых он считает философию, которая: «…является даром божьим, путеводной нитью всех добродетелей и очищением от всех пороков…госпожой и учителем всех наук».
Петрарка считал, что познав свою природу человек, станет жить согласно с нею и, благодаря этому, общество станет совершеннее и добрее. Все науки имеющие отношение к нормам жизни человека и общества, были важны для Петрарки. Он выделял историю, но не признавал медицины, то есть естественных наук, считая второстепенными те знания о человеке, которые эти науки открывают.
Представления о счастье Петрарка связывал не с наслаждением или удовольствиями, не с богатством, но с доблестью и добродетелью (Virtus), которые были основными темами для почти всех ранних итальянских гуманистов.
Петрарка в «Письме к потомкам» признается: «От всякого рода соблазнов я всегда держался вдалеке не только потому, что они вредны сами по себе и не согласны со скромностью, но и потому, что враждебны жизни размеренной и покойной».
Кроме того, что Петрарка искал знаний о человеке, он так же искал способы вдохновить человека на добродетельную жизнь.
«Не отрицаю, Аристотель учит, что такое добродетель, но побуждающих и пылких слов, которые подталкивают душу и воспламеняют ее любовью к добродетели и ненавистью к пороку, то чтение не имеет или имеет в самой незначительной степени».
Особое место уделяет Петрарка в своих трудах понятию благородство.
Как и большинство его последователей, он утверждает, что благородство не наследуется, но приобретается доблестной и добродетельной жизнью.
Очень подробно эта тема раскрывается в сочинении «О средствах против всякой судьбы» «De remediis utriusque fortunae» 1360—1366
«Формула завещания имеет силу только в отношении ничтожнейших вещей». То есть только в отношении материального.
Роскошь Петрарка осуждает:
«Я чувствую: все есть в этом образе жизни, что от безобразных капризов может довести до глубокого несчастья. Чего не даст утонченность пищи и питья, кроме пресыщенности и чванства? А вот Август Цезарь, который, как ты догадываешься, мог бы жить чуть-чуть роскошнее тебя, как о нем рассказывают, очень мало употреблял еды, и то самой простой. Я умолчу о том, чем вы имеете обыкновение питаться; ты презирал бы деревенского отца семейства: ведь среди твоих фазанов, и вальдшнепов, и павлинов, которые стоят на первом месте, хлеб считается второстепенным, а коровий сыр и мелкие рыбки с пренебрежением отвергаются вовсе. А насколько лучше эти фазаны и чрезмерные деликатесы пиров и высшее упоение обжорством, которые доныне не были известны ни у колхов, ни на Фазисе, видно из того, что, долетев до нашей страны, они поразили ее испорченностью и разожгли в ней гнусные соблазны».
«Радость: Я наслаждаюсь изысканнейшим вином.
Разум: Плохо, но, как ты именно говоришь, «наслаждаешься». Это — ваша цель, для этого вы рождены. Но насколько безопаснее было бы утолять жажду разбавленным вином, или приятной влагой, или даже чистой водой ручья».
«Радость: Я наслаждаюсь утонченнейшим образом жизни (Lautissimo fruor victu).
Разум: И не стыдно тебе: ради угождения бренному телу ты отбрасываешь прочь то, что идет на пользу бессмертной душе. Ты в этом следуешь учению эпикурейцев, бесславному и давно отвергнутому. Давно установлено, что для души самые ужасные из наслаждений те, которые вызваны плотскими чувствами. Касаясь и отведывая их, вы больше всего сближаетесь со зверями. Эти наслаждения склоняют разумное животное (rationale animal) к скотским нравам. Презреннее этого ничего не выпадает на долю человека».
Петрарка с уважением относится к умеренности, скромной бедности и труду.
Не раз в его произведениях подчеркивается важность гражданственности и любви к Родине.
«Ничто так не возвышает государство, как слава и доблесть граждан».
Произведения Петрарки, иллюстрирующие его отношение ко многим «новым» и «старым» ценностям, можно найти в интернете. Для того, чтобы было проще оценить широту интересов первого гуманиста ниже приводится список произведений:
ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ
Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего «гуманистический» характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным образом естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период переходит в другие европейские страны.
В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в Италии. Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом, византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах возникали культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памятники. \. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический. В историографии значение античного наследия иногда односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие «гуманизм» относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только к духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский) гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного мира и на христианстве, которое является якобы историческим ферментом сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для современности. \, выхолащивается его практический, динамический, воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. Относится это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.
НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА
Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение \ О Дантовой «Комедии» Ф. К. Шалда написал: «Не знаю во всей мировой литературе произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к телесности, чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово произведение аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте, мыслит как поэт конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в момент наибольшего отторжения мысли он не ощущает земное как бремя или помеху. » (Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha. 1948. S. 85). \.
Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции средневековья, исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знакомство с учением Аверроэса о возможностях и об активности разума приводит Данте к пониманию того, что задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего теоретического, воплощение их в практической деятельности. Политический, антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве, всеобщем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые свой гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.
Концепция Данте содержит много наивных и схоластических аргументов, но она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.
Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю они выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической средневековой и приближается к более поздним концепциям об общественном договоре.
Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом, чем средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источником рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации. Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена, его учение о естественной природе власти государства объективно помогало разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.
Франческо Петрарка (1304-1374) считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Великий пропагандист античной культуры собирал подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было в свое время уникальным.
Данте еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Его полемический трактат «О собственном незнании и незнании, других» направлен против аверроизма, а учение о двойственной истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского, которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотеликов», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». Подчеркиванием собственного незнания он выражает идею независимости своего мышления от схоластической университетской учености.
Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека, его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к 1351-1368 гг. \.
Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313- 1375), который в своем «Декамероне» высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным аллегорий языком.
К последователям Петрарки в области анализа старых трактатов принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331-1406), который собирал старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние на последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и Леонардо Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По его приглашению в 1397 г. во Флоренцию прибывает византийский ученый Мануэль Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой греческую литературу и первым в Европе пишет учебник греческой грамматики. Все это имело большое значение для развития итальянского гуманизма.
Платонизм Ренессанса представлял Платона в некоем христианизированном смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей- римский писатель, живший примерно в 125- 180 гг. Наилучшее его произведение- «Метаморфозы», называемое также «Золотой осел». \. Во флорентийской платоновской Академии Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности с точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека. В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, согласно которому философия является надежным знанием о человеке, о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и его последователей. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной (также и культовым институтом).
Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и неоплатоновские традиции в духе Плотина. Нельзя также обойти тот факт, что при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители платонизма выступают и в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот подход, присущий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \ В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395- 1472), ученика Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу споры между платонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись не совсем четко, допускались компромиссы.
Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425), который из уважения к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Константинополя, поселился во Флоренции, где проповедовал идеи Платона, при этом резко отвергая Аристотеля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к восточному мистицизму, каббале и зороастризму.
Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо существует вечно. Идея христианского творения из ничего, а также «свободная воля» творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылается на неоплатоновскую идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к помощи языческого греческого пантеона богов. Зевс, стоящий во главе, является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но через посредство особой субстанции природы, которая также имеет божественный характер. В наметившемся признании бесконечности бога и природы скрываются пантеистические тенденции.
Философия Плетона в Италии была принята благосклонно. Он впервые представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных системах древности, но в оригинальной, живой философской форме. Действительно, новый синтез не может исходить лишь из древнего язычества, но должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет существующего развития христианства.
В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его главным произведением является «Платоновская теология о бессмертии души», другие трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее «сестра»; философия совершенствует теологию, она является «ученой религией» \ Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит от степени ее философского уровня.
К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает продолжением и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино открывает возможность дальнейшего философского совершенствования религии, включая христианство. В этом заключается антисхоластическая направленность его идей. Те выводы платоника из Ренессанса, которые как бы предвосхитили Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.
К центральным категориям платонизма Фичино относится «душа». Она обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение.
Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла Мирандола (1463-1495), который прославился тем, что на беседах в вилле Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его платонизм был эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые философские и теологические традиции, проявил также интерес к падуанскому аверроизму. Кроме того, познакомился с парижским и оксфордским номинализмом. Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каббалу.
В его творчестве отразились типичная жизнь и деятельность образованного гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира трактат («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не состоялась, потому что папа большинство тезисов запретил как еретические. Впоследствии Пико преследовался инквизицией.
Смыслом его полемики с «лженаукой», с «пророческой астрологией» было стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаруживаются некоторые ценные идеи. Он считал «естественную магию» наукой о практическом познании природных сил, о возможности создания «удивительных вещей» при использовании этих сил.
Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики. Отвержению Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны консервативного ортодоксального католицизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии Трапезундский, боровшийся против проникновения платонизма в Италию и усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что истинная христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом в виду Аристотеля схоластического, томистского. \.
Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным процессом, который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс выступает как начало этого поворота в истории философии. Аристотелики Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и против аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета в Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого комментатора III в. Александра из Афродизиады отрицали бессмертие души, тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении, является нематериальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица смертна. Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы Льва Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души; характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение «схоластического» Аристотеля было неотвратимо.
Пьетро Помпонацци (1462-1525) принадлежал к александристам. Его творчество является наглядным доказательством перемены старого, средневекового университетского аристотелизма, превращения его в ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций, однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической косности.
В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит прогрессивные идеи о независимости философии от теологии; философия должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.
К главным трактатам Помпонацци относятся «О бессмертии души», «О причинах явлении природы», «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении».
Трактат «О причинах явлений природы» указывал путь новому естествознанию. Рациональное, материалистическое объяснение природных процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии, в Западной и Северной Европе велась «охота на ведьм». Согласно Помпонацци, ангелы и демоны не имеют телесных органов чувств и поэтому не должны ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную аргументацию, обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что космическое движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все в природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает, изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению. Понятие детерминизма у Помпонацци выливается в представление о вечном круговороте движения, о движении по кругу.
В трактате «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном предвидении» он выражает идею, что случайные события являются проявлением общей необходимости (она подобна небу или интеллекту), которая выступает как фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин и следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней объективной средой и собственной природой. Помпонацци указывает также на божественное предопределение и личную ответственность индивида: как может бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведении, если он является абсолютной причиной всего существующего, а значит, и человека? Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи, за зло в мире.
Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб (Яков) Забарелла из Падуи (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и др. В XVI в. спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики приняли компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное учение Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесальпиний (1519-1603), придворный папский лекарь, ученый, который открыл закон кровообращения, систематизатор растительного мира.