В чем выразился кризис гуманизма в пмв

Маньеризм. Кризис гуманизма 526 слов читать

15 век был временем расцвета ренессансной культуры. Многим казалось, что ничто уже не остановит прогресс человечества, основанный на идеях гуманистов. Однако начавшиеся изменения в общественной жизни снова перевернули представление о мироздании и человеке. В начале 16 века у прежде всесильной Католической церкви появились мощные соперники – лютеране. Война между католиками и лютеранами была настолько жестокой и бесчеловечной, что гуманизм оказался в глубоком кризисе, а веры в «прекрасного» и разумного человека не стало. Особенно обострилась эта борьба, когда наёмники, среди которых было много лютеран, вошли в Рим и подвергли его страшному разграблению. Папа Римский укрылся в замке Святого Ангела, который находился в осаде. Только откупившись от нападающих гигантской суммой денег, Папе удалось остаться в живых, хотя многие иерархи церкви были убиты. Также пострадали и художники. Одни из них погибли, а другие оказались на чужбине. Искусство того времени ответило на ужас происходящего потерей ренессансной гармонии и порядка. В итальянской живописи возникло течение, называемое маньеризмом.

Особенности маньеризма

В этом стиле реальность снова начинает искажаться. Казалось бы, человечество уже прекрасно знало анатомию, благодаря усилиям художников и врачей Возрождения. Художники уже умели рисовать тело человека. Но в эпоху маньеризма фигуры начинают непропорционально удлиняться. Художники увеличивают количество позвонков в спинах изображаемых людей. Классический пример подобного причудливого подхода к натуре – картина «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино. Также сильно и неправдоподобно искажается и пространство.

Конечно же, в этом стиле присутствуют все формальные черты, отвечающие за выражение тревоги и страха. Цвета на картинах становятся болезненно яркими и контрастными. Нередко использование и вовсе едких цветов. В сюжетах этой эпохи – вселенское смятение и хаос. Часто в качестве композиционного элемента применяется змеевидная линия. Вообще, линии на картинах маньеристов изогнутые или угловатые, ломанные и резкие.

Своеобразным манифестом маньеризма можно считать картину Якопо Понтормо «Снятие с креста», написанную в 1527 году. На ней – множество фигур, расположенных плотными и многочисленными рядами и движущихся в неистовом ритме, и, хотя выражения лиц, кажутся немного отрешёнными, но жесты выражают сильнейшие эмоции. Сама композиция выглядит шаткой и неустойчивой, а цветовая гамма состоит из пронзительных розовых, неприятных лимонно – жёлтых и резких голубых тонов. Похожие черты можно увидеть на картине Россо Фьорентино с тем же сюжетом.

В эпоху маньеризма жизненная философия стала меняться. Появилось мнение, что вселенная устроена хаотично, а жизнь человека зависит от случайности. И такая позиция неудивительна, если вспомнить условия жизни в то время. Важной идеей в искусстве была мысль о том, что художник не обязан копировать натуру. Напротив, он получает образ картины с помощью вдохновения и воображения и переносит на холст. В живописи больше всего стала цениться индивидуальная манера художника.

Распространение по Европе

После разграбления Рима итальянские художники были рассеяны по городам Европы. Искусство маньеризма пришло из Рима и Тосканы, но затронуло не всех художников. Ренессансная традиция ещё долго продолжалась в Венеции, в которой сохранялись богатство, стабильность и благополучие, в то время как в Центральной и Северной Италии маньеризм господствовал безраздельно. Но со временем и в Венеции маньеризм проявился в творчестве великого живописца Тинторенто. Одним из тех итальянских художников, которые переняли новые веяния, был Джорджо Вазари. В его трудах сформулирована идеология маньеризма. Также в это время во Флоренции творил маньерист Аньоло Бронзино. Со временем стиль перешёл через Альпы и попал в другие европейские страны.

Конечно, время лечит, и после первого ужаса от военных действий искусство стало немного спокойнее. К нему вернулась былая величественность, хотя такого высокого вкуса, как в эпоху Возрождения, больше никогда не было. Маньеризм трансформировался в раннее барокко, которому была свойственна тяга к роскоши, преувеличениям и удовольствиям. Кризис в культуре продолжался почти весь шестнадцатый век ( с конца 1510-х годов) и первую треть семнадцатого века. Ренессансные идеи так и не воплотились в жизнь. И, увы, войны Нового времени – это ещё не самое ужасное, что ожидало человечество в последующие века невесёлой и трудной мировой истории.

Источник

Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

В чем выразился кризис гуманизма в пмв. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выразился кризис гуманизма в пмв. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выразился кризис гуманизма в пмв. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выразился кризис гуманизма в пмв. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выразился кризис гуманизма в пмв. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выразился кризис гуманизма в пмв. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

В чем выразился кризис гуманизма в пмв. 640 1. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-640 1. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка 640 1.

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические черты Возрождения отразились в творчестве главы римской школы Дж.Палестрины.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Источник

Вызов гуманизму. В чем же заключаются отличительные особенности мировых войн, под знаком которых прошла вся пер­вая половина XX в.?

Во вторую мировую войну оказалось втянуто 61 го­сударство, в которых проживало (с учетом их колоний и зависимых территорий) до 80% населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн человек. Погибло около 65 млн че-

Глобальныйот латинского слова «шар» — относя­щийся к территории всего земного шара, охватываю­щий весь земной шар; всемирный, всеобщий, универ­сальный.

ловек, приблизительно половину из которых состави­ли жертвы среди гражданского населения, страдавше­го от массированных обстрелов, бомбардировок с воз­духа и карательных акций.

Тяготы мировых войн легли и на плечи мирного населения. В большинстве воевавших стран была вве­дена трудовая повинность, удлинился рабочий день, продукты стали распределяться по карточкам. Следст­вием этого стало появление «черного рынка» и расцвет спекуляции. Мирное население страдало от бомбежек, голода и холода. На оккупированных территориях завоеватели вводили жесткий режим, основанный на насилии и ограблении коренного населения. Концент­рационные лагеря, которые в годы первой мировой войны использовались преимущественно для военно­пленных, во второй мировой войне стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и граж­данского населения противника. К концу войны в Гер­мании и оккупированных ею странах действовало до 1,1 тыс. таких «фабрик смерти». За несколько лет через них прошло около 18 млн человек, примерно две трети из которых погибли.

Мировые войны имели ярко выраженный антигу­манный характер. Конечно, было бы странно говорить о «гуманности» и прежних войн: ведь любовь и уваже­ние к людям несовместимы с их сознательным истреб­лением. И тем не менее уже первую мировую войну большинство ее современников восприняли как кри­зис гуманизма. Вера в прогресс, в поступательное раз­витие цивилизации умирала в окопах под залпы ору­дий.

Это мучительное осознание было особенно болез­ненным потому, что на протяжении XIX в. в обществе возникли и постепенно крепли надежды на возмож­ность создания гуманной структуры отношений меж­ду народами и государствами. Казалось, что ожесто­ченность, свойственная кровопролитным религиоз­ным войнам, фанатичной инквизиции, процессам ведьм и т. п., ушла в далекое прошлое. Общество ста­новилось все более цивилизованным и терпимым, предпринимались попытки установить определенные нормы ведения войны, набирали силу пацифистские движения. После Крымской войны (1853—1856) был заключен ряд конвенций о гуманном обращении с во­еннопленными, о защите жизни и имущества граж­данского населения на оккупированных территориях, об охране памятников истории и культуры и т. д. По обоюдным договоренностям единственной целью вой­ны стало считаться ослабление либо сокрушение воен­ных сил противника, прочие же проявления насилия должны были всемерно предотвращаться.

Пацифизмот латинского «умиротворяющий» — мировоззрение, осуждающее всякие войны, независимо от их характера и цели, и требующее мира на Земле. Конвенцияв переводе с латинского означает «дого­вор», «соглашение». Международный договор по специ­альному вопросу.

Разумеется, соглашения подобного рода далеко не всегда удавалось реализовать на практике, однако нельзя сказать, что они оставались пустыми словами. Тексты конвенций включались в учебники для воен­ных академий и училищ, офицеров приучали созна­вать, что неоправданная жестокость — это нарушение норм морали, порочащее честь их мундира.

Но уже в начале первой мировой войны нормы международного военного права были беззастенчиво попраны. Особенно «отличилась» в этом плане Герма­ния. Помимо использования ядовитых газов, немцы активно применяли диверсии и саботаж, причем не только в тылу противника, но и на территории нейт­ральных государств. Германия развернула подводную войну, не делая при этом различий между военными и гражданскими судами. Подобные бесчинства получи­ли и своего рода идеологическое обоснование в виде те­орий о превосходстве «нации господ» (т. е. немцев) над «менее ценными народами». Война в этих теориях рассматривалась как нечто вроде «очистительной пси­хотерапии», пробуждающей людей от спячки.

И все же в годы первой мировой войны националь­ная идея — при всей ее значимости для роста немецко­го милитаризма — еще не вызрела до идеи мирового господства. В 1914—1918 гг. Германия, как и другие великие державы, вела борьбу за передел мира, за но­вые рынки сбыта, источники сырья и сферы влияния, которые обеспечивали бы более благоприятные усло­вия для национального предпринимательства.

В преддверии второй мировой войны идеологами фашизма был выдвинут тезис об изначальном, природ­ном неравенстве рас и народов, которое будто бы пред­определяло и их разные права. Подлинными «хозяева­ми» Европы объявлялись германцы, а представителей других национальностей фашистские «теоретики» считали второсортными и «расово неполноценными». Из этого следовало, что в Европе нет места маленьким либеральным государствам и что насильственным, во­енным путем должен быть решен вопрос о «новой организации европейского пространства», иначе говоря, о переходе Европы под власть Германии.

Захватнические планы немецкого милитаризма были обращены и на восток. Еще в печально известной работе А. Гитлера «Моя борьба» говорилось о необхо­димости завоевания «нового жизненного пространства на востоке и его решительной германизации». Позднее этот тезис выдился в конкретные планы превращения значительной части СССР в колонию Германии. «Гер­манизация» завоеванных территорий, по сути дела, предусматривала превращение славян в рабов и физи­ческое истребление их «излишков». Гитлер писал: «Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пускай умирают. Прививки и охрана здоровья — излишняя роскошь для них. Сла­вянская плодовитость нежелательна. образование опасно».

Фашисты вынашивали грандиозные проекты коло­низации Восточной Европы и СССР. При этом предпо­лагалось насильственное переселение (депортация) в Сибирь нескольких десятков миллионов человек из Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Крыма и других областей. Остальным «неполноценным» бы­ло уготовано полуголодное, нищенское существование и малооплачиваемый принудительный труд.

Гитлеровцы подвергли планомерному массовому истреблению еврейское население СССР, Польши и других стран Европы. К исходу второй мировой войны фашистами было физически уничтожено примерно 6 млн европейских евреев — в основном это было мир­ное гражданское население.

Эти ужасающие антигуманность и цинизм властей гитлеровской Германии также получили философское «обоснование». Один из главных идеологов фашизма А. Розенберг в книге «Мифы XX века» пропагандиро­вал право немцев на «генетическую» избранность, превозносил культ силы, нетерпимость, националь­ный эгоизм. «Идея национальной морали, безусловно, стоит выше идеала любви к ближнему», — утверждал Розенберг.

Идею создания гигантской колониальной империи пыталась реализовать и Япония — союзница Герма­нии, еще в начале 30-х гг. взявшая курс на агрессив­ную внешнюю политику. К лету 1942 г. Японии уда­лось оккупировать Индокитай, Таиланд, Филиппины, Бирму, Малайю, Индонезию, ряд островов Океании. На западе японские войска вышли к границам Индии, а на юге находились в опасной близости от берегов Ав­стралии. Кроме того, японцы продолжали удерживать огромные территории Китая, оккупированные еще в 30-е гг. Действия японских войск также отличались крайней жестокостью, в том числе и по отношению к мирному населению.

Следует отметить и другое: мировые войны сопро­вождались не только гибелью многих миллионов людей, но и создавали вполне реальную угрозу разру­шения тех основ цивилизованной жизни, которые на протяжении нескольких тысячелетий создавало чело­вечество. Это показало, что еще не в полной мере раз­работан механизм обуздания агрессоров, который по­зволил бы гасить очаги напряженности в самом их за­родыше, не давая им разрастись и привести к гло­бальной катастрофе.

Источник

Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

Музыка в конце XVI века подвергается тем же изменениям, что и другие виды искусств. Часто музыку этого периода относят к маньеризму. В то же время происходит дальнейшее развитие музыкальных жанров. Во второй половине века появляются жанры оперы и балета. Большую роль в формировании оперы сыграл К. Монтеверди, который развивал традиции ренессансной музыки и стремился к единству драматического и музыкального начал. Другой крупный композитор конца XVI в., О. Лассо, соединил в своих сочинениях нидерландскую, немецкую, французскую и итальянскую музыкальную культуру. Гуманистические черты Возрождения отразились в творчестве главы римской школы Дж.Палестрины.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование. Гуманисты начали рассматривать свои представления о человеке не с точки зрения вечности, а в конкретных жизненных ситуациях, и тогда их гуманизм, претерпев радикальные изменения и превращения, стал мировоззрением совсем не ренессансного типа.

Заключение

Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства.

Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью. В театре эпохи Возрождения развиваются традиции народного искусства, сочетаются трагические и комические элементы, как в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке в Италии развивается импровизационная комедия дель арте. Наивысшего расцвета достигло театральное искусство Возрождения в творчестве Шекспира.

Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

8. Османская империя как оплот ислама. Турецкий фактор в мировой истории

Османская империя в 16 веке

Ближайшим соседом христианской Европы в Новое время была Османская импе­рия, чьи владения раскинулись сразу в трех частях света. Расцвет и развитие Османской империи, начавшиеся в середине XV века, в XVI достигли наивысшей точки. Её могущество держалось на особых порядках ис­ламского Востока.

Султан и правительство

Вся высшая светская и религиозная власть над 15 миллионами под­данных Османской империи принадлежала султану. Его именовали «оплотом ислама», «халифом» и «тенью Бога на земле». Почти каждый день султан начинал с посещения деловой части дворца. В особом зда­нии на мягких подушках заседал государственный совет — диван. Госу­дарственные дела, отношения с иностранными послами тщательно фиксировались на бумаге в государственной канцелярии — «Высокой Порте», расположенной по соседству. Ее именем — «Порта» — европей­цы называли все турецкое правительство. Из ее окна был виден Семи­башенный замок — хранилище казны и сокровищ султана и одновре­менно главная тюрьма империи.

Устав от государственных дел, султан Османской империи удалялся в особую часть двор­ца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахи­ном на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жен и наложниц султана. Из всех провин­ций империи сюда свозили лучших красавиц, обреченных вести жизнь в четырех стенах под присмотром евнухов. Жены вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Поэтому часто между сыновьями султана разгоралась борьба за власть.

В чем выразился кризис гуманизма в пмв. image015. В чем выразился кризис гуманизма в пмв фото. В чем выразился кризис гуманизма в пмв-image015. картинка В чем выразился кризис гуманизма в пмв. картинка image015.
Схема государственного управления в Османской империи

Янычары

Жизнь в Османской империи

Стамбул

Столица Османской империи — Стамбул (бывший Константинополь) был заново отстроен в XVI веке. Практически все православные храмы были превращены в мечети, и их облик неповторимо изменили взмывшие в небо минареты. Собор Святой Софии, главная православная святыня Константинополя, стал главной мечетью Стамбула — Айя Софией. Во многих кварталах стояли крытые базары, шумели фонтанами знаменитые турецкие бани. Пано­раму города украшали многочисленные медресе, где каждый день муллы помогали заучивать детям Коран. В центре города было не­сколько высших школ, где готовили знатоков мусульманского права и богословия. Однако первая типография в Османской империи появи­лась только в 1727 году и, выпустив несколько книг, была закрыта на 40 лет.

Источник

Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Наиболее яркими представителями английского Воз­рождения были Т. Мор (1478-1535) и У. Шекспир (1564— 1616). С именем Томаса Мора связано первое в истории человечества изображение общества, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общи­нах), но обобществлены производство и быт. Один из участников диалога «Утопии», произведения, обессмер­тившего имя Мора, — Гитлодей рассказывает о своем по­сещении одного из отдаленных островов Утопии (букв. «Нигдейя», т. е. место, которого не существует), жизнь на котором представляет полную противоположность ев­ропейской действительности. Там нет частной собствен­ности, и все люди трудятся. Труд, обязательный для всех, продолжается всего шесть часов, остальное время каж­дый занимается чем хочет: науками, искусством и прочи­ми любыми занятиями. Жители 54 городов этого острова периодически переселяются в деревни и занимаются зем­ледельческим трудом.

Потребности граждан Утопии предельно просты: во время работы они накрываются шкурами, которых хвата­ет на семь лет, после работы все одеваются в одинаковые грубошерстяные одежды. Здесь все бесплатно, утопийцы питаются в общих столовых-дворцах, где «всегда готова роскошная и обильная пища. Ни один ужин не проходит без музыки, ни один десерт не лишен сладости. зажига­ют благовония, распрыскивают духи, и вообще делают все, что может создать за едой веселое настроение». В «Утопии» утверждается тот гуманистический принцип, что человеческая душа создана для счастья. Ведь даже цель своего повседневного труда утопийцы видят в том, чтобы «обеспечить, насколько это возможно. всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мне­нию, заключается счастье жизни».

Граждане Утопии ценят железо выше золота. Железо полезно, как огонь и вода, а из золота они делают ноч­ные горшки и прочую посуду для самых грязных надоб­ностей, куют цепи и кандалы для преступников, золотом обвивают шею и пальцы опозорившихся граждан. Золо­то, серебро и драгоценности у них всячески презирают­ся. Поблагодарив Гитлодея за рассказ, Мор замечает, что в Утопии действительно много такого, что он хотел бы видеть осуществленным «в наших государствах». Но тут же грустно добавляет: «Я. более желаю этого, нежели ожидаю».

Идеи гуманизма были воплощены в образах героев драматургических произведений Уильяма Шекспира. По­началу гуманистическая позиция Шекспира находит вы­ражение в тяготении положительных героев историчес­ких хроник и комедий («Генрих IV», «Ричард III», «Укро­щение строптивой») к старине, патриархальной морали. Позже Шекспир утверждает веру в гармоничное разре­шение жизненных противоречий, а идеи гуманизма рас­творяет в ситуациях и художественных образах. Гуманис­тическая идеология воплощается в ключевой идее исто­рических хроник — правомерности победы централизо­ванной власти (абсолютизма) над анархическим свое­волием.

Если в хрониках гуманизм раскрывается во взаимо­отношениях человека и государства, то сфера ранних ко­медий — человек и природа в гуманистической трактов­ке, согласно которой природа обладает всеблагой и всемогущей силой, а человек и общество являются частью природы. Поэтому сакраментальная фраза из монолога Жака, героя комедии «Как вам это понравится», «Весь мир — театр. » выражает обобщенный образ человечес­кого бытия в природе через аллегорию «мир — театр», которая родилась еще в древности. Театральная сцена — жизнь человечества, люди — актеры, в пьесе жизни семь актов, каждый акт соответствует определенному возрасту человека.

Позже, в «проблемных комедиях» («Конец — делу ве­нец», «Мера за меру») и трагедиях («Юлий Цезарь», «Гам­лет») социальные противоречия воспринимаются автором как трагическое несоответствие гуманистическим идеа­лам всего прошлого, настоящего и ближайшего будущего всего человечества. В знаменитом монологе Гамлета «Быть или не быть. » герой поднимает вечную проблему нрав­ственного выбора. Своими словами и поступками он бо­рется с любым злом, с пороками, господствующими в об­ществе, и считает эту борьбу целью и долгом человека. Именно поэтому в финале трагедии Фортинбрас прика­зывает похоронить Гамлета с воинскими почестями как воина, павшего в неравной борьбе.

В драматических произведениях («Гамлет», «Король Лир», «Макбет») суть трагического гуманизма автора рас­крывается в образе главного героя, который велик по мо­щи характера и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные.

Заключение

В целом Возрождение создало социально-экономи­ческие, социально-психологические и научно-теоретичес­кие предпосылки становления культуры как относитель­но самостоятельного феномена и развития понятийного аппарата теории культуры и самой категории «культура» в системе научного знания. Происходит постепенное фор­мирование светской науки, «светской учености». Сфера науки приобретает высокий социальный престиж. На ренессансной почве рождался независимый авторитет свет­ской культуры.

Характеризуя культуру эпохи Возрождения, можно от­метить несколько важных моментов, предопределивших последующее развитие культуры и ее философское пони­мание.

Во-первых, это культ «cultura animi», т. е. всего того, что связано, в первую очередь, с мыслительной деятель­ностью, занятием словесностью, философией, риторикой и т. д. О том, что культура понималась только в связи с духовной деятельностью и в такой трактовке использовалась в категориальном аппарате научного познания, го­ворят многочисленные словосочетания с ключевым по­нятием «культура», встречающиеся у мыслителей XVI— XVII вв.

Во-вторых, культура Возрождения носила элитарный характер, она не была тождественна всей итальянской культуре того периода. Эта элитарность гуманистической культуры имеет мало общего с более поздним представ­лением о социальной элитарности буржуазной культуры. В эпоху Возрождения впервые возникло представление об интеллектуальной элите общества, о превосходстве че­ловека, владевшего знанием, над теми, кто владел лишь богатством.

Эта эпоха, по справедливому замечанию Ф. Энгель­са, представляла собой «величайший прогрессивный пере­ворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по много­сторонности и учености.

Изучение природы (особенно в поздний период Ре­нессанса, связанный с творчеством Леонардо да Винчи, подчеркивающего решающее значение практики и опыта в познании мира) привело к расширению и историческо­го горизонта, появился огромный интерес к изучению раз­вития человечества. Философская и социальная мысль эпохи Возрождения подготовила и во многом утвердила представление о культуре как области подлинного суще­ствования человека, осознание ее как качественно иной природы человеческого развития, отличной от естествен­ной. На итальянской почве позднее родилась философия истории, в рамках которой сформировался предмет исто­рии и теории культуры.

Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.

Литература

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г.

3. Культурология. Основы теории и истории культуры: Учебное пособие / Под ред. д. ф. н., проф. И. Ф. Кефели. – СПб.: Издательство «Специальная литература», 1996 г.

4. Философия культуры. Становление и развитие. / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского. – СПб.: Издательство «Лань», 1998 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *