В чем выразился расцвет русской культуры в 19 веке
Золотой век русской культуры
Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.
Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.
Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.
Золотой век в искусстве
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.
Литература
К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.
Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».
Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.
Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:
В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:
Живопись
В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».
В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».
Театр
Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.
Музыка
Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».
Достижения науки
Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.
В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.
XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.
Возникновение декабризма
Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.
Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.
Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.
Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.
Западники и славянофилы
В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.
Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».
Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.
К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.
Особенности развития
В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.
С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.
Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.
Балетное искусство в России достигло расцвета в «золотой век» русского искусства, и это единственное, чем мы можем похвастать на весь мир в наше время.
Самый что ни на есть золотой век! Расцвет, подъем культуры. Мы можем гордиться такими известными личностями, как Грибоедов, Фет, Пушкин, Матрос, Брюлов, Венецианов и многими другими. Они оставили огромное наследие для потомков. Отдельно можно развить тему про Пушкина, как он писал о простом народе русском, с любовью, с гордостью!
Не будем забывать и о роли «Могучей кучки»….
Всё происходило в Питере, а затем в Москве…
Какой хороший был век!
Интересно, что Пушкина решили «сделать» гением эпохи еще до того, как он создал что-то по-настоящему гениальное. Юным Пушкиным демонстративно восхищались все писатели и поэты поколением старше. Хотя в детстве и отрочестве, до окончания Лицея, он был просто талантливым юношей. Удивительно, что он оправдал все ожидания и действительно прославил Россию своим творчеством в дальнейшем.
Характеристика золотого века русской культуры
Особенности эпохи «золотого века» русской культуры
«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.
Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры
Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.
Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:
Развитие культуры России в XIX веке
Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.
Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:
В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.
Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.
Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы
Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.
Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.
Достижения русской культуры XIX века
Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.
«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм
Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.
В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.
Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.
Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.
Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.
Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа
Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:
Тема 23. Русская культура XIX века
XIX век занимает особое место в русской истории и истории русской культуры. Он внутренне противоречив, и окончательная неразрешенность этих противоречий привела, в конечном счете, к трем русским революциям начала ХХ века. С одной стороны, наблюдается бурный прогресс во всех сферах жизни российского общества. Подъем экономики (особенно во второй половине XIX века), расцвет науки, литературы, искусства, создание непревзойденных шедевров общественной культуры. Множество открытий и бесчисленные достижения во всех сферах культуры позволило говорить о нем как не просто “золотом веке” русской литературы, но и “золотом веке” русской культуры в целом. С другой стороны, самодержавие, крепостничество, сохранившееся в России дольше всех стран Европы, а многие негативные его последствия так и не были устранены до Октябрьской революции, бюрократизация всей общественной жизни, милитаризм, подавление революционного и национально-освободительного движения на окраинах – вот далеко не полный перечень всех тех факторов, которые сдерживали русскую культуру в XIX веке.
Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены крепостного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.
К началу XIX века в России окончательно оформляется особый тип культуры – дворянская культура – культура “дворянских гнезд” и ”вишневого сада ” и именно с ней связаны все величайшие творения в русской литературе. С середины XIX века одновременно с ней начинает развиваться и приходит ей на смену разночинно-интеллигентская культура, связанная с революционно-демократическим движением того времени.
Значительное влияние на подъем и расцвет русской культуры XIX века оказали развитие просвещение и системы народного образования. Открытие новых университетов, создание гимназий, начальных народных училищ, земских школ и т.д., успехи в развитии педагогической нации, распространение грамотности, рост образованности, появление нового общественного слоя – бессословной интеллигенции – вот наиболее важные вехи в развитии системы образования в России XIX века.
Особое значение в русской культуре XIX века приобретает борьба двух направлений философской и общественно-политической мысли – западничества и славянофильства. Идеи западников (А.Ч.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, К.Д.Ковелин и др.) можно свести к тому, что Россия в процессе своего социально-экономического развития отстала от передовых стран Западной Европы (особенно Франции и Англии) и необходимо было догонять эти страны в этих областях, а также воспроизводить образцы западноевропейской культуры во всей их полноте. Славянофилы (И.С. и К.С.Ансановы, А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевсия, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский и др.) критически относились к достижениям западной культуры, хотя полностью ее не отвергали, равно как и ее значение для русской культуры. Однако особое внимание они придавали изучению национальных традиций и корней, отстаиванию самобытности отечественной культуры и истории, утверждали о невозможности формального копирования западных шаблонов и образцов. Славянофилы обосновывали особый, отличный от западноевропейского, путь развития России, несколько идеализируя общественное устройство России, придавали особое значение крестьянской общине, православию, а отчасти и самодержавию. Они утверждали о приоритете России в развитии истинно-христианской культуры, высказывали идею о будущем великом предначертании России. Спор западников и славянофилов был особенно яростным в 40-50-ые годы XIX века накануне отмены крепостного права, определяя в значительной степени основное содержание русской культуры того периода. Позднее спор стал утихать, и в 60-70-ые годы позиции двух сторон сблизились. В трансформированном виде этот спор возродился уже в ХХ веке в советский период развития культуры в виде идей “неозападников” и “неославянофилов”.
В русской культуре XIX века значима роль печати, книгоиздательской и библиотечной деятельности. В1861 году в России было 96 типографий и издавалось 7 ежедневных газет, в1994 году насчитывалось 1315 типографий и издавалось 112 ежедневных газет. Русские журналисты накануне отмены крепостного права придумали новый термин – “гласность”, который вновь появится в эпоху горбачевских реформ. В стране во второй половине XIX века была создана основательная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура, которая давала интеллигенции возможность высказывать свои соображения по животрепещущим вопросам общественной жизни, правительственной деятельности и т.д. В 1890 году Россия стала 3-й страной в мире по количеству издаваемой литературы. Стала развиваться сеть публичных библиотек. Появились демократические издательства, выпускающие прогрессивную литературу для малообеспеченных слоев. Открылась картинная галерея Третьяковых.
XIX век – это эпоха бурного развития и успехов русской науки. До сих пор в мировой науке высоко оцениваются результаты, полученные отечественными учеными в XIX веке. Неоспоримы заслуги Н.И.Лобачевского (неэвклидова геометрия), Д.И.Менделеева (периодический закон химических элементов), И.М.Сеченова (отец русской физиологии) и его продолжателя И.П.Павлова, К.А.Тимирязева (фотосинтез), И.И.Мечникова (иммунология, эволюция эмбриологии и т.д.), А.Г.Столетова (магнетизм и фотоэлектрические явления), К.Э.Циолковского (теория космонавтики), П.Л.Чебышева (теория чисел, теория вероятности), С.В Ковалевской (дифференциальные уравнения), А.М.Бутлерова (органическая химия), И.М.Пирогова (военно-полевая хирургия) и многих других русских исследователей. В области техники был сделан ряд открытий, имевших мировое значение. Черепановы сконструировали первый в мире паровоз. А.Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. П.Н.Яблочков – трансформатор и электрическую дуговую лампу. Н.Л. Бенордос открыл способ электрической дуговой сварки. М.О.Доливо-Добровольский создал асинхронный замкнутый двигатель переменного тока, ставший основным типом современного электродвигателя, А.С.Попов создал радио, А.Ф.Можайский сконструировал самолет и т.д. Активно развивались общественные и, в особенности, исторические науки, представленные трудами по русской истории С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.
Высочайшим достижением русской культуры XIX века стала русская литература. В этот период творила блестящая плеяда писателей и поэтов, что привело к появлению термина «золотой век» русской литературы. Ни в одной из национальных литератур, ни в один из периодов времени не было сконцентрировано такого количества гениев и талантов, как в русской литературе XIX века. Русская литература стала универсальной формой общественного сознания. Развитие русской литературы и искусства в XIX веке проходило по тем же важнейшим направлениям, что и в европейской культуре XIX века (о них речь подробнее шла в теме «Мировая культура XIX века»): классицизм, романтизм, реализм, символизм. Классицизм в начале XIX века был представлен в русской литературе Г.Р.Державиным, в архитектуре М.Ф.Казаковым, К.И.Росси, А.Д.Захаровым; в живописи – Д.М.Левицким, К.П.Брюловым, А.А.Ивановым. Мотивами действий героя в произведениях представителей классицизма руководили гражданский долг и общественное служение.
Синтеминтализм в живописи связан с именами В.И.Борониковского, Ф.С.Рокотова, О.П.Кипренского. Русский романтизм представлен поэзией В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева; прозой М.Н. Затоикина, А.А.Бестужева-Мармисного; музыной М.И.Глинки, А.Н.Верставского, А.С.Даргомышеного. К романтизму может быть отнесено раннее творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. В своих произведениях романтики стемились противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. В 30-40-ые годы XIX века в русской культуре утвердился реализм. В становлении реализма была значима роль И.А.Крылова и А.С.Грибоедова, но особая роль в окончательном укоренении реалистической традиции на русской почве принадлежит А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю и, отчасти, М.Ю.Лермонтову. Причем, в русской культуре реализм сразу проявил себя в форме критического реализма, неготивно относившегося как ко всем пережитком феодализма (крепостничество, самодержавие), так и к порока нового, зародившегося в то же время в России, буржуазног общества. Традиции реализма были продолжены во второй половине XIX века в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, М.Е.Солтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Н.А.Некрасова и многих других писателей и поэтов. В середине и второй половине XIX века в русской музыке также доминировало реалистическое направление. К этому направлению следует отнести творчество П.И.Чайковского и представителей так называемой “Могучей кучки”, созданной М.А.Балакиреевым и включавшей А.Н.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, Ц.А.Кюк. В русской живописи первой половины XIX века происходило параллельное развитие стилей и направлений. Долгое время господствующее положение занимал классицизм (К.П.Брюллов, А.А.Иванов и др.) и был господствующим в академической среде почти до конца XIX века. В творчестве художников А.Г.Венецианова и П.А.Федотова начинают оформляться реалистические черты. Во второй половине XIX века доминирующую позицию в изобразительном искусстве занял реализм, представленный творчеством художников-передвижников Н.Н.Кранского, В.Г.Перова, Н.И.Ге, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, В.М. и А.М.Васнецова, а также В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко и многих других.
XIX век также знаменуется расцветом русского театра. Огромное значение для русского театра сыграло творчество выдающегося драматурга А.Н.Островского. Из русских актеров этого века следует отметить М.Е.Щепкина, М.П. и О.О.Садовских, Г.Н.Федовой, М.Н.Ермолову, П.А.Стрепетову, П.С.Могалову. Все они представители реалистического направления в театральном искусстве.
Подводя итог данной теме, следует отметить некоторые характерные черты русской культуры XIX века: гражданственность, патриотизм, интерес к общественной жизни и в то же время к судьбе “маленького человека”. Русскую культуру этого периода, как и в целом, также отличают открытость, способность к переработке культур других народов (особенно западноевропейской культуры) вместе с цельностью и самобытностью. Происходило также распространение русской культура на национальные окраины Российской империи, причем в отличие от распространения европейской.