В чем выразился расцвет русской культуры в xix в

Золотой век русской культуры

Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.

Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.

Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.

Золотой век в искусстве

Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.

Литература

К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.

Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».

Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.

Архитектура и скульптура

В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:

В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:

Живопись

В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».

В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».

Театр

Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.

Музыка

Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».

Достижения науки

Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.

В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.

XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.

Возникновение декабризма

Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.

Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.

Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.

Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.

Западники и славянофилы

В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.

Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».

Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.

К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.

Особенности развития

В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.

С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.

Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.

Балетное искусство в России достигло расцвета в «золотой век» русского искусства, и это единственное, чем мы можем похвастать на весь мир в наше время.

Самый что ни на есть золотой век! Расцвет, подъем культуры. Мы можем гордиться такими известными личностями, как Грибоедов, Фет, Пушкин, Матрос, Брюлов, Венецианов и многими другими. Они оставили огромное наследие для потомков. Отдельно можно развить тему про Пушкина, как он писал о простом народе русском, с любовью, с гордостью!

Не будем забывать и о роли «Могучей кучки»….

Всё происходило в Питере, а затем в Москве…

Какой хороший был век!

Интересно, что Пушкина решили «сделать» гением эпохи еще до того, как он создал что-то по-настоящему гениальное. Юным Пушкиным демонстративно восхищались все писатели и поэты поколением старше. Хотя в детстве и отрочестве, до окончания Лицея, он был просто талантливым юношей. Удивительно, что он оправдал все ожидания и действительно прославил Россию своим творчеством в дальнейшем.

Источник

Тема 23. Русская культура XIX века

В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

XIX век занимает особое место в русской истории и истории русской культуры. Он внутренне противоречив, и окончательная неразрешенность этих противоречий привела, в конечном счете, к трем русским революциям начала ХХ века. С одной стороны, наблюдается бурный прогресс во всех сферах жизни российского общества. Подъем экономики (особенно во второй половине XIX века), расцвет науки, литературы, искусства, создание непревзойденных шедевров общественной культуры. Множество открытий и бесчисленные достижения во всех сферах культуры позволило говорить о нем как не просто “золотом веке” русской литературы, но и “золотом веке” русской культуры в целом. С другой стороны, самодержавие, крепостничество, сохранившееся в России дольше всех стран Европы, а многие негативные его последствия так и не были устранены до Октябрьской революции, бюрократизация всей общественной жизни, милитаризм, подавление революционного и национально-освободительного движения на окраинах – вот далеко не полный перечень всех тех факторов, которые сдерживали русскую культуру в XIX веке.

Историю русской культуры XIX века можно подразделить на два периода: культуру 1-ой половины XIX (до 1861 года – отмены крепостного права) – дореформенную и культуру 2-ой половины XIX – пореформенную.

К началу XIX века в России окончательно оформляется особый тип культуры – дворянская культура – культура “дворянских гнезд” и ”вишневого сада ” и именно с ней связаны все величайшие творения в русской литературе. С середины XIX века одновременно с ней начинает развиваться и приходит ей на смену разночинно-интеллигентская культура, связанная с революционно-демократическим движением того времени.

Значительное влияние на подъем и расцвет русской культуры XIX века оказали развитие просвещение и системы народного образования. Открытие новых университетов, создание гимназий, начальных народных училищ, земских школ и т.д., успехи в развитии педагогической нации, распространение грамотности, рост образованности, появление нового общественного слоя – бессословной интеллигенции – вот наиболее важные вехи в развитии системы образования в России XIX века.

Особое значение в русской культуре XIX века приобретает борьба двух направлений философской и общественно-политической мысли – западничества и славянофильства. Идеи западников (А.Ч.Герцен, В.Г.Белинский, Н.П.Огарев, П.В.Анненков, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, К.Д.Ковелин и др.) можно свести к тому, что Россия в процессе своего социально-экономического развития отстала от передовых стран Западной Европы (особенно Франции и Англии) и необходимо было догонять эти страны в этих областях, а также воспроизводить образцы западноевропейской культуры во всей их полноте. Славянофилы (И.С. и К.С.Ансановы, А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевсия, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский и др.) критически относились к достижениям западной культуры, хотя полностью ее не отвергали, равно как и ее значение для русской культуры. Однако особое внимание они придавали изучению национальных традиций и корней, отстаиванию самобытности отечественной культуры и истории, утверждали о невозможности формального копирования западных шаблонов и образцов. Славянофилы обосновывали особый, отличный от западноевропейского, путь развития России, несколько идеализируя общественное устройство России, придавали особое значение крестьянской общине, православию, а отчасти и самодержавию. Они утверждали о приоритете России в развитии истинно-христианской культуры, высказывали идею о будущем великом предначертании России. Спор западников и славянофилов был особенно яростным в 40-50-ые годы XIX века накануне отмены крепостного права, определяя в значительной степени основное содержание русской культуры того периода. Позднее спор стал утихать, и в 60-70-ые годы позиции двух сторон сблизились. В трансформированном виде этот спор возродился уже в ХХ веке в советский период развития культуры в виде идей “неозападников” и “неославянофилов”.

В русской культуре XIX века значима роль печати, книгоиздательской и библиотечной деятельности. В1861 году в России было 96 типографий и издавалось 7 ежедневных газет, в1994 году насчитывалось 1315 типографий и издавалось 112 ежедневных газет. Русские журналисты накануне отмены крепостного права придумали новый термин – “гласность”, который вновь появится в эпоху горбачевских реформ. В стране во второй половине XIX века была создана основательная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура, которая давала интеллигенции возможность высказывать свои соображения по животрепещущим вопросам общественной жизни, правительственной деятельности и т.д. В 1890 году Россия стала 3-й страной в мире по количеству издаваемой литературы. Стала развиваться сеть публичных библиотек. Появились демократические издательства, выпускающие прогрессивную литературу для малообеспеченных слоев. Открылась картинная галерея Третьяковых.

В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. 640 1. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в фото. В чем выразился расцвет русской культуры в xix в-640 1. картинка В чем выразился расцвет русской культуры в xix в. картинка 640 1.

XIX век – это эпоха бурного развития и успехов русской науки. До сих пор в мировой науке высоко оцениваются результаты, полученные отечественными учеными в XIX веке. Неоспоримы заслуги Н.И.Лобачевского (неэвклидова геометрия), Д.И.Менделеева (периодический закон химических элементов), И.М.Сеченова (отец русской физиологии) и его продолжателя И.П.Павлова, К.А.Тимирязева (фотосинтез), И.И.Мечникова (иммунология, эволюция эмбриологии и т.д.), А.Г.Столетова (магнетизм и фотоэлектрические явления), К.Э.Циолковского (теория космонавтики), П.Л.Чебышева (теория чисел, теория вероятности), С.В Ковалевской (дифференциальные уравнения), А.М.Бутлерова (органическая химия), И.М.Пирогова (военно-полевая хирургия) и многих других русских исследователей. В области техники был сделан ряд открытий, имевших мировое значение. Черепановы сконструировали первый в мире паровоз. А.Н.Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. П.Н.Яблочков – трансформатор и электрическую дуговую лампу. Н.Л. Бенордос открыл способ электрической дуговой сварки. М.О.Доливо-Добровольский создал асинхронный замкнутый двигатель переменного тока, ставший основным типом современного электродвигателя, А.С.Попов создал радио, А.Ф.Можайский сконструировал самолет и т.д. Активно развивались общественные и, в особенности, исторические науки, представленные трудами по русской истории С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.

Высочайшим достижением русской культуры XIX века стала русская литература. В этот период творила блестящая плеяда писателей и поэтов, что привело к появлению термина «золотой век» русской литературы. Ни в одной из национальных литератур, ни в один из периодов времени не было сконцентрировано такого количества гениев и талантов, как в русской литературе XIX века. Русская литература стала универсальной формой общественного сознания. Развитие русской литературы и искусства в XIX веке проходило по тем же важнейшим направлениям, что и в европейской культуре XIX века (о них речь подробнее шла в теме «Мировая культура XIX века»): классицизм, романтизм, реализм, символизм. Классицизм в начале XIX века был представлен в русской литературе Г.Р.Державиным, в архитектуре М.Ф.Казаковым, К.И.Росси, А.Д.Захаровым; в живописи – Д.М.Левицким, К.П.Брюловым, А.А.Ивановым. Мотивами действий героя в произведениях представителей классицизма руководили гражданский долг и общественное служение.

Синтеминтализм в живописи связан с именами В.И.Борониковского, Ф.С.Рокотова, О.П.Кипренского. Русский романтизм представлен поэзией В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева; прозой М.Н. Затоикина, А.А.Бестужева-Мармисного; музыной М.И.Глинки, А.Н.Верставского, А.С.Даргомышеного. К романтизму может быть отнесено раннее творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя. В своих произведениях романтики стемились противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. В 30-40-ые годы XIX века в русской культуре утвердился реализм. В становлении реализма была значима роль И.А.Крылова и А.С.Грибоедова, но особая роль в окончательном укоренении реалистической традиции на русской почве принадлежит А.С.Пушкину, Н.В.Гоголю и, отчасти, М.Ю.Лермонтову. Причем, в русской культуре реализм сразу проявил себя в форме критического реализма, неготивно относившегося как ко всем пережитком феодализма (крепостничество, самодержавие), так и к порока нового, зародившегося в то же время в России, буржуазног общества. Традиции реализма были продолжены во второй половине XIX века в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, М.Е.Солтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, Н.А.Некрасова и многих других писателей и поэтов. В середине и второй половине XIX века в русской музыке также доминировало реалистическое направление. К этому направлению следует отнести творчество П.И.Чайковского и представителей так называемой “Могучей кучки”, созданной М.А.Балакиреевым и включавшей А.Н.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, Ц.А.Кюк. В русской живописи первой половины XIX века происходило параллельное развитие стилей и направлений. Долгое время господствующее положение занимал классицизм (К.П.Брюллов, А.А.Иванов и др.) и был господствующим в академической среде почти до конца XIX века. В творчестве художников А.Г.Венецианова и П.А.Федотова начинают оформляться реалистические черты. Во второй половине XIX века доминирующую позицию в изобразительном искусстве занял реализм, представленный творчеством художников-передвижников Н.Н.Кранского, В.Г.Перова, Н.И.Ге, Г.Г.Мясоедова, И.Е.Репина, В.М. и А.М.Васнецова, а также В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, А.К.Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, К.А.Савицкого, Н.А.Ярошенко и многих других.

XIX век также знаменуется расцветом русского театра. Огромное значение для русского театра сыграло творчество выдающегося драматурга А.Н.Островского. Из русских актеров этого века следует отметить М.Е.Щепкина, М.П. и О.О.Садовских, Г.Н.Федовой, М.Н.Ермолову, П.А.Стрепетову, П.С.Могалову. Все они представители реалистического направления в театральном искусстве.

Подводя итог данной теме, следует отметить некоторые характерные черты русской культуры XIX века: гражданственность, патриотизм, интерес к общественной жизни и в то же время к судьбе “маленького человека”. Русскую культуру этого периода, как и в целом, также отличают открытость, способность к переработке культур других народов (особенно западноевропейской культуры) вместе с цельностью и самобытностью. Происходило также распространение русской культура на национальные окраины Российской империи, причем в отличие от распространения европейской.

Источник

Русская культура XIX века

Кратко о мощном влиянии европейской культуры

На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.

Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.

Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны.

Особенности развития

В истории культуры России XIX век занимает особое место. Его называют временем небывалого взлета русской культуры. Этот век отмечен гениями во всех областях духовной культуры — в литературе, музыке, живописи, философии, науке и т.д.

Особенностью культурного развития России в XIX веке стал процесс демократизации культуры. В число деятелей культуры вошли выходцы из непривилегированных сословий – разночинцы, в то время как в XVIII веке это были только представители дворянства.

Демократизация культуры выразилась в изменении тематики произведений живописи, музыки литературы. В них появились темы, связанные с изображением жизни простого народа. Народное творчество стало источником идей и мерилом эстетического вкуса мастеров культуры.

Характерной чертой великих русских мастеров была тесная и неразрывная связь искусства с общественной жизнью, с прогрессивной научной мыслью.

В культуре развивается критический реализм. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова вошли навсегда в сокровищницу мировой литературы, так как в них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Предпосылки развития

Развитие культуры формировало бурное развитие событий:

Реформы Петра I

Петр I ввел гражданскую азбуку в книгопечатание и арабские цифры. В результате читать книги и писать стало значительно легче. Он создал первый русский музей — Кунсткамера, дал добро на развитие светской живописи, открыл новые школы, которые обучали различным ремеслам. Система обучения детей стала светской. В 1725 году он основал Академию наук.

Благодаря этим реформам культура России сделала большой шаг в развитии. А. И. Герцен, русский писатель и философ, так оценил их: «на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина».

Близкие контакты с Европой

В начале XIX века началось расширение культурных связей России с другими странами. Увеличилось число контактов представителей русской культуры с зарубежными учеными, мыслителями, писателями, художниками. Русские ученые и художник выезжали на учебу в Германию, Италию. Учились в Европе музыке, художеству, торговле и естественным наукам.

Развитие капиталистических отношений в стране

В первой половине XIX века в России начался промышленный переворот. Появились фабрики со сложными машинами. Развивалось пароходное сообщение. Чуть позже началось строительство железных дорог.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833-1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

После отмены крепостного права возникали новые промышленные города, менялась общественная атмосфера. Начался процесс демократизации российского общества. Помещичьи хозяйства без крепостных стали клониться к упадку. На первый план вышли денежные отношения. Началось развитие российского капитализма.

Оппозиционные течения в обществе

Общество наполняли идеи борьбы против крепостничества, тирании и произвола. Рождался новый «дух времени» под влиянием Великой французской революции.

Экономические преобразования также способствовали расцвету оппозиционных движений. Наиболее заметным из них было либеральное движение, критиковавшее существующий строй. К средине века образованная молодежь стала пропагандировать радикально-демократические, а также социалистические идеи.

В России началась эпоха освободительного движения. Оппозиция заявляла о себе в подцензурной литературе, которая становилась одной из активных общественных сил.

Научные достижения

В условиях становления капиталистического уклада жизни и промышленного переворота происходят значимые научные открытия, имевшие как теоретическое, так и прикладное значение. Вот только некоторые из них:

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в исследованиях научных центров Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи.

Применение электричества

В конце XIX века по миру, в том числе и по России, прокатилась волна открытий, связанных с электричеством. Все открытия включали и практическое применение.

В 70-х годах XIX века была изобретена лампа накаливания. Ее создателем стал российский электротехник А.Н. Лодыгин. Это было сделано за семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н.

Один из первых российских электротехников академик В.В. Петров (1761-1834) раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества, вошедшее в науку как вольтова дуга. Этим было положено начало применению электроэнергии на практике.

В 1832 году член-корреспондент Петербургской Академии наук П. Л. Шиллинг впервые продемонстрировал работу изобретённого им электромагнитного телеграфа. Так появилась проводная связь.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова», практически первая пригодная дуговая электрическая лампа.

Изобретения воплощались в жизнь. Впервые электрическое освещение появилось в Санкт-Петербурге в 1879 году. В 1883 году начала работу первая электростанция у Полицейского моста. В Москве освещение впервые появилось 1881 году.

Развитие медицины

К началу XIX в. в России было всего два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Оба они стали центром медицинской науки.

Выдающимся терапевтом стал выпускник Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831). Он создал систему клинического обследования и одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации.

С.П. Боткин (1832-1889) создал крупнейшую в России научно-терапевтическую школу. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний: сердца, сосудов, почек, а также выделил инфекционный гепатит, названный позже болезнью Боткина.

Н.И. Пирогов (1810-1881) — учёный-анатом, русский хирург создал первый атлас топографической анатомии, первым в мире начал проводить операции под эфирным наркозом. Это стало началом новой эпохи в развитии военно-полевой хирургии.

Большим открытием для медицины в России в конце XIX века стало создание службы оказания скорой медицинской помощи.

После отмены крепостного права в России начала развиваться земская медицина. До этого медицинская помощь сельскому населению практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах.

Становление литературы

XIX век называют Золотым веком русской культуры благодаря развитию литературы. Именно литература становится господствующим видом искусства.

Хотя произведения русских писателей подвергались жесткой цензуре, они оставалась важным инструментом развития общественной мысли.

В XIX веке творили писатели:

Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне демократических настроений в России. Так или иначе, они отражали недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

В начале века в литературе расцвел сентиментализм и началось становления романтизма. Эти направления ярко проявили себя в поэзии. Среди самых талантливых поэтов:

Русская поэзия XIX века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались в своих стихах осмыслить свое предназначение. Поэт в России считался проводником истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их строкам.

XIX век отличает развитие русской прозы. Оно началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. В их творчестве появляются темы «лишнего и маленького человека». Они мощно развивают сатирическую тему. Их традиции наследует М.Е. Салтыков-Щедрин.

Литераторы все чаще обращаются к общественно-политическим проблемам российской жизни. Развивается жанр реалистического романа. В этом жанре пишут:

Мастером малого литературного жанра — рассказа считается А.П. Чехов. Мировую известность приобретают и его пьесы.

Драматургию продолжают А.Н. Островский, М. Горький. В их пьесах уже хорошо ощущается настроение грядущих перемен социального строя.

Реформы в образовании

В начале века существовала сословная система образования.

Повсеместно было распространено домашнее образование. Учителя приглашались в дворянские семьи. Учили они иностранным языкам, музыке, словесности, этикету и живописи.

Крепостным крестьянам обучение было недоступно. Правительство боялось широкого просвещения народа. Но развитие капиталистических отношений в экономике требовало грамотных и образованных людей.

После реформ Александра II образование сделало огромный шаг вперёд. Сложились три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. Открылись классические и реальные гимназии, были основаны новые университеты.

Для дворянских детей создали сеть закрытых учебных заведений: Пажеский корпус, «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре, Царскосельский лицей. Эти учебные заведения финансово поддерживало правительств.

Появились профессионально-художественные училища закрытого типа: Балетная школа при Московском воспитательном доме, Академия художеств.

В первой половине XIX века было улучшено военное образование. Выросло число кадетских корпусов. Туда стали принимать детей обедневших дворян на бесплатной основе.

Впервые была создана государственная система связанных между собой учебных заведений: приходские и уездные училища, губернские гимназии и университеты с общим сроком обучения 10 лет.

Были основаны женские гимназии и женские училища. В 1860-70-х годах основаны первые государственные и учительские семинарии, а в 1872 г. появляются реальные училища.

Особое место в развитии образования занимают земские трёхгодичные школы. Обучение в них было организовано лучше, чем в церковно-приходских школах. Кроме письма, чтения, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь изучались природоведение, география, история. Учили детей представители земской интеллигенции. Земский учитель становится подлинным подвижником просвещения.

Образование получали далеко не все. Екатерина II считала, что «черни не должно давать образование». Грамотный крестьянин не станет повиноваться в должной мере. Эта ситуация не менялась до начала XX века.

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования. Если в начале XIX века в стране было только два университета, в Москве и Вильно, то в 60-х годах открылись 8 университетов, а также Практический технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и межевой институты в Петербурге, Институт гражданских инженеров, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве.

Петербургское народное училище для подготовки учителей было преобразовано в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах, так как учителей в России катастрофически не хватало.

Для дочерей дворян был создан Смольный институт благородных девиц — первое в России привилегированное женское воспитательное заведение, где давалось среднее образование. Туда принимались девицы потомственного дворянства и дочери высоких чиновников. Воспитание в нем продолжалось с 6 до 16 лет.

Царскосельский лицей учил небольшое число дворянских детей. Он был создан для того, чтобы выпускники участвовали в управлении Россией.

Мещанское училище было открыто для дочерей дьячков, солдат, конюхов, лакеев. Девочек учили стряпать, мыть, чистить, ткать, шить, вязать.

Начали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых: рабочие курсы и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, торговой лавкой и чайной.

Искусство

Бурное развитие получили все виды искусства: живопись, архитектура, скульптура, музыка. Русское искусство XIX века — это многогранное явление, которое отличает многообразие направлений.

Живопись

В живописи начала XIX столетия развиваются идеи романтизма. Романтиком русской живописи называют великого художника Карла Брюллова. Его работу «Последний день Помпеи» считают шедевром на все времена.

Великим достижением русской кисти считается полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Евангельский сюжет в картине показан как начало нравственного возрождения человечества.

Русское изобразительное искусство XIX века в основном выражалось в академизме. Этот стиль диктовала Академия художеств.

9 ноября 1863 года в Академии произошел «бунт четырнадцати». Выпускники отказались писать свои картины как сочинения на заданную тему. Они потребовали писать их на самостоятельные сюжеты. Получив отказ от академического начальства, они покинули стены Академии и начали новую эпоху в истории русского искусства. 14 «бунтарей» образовали художественную артель под председательством И.Н. Крамского и стали называться передвижниками.

Живопись передвижников носила реалистический характер. На своих полотнах они отражали жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями. Передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, организовывая передвижные выставки.

Бытовой жанр и портрет стали преобладающими направлениями. Величайший русский художник Репин И.Е. (1844-1930) в своих полотнах создал образ русского народа: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии».

Русская историческая живопись достигла вершины в творчестве Суриков В.И. На его картинах народ также главный герой истории.

Певцом Древней Руси считают Васнецова В.М. Фольклорные образы он ввел в исторический жанр в картине «Богатыри».

Близок к передвижникам был художник-баталист Верещагин В.В. (1842-1904). Он совершил переворот в батальной живописи, наполнив ее правдой жизни. Его полотна — приговор войне.

Передвижники были непревзойденными мастерами пейзажа. Пейзаж на их полотнах становится значимым жанром живописи. Среди них Саврасов А.К (1830-1897), Поленов В.Д. (1844-1927), Шишкин И.И (1832-1898), Куинджи (1842-1910), Айвазовский И.К. (1817-1900), Левитан И.И. (1860-1900).

Художников поддерживали меценаты, такие, как Третьяковы, Мамонтов С.И. Эта поддержка способствовала зарождению крупнейшей коллекции произведений изобразительного искусства — Третьяковской галерее.

Театр

XIX столетие стало временем успешного развития русского театра. В начале века он был театром классицизма, сентиментализма и романтизма. На сцене ставились трагедии на мифологические и исторические сюжеты.

Ситуация изменилась, когда русские зрители увидели пьесу «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1829) и «Ревизора» Н.В. Гоголя (1836) на сцене Малого театра в Москве. Выдающийся актер М.С. Щепкин (1788—1863), игравший в этих спектаклях, ввел реалистическую манеру игры. Он создал на русской сцене образы, обличавшие крепостничество, самодурство, невежество, тупость дворянства, купечества и чиновников.

Над театрами был установлен строгий контроль государства. В 1826 г. они были подчинены ведению Министерства двора. Государственная монополия на театры просуществовала до 1882 г.

В 1825 г. в Москве начал работать Большой театр оперы и балета. Появлялся театр и в провинции, возникали частные и «народные» театры.

В развитии российского театра огромную роль сыграл драматург А.Н. Островский, чьи пьесы почти три десятилетия шли на сценах Большого и Малого театров: «Бедность не порок», 1854; «Гроза», 1859; «Доходное место», 1863 и другие. Постепенно в России формировалась национальная театральная школа, воспитавшая много талантливых артистов.

Важным этапом в развитии русского театра было создание в 1898 г. Московского Художественного театра. Создателями его были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот театр отличали демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Островского, Ибсена, Метерлинка, и другие.

Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К.С. Станиславским. В театре выросла целая плеяда замечательных актеров: М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г. Савина, В.В. Самойлов и многие другие.

Музыка

Традиции русской музыкальной культуры сложились уже к концу XVIII века. Знаменитые композиторы тех лет:

Они создавали произведения камерного жанра: романсы, небольшие музыкальные пьесы.

Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) написал оперу «Аскольдова могила», которая и в наше время пользуется большой популярностью.

Основоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка (1804-1857). В музыке Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. В основе его музыки лежит русская народная песенная культура.

В опере «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» главное действующее лицо — крестьянин, самоотверженный патриот. В опере «Руслан и Людмила» композитор создал сцены из жизни Древней Руси. Таким образом, Глинка заложил основы двух главных направлений русской оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра.

Вслед за Глинкой создавал реализм в русской музыке А.С. Даргомыжский (1813-1869). Он знаменит своими операми «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость».

Традиции Глинки развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 году в Петербурге.

В составе группы были:

Все они придерживались народного стиля в музыке. Их творчество современники называли музыкальной революцией.

Великим композитором в истории русской и мировой музыки считают Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Он создал оперы и балеты, идущие до сих с успехом пор на мировой оперной сцене:

XIX век знаменит появлением русского романса, основу которого составили народные мотивы. Главную роль в развитии русского романса сыграли композиторы:

Самым знаменитым среди музыкальных театров был петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Многие имена русских исполнителей знали во всем мире: знаменитый оперный бас Ф.И. Шаляпина, лирический тенор Л.В. Собинова. Известны были русский балетмейстер и педагог М.И. Петипа, балетмейстеры и танцовщики М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский, балерина А.П. Павлова.

Хорошо знали в Европе «Русские сезоны», организованные С.П. Дягилевым гастроли русских оперных и балетных трупп в Париже и Лондоне (1908-1914 гг.).

Музыкальную эпоху XIX века заканчивали композиторы:

Многие из них уехали после революции 1917 года за рубеж.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *