В чем взаимосвязь сознательного и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного
Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в результате продолжительной психотерапевтической практики З. Фрейда и под влиянием философских теорий Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и Э. Гартмана.
По мнению З. Фрейда, первым двум областям психики – сознательному и бессознательному – присуща постоянная борьба, воздействующая на функционирование всей психической жизни человека. Следствиями этой борьбы становятся душевный акт или человеческий поступок.
Сознание не всегда контролирует поступки и чувства и определяет направленность человеческих мыслей. Необходимым и важным составным элементом психической структуры является система бессознательного. Зачастую оно и является движущей силой, детерминирующей в том числе и поведенческую модель человека.
Бессознательное в психике является врожденной инстинктивно-рефлекторной деятельностью. На уровне бессознательного поведенческие акты (например, направленные на удовлетворение биологических потребностей, таких как сохранение организма или вида, в том числе продолжение рода) регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. При этом генетически обусловленная программа поведения человека находится под контролем более высоких и более поздно сформировавшихся мозговых структур. Данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции в крайне редких случаях, в критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта).
В личности человека бессознательное предстает в виде качеств, интересов, потребностей и т. д., не осознаваемых, но присущих ему и проявляющихся в разнообразных непроизвольных реакциях и психических явлениях. Систематизировав, их можно разделить на три группы бессознательных явлений личностного характера:
1) ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов;
2) непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и т. п., что опосредованно или непосредственно связано для человека с неприятными переживаниями;
3) представления, связанные с восприятием, памятью и воображением (сновидения, грезы, мечты).
Основной причиной этого явления считается существование разных типов бессознательных психических явлений, различным образом соотносящихся с сознанием. Некоторые бессознательные психические явления находятся на подсознательном уровне психической деятельности, являясь обобщенными, автоматизированными в опыте отдельного индивида стереотипами его поведения (умения, навыки, привычки, интуиция). К ним же относят импульсивно-эмоциональную сферу (неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки). Это непроизвольная сфера личности, «центр» индивидуальных поведенческих штампов, так называемая вторая натура.
Очень устойчивая и неподвижная сфера подсознательного определяет поведение, которое можно лишь слегка откорректировать только методами психотерапии и гипноза. Говоря метафорически, сознание вооружено понятиями, а подсознание – эмоциями и чувствами.
В психике человека сознательное и бессознательное противостоят друг другу. Одновременно они неразрывно связаны. В области бессознательного главная роль принадлежит подсознанию, которое хранит всю информацию о человеческом теле на текущий момент и о духовном развитии человека.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Соотношение обучения и развития
1. Соотношение обучения и развития Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.Она изучает в первую очередь
Соотношение мифов и реальности
Соотношение мифов и реальности «В СМИ отражается наше коллективное беспокойство о старении. Мне нравится называть его „миф о несчастье“». * * *Чтобы спокойно принять свой возраст, мы должны помнить о старых и новых мифах о старении, которые нередки в нашей современной
СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР
СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ СТРУКТУР Стержень человека – это «Я»-социальное. Личность и группа поддерживают нормальный баланс, когда их не «сносит» в какую-то сторону. Внутренняя идея гармонии личности и социальных общностей заключается в триединстве этих эго-идентификаций:
Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального
Рис 11. Соотношение «Я»-реального и «Я«-потенциального Это связано с тем, что человек и группа структурированы не только изнутри, но в основном они внешне поле-обусловлены и от них ожидают способностей и возможностей, зависящих от того, какое место они заняли в социальных
12.1. Соотношение любви и секса
12.1. Соотношение любви и секса Известный социолог Питирим Сорокин писал в начале XX в., что любовь проявляется в двух формах. «Если внимательно присмотреться к тем формам, в которых в наше время проявляется любовь между полами, то нельзя не поразиться одним весьма странным
Соотношение сознания и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного. Эта модель сложилась в психоанализе в
Соотношение сознания и бессознательного
Соотношение сознания и бессознательного Согласно З. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в состоянии непрерывного взаимодействия между собой областей: сознательного, бессознательного и предсознательного.По мнению ученого, первым двум областям психики
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание
§ 2. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно на трех взаимосвязанных уровнях:
Соотношение понятий «ум» и «интеллект»
Соотношение понятий «ум» и «интеллект» Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление интеллекта.В данном соотношении
Соотношение постоянства и разнообразия
Соотношение постоянства и разнообразия Когда вы стремитесь чем-то увлечь человека, важно также учитывать такие аспекты, как постоянство и разнообразие. Все мы в жизни стремимся и к постоянству, и к разнообразию, но вот в чем и как – этим люди здорово отличаются друг от
Сознательное и бессознательное в человеке
Жизнь человека – это постоянное взаимодействие с окружающим миром. Важнейшую роль в этом процессе играет психика – системное свойство, основанное на высшей нервной деятельности и заключающееся в отражении объективной реальности в мозгу человека. В психике представлены и упорядочены представления прошлого, настоящего и будущего. Она управляет поведением и деятельностью индивида, обеспечивает эффективное приспособление к среде. Психическая активность человека имеет осознанные и неосознаваемые формы – сознательное и бессознательное.
Понятия и характеристика
С точки зрения осознаваемости психических явлений различают бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.
Бессознательное
Термин введен основателем психоанализа З. Фрейдом. Это первоначальный уровень психики, совокупность психических проявлений, в которых человек не отдает себе отчета. Оно включает в себя желания, импульсы, наклонности, привычки, которыми индивид не управляет по той причине, что в их отношении отсутствует субъективный сознательный контроль. Бессознательное имеет 3 уровня. Первый уровень – архаичное бессознательное – то, что никогда и ни при каких условиях не может быть осознано:
Подсознание – представления, желания, эмоции, воспоминания, которые:
При определенных условиях (часто непроизвольно) они могут быть осознаны. К проявлениям подсознания относятся:
Предсознание – пограничное психологическое состояние между бессознательным и сознательным. Это смутное, неясное и неточное знание, которое существует в виде спонтанного течения мыслей, образов, ассоциаций, эмоций.
Сверхсознание – высшая форма бессознательного. К нему относят интуицию, вдохновение, эмпатию, предчувствие, предвидение, парапсихологические способности. Сверхсознание присуще людям с высокой познавательной потребностью и способностью достигать этих специфических психических состояний. Благодаря ему человек совершает научные открытия, создает шедевры литературы и искусства.
Сфера бессознательного охватывает такие явления психики как вера, надежда, любовь, страхи, тревоги, предчувствия. В ней формируются неосознанные мотивы, стремления, побуждения индивида, внушенные состояния и установки. Различные проявления бессознательного в значительной мере управляют поведением человека.
Сознательное
Психика как способность восприятия и воспроизведения предметной действительности имеется и у животных, но только человек обладает ее высшим проявлением – сознанием. Сознание – совокупность психических процессов, которые обеспечивают:
Сознание характеризуется активностью, избирательностью, субъективностью и наличием творческого начала. Функции сознания:
В структуре сознания различают несколько сфер:
Различают индивидуальное и общественное сознание. Под индивидуальным сознанием понимают совокупность идей, взглядов, чувств, присущих конкретной личности. Общественное сознание – это духовная жизнь общества, включающая в себя:
Общественное сознание проявляется на нескольких уровнях:
Сознание человека связано с мышлением и речью, формируется в ходе деятельности и социальных взаимодействий человека.
Заключение
Сознательное и бессознательное взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, они противопоставлены друг другу, но едины в психике человека. Бессознательное формирует мотивы и побуждения, эмоционально направляет поведение человека, а сознание отвечает за мыслительную деятельность, принятие решений. Бессознательное хранит всю информацию, получаемую человеком в течение жизни, а сознание оперирует лишь той, что актуальна в данное время. В психике человека бессознательное преобладает над сознанием, руководит им.
Взаимосвязь сознательного и бессознательного
Представление о бессознательном как о биополе, через которое оно связано с сознанием, позволило сформировать понимание того, что возможно подключение сознания через подсознание с космосом. Это понимание основано на ряде фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейд и его последователями. Исходя из чего, сформировалась точка зрения о том, что сознание связано с космическим пространством, через подсознание.
Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница. В центре сознания пребывают те процессы и явления, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, управление которыми может быть ослаблено из-за слабости их позиции в этой ситуации. Через границу отправляется в сферу бессознательного, все то, что освоено до автоматизма (например, навыки).
Итак, выше сказанное указывает на то, что при нормальных условиях основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает бессознательное.
Рассмотрим соотношение сознательного и бессознательного на примере феномена сновидений. Сон-это особый вид человеческой деятельности. Во время сна, люди:
не забывает происходящее во сне (может пересказать сон);
имеет способность размышлять (найти выход из трудной ситуации);
не теряет способности перемещаться (ходить, поворачиваться);
включает установки (просыпаться в заданное время);
способен обучаться (например, изучить иностранный язык);
разговаривает (произносит имена или пересказывает фрагменты ситуаций), показав, таким образом, их значение для себя и своего участия в нем.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Рассмотрим три отличия сознательной деятельности человека.
. Заключается в том, что деятельность животных может быть осуществлена только в отношении предмета биологические потребности и обусловлено инстинктами. Сознательная деятельность человека строится иногда вопреки биологическим потребностям и имеет социально-общественную обусловленность.
. Заключается в том, что человек обладает такими формами отражения действительности как абстрактное мышление, рациональный, чувственный и отвлеченный опыт.
. Важное отличие сознания человека заключается в возможности использования языка.
Таким образом, сознание выступает наивысшим уровнем отражения реальности социально-развитой личности.
В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:
Отношения между осознаваемы и бессознательным очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явлений установки (Д.Н. Узнадзе), показали, что в зону ясного сознания попадают чаще те моменты, которые создают трудности для продолжения деятельности прежнего режима. Эти трудности осознаются за счет привлечения к себе внимания. Включается механизм нахождения нового решения и как только такой способ найден, он передается в бессознательное. Это своего рода процесс непрерывной передачи управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.
Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт, которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно влияют на его поведение.
В структуру бессознательного входит ряд явлений:
Субсенсорные (подпороговы) ощущения и восприятия.
Интероцептивные ощущения, которые не воспринимаются в норме и начинают реализовываться только при нарушении состояния здоровья.
Автоматические навыки (например, речь, ходьбы, письмо). Сознательная деятельность может быть реализована только в случае автоматизации данных навыков или большинства из них.
В свою очередь, сознание также структурно организовано и включает в себя множество компонентов. В современной философии в структуре индивидуального сознания принято различать четыре основных компонента:
) телесный (ощущения, восприятия, представления);
) чувственно-эмоциональные (чувства, эмоции, чувства, инстинкты);
) логический и понятийный (понятий, логических рассуждений);
) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).
Выводы
. В советской психологии придерживаются общего понимания сознания как высшей формы психики, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной деятельностью, общением людей, речью и языком.
. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных потребностей, эмоций и воспоминаний, которые вытеснены в область бессознательного, как несущие угрозу. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное. Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако, в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница.
Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт, которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно влияют на его поведение.
3. Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакции на подпороговые стимулы и в автоматизированных движений. С физиологической точки зрения бессознательных процессов выполняет охранительную функцию: она разгружает мозг от постоянного напряжения сознания, когда нет в этом надобности.
Заключение
В дальнейшем его теорию доработал Г. Юнг. Он считал психику динамично противоречивым единством, которое дополняет и компенсирует взаимодействие между сознанием и бессознательным в постоянном процессе энергоинформационного обмена между ними.
Д.Н. Узнадзе рассматриваются взаимосвязь сознания и бессознательного с позиций разработанной им теории установки. По мнению Автора, бессознательные процессы существуют и действуют в форме установок.
И Д.Н. Узнадзе Л.С. Выготский отрицать тот факт, что бессознательное является ведущей в жизни и деятельности человека.
Итак, если задуматься, о работе мозга, то он предстает в нашем сознании самым таинственным органом из всего тела человека. Не смотря на существующие современные технические устройства (микроскопы, сканеры и т.п.) человек еще крайне мало знает о деятельности мозга, о тех процессах, которые протекают в нем на сознательном и, тем более, бессознательном уровнях. Существует мнение, что человечество использует возможности своего мозга только на 5 %, редко на 10 %. Однако все эти представления весьма субъективны и о действительных возможностях своего сознания приходится только догадываться.
Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем тем, что накопилось в бессознательном. Между тем, проникнуть в него можно только с помощью гипноза. Изучая поведение человека, необходимо уделять особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Поскольку о той информации которая хранится в подсознании человек даже и не подозревает, однако она проявляет себя в поступках и действиях человека.
Литература
Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознательное в психике человека
Сознание – это высшая форма отражения предметной действительности, способ отношения человека к самому себе и к миру.
Психика человека возникла и сформировалась как способность живых организмов взаимодействовать с окружающим миром. Она дана человеку с момента его рождения в готовом виде, и её развитие происходит в процессе общения с другими людьми.
Рисунок 1. Сознательное и бессознательное в психике человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важнейшим свойством психики, высшей её формой является сознание. Благодаря сознанию человек глубже понимает мир, понимает то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения, человек может делать заключения и выводы. Разнообразные и многообразные явления жизни человека сознание конструирует, интегрирует, собирает в целостный способ бытия, делая человека Человеком.
Главной характеристикой человеческого бытия является осознанность.
Сознание имеет свои особенности, в частности, оно:
Сознание выполняет определенные функции – отражательную, креативную, преобразующую, оценочную, рефлексивную, регуляторную, коммуникативную.
В основе структуры сознания лежит интеллект, который представляет собой психические способности, знания и умения, необходимые при решении умственных задач. К психическим способностям интеллекта относится мышление, свойства памяти, свойства внимания, свойства восприятия, а основным элементом сознания являются знания. Эрудиция, компетенции, навыки умственной работы, безусловно, влияют на интеллект, но уровень его зависит ещё и от результата усвоении культуры, освоения духовных общечеловеческих ценностей.
Готовые работы на аналогичную тему
Целенаправленность действий человека определяет мотивация, т.е. совокупность побуждений, а источником его активности выступают потребности, где выбор цели является центральным моментом.
Мотивация может быть сильной-слабой, устойчивой-неустойчивой.
Чувственно-эмоциональная сфера человека, которая включает чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы, выражающие его субъективное отношение к каким-либо явлениям, ситуациям, к себе, к другим людям.
Способность сознательно регулировать поведение является волей. Специфические качества сознания формируются и проявляются с помощью языка.
Бессознательное в психике человека
Происходящие в психике человека процессы осознаются далеко не все, потому что кроме сознания у человека есть ещё сфера бессознательного. Представлено оно в форме индивидуального и коллективного бессознательного. Они противостоят сознанию и в тоже время находятся с ним в неотрывной связи. Главенствует в бессознательной жизни человека его подсознание, которое хранит всю информацию.
Бессознательные психические явления, состояния и действия лежат вне сферы разума человека и со стороны сознания не поддаются контролю.
К бессознательным психическим процессам относятся бессознательные ощущения, мышление, бессознательная (внутренняя) речь, сновидения, грезы, мечты, неосознаваемые зрительные ощущения.
Во всех психических процессах и состояниях человека, так или иначе, присутствует бессознательное начало. К бессознательным ощущениям относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Непроизвольные рефлективные реакции в зрительной и слуховой системах вызываются неосознаваемыми зрительными и слуховыми ощущениями.
Иногда у человека возникает чувство, что он какой-либо объект, предмет или явление уже видел, чувство знакомости, связанное с узнаванием ранее виденного, – так могут проявляться неосознаваемые образы и восприятия.
Есть неосознаваемые мысли, чувства, есть бессознательная память. Она управляет воображением, мышлением, вниманием, она определяет содержание мыслей в данный момент, на которые направлено внимание.
Индивидуальное бессознательное имеет связь с инстинктами, например, инстинктом самосохранения, размножения.
Концепция индивидуального бессознательного была разработана З. Фрейдом, а концепция коллективного бессознательного разрабатывалась его учеником К. Юнгом.
К. Юнг утверждал, что память об истории всего рода человеческого живет в недрах его души и кроме унаследованных родительских свойств, в человеке живут свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное у всех людей идентично и образует всеобщее основание душевной жизни человека – это уже глубинный уровень психики. Бессознательное относится к глубинному уровню психики, но, в психике человека жестких границ между её различными уровнями не существует, потому что психика человека функционирует как единое целое.
Основным является архетип Самость, представляющий ядро психики, вокруг которого объединяются все остальные.
Целый ряд направлений современной науки считает, что между сознанием и бессознательным непреодолимых конфликтов и противоречий не существует, поскольку они являются составляющими психики человека.
Некоторые образования относятся и к сознанию, и к бессознательному, причем в равной степени, поэтому ученые считают, что бессознательное надо рассматривать как часть сознания.
Сознательное и бессознательное и их соотношение
В решении некоторых мировоззренческих вопросов сознание можно рассматривать как нечто однородное и целостное, однако при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру.
Тенденция оценивать проявление духовной деятельности более дифференцированно, складывалась с немецкой классической философией. Развивается эта тенденция и в настоящее время.
Сознание, как было установлено, является многоярусным и разнополюсным образованием по своей структуре и его связь с соответствующим материальным субстратом также следует учитывать. Структура мозга в значительной степени предопределяет структуру и свойства сознания – определенные участки головного мозга соответствуют отдельным проявлениям психонервной деятельности.
Психические функции в определенной степени локализуются, хотя она и не является абсолютной и утрачиваемую функцию на себя берет соседний участок. Например, повреждение мозжечка приводит к нарушению координации движений.
Крупнейшее открытие сделал американский ученый Р. Сперри, который обнаружил функциональную асимметрию левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у правшей, как было обнаружено, управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями. Правое полушарие отвечает за зрительные образы, музыкальный слух, эмоции. Для того, чтобы сознание функционировало нормально, необходимо взаимосогласованное участие обоих полушарий.
Вопросы, связанные с уровнями сознания, являются наиболее сложными. У специалистов нет сомнений в том, что небольшая часть психической деятельности субъектом осознается, остальная, большая часть – не осознается.
В психической деятельности человека выделяют четыре уровня:
Сознательное и бессознательное различны, но их нельзя отделять их друг от друга и рассматривать можно только как единое целое.