В чем взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания
7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем состоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?
Воспитание играет ключевую роль в становлении личностью.
Воспитание осуществляет такой первичный агент социализации,как семья.(она же еще и является институтом)Именно семья дает основной фундамент для формирования личности.Она определяет,какими ценности индивида будут в дальнейшем,дает импульс к дальнейшему развитию и осмыслению.
Взаимосвязь между стихийным и целенаправленным воспитанием состоит в том,что оба вида влияют на дальнейшее мировоззрение индивида,личности.Тут будет уместнее спросить,в чем заключаются различия.
Все написано на фото
Вообще конфликт- это противоречие и расхождение по каким-либо интересам,мнениям,нравам.Каждый человек рассуждает по своему,у каждого свои мысли и думки.Поэтому очень сложно ответить на такой вопрос, я считаю,что конфликт не самое хорошее решение,но оно очень эффективно в некоторых случаях! Если можно привести в споре свои аргументы доказательства и доводы,то почему бы и нет!
Искоренить преступность можно всегда, нужно знать методы. к примеру в Китае (возможно в Японии) за какое-либо преступление введена Смертная казнь, уровень преступность очень низок. Но страны СНГ ЕС один под пункт, отмена смертной казни, поэтому люди идут на преступления снова и снова.
Взаимосвязь естественного, стихийного и целенаправленного в процессе развития личности
Очевидно, можно утверждать, что процесс развития личности представляет собой сложное переплетение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов.
Естественное развитие проявляется как:
Ø реализация того, что заложено в генотипе; проявляется как предрасположенность ребенка к конкретным видам деятельности, к людям и т.п.;
Ø спонтанно возникающие потребности, интересы, настроения личности;
Ø изменения в физическом и психическом развитии, обусловленные физиологическими, психологическими, возрастными закономерностями развития; это значит, что в каждом возрасте проявляются конкретные противоречия, ведущие качества личности, психические новообразования;
Ø свой темп созревания физических и психических свойств;
Ø проявление индивидуальных особенностей функционирования физических и психических свойств и т.д.
И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится. Ходу природы надлежит подняться до развития в человеке человеческих свойств. Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить ход природы, внеся в него нечто человеческое и божественное» (100, с. 231, 214).
Ø ведущие противоречия возраста могут разрешиться как нежелательная линия развития личности (см. наше пособие. Часть 3), так как их проявление будет зависеть от условий социальной ситуации развития, от общения со сверстниками и взрослыми, которые оказывают на ребенка влияние;
Ø никто не наблюдает за ходом развития ребенка, он остается наедине со своими проблемами, конфликтами со сверстниками, неудовлетворенностью собой и другими; их разрешение зависит от жизненного опыта самой личности, возможно, ее заблуждений, недопонимания во многих вопросах;
Ø никто не соотносит индивидуальные особенности личности и условия ее развития, насколько они достаточны для самораскрытия личности ребенка;
Ø никто не привносит в жизнь ребенка той информации и впечатлений, которые «облагораживали», «окультуривали» бы его мысли, чувства, опыт и т.д.
Не исключено, что «стихийное» развитие ребенка будет проходить вполне благополучно, и результаты будут положительными, но, как мы выяснили это ранее, если у ребенка благополучная наследственность, если «информативна» среда, если она имеет ценность для ребенка, если его окружают умные доброжелательные люди и еще многое другое.
Развитие под влиянием ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ВЛИЯНИЙ — это развитие ребенка под влиянием взрослых людей, которые, следуя за его природой, направляют его развитие в соответствии с конкретным образом идеального человека, создают благоприятные условия для максимального проявления его индивидуальных интересов и способностей.
Можете ли Вы согласиться с данным определением процесса воспитания?
Проблемный вопрос
На наш взгляд, общение ребенка со взрослым всегда будет оказывать на него формирующее влияние. Но можете ли Вы любое общение ребенка со взрослым назвать воспитанием?
Как Вы думаете, в чем отличие воспитательных влияний от условий естественного развития ребенка? Должны ли эти различия проявляться в жизни?
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ
1. Насколько Вы можете принять такое понимание процесса воспитания: «Воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма» (24, с. 92).
2. Считаете ли Вы возможным принять понимание процесса воспитания как психологического сопровождения естественного развития ребенка? Данная идея исходит из положения: «Естественное развитие детей первично, циркуляры, задачи и цели взрослых вторичны; поэтому в рамках нашего подхода ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать программу для ребенка «уместной», интересной и желаемой для него» (7, с. 10).
Рассмотрите правомерность (неправомерность) данной идеи с учетом возрастных особенностей развития личности. Насколько Вы считаете себя готовым к реализации этой идеи на практике?
3. Можете ли Вы отнести себя к сторонникам так называемого «стихийного» воспитания, которое, по их мнению, делает неэффективными специально организованные влияния школы и семьи. По их мнению, стихийные воздействия среды их «перекрывают». Особенно это проявляется в современных условиях.
Насколько возможно отождествление процесса воспитания с социализацией личности – развитием, обусловленным конкретными социальными условиями?
На такое соотношение процессов развития и воспитания обращали внимание многие педагоги. Так, немецкий педагог А. ДИСТЕРВЕГ (1790-1866) писал, что развитие подчинено своим законам, т.е. оно природосообразно, но в мире людей мы видим противоестественность и противозаконность «из-за произвола, страстей, недостатка ума» (34), а потому, если на пути естественного (природного) развития возникают препятствия, в этом случае становится необходимым воспитание, которое смогло бы создать благоприятные условия для развития ума, воли, чувства, поведения и т.п. Это и «идеальные» школы, и разнообразные методики образования и воспитания, и разумные отношения взрослого с ребенком, и многое, многое другое. А потому весь смысл изучения педагогической науки состоит в том, чтобы научиться видеть целостный процесс развития личности, осмысливать условия, которые мешают и помогают ее полноценному формированию, обосновывать и разрабатывать более совершенные пути, формы и средства, которые помогали бы проявлению в каждой личности ее индивидуальности, способствовали бы достижению ею своей социальной зрелости.
Нам кажется, что и разумная любовь к детям, и педагогическая интуиция проявляются на основе знаний, которые мы можем получить либо приобретая жизненный опыт, познавая свои и чужие ошибки, либо изучая психолого-педагогические науки.
Вопросы для размышления
Каковы, на Ваш взгляд, особенности взаимодействия естественного, стихийного и целенаправленного в развитии личности ребенка? В каких случаях воспитание может помогать и мешать развитию личности? Приведите примеры, которые доказывают, что в решении некоторых задач развития личности обстоятельства жизни действительно оказываются сильнее воспитательных воздействий. Известны ли Вам такие проблемы в развитии личности, решение которых стало возможным, благодаря личности воспитателя?
Проанализируйте опыт воспитания в семьях выдающихся личностей: М.Ю.Лермонтова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, М.В.Ломоносова, И.Гете, А. М. Горького, А. Эйнштейна, Ф. и Ж. Кюри, И.С.Баха, А. Моцарта,
Н. Паганини, А. Македонского, Наполеона, А.С. Макаренко и др.
Многие из этих фильмов вышли на экраны много лет назад, но возможности VIDEO помогут Вам их найти. Пусть Вас не пугает то, что эти фильмы были сняты в 60-90-е гг. прошлого века, ведь в них поднимаются проблемы формирования в личности нравственных ценностей, которые во все времена являются «вечными». Возможно, Вам известны фильмы, снятые уже в наше время?
Как Вы считаете, какую роль в развитии личности ребенка играет взрослый? Каким должно быть его отношение к активным действиям самого ребенка?
Что, по Вашему мнению, может развить педагогическую интуицию, совершенствовать педагогические умения и навыки?
Выводы
Приступая к изучению проблемы «Развитие и воспитание личности», мы задали себе вопросы: Что значит воспитать ребенка? Имеем ли мы право своими воспитательными воздействиями вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка?
Размышляя о проблемах, связанных и с процессами развития личности ребенка, и с процессами его воспитания, мы пытались помочь Вам ответить на эти вопросы.
Мы предлагаем Вам самостоятельно определить свою позицию. И как возможные варианты ответов на поставленные вопросы предлагаем суждения классиков.
Г.С.КОСТЮК: «Сила воспитания заключается не в том, что оно якобы может не считаться с законами развития или изменять их, а в том, что, основываясь на знании этих законов, оно может целенаправленно управлять этим процессом» (57, с. 148).
ИКУИ ТАКАСИ (Япония): «Проблема воспитания детей на современном этапе состоит не в том, чтобы решать вмешиваться или не вмешиваться в их развитие, а в том, чтобы определить его направление и методы осуществления (33, с. 15).
Вопросы для самоконтроля:
1.Возможно ли целенаправленное развитие личности?
2.Что значит «вмешиваться» в процесс «самодвижения» личности?
3.Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый?
4.Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности?
Заключение
Анализируя проблему соотношения процессов развития и воспитания, мы попытались выявить возможности воспитания в развитии личности ребенка, мы определили зависимость процесса воспитания от основных характеристик физического, психического и социального развития личности. Искусство воспитывать (т.е. подбирать и разрабатывать методические приемы, методы и формы, речь о которых пойдет в последующих частях нашего пособия) строится на умении чувствовать внутренний мир ребенка, его проблемы и интересы, видеть перспективы его развития. И чем точнее это понимание, тем выше уровень мастерства Учителя, тем более значима его роль (необходимость) в жизни ребенка.
Изучение научных основ процесса развития в курсе «Общая и возрастная педагогика», мы надеемся, поможет Вам осмыслить свою значимость и свои возможности в общении с ребенком, которое мы называем Воспитанием.
Предлагая Вам две крайне противоположные точки зрения на соотношение процессов развития и воспитания, мы вполне осознавали, что их формулировка в том виде, как мы их приводим, может не отражать Ваших суждений, так как даже на обыденном уровне трудно отрицать роль взрослого в развитии личности ребенка. Однако мы все же предлагаем Вам еще раз ответить на вопросы по всему разделу нашего курса, касаясь обеих крайностей. Мы считаем, что педагогическая позиция складывается как результат осмысления многих проблем в развитии личности ребенка, и не исключено, что, отвечая на одни вопросы, Вы будете более склонны к той или другой «крайности», а, отвечая на другие вопросы, возможно, Ваш ответ будет вполне категоричным. Автор считает, что таким образом Вы будете размышлять о многогранных возможностях воспитания и определите меру своей активности, которая в решении разных вопросов будет иной.
Все это позволит Вам выразить и сформулировать свою педагогическую позицию, аргументировать ее. Итак:
________________________________________________________________
1. Основными формами процесса развития личности являются: рост, импритинг, научение, самовоспитание, подражание, социализация, индивидуализация и др. Насколько «управляемой» со стороны воспитания (обучения) является каждая из перечисленных форм? Развитие каких форм в большей и меньшей степени зависит от действий воспитателя? Какие задачи развития личности может решить Воспитатель? В чем Вы видите возможности (или даже необходимость) воспитания по отношению к каждой форме развития личности? В чем, на Ваш взгляд, должно проявляться содействие различным формам развития ребенка со стороны взрослого?
2. В процессе развития личности выделяются три аспекта (направления): физический, психический, социальный. Какова роль воспитателя и возможности его воздействия на каждый из них? Какие задачи развития личности может решить педагог, а какие нет?
3. Движущей силой процесса развития являются противоречия. Что (кто) обусловливает их возникновение и разрешение? Какую роль в их разрешении будет играть Воспитатель?
4. Что обусловливает возникновение сензитивных периодов развития? Может ли Воспитатель ускорить процесс их возникновения? В чем должно состоять педагогическое содействие развитию отдельных сторон и качеств личности ребенка в сензитивные периоды их проявления?
5. В каждом возрасте проявляется тот или иной тип ведущей деятельности. При каких условиях предметная, игровая, учебная, трудовая деятельность становится ведущей? Потребность в том или ином виде деятельности проявляется спонтанно по мере взросления ребенка или ее необходимо формировать целенаправленно? Что конкретно зависит от Воспитателя?
7. Одной из характеристик процесса развития личности является неравномерность физического, психического и социального аспектов. Насколько эта характеристика выступает как следствие спонтанного развития ребенка? В чем Вы видите «вину» и помощь взрослого в достижении (недостижении) личностью гармоничности и целостности ее развития?
8. Насколько необходима помощь со стороны Воспитателя в умственном, нравственном, эстетическом, экологическом, профессиональном и др. аспектах целостного процесса становления личности ребенка?
10. Какую роль играет Воспитатель в развитии таких форм проявления личности, как самопознание, самосознание, самореализация, самоутверждение?
11. Какие черты и характеристики личности формируются под влиянием наследственности? Насколько возможно изменить «природу» человека? И нужно ли это делать?
12. Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое воздействие педагога не принесет желаемых результатов?
13. Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?
15. В каком соотношении находятся факторы развития личности «наследственность» и «воспитание»?
16. Какие свойства, черты и характеристики личности формируются под влиянием социальной среды?
17. Что обусловливает формирование социальной ситуации развития личности? Какую роль при этом играет Воспитатель?
18. Как происходит развитие личности ребенка под влиянием на нее социальных факторов? Как «среда» влияет на развитие личности? Какую роль при этом может (должен) играть Воспитатель?
19. В каком соотношении находятся факторы развития личности «социальная среда» и «воспитание»?
20. Формирование каких свойств, черт и характеристик проявляется как следствие естественной (природной и возрастной) активности ребенка?
21. Какое значение имеет активность ребенка в развитии его личности? Каковы возможности педагога в развитии активности личности? В каком соотношении находятся факторы развития личности «активность» и «воспитание»?
23. В какой степени может быть предсказуем результат педагогической деятельности?
24. Возможно ли «запрограммировать» воспитательный процесс?
25. Как Вы думаете, к каким результатам развития может привести «стихийное» развитие личности ребенка?
26. Возникновение каких возрастных характеристик у младших школьников, подростков, старшеклассников закономерно вытекает из особенностей социальной ситуации развития личности и может быть оценено как результат естественного развития, а возникновению каких черт и характеристик должен содействовать Воспитатель?
27. Какую помощь в развитии подростков (старших школьников) может оказать взрослый? Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (старшего школьника)?
29. При каких условиях развития ребенка его индивидуальные различия будут сглаживаться, а при каких условиях они становятся более выраженными? В чем Вы видите возможность целенаправленного формирования индивидуальных особенностей учащихся?
(При ответе на вопросы 26-29 см. наше пособие «Возрастные особенности развития и воспитания». Часть 3).
30. При каких условиях воспитание будет содействовать развитию личности? При каких условиях оно будет мешать или затормаживать его? Вызывать у личности протест и активное сопротивление воспитательным воздействиям?
31. В каком соотношении должны находиться процессы естественного, стихийного и целенаправленного развития личности? Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности?
Считаем важным отметить: начиная изучать курс педагогики, Вы постигаете только основы процессов развития и воспитания, у Вас должна сформироваться своя педагогическая позиция, и как мы уже отмечали ранее, без ее проявления усвоение педагогических знаний происходит на формальном уровне.
Мы надеемся, что материалы данного пособия помогли Вам увидеть возможность решения проблем развития личности ребенка путем осмысления его научных основ. Именно поэтому Вам предлагались результаты исследований и выводов психологов, генетиков, физиологов, философов, и их осмысление должно было обогатить Ваш «житейский опыт», расширить Ваш педагогический кругозор. Автор не претендовала на полноту изложения всей информации, которая давала бы исчерпывающий ответ по каждому вопросу. Общение с преподавателем в вузе, школьными учителями на педагогической практике, Ваши личные наблюдения и педагогическая практика, а также знакомство с литературой в настоящем и будущем будут приближать Ваше познание к бесконечным тайнам развития Человека. И самое главное, что должен усвоить будущий педагог, состоит в том, что, прочитав любой учебник педагогики, нельзя сразу ответить на все вопросы, которые ставит педагогическая практика.
Насколько Вы можете согласиться с теми советами, которые дают известные педагоги людям, готовящим себя к педагогической деятельности?
ЛЕЙБНИЦ: «. нет нужды давать правила, советы и наставления, которые легко забываются, достаточно изучить природу души с ее недостатками и слабостями, а средства для их устранения найти не трудно».
Литература для самостоятельного изучения
3. Ананьев, Б. Г. Избр. псих. труды.: В 2 т., т. 1. – М., 1980.
4. Аристотель. Политика. – М., 1954.
6. Ауэрбах, Ш. Генетика /Пер. с англ. – М., 1966.
7. Бардиер Г. Я хочу! – Кишенев; Москва, 1993.
9. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. – М.,1976.
10. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1993.
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
16. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы. – М., 1981.
18. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.
19. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления. Вып 1-3. – М., 1982-1984.
21. Волков, Г. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия, 1986.
22. Вульфов, Б. З., Семенов, В. Д. Школа и социальная среда. – М., 1981.
23. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. – М.: Педагогика, 1984.
24. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
25. Гегель. Собр. соч.: В 7 т., т. 7. – М., 1937.
26. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и воспитании. – М., 1951.
27. Гельвеций. О человеке //Соч.: В 2 т., т. 2. – М., 1959.
28. Гете, И. В. Избр. философ. произв. /Пер. с нем. – М., 1964.
30. Графова, Л. Цена гармонии //Литературная газета. – 15.04.1981.
31. Грюнелиус, М. Вальдорфский детский сад /Пер. с нем. – М., 1992.
32. Движущие силы развития личности. – Тюмень, 1976.
33. Детский сад в Японии /Пер. с японск. – М., 1989.
34. Дистервег, А. Избр. пед. соч. – М., 1957.
35. Дубинин, Н. П. Что такое человек? – М.: Мысль, 1983.
37. Душков В.А. География и психология. – М., 1987.
38. Зайнек, Р. Минисемья: оранжерея для гениев //Литературная газета. – 1976. – 24.04.
39. Занков, Л. В. Избр. пед. сочинения. – М.: Педагогика, 1992.
40. Запорожец, А. В. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986.
41. Ибука, М. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М.: Знание, 1992.
42. «Известия». – 1988. – 12.02.
44. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М.: Педагогика,1984.
45. Ильина, Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.
46. Калашников, А. Г. Избр. педагог. труды. – М., 1990.
47. Камю, А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.
49. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс //Педагогические сочинения. – М., 1982.
50. Ковалев, А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1971.
52. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984.
54. Кожухарь, Г. С. Соотношение развития и воспитания. – М., 1993.
55. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т., т.2. – М.: Педагогика, 1982.
56. Кон, И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.
57. Костюк, Г. С. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986.
59. Крайг, Г. Психология развития /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.
60. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. – М., 1974.
61. Крутецкий, В.А. Формирование математических способностей.– М., 1968.
62. Лангмейер, Й., Матейчик, А. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. – Прага: Авеценум, 1982.
63. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1965.
64. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
65. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы /Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991.
66. Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М., 1985.
67. Лич, П. Младенец и ребенок: от 0 до 5 лет /Пер. с франц. – М., 1985.
68. Лойфман, И. Я. Развитие как базисная категория диалектики //Диалектика прогрессивного развития. – Свердловск, 1976.
69. Локк, Дж. Мысли о воспитании //Соч.: В 3 т., т. 3. – М.: Мысль, 1988.
70. Люблинская, А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.
71. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. – М., 1976.
72. Мальковская, Т. Н. Социальная активность личности. – Л., 1973.
73. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании//Педагогика.-2000- № 7
74. Маркс, К. Тезисы о Фейербхе. – М.: Политиздат, 1979.
76. Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М., 1992.
77. Мелхорн, Г. и Х.-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989.
78. Миклин, А. М., Подольский, В. А. Категория развития в марксистской диалектике. – М., 1980.
79. Милтс, А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990.
81. Монтессори-Материалы: школа для малышей. Часть 1. – М., 1992.
82. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.
83. Мудрик, А. В. Социализация в «смутное время». – М.: Знание, 1989.
84. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1999.
85. Мухина, В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1979.
86. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
87. На путях к политехнизму (Сб. ст.). – М., 1930.
88. Немов, Р. С. Психология. – М., 1989.
89. Никитин, Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1990.
90. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.
91. Новикова, Л. И. Школа и среда. – М.: Знание, 1