завод попова фарфор адрес
Алексеевская церковь в Хотьково и «посуда при сельце Горбунове»
Главным местом паломничества в городе Хотьково почитается Покровский монастырь. Однако женская обитель – это не единственная старинная святыня города. В своих нынешних границах Хотьково включает в себя бывшее село Горбуново, в котором издавна существовала церковь святителя Алексия Московского. Сохранившееся каменное здание церкви было построено в 1857-1863 годах на средства купца Алексея Гавриловича Попова – владельца местного фарфорового производства. Поповский фарфор историки искусства называли вторым по значению и качеству изделий в середине XIX века после знаменитого фарфора «Мануфактуры Гарднер в Вербилках»
Первое деревянное здание церкви в селе Горбуново было построено еще в 1836 году, и этот храм имел три престола: иконы Божией Матери «Утоли моя печали», святителя Алексия митрополита Московского и мученицы Александры Римской. Выбор посвящения престолов церкви был связан с именами небесных покровителей купца Алексея Гавриловича Попова и его супруги Александры. Кроме того, посвящение придела горбуновской церкви редкой святой, упоминавшейся в житии Георгия Победоносца и принявшей мученический венец в начале IV столетия, было связано с именем супруги правившего в то время императора Николая I – царицы Александры Федоровны.
В 1857 году Алексей Гаврилович Попов начал строительство нового каменного здания Алексеевской церкви с приделом Александры Римской. После кончины храмоздателя богоугодное дело завершили уже дети фабриканта. Церковь была выполнена в псевдорусском стиле по проекту архитектора И.Е. Сафонова. В статистическом справочнике 1862 года есть указание на то, что в селе Горбуново находились сразу две церкви: каменная и деревянная. Старый храм Поповы вскоре передали Спасо-Влахернской обители в селе Деденево Дмитровского уезда, где в 1864 году он был освящен уже в честь Димитрия Солунского. В 1935 году каменную Алексеевскую церковь в Горубново закрыли, а после Великой Отечественной войны переоборудовали в клуб. К сожалению, в советские годы было утрачено убранство храма, многие элементы которого, по воспоминаниям старожилов были выполнены из фарфора.
Фото Алексеевской церкви из архива Андрея Агафонова 1989 года
Село Горбуново, как и знаменитые Вербилки, исторически относилось к Дмитровскому уезду Московской губернии. В 1800-1806 годах сотрудник фабриканта Франца Гарднера Карл Яковлевич Милли основал собственную фабрику в Горбуново Дмитровского уезда, которую в 1811 году выкупил московский купец (впоследствии дворянин) Алексей Гаврилович Попов. В то время в России работало всего около 40 фарфоровых предприятий, однако производство в Горубново при новом владельце достигло небывалого успеха. И. В. Лазаревский в книге «Среди коллекционеров» 1922 года писал: «В тридцатых и сороковых годах [XIX века] достигает своего наивысшего расцвета завод А.Попова, самый значительный и самый интересный из всех русских фарфоровых заводов середины прошлого века».
Залогом успеха фарфорового предприятия были смекалка и художественное чутье его владельца Алексея Гавриловича Попова. Он безупречно выстроил техническую часть фабрики, лично входил во все детали производства, вникая в работу мастеров и художников. Исследователи полагают, что Попов отыскал для своего завода наиболее одаренных мастеров округи. Большим спросом пользовалась прочная и нарядная чайная, «трактирная» посуда. Известность получили «хлебосольные» блюда (для подношения хлеба и соли) с яркой росписью и орнаментом, чайники, сахарницы, сливочники, а также чернильницы и вазы.
Кроме посуды и сервизов на заводе производились уникальные статуэтки, которые реалистично отражали русские национальные мотивы. Это были образы деревенских жителей, горожан, военных, арлекинов, казаков, пляшущих вприсядку мужиков, танцующих девушек в сарафанах. Мастера поповской фабрики делали и сложные группы фигур. Вот некоторые популярные сюжеты: два боярина за игрой в шахматы, дама за клавесином, сцена басни Крылова «Демьянова уха», «Старик, плетущий лапти» и другие. По мнению искусствоведов, статуэтки с народными типами фарфорового завода Попова повлияли на промысел деревянной резной Сергиево-Посадской игрушки, ведь Хотьковский монастырь – место паломничества к могиле родителей преподобного Радонежского чудотворца, и сама Троице-Сергиева лавра находились неподалеку от Горбуново.
После смерти Алексея Гавриловича предприятие перешло к Дмитрию Алексеевичу и Татьяне Алексеевне Поповым, а затем к сыновьям Дмитрия: Василию, Ивану, Алексею и Николаю. Дети и внуки А.Г. Попова, увы, не смогли продолжить успех его дела. Уже в 1860-х годах завод был отдан в аренду купцу Жукову, а вскоре вовсе был продан другим хозяевам. Фарфоровым предприятием некоторое время владели Рудольф Федорович Шредер, армянин Халатов, купец Василий Иванович Фомин. При нем в 1875 году фарфоровое производство было остановлено окончательно, а формы изделий и рецепт красок проданы конкурентам. В конце XIX столетия помещения фабрики были переоборудованы под бумаго-ткацкое и красильное производство. В селе Горбунове находилась богадельня, которая и при новых хозяевах фабрики содержалась на проценты с капитала еще прежнего владельца и храмоздателя А.Г. Попова. Последними до революции хозяевами на тот момент уже ткацкой фабрики в Горубново были братья Сазоновы.
Слава фарфоровому производству А.Г. Попова пришла почти с самого начала предприятия. Уже через четыре года после приобретения Поповым фабрики в Горбуново «Северная почта» в выпуске от 6 января 1815 года писала о трех фарфоровых фабриках Москвы и Московской губернии (Гарднеров, Алексея Попова и Дмитрия Насонова), где искусство мастеров не уступало иностранцам. После подробного описания гарднеровской фабрики в этом номере «Северной почты» говорилось: «В том же уезде состоящая фабрика купца Попова, хотя существует и не так давно, как фабрика гг. Гарднеров, но достигла также большого совершенства в своих изделиях. Как состав массы, так равно живопись, делает честь вкусу фабриканта и умению его сделать все свои украшения в своих произведениях так, что они составляют одно целое, прельщающее взоры знатоков».
К сожалению, производство, успешно начавшееся в начале XIX века, бесследно исчезло в конце столетия. Сегодня нет ни фарфорового завода, ни даже самого села Горбуново. Алексеевский храм, в подклете которого погребен храмоздатель А.Г. Попов, остался церковным памятником некогда знаменитого фарфорового производства в Подмосковье.
Источник: Подмосковье сегодня, автор материала Антон Саков.
ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД А.Г. ПОПОВА
Одно из известнейших фарфоровых производств в России в XIX веке, действовавшее более полувека в селе Горбуново Митинской волости Дмитровского уезда Московской губернии (сегодня г. Хотьково Сергиево-Посадского района).
Завод был основан в 1800 – 1802 годах г. К. И. Мелли (Милли), бывшим комиссионером завода Гарднера. В 1806 году фарфоровое производство Мелли приобрел московский купец Алексей Гаврилович Попов (1760(1770?)-1860(1856?)), в будущем дворянин, имевший к тому времени опыт торговли фарфором. К 1814 году на производстве фарфора у А. Г. Попова уже были заняты 283 наемных работника, производство продукции обеспечивало 6 горнов. Изделия нового завода очень быстро завоевали симпатии российских покупателей. Главными составляющими успеха производства стали дешевизна, высокое качество фарфоровой массы и превосходный художественный уровень.
Изделия завода Попова были ориентированы, в первую очередь, на массового потребителя. Именно на заводе в Горбунове делали лучшую на тот момент практичную и недорогую трактирную посуду. По всей России посетители чайных заведений пили ароматный напиток из красивых и прочных изделий завода Попова. Это были, в первую очередь, серийные экземпляры: чайные пары, чайники, блюдца для сахара. Объем производства трактирной посуды был впечатляющим: в 1859 году было произведено 19000 чайников, 6540 дюжин чашек, 1250 дюжин блюдец. В 1850-е годы оборот фабрики доходил до 50 тысяч рублей в год.
Вначале своего существования завод производил изделия, подражающие аналогичным западным образцам: фарфору из Франции, Германии, Англии. Характерными для них были формы классицизма в сочетании с пейзажной и сюжетной росписью в технике «гризайль». Однако позже продукция завода приобрела свой собственный неповторимый узнаваемый стиль, заняв особую нишу в производстве фарфора в России.
Для поддержания и совершенствования высокого художественного уровня продукции при заводе была создана собственная школа для художников и одна из лучших в России лабораторий красок. Фарфоровая масса приготавливалась с добавлением глуховского каолина. Очень высокого качества была глазурь. Для росписи посуды использовались как надглазурная, так и подглазурная роспись. Технологи и художники завода Попова были специалистами высокого уровня, впоследствии многие из работников завода основали собственные производства, либо обогатили своими знаниями другие российские фарфоровые предприятия.
Продукция завода не была бы так известна и популярна, если бы не производила также эксклюзивные штучные изделия: подносные (подарочные) блюда, вазы, сервизы, флаконы. Особо ценным и высокохудожественным видом продукции завода были серийные скульптурные миниатюры из фарфора, изображавшие пасторальные сцены, персонажей российской крестьянской и городской среды. Известны серии статуэток, выпущенные заводом на темы басен И. А. Крылова, посвященные народным забавам, различным профессиям.
Особенностью художественного стиля изделий завода Попова стали присутствовавшие на многих изделиях красочные цветочные композиции, выполненные в особых вставках-медальонах – мушелях. Мушели помещались на сплошь окрашенном ярком жизнерадостном фоне синего, зеленого, красного, желтого цветов. Активно использовалась позолота. Изделиям, выходившим с завода А. Попова, были присущи особая декоративность, тонкое чувство колорита, любовь к ярким, сильным, чистым краскам, к крупному декоративному пятну, к смелому, выразительному рисунку. Соответствовала росписи и разнообразная форма изделий, менявшаяся вслед за модой того времени. Такая посуда, особенно сервизы, вазы, блюда, пользовалась особым спросом у московского купечества. Поповские тарелки, чашки, чайники были популярны и в крестьянской, и в мещанской среде. В целом, разнообразная продукция завода Попова отличалась особым национальным колоритом, индивидуальным стилем, сочетавшимся с высочайшим качеством фарфоровых изделий, и удовлетворяла вкусам самых разных слоев населения.
Изделия завода Попова в XIX веке неоднократно экспонировались и получали награды на всероссийских и международных выставках. Искусствоведы ставят поповский фарфор на второе место после гарднеровского по популярности его в России того времени и по уровню художественного исполнения. В настоящее время изделия фарфорового завода Попова составляют гордость музейных коллекций в самых разных городах России.
Фарфоровая фабрика А. Г. Попова и его наследников просуществовала вплоть до начала 70-х годов XIX века. В дальнейшем завод был продан, производство заглохло. На его месте возникла ткацкая фабрика. Однако А. Г. Попов оставил после себя память иного рода. В 1863 году в селе Горбуново «тщанием Господина и Кавалера Алексея Гавриловича Попова» была построена каменная церковь на месте деревянной церкви 1848 года. Строительство храма было начато самим Алексеем Гавриловичем, закончено было его вдовой и детьми. Главный престол был посвящен небесному покровителю владельца села Горбуново святителю и чудотворцу Алексию, митрополиту Московскому. По свидетельству старожилов, в убранстве церковных интерьеров был широко использован фарфор. В нижнем этаже имелась усыпальница со склепами. Вероятно, в одном из них был погребен А.Г. Попов. При Алексеевской церкви имелись деревянные здания церковноприходского училища и богадельни. Богадельня на 30 человек содержалась на проценты с капитала, пожертвованного А.Г. Поповым. Храм был закрыт и частично разрушен в советское время. Восстановленный и отреставрированный силами прихожан и клира в 1990-2010-е годы, в настоящий момент он является действующим и представляет собой одну из важнейших достопримечательностей города Хотькова.
Фарфор Попова
«Завод Попова. Деревня Горбуново», — поясняют надписи под изящными фарфоровыми статуэтками и посудой, хранящимися в краеведческих музеях России. Фарфор Попова начал выпускаться тогда, когда в стране уже было несколько фабрик.
Начало и становление
Завод успешно работал больше 50 лет, хотя многие производства закрывались через 1-3 года. В середине 19 века эксперты сравнивали его продукцию с английскими и французскими изделиями и признавали, что поповская посуда почти приблизилась к ним. Подмосковное Хотьково не особо известно, хотя его вклад в русскую художественную культуру значимый. В начале 19 века северная часть городка называлась сельцо Горбуново – именно в нем началась история поповского фарфора.
В 1801 году Карл Мелли построил собственный фарфоровый завод, а через 5 лет продал его русскому купцу Алексею Попову. Алексей Гаврилович с энтузиазмом взялся за дело. Поначалу рабочие копировали чужие работы и выпускали их – это была незамысловатая посуда.
От позолоченной каймы к ампиру
Первыми работами стали трактирные сервизы. Они были простой формы, декорированы позолоченной каймой. Некоторые модели украшали осенние пейзажи – в них преобладали желто-коричневые цвета. Следующим этапом развития стало изготовление сервизов со сплошным фоном. Украшали его вставки с изображением цветочных букетов.
Постепенно сформировался собственный самобытный стиль. Один из журналов того времени написал, что молодая фабрика достигла большого мастерства в изготовлении фарфоровых изделий, а используемая в них живопись говорит о хорошем вкусе фабриканта. Заметка, опубликованная в 1815 году, стала первым общественным признанием. Через 10 лет Алексей Гаврилович расширил производство: у него работало свыше 280 человек – почти столько же, сколько на Императорском фарфоровом заводе.
Расширялось производство – росла и слава о продукции завода в Горбуново. Теперь уже он выпускал изделия в стиле ампир, декорированные пейзажами и сюжетными сценками. У изделий, выпускавшихся на этом этапе, была характерная форма: горлышко и ручки высокие, в декоре преобладали крылья, профили и цветочные композиции.
С годами форма становилась проще, а роспись – сложнее. Мастера покрывали изделия сплошным фоном, а на него наносили цветы и другие рисунки. В фарфоре середины 19 столетия присутствует тот самобытный колорит, который ценили покупатели того времени и ценят коллекционеры сегодня. До самой смерти купца его фабрика работала и процветала, выпуская простые и дорогие изделия для людей разного достатка.
Закат
Попов умер в 1850 году – дело его жизни перешло к сыну Дмитрию и дочери Татьяне. Пожилые наследники вскоре умерли, а семейный бизнес унаследовали их дети. Со смертью основателя начался закат производства. Художественное качество и ценность фарфоровых изделий постепенно падала, завод был почти разорен. Он перепродавался несколько раз, но ни один из новых собственников так и не возобновил выпуск фарфора.
В 1875 году последний владелец Фомичев закрыл производство и распродал его остатки. Гипсовые формы для изготовления сервизов приобрели представители завода Иконникова, а рецептура уникальных красок отошла к братьям Корниловым. Так закончилась эра фабрикантов Поповых, а их уникальная посуда и статуэтки теперь выставляются в музеях, продаются с аукционов и хранятся в частных коллекциях.
Особенности и отличия
У фарфора Поповых есть свои особенности и отличия. Главная особенность изделий – их художественный декор с доминирующей английской темой. Изначально фабрика выпускала классические изделия, но Алексей Григорьевич с присущим ему энтузиазмом искал собственный уникальный стиль. И нашел.
При оформлении изделий мастера уделяли особое внимание каждому элементу, тщательно его прорабатывали. Тарелки, чашки, вазы, сервизы расписывались вручную. Профессионализм мастеров и использование передовых техник обеспечили производству конкурентные преимущества. Художники, работавшие на заводе, первыми получили синюю и каштаново-коричневую эмали.
Основные темы ручной росписи
В поповских изделиях преобладают сложные орнаментальные композиции – мастера использовали огромное количество элементов. Настолько огромное, что иногда они перекрывали основной рисунок.
В качестве основного рисунка использовались:
В готовой посуде чувствовался композиционный переизбыток, при этом она была настолько сочной и самобытной, что пользовалась хорошим спросом. Ничего подобного не выпускали российские и европейские фабрики того времени. Изделия Попова с удовольствием покупали московские купцы.
Статуэтки
Не посудой единой славилось производство Алексея Гавриловича. Поповские статуэтки пользуются высоким спросом до сих пор. Мужчина и женщина, пастух, мальчик с барашком, судья, подросток с флейтой, цветочница, крестьянка – все персонажи выполнены реалистично, за что и ценятся.
Серию обывателей, в которую входят перечисленные выше герои, завод выпустил в 30-х годах 19 столетия. Она самая известная, но были и другие скульптуры:
Единого стиля в скульптурах не было – выпускали не только фигурки людей, а и здания, мебель, плоды, другие предметы сложной формы.
Изначально художники расписывали фигурки в пастельных тонах, без глазури. Затем уже в росписи начала использоваться глазурь. Мастера уделяли особое внимание прорисовке одежды персонажей, позам, эмоциям. Каждая деталь изображалась точно и живо. В итоге герои получались естественными, узнаваемыми, без театральной наигранности.
Клеймо
Российские предприятия обязаны были ставить клеймо на свою продукцию, чтобы защитить ее от подделок. Фарфоровые изделия исключением не являлись, но многие заводчики не желали этого делать, искали способы, чтобы уклониться от выполнения царского указа.
Предприятие купца Попова маркировало свою продукцию уже в первые годы работы. Владелец использовал клеймо-монограмму «АП» в многочисленных вариациях: красная, золотая, синяя, черная, нанесенная надглазурным, подглазурным способом или вдавливанием. Единого размера нет.
Заключение
Предприятию Алексея Гавриловича Попова удалось войти в число наиболее значимых фарфоровых фабрик России. Уровень Императорского завода оно не превзошло, зато оставило далеко позади других конкурентов. В их числе был и завод Гарднера.
Абрамцево: фарфоровый завод Попова
В Хотькове, в отделе художественных ремесел музея-заповедника Абрамцево, открылась выставка, посвященная фарфоровому заводу Попова.
В XIX веке это было одно из самых известных в своей отрасли предприятий, а сейчас его сохранившаяся продукция – предмет интереса коллекционеров. Впрочем, завод выпускал не только художественную скульптуру и тонкие сервизы, но вещи более демократичные и дешевые – хотя неизменно добротные.
Для музея же выбор такой темы совсем не случаен. Сельцо Горбуново, где был расположен завод, находилось совсем близко от Хотькова – а сейчас город и вовсе поглотил его, так что есть уже не село, а Горбуновская улица. Поэтому поповский фарфор здесь – предмет особого интереса.
Итак, что нам известно о фарфоровом производстве и его создателе? В 1811 году Алексей Гаврилович Попов, к тому времени уже достаточно успешный сорокалетний купец, приобретает в сельце Горбуново предприятие, основанное несколькими годами ранее бывшим сотрудником знаменитого Гарднера Карлом Мелли (по некоторым сведениям, тот свой завод то ли так и не достроил, то ли не сумел как следует запустить). Находит специалистов, нанимает и обучает работников из местных жителей. Но главное – выбирает, как бы сейчас сказали, правильный маркетинговый подход.
С одной стороны, на заводе Попова много внимания уделяли качеству продукции – как составу фарфоровой массы, так и краскам (здесь было немало собственных разработок, которые впоследствии будут выкупать у наследников Попова другие фабриканты). С другой стороны – продукция четко структурировалась и по стилистике, и по ценам: подходящее для себя тут могли найти самые разные слои населения.
Ну, и конечно, на каждом этапе учитывалась сиюминутная мода. Вот самое начало, первая четверть XIX века: роспись золотом.
И вообще золотого крытья еще много, а в формах преобладает свойственная классицизму отсылка к античности.
Вскоре на заводе обращаются и к мелкой скульптурной пластике.
Но одновременно с этим выпускается и гораздо более простая – соответственно, и более дешевая – посуда (ее охотно приобретают в том числе и держатели трактиров).
В 1830-х годах в моду входит цветочный декор. На более дорогих изделиях он более тонкий и сопровожден рельефными деталями.
Позже рисунок переходит и на продукцию более дешевую.
Еще одна линия декора этого времени – романтический пейзаж.
Из технических новинок: вот разработанный на заводе Попова особый оттенок синего кобальта.
Тоже собственная разработка: коричневый цвет.
Ценились и разработанные на заводе Попова формы – например, фарфоровое производство князя Юсупова в Архангельском закупало в Горбунове готовые формы (так называемое «белье») под роспись.
Количество занятых на поповской фабрике достигало к середине XIX века 250 человек. Причем их ценили и лучших старались отмечать: вот, например, тарелка с именным вензелем из сервиза, который был специально изготовлен для ветерана производства Ивана Колесникова (реликвия и сейчас хранится у потомков мастера, предоставивших ее для экспонирования).
А вот еще один любопытный экспонат: закладная доска церкви, выстроенной фабрикантом в селе Горбуново.
Надпись на доске гласит: «Лета 1848-го года мая в 20-й день заложен Храм сей во имя Свяителя и чудотворца Алексия Митрополита Московского в царствование Государя императора Николая Павловича с благословения Митрополита Московского Филарета при храмоздателе Алексее и супруги его Александре и сыне их Дмитрии и его супруги Софии и их чадах, в сельце Горбунове при фарфоровой фабрике».
Сохранилась и фотография этой церкви конца XIX века.
Алексей Попов прожил сто лет и именно в подклете этой церкви был похоронен. Сейчас, впрочем, точное местоположение его могилы неизвестно, поскольку церковное здание, как многие подобные, использовалось в советское время не по назначению – то как овощехранилище, то как клуб. А колокольня и вовсе была разрушена.
Но сейчас, сказали мне, церковь восстанавливают. Поскольку местоположение бывшего села Горбунова оказалось не так далеко от здания музея, я отправилась проверить. Алексиевская церковь действительно обнаружилась.
Внутри, понятно, от росписей ничего не осталось.
Колокольню тоже сейчас восстанавливают.
При изучении биографии Попова выяснилась и еще одна любопытная вещь: в 1823-25 годах Алексей Гаврилович занимал, оказывается, пост московского городского головы (тогда они избирались на трехлетний срок). Москва еще отстраивалась после пожара, и при Попове шло восстановление Гостиного двора и торговых рядов, а также впервые появились гранитные набережные на Москва-реке. По завершении службы московское купечество вынесло Попову благодарность за то, что он нес ее «с отличным усердием». А позже он несколько раз был депутатом от купечества в комитете по рассмотрению доходов и расходов Городской думы.
Возвращаясь к выставке: экспозиция, посвященная фарфору завода Попова, будет открыта в отделе художественных ремесел Абрамцевского музея по 4 декабря. И напомню, что отдел расположен в городе Хотьково, близ Покровского монастыря.
Напомню также, что в отделе художественных ремесел по-прежнему открыта экспозиция, посвященная созданной под руководством Елизаветы Мамонтовой мастерской резьбы по дереву (о ней – здесь).
В основной же части музея, на территории усадьбы Абрамцево, продолжается выставка «Савва Мамонтов: мелкие факты жизни». Недавно там открылась и экспозиция в память экс-директора Абрамцева Виталия Манина, положившего начало формированию коллекции связанного со здешними местами искусства ХХ века. О чем рассказ еще впереди.