жабынь мужской монастырь адрес
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Введенский Макариевский Жабынский мужской монастырь был основан в 1585 году при царе Фёдоре Иоанновиче. В 1585 году старцу Онуфрию была дана царская жалованная грамота, по которой ему предоставлялось «Жабынское городище под монастырь в Карманье». Старцу Онуфрию повелевалось: «На том городище храм воздвигнуть Введения Пресвятой Богородицы и монастырь строить». Кто такой был старец Онуфрий — история умалчивает. Первоночально монастырь назывался — Белевская Жабынская Введенская пустынь. Введенская — по имени первого построенного храма, Белевская — по близ лежащему городу Белёву, а Жабынская — по названию древнего городища, на месте которого она основана.
В конце 16-го и в начале 17-го века юная обитель претерпевала опустошительные разорения от набегов крымских татар и литовцев. Самым бедственным для обители стало нападение в 1615 году польских войск под предводительством Лисовского: Жабынская пустынь была поляками полностью сожжена, а братия перебита.
Своим возрождением пустынь обязана священноиноку Макарию, который после ухода польских войск принялся за ее восстановление. Он построил новую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и собрал братию, став их игуменом. Скончался он в возрасте 84 лет в 1623 году. После его смерти пустынь стала именоваться Макариевской.
В конце того же 17-го века, попущением Божием, возобновлённая преподобным Макарием Жабынская пустынь запустела, жившие в обители монахи разбрелись по другим монастырям, а в запустевшем монастыре оставался при церкви лишь один белый священник.
В 1707 году митрополит Сарский и Подонский Илларион, объезжая свою епархию, обратил внимание на покинутую Жабынскую обитель и пожелал возродить её. Для этого он избрал достойного мужа – иеромонаха Тихона, возвёл его в сан игумена и назначил настоятелем в Жабынскую пустынь. Игумен Тихон первым делом начал собирать братию, а затем занялся благоустройством запущенной обители. Введу того, что Жабынская пустынь не имела ни земляных угодий, ни государева жалования, игумен Тихон обратился с просьбой к митрополиту Иллариону перенести в пустынь из Калужской губернии, села Озёрска чудотворный образ Знамения Божией Матери, чтобы обитель могла иметь содержание от подаяний, прибывавших к святыне богомольцев. В 1710 году чудотворный образ Знамения Божией Матери был перенесён в Макариевскую Жабынскую пустынь. В 1708 году было начато строительство каменного соборного храма в честь Введения Пресвятой Богородицы. А в 1722 году игумен Тихон был назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря и возведён в сан архимандрита.
В 1722 году император Петр I издал «Прибавление к Духовному регламенту», содержавшее правила относительно белого духовенства и монашества, по которому, в частности, малобратные монастыри и пустыни следовало присоединять к прочим монастырям и упразднять их. В 1723 году Жабынская пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. А на следующий 1724 год apxиепископ Сарский и Подонский Леонид приказал архимандриту Тихону: «Из Жабынской пустыни монахов и келлии и ограду, сломав без остатка, перевести в Белев в Преображенский монастырь, дабы оной Жабынской пустыни звания Жабынскою и Введенским монастырем отнюдь нигде и никогда не упоминалось». Но по просьбе архимандрита Тихона слом и перевозка монастырских зданий были отсрочены, что и спасло обитель.
После смерти императора Петра I императрица Екатерина I в 1727 году издала указ, в котором повелевалось: «Маловотчинные монастыри, которые питались своими трудами без жалованья, те оставить на прежнем основании, и которые монахи из таких монастырей выведены в большие монастыри на жалование, тех отпустить в прежние их монастыри». Вследствие этого указа монахи, выведенные из Жабынской пустыни в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, были отпущены обратно в свою обитель, которая однако продолжала числиться приписанной к данному монастырю.
В 1744 году придворному чиновнику императрицы Елизаветы барону Ивану Антоновичу Черкасову были пожалованы деревни в Белёвском уезде, где он становится крупным землевладельцем, соседом Жабынской пустыни. Управлением нового имения барона занимался приказчик Пётр Демидов. Он не раз приезжал в Жабынскую пустынь с требованием от монахов документов, подтверждающих их право на владение землёй и строениями. В обители за утратой этих документов не оказалось. В 1746 году Демидов выгнал из обители всех монахов и разграбил монастырь. Затем он запечатал уже ограбленную церковь своею печатью, запер своим замком, приставил свой караул и никого не пускал в неё, «бил смертным боем» всех тех, кого усматривал в пустыни.
В 1752 году барон Иван Антонович Черкасов умер и его землевладения в Белёвском уезде унаследовал младший сын Пётр Иванович Черкасов. При нём земельный конфликт с монастырём был улажен, но еще долгое время монастырь, претерпевший разорение, оставался в ветхом состоянии.
Возможность поправить состояние пустыни открылась лишь в 1763 году. Московский купец, уроженец города Белёва, Иван Фёдоров пожелал обветшавшую каменную Введенскую церковь разобрать, а вместо неё построить новую каменную церковь во имя Вознесения Господня с пределами Введения и Знамения Пресвятой Богородицы, а все прочие обветшавшие строения отремонтировать. Архиепископом Сарским и Подонским Амвросием был утверждён план постройки, но ему не суждено было осуществиться, так как вскоре вышел указ Екатерины II о секуляризации церковных владений.
В 1764 году в великорусских епархиях была проведена секуляризация церковных владений, которая представляла собой передачу церковных земельных владений в государственную казну. Государство брало на себя обязательство содержать монастыри из части доходов, которые поступали от секуляризованной земли. Были составлены монастырские штаты, по которым все монастыри разделялись на три класса, смотря по количеству отобранных у них недвижимых имений. Но бедные монастыри остались за рамками штатов, из них более 500 было упразднено, а около 150 обителей не закрывались, но оставлены без казённой субсидии. Среди закрытых в 1764 году монастырей была и Жабынская пустынь.
В 1776 году, через двенадцать лет после упразднения Жабынской пустыни, в Калужской губернии сгорел Успенский Шаровкин монастырь, и его монахи во главе с настоятелем иеромонахом Исаакием были переселены в пустовавшую Жабынскую обитель. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая не прерывалась до 1921 года.
В 1790 году отец Исаакий скончался, а на его место был назначен 75-летний отец Серафим. В течении своего 10-летнего управления отец Серафим выстроил колокольню (1791 г.), тёплый Знаменский храм (1793 г.), новые деревянные келии и часть каменной ограды. В 1797 году по указу императора Павла I Жабынская пустынь, в числе других заштатных монастырей, получила ежегодное государственное содержание в размере 300 рублей. В том же году обитель была наделена пахотной землёй и мельницей.
В 1816 году, в игуменство отца Михаила, на месте обветшавшей деревянной Николаевской церкви, началось строительство новой каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца. При копании рвов для фундамента были обретены нетленные мощи преподобного Макария и вновь были опущены в землю под алтарем новосозданного храма, освящённого в 1818 году.
С 1821 по 1851 годы Жабынской пустынью управлял игумен Венедикт. Его настоятельство было особенно плодотворно, он совершенно преобразил обитель. Построенная в 1793 году зимняя церковь во имя Иконы Божией Матери «Знамение» была крайне тесна для множества народа и, будучи близкой к ручью, имела в себе большую сырость. В 1824 году Знаменская церковь была разобрана, а к 1825 году на другом месте была построена новая зимняя церковь во имя Иконы Божией Матери «Знамение» и позже расписана. Были так же построены новые кельи для братии, погреба, сараи, конюшни и скотный двор. В 1836 году была построена новая каменная ограда с пятью малыми башнями. Новая ограда прошла через большой овраг по сделанной для неё насыпи. Эта насыпанная плотина образовала живописный водоём. Постоянный приток свежей воды из источника позволял разводить в нём ценные породы рыб. В 1838 году был расписан соборный Введенский храм. В 1840 году был построен двухэтажный архиерейский дом. Позже при архиерейском доме была построена каменная двухъярусная домовая церковь. Нижняя церковь была освящена в 1848 году во имя Рождества святого Иоанна Предтечи Господня, а верхняя – в 1849 году, во имя Вознесения Господня. В 1847 году Жабынская пустынь получила во владение дровяной лес в дачах деревни Боровны. При игумене Венедикте над святым источником преподобного Макария была построена часовня. К ней были пристроены мужская и женская купальни, которые наполнялись водой из источника. Была построена каменная двухэтажная гостиница. На территории монастырского двора был разбит большой плодовый сад, была посажена липовая аллея.
В 1854 году игумен Венедикт был оклеветан братией монастыря в том, что он якобы за монастырские деньги купил для себя большое имение в селе Симоновском. По клеветническому доносу монахов Антония и Паисия консисторией было заведено дело на игумена Венедикта. Оскорблённый подобной клеветой, игумен Венедикт ушёл из Жабынской пустыни, столь многим ему обязанной.
В 1851 году архиепископ Тульский и Белевский Дамаскин подал прошение на покой, испросив себе в управление Жабынскую пустынь. С 1851 года до своей смерти в 1855 году он прибывал в Жабынской пустыни, которая находилась в его непосредственном управлении.
С 1875 года Жабынской пустынью управлял игумен Иона. Он завёл в монастыре благоговейное чинное богослужение, обновил часовню на источнике, расширив при ней купальни. Он собрал сохранившиеся известия о чудесах и исцелениях, совершившихся по молитва преподобного Макария. При игумене Ионе в Николаевском храме была установлена рака с изображением лика преподобного Макария. В 1886 году игумен Иона ушёл на покой, оставшись в обители и передав управление иеромонаху Илариону. В 1888 году, по указу Святейшего Синода, было восстановлено чествование памяти преподобного Макария Жабынского. А в 1889 году, по указу Святейшего Синода, восстановлено прежнее наименование пустыни Макарьевской, которое было забыто полтора столетия. С 1889 года монастырём управлял иеромонах Игнатий. При нём в 1889 году была торжественно совершена закладка каменного храма во имя преподобного Макария Жабынского и Белевского чудотворца на месте Николаевского храма. Строительство Макарьевского храма окончилось в 1895 году уже при приемнике отца Игнатия – иеромонахе Иосифе. Этот соборный храм построен с двумя пределами: правый – во имя святого Николая Чудотворца и левый – во имя благоверного князя Александра Невского.
В 1906 году, на средства барона Михаила Ивановича Черкасова, возле кладбища села Жабыни был построен приходской храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В конце 30-х годов 20-го века он был закрыт и разобран.
В 1918-1920 годах Советской властью проводилась компания по вскрытию святых мощей. В Жабынской пустыни в марте 1919 года специальной комиссией было произведено вскрытие предполагаемого места захоронения преподобного Макария Жабынского. Поиски мощей преподобного производились непосредственно под его ракой, но они обнаружены не были, так как эта рака являлась лишь символической, она была установлена для того чтобы перед ней служить молебны преподобному и не являлась указанием точного места его захоронения.
В сентябре 1921 года, согласно решению президиума Тульского губисполкома о ликвидации всех монастырей в Тульской губернии, Свято-Введенский Макарьевский Жабынский монастырь был упразднён, его храмы закрыты. Богослужения совершались лишь в приходской Введенской церкви, что возле кладбища.
С 1927 по 1941 годы на территории бывшего Жабынского монастыря размещался штаб 250-го стрелкового полка.
С 1947 по 1975 годы в здании Макарьевского храма располагалась сельская школа, а после 1975 года до 80-х годов на территории Жабыни размещался пионерский лагерь, в здании Знаменского храма находилась столовая для детей.
В 1987 году Белёвский райисполком принял решение о строительстве в Жабыни базы отдыха. Была асфальтирована дорога к Жабыни. Но так как был поднят вопрос о том, что Жабынь является местом научных археологических исследований, а строительство базы отдыха приведёт к утрате памятников истории, то в январе 1991 года Белёвский райисполком отменил своё прежнее решение. А в марте 1991 года Тульский облисполком принял решение «О передаче Жабынской Введенской Макариевской пустыни в пользованиеТульско-Белёвской епархии».
В мае 1991 года Священный Синод благословил открытие Свято-Введенской Макариевской пустыни и утвердил в должности наместника монастыря архимандрита Никона (Коневшего).
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь
Русская Православная Церковь. Московский патриархат. Белевская Епархия. Официальный сайт
Паломникам
Информация для паломников
О приезде паломнических групп на Божественную Литургию просьба сообщать заранее. Для паломнических групп возможно проведение экскурсии. В монастыре есть гостиница, возможен приём паломнических групп не более 29 человек на ночь. О приезде с ночёвкой необходимо договориться по телефону с администрацией монастыря заранее.
Телефон администрации монастыря: 8 (910) 151 77 19.
Информация для желающих потрудится во славу Божию
В обязанности трудников входит: добросовестное исполнение послушаний (монастырских работ, назначенных для них монастырским начальством), посещение монастырских богослужений, участие в Таинствах Исповеди и Причастия. В случае невыполнения трудниками данных обязанностей, а также других нарушений: распитие спиртных напитков, самовольные отлучки из монастыря — таковые трудники из монастыря изгоняются.
Нуждаемся в регенте
Наш монастырь особенно нуждается в регенте. Мы будем очень рады прибытию к нам в монастырь православных христиан, имеющих опыт церковного пения на клиросе. По всем вопросам обращайтесь к иеромонаху Игнатию, телефон: 8 (910) 151 77 19.
Как добраться
Из Тулы: с автовокзала г. Тулы на автобусе, маршрут «Тула-Белёв» до остановки «Кураково» (270 р.) (не доезжая Белёва), далее идти на поворот направо (от движения автобуса) и по асфальтированной дороге 5 км пешком или автостопом. Можно доехать до Белёва (290 р.) до автостанции (Белёв-1) и далее на такси (250 р.) до деревни Жабынь (Жабынский монастырь).
Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь
Мiръ Россия Тульская область деревня Жабынь Свято-Введенский Макарьевский Жабынский мужской монастырь
В пределах Тульской губернии (области), в Белёвском уезде (районе) вниз по течению реки Оки, на правом ее берегу в живописнейшем месте находится Свято — Введенская Макариевская Жабынская пустынь. Введенской она называется по главному храму обители, а Макариевской – по имени ее «возградителя» преподобного Макария (родился в 1539 году, а представился ко Господу на 84 году, в 1623). Жабынской пустынь называется по речке того же названия, вытекающей из колодца Жабынца. Пустынь была основана в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию за скрепою Белёвских писцов Никиты Григорьевича Ржевского со «товарищи». В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя Белёвских дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с товарищами дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь».
Содержание
История [ править ]
Пустынь расположена в пяти километрах от города Белёва, вниз по течению реки Оки, на правом берегу, на сравнительно ровном рельефе. Посетители второй половины XIX столетия отмечали её живописное расположение, мирный и уютный вид. Ограждённая белой стеной, с башенками по углам, со Святыми воротами с восточной стороны, она включала в себе сравнительно плотно стоящие друг к другу строения с четырьмя ухоженными храмами, с колокольней в центре, жилыми помещениями, прудом, садом, хозяйственными зданиями, часовнями, окружёнными большим количеством зелёных насаждений. Сейчас целостный, естественный облик обители остался в прошлом, Послереволюционные десятилетия изменили вид пустыни. Отдельные объёмы частично ветшающих, и частично восстанавливаемых храмов и жилых зданий не способствуют пока их полноценному художественному восприятию, требуют их более полноценного восстановления, вместе с необходимой для каждой пустыни или монастыря оградой. Планировочная структура ансамбля настолько сильно нарушена, что для восстановления некоторых его частей необходимо произвести археологические раскопки. Сейчас бывший центр композиции пустыни занимает стоящий без кровли и требующий первоочередной реставрации собор Введения. Слева от него, ближе к расположенной к востоку дороге, в недавнее время восстановлена тёплая Знаменская церковь, и вслед за ней заново отстроен жилой корпус. К югу от церкви, за пределами бывшей гостиницы, частично восстановлено, а частично достроено здание бывшей гостиницы. По другую сторону дороги хорошо сохранилась поздняя Макарьевская церковь, и к востоку от неё, наверху, восстановлена заново бывшая часовня над колодцем и купель. Основная же территория бывшей обители сейчас лишённая ограды, колокольни, архиерейского и келейного корпусов и других исторических сооружений, занята современными сараями со строительными материалам, захламлена мусором, стихийной растительностью.
Окончательно сложившийся к концу XIX столетия комплекс зданий с главенствующими объёмами храмов и святынями внутри имел огромное духовное воздействие на население и свидетельствовал о давней истории пустыни, о многовековой намоленности этой земли. Как и во многих древних монастырях, а именно монастырь напоминали строения пустыни здесь не уцелели первоначальные деревянные храмовые здания, со временем заменённые на каменные. Но и монументальные здания позднего времени дошли далеко не в первоначальном виде. Больше всего пострадал выстроенный ещё в древнерусских традициях центральный Введенский собор 1708-1723 гг. Прочие сооружения в основном возводились в XIX столетии и на них хорошо прослеживаются изменения в архитектурных вкусах этого времени — это поздняя классика с сильным налётом псевдорусского стиля, эклектика. По редким планам и описаниям ХVIII-ХIХ столетий всё же можно проследить эволюцию объёмно-пространственной структуры пустыни, её историческую планировку и застройку, определившую художественный облик удалённой, но по-своему выразительной и запоминающейся пустыни. Историко-архитектурные записки по каждому из важнейших архитектурных сооружений, необходимые для ведения реставрационных работ, будут представлены отдельными записками вслед за общими сведениями градостроительного характера.
Место, где происходят чудеса
Место, где происходят чудеса!
Россияне должны знать о таких потрясающих подвигах, которые сегодня можно назвать выдающимся проявлением интернационализма.
В семи верстах от города Белёв (на Оке) Тульской области находится Свято-Введенский Макариевский Жабынский Белёвский мужской монастырь (Пустынь). Жабынь – это речка, протекающая неподалёку, впадает в Оку. В словаре Даля ЖАБЫНЬ расшифровывается как впадина, ложбина. Есть перевод как «колодец». Основан монастырь в 1585 году (16 век). Белёв основан в 1147 году, вместе с Москвой, славится знаменитой белёвской пастилой из антоновских яблок и плетёными кружевами.
Как оккупанты сожгли святую обитель под Белёвом.
В начале 17 века в России настали смутные времена. В 1613-1615 годах в районе Белёва свирепствовали польско-литовские захватчики. Священноинок Макарий, будучи человеком уже преклонного возраста, на рассвете уходил глубоко и далеко в дремучий лес, проводил там в одиночестве, в неустанных молитвах, целый день, возвращаясь в монастырь только после заката. И вот, как-то во время его отсутствия, в течение одного светового дня, иноземные захватчики осквернили обитель: подожгли здания, зверски убили многих монахов.
Как Святой Макарий исцелил бандита и убийцу.
Храм разрушили новые оккупанты
В самом начале Великой Отечественной Войны, местные жители, помня о подвиге Святого Макария, милосердно относились к раненым немцам. Несмотря на то, что они (немцы) массированным артиллерийским огнём разрушили главный Введенский храм. Там, на крыше, находился советский корректировщик огня и бомбардировок по группировке противника под Белёвом. Стены старого храма испещрены осколками, под крышей находится круглое отверстие диаметром около метра. Это след от прямого попадания снаряда. Стена храма не разрушилась, но отверстие осталось до сих пор. Внутри храма сохранилась подземная усыпальница Архиепископа Дамаскина (фото 9,10)
Чудо. Бог поругаем не бывает.
С Макариевской обителью связаны чудеса, происшедшие после Октябрьской Революции. В 1920 году 6 января пьяный милиционер (по фамилии Володьков) выстрелил в надвратный Образ Спасителя. И тотчас у стрелявшего отнялись ноги. Он просидел 8 месяцев на печке, играя на гармошке, и умер. И жена его, ухаживавшая за ним, тоже вскоре померла странной смертью.
Монастырские стены разрушили, в храмах устроили почту, столовую, школу, техникум, производство по валянию валенок. До сих пор посреди монастыря проходит автомобильная трасса. Нет средств провести дорогу в обход монастыря. Когда здание церкви приспосабливали под светские нужды (для школы), потребовалось прорубить дверь на том месте, где находились ноги изображения Спасителя в полный рост. Все строители отказались производить кощунство. Только один согласился, за магарыч. И ровно через три месяца, в тот же час, он работал на другой стройке, и на него упала тяжёлая плита, отрубив ему ноги на том же уровне, что и изображению Христа.
Чудо исцеления души и тела доступно в 21 веке.
В настоящее время приход монастырских храмов составляет всего несколько бабушек, приходящих из соседних деревень (Горбуново, Курань). Братия монастыря – 20 монахов и послушников. Настоятель: Архимандрит Никон. Паломники приезжают со всей России, чтобы окунуться в Святой Источник. Но пока о Чудесном Источнике очень мало информации. Люди просто не знают о Жабынском монастыре, хотя он расположен неподалёку от Белёва. Построена монастырская гостиница для паломников. Но в ней пока нет кроватей. Монастырь платит налоги государству 30 000 рублей в год по состоянию на 2008 год, в результате все доходы идут только на уплату налогов. А место святое, намоленное. Очень красивые места, воздух чистый, исцеляющий тело и душу.
Святая Вода поможет всегда.
Удивительно (этому удивляются даже сами представители монастырской братии), что в Святом Макарьевском Источнике исцеляются от различных недугов не только православные, но и атеисты, неверующие, представители других (в том числе, Не христианских!) религиозных конфессий.
Второй раз я побывал в Жабыни 7 сентября 2008, почти через 2 года. Так получилось. И узнал новые подробности.
Оказывается, в полночь с 18 на 19 января, на Крещение, происходит Чудо в самом Святом Источнике. Со дна исходит свечение, сияние, оно продолжается от 20 секунд до полутора минут, год на год не приходится.
Ещё Чудо – всегда 4 декабря на территории монастыря расцветает верба.
При раскопках в одном из разрушенных храмов обнаружили 9 человеческих черепов. Чьи-то останки. Может, тех врагов-поляков?
Через реку Ока, на расстоянии 7 км от монастыря Жабынского расположены мужской и женский монастыри в Белёве. Говорят, что на это расстояние под землёй и под рекой прорыт подземный ход. Его до сих пор не обнаружили, но легенда правдоподобна. 7 сентября я побывал и в белёвских монастырях. Они сейчас в запустении, разрухе, но восстанавливаются. Старец Илий из Оптиной Пустыни отдыхал в Ялте в апреле 2007 года. К нему пришла женщина Татьяна, просить совета. А Илий дал ей послушание – езжать в Белёв, восстанавливать женский монастырь. Она и поехала, испытывает много трудностей и лишений. Приглашает послушниц, а также людей, желающих помочь монастырю, приехать, помочь с уборкой территории, продуктами для послушниц.
Проповедь Леонтия.
Отец Леонтий читал проповедь 7 сентября 2008. Он недавно приехал с Афона. Рассказывает, что один монах попросил у Леонтия зажигалку и обещал вернуть её через 15 минут. Не вернул, поэтому Леонтий начал внутри себя гневаться:
— И так за меня бесы взялись, так стали меня мучить…
Бог сделал женщину из ребра. А почему – потому что в ребре нет мозга. Вот почему женщины – ля-ля –ля –ля –ля. Есть заповедь – женщина должна молчать.
Сербский священник сокрушался и объяснял, почему славянские народы погибают. А мусульмане (да что там они, даже грузины и армяне) процветают. Потому что они соблюдают заповедь «почитай отца и мать твоих». Чуть ребёнок вякнул против отца-матери – ему по морде.
Рассказывает руководительница поездок в Оптину Пустынь:
— Всегда ровно один час ждём одного опоздавшего человека. И так из года в год. Есть один мужик на «Газели», он говорит:
— В три часа уезжаем, опоздавших не ждём. У меня есть благословление оставлять опоздавших в Оптиной Пустыни. И оставляю.