а и введенский биография
Введенский, Александр Иванович (поэт)
Александр Иванович Введенский
Содержание
Биография
Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».
«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
Судьба литературного наследия
После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения» автора. [4] [5]
В 2012 году музыкант Леонид Фёдоров записал альбом «Весна» на стихи Александра Введенского.
Память
Детские книги
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Введенский, Александр Иванович (поэт)» в других словарях:
Введенский Александр Иванович — Имя Александр Иванович Введенский принадлежит следующим известным личностям: Введенский, Александр Иванович (философ) (1856 1925) русский философ идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр… … Википедия
Введенский Александр Иванович — I (1856 1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт Петербургского философского общества (1897 1917). Труды по психологии и логике. II (1888 1946), церковный деятель. Один из лидеров «обновленческого… … Энциклопедический словарь
Введенский, Александр Иванович — Известны следующие личности по имени Александр Иванович Введенский: Введенский, Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр Иванович (1888 1946) … … Википедия
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович — (19041941), русский советский поэт. Сб. стихов «Собрание стихотворений» (1926), «Костер» (1927). Кн. стихов для детей «Много зверей» (1928), «Летняя книжка» (1929), «Коля Кочин», «Кто?» (1930), «Лето и зима» (1935), «Стихи» (1940), «А ты?»… … Литературный энциклопедический словарь
Введенский Александр — Эта статья о поэте Александре Ивановиче Введенском. Другие люди, носящие то же имя, перечислены на стр. Введенский, Александр Иванович. Александр Введенский Введенский Александр Иванович (19 января 1904, Петербург 19 декабря 1941), поэт и… … Википедия
Введенский, Александр — Александр Введенский: Введенский, Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский, Александр Иванович (1888 1946) церковный деятель, один из лидеров движения… … Википедия
Введенский — Введенский русская семинаристская фамилия от праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы Фамилии Введенский, Александр Иванович (1856 1925) русский философ и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства. Введенский,… … Википедия
ВВЕДЕНСКИЙ — 1. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856 1925), философ, крупнейший представитель русского неокантианства. Председатель Санкт Петербургского философского общества (1897 1917). Труды по психологии и логике. 2. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1888… … Русская история
Кузнецов Николай Иванович — Содержание 1 Происхождение фамилии 2 Кузнецов 2.1 Кузнецов, Александр … Википедия
ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Родился 30 августа 1889 года в Витебске, в семье преподавателя древних языков, впоследствии директора гимназии, действительного статского советника.
После учебы в витебской гимназии поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в годы учебы часто посещал литературный салон Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус.
В 1911 году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.
В 1912 году окончил университет, в том же году женился на дочери предводителя харьковского дворянства О. Ф. Болдыревой.
В 1913 году преподавал в витебской женской гимназии, учился в консерватории.
В 1914 году экстерном сдал экзамен за полный курс в Санкт-Петербургской духовной академии.
27 августа 1914 года рукоположен во священника архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), назначен к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губернии.
С 1 сентября 1915 по май 1923 года служил в петербургской церкви во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства [2], выезжал на фронт, в 1917 году призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции.
После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян», в 1917 году являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Высказывался одобрительно об Октябрьской революции, проповедовал «христианский социализм».
В 1918 году под его руководством выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия», «Паралич Церкви», «Анархизм и религия», в которых в негативном виде представлял историю христианской Церкви со времен равноапостольного Константина I Великого и критиковал принцип союза Церкви и государства.
В период Гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.
В 1918-1922 годах был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с профессором Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах, отстаивал христианские взгляды.
Активная апологетическая и церковно-общественная деятельность Введенского способствовала его сближению с митрополитом Петроградским и Гдовским сщмч. Вениамином (Казанским), ставшим крестным отцом одного из сыновей священника.
В 1921 году Введенский был возведен в сан протоиерея.
18 февраля 1922 года в газете «Петроградская правда» была опубликована статья Введенского «Церковь и голод: Обращение. к верующим», содержавшая демагогические призывы и обвинения в адрес петроградского духовенства. Веденский настаивал на том, что главной задачей Церкви в условиях разразившегося в стране голода была помощь государству в изъятии церковных ценностей. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 23 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей.
В марте 1922 года Введенский вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» и 24 марта вместе с другими членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» или «Письмо 12-ти», в котором содержались призывы жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвинения в адрес духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.
Почти сразу после своего начала кампания по изъятию ценностей стала сопровождаться массовыми репрессиями священнослужителей, в связи с чем митр. Вениамин (Казанский) обратился к Введенскому с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти.
Однако деятельность Введенского, открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апреля на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил Введенского в предательстве, сказав, что по вине первого и Александра Боярского арестовывают священников.
Возникновение обновленческого раскола
А. И. Введенский, обновленческий митрополит, 1920-е гг. |
12 и 18 мая 1922 года с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ Введенский вместе с другими будущими деятелями обновленческого раскола священниками Евгением Белковым, Боярским и С. Калиновским побывал у находившегося под домашним арестом патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Итогом этих встреч стало ужесточение условий содержания под арестом патриарха, перемещенного в Донской монастырь, и образование неканонического Высшего церковного управления (ВЦУ), что означало организационное оформление обновленческого раскола.
Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех. старой Церкви», по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции», ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа». Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции», «церковью контрреволюционеров», что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
28 мая митр. Вениамин (Казанский) обратился к петроградской пастве с особым воззванием, в котором объявил о запрещении в священнослужении Александра Введенского, Владимира Красницкого и Евгения Белкова и об отлучении их от Церкви за учиненный раскол. На следующий день Введенский в сопровождении бывшего председателя петроградской ВЧК И. Бакаева посетил святителя, требуя снять запрещение. Митр. Вениамин отказался и 1 июня был арестован. Введенский неоднократно подчеркивал свою близость к органам государственной власти, в особенности карательным.
5 июня на собрании петроградского духовенства лидер обновленчества сделал доклад, в котором сказал, что расстрел 5 священников после Московского процесса 1922 года- это ответ государства на его, Введенского, отлучение и что если пастырское собрание не сделает правильных выводов из этого факта, то это будет последнее пастырское собрание в епархии [3].
После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.
Наметившиеся к тому времени разногласия внутри обновленчества привели к образованию в августе 1922 года внутри «Живой церкви» группы «Союза церковного возрождения», к которой Введенский присоединился 5 сентября.
Однако из-за конфликта с лидером группы еп. Антонином (Грановским) в октябре Введенский оставил «Союз церковного возрождения» и вошел в группу «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которой носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытия большей части «выродившихся» монастырей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин.
В программе Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), составленной священником Александром Введенским, в частности говорилось: «Мы стоим за очищение и упрощение богослужения и приближение его к народному пониманию. Пересмотр богослужебных книг и месяцесловов, введение древнеапостольской простоты в богослужение. родной язык взамен обязательного языка славянского» («За Христа». 1922. № 1–2). [4]
Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью», и 16 октября 1922 года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.
Обновленческий архиепископ Крутицкий
Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора 1923 года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона, называя патриарха «изменником делу Христову». В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя.
В августе 1923 года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.
«Митрополит-апологет»
Обновленческий митрополит Александр Введенский |
В начале 1924 года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой. В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией.
На открывшемся 1 октября 1925 года обновленческом III «Всероссийском поместном соборе православной Церкви» Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае 1924 года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.
В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским [5]. Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и Ленинградского богословского института. В 1924 году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия, в 1933 году- степени доктора христианской философии, в 1932-1934 годы возглавлял академию в качестве ректора.
В 1935 году вторично женился, оставаясь при этом в сане митрополита.
Обновленческий первоиерарх
С апреля 1941 года являлся заместителем обновленческого первоиерарха Виталия (Введенского), после ухода которого на покой был объявлен 10 октября 1941 года «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР».
13 октября вместе с другими главами религиозных конфессий (в том числе с митр. Сергием (Страгородским), Введенский был эвакуирован из Москвы в Ульяновск.
В конце октября 1941 года присвоил себе сан патриарха и 4 декабря того же года инсценировал патриаршую интронизацию, но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после интронизации отказаться от этого сана и оставил за собой титул первоиерарха и митрополита.
В октябре 1943 года Введенский вернулся в Москву, служил в церкви прп. Пимена Великого. Искал возможность воссоединения с Московским Патриархатом, настаивал на своем принятии в сане епископа. Отказался от предложения, переданного через протоиерея Николая Колчицкого, стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии».
8 декабря 1945 года был парализован.
Скончался 8 августа 1946 года в Москве вне общения с православной Церковью, завещал свой мозг Институту мозга. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве. С кончиной Введенского обновленчество фактически прекратило свое существование.
Сочинения
Литература
Использованные материалы
[2] до 1918 года Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка
[3] Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Том 17. Л. 75-76
[5] См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928
А и введенский биография
Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) 1904, Санкт-Петербург — 19 декабря 1941) — русский поэт идраматург из объединения ОБЭРИУ.
Биография
Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года. Отец, Иван Викторович (1870—1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876—1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».
В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин, оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Т. А. Мейер (в 1921—1930 годах — жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).
По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, которое вскоре покинул. В 1923—1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
В 1925 году познакомился с Даниилом Хармсом — момент, оказавшийся исключительно важным для обоих поэтов. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами.
Вместе с Хармсом Введенский принимал участие в деятельности авангардной литературно-театральной группы, которая в конце 1927 года утвердилась под названием «ОБЭРИУ» — Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению С. Я. Маршака начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказокбратьев Гримм.
Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».
«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил вВологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937—1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
Судьба литературного наследия
После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В него вошли почти все „взрослые“ произведения автора. [4] В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.
Память
Александр Введенский — о поэте
Информация
Биография
Александр Введенский — русский, советский поэт, драматург. Участник объединения ОБЭРИУ.
Александр Введенский — русский, советский поэт, драматург. Участник объединения ОБЭРИУ.
Затем Введенский познакомился с Даниилом Хармсом, который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.
Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».
«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.
В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.
27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы.
Введенский Александр Иванович
Александр Иванович Введенский — поэт, прозаик и драматург, один из основателей Объединения реального искусства (ОБЭРИУ).
Содержание
Александр Введенский / Биография
Александр Введенский родился 6 декабря 1904 года. Он был старшим из четырех детей в семье Ивана Викторовича Введенского, происходящего из семьи орловского священника (отсюда и сама фамилия, характерная для представителей духовного сословия). Отец писателя окончил юридический факультет Киевского университета и ко времени революции получил чин статского советника, что в царской России соответствовало чину генерала. При советской власти служил экономистом. По роду его службы в переселенческом управлении семье приходилось проводить много времени в разъездах по всей стране. В 1909 году Введенские окончательно обосновались в Санкт-Петербурге. Мать поэта, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта. Она получила медицинское образование и со временем стала известным врачом-гинекологом. Александр Введенский не был любимцем отца, человека, по отзывам, «странного и мрачного», но близкие и теплые отношения с матерью сохранил на всю жизнь.
Александр и его младший брат Владимир провели несколько лет в Санкт-Петербургском Николаевском кадетском корпусе. Поэт на всю жизнь сохранил военную выправку и привычку одеваться в строгий черный костюм, носить галстук. В апреле революционного 1917 года мать предусмотрительно перевела сыновей в гимназию, основанную Л. Д. Лентовской.
Там устраивались музыкальные вечера, разыгрывались спектакли по произведениям русской классики («Плоды просвещения», «Ревизор»). В гимназии царили оппозиционные, либеральные настроения и был блестящий педагогический состав. Наибольшее влияние на Введенского и его друзей оказал словесник Л. В. Георг, учивший детей не только правильно писать, но и понимать, чувствовать и любить родной язык. Именно он привил Шуре Введенскому любовь к творчеству А. А. Блока. Беседы Л. В. Георга с учениками о литературе, жизни и философии всегда были оригинальны и неожиданны. Преподаватель увлекался русской смеховой культурой, в том числе нескладицами и заговорами, поощрял поэтические опыты учащихся, в том числе и Введенского. Под его руководством гимназисты изучали историю языка, читали «Слово о полку Игореве» на старославянском, а затем переводили на современный язык. Шура проявлял большой интерес к истории и русскому языку, к точным же наукам имел «способности небольшие». Педагоги характеризовали его как развитого, способного, любознательного, но поверхностного, легкомысленного, характера неровного, быстро остывающего к своим увлечениям. «Говорит охотно и много, необходимо останавливать, чрезмерно болтлив с учителем», — отзывались о нем преподаватели.
Александр Введенский. Детская литература, 1989 год, №7
Александр Введенский. Стихотворение в журнале ЧИЖ, 1933 №4
Еще со времени обучения в кадетском училище юноша писал стихи, активно печатался в гимназическом журнале. Совместно со своими друзьями Л. Липавским и В. Алексеевым он написал поэму «Бык Будды», доброжелательно пародирующую модных в то время футуристов. Молодые поэты послали свои стихи на отзыв А. А. Блоку, но тот интереса к их творениям не проявил. В 1921 году Александр Введенский окончил «трудовую школу» (в которую к тому времени была переименована гимназия), не сумев, как ни удивительно, сдать зачета по литературе. В том же году гражданской женой поэта стала его одноклассница Тамара Мейер. В 1922 году произошло сближение Введенского и Липавского с Я. С. Друскиным, будущим философом и литературоведом.
Отработав год конторщиком на строительстве электростанции «Уткина заводь» и став членом профсоюза, Александр Введенский поступил в университет на правовое отделение факультета общественных наук, но не окончил его. После ухода из университета его круг общения в мире искусства расширился. Юноша получил некоторую известность как начинающий поэт, он познакомился с Н. А. Клюевым, М. А. Кузминым, художником П. Н. Филоновым. В 1923 году автор статьи «Футуризм», опубликованной в журнале «Мир искусства», театральный режиссер и критик Г. Крыжицкий, называет творчество Введенского таинственным футуризмом будущего в отличие от футуризма В. Хлебникова, Д. Крученых и В. Маяковского: «Это уже «там», где восприятие мира переродилось, где основной принцип композиции — «игра» или использование всех видов ассоциаций».
Введенский вступил в «Орден заумников DSO», созданный поэтом-заумником А. В. Туфановым, продолжавшим традиции футуристов А. Е. Крученых и В. Хлебникова. В 1924 году он был принят в ряды Союза поэтов.
В следующем году произошло знакомство А. Введенского и Л. Липавского с Даниилом Ювачевым (Хармсом), затем с Н. М. Олейниковым и Н. А. Заболоцким. Я. Друскин вспоминал, что Д. Хармс сразу органически вписался в их объединение. Самые тесные дружеские отношения связывали Введенского именно с Хармсом. Их дружба впоследствии переросла в многолетний творческий союз.
Вскоре друзья образовали литературно-философское объединение «Чинари», теоретиком которого стал Л. Липавский. Название было придумано А. Введенским, называвшим себя «чинарем авторитетом бессмыслицы». Хармс же считался «чинарем-взиральником». «Чинари» встречались несколько раз в месяц и обсуждали вопросы богословия, времени и пространства и философские теории, занимались словотворчеством, создавали собственный язык. «Близость наша была не просто дружбой, а сотворчеством очень разных и очень близких по мироощущению людей», — писал Я. Друскин. Политики в своих обсуждениях «чинари» не касались. Друзья редко собирались дома у Введенского, обстановка в его комнате в 20-е годы была спартанская — железная кровать, две табуретки и кухонный стол. Он вообще был человеком «безбытным». Позднее, в Харькове, по воспоминаниям его жены Г. Викторовой, он писал без стола, просто подложив под бумагу книгу. Содружество «чинарей» просуществовало до 1936 года, когда Введенский переехал в Харьков.
Литературно-театральные авангардные группы, в которые входили «чинари», носили разные названия — «Левый фланг», «Академия левых классиков». Введенский и Хармс также сотрудничают с театром «Радикс», где ставится пьеса из их произведений под названием «Моя мама вся в часах».
В конце 1927 года было образовано Объединение реального искусства (ОБЭРИУ). В него вошли семь человек: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис) Левин.
К обэриутам примыкали философы Л. Липавский и Я. Друскин, поэт Н. Олейников, писатель Е. Шварц, художники П. Филонов, К. Малевич и некоторые другие.
Группа проводила театрализованные выступления-концерты. Стены украшали плакатами с лозунгами: «Мы не пироги!», «Искусство — это шкап». Александр Введенский, всегда ожидающий скандала, эпатировал публику своими стихами. Тем не менее, именно он, одетый в черный костюм с галстуком, чаще всего вел диспуты.
Самое известное выступление обэриутов, «Три левых часа», состоялось 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке. В печати появились критические отзывы о вечере. Стихи, прочитанные Введенским, были названы «жуткой заумью, отзывающей белибердой».
В 1928 году Александр Введенский по приглашению С. Я Маршака начинает активно сотрудничать с детской редакцией Госиздата. Детские стихи его ритмичны, музыкальны, они наполнены светом и радостью. Произведения Введенского для детей печатаются в детских журналах «Чиж» и «Еж», выходят отдельными изданиями. Поэт принимает участие и в переложении сказок братьев Гримм. Всего при его жизни вышло более сорока детских книг. Работа в области детской литературы служила единственным источником его доходов, взрослые произведения за небольшим исключением не были опубликованы прижизненно.
1 апреля 1930 года состоялось последнее публичное выступление обэриутов. Они подверглись резкой критике в печати за аполитичность и идеологическую невыдержанность. Детская литература, «призванная воспитывать в коммунистическом духе советских ребят», была объявлена участком наиболее напряженной классовой борьбы. По мнению авторов разгромных статей, окопавшиеся в ней классовые враги своими заумными стихами отвлекали людей от задач социалистического строительства.
10 декабря 1931 года А. И. Введенский наряду с другими литераторами был арестован и провел полгода в доме предварительного заключения. Существует еще одна версия ареста поэта — во время дружеского застолья, Е. Е. Сно, как позднее выяснилось, осведомитель НКВД, спровоцировал Введенский на исполнение гимна «Боже, царя храни».
После ареста поэта тогдашняя его супруга А. С. Ивантер сожгла все имеющиеся в доме рукописи, за что была названа Я. Друскиным Геростратом.
В марте 1932 года поэт был освобожден, но лишен права проживания в крупных городах и был вынужден сменить место жительства на Курск, затем на Вологду и Борисоглебск. Скорее всего, именно в Курске им были созданы произведения, входящие в так называемую «Серую тетрадь».
Путешествие в Крым / А. Введенский
Коля Кочин / Александр Введенский
Конная Буденного / Александр Введенский
Катина кукла / Александр Введенский
Авдей-Ротозей / Александр Введенский
Летом 1936 года поэт переехал в Харьков — его женой стала Галина Викторова, секретарь местного отделения Союза писателей. Семья растила двоих детей — трехлетнего сына Викторовой Борю и родившегося в 1937 году Петю. Александр Иванович нежно любил маленького сына и каждый вечер пел ему колыбельную, слова которой сохранились в памяти матери Пети: «Вдоль берега шумного моря шел солдат Аз Буки Веди». В Харькове поэту, лишенному привычной компании ленинградских друзей, жилось нелегко. Круг общения, кроме семьи, к которой он был очень привязан, ограничивался несколькими знакомыми жены и любителями преферанса. Поэт был со всеми на «вы», ни с кем не сближался, не выносил нецензурной брани. С окружающими о литературе и о поэзии не говорил, писал и работал только ночью.
Пять лет, которые поэт прожил в Харькове, были очень плодотворны в литературном плане. Введенским были написаны «Потец», «Некоторое количество разговоров», пьеса «Елка у Ивановых», «Элегия», «Где. Когда».
Он публиковался в детских журналах, сочинял репризы и куплеты для цирковых клоунов, по просьбе режиссера Харьковского театра кукол написал пьесу «Веселые путешественники». В 1939 году поэт предложил театру кукол С. В. Образцова кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете», затем переработал ее для детской аудитории. Это была веселая пародия на популярные концертные программы с множеством смешных кукольных номеров и трюков. К сожалению, постановку пьесы осуществить не получилось, но идея пародии на театральный концерт продолжала жить, и позднее «Концерт-варьете» стал прообразом всемирно известного «Необыкновенного концерта».
В 1937 году вышла отдельным изданием книга «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке». Через некоторое время в журнале «Детская литература» было напечатано письмо «Вредные традиции в детской книжке» за подписями «работников детских и школьных библиотек». В нем книга была названа «пустой и чуждой идейно». В следующем номере журнала автора и иллюстратора книги обвинили в «возрождении традиций дореволюционной детской книги» и аполитичности. Особое возмущение вызвало то, что во время демонстрации маленькая героиня смогла увидеть только ноги. Книгу объявили «издевательской», было предложено «ударить автору по рукам». После этого Введенского прекратили издавать до 1939 года. Его материальное положение стало очень сложным, семья с двумя маленькими детьми находилась на грани голода. Не спасало и то, что несколько раз ему удалось получать денежные ссуды в Литфонде. Ввиду исключительно тяжелой ситуации поэт писал в Детиздат: «Я имею семью (жену и двух детей) и т. к. моим единственным источником заработка является заработок литературный, а его в 38 г. почти не было (в плане не стояло ни одной моей книжки), то я вынужден был все продать с себя и сейчас мне не в чем выйти на улицу, и семья моя, и я голодаем.… Поймите, что у меня нет никакого выхода, и никакой возможности жить так дальше».
Когда началась Великая Отечественная война, Александр Введенский был назначен руководителем отряда ополченцев. Антифашистские стихи для агитплакатов поэт писал прямо в типографии, буквально на коленях, редактор выхватывала у него листки и отправляла в верстку.
Осенью, во время немецкого наступления на Харьков, Введенский с семьей должен был эвакуироваться в Алма-Ату, однако в последний момент решил остаться в городе. Директор художественного фонда Михаил Дворчик, знакомый Введенского, написал на него донос. На рассвете 27 сентября 1941 года поэт был арестован.
На допросах Введенский объяснял отказ от эвакуации тем, что боялся отпускать жену, страдающую эпилепсией, с маленькими детьми в переполненном эшелоне. Сам же он был включен в состав агитгруппы, которая должна была эвакуироваться в последний момент. Cледователи НКВД предъявили поэту обвинение в антисоветской агитации, выражении сомнений в правдивости сообщений о зверствах немцев и желании остаться в городе в случае занятия его войсками противника.
13 октября 1941 года Александр Введенский был осужден по ст. 54-10 ч. II УК УССР. Сложно точно сказать, что на самом деле побудило его отказаться от эвакуации. Нельзя забывать о том, что многие его знакомые и друзья были репрессированы — провел несколько лет в концлагере А. Туфанов, в 1937 году расстрелян Н. Олейников, на год позже был арестован как враг народа Н. Заболоцкий. Ближайший друг поэта Д. Хармс относился к советской власти неприязненно. Можно с большой долей вероятности предположить, что Александр Введенский разделял его взгляды.
Поэт был отправлен по этапу. Случайный добрый прохожий доставил его семье найденную записку:
«Милые, дорогие, любимые. Сегодня нас уводят из города. Люблю всех и крепко целую. Надеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимся. Целую всех крепко, крепко, а особенно Галочку и Петеньку. Не забывайте меня. Саша».
В «Акте смерти заключённого в пути», подписанном начальником конвоя, комиссаром конвоя и врачом эшелона сказано, что 19 декабря 1941 года заключенный Введенский Александр Иванович умер на этапе из Харькова в Казань от экссудативного плеврита. Тело его было сдано в морг Казанской психиатрической больницы. Место захоронения неизвестно.
Уже в 60-е годы человек, который был в этапе вместе с Введенским, рассказал, что тот умер от дизентерии, очень ослабев из-за плохого питания. Кроме того, поэт обменивал свой скудный паек на табак. Согласно рассказу другого заключенного, обессилевший Введенский был застрелен конвоем.
Как на самом деле оборвалась жизнь одного из лучших русских поэтов, теперь установить невозможно.