а м прихожан биография
In memoriam
In memoriam
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры проектирующей психологии, заведующая лабораторией психологии эмоций Центра практической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Заместитель председателя диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.
Член Экспертного совета РГНФ, эксперт РФФИ.
Член редколлегии журналов «Психологические исследования», «Вестник РГГУ. Сер. «Психологические исследования».
Область научных интересов и сфера научной деятельности: специалист в области психологии личности, психологии эмоций, эмоционально-личностных нарушений, практической психологии. Область научных интересов- эмоционально-личностные особенности в детском возрасте. Основное направление исследований связано с психологией развития Я-концепции, возрастными особенностями эмоционально-личностных нарушений в рамках психологической нормы.
А.М. Прихожан разработана оригинальная концепция негативных эмоционально-личностных образований как барьеров личностного развития, в том числе концепция возникновения и закрепления тревожности как личностного образования. Серьезный вклад ею внесен в проведение международного исследования, связанного с изучением оценки риска загрязнения окружающей среды свинцом для здоровья детей в городах. Совместно с Н.Н. Толстых ею проведен цикл исследований по изучению особенностей психического развития детей в детских домах и школах- интернатах, психологической диагностики и отбора кандидатов в замещающие родители. Создан ряд оригинальных психодиагностических и психокоррекционных методик в области психологии развития.
А.М. Прихожан — автор ряда фундаментальных трудов, в том числе монографий, учебных пособий. Общее количество научных трудов — более 250. Основные работы:
Награды: Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996), Правительства РФ в области образования (2006) в составе научного коллектива.
Прихожан Анна Михайловна
доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ведущий научный сотрудник ПИ РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования
Дата последнего обновления: 06.07.2020
Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 9
Современная зарубежная психология (2012. Том 1, № 2. С. 29–38)
Вестник практической психологии образования (2009. Том 6, № 2. С. 96–104)
Психологическая наука и образование (2009. Том 14, № 3. С. 5–12)
Вестник практической психологии образования (2009. Том 6, № 1. С. 93–98)
Вестник практической психологии образования (2008. Том 5, № 4. С. 92–100)
Вестник практической психологии образования (2007. Том 4, № 4. С. 82–84)
Вестник практической психологии образования (2007. Том 4, № 3. С. 89–97)
Психологическая наука и образование (1998. Том 3, № 2)
Психологическая наука и образование (1997. Том 2, № 1)
Публикации в сборниках портала PsyJournals.ru 2
Другие публикации автора
Книги:
Монографии
Учебно-методические пособия:
Биография
Премии:
Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2006 г. в области образования, получена коллективом авторов под руководством И.В.Дубровиной за работу «Система воспитания психологической культуры в школе» Лауреат премии Президента Российской Федерации за 1996 г
Научная деятельность
Медиа-материалы
Доклад «Проблемы и программа отбора родителей из замещающих семей».
Прихожан Анна Михайловна (06 сентября 1946 г. – 21 мая 2015 г.)
Дата рождения: 06.09.1946
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Известный российский психолог, преподаватель психологии, специалист в области педагогической, детской и возрастной психологии, доктор психологических наук (1996), профессор (2007), Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2006 г. в области образования, получена коллективом авторов под руководством И.В.Дубровиной за работу «Система воспитания психологической культуры в школе», Лауреат премии Президента Российской Федерации за 1996 г.
А.М. Прихожан родилась 6 сентября 1946 г. Анна Михайловна окончила филологический факультет Московского государственного педагогического института (в настоящее время МПГУ, 1968), с этого же времени начала свою научную деятельность в Институте психологии АПН (Психологический институт РАО). В 1996 году защитила докторскую диссертацию, посвященную исследованию тревожности у детей и подростков, материалы которой нашли отражение в монографии «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». Эта проблема стала одной из центральных в творчестве А.М. Прихожан. Ею дана классификация тревожности, выявлены факторы, влияющие на ее развитие в онтогенезе, сконструированы методики на выявление ситуативной и личностной тревоги.
А.М.Прихожан внесла существенный вклад в психологию развития личности, детскую психологию, проводя исследования в области развития Я-концепции, тревожности и других эмоционально-личностных нарушений. Значительное место в творчестве А.М. Прихожан занимают работы, посвященные психологии детей, оставшихся без попечения родителей (Психология сиротства, совместно с Н. Толстых), проблеме отклонений в психическом развитии в подростковом возрасте, а также психологии неудачника. На основании полученных в этих исследованиях материалов ею впервые разработан курс «Социально-возрастная психология».
Участвовала в разработке проблемы развития психологической грамотности и психологической культуры школьников, являясь соавтором комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе» (под ред. И.В.Дубровиной), являлась членом Экспертного совета по психологии РГНФ, эксперт РНФ, зам. председателя Диссертационного совета РГГУ, член Диссертационных советов психологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и ПИ РАО.
А м прихожан биография
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе
«Хронос». Игра для тех, кто хочет избавиться от хаоса в своей жизни и обрести гармонию
Психология детской субкультуры: или зачем дети рассказывают страшные истории, испытывают храбрость, устраивают шалости, дразнят и обзываются
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Доктор психологических наук, профессор.
Профессор кафедры проектирующей психологии, заведующая лабораторией психологии эмоций Центра практической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.
Заместитель председателя диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.
Член Экспертного совета РГНФ, эксперт РФФИ.
Член редколлегии журналов «Психологические исследования», «Вестник РГГУ. Сер. «Психологические исследования».
Область научных интересов и сфера научной деятельности: специалист в области психологии личности, психологии эмоций, эмоционально-личностных нарушений, практической психологии. Область научных интересов- эмоционально-личностные особенности в детском возрасте. Основное направление исследований связано с психологией развития Я-концепции, возрастными особенностями эмоционально-личностных нарушений в рамках психологической нормы.
А.М. Прихожан разработана оригинальная концепция негативных эмоционально-личностных образований как барьеров личностного развития, в том числе концепция возникновения и закрепления тревожности как личностного образования. Серьезный вклад ею внесен в проведение международного исследования, связанного с изучением оценки риска загрязнения окружающей среды свинцом для здоровья детей в городах. Совместно с Н.Н. Толстых ею проведен цикл исследований по изучению особенностей психического развития детей в детских домах и школах- интернатах, психологической диагностики и отбора кандидатов в замещающие родители. Создан ряд оригинальных психодиагностических и психокоррекционных методик в области психологии развития.
А.М. Прихожан — автор ряда фундаментальных трудов, в том числе монографий, учебных пособий. Общее количество научных трудов — более 250. Основные работы:
Награды: Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996), Правительства РФ в области образования (2006) в составе научного коллектива.
А м прихожан биография
К ЮБИЛЕЮ А.М. ПРИХОЖАН
6 сентября 2006 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Анны Михайловны Прихожан — доктора психологических наук, профессора, заведующей лабораторией психологии эмоций Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.
А.М. Прихожан родилась в Москве, в большой, интеллигентной, трудолюбивой и очень дружной семье. Ее отец, Михаил Александрович Прихожан, инженер-строитель, работал на многих стройках страны, занимал высокие должности, включая пост члена коллегии Министерства строительства СССР. Мать, Прасковья Яковлевна Подгорецкая, была педагогом, историком, два старших брата — врачами, признанными специалистами каждый в своей области медицины. В доме всегда было очень много книг: целая библиотека книг по строительству (папины), целая библиотека книг по истории (мамины), сотни томов художественной литературы. Потом появилась и большая психологическая библиотека (Анина). Эти книги всегда были достоянием не только членов семьи, но и многих-многих других людей. В открытом, хлебосольном, приветливом доме Прихожанов ценились порядочность, профессионализм в том деле, которым занимаешься, остроумие, готовность прийти на помощь в любую минуту. Все эти черты в полной мере унаследовала и сама Анна Михайловна.
Высшее образование А.М. Прихожан получила в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина, окончив в 1968 г. факультет русского языка и литературы. Любовь к литературе, блестящее владение родным языком, чувство стиля нельзя не заметить, читая ее работы.
Сразу после окончания института Анна Михайловна пришла в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО), пришла, как оказалось, надолго. Она начала свою трудовую биографию с должности старшего лаборанта, затем стала младшим научным сотрудником, потом старшим и, наконец, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО. За исключением самого первого года, А.М. Прихожан трудилась в одной и той же лаборатории (сегодня она называется лабораторией научных основ детской практической психологии), вначале под руководством Л.И. Божович, затем — И.В. Дубровиной. С 2004 г. А.М. Прихожан становится заведующей лабораторией психологии эмоций в РГГУ, продолжая сотрудничество с Психологическим институтом РАО. За свой многолетний добросовестный труд она награждена медалью «В память 850-летия Москвы».
Тревожность рассматривается А.М. Прихожан в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Продолжая идеи Л.И. Божович, она рассматривает тревожность как значащее переживание, отражающее в особой форме удовлетворенность потребностей человека. Она исследовала возрастные и гендерные характеристики проявлений тревожности как состояния и свойства личности, проанализировала изменения тревожности у детей и подростков в зависимости от социокультурных условий развития общества. Было показано, что тревожность как личностное образование может при определенных условиях становиться основным побудителем поведения человека, заменяя собой социально и личностно значимые мотивы.
А.М. Прихожан принимала самое активное участие в научной и научно-практической разработке целого ряда масштабных проектов, чрезвычайно важных для психологической науки и практики. Перечислим лишь некоторые из них: учебная перегрузка (итоги работы отражены в коллективной монографии «Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет», 1988), дети Чернобыля, дети-сироты (книги «Дети без семьи», 1990, «Психология сиротства», 2005, в соавторстве с Н.Н. Толстых).
В 1980-е гг. вместе с И.В. Дубровиной и другими сотрудниками лаборатории научных основ детской практической психологии ПИ РАО А.М. Прихожан начала разработку концепции школьной психологической службы и по сути дела строительства этой службы в России. Она явилась соавтором самого первого варианта Положения о психологической службе (1983), коллективных монографий «Рабочая книга школьного психолога» (1991), «Практическая психология образования» — учебник для вузов, выдержавший четыре издания и вошедший в число 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Она активно участвовала в организации и проведении ряда всероссийских съездов психологов, множества научно-практических конференций, семинаров для практических психологов образования. Вся эта работа содействовала становлению психологической службы образования в стране и была высоко оценена — в 1996 г. А.М. Прихожан в числе ряда других сотрудников ПИ РАО была удостоена премии Президента РФ в области образования.
В 1990-е гг. А.М. Прихожан вместе с И.В. Дубровиной и своими коллегами по лаборатории задумывает и приступает к реализации нового грандиозного проекта — написанию комплекта учебников по психологии для школьников III–XI классов. Теперь эти учебники (их всего восемь плюс методическое пособие для преподавателей) напечатаны! По ним уже преподают психологию в ряде школ Москвы, почти во всех школах Омского региона, в ряде других городов. Учебники нравятся школьникам, учителям, родителям. В 2006 г. А.М. Прихожан вместе со своими коллегами-соавторами за создание этих учебников удостоена премии Правительства РФ в области образования.
Слова «принимала активное участие в осуществлении всех этих проектов» явно недостаточны для характеристики вклада в них А.М. Прихожан. Можно без всякого преувеличения сказать, что без нее — это были бы совсем другие проекты, если вообще были бы.
А.М. Прихожан много времени и сил, причем в большинстве случаев с удовольствием, отдает преподавательской работе. Она не только читает лекции и ведет семинары в МГУ им. М.В. Ломоносова, в РГГУ, в МГППУ, но и руководит курсовыми, дипломными, диссертационными работами. Сегодня и в Москве, и во многих других городах и весях страны многие-многие люди с гордостью говорят: «Меня учила психологии Анна Михайловна Прихожан». И почти каждый добавит: «…и не только психологии», потому что она умеет передать молодому поколению гораздо большее — живую традицию научной мысли, научную этику, человеческую порядочность, бескорыстие и многое другое из того, чего сегодня так недостает в нашей повседневной жизни.
Анна Михайловна — человек, каких мало. Иногда кажется, что она живет в каких-то иных пространственно-временных координатах, где в сутках не 24, а как минимум 48 часов, где московские расстояния или толщина прочитанных книг как минимум вдвое меньше, чем все мы думаем, где можно превозмочь и сделать то, чего превозмочь и сделать как будто бы нельзя.
С днем рождения Вас, дорогая Анна Михайловна!