адмирал кузнецов биография авианосец
Авианосец “Адмирал Кузнецов” — героический корабль тяжёлой судьбы
На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.
Краткая история создания
Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.
Опыт применения авианосцев показал — звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” — сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.
В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец — адмирал флота Н.Г. Кузнецов.
Однако его личный конфликт с маршалом Жуковым, приведший к опале адмирала, и своеобразная позиция партийного руководства, провозгласившего авианосцы “оружием агрессоров”, похоронили эту идею.
Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники — корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.
Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.
Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.
Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.
Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.
Описание корабля
Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе — их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.
Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.
Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.
А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.
Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.
Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.
Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.
Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.
По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.
Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают зенитные ракеты “Кинжал”, ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.
Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации тяжёлого истребителя Су-27, лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.
Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.
Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца — противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.
Интересные факты и технические характеристики
Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).
Второй корабль проекта — “Варяг”, несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.
В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.
ТАКР “Адмирал Кузнецов” | USS Nimitz (CVN-69) | Charles de Gaulle (R91) | HMS Queen Elizabeth | |
---|---|---|---|---|
Длина, м | 305 | 332,9 | 261,5 | 284 |
Ширина полётной палубы, м | 70 | 76,8 | 64,36 | 73 |
Полное водоизмещение, т | 55000 | 106300 | 42000 | 65000 |
Скорость хода, узлы | 29 | 30 | 27 | 25 |
Дальность плавания | 8000 миль при скорости 18 узлов | Неограниченная | Неограниченная | 10000 миль при скорости 15 узлов |
Вооружение | 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” | 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов | 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий | Нет данных |
Авиагруппа | 28 самолётов, 14 вертолётов | 90 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов |
Экипаж, чел | 1960 | свыше 5000 | 1950 | до 1600 |
Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.
Видео
Героический корабль тяжелой судьбы – авианосец «Адмирал Кузнецов»
Авианосец «Адмирал Кузнецов» тоже этого не смог избежать. Кто-то говорит, что он «смеется над НАТОвскими кораблями», указывая на его мощнейшее вооружение, а кто-то считает корабль «позором российского флота», якобы тот находится долгое время на ремонте.
Но авианосец «Адмирал Кузнецов» уже успел повоевать, и был награжден орденом Ушакова, так что заявлять о его «позорности» слишком поторопились.
Краткая история авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и его особенности
На самом деле «Адмирал Кузнецов» не является авианосцем в привычном понимании, поскольку помимо авиакрыла на его борту имеется и тяжелое ракетное вооружение, в частности противокорабельные ракеты «Гранит». Именно поэтому этот корабль определяется как тяжелый авианесущий крейсер, и спектр выполняемых им задач несколько отличается от целей обычных авианосцев.
История «Адмирала Кузнецова» началась еще в 1981 году, когда проект корабля был одобрен, и через год началось его строительство. Сложный период в жизни страны повлиял на этот процесс, так что работы длились почти 10 лет, а полный ввод в эксплуатацию завершился лишь к 1995 году.
Название «Адмирала Кузнецова» менялось очень часто – изначально авианосец назывался «Ригой», затем «Леонидом Брежневым», а после «Тбилиси» и только в 90-м году корабль получил свое нынешнее имя.
Планировалось выпустить несколько кораблей такого типа, объединенных в класс «Кузнецов», сам же «Адмирал Кузнецов» должен был стать флагманом. На черноморской верфи даже было заложено сестринское судно «Варяг», однако после распада Союза Украина продала его корпус Китайской Народной Республике, которая завершила строительство на своей территории.
В период с 1991 по 2015 год «Адмирал Кузнецов» совершил всего несколько боевых походов, а крупная модернизация на его борту проводилась лишь раз.
В 2016 году авианосец принял участие в Сирийской кампании, но после двух инцидентов, приведших к потере самолетов, авиакрыло было решено перебазировать на сушу. После этого «Адмирал Кузнецов» участвовал в учениях, а затем отправился на модернизацию в Мурманск, однако дата окончания работ остается неизвестной. И позже станет ясно почему.
Что не так с авианосцем «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
Почему же на Западе «Адмирала Кузнецова» окрестили одним из худших авианосцев? Конечно, историю этого корабля нельзя назвать впечатляющей, однако причины такой неприязни скрываются в первую очередь в крайней степени ненадежности данного авианосца.
Практически каждый поход «Адмирала Кузнецова» завершался поломкой или серьезным инцидентом.
Так, к примеру, еще во время первого развертывания 1995 года на борту возникла острая нехватка воды, вызванная поломкой опреснителя. А в 2005 году с его палубы упал самолет «Су-33». К катастрофическим последствиям привел и третий поход корабля в Средиземном море – в 2009 году на его борту возник пожар из-за устаревшей проводки, а позже, в том же году, во время дозаправки произошел крупный разлив нефтепродуктов объемом в сотни тонн.
Наибольшее же количество проблем «Адмирала Кузнецова» вызвано ненадежностью его двигательной установки. Корабль приводится в движение паровыми турбинами, однако вся система вместе с восемью котлами настолько нестабильна, что авианосец постоянно сопровождается буксиром, на случай ее отказа.
Иностранные наблюдатели, побывавшие на борту авианесущего крейсера, не раз заявляли, что российский корабль снаружи выглядит блестящим, однако внутри он ужасает. Водопроводная система не рассчитана на заморозки – вода просто замерзает. Чтобы избежать разрыва труб, большая часть кают и сантехнических узлов просто отключена от водоснабжения.
Учитывая, что экипаж авианосца может превышать 1900 человек, а максимальная длительность нахождения в море составляет 45 дней, такие меры приводят к значительному ухудшению условий на борту.
Что же касается операции в Сирии, то и здесь поход «Адмирала Кузнецова» не прошел гладко. Прежде всего, количество самолетов, которые могли одновременно подниматься в воздух, было ограниченно из-за недостатка обученных пилотов.
В первый месяц операции самолет «МиГ-29К», принадлежавший авиакрылу «Адмирала Кузнецова», упал в море, поскольку у него кончилось топливо – задержка была вызвана ремонтом троса аэрофинишера, необходимого для посадки.
Менее чем через месяц еще один самолет «Су-33» вновь упал в море при попытке совершить посадку. Трос аэрофинишера не был исправен и не смог его затормозить. После этого инцидента авиакрыло «Адмирала Кузнецова» перебазировалось на сушу.
Описание корабля
Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе — их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.
Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.
Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.
А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.
Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.
Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.
Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.
Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.
По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.
Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают зенитные ракеты “Кинжал”, ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.
Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации тяжёлого истребителя Су-27, лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.
Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.
Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца — противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.
Интересные факты и технические характеристики
Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).
Второй корабль проекта — “Варяг”, несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.
В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.
ТАКР “Адмирал Кузнецов” | USS Nimitz (CVN-69) | Charles de Gaulle (R91) | HMS Queen Elizabeth | |
Длина, м | 305 | 332,9 | 261,5 | 284 |
Ширина полётной палубы, м | 70 | 76,8 | 64,36 | 73 |
Полное водоизмещение, т | 55000 | 106300 | 42000 | 65000 |
Скорость хода, узлы | 29 | 30 | 27 | 25 |
Дальность плавания | 8000 миль при скорости 18 узлов | Неограниченная | Неограниченная | 10000 миль при скорости 15 узлов |
Вооружение | 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” | 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов | 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий | Нет данных |
Авиагруппа | 28 самолётов, 14 вертолётов | 90 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов |
Экипаж, чел | 1960 | свыше 5000 | 1950 | до 1600 |
Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.
Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.
Дискуссии о развитии вооружений в данном направлении продолжаются еще с 2000-х годов. Без авианосных кораблей Россия не может иметь достаточно мощный флот. Однако их проектирование и сборка требуют значительных финансовых затрат. Также нет и оборудованной верфи, способной собирать новые корабли.
С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.
Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»
Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.
Участие в учениях и боевых условиях
Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.
В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.
В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.
После похода был проведен новый капитальный ремонт с обновлением ряда агрегатов корабля. В 2011 вместе с несколькими кораблями Северного флота совершил переход к берегам Сирии, поход завершился в 2014. В 2015 и 2016 находился на восстановительном ремонте.
В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.
В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.
Оценка проекта и перспективы
Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.
Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.
Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.
По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.