Аэроэкспресс что это такое
Компания
«Аэроэкспресс» – динамично развивающаяся компания, осуществляющая железнодорожные пассажирские перевозки между столицей и аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и Шереметьево). Компания основана в 2005 году.
«Аэроэкспресс» является неотъемлемой частью современной транспортной системы Московского региона. В условиях загрузки основных автомагистралей компания предоставляет удобный и точный по времени способ добраться из центра Москвы до аэропорта. Железнодорожные терминалы и станции, с которых отправляются поезда «Аэроэкспресс», удобно расположены вблизи станций Московского метрополитена и Московского центрального кольца.
В 2019 году услугами компании воспользовались более 12 млн человек. С момента основания «Аэроэкспресс» перевез уже более 142 млн пассажиров.
Подвижной состав
В октябре 2017 года «Аэроэкспресс» запустил двухэтажный подвижной состав производства швейцарской компании Stadler. Поезда нового поколения курсируют по маршрутам Одинцово – Белорусский вокзал – аэропорт Шереметьево и Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Компания эксплуатирует 11 двухэтажных поездов. Каждый вагон оснащен несколькими экранами, розетками, удобными креслами, полками для багажа. Также компания эксплуатирует 7 одноэтажных составов, разработанных по специальному заказу на Демиховском машиностроительном заводе, и 2 скоростных поезда «Ласточка».
Сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава производится в собственном депо компании. Оно было создано в 2012 году на базе арендованных площадей Локомотивного депо имени Ильича. «Аэроэкспресс» — первый частный перевозчик в пригородном пассажирском сообщении, самостоятельно обслуживающий эксплуатируемый подвижной состав.
Точность следования поездов «Аэроэкспресс» в 2019 году составила 99,8%.
Экспресс-автобусы
15 октября 2019 года компания запустила регулярный автобусный экспресс-маршрут от станции метро «Ховрино» до Северного терминального комплекса аэропорта Шереметьево. Экспресс-автобусы курсируют ежедневно с 6:20 до 22:40 с интервалом отправления 20 минут. Маршрут проходит по платной трассе М-11 без дополнительных остановок, время в пути составляет порядка 20 минут. Экспресс-автобусы окрашены в фирменной стилистике «Аэроэкспресс» – красный корпус с логотипом и указанием маршрута, времени в пути.
Промежуточные остановки
С 2018 года аэроэкспрессы стали останавливаться на платформе Окружная Шереметьевского направления и на платформе Верхние Котлы Домодедовского направления. С ноября 2019 года «Аэроэкспресс» продлил маршрут от аэропорта Шереметьево до Одинцова. Теперь на участке от Одинцова до Белорусского вокзала поезда делают остановки на станциях Баковка, Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий Поселок, Кунцевская, Фили, Тестовская, Беговая. Далее от Белорусского вокзала аэроэкспрессы следуют в режиме экспресса с остановками на Савеловском вокзале и Окружной.
С вводом промежуточных остановок у пассажиров появилась возможность выбирать наиболее удобную станцию посадки в «Аэроэкспресс», совершать быстрые пересадки на одноименные станции метро и МЦК, а также на другие виды городского наземного транспорта. Зоны прохода к аэроэкспрессам в павильонах новых станций отмечены соответствующими навигационными указателями.
Сервисы для пассажиров
Приобрести билет на «Аэроэкспресс» можно в кассах, билетопечатающих автоматах, на турникетах с помощью технологии Pay@Gate, на сайте www.aeroexpress.ru, через мобильное приложение (iOS и Android) и у мобильных кассиров в аэропортах.
Пассажирам «Аэроэкспресс» доступны все возможные виды оплаты, в том числе банковскими картами с поддержкой системы MasterCard PayPass или Visa payWave, Maestro, Мир, Union Pay, JCB, а также оплата картой «Тройка». Кроме того, пассажиры могут воспользоваться сервисом бесконтактных платежей Apple Pay и Samsung Pay, который работает и в мобильном приложении «Аэроэкспресс».
Система менеджмента качества «Аэроэкспресс» соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2015.
Терминалы
У компании есть собственный железнодорожный терминал в аэропорту Шереметьево. Это уникальный, не имеющий аналогов в России пятиэтажный железнодорожный комплекс, общей площадью более 50 000 кв. м. Терминал «Аэроэкспресс» – единый транспортный узел, связывающий терминалы Шереметьево F, E и D. Также ведется строительство железнодорожного терминала «Аэроэкспресс» в аэропорту Домодедово.
«Аэроэкспресс» имеет железнодорожный терминал на Павелецком вокзале, его площадь составляет 2 000 кв. м. На территории терминала функционирует отдельный выход на ж/д платформу, лифты и эскалаторы, авиакассы, билетопечатающие автоматы, а также кассы «Аэроэкспресс», одна из которых специально адаптирована для маломобильных пассажиров. Пропускная способность терминала составляет 1800-2000 человек в час.
Социальная ответственность
В своей деятельности «Аэроэкспресс» учитывает интересы социально незащищённых слоёв населения. Пассажирам с ограниченными физическими возможностями предоставляется бесплатная услуга «Персональный помощник». Вагоны электропоездов оборудованы откидными рампами для пассажиров в коляске, специальными местами и туалетными комплексами, приспособленными для маломобильных граждан. Кассы в терминалах компании оснащены переговорными устройствами для людей с пониженным слухом. Платформы вокзалов и терминалов оборудованы тактильной плиткой, позволяющей незрячим пассажирам передвигаться самостоятельно. Двухэтажные поезда оснащены уникальным лифтом для перемещения пассажиров в инвалидных колясках между этажами.
«Аэроэкспресс» является обладателем сертификата, подтверждающего полное соответствие деятельности компании требованиям международного стандарта ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности». Свидетельство было выдано Общероссийским отраслевым объединением работодателей железнодорожного транспорта.
Правила покупки и использования билетов на аэроэкспресс
Аэроэкспрессы — скоростные поезда, которые доставляют пассажиров в столичные аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово. Составы курсируют ежедневно с 5:30 утра до полуночи каждые полчаса. Экспрессы следуют с минимумом остановок и развивают скорость до 120 км в час.
Аэроэкспресс: фото поезда
Современные одноэтажные и двухэтажные поезда имеют оригинальный красно-черный дизайн. Вагоны оборудованы кондиционерами и вакуумными туалетами, для пассажиров на колясках есть пандусы. Внутри салона — удобные сиденья, столики, верхние полки для сумок и стеллажи для чемоданов. В поездах раздается бесплатный Wi-Fi, есть розетки для зарядки электронных устройств. Пассажиры могут заказать напитки и перекус по бортовому меню.
Аэроэкспресс: фото стандартного вагона
С какого вокзала идет аэроэкспресс
Поезда во Внуково стартуют с Киевского вокзала и приезжают на подземную ж/д станцию напротив терминала А.
В аэропорт Домодедово поезда отправляются с Павелецкого вокзала и ж/д станции Верхние Котлы.
С открытием МЦД-1 все аэроэкспрессы в Шереметьево отправляются из города Одинцово, с остановками на Белорусском и Савеловском вокзалах и Окружной. Сесть можно и на всех промежуточных станциях: Беговая, Тестовская, Фили, Славянский бульвар, Кунцево, Рабочий поселок, Сколково и других. Поезда прибывают к терминалу E аэропорта. К терминалам D, F и B от станции аэроэкспресса можно дойти пешком или доехать на поездах-шаттлах. Воспользоваться шаттлом могут только пассажиры, вылетающие из аэропорта: придется показать авиабилет.
В обратную сторону, от аэропорта до Белорусского вокзала, поезд едет без остановок, а от вокзала до Одинцова делает остановки на всех станциях, как обычная электричка.
Можно ли добраться в Шереметьево по МЦД-1
21 ноября 2019 года запущены первые два участка Московских центральных диаметров. МЦД-1 ведет от города Одинцова до платформы Шереметьевская. Однако платформа находится не рядом с аэропортом — между ними 10 километров. Поэтому доехать в Шереметьево по МЦД-1 и по тарифам метро не получится. К терминалу аэропорта подъезжают только аэроэкспрессы.
В то же время на аэроэкспрессах можно прокатиться, как на обычной электричке. Не удивляйтесь, если вместо пригородной электрички придет красный двухэтажный поезд. В бизнес-классе аэроэкспресса можно доехать от Одинцова до Белорусского вокзала, а в стандартном классе можно и дальше, до Окружной. При этом для проезда действительны как разовые билеты на электричку, так и абонементы и карта «Тройка».
Сколько идет аэроэкспресс
Это зависит от того, в какой аэропорт ехать и на какой станции садиться, а также от ремонтных работ и других факторов. В таблице мы приводим минимальное и максимальное время поездки. Чтобы узнать, сколько длится конкретный рейс, посмотрите график движения аэроэкспрессов на выбранную дату.
«Аэроэкспресс»: идём в депо
Давайте поговорим о том, как устроен «Аэроэкспресс», почему в нём почти не слышно шума, куда ему засунули аккумулятор, и как вообще всё устроено в самом поезде. И в депо тоже, потому что компания «Аэроэкспресс» имеет свои поезда, своё депо для их обслуживания и свои бригады машинистов. То есть всё своё, кроме рельсов и электричества.
Максим Корсаков
Поделиться
На этой фотографии из депо видно три поколения электропоездов: новый двухэтажный поезд ЭШ2, довольно старый ЭД4 (таким было первое поколение экспрессов до аэропорта) и ЭГ2Т, «средняя» по характеристикам между ними хорошая рабочая лошадка, которую тоже ремонтируют в депо Аэроэкспресса.
Работы в кабине машиниста.
Это очень, очень интересный пример компании на инфраструктуре РЖД.
Что это такое?
Аэроэкспресс — это комфортабельный электропоезд до аэропортов Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и Шереметьево) с Киевского, Павелецкого и Белорусского вокзалов из Москвы. Быстрый способ попасть из города в аэропорт с минимумом остановок: из Домодедово есть остановка на пересадочном контуре Верхних Котлов, а из Шереметьево — теперь на Окружной, и всё это мимо пробок. Как и везде в мире, такой способ дороже классического общественного транспорта, но дешевле такси. Перевозка по международным определениям считается интермодальной, поскольку бесшовная — это доставка пассажиров из хаба в хаб (с аэропорта на вокзал).
Как всё начиналось?
В 2005-2007 годах компания только продавала билеты. Подвижной состав и всё, что с ним связано, был арендован у РЖД. В 2008 году были закуплены первые собственные поезда (которые курсируют до сих пор на Шереметьевском направлении). Вот один из них на обслуживании:
В 2011 году появилась первая собственная локомотивная бригада, то есть кроме поездов компания «Аэроэкспресс» начала работать и с эксплуатацией.
В 2012 году забрали себе и обслуживание, для чего взяли в долговременную аренду старинное депо около Белорусского вокзала, построенное ещё в XIX веке для паровозов. Вот поворотный круг:
Что за депо?
Часть с веером — это депо, построенное в XIX веке. За ним — уже нормальное, более современное депо образца 1960 года из трёх ступеней (помещений). Именно эти три ступени взял «Аэроэкспресс» и начал модернизировать.
Исторически это паровозное депо. Каждая ступень должна была вместить два паровоза на одной канаве (из нескольких канав), то есть длина корпусов была по 72 метра на ступень. Потом из-за новых видов тяги — дизельной и электрической — депо расширили. Первая ступень осталась неизменной. Вторая удлинилась, к части со сводами достроили продолжение. Вот старые своды:
Вторая ступень стала 125 метров. Третья ступень — это самая новая часть, длиной уже 260 метров, её достраивали дольше всего. Это сейчас единственное депо в Москве и области с цехом не прямой, а изогнутой формы. Эту изогнутую часть закончили в 1975-1976 годах из-за развития пригородных перевозок. Тогда пригородные поезда состояли из двух вагонов, потом — из шести на электропоезде рижского производства. Потом составность стала расти. Достроили депо на 12 вагонов ЭР2 (сейчас эти поезда почти все списаны). Латвийский завод, кстати, до сих пор делает компоненты, которые применяются в ЭД4, новых ЭП2, и на «Иволгах» с третьего номера — тоже компоненты Рижского завода. Сейчас электрическую часть делает Латвия, поставляет вагонокомплекты на ТВЗ, а там их собирают, делают пуско-наладку, испытания и вводят в эксплуатацию.
Маневровую работу осуществляет тоже компания на собственных локомотивах.
Загрузка поезда немного напоминает загрузку старых BIOS с красивыми проверками состояния систем. Вот видео:
Как появились двухэтажные Аэроэкспрессы?
В 2012 году стало понятно, что пассажиропоток будет расти. Через три года нужно было новое решение. Традиционное — прицепить ещё вагонов. Но расчётные 12 вагонов не помещались на платформы, а модифицировать платформы — удовольствие не из дешёвых.
Вторая особенность — чем длиннее поезд, тем выше затраты на его эксплуатацию на инфраструктуре железных дорог.
Мировой опыт — два этажа. За образец взяли немецкую Deutsche Bahn и голландскую NS. Решили закупить двухэтажные поезда. Сейчас современный шестивагонный поезд Аэроэкспресса имеет больше посадочных мест, чем десятивагонный первого поколения, обслуживается в 6 раз реже, и затраты на его эксплуатацию гораздо меньше.
Закупили новые поезда, сдали арендованные обратно в РЖД. Сейчас в собственности 7 ЭД4МКМ-АЭРО и 11 ЭШ2. Из двухэтажных девять 6-вагонные и два 4-вагонные. Двухэтажные ходят во Внуково и Домодедово, но не могут в Шереметьево. Физически пролезают, но не могут пройти по допускам приближения строений. Этот вопрос сейчас обсуждается, надо на одном из путепроводов чуть поднять контактный провод.
Как выбирали вендора для двухэтажного поезда?
Объявили тендер, в рамках которого нужно было довольно много чего разрабатывать под особенности именно Аэроэкспресса с учётом опыта эксплуатации и потом производить, поставлять и обслуживать поезда по гарантии. В финал тендера прошли Stadler (читается «Штадлер»), Škoda, и Alstom. Были заявки из Китая и Кореи, в частности, от Hyundai, но у них не было опыта строительства двухэтажных поездов, то есть всю разработку почти с начала предполагалось делать на этом проекте. А у остальных финалистов поезда уже были в эксплуатации, пускай и не совсем такие, но двухэтажные. В итоге по потребительским качествам победил Stadler. Закупили 11 поездов. То есть современный двухэтажный Аэроэкспресс — это очень сильно модифицированный Stadler KISS. Двухэтажный такого габарита от этого же общего предка ходит в Азербайджане и Грузии, а меньших габаритов на Европе уже много, и давно.
Мы остановились на депо… Что там сделали?
В 2012 году была масштабная реконструкция на более чем миллиард рублей. Длилась два года — это чтобы обслуживать двухэтажные поезда. Реконструкция спонсировалась полностью за счёт собственных средств компании. Получилось интересно. Смотрите: