Аффилированные организации что это такое при проверке
Как проверить контрагента на аффилированность?
Проверка аффилированности и взаимозависимости необходима для того, чтобы избежать рисков в гражданско-правовых отношениях, а также налоговых рисков, связанных с признанием отношений с контрагентом необоснованной налоговой выгодой.
Понятие аффилированных и взаимозависимых лиц
Аффилированные лица
Физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (статья 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
На основании статьи 53.2 ГК РФ, если наступление правовых последствий зависит от наличия между лицами взаимосвязи, то наличие или отсутствие таких отношений определяется законом. А вот Налоговый кодекс оперирует понятием «взаимозависимости».
Согласно статье 105.1 НК РФ под взаимозависимостью понимаются:
При этом к признакам аффилированности и взаимозависимости относится как прямое, так и косвенное участие одной организации в другой.
Поэтому для проверки аффилированности нужно удостовериться не только в прямом, но и в косвенном участии одной организации в другой.
Зачем проверяют аффилированность?
Аффилированность и взаимозависимость необходимо проверять по многим причинам.
Пример
В Определении Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015 суд рассмотрел дело о доначислении налогов по сделке между взаимозависимыми лицами, и пришел к мнению о нерыночном ценообразовании. Общество на основании договора от 05.04.2011 N 05/04/2011 налогоплательщиком в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дубовец» передано право собственности на здание по цене 9 440 000 рублей. Также были заключены аналогичные договоры в отношении других объектов недвижимости, которые были проданы одноименному обществу с ограниченной ответственностью «Деловой центр Минаевский» по цене 950 000 рублей, обществу с ограниченной ответственностью «Строитель», по цене 710 000 рублей. Налоговая инспекция провела экспертизу и выяснила, что на дату совершения сделки стоимость имущества составляла 273 656 000 рублей, вместо примененной сторонами сделки 9 440 000 рублей.
Как проверить контрагента на аффилированность?
Проверка контрагента на аффилированность — непростая задача, ведь компания может скрывать свои связи. Да и сами сотрудники компании не всегда знают, что генеральный директор или учредитель одновременно основал другую компанию и совершает сделки.
Многие компании используют механизм заверений, когда в договор включается оговорка о том, что фирма не имеет аффилированных лиц, но такая оговорка не гарантирует на 100% то, что контрагент сообщит достоверную информацию.
Самым же распространенным вариантом проверки является проверка в Интернете по косвенным признакам, а также проверка по свидетельству ЕГРЮЛ, размещенному на сайте ИФНС, которое можно найти по наименованию или ИНН компании. Но недостатком этого способа проверки контрагентов является то, что узнать из открытых источников все аффилированные компании непросто, ведь такие источники, как правило, не публикуются.
Проще проверить контрагента через Casebook. Сервис автоматически определяет факторы риска у той или иной компании. Например, мы хотим заключить договор с обществом с ограниченной ответственностью. Через строку поиска находим нужную компанию, открываем её карточку и переходим в раздел «Факторы риска».
Один из факторов, который мы видим — «массовый учредитель». Не всегда подобные риски являются определяющими факторами, из-за которых стоит расторгать договор или отказываться от сделки. Однако на это следует обратить внимание и дополнительно проверить.
Массовый адрес регистрации, массовый учредитель и руководитель — это одни из главных признаков, по которым налоговики определяют «однодневки». Сотрудничество с такими фирмами чревато для компании обвинением в получении необоснованной налоговой выгоды и доначислением налога на прибыль и НДС. Персона может является массовым учредителем в 50 компаниях и возможным учредителем еще в 3-х. Возможное участие показывает как раз косвенное участие, то есть косвенную аффилированность.
Кроме того, проверить аффилированность можно, зная фамилию, имя и отчество генерального директора или участника компании. Для этого в Casebook удобно использовать поиск по персонам. Система покажет, в каких организациях данное лицо является учредителем и генеральным директором.
Таким образом, достаточно легко вычислить аффилированные компании по наименованию или конкретному лицу. Также можно проверить топ-менеджеров или членов совета директоров. Подобная проверка может понадобиться при принятии важного решения о приобретении активов, покупки компании и проведении due diligence сделки.
Для дополнительной безопасности в сервисе можно изучить ранее действующие компании, в которых определенное лицо являлось директором или учредителем. Такая проверка позволяет проследить историю участия этого человека в различных компаниях, увидеть, почему те или иные лица закрывались и какие у них были проблемы.
Существуют и другие сервисы для проверки аффилированности и поиска факторов риска. Уникальность же Casebook в том, что в несколько кликов можно не только провести проверку связанных компаний, но и оценить судебные перспективы работы с тем или иным контрагентом, количество арбитражных и дел СОЮ, то есть провести более глубокую проверку.
Аффилированные лица и компании
Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант
Аффилированные лица и компании
Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант
Понятие «аффилированные лица» появилось относительно недавно, и уже успело приобрести негативный подтекст. Неудивительно, ведь его очень часто можно встретить в текстах, где речь идет о коррупции, выводе активов, фиктивных сделках, незаконной оптимизации налогов и т.д.
Аффилированные лица – это все лица, которые могут влиять на управленческие решения, принимаемые компанией. Речь идет о заключении крупных сделок, принятии решений об изменении структуры управления бизнесом, стратегии развития компании и т.п.
Давайте разберемся, кто они – аффилированные лица и компании, и как избежать негативных последствий, с ними связанных.
Что значит аффилированные юрлица?
Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.
Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Характер аффилированности здесь может быть:
Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.
Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:
Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.
С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).
Дополнительные признаки аффилированности юридических лиц
Кроме явных признаков аффилированности, перечисленных в упомянутых выше нормативных актах, о зависимости организации и связанного лица можно судить, например, по степени контроля компании в конкретных хозяйственно-экономических обстоятельствах.
В частности, в постановлении Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 разъясняется, кто именно разделит ответственность с непосредственными участниками процедуры банкротства организации:
Читайте по теме:
Как доказать аффилированность юридических лиц?
Понятие аффилированности в российском законодательстве остается не до конца раскрытым. Еще в 2012 году на рассмотрение в Госдуму внесли законопроект № 47538-6. В нем авторы пытались подробно раскрыть термин аффилированности и перечислить конкретные схемы участия одного юридического лица в деятельности другого. Более того – один из пунктов проекта предусматривал возможность признания судом аффилированных отношений, несмотря на отсутствие конкретных законодательно предусмотренных признаков, то есть, исходя из фактических обстоятельств дела.
Однако в статью 53.2 Гражданского кодекса РФ до сих пор не внесены изменения, но в современной судебной практике признают возможность наличия прямой и косвенной аффилированности по фактическим основаниям, даже в случае отсутствия правоотношений между организацией и связанными лицами.
Так, из определения Верховного Суда РФ от 15.06.2016 № 308-ЭС16-1475 следует, что наличие аффилированных связей можно доказывать любыми, не запрещенными процессуальным законом средствами. Даже в случае, когда две организации не входят в одну группу лиц, то в качестве доказательств можно использовать следующие обстоятельства:
Таким образом, ключевым признаком аффилированности являются не взаимоотношения в рамках экономической зависимости, а возможность влиять на принципиальные решения юридического лица, от которых зависит судьба организации.
Кроме того, в судебной практике существуют примеры, когда наличие аффилированной связи ставилось под сомнение даже при наличии явной экономической зависимости. Так, в деле о банкротстве (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2014 № 15АП-19042/2013 по делу № А53-3626/2013) суд пришел к выводу, что о факте принадлежности к одному «производственному комплексу» и наличии зависимости деятельности одной организации от другой не свидетельствуют следующие обстоятельства:
Таким образом, суд признал наличие формальных признаков аффилированности при отсутствии фактической экономической зависимости. Следовательно, данное понятие может характеризовать правоотношения, основанные на других видах социальной зависимости – например, структурно-организационной.
Какие риски связаны с аффилированными юр лицами?
Как с контрагентами, так и с участниками аффилированных организаций связаны определенные риски. Некоторые из них:
1. Фактические признаки аффилированности все чаще расцениваются контролирующими органами как попытки налоговой оптимизации.
В любой спорной ситуации претензии со стороны налоговых инспекторов и третьих лиц будут предъявляться ко всем участникам группы, в том числе к активодержателям и бенефициарам бизнеса.
В определении Верховного Суда РФ от 17.10.2017 № 304-КГ17-14572 в деле о налоговом правонарушении в части неверного исчисления основных налогов суд отклонил все доводы налогоплательщика о самостоятельной деятельности каждой из связанных организаций. А в качестве доказательств зависимости к сведению приняли следующие обстоятельства:
2. Если устав компании разрешает продавать и покупать дочерним и подконтрольным организациям небольшие пакеты акций, контролировать фактические последствия таких действий довольно сложно.
Например, если дочерняя компания приобретет 10% акций компании, в которой материнская организация уже владеет аналогичным пакетом бумаг, основная компания автоматически попадает в список аффилированных лиц приобретенного предприятия.
3. Все чаще звучат предложения при банкротстве организации понижать в очередности любые требования аффилированных кредиторов.
Явное злоупотребление: лицо, которое довело компанию до банкротства, получает возмещение наравне с независимыми кредиторами, которые не имели контроля над должником.
4. Недружественные поглощения при покупке акций компаний-конкурентов.
Например, в случае, когда покупатель, которому не хотят продавать контрольный пакет акций, зарегистрирует на родственника руководителя отдельную организацию, а тот обратится к несговорчивому «продавцу» с соответствующим предложением. Проследить аффилированную связь «продавец» сможет только через отчетность первого покупателя.
Наши решения предусматривают варианты законного снижения налогов в рамках НК РФ. Не обязательно прибегать к помощи аффилированых лиц, чтобы не разоряться на налоги.
Мы сопроводим самые важные для вашего бизнеса сделки и предотвратим финансовые и репутационные потери. У инспекторов не будет ни малейшего шанса откопать в деятельности вашей организации формальные или фактические признаки аффилированности или взаимозависимости.
Если вы решите обелить бизнес, то наши специалисты предложат вам лучший вариант для новой организации бизнеса, предусматривающий минимальную налоговую нагрузку.
Аффилированность. Ответственность аффилированной компании
Термин «аффилированность» произошел от английского «affiliate» – «филиал», «отделение», «компаньон», «присоединенный» и обозначает способность оказания процедур влияния на деятельность различных лиц (физических/юридических), осуществляющих предпринимательство.
Источниками права, регулирующими данное понятие, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных.
Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого.
Нередки такие ситуации, когда два участника сделки, выступающие обособленными друг от друга объектами, на деле являются связанными, взаимозависимыми, что может оказать свое влияние на результат сделки и обернуться отрицательными последствиями для других ее участников.
Один из наиболее часто встречаемых признаков аффилированности – близкие связи, когда родственники или друзья выступают представителями, выгодоприобретателями или посредниками; являются владельцами значительной доли акций юридического лица, которое получит прибыль в результате совершения сделки; находятся на руководящей должности в организации, являющейся конечным получателем дохода со сделки.
Аффилированные участники вправе вести совместную экономическую деятельность, но не должны выходить за рамки антимонопольных норм и требований антикоррупционного законодательства, скрывать факт своей связи от партнеров, что поможет последним своевременно определить риски при заключении сделки.
В этой связи при проведении аукционов в Российской Федерации обязательны проверки их участников на аффилированность. Закон устанавливает ряд ограничений по закупкам и для участников комиссии, чтобы исключить их заинтересованность в результате проводимых торгов.
При наличии подозрений относительно добросовестности участников торгов необходимо проследить всю цепочку выгодоприобретателей. Если выявлен факт заинтересованности, собраны необходимые доказательства, то по решению суда сделка может быть признана недействительной.
Наиболее характерными нарушениями закона являются: неэффективное расходование бюджетных средств; нарушения при проведении конкурсов (аукционов) и отборе исполнителей работ; злоупотребления должностными полномочиями со стороны должностных лиц в процессе подготовки, заключения и реализации контрактов.
Прокурорами в рамках проведения соответствующих мероприятий, направленных на выявление и устранение коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение «откатов», устанавливаются факты аффилированности при заключении и выполнении контрактов (у служащего имелся личный интерес при подготовке технического задания и дальнейшая возможность предоставить информацию о проводимой закупке аффилированному лицу, которое впоследствии признано победителем конкурса; порядок уведомления о наличии признаков конфликта интересов служащим не соблюден).
Аффилированными участниками сделок допускаются нарушения порядка заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму закупок до 100 тысяч рублей, предметом исполнения по которому фактически являются работы, по своей сути образующие единую закупку, цена которой превышает 100 тыс. руб., в связи с чем, такая закупка подлежала осуществлению конкурентным способом.
Имеют место случаи заключения дополнительных соглашений об изменении сроков исполнения работ при отсутствии объективных причин, препятствовавших своевременному исполнению контрактов. Несвоевременное принятие мер по предъявлению и взысканию с поставщиков (исполнителей, подрядчиков) штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, несвоевременное размещение информации о начисленных неустойках (штрафах, пенях) свидетельствуют о несоблюдении принципа открытости и прозрачности, непрофессионализме заказчика, не обеспечивающего исполнение требований действующего законодательства при осуществлении закупок.
Допускаются факты заключения договоров на поставку товаров, работ, услуг неконкурентным способом, в нарушение порядка проведения электронного аукциона в случаях, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Сферы, в наибольшей степени подверженные подобным правонарушениям, – строительство, информационные технологии, оборонный заказ, а также проведение социальных проектов, закупка медикаментов и медоборудования. Эти же сферы являются наиболее финансируемыми государством.
Наряду с этим, лицо может быть привлечено к ответственности за нарушения порядка информирования об аффилированности:
за непредоставление информации, в том числе в требуемый срок. Если обществу с ограниченной ответственностью, хозяйствующим субъектам, предприятиям нанесен ущерб по вине аффилированного лица, он должен быть возмещен виновником в полном объеме. Возмещаются как собственно ущерб, так и упущенная выгода;
за отсутствие списка аффилированных лиц либо ненадлежащее его ведение предусмотрена административная ответственность по статье 13.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция по которой предусматривает назначение наказания в виде штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей;
за нарушение требований о сделках с заинтересованностью. Если информация об аффилированности лица не внесена в соответствующий список, не опубликована или преднамеренно утаивается, это может стать поводом для отмены сделки, в которой не проведена специальная процедура одобрения;
за нарушение порядка ценообразования. Продажи товаров или услуг между взаимозависимыми лицами всегда привлекают пристальное внимание контролирующих, в том числе налоговых органов. Аффилированное лицо имеет все возможности повлиять на то, чтобы цена была значительно снижена или, наоборот, увеличена по сравнению с рыночной. Поэтому подобные сделки подвергаются дополнительным проверкам, и в случае выявления нарушений на аффилированное лицо накладываются штрафы, пропорциональные недоплаченным/переплаченным в процессе сделки суммам;
за вывод активов из аффилированных компаний с целью их преднамеренного банкротства. Выявляют подобные нарушения преимущественно налоговые органы, которые вправе взыскать с новой компании долги по налогам, числящиеся за аффилированной фирмой.
Чем опасна такая взаимозависимость для экономики, государства?
Нарушения законодательства создают условия для злоупотребления полномочиями при их осуществлении, формируют предпосылки для развития коррупциогенных факторов, недобросовестной конкуренции, препятствуют обеспечению добросовестности, открытости и объективности в наиболее активной сфере экономики – сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В связи с этим организация надзорной деятельности органов прокуратуры основывается на сборе информации о состоянии законности, проведении проверок, последующем контроле за исполнением всех требований прокурора об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих их совершению.
Учитывая комплексный характер коррупционных проявлений в государственном и муниципальном управлении, затрагивающих различные сферы законодательного регулирования (бюджетного, антимонопольного, о закупках и др.), высокую латентность и неочевидность правонарушений и преступлений, вызванных недобросовестностью аффилированных лиц, проверки проводятся в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
МАРИНА КРАСИЛЬНИКОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (207) дата выхода от 20.01.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Что такое аффилированность юридических лиц и как с ней работать?
Аффилированное лицо – это физическое или юридическое лицо, которое может оказывать влияние на деятельность других ИП или организаций. В российском законодательстве их называют взаимозависимые лица. К ним относятся, как дочерние компании, так и управляющие структуры. Деятельность аффилированных лиц на особом контроле у государства, под наблюдение попадают также компании, которые с ними сотрудничают. Чтобы избежать негативных последствий, следует проверять потенциальных контрагентов на аффилированность и благонадежность.
Кто относится к аффилированным лицам
Для юридического лица аффилированными лицами могут быть:
По отношению к индивидуальным предпринимателям аффилированными лицами могут быть:
Аффилированность юридических лиц и ИП играет огромную роль в ситуациях, когда речь идет о покупке активов или рассмотрении споров между субъектами хозяйствования.
Аффилированность и инвестиционная
привлекательность
Аффилированность организации оказывает серьезное влияние на стоимость ее активов. Для инвестора приобретение такой компании может быть выгодно или может нести определенные риски. Соответственно аффилированность компании может, как увеличить ее стоимость, так и уменьшить.
Например, если речь идет о покупке страховой компании, которая связана с банком, то инвестору такая покупка будет интересна, так как у страховой будут определенные преференции. В частности, банк будет активно предлагать свои клиентам ее страховые продукты.
Если же компания связана с организацией, у которой есть определенные проблемы или ее положение финансово нестабильно, стоимость активов такой компании резко снизится и для инвестора она будет малопривлекательна.
Влияние аффилированности на разрешение споров
Аффилированные структуры имеют возможность влиять на связанные компании. Они пользуются у них льготами, получают скидки, беспроцентные кредиты, приобретают товары с отсрочкой платежа или на других выгодных условиях. Сделки, в которых участвовало аффилированное лицо, могут быть оспорены акционерами, если наличие аффилированности подтверждается.
Анализ аффилированности в ТАСС-Бизнес
Сотрудничество с аффилированными компаниями несет в себе риски. Судебная практика показывает, что сделки между связанными лицами могут быть оспорены. Также с аффилированных структур может быть взыскана задолженность по налогам юридического лица. Поэтому анализ взаимосвязанных лиц имеет большое значение. Данный функционал реализован на портале «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru).
Чтобы провести анализ, необходимо авторизоваться на портале и перейти в раздел «Аффилированность и благонадежность». Доступна проверка в разрезе следующих критериев:
На сайте реализован удобный фильтр, который позволяет быстро найти интересующую компанию по ИНН или названию. Дополнительно можно настраивать и другие критерии отбора (дочерние компании с долей участия %, учредители с долей участия %, уровни связи, совместные закупки и др.).
«ТАСС-Бизнес» – функциональный портал, который открывает новые возможности для развития малого и среднего предпринимательства (МСП). С его помощью малый и средний бизнес может не только находить новых контрагентов, но и осуществлять их проверку, в том числе на предмет аффилированности.
Если хотите лучше изучить возможности функционала «ТАСС-Бизнес», то воспользуйтесь формой ниже и получите бесплатно три дня полного доступа без ограничений.