Афганские танцующие мальчики что это
Бача-бази или «танцующие мальчики»: самая шокирующая традиция Афганистана
В любом обществе, независимо от страны и эпохи, существует такое неприглядное явление, как проституция. И чем жестче регламентирована жизнь людей, чем меньше у них возможностей удовлетворить свои сексуальные потребности естественным путем, тем более причудливые формы приобретает «любовь за деньги». Например, в Афганистане и некоторых других странах процветает незаконная торговля мальчиками 10-17 лет, которых взрослые мужчины используют для плотских утех.
Гомосексуализм и педофилия
Библия рассказывает, как Всевышний сурово покарал древние города Содом и Гоморру за сексуальную распущенность их жителей. Осуждение нетрадиционных сексуальных контактов характерно для большинства религий, но так было не всегда. Например, в культуре Древней Греции не существовало понятия «ориентация», эллины исходили из постулата о бисексуальности всех людей.
Античные философы, в том числе такие известные как Платон, Эпикур и Сократ, в своих работах уделили немало внимания данному вопросу. Из этих трудов мы знаем, что в древнем мире сексуальные отношения между взрослыми мужчинами и мальчиками-подростками были довольно распространенными, отнюдь не порицались в обществе. Напротив, мудрецы из Эллады и Рима порой спорили между собой, какая любовь чище и нравственнее: к женщине или к мальчику.
В эпоху расцвета милитаристской Спарты зрелые и опытные воины часто «опекали» своих младших товарищей, и подобные отношения не считались, как говорят в современной армии, неуставными.
Издавна в театрах многих стран мира женские роли исполняли мужчины. Они одевались и красились соответственно. Зародившаяся в средневековой Японии профессия гейши изначально тоже была мужской, затем представительницы прекрасного пола заметили, каким спросом в обществе пользуются подобные услуги и тоже начали развлекать гостей.
А на территории современных Афганистана и Пакистана в IX-X веках сформировалось аналогичное явление, правда, имеющее свою специфику и местный колорит. Речь идет о бача-бази. Это когда мальчики-подростки, нарядившись в женскую одежду, развлекают мужчин эротическими танцами и песнями.
Если бы все ограничивалось выступлениями, то никто ничего не сказал бы о детской проституции. Но Афганистан – бедная страна, а спрос рождает предложение. И после шоу-программы мальчики, как правило, обслуживают клиентов.
Кто они такие?
Само по себе слово «бача» в переводе с персидского языка означает «парень, пацан». Так иногда называют друг друга советские воины-афганцы, не имея в виду ничего плохого. Но все зависит от контекста. Совсем другой смысл имеет невинное на первый взгляд «бача-бази» (играть с мальчиком), когда об этом говорят взрослые мужчины.
Многие афганские писатели, правозащитники и документалисты поднимают эту проблему в своих произведениях, в западных СМИ время от времени появляются статьи, посвященные трагической судьбе мальчиков, вынужденных заниматься проституцией. Например, экс-аналитик подразделения морской пехоты США Крис Мондлок, долгое время проживший в Афганистане в рамках миротворческой миссии, описал порочную практику бача-бази. Его статья была опубликована в издании Foreign Policy 28 октября 2013 года.
В бедной азиатской стране, раздираемой многочисленными военными конфликтами, по улицам сел и городов ходят тысячи маленьких попрошаек. Сутенеры, которые специализируются на бача-бази, выбирают из них наиболее симпатичных и женоподобных. Иногда детей просто хватают на улице, заталкивают в машину и увозят. Некоторые бедные, многодетные родители сами продают своих сыновей, прекрасно понимая, какая судьба их ждет.
Обычно мальчика оставляют с тем из любителей бача-бази, кто больше заплатит сутенеру. Если кому-нибудь из клиентов понравился юный «артист», тот может выкупить его в личное сексуальное рабство. Обычно влиятельные полевые командиры владеют несколькими бача-бази, ведь это считается престижным.
На официальном уровне власти Афганистана гневно осуждают подобную практику, но на деле многие чиновники и высокопоставленные сотрудники полиции «крышуют» нелегальный бизнес по торговле детьми.
Сами бача-бази по-разному относятся к своей участи. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются найти выгоду для себя, стараясь угодить влиятельным клиентам, чтобы пользоваться их покровительством в будущем. Иногда бывшие хозяева действительно помогают своим «подопечным» после достижения ими совершеннолетия: устраивают на работу, дают денег. Но чаще выросших и возмужавших парней, потерявших сексуальную привлекательность в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу.
Психологическая травма остается на всю жизнь.
Гендерная инверсия
По-научному явление, когда представители одного пола ведут себя так, как это свойственно другому, называется гендерной инверсией. В случае с Афганистаном и Пакистаном причины порочной практики бача-бази понятны: мужчины здесь часто не имеют возможности общаться с женщинами.
Многоженство жителей востока – это миф. Для вступления в брак необходимо собрать и выплатить семье невесты крупный калым, а где его взять бедняку или даже человеку среднего достатка? Далеко не все зрители представлений бача-бази от природы являются геями или педофилами. Наблюдая за танцем милого юноши, скорее всего, они воображают себе прекрасную девушку, и даже за эти минуты самообмана готовы платить. Судьба же самих несчастных мальчиков мало кого волнует по-настоящему.
Жителей других стран, узнавших о существовании подобной практики в Афганистане и Пакистане, часто удивляет явное несоответствие между нормами ислама, осуждающего гомосексуализм и педофилию, и традицией использования мальчиков для увеселения, плотских утех. Но согласно убеждению местных жителей, лучше пусть сексуально озабоченные мужчины растлевают маленьких бродяг и детей, проданных собственными асоциальными родителями, чем воруют девушек и женщин, честь которых не должна быть ничем запятнана.
В Афганистане даже бытует поговорка: «Женщины нужны для детей, а мальчики – для удовольствия». Часто богатые люди приобретают себе личных живых игрушек, при этом будучи в браке. Жены рожают им детей, выполняют работу по дому и вынуждены терпеть увлечения мужа.
Практика бача-бази унизительна для представительниц прекрасного пола. Не случайно общественная организация «Революционная ассоциация женщин Афганистана» осудила это позорное явление в своем официальном заявлении Some Afghan Men Form Sexual Relationships With Young Boys от 31 августа 2010 года.
Узбекская история
Согласно материалам этнографических экспедиций, до начала 30-х годов ХХ века мальчиков, танцующих и поющих на праздниках, можно было встретить и на территории современного Узбекистана.
Известно, что колониальные власти Российской империи еще в XIX веке боролись с практикой бача-бази, считая ее недопустимой. А вот американский дипломат Юджин Скайлер (Евгений Шулер), посетивший Центральную Азию в 1872-1873 годах, не нашел в выступлениях мальчиков-подростков ничего распутного, хотя и отметил, что они танцевали по-женски, что часто выглядело неприлично.
Русский художник Василий Верещагин, тоже побывавший в Туркестане, в 1867-1868 годах написал два полотна: «Портрет бачи» и «Бача и его поклонники». Вторую картину отечественные критики и публика осудили за безнравственность, и автор сам уничтожил свою работу. А на многочисленных выставках зрителям демонстрировалось фото полотна, сделанное ранее.
В книге «Очерки, наброски, воспоминания В.В. Верещагина» (Санкт-Петербург, 1883 год издания) содержатся записки живописца, озаглавленные «Из путешествия по Средней Азии». В них автор делится с читателями своими впечатлениями об оживленной работорговле, свидетелем которой он стал в Узбекистане.
Василий Верещагин пишет: «Красивая молодая женщина стоит очень дорого, рублей до 1000 и более. В хорошей цене также стоят хорошенькие мальчики: на них огромный спрос во всю Среднюю Азию. Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, как маленькие еще они были захвачены (работорговцами) среди белого дня, при бессильном вое и крике трусливого населения. Истории следующих затем странствований… крайне печальны».
Художник откровенно рассказал в своих воспоминаниях о том, что его как почетного гостя-иностранца пригласили в один богатый дом, где выступал бача. Верещагин видел, как мальчика наряжали для выступления в женскую одежду, красили. Симпатичный ребенок танцевал перед большим количеством зрителей под музыку самодеятельного оркестра народных инструментов, бросая зрителям томные взгляды и кокетливые улыбки. Причем, зрители относились к маленькому «артисту» с уважением, награждали каждое его движение восторженными возгласами и комплиментами вроде такого: «Радость моя, сердце мое, возьми жизнь мою, она — ничто перед одной твоей улыбкой».
Затем поклонники угощали бачу разными вкусностями в отдельной комнате, глядя на него с умилением и симпатией. Верещагин упоминает, что на выступления таких мальчиков некоторые узбекские мужчины просаживают последние деньги, заставляя собственных детей и жен жить в состоянии нужды.
Известно, что в 1909 году в Ташкенте на Центральноазиатской сельскохозяйственной, промышленной и научной выставке наряду с другими исполнителями народных песен и танцев выступали два бачи, приехавшие из Маргеланского уезда Ферганской области. Их представление вызвало живой интерес у публики.
Личная драма
Впрочем, если посторонним людям любопытно посмотреть на кокетливый танец симпатичного мальчика, переодетого девочкой, то для самого юного «артиста» это настоящая личная драма.
Серьезную работу по разоблачению высокопоставленных соотечественников, наживающихся на нелегальной торговле детьми и пользующихся их услугами, проделал документалист Наджибулла Кураиши. Его фильм «Танцующие мальчики Афганистана» был показан в 2010 году в Великобритании и США, а через год получил приз правозащитной организации Amnesty International.
Танцующие мальчики Афганистана: 3 шокирующие истории о сексуальном рабстве бача-бази
До сих пор в Афганистане считается престижным иметь в своем доме «мальчика для танцев» и утех иного рода. Законом сексуальное рабство запрещено, но кто посмеет возразить бывшему полевому командиру? Три реальные истории.
Бача-бази (в переводе с персидского — «играть с мальчиками») — форма сексуального рабства, в которую вовлекают мальчиков 9–10 лет для исполнения перед клиентами танцев в женской одежде и другого рода услуг. После достижения 16–18 лет бача-бази освобождают и они могут вести обычную жизнь.
Бизнес по продаже бача-бази процветает в Афганистане и соседнем Пакистане. Многие мужчины держат бача-бази как показатель состояния и статуса. Практика бача-бази нашла отражение в романе «Бегущий за ветром» писателя Халеда Хосейни. А Уилл Эверетт, журналист и социальный работник, несколько лет проживший в Афганистане и встречавшийся с десятками бача-бази, описал их судьбы в книге «Мы будем жить завтра». Уже после выхода книги журналист рассказал еще одну историю.
Камаль
Внезапно зазвонил телефон: мальчик арестован во время танцев на свадьбе. Среди гостей побежали шуточки о том, какой прием окажут хрупкому Китайцу в кабульской тюрьме. Вечер грозил был сорванным, но в последнюю минуту замену все-таки нашли. Около полуночи хозяин откинул занавеску, и танцор появился в дверном проеме. Это был не мальчик, а 40-летний мужчина! Лицо его было неузнаваемо под ярким макияжем, голубое платье украшали блестки и колокольчики.
На мгновение все замолчали, а затем начали хлопать в ладоши, заиграла музыка. Камаль кружился перед зрителями, пританцовывая в такт песне.
Камалю было 14 лет, когда умер отец, и мать отдала его на попечение друга семьи. В то время войска Советского Союза покинули страну и началась гражданская война. Близкие бежали в Пакистан, а «друг» пообещал позаботиться о мальчике.
В 1992 году талибы захватили власть в стране. Хозяин Камаля бежал с семьей в Индию, но мальчика не взял. Так все закончилось: праздники, уроки танцев, благополучие. С появлением радикалов бача-бази ушли в подполье — по законам талибов им грозила смертная казнь. Как и многие юноши, Камаль увидел, что впереди пустота. У него нет никаких навыков, он умеет только танцевать. Проституция, обычная альтернатива для многих бача-бази, Камалю не нравилась. Это были темные годы.
С падением «Талибана» в 2001 году практика бача-бази возродилась. При новом правительстве многие бывшие полевые командиры смогли вернуться на прежние позиции, возобновив традицию как статусную и престижную.
Проведенное в 2014 году исследование Hagar International показало, что каждый десятый афганский мальчик, с которыми беседовали, сталкивался с той или иной формой торговли людьми, включая практику бача-бази.
Сами бача-бази по-разному относятся к ситуации. Многие смиряются под властью обстоятельств, некоторые пытаются угодить влиятельным клиентам и таким образом пользоваться их покровительством в будущем.
Иногда бывшие владельцы помогают мальчикам после их взросления: находят работу, дают денег. Но чаще выросших молодых людей, потерявших сексуальную привлекательность в глазах клиентов, просто выгоняют на улицу.
Камаль, который теперь профессионально танцует на праздниках и свадьбах, общается со многими детьми, подвергшимися насилию. Некоторым из них всего 9 или 10 лет.
Джавед
Таких историй, как у Камаля, много. 19-летний Джавед был похищен бывшим командиром джихада, когда ему было 14 лет. Четыре года спустя хозяин заменил его новым бача-бази, а мальчика подарил другому силовику.
Джавед говорит, что ему удалось сбежать из-за перестрелки на свадьбе, куда его отвез новый хозяин для развлечения гостей. Танцы юноша так и не оставил — это единственный навык, который позволяет ему зарабатывать на жизнь без образования и без помощи со стороны государства как бывшему в рабстве бача-бази.
Теперь он выступает на праздниках влиятельных мужчин, где вечер часто заканчивается уединением с посетителями. Даже сейчас, когда Джавед свободен, ему все равно сложно выйти из рамок «профессии».
Другому бача-бази, Гюлю, — 15 лет. После двух попыток побега, закончившихся избиением, и плена в полицейском участке Гюль все-таки смог освободиться. Впрочем, родные его не дождались, они покинули свой дом, опасаясь, что именно сюда придет искать своего бача-бази оскорбленный хозяин.
Обоих юношей нашли члены австралийской организации AFP. Семью Гюля тоже разыскали. В отличие от многих других жертв, мальчику повезло: она была готова забрать его обратно.
В афганском обществе с его гендерной сегрегацией иметь в доме бача-бази не считается гомосексуализмом. В стране, где отсутствует правовая защита и социальная поддержка, жертвам насилия может посчастливиться спастись от обидчиков, но не от прошлого. И даже несмотря на то, что министр юстиции Абдул Басир Анвар во время пресс-конференции в Кабуле сообщил о включении этого вида преступления в уголовный кодекс страны, кардинально ничего не изменилось.
Узнать больше о практике бача-бази можно в документальном фильме «Танцующие мальчики Афганистана», снятом афганским журналистом Наджибуллой Кураиши.
Источник
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как «танцующие мальчики» Афганистана попадают в сексуальное рабство (18+)
Бача-бази — одно из социальных явлений, которыми печально знаменит растерзанный сорокалетней войной Афганистан и о котором обычно умалчивают. Центр нарушений прав человека рассказывает об одной из древних традиций Афганистана, в которой сексуальное рабство сочетается с педофилией.
«Танцующие мальчики»
«Бача-бази» состоит из двух слов языка дари (близкого родственника фарси/персидского): «бача» («ребенок» или мальчик») и «бази» («игра» или, в разговорном варианте — «танец»). Сделать точный перевод сложнее, чем кажется. Игра с ребенком? Танец с мальчиком? И то, и другое будет звучать довольно безобидно и сути не передаст.
Вы читали роман Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром»? Помните, как главный герой, вернувшись в Кабул спасать сына погибшего Хасана, находит его у одного из талибских командиров?
«Голова у мальчика была обрита, глаза накрашены, щеки нарумянены, на ногах — браслеты с колокольчиками. […] Сохраб встал на цыпочки, поднял руки и закружился, то падая на колени, то изгибаясь всем телом, то опять становясь на кончики пальцев, то прижимая руки к груди и раскачиваясь. Шуршали по полу босые ноги, в такт табле позвякивали колокольчики».
Одобряет ли бача-бази афганское общество? Не больше, чем мы с вами. В 2017 году на Бродвее вышел мюзикл под названием «The Boy Who Danced on Air», где эта тема подавалась как нечто возвышенное и сакральное. В соцсетях до сих пор можно встретить возмущенные комментарии афганцев, а сотни из них уже подписали петицию, требуя запретить мюзикл, романтизирующий «мерзкие действия».
И все же бача-бази выживает и на пуштунском юге, и на таджикском севере. Почему?
Существование бача-бази подкреплено определенным культурным контекстом.
Кстати, Афганистан — не единственная страна, где культурные особенности и социальные ограничения порождали такие практики: «танцующие мальчики» существовали в странах Средний Азии, недалеко от них ушли индийские хиджры, полинезийские фаафине и японские сюдо. И все они существовали задолго до того, как истории о них попали в западную прессу.
«Бача тихо, плавно начал ходить по кругу в такт бубну и ударов в ладоши зрителей. Он грациозно изгибался телом, играя руками и поводя головою… «Радость моя, сердце мое, — раздавалось со всех сторон. — Возьми жизнь мою, — кричали ему. — Она — ничто перед одною твоею улыбкою!» — вот так описывал художник Василий Верещагин выступление «танцующего мальчика», которое видел в Самарканде в 1870-х годах.
Из песни слов не выкинешь: восхищение такого рода не было табу в ближневосточной культуре. Более того, на протяжении нескольких веков идеалом красоты оставался именно молодой, еще не начавший бриться юноша.
Еще одна лингвистическая тонкость: в персидском языке нет категории рода, так что многие стихотворения имели в оригинале совершенно иной контекст. У советских переводчиков разночтений возникать не могло, но «луноликие красавицы», о которых мы читаем на русском, в оригинале вполне могли быть «красавцами», а иногда даже просто «мальчиками». Непосвященный читатель вполне может подумать, что средневековая поэзия романтизирует педофилию и гомосексуализм наравне с упомянутым выше бродвейским мюзиклом. При желании в ней же можно найти и оправдание: то, что я делаю, не может быть ни преступлением, ни грехом, потому что за много веков до меня то же самое делал великий поэт.
На пуштунском юге причина популярности бача-бази кроется еще и в жесткой гендерной сегрегации. В классическом варианте мужчины и женщины, не принадлежащие к одной семье, живут в разных мирах: женихи встречаются с невестами только на свадьбе, жены выходят из дома только в сопровождения мужей и всегда закрывают лица. Попытка завязать отношения наверняка приведет к убийству и последующей кровной вражде: женщина — символ чести дома, и если она опозорила себя, вступив в отношения вне брака, выход может быть только один (тот, кто ее соблазнил, тоже получит пулю, а его родственники наверняка захотят отомстить).
«Как можно влюбиться в женщину, если ты не видишь ее? – говорил в интервью Los Angeles Times 29-летний Дауд из Кандагара. — Да, мне нравятся мальчики, но женщины нравятся больше. Просто мы не видим женщин и не можем сказать, красивые они или нет, а в случае с мальчиками — можем».
После изгнания радикалов в 2001-м году пагубная практика обрела прежний размах. И на этот раз привлекла внимание западных СМИ, потому что о ней заговорили солдаты вошедших в Афганистан войск коалиции.
Положить конец бача-бази не смогли ни усилия тех, кто пришел в Афганистан строить демократию, ни действия местных властей: подозреваемые зачастую обладают большим общественным весом и властью. Например, в пристрастии к бача-бази неоднократно обвинялся бывший губернатор провинций Кандагар и Нангархар и советник президента Карзая Гуль Ага Шерзай, но на его политической карьере это никак не сказалось. При Гани, который грозился покарать педофилов, Шерзай занимал министерский пост.
Так что правительство, занятое борьбой с талибами*, ИГ 1 * и коррупцией, делает то же, что посоветовал офицер капралу Бакли: отворачивается. И пока страна не получит передышку от бесконечных терактов и боевых действий, мальчики с подведенными глазами не перестанут танцевать.
1 Организация запрещена на территории РФ.
4 Организация запрещена на территории России.