акоп погосович назаретян биография

Память о Назаретяне

С Акопом Погосовичем я познакомился в феврале 1992 г. Его книга «Интеллект во Вселенной» стала одной из первых, вышедших по тематике Глобальной истории на русском языке. Встреча в редакции «Общественных наук и современности» запомнилась: рослый жгучий брюнет, прекрасно одетый, любящий и умеющий находиться в центре внимания. Бешено честолюбивый. Привыкший к обожанию дам, относящийся к этому обожанию с эдакой снисходительной иронией. Было мне тогда 36 лет, Назаретяну – 43, но он казался моложе меня. Даже пижонство у него было не вальяжного пожилого профессора, а начинающего «юного дарования». Не самоуверенность уже всего достигшего Филиппа Филипповича, а самоутверждение помощника профессора Персикова, Петра Степановича Иванова – тоже жгучего брюнета и красавца.

Даже намного позже Акоп казался моложе и сверстников, и тех, кому лет на 7–10 меньше. Порой жаловался на болезни… Но это казалось кокетством – человек рассказывает о недомоганиях, а сам то поехал куда-то, то написал новую книгу, то влюбился, то отправился к своей красотке в ее маленький город, то поссорился с каким-то важным профессором, то подружился с другим…

Кроме явного здоровья, избытка энергии, планов громадья, были у Назаретяна и другие черты «вечно молодого» человека. Сколько бы ни было уже сделано, главное для него всегда находилось впереди. Глаза горят, хочется всего и сразу, никогда не знаешь, с чего начать. 70 лет? Ну и что, если впереди ожидают новые книги, новые друзья, новые дела и свершения?

Года два назад мы с ним долго разговаривали, и уверяю вас, Акоп рассказывал о планах, для реализации которых и 20 лет маловато. И как вкусно рассказывал! Он вообще вкусно жил, с удовольствием. Кстати, тоже черта скорее молодого человека.

Даже на игнорирование, несогласие, недополучение наград Акоп Погосович раздражался, сердился именно так, как это делают очень молодые люди. Он честно видел здесь несправедливость, потому что считал себя достойным наград.

Ну, и некоторая «личная незавершенность»: взрослый человек прочно женат, его окружают сначала маленькие, а потом взрослые дети. Планов у него может быть море. Работать он может с огромным душевным подъемом. Но все в его жизни – от походки до наличия взрослых детей – показывает: этот человек живет уже долго. И результаты налицо… и вот, устал…

Вот Лёня Ефимович Гринин – точно взрослый, потому что я знаю его взрослого сына. И Сергей Якуцени точно взрослый – все чаще появляется с дочерьми. А вот взрослой дочери Акопа я никогда не видел, хотя и знаю о ее существовании. И в его квартире мы сидели вдвоем или втроем – дружеская холостяцкая пирушка. Дамы приходили туда в гости, порой задерживались… Но хозяйки в доме Акопа Погосовича не было. Не считать же до конца взрослым человека, который ведет образ жизни жизнерадостного холостяка? Если такому человеку и пошел шестой, седьмой десяток – все равно у него многое впереди. Хотя бы в том смысле, что рано или поздно он женится.

Наверное, это одна из граней обаяния Назаретяна (а был он очень обаятельным человеком, к которому многие тянулись). Достигший физической зрелости, он двигался, говорил, размахивал руками, планировал и занимался наукой, как очень молодой человек. С ним было увлекательно и весело.

Взрослый – все же человек немного скучный: и потому, что уставший, и потому, что основное в его жизни уже раз и навсегда определилось. В незавершенности молодой судьбы есть и некий игровой момент.

Каким же следует запомнить Акопа Погосовича?

Во-первых, конечно же, крупным и разносторонним ученым.

Можно долго говорить о том, что именно он делал в философии, политической психологии, массовой психологии, культурной антропологии, методологии междисциплинарного синтеза, Универсальной истории, эволюционной психологии… Наверное, самый большой вклад Акопа в глобальный эволюционизм – закон техно-гуманитарного баланса. Но не только…

Еще была теория расширения сознания в ходе истории. Идея о том, что нравственное разумно, а разумное нравственно. Убедительное доказательство того, что насилия в истории становится все меньше, а разума и доброты – больше и больше. Очень оптимистичные идеи – основа целого мировоззрения, тоже здорового и оптимистичного.

С Акопом было хорошо, потому что он был хорошим человеком. А его теории хороши еще и потому, что утверждали добро.

Во-вторых, Акоп был советским человеком, причем в самом лучшем смысле слова.

Советская цивилизация порождала не только «стукачей», но и крупных ученых, которые могли быть равнодушны к материальным ценностям, десятилетиями собирая факт к факту, идею к идее, прорываясь к драгоценным крупицам теоретического познания. «Настоящие люди – это те, кто много думает о многом», – учили культовые писатели трех советских поколений братья Стругацкие. Акоп Назаретян был из тех нескольких десятков или сотен тысяч жителей СССР, чье «думание» создавало советскую науку. Благодаря таким, как он, в мире было две науки – советская и вся остальная.

Строить коммунизм Акопу не приснилось бы и в горячечном сне. О сочинениях Ленина он отзывался… негативно. Одним из самых сильных нравственных потрясений Назаретяна стало, когда он узнал, что в начале 1930-х гг. миллионы людей умерли с голоду, а хлеб из СССР продолжали вывозить. Потрясение было вполне искренним.

Но и никаких личных или семейных причин бороться с политическим строем СССР у него не было. Он был веселым подсоветским вольнодумцем, но никогда не был идейным диссидентом. Перебежать на Запад, «выбирая свободу», ему бы даже не пришло в голову.

Акоп родился и вырос, когда Советский Союз казался вечным, он готовился жить и умереть, оставить детей и внуков в СССР. Он честно выполнял задания в странах Латинской Америки, работая на систему, идеологию которой разделял весьма частично, как это делали очень многие советские люди. И заодно использовал свое служебное положение для совершенно неслужебных целей – как делали тоже многие советские люди. Например, Акоп без всякого приказа пожил в первобытном племени аче. «Сейчас можно говорить об этом… А тогда узнали бы – и мне б несдобровать», – рассказывал Акоп в 2007 г. Вот так. Рисковал, конечно, не жизнью – карьерой. Но рисковал. Чтобы пожить среди «настоящих первобытных людей». Если бы не пропагандистская работа в Южной Америке, когда бы и как он попал к аче?! А так – сделал массу наблюдений, подружился с местными вождями…

Один вождь аче приехал к Акопу Погосовичу в гости уже в 2010 г. «Какой он старый стал, – грустно говорил седой Акоп. – Такой был веселый людоед – а теперь ни единого зуба».

Был он и честным советским богоборцем. Не атеистом, нет… Сам рассказывал, как в Иерусалиме сунул в щели Стены Плача записку: «Богяра! Сколько будешь над людьми издеваться!» Я его, помнится, спросил: «Не боишься? А если Он все-таки припомнит?» «Так его ж нет…» – неуверенно ответил Назаретян. Так что атеистом он не был: записку «кому-то» ведь писал. А вот богоборцем все же был.

Здесь если и наивность, то особого рода. «Наивность» опытного, взрослого человека, до костного мозга верящего, что «национальные разборки» проистекают исключительно от глупости.

Он пришел из СССР, и после крушения СССР духовно оставался в Советском Союзе. Может быть, не полностью – но очень и очень во многом. Акопа надо помнить как живое и как лучшее из возможных порождение советской цивилизации.

И еще: Акопа Погосовича следует помнить как очень молодого человека, умершего внезапно.

Провожая в последний путь Льва Гумилева и Никиту Моисеева, я не испытывал такого чувства полнейшей нереальности. Произошло нечто, нарушающее законы природы. Кстати, Назаретяну понравилась бы эта моя мысль – «нарушать законы» он любил.

Завтра поставлю свечу в армянской церкви за упокой души большого человека. Не в смысле – высокого… Он был психологически большим. Его было внутренне много. Акопа Погосовича хватило на несколько направлений философии, психологии и науки. На то, чтобы оставить след в памяти множества людей. Интересно, как бы он сам отнесся к моему желанию помянуть себя, усопшего? Думаю, с юмором.

Источник

Акоп погосович назаретян биография

Памяти Акопа Погосовича Назаретяна

акоп погосович назаретян биография. %D0%9D%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%AF%D0%9D. акоп погосович назаретян биография фото. акоп погосович назаретян биография-%D0%9D%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%AF%D0%9D. картинка акоп погосович назаретян биография. картинка %D0%9D%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%AF%D0%9D.

НАЗАРЕТЯН АКОП ПОГОСОВИЧ

(05 мая 1948 – 15 февраля 2019)

15 февраля 2019 года скончался Акоп Погосович Назаретян – известный советский и российский ученый, кандидат психологических и доктор философских наук, профессор, специалист по политической психологии, культурной антропологии и методологии междисциплинарного синтеза.

А. П. Назаретян был главным редактором журнала «Историческая психология и социология истории», членом редколлегии журнала «Век глобализации», «Общественные науки и современность» и др. Он автор более 350 публикаций, включая монографии и учебные пособия, являлся почетным профессором Международного университета «Дубна», главным научным сотрудником, руководителем Центра мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН.

В 1991 году Акоп Погосович опубликовал одну из первых концепций Универсальной истории (мегаистория, Big History), которую продолжал далее разрабатывать в рамках системно-синергетической модели. Такой подход позволил выявить ряд фундаментальных преемственных векторов и механизмов, реализующихся в различных сферах и на различных стадиях универсальной эволюции: правило избыточного разнообразия, закон иерархических компенсаций, закон техно-гуманитарного баланса и др.

Мы ценили его активное участие в мероприятиях Российского философского общества, в том числе интересные и периодические выступления на семинарах по глобалистике, а также замечательные человеческие качества и доброжелательное отношение к людям. А. П. Назаретян стоически переносил тяжелую болезнь, до последних дней сохраняя чувство юмора и оптимизма. Светлая память об этом добром и отзывчивом человеке останется в наших сердцах.

Редколлегия журнала «Век глобализации» и журнала «Вестник РФО» выражают глубокие соболезнования родным и близким покойного.

Коллеги, не могу поверить в эту трагическую новость. С Акопом я познакомился еще в аспирантские годы, он родом был из Кахского района Азербайджана, часто ностальгически вспоминал этот красивый край. Все эти годы мы поддерживали дружеские отношения. Он был замечательным человеком, настоящим, классическим ученым. В последнее время мы обсуждали вопросы проявления агрессии в истории и в современной политической жизни. Он надеялся и ждал мирного разрешения Карабахского конфликта, чтобы поехать в Азербайджан, увидеть вновь родной Ках. К сожалению, мечта его не сбылась, очень жаль. Светлая ему память.

Нас постигла тяжелая, невосполнимая утрата. 15 февраля, в возрасте семидесяти лет, ушел из жизни Акоп Погосович Назаретян. Личность Акопа Погосовича в своем обаянии и многогранности поистине не имела пределов – это знают все, с кем ему приходилось встречаться. Непередаваемая атмосфера, которую он создавал вокруг себя, и его личный вклад во многом определили развитие нового направления мысли, одним из основателей и лидеров которого он являлся – Большой истории или Универсальной эволюции. «Интеллект во Вселенной» – так называлась одна из первых его программных книг в этом направлении, и эта формулировка определила основное направление его работы и его мысли до последних минут жизни. Этим круг интересов Акопа Погосовича далеко не исчерпывался: широко известны его труды по психологии и психологии массового поведения, политологии, философии, его работа как редактора научных изданий и организатора научных симпозиумов. Он оставил большое научное наследие, которое будет изучаться и оказывать влияние на развитие научной мысли в будущем.

Акоп Погосович был многолетним участником семинара НКЦ SETI и оказал большое влияние на проблематику поиска внеземного разума. Но его с нами больше нет.

Руководитель НКЦ SETI,
Председатель секции «Жизнь и разум во Вселенной» НСА РАН
Александр Панов

Я застал времена, когда в науке господствовало размежевание. Я окончил отделение МГУ, которое называлось отделением структурной и прикладной лингвистики, а главной тенденцией лингвистики структурного периода был «имманентный подход»: считалось, что эта наука не должна учитывать данные других наук, за исключением математики. И у нас были огромные математические курсы, какие-то курсы по лингвистике, включая прикладную, но ничего другого. В Институте востоковедения, правда, дух был несколько иным: восточные языки изучались в связи с культурой соответствующего народа, но это изучение исходило из давних традиций страноведения и не заботилось о теории. Потом на моих глазах ситуация стала меняться и у нас, и в других странах. Период размежевания стал с конца 70-х – начала 80-х годов сменяться периодом интеграции наук. Ещё раньше Н. Хомский провозгласил, что лингвистика – часть психологии познания, и не без труда подобные идеи стали распространяться. Всё же в таких учреждениях, как Институт востоковедения, продолжалось и в значительной степени продолжается разграничение: вот этот человек занимается языками, вот этот – историей, а этой – социологией.

Акоп Погосович с начала деятельности в институте занял особое место. Его интересы в отличие от большинства сотрудников невозможно было охарактеризовать одним словом, он занимался различными проблемами, находящимися на стыке наук. Он часто выступал в институте, стремясь ставить такие проблемы, которые были бы актуальны для гуманитариев разных специальностей. Он был прирождённым полемистом, умел и любить спорить, и всегда его слушать было интересно. Помню и его участие в телевизионных дискуссиях, где Назаретян, правда, был вынужден сожалеть о том, что самое важное вырезали. И меня он заставлял думать о том, что может лингвистика дать познанию человека. И в то же время другой вопрос: не поглотит ли лингвистический анализ проблематику других наук, такая тенденция теперь заметна. И еще вопрос: структурная и генеративная лингвистика значительно подняли строгость своей науки, а переход к более широкой постановке вопросов эту строгость значительно снизил. Сейчас, конечно, популярно изучение языковых картин мира, но слишком часто оно основано на личных субъективных представлениях исследователей, и требуется искать какие-то критерии отбора концепций. Этому на японском материале была посвящена моя первая публикация в журнале «Историческая психология и социология истории».

Журнал, организованный Акопом Погосовичем, смог объединять людей разных специальностей и взглядов. Он вызывал немалый интерес. Моя ныне покойная жена, занимавшаяся американской литературой, была его постоянной читательницей: её последняя книга была посвящена проблемам синергетики. Уже в больнице она спрашивала, не вышел ли новый номер журнала. Туда приняли за эти годы пять моих публикаций, и я чувствовал, что там можно печататься не только по разным темам, но и в разных жанрах. Например, размышления о некоторых абстрактных проблемах: о цене человеческой жизни, о справедливости. Это и не строгая наука, но и не совсем публицистика. И я мог это публиковать только в этом журнале.

В последние годы я не так часто бываю в Институте востоковедения, но 9 октября 2018 г. меня пригласили там выступить на обсуждении монографии. И случайно встретившись в метро с Акопом Погосовичем, я шёл с ним от станции «Кузнецкий мост», по дороге обсуждая всякие проблемы вроде психологических основ понятия слова и других базовых понятий лингвистики. И Назаретян попросил меня написать об этом для журнала. В январе я послал ему статью. 15 января он прислал мне чисто редакционные замечания: число страниц, издательство и пр. И добавлял: «Постарайтесь ответить до ночи, т.к. завтра утром ложусь в больницу и всё может затянуться». Я ответил, пожелав выздоровления. Вечером пришло ответное письмо со словами: «Постараюсь выздороветь». Это меня встревожило, но я не мог думать, что всё случится так быстро.

Владимир Михайлович Алпатов, член-корреспондент РАН

Источник

Акоп Назаретян в бессмертии

акоп погосович назаретян биография. nazaretyan. акоп погосович назаретян биография фото. акоп погосович назаретян биография-nazaretyan. картинка акоп погосович назаретян биография. картинка nazaretyan.

Завтра (15.04.2019) исполняется ровно два календарных месяца с момента ухода из жизни Акопа Погосовича Назаретяна. Ярчайшего философа, подробно о деятельности которого рассказывалось, в частности, на семинаре RUSSIAN SETI в ГАИШ 12 апреля 2019 года (а в Дубне в честь профессора открыли памятную аудиторию).

Общаясь с трансгуманистами, которые активно агитируют за бессмертие и долголетие (они считали А.П.Назаретяна «своим» поскольку он также был устремлен в будущее), выяснилось, что их бессмертие скорее похоже на сон в физиологическом смысле. Популярный среди них писатель фантаст так и ответил мне в комментарии что, — «хорошо сидеть у камина, смотреть на огонь». Даже представления о полетах к далеким мирам неких бессмертных киборгов, также похожи на один бесконечно тянущийся сон (см.»День сурка»), поскольку изменения «тела» субъекта, не приводят к изменениям личности, «я».

Рассматривая (по Назаретяну) известные нам фактически установленные эволюционные процессы, трансформации биологических форм, социальных взаимодействий и технического прогресса, — мы видим факты «преобразования», «отмирания» старых процессов и появления новых, форма «человека» как биологического вида и коммуникации не меняется уже несколько десятков тысячелетий, меняются только инструменты связи внутри социума и отношения вне социума, а сам социум поддерживается в своем существовании только сменой индивидуумов, «чередой» рождений и смертей.

Если смотреть на такую «систему» как некий «колебательный», волнообразный процесс, то мы заметим, что физически, на уровне атомов, никаких изменений возможно не происходит вообще (это заметил Вернадский, который писал о возможном изменении и атомов при их внутриклеточном взаимодействии), а происходит только изменение некоей общей для социума «картины мира», которая обновляется в процессе появления новых индивидуумов со «свежей» возможностью воспринимать, обрабатывать и обмениваться сигналами в новой, генерируемой ими «картине мира». (Идея «любви» между атомами и молекулам тоже одно время занимала умы, и этот процесс редукции, переноса, проецирования в своем сознании представлений из одной сферы опыта на другие — является одним из инструментов сознательной деятельности, но зачастую с его помощью создаются только химеры, образы, существующие исключительно в «картине мира», но не в реальных, физических взаимодействиях).

Можно строить множество различных теорий и выдвигать разные гипотезы, но не имея фактов о реальных взаимодействиях, а оперируя только умозаключениями из актуальной нам «картинки», мы скорее всего не получим адекватных ответов на вопросы о возможности личного бессмертия, о котором собственно и идет речь, о продлении своего существования, как субъекта восприятия всего окружающего сложившимися чувствами и отображения личного опыта в общую «картинку». Но, тем не менее, можно предположить, что какая-либо смена способа генерации «картинок» или подключение к некоей существующей, или создание новой «сети генерации будущих состояний», позволит именно субъекту обновлять свою личную память и продлевать свой личный процесс взаимодействия всего со всем.

Но сидение у камина и смотрение на огонь, или служение некоей устоявшейся «картинке», никак не помогут субъекту сохранить собственную личность, «я», самоосознание. Необходимость самосохранения жизни как процесса, неизбежно приведет или к созданию независимого от Земли и Солнца социума (о чем нам и пишут фантасты и куда устремлено научное мышление), либо взаимодействие биосферы и техносферы приведет к образованию неких неизвестных пока взаимодействий, или «открытию» хорошо забытых, которые также позволят субъектам сохранять собственное динамически обновляющееся состояние взаимодействия.

Так что основным вопросом для личности становится сохранение, трансформация и создание неких новых коммуникаций к общей памяти не только своего «рода», а всей Вселенной в ее историческом, физическом и философском осмыслении. О чем, кстати, «все время говорили большевики» и их вождь В.И.Ленин, который призывал овладевать всеми достижениями человечества.

В этом смысле работа недавно ушедшего из жизни (общей синхронизированной сети отображения человечества, «тела биосферы») Акопа Погосовича Назаретяна является бесценной, поскольку создает (если читать его книги, а не просто носиться с образом) возможность каждому переосмыслить собственную роль в Жизни, как общевселенском процессе, процессе универсальной эволюции (вселенского преобразования).

Источник

Акоп Погосович Назаретян

А.П.Назаретян родился в 1948г. в Баку, закончил московский Инъяз, в аспирантуре занимался психологией и потом преподавал в Институте общественных наук при ЦК КПСС. Под этим неброским названием скрывалась школа, готовившая (цитирую Википедию) кадры для коммунистических и леворадикальных движений несоциалистических стран, в том числе национально-освободительных движений, находившихся на нелегальном положении в странах Третьего мира, и исследовавшая проблемы этих движений. Некоторое представление о том, чему там учили, в особенности чему учил А.П.Назаретян, можно получить из его книги «Психология стихийного массового поведения», выдержавшей два издания в начале 2000-х. Бывал Акоп Погосович и в партизанских отрядах в Латинской Америке, отряды эти прятались в джунглях, где контактировали с людьми, живущими там в условиях Каменного века, в том числе с каннибалами.

Постепенно в деятельности Назаретяна на первое место вышла философия, точнее, философия истории, взгляд на историю человечества с точки зрения общих закономерностей, проявляющихся и в четырехмиллиардолетней истории биосферы, и даже в тринадцатимиллиардолетней истории всего мироздания. Первым крупным результатом на этом пути явилась книга А.П.Назаретяна «Интеллект во Вселенной», вышедшая в 1991г.

В 90-х годах Акоп Погосович был заместителем главного редактора журнала «Общественные науки и современность», и опубликовал в этом журнале много очень интересных и хорошо написанных статей. Позже он публиковался в основном в журнале «Историческая психология и социология истории». Из написанных им книг на меня самое большое впечатление произвела «Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории».

Акоп Погосович говорил, что он гораздо лучше пишет, чем говорит. Но по-моему это не так: тексты его часто страдают излишней наукообразностью, фразы часто длинны и немного туманны; а выступления его (аудио- и видеозаписи многих из которых можно найти в интернете) все великолепны.

Умер Акоп Погосович в феврале 2019. В последние годы своей жизни он с грустью и тревогой отмечал, что если в первое десятилетие XXI века уровень насилия на Земле достиг своего минимума, то во втором десятилетии он снова начал расти; так что надежда человечеству пережить нынешний век стремительно тает.

И много раз А.П.Назаретян говорил и писал, что если нам все же удастся пережить этот век, мы изменимся в течение его сильнее, чем изменились за все прожитые тысячелетия. Это печально, и мы должны не жалеть усилий для сохранения возможно большего из нашей культуры.

Источник

Назаретян А.П.. Книги онлайн

акоп погосович назаретян биография. 362. акоп погосович назаретян биография фото. акоп погосович назаретян биография-362. картинка акоп погосович назаретян биография. картинка 362.

Назаретян Акоп Погосович (5 мая 1948, Баку — 15 февраля 2019, Москва) — доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор.

Зам. главного редактора журнала «Общественные науки и современность» (ОНС) (Президиум РАН), профессор (по совместительству) кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, действительный член Международной академии информатизации, член-корр. Академии космонавтики.

Область научных интересов: культурная антропология, психология в системе современного знания, историческая психология, политическая психология. На факультете психологии МГУ читает спецкурсы «Психология массового стихийного поведения», «Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры».

Автор более 230 публикаций, в том числе монографий.

Книги (5)

Текст написан ярким живым языком, снабжен нетривиальными иллюстрациями из личного практического опыта и несет в себе отчетливый воспитательный заряд: систематически и убедительно доказывается, что «грязные технологии», «черный пиар» не составляют сущности современных политико-психологических технологий, а всего лишь болезнь роста российской (как и всякой иной) демократии.

В настоящей книге исследованы предыстория и эволюция социального насилия, а также последовательно совершенствовавшиеся механизмы культурно-психологического контроля над агрессивными импульсами.

Подробно обсуждается гипотеза техно-гуманитарного баланса, ее эмпирические основания, следствия и выводы. Для верификации гипотезы приведены сравнительно-исторические расчеты, демонстрирующие, что в долгосрочной ретроспективе с ростом технологической мощи и демографической плотности коэффициент кровопролитности общества (отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения) не возрастал, а, наоборот, неустойчиво снижался. Показано, что всякая технология несет с собой угрозу для общества, но лишь до тех пор, пока она психологически не освоена; после этого технология тем менее опасна, чем потенциально более разрушительна.

Крупным планом выделены переломные фазы общечеловеческой истории, ставшие творческим ответом культуры на антропогенные кризисы. Проанализированы механизмы обострения и преодоления таких кризисов. Через призму исторического опыта рассмотрены кризисы современной цивилизации и сценарии дальнейшего развития событий.

Как показано серией независимых расчетов, на протяжении миллиардов лет природа и затем общество развивались по определенным векторам в режиме последовательного ускорения, а периоды между фазовыми переходами биосферной, прасоциальной и социальной эволюции сокращались в соответствии со строгим логарифмическим законом. При экстраполяции полученной функции выходит, что около середины XXI века скорость глобальных изменений должна устремиться к бесконечности, а промежуток между фазовыми переходами — к нулю.

Означает ли этот загадочный результат, что обозримое будущее ознаменуется беспримерным по крутизне переломом в развитии человечества, биосферы и, возможно, космоса? Каковы сценарии дальнейших событий? Обвал? мена векторов? Прорыв в качественно новые реальности? Как зависят перспективы мировой цивилизации от мыслей и действий каждого из нас?

Для обсуждения прогнозных моделей автор опирается на опыт Универсальной истории (Мегаистории), а также на новейшие концепции астро- и микрофизики, синергетики, культурной антропологии, психологии и эвристики.

Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов (демографических, экологических, военно-политических), которые вызваны несбалансированной деятельностью людей. Были среди них и глобальные.

Чем все эти кризисы, происходившие на различных исторических стадиях, сходны между собой? Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? Существуют ли единые механизмы обострения антропогенных кризисов, и по каким симптомам можно прогнозировать их приближение? Наконец, каковы шансы планетарной цивилизации преодолеть надвигающийся комплексный кризис, какую цену за это придется заплатить, и каковы могут быть долгосрочные последствия?

Автор исследует эти вопросы, привлекая данные исторической психологии, культурной и сравнительной антропологии, эволюционной биологии и космологии, а также обобщающие модели самоорганизации.

Книга адресована научным работникам различных специальностей, преподавателям вузов, аспирантам и студентам. Ее материал может быть использован при разработке междисциплинарных курсов Универсальной истории (Big History) для гуманитарных, естественнонаучных и технических факультетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *