аксиологические концепции жизни человека и инвалида

Лекция 2.

Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура», перечисленные понятия являются очень сложными, многогранны­ми и имеют большое количество различных определений, трактовок.

В.М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории физической культуры определения культуры:

— культура — это творение человека, то, что не создано в таком виде природой;

— культура — это мера и способ развития человека;

— культура — это качественная характеристика деятельности чело­века и общества;

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность — это различные виды и способы процесса освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. Потребность — это нужда в чем-то, жизненная или бытовая необхо­димость, важнейшие источники и условия развития личности и обще­ства, побудительные причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей — естественные и соци­альные.

К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, раз­множении, защите потомства. Они присущи как животным, так и человеку. Социальные потребности можно разделить на потребности лично­сти и общества.

К числу наиболее важных потребностей общества относится необ­ходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объектив­ных условий для свободного и безграничного развития их сил, способ­ностей и дарований (В.М. Выдрин, 1999).

Среди потребностей личности, например, с точки зрения гумани­стической психологии (А.Х. Маслоу, 1987), следует особо выделить по­требности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личного совершенствования.

Физическая культура — это вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его со­стояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармониза­ции всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмо­ционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразо­вания, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные люди, в том числе и инвали­ды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной транс­формации (приспособления, коррекции или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов и др. базовой дисциплины приме­нительно к столь необычной для физической культуры категории зани­мающихся. Отсюда название — «адаптивная физическая культура».

Адаптивная физическая культура — это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, вклю­чая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивиду­ально значимые результаты но созданию всесторонней готовности челове­ка с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилита­ции и социальной интеграции; это специфический процесс и результат че­ловеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоц-вол, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовьгх и гигиенических факторов.

Именно в адаптивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности и специ­алиста, и занимающегося только или преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоя­нии здоровья, включая инвалида. Здесь на первое место выступают про­блемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной фи­зической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным де­фектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

Термин «реабилитация» происходит от латинского спо­собность— восстановление способности.

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в пос­леднее десятилетие, характеризуются усилением внимания к пробле­мам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осозна­нием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государствен­ной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

Реабилитация – комплекс медицинских, педа­гогических и социальных мероприятий, направленных на восста­новление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного по­ложения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управле­ния». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонени­ями в состоянии здоровья выступают в трех социалыю-уровневых изме­рениях (В.З. Кантор, 2000).

Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.

Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На­пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова­ниях различного ранга.

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль­шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ­лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об­щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт­ными и законодательными структурами и др.

Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»

Термин «реабилитация» происходит от латинского «аЫШу» — спо­собность, «гекаЫШайо» — восстановление способности.

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов».

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в по­следнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к пробле­мам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осозна­нием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статичес­ком плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к от­дельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных свя­зей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и уп­равления». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе,

социальная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспече­нии их способности к реализации образа жизни нормально развивающих­ся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонени­ями в состоянии здоровья выступают в трех социально-уровневых изме­рениях (В.З. Кантор, 2000).

Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.

Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На­пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова­ниях различного ранга.

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль­шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ­лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об­щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт­ными и законодательными структурами и др.

Цель адаптивной физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего ус­тойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенньгх природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двига­тельных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значи­мого субъекта.

Цель адаптивной физической культуры позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здо­ровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Вален­тин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здо­ровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адап­тивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навы­ки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ста­виться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приори­тет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, ма­териально-техническим обеспечением образовательного процесса и дру­гими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в адаптивной физической культу­ре можно разделить на две группы.

аксиологические концепции жизни человека и инвалида. img BQ14BD. аксиологические концепции жизни человека и инвалида фото. аксиологические концепции жизни человека и инвалида-img BQ14BD. картинка аксиологические концепции жизни человека и инвалида. картинка img BQ14BD.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной физической культуре является человек с отклонениями в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющийся недостаток, скорректировать, если это возможно, основной его дефект. Причем, чем раньше будет замечен тот или иной дефект, тем больше вероятность его коррекции.

Говоря о коррекционных задачах, имеются в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоско­стопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональ­ных систем и др.

Так, например, целенаправленная работа по укреплению глазодви­гательных мышц может привести к улучшению зрения; этап формиро­вания умственных действий в материальной форме (по П.Я. Гальпери­ну) значительно повышает эффективность этого процесса; обучение умениям произвольного расслабления мышц позволяет снимать психо­логические «зажимы», корректировать эмоциональное состояние и т.п.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным ос­новным дефектом.

В понятие «структура дефекта» входит соотношение первичных, вторичных дефектов и сохранных функций, т.е. при обследовании специалисты должны выявить биологическое нарушение – поражение коры, вторичное нарушение – то, что связано с обществом и социумом. Хуже всего поддаются коррекции первичные нарушения, вторичные же можно корригировать. Коррекция идет на сохранных функциях.

Лев Семенович выделял 2 дефекта: первичный и вторичный. Первичные вытекают из характера болезни и связаны с биологическим фактором (присутствие органического поражения мозга). Биологические нарушения самые тяжелые и вытекают из характера болезни. Вторичные нарушения всецело обусловлены социальной ситуацией развития ребенка. Выготский утверждал, что если изменить социальную ситуацию, то вторичных признаков не будет. В формировании вторичных отклонений особое место занимает социальная депривация – это ограничение социальных контактов.

В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план высту­пают компенсаторные задачи (формирование пространственно-времен­ной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных сис­тем, обучение ходьбе на протезах и т.п.).

И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требу­ют обязательной профилактической работы (решения профилактичес­ких задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоя­тельно требует целенаправленной деятельности по профилактике забо­леваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Разумеется, все перечисленные задачи решаются в контексте обу­чения тем или иным знаниям, умением, навыкам (образовательные задачи); воспитания тех или иных свойств личности занимающихся (воспитательные задачи); развития их физических качеств и способнос­тей, укрепления мышц стопы, совершенствования осанки и т.п. (оздо­ровительно-развивающие задачи).

Предметом профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре как педагога и занимающихся является целенаправленное решение перечисленных за­дач в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, в процессе их комплексной реабилитации, а так­же осуществление типичного для конкретных исторических условий образа жизни, достижение соответствующего уровня ее качества.

Источник

Текст книги «Теория и организация адаптивной физической культуры»

аксиологические концепции жизни человека и инвалида. teoriya i organizaciya adaptivnoy fizicheskoy kultury 124848. аксиологические концепции жизни человека и инвалида фото. аксиологические концепции жизни человека и инвалида-teoriya i organizaciya adaptivnoy fizicheskoy kultury 124848. картинка аксиологические концепции жизни человека и инвалида. картинка teoriya i organizaciya adaptivnoy fizicheskoy kultury 124848.

Автор книги: С. Евсеев

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 6 (всего у книги 43 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Социальные функции адаптивной физической культуры предполагают раскрытие особенностей отношений человека с отклонениями в состоянии здоровья и общества.

Гуманистическая функция адаптивной физической культуры направлена на признание основных положений гуманизма, в соответствии с которым человек, независимо от состояния его здоровья, является высшей ценностью в жизни мира; рассматривается не как средство, а как цель различных сфер общественной жизни и общественного развития в целом, как критерий (мера) оценки всех социальных процессов, явлений, сфер общественной жизни (Столяров В. И., 2014).

Адаптивная физическая культура, реализующая личностно-ориентированную гуманистическую концепцию отношения общества к инвалидам и другим категориям лиц с отклонениями в состоянии здоровья, по существу, представляет собой результат формирования новых социальных установок, смены старых представлений о социальной политике, ее модернизации, нового социального мышления. Вторгаясь в сферу новых концептуальных установок идеологии, философии, психологии человека и социума, адаптивная физическая культура постоянно сталкивается со стереотипами и догмами старого мышления, старых мировоззренческих теорий.

В частности, весьма устойчив психологический стереотип, основанный на социалистических установках о том, что целый ряд негативных социальных явлений – алкоголизм, наркомания, инвалидизм и др. – является пережитками «загнивающего» капитализма (империализма), создающего свою экономику путем нечеловеческой эксплуатации рабочих и крестьян, из которых «выжимаются все силы». Идеологи социалистической системы хозяйствования, устраняющей эксплуатацию человека человеком, вводящей плановость производства и распределения, утверждали, что по мере строительства социализма, а впоследствии и коммунизма перечисленные пережитки исчезнут сами по себе, поскольку для их сохранения не будет объективных оснований. Данная концепция, периодически подтверждавшая достижения в деле строительства коммунизма (вспомните известный тезис – «наше поколение людей будет жить при коммунизме»), неизбежно приводила к тому, что проблемы инвалидов замалчивались, реальная ситуация приукрашивалась, а государство демонстрировало очевидную сдержанность в вопросах обеспечения для данной категории населения страны равных возможностей во всех сферах социальной практики (Евсеев С. П., 2012).

Широкое распространение в то время имела аксиологическая концепция отношения общества к инвалидам, получившая название – концепция «инвалидизма» (Губарева Т. И., 1999).

Необходимо констатировать, что данная концепция в большей части неосознанно доминирует и сегодня в массовом сознании, часто является определяющей при принятии тех ли иных управленческих решений относительно жизнедеятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, в том числе в сфере адаптивной физической культуры и спорта.

Признание инвалидов как равноправных членов общества, для которых государство должно обеспечить равные возможности для их воспитания и развития, творческой самореализации во всех сферах жизни, является основой для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой.

Нетрудно видеть, что такое отношение к инвалидам в адаптивной физической культуре претворяет в жизнь основные принципы аксиологической концепции, получившей название «личностно-ориентированная гуманистическая концепция», в основе которой лежат такие подлинно гуманистические ценности, как признание самоценности личности человека независимо от состояния его здоровья, утверждение приоритета интересов личности над интересами общества.

Формирование в нашей стране личностно-ориентированной гуманистической концепции отношения к лицам с отклонениями в состоянии здоровья как идея их социальной интеграции, повышения уровня качества жизни стало возможным благодаря смене парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (Пуляев В. Т., 1993–1995).

Социализирующая функция адаптивной физической культуры раскрывает возможности включения человека с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с инвалидностью, в жизнь общества, усвоения опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождений в социальную среду и социальные группы (Пономарев Н. И., 1996), с одной стороны, формирование собственных социальных образований (спортивных и иных федераций, ассоциаций, обществ), своеобразное «завоевание» социального пространства – с другой.

Социализация – сложное многогранное явление, продолжающееся всю жизнь, в ходе которой выделяют такие институты социализации, как семья, школа, вуз, трудовой коллектив, команда, общество и др. Активные занятия адаптивной физической культурой людей с отклонениями в состоянии здоровья на каждом этапе возрастного развития позволяют решать сложнейшие задачи социальной адаптации личности: приобщение человека к ценностям общества, воспитание нравственных и волевых качеств, рациональной организации досуга, активного отдыха, общения и др.

Все это положительно сказывается на духовном состоянии инвалидов, других категорий лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их окружений, оптимизирует жизненные интересы и ценностные ориентации (Евсеев С. П., 2000).

Необходимо отметить огромную роль игры в социализации ребенка, который, входя в ту или иную роль, вживается в предписанные сюжетом игры образы, знакомится с многообразием окружающей его среды, вступает в общение, познает внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействия, переживает горечь поражения и радость победы.

Игра активизирует образно-эмоциональное мышление, внимание, память, снимает умственное утомление, создает творческую атмосферу, устраняет замкнутость и застенчивость, синтезирует в себе те проявления ребенка, которые способствуют и сопутствуют его социализации (Загрядская О. В., 1997).

Огромная роль в социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья принадлежит адаптивному спорту, в котором правила соревнований – как своеобразная конституция – задают нормы и образцы поведения соревнующегося спортсмена.

В адаптивном спорте человек взаимодействует с федеральными государственными структурами, региональными органами государственной власти, спортивными федерациями общероссийского, регионального и муниципального уровней, командой судей и зрителями и др.

Все это создает уникальные возможности для его социализации как в плане адаптации человека к обществу, так и для формирования нового социального пространства.

Интегративная функция адаптивной физической культуры направлена на вхождение человека с отклонениями в состоянии здоровья в социум, освоение образцов поведения, характерных для современного образа жизни здоровых людей.

В настоящее время Л. М. Шипицина (2001) выделяет два типа интеграции: интернальную и экстернальную. Интернальная интеграция – объединение детей внутри системы специального образования, экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Совместное обучение приносит пользу не только детям с ограниченными возможностями здоровья, но и здоровым школьникам. У первых формируется положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение, повышается эффективность процесса социализации. У здоровых детей интеграция формирует чувства сострадания, милосердия, толерантности, взаимопомощи не только к этим детям, но и к взрослым и пожилым людям со специальными потребностями и нуждами, что в дальнейшем способствует пониманию и уважению прав любого человека (Хилько Н. С., 1992).

В последние годы все активнее входит в педагогику термин «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, п. 27, ст. 2).

Для реализации инклюзивного образования предлагается применение образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (адаптированной образовательной программы) (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, п. 28, ст. 2).

Адаптивная физическая культура и особенно адаптивный спорт предоставляют уникальные возможности для интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая лиц с инвалидностью, а также инклюзивного образования, инклюзивного физического воспитания, инклюзивного спорта.

Более того, уже сегодня осуществлены подходы, по существу, реализующие идею инклюзии в адаптивном и обычном спорте. Возникающие в этом случае терминологические трудности предлагается решать следующим образом (Аксенов А. В., 2012, 2013). К примеру, объединение в одну группу детей, занимающихся обычным спортом по своим программам, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, осваивающими адаптированные программы по адаптивному спорту, дает основание для введения термина – «инклюзивный спорт» для такого рода объединенных групп. Аналогично формулируется наименование группы для инклюзивного физического воспитания (Аксенов А. В., 2012, 2013).

? Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные группы функций адаптивной физической культуры.

2. Раскройте содержание одной-двух реабилитационных функций.

3. Перечислите основные педагогические функции в адаптивной физической культуре. Раскройте содержание одной-двух педагогических функций.

4. Назовите функции физического воспитания и спорта в адаптивной физической культуре.

5. К какой группе функций относится гуманистическая функция?

Глава 4. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры

В общей теории физической культуры выделяют различные разделы, компоненты, виды, формы этого социального феномена. Так, В. М. Выдрин выделяет физическое воспитание (образование) или неспециальное физкультурное образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Л. П. Матвеев подразделяет физическую культуру на базовую физическую культуру, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабилитационную и фоновую физическую культуру.

При этом Л. П. Матвеев, указывая, что выделенные им разделы соответствуют различным направлениям и сферам использования физической культуры в обществе, различаются по функциям и структуре, тем не менее не определяют классификационный признак или основание, критерий такого разделения. Из текста можно сделать вывод о том, что дальнейшее деление упомянутых разделов на подразделы (или виды, разновидности) проведено в соответствии с наиболее общими решаемыми ими задачами (специфической направленностью в процессе использования).

Рассматривая структуру физической культуры, В. М. Выдрин отмечает, что она сформировалась исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

Вообще, возникновение и развитие физической культуры, равно как и других ее видов (производственной, художественной, политической и др.), обусловлены потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития.

Таким образом, В. М. Выдрин в качестве основного критерия выделения тех или иных видов (компонентов, форм, разделов) физической культуры определяет потребности общества и личности.

К числу наиболее общих потребностей общества он относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходимости. Кроме того, к таким потребностям причисляется необходимость общества во всесторонне и гармонически развитых людях и создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Правда, он подчеркивает, что это обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил и взаимоотношениями людей в процессе производства.

Исторический экскурс показывает, что наиболее общими, присущими любому социальному строю потребностями общества являются потребности в здоровой нации, в осуществлении подготовки подрастающего поколения к труду, военному делу и другим общественно необходимым видам деятельности.

Говоря о потребностях личности, В. М. Выдрин предполагает, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят прежде всего от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, а весь комплекс потребностей (к сожалению, автор их не называет) формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости.

Рассматривая отдельные структурные компоненты (виды) физической культуры, он отмечает, что неспециальное физкультурное образование (физическое воспитание) является специфической формой удовлетворения потребности общества и личности, а остальные виды (спортивная деятельность, физическая рекреация и двигательная реабилитация) – потребности личности. Однако дает определения потребностей личности только для двух видов физической культуры – физической рекреации (потребности в активном отдыхе, в удовольствии от движений, общении) и двигательной реабилитации (потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении).

Выделенные В. М. Выдриным и Л. П. Матвеевым виды в большей степени и удовлетворяют потребности общества в здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной к производственно-трудовой, военно-профессиональной и другим общественно необходимым видам деятельности. Все это реализуется через физическое воспитание (неспециальное физкультурное образование), физическую рекреацию и двигательную реабилитацию, которые, соответственно, обеспечивают подготовку людей к жизни, труду и военной деятельности (физическое воспитание), восстановление их после утомления (физическая рекреация) или болезни (двигательная реабилитация).

И даже такой, казалось бы, личностный вид физической культуры, как спорт, содержит в себе предпосылки для удовлетворения потребностей общества, например как способ демонстрации преимуществ социального строя через завоевание спортсменами наибольшего количества золотых олимпийских медалей. Именно такой потребностью общества можно объяснить созданную в СССР государственную систему спорта высших достижений.

Разумеется, можно согласиться с тем, что все эти потребности общества присущи и любому здравомыслящему человеку, однако вряд ли будет верным утверждение о том, что перечисленные виды физической культуры удовлетворяют все личные потребности человека в этой сфере социальной практики. Здесь необходим более конкретный и детальный анализ таких личных потребностей, который в теории физической культуры не проводится.

Проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций человека является очень сложной и интенсивно развивающейся в последние годы в связи с тенденциями гуманизации общества и гуманитаризации образования.

Обозначим некоторые факты, иллюстрирующие спорность тезиса о том, что выделенные в теории физической культуры ее виды удовлетворяют все личные и общественные потребности в этой области. Так, например, многие психологи подчеркивают, что человек испытывает потребность в повышенном напряжении, побуждающую его переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни, но не имеющий отношения к спорту.

Потребности самоактуализации, самоуважения образуют ценностно-мотивационную основу для таких видов двигательной активности, как креативные телесно-ориентированные практики (техники), а потребности принадлежности и любви – для целенаправленных, порой весьма изнурительных занятий по коррекции собственной фигуры, не укладывающихся в прокрустово ложе выделенных видов физической культуры.

Кроме того, формулировка потребности личности в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии, здоровье, сформулированная в таком общем виде, вряд ли может выступать в качестве действенного мотиватора и регулятора здорового образа жизни, занятий физическими упражнениями.

Установлено, что формирование адекватного отношения человека к здоровью, гармоничному развитию предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к механизмам внутреннего мира личности, прежде всего к комплексу потребностно-мотивационных структур, определяющих ее общую направленность: мотивы отношения к труду, перспективы профессионального роста и мобильности, мотивы материального благополучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, достижение социального престижа, повышение социального статуса; самосовершенствование, повышение самооценки и др. (Виленский М. Я., 1991–1996).

Данный факт подтверждается исследованиями П. В. Бундзена с соавт. (1998), показавших, что здоровье само по себе вряд ли играет роль терминальной ценности (конечной целью индивидуального существования) человека, определяющей всю систему его жизненных установок личности. В большинстве случаев у здорового человека ценностный аспект «здоровья» активно проявляется на уровне сознания исключительно в условиях снижения функциональных резервов, причем в этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.

Таким образом, выделение новых видов физической культуры, формирование потребности личности в здоровье, гармоничном развитии должны осуществляться исходя из тщательного изучения всесторонних и постоянно увеличивающихся ее потребностей, аксиологической концепции жизни каждого конкретного человека.

Отметим, что при выделении видов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, поскольку потребности общества (в этом случае даже на теоретическом уровне) достаточно размыты и неконкретны. Значительно чаще говорят об обязанностях общества в создании особых условий для нормального развития и жизнедеятельности данной категории населения.

4.2. Основные виды адаптивной физической культуры

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание (образование) – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребностям индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к здоровому образу жизни.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируется комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

Если вспомнить терминологию, предлагаемую Л. П. Матвеевым, то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной базовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физической культуры.

В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения у него той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцептивных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.

Очень важен этот вид адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориентации в случае потери зрения, профессиональным действиям и др.).

Адаптивный спорт – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и, вообще, социализации.

При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека – потребности в самоактуализации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-политическая и другие виды деятельности часто оказываются недоступными.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стремление к физическому совершенствованию (Б. В. Сермеев, В. Г. Григоренко).

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных движений: паралимпийского, специального олимпийского и сурдлимпийского.

Исходя из концепции И. М. Быховской (1993), рассмотревшей проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, именно адаптивный спорт с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международные) соревнований создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух «Я» (Каган М. С., 1988).

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивный спорт, особенно спорт ЛИН, как социальное явление можно сравнить с лакмусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуемой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и, вообще, лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы воспринимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития, самореализации, или только декларируем это?

Важнейшим инструментом реализации государственной политики по отношению к адаптивному спорту являются: ВРВС, Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК), Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта (ФССП) и др.

Адаптивная двигательная рекреация – вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, общении.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труда, учебы, спорта и др.); на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и, вообще, на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партнеров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения (Пономарев Н. И., 1996; Рыжкин Ю. Е., 1997).

Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация – не только биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым этапом, первым шагом в направлении снятия (преодоления) стресса и приобщении к адаптивной физической культуре (адаптивному физическому воспитанию, адаптивному спорту и др.)

Чтобы избежать чисто терминологических недоразумений, подчеркнем, что в учебном пособии для институтов физической культуры Л. П. Матвеев данный вид физической культуры называет фоновым, дополнительно включая в него гигиеническую (в рамках повседневного режима жизни) физическую культуру (Матвеев Л. П., 1983).

Адаптивная физическая реабилитация – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность инвалида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Отметим, что в медицине термин «физическая реабилитация» используется для обозначения работы как с инвалидами, так и с лицами, временно утратившими свои функции (в дальнейшем авторы пособия будут использовать термин «адаптивная физическая реабилитация»).

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства.

В отдельных нозологических группах инвалидов, приемущественно с ПОДА, лечение движением не заканчивается в медицинском стационаре, а продолжается всю жизнь на основе самореабилитации (Михайлова Ю. Г., 1998).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных видах адаптивной физической культуры, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида адаптивной физической культуры. Именно в креативных телесно-ориентированных практиках единение духовного и телесного начал человека в процессе занятий физическими упражнениями является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать.

Фрагменты, элементы, а иногда и хорошо научно-методически оформленные системы креативных телесно-ориентированных практик используются в сказко-, игротерапии (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Горбенко М., 2001), формокоррекционной ритмопластике (Чураевы Р. и Т., 2001), антистрессовой пластической гимнастике (Попков А. В., Литвинов Е. М. и др., 1996), двигательной пластике (Сляднева Л. Н., 2001), психиатрии и психоанализе (Лоуэн А., 1997), системе психосоматической саморегуляции, ментального тренинга, нейролингвистического программирования (Норбеков М. К., Фотеева Л. А., 1995; Бундзен П. Ф., Унесталь Л. Э., 1995; Волков И. П., 1998; Каган В. Е., 1998 и др.), системе целостного движения (Кудряшов Н., 1998), лечебной релаксационной пластике (Курис И. В., 1998), телесно-ориентированной психотехнике актера (Березкина-Орлова В. Б., Баскакова М. А., 1999), психогимнастике (Чистякова М. И., 1990) и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *