актер который сыграл борна
Джейсон Борн
История персонажа
Кинематограф 2010-ых годов подарил публике нетривиальных и многогранных персонажей, преимущественно полицейских и спецагентов. Большое количество картин описывало борьбу героев нового времени с преступностью, противниками из других миров, внутренними и внешними врагами. История Джейсона Борна вписалась в плеяду кинофильмов о современных агентах спецслужб и их приключениях внутри тайных структур и вне их. Она оказалась актуальной и в связи с событиями реальной жизни.
История создания
Джейсон Борн – плод фантазии автора шпионских детективов Роберта Ладлэма. Писатель, страдавший случайной амнезией, соединил в романе два интересующих его лейтмотива. Он взял в качестве прототипа главного героя образ венесуэльского террориста Карлоса Шакала и одарил его недостатком, созвучным собственному заболеванию.
Писатели Роберт Ладлэм и Эрик Ван Ластбадер
Автор видел интересную коллизию в том, что человек, обладающий многочисленными знаниями и навыками в области выживания, забыл объемную часть собственной жизни. Склонный к жанру фантастики, гуру экшн-сцен и сюжетов, полных интриг, Ладлэм создал историю, захватывающую дух читателей, а позднее зрителей. Писатель создал 4 книги, черпая черты характера главного героя и подробности действия из подручных источников информации: газет, книг и телевидения.
Первое произведение, «Идентификация Борна», было издано в 1980 году. Это история о профессиональном убийце, бывшем американском дипломате и сотруднике спецслужб, потерявшем память. Семья героя умерла, а он завербован секретным агентством, которое охотится на Карлоса Шакала. Шпионский триллер оказался настолько удачным, что права на него приобрели продюсеры, планировавшие экранизацию книги. Лэдлам не собирался писать литературное продолжение.
В 1984 году его посетила идея о новом сюжете, для которого требовалось придумать героя. Им снова стал Джейсон Борн. Спустя два года вышел роман «Превосходство Борна», а в 1990 увидел свет «Ультиматум Борна». Трилогия стала последним трудом в жизни писателя, который не увидел фильмов, снятых по собственным бестселлерам. Его дело продолжил Эрик Ван Ластбадер, издавший еще 10 книг о приключениях спецагента.
Кинокомпания «Warner Bros» еще при жизни Лэдлама сняла мини-сериал, в основу которого легла первая книга серии. Позднее предпринимались попытки съемки полнометражной картины, но она не была выпущена. В то время Джейсон Борн был одной из популярных фигур мировой фантастики, а его создатель слыл знаменитым романистом Америки XX века.
Ричард Чемберлен в роли Джейсона Борна в сериале «Тайна личности Борна»
В 2002 году на экраны вышел фильм «Идентификация Борна». Картина отличается от литературной основы. Главный герой вобрал в свой образ черты популярного спецагента Джеймса Бонда. Он предстал перед публикой молодым, наблюдательным и энергичным мужчиной. Расчетливость и предусмотрительность стали его отличительными качествами.
Сюжет
Трилогия, снятая Дагом Лайманом, приковала к экранам любителей искусных боев, быстрых гонок и захватывающих сцен. Первой картиной цикла, в соответствии с изданными произведениями, стала одноименная «Идентификация Борна» Пола Гринграсса. Далее все части по порядку выходили по аналогии с литературными изданиями.
«Идентификация Борна» (2002)
Его подбирает экипаж рыболовецкого судна. Тело мужчины изранено, в бедро вживлен чип, содержащий цифры банковского счета в Цюрихе. В попытках узнать о своем прошлом Борн подвергает жизнь опасности. За ним охотятся неизвестный убийца и бывшие работодатели в лице ЦРУ. Спутницей бывшего агента становится девушка по имени Мария.
«Превосходство Борна» (2004)
Решив забыть об ошибках прошлого, Борн вместе с возлюбленной уезжает в Индию. Молодые люди селятся неподалеку от побережья и живут обычной жизнью до тех пор, пока ее не обрывает покушение на них. В результате Мария оказывается мертва, а Джейсон ранен.
Преследуя тех, кто напал на него, герой понимает, что его подставили в преступлении, совершенном против агентов ЦРУ. Борн снова впутан в вереницу непонятных обстоятельств, ведущих к его жизни до амнезии.
«Ультиматум Борна» (2007)
В британской газете опубликована информация о тайной операции ЦРУ, относящейся к проекту, в котором был задействован Джейсон. Он пытается встретиться с корреспондентом, желая узнать подробности. ЦРУ знает об утечке информации и отслеживает появление бывшего агента.
Назначенная встреча сорвана нападением спецслужб, и оба героя оказываются в бегах. Борн пытается найти осведомителя журналиста, которому известна информация о его личности. Это последний шанс Джейсона стать собой.
«Эволюция Борна» (2012)
Аарон Кросс, участник той же программы обучения, что и Борн, становится героем четвертой части франшизы.
Секретный агент находится в центре событий, последовавших за вмешательством Джейсона в планы ЦРУ. Заговоры и интриги, частью которых становится герой, приводят его к смертельному риску.
«Джейсон Борн» (2016)
Недавно поклонники франшизы увидели экранизацию, повествующую о герое спустя десятилетие. Амнезия прошла, Борн участвует в незаконных боях без правил и не вспоминает о событиях минувших лет.
В то же время хакеры взламывают сервер ЦРУ и в сотрудничестве с Никки Парсонс собираются предать огласке полученные данные. Парсонс обнаруживает информацию о работе отца Борна с ЦРУ и решает сообщить об этом.
Интересные факты
Главные роли во франшизе исполнили популярные голливудские актеры. Мэтт Дэймон, звезда фильмов «Умница Уилл Хантинг» и «Талантливый мистер Рипли», воплотил на экране главного героя. Алисия Викандер сыграла главную женскую роль в ленте «Джейсон Борн».
Съемки франшизы сопровождались массой любопытных нюансов и интересных фактов.
Цитаты
Цитаты из франшизы о бывшем агенте спецслужб не стали достоянием публики. Тем не менее, реплики персонажей разоблачают современное отношение ведомственных структур к сотрудникам. Чрезвычайно остро некоторые фразы звучат в связи с раскрытием некоторых фактов агентами спецслужб, изобличавшими недомолвки и ошибки в действиях бывших работодателей.
Такими словами оправдывает действия своих сотрудников один из глав ЦРУ.
Джейсон Борн
Продолжительное время факты спецопераций оставались неизвестными. Представители разведки вели тайные игры, пешками в которых оказывались работники Центрального Разведывательного Управления. Слова из триллеров, транслируемых на больших экранах, имели прямое отношение к реальности.
«Надеясь на лучшее, планируй худшее»
Это главное правило героя помогает выжить в рискованных ситуациях и на шаг опережать врага. Джейсон Борн просчитывает наперед каждый ход и умеет постоять за себя.
Устами героя была произнесена фраза:
«Я убивал. Для вас. И для всех других».
Такие речи звучали по телевизору от бывших агентов – участников спецопераций, сопровождавшихся неоправданными жертвами. В их числе в вымышленном мире оказался и Джейсон Борн.
Реанимация Борна
Когда в 2007 году режиссер Пол Гринграсс и актер Мэтт Деймон закончили блокбастер «Ультиматум Борна», третий фильм из цикла о бывшем суперагенте Джейсоне Борне, они объявили, что не будут работать над четвертой серией
В случае Мэтта Деймона ответить на вопрос, почему актер передумал, очень просто. Во-первых, среди его фильмов, вышедших после «Ультиматума Борна», бесспорными большими успехами стали лишь «Железная хватка», «Интерстеллар» и «Марсианин». При этом Деймон лишь в «Марсианине» сыграл главную роль. Когда карьера актера развивается таким образом, ему важно напомнить публике и продюсерам о своей коронной роли, принесшей студии большую прибыль.
Во-вторых, играть Борна интересно и нелегко – много «физики» и мало пустых разговоров. Чем старше становится Деймон, тем приятнее ему чувствовать, что он все еще может достоверно играть столь атлетичного персонажа. И, конечно, для него важно, что поклонники верили в него и все эти годы спрашивали, когда же выйдет новый «Борн» с его участием.
Фото со съемочной площадки фильма «Джейсон Борн»
Наконец, Деймон не раз подчеркивал, что так уважает Гринграсса, что вернется в цикл, если режиссер объявит, что готов рассказать новую историю о блудном сыне тайной программы ЦРУ. Когда Гринграсс взялся за «Джейсона Борна», Деймон сдержал слово и тоже занялся картиной.
Итак, чтобы понять решение Деймона, нам нужно понять решение Гринграсса. Но давайте перед этим разберемся, почему сведущие в сценарном мастерстве режиссер и актер (у Деймона, напомним, даже есть сценарный «Оскар»!) настаивали, что история Джейсона Борна завершилась в «Ультиматуме Борна».
Что делает киноцикл подходящим для выпуска множества сиквелов? Присмотримся к «бондиане», самому успешному и самому длинному циклу блокбастеров. Джеймс Бонд – профессиональный спаситель мира. Работа на британскую корону позволяет ему странствовать по всему миру, сражаться с самыми разнообразными врагами, «кадрить» самых красивых женщин, использовать удивительные гаджеты, выполнять невероятные трюки и так далее.
Можно любить или не любить сагу о британском суперагенте, но нельзя отрицать, что это идеальная концепция для создания бесконечного количества одновременно схожих и несхожих фильмов. Известная голливудская мудрость гласит, что публика ждет от сиквела, чтобы он и был, и не был повторением предыдущей картины, и именно это «бондиана» вот уже полвека гарантирует зрителям.
Теперь взглянем на «борниану». Джейсон Борн – тоже суперагент, но он больше не состоит на службе ЦРУ и не странствует по миру, чтобы убивать врагов Америки. Наоборот, потеря памяти позволила ему переосмыслить прошлые убеждения, и с тех пор он в основном сражается со своими прошлыми нанимателями, которые пытаются его поймать и вернуть в программу.
Фото со съемочной площадки фильма «Джейсон Борн»
Это драматичное противостояние – маленький человек против огромной «машины», – но оно быстро выдыхается, потому что Борн из серии в серию сражается с одной и той же организацией (за вычетом «Превосходства Борна», где ему противостоит агент ФСБ) и использует одни и те же методы. При этом он минимально применяет гаджеты, не спит со всем, что движется, и даже не разбавляет свои приключения шутками. C Бондом его роднит только то, что Борн тоже действует по всему миру. Но бондовского разнообразия пейзажей в его фильмах все же быть не может, потому что ЦРУ лучше всего контролирует ситуацию в странах НАТО, и это значит, что режиссеры цикла должны в основном показывать натовские государства, где у управления явное преимущество. Чем труднее задача героя, тем явственней его героизм!
В «Джейсоне Борне» эту загвоздку пытаются обойти, объявляя, что Борн вспомнил все о себе, но не о своей семье, и что ему еще есть что вспоминать и выяснять. Но сколько протянет эта сюжетная идея? Она уже воспринимается как «мыльная опера». В «Джейсоне Борне» герой разбирается в гибели своего отца, а что дальше? ЦРУ окажется причастным к гибели его троюродного деда? Это же ерунда, а не сюжет для якобы реалистичного шпионского триллера.
Можно не сомневаться, что Гринграсс отлично все это понимает. Вышеизложенное отчасти основано на интервью Деймона, а то, что знает актер, знает и его режиссер. Так почему же Гринграсс вернулся в «борниану»?
Потому что то, что плохо для искусства, порой хорошо для политики. Напомним, что, прежде чем взяться за «борниану», британец снял политическую драму «Кровавое воскресение» – кино о том, как 30 января 1972 года британские войска расстреляли демонстрацию в Северной Ирландии. В первую очередь Гринграсс – политический режиссер, и ему нравится регулярно напоминать публике об опасности абсолютной власти, на которую претендуют силовые структуры. Разумнее всего это делать не в артхаусных драмах, а в развлекательных блокбастерах, которые смотрят по всему миру. Так что то, что Борн из серии в серии противостоит ЦРУ, для Гринграсса куда лучше, чем если бы герой сражался с «очевидными» врагами цивилизованного мира, в чьем злодействе никого не нужно убеждать.
Фото со съемочной площадки фильма «Джейсон Борн»
Имея это в виду, легко понять, что Гринграсс вернулся в «борниану», потому что скандал со Сноуденом дал ему новый материал для разоблачений. «Джейсон Борн» рассказывает о тесной спайке интернет-компаний и спецслужб (это как раз то, о чем поведал миру Сноуден), и показательно, что к истории Борна эти разоблачения не имеют почти никакого отношения. Борн преследует главу ЦРУ из-за его прошлых, а не нынешних козней, и ему нет дела до социальных сетей, которыми суперагент не пользуется.
По большому счету историю о сношениях ЦРУ с интернет-компанией из фильма можно было бы вычеркнуть, освободив место для экшен-сцен или сделав картину более компактной. Но именно ненужность этой сюжетной линии доказывает, что Гринграсс снял «Джейсона Борна», чтобы вместе с погонями и перестрелками впихнуть зрителям в головы мысль о том, что спецслужбы слишком многое контролируют. Мол, с этим нужно что-то делать, пока не стало поздно. Очевидно, для Гринграсса это достаточно важная задача, чтобы ради нее оживить цикл-зомби, который скончался в «Ультиматуме».
«Борн — это сюжет о блудном сыне»
Мэтт Деймон рассказал Василию Корецкому об эволюции своего персонажа
В первую неделю сентября в мировой прокат выходит новый фильм о Джейсоне Борне. Актер Мэтт Деймон рассказал нам о библейских корнях своего персонажа, а также о принципиальных отличиях от Джеймса Бонда
Новый фильм о Борне напоминает миру о новых угрозах, считает Мэтт Деймон
Фото: Verwendung weltweit/picture alliance/ТАСС
Борна все чаще преследуют свои (Венсан Кассель)
Фото: NBC Universal
Спецслужбы не теряют надежды вернуть Борна (слева — Томми Ли Джонс)
Фото: NBC Universal
Беспорядки в Афинах придали фильму актуальности
Фото: NBC Universal
Новый фильм о Борне напоминает миру о новых угрозах, считает Мэтт Деймон
Фото: Verwendung weltweit/picture alliance/ТАСС
Борна все чаще преследуют свои (Венсан Кассель)
Фото: NBC Universal
Спецслужбы не теряют надежды вернуть Борна (слева — Томми Ли Джонс)
Фото: NBC Universal
Беспорядки в Афинах придали фильму актуальности
Фото: NBC Universal
Новый фильм о Борне — «Джейсон Борн» — выходит спустя почти 10 лет с момента последнего появления суперагента на экране («Ультиматум Борна», 2007). За это время в мире много чего произошло — и борновская франшиза, всегда отличавшаяся не только реализмом съемки экшен-сцен, но и вниманием к международной политике, чутко среагировала на эти перемены. В новом фильме Борн присутствует на баррикадах в Афинах, встречается с человеком, похожим на Джулиана Ассанжа,— а ЦРУ круглосуточно следит за ним через гаджеты и спутники. Мэтт Деймон, исполнитель роли шпиона, потерявшего память и из фильма в фильм восстанавливающего свою идентичность (а также сопродюсер франшизы), ответил на вопросы нашего обозревателя:
— Насколько я знаю, вы были не очень довольны сценарием «Ультиматума Борна», даже называли его неэкранизируемым. А новый, наоборот, стал одной из важных причин вашего возвращения во франшизу (Мэтт Деймон не подписан на участие во всех фильмах про Джейсона Борна, решение относительно своего участия в каждой картине он принимает отдельно.— «Ъ» ) Так что вас так в нем зацепило? Чем эта история про Борна принципиально отличается от других?
— Эта история отличается от прошлых фильмов хотя бы тем, что с момента последнего появления Борна на экране прошло больше 10 лет — и за эти годы в мире многое изменилось. А мы с Полом Гринграссом (режиссер картины.— «О» ) всегда говорили, что Борна нужно снова выставить на мороз, нужно подождать, пока мировая ситуация переменится. Чтобы снова вывести этого героя, нужна была новая, свежая история — и вот она! Ее главная коллизия та же, что и в сегодняшней реальности: общественная безопасность против тайны частной жизни.
— А вам не кажется, что эти перемены в мире служат совсем уж непригодной декорацией для шпионского триллера? Камеры слежения, спутники-шпионы, тотальная слежка за электронными коммуникациями — какие тайны могут быть в этом, насквозь прозрачном мире. Раньше в «Борне» антагонисты были вынуждены придумывать какие-то штуки, ютиться на крышах или за кустами с биноклями, чтобы следить за Борном, а в нынешнем фильме сотрудники ЦРУ «ведут» его, не выходя из офиса.
Отсюда, кстати, и определенные съемочные локации: прошлый фильм, к примеру, был во многом о войне с терроризмом, основные эпизоды разыгрывались в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне, потому что именно эти города в тот момент непосредственно переживали атаки террора. Конечно, мы не делали акцента на этом факте, но вся атмосфера напряженности и тревоги, конечно, чувствовалась и создавалась нами намеренно. Именно поэтому мы начинаем новый фильм с беспорядков в Греции: так Борн словно бы попадает в реальность новостного телерепортажа.
Беспорядки в Афинах придали фильму актуальности
Фото: NBC Universal
Борна все чаще преследуют свои (Венсан Кассель)
Фото: NBC Universal
Спецслужбы не теряют надежды вернуть Борна (слева — Томми Ли Джонс)
Фото: NBC Universal
— Да, греческие сцены выглядят очень правдоподобно.
— Еще бы, ведь Гринграсс снимает протесты лучше, чем кто бы то ни было. Он же начинал как журналист (в 1980-х Гринграсс работал на телевидении, в программе регионального канала Granada Television «Мир в действии») и сделал столько материалов об уличных беспорядках и демонстрациях! Он так часто был в центре волнений, причем по всему миру! Вы же видели его «Кровавое воскресенье» (фильм 2001 года о расстреле военными мирной демонстрации в Северной Ирландии в 1972-м.— «О» ).
Беспорядки в Афинах мы реконструировали на Тенерифе. Перекрыли два квартала и каждую ночь в течение четырех недель устраивали там весь этот ад с «коктейлями Молотова», баррикадами и боями демонстрантов с полицией. Снимали от заката до рассвета, вся массовка была испаноязычной, но они разучили греческие кричалки, долго репетировали — несколько сотен, а иногда и до полутысячи человек. По команде Пола они начинали орать, обе стороны шли в атаку, летели камни и взрывались бутылки с зажигательной смесью. А потом по сигналу горна все мгновенно успокаивались — и вот вы снова на мирной сонной улочке на Канарских островах.
— Как вы воспринимаете своего персонажа? Для вас Борн — суперегерой или скорее обычный парень в необычных обстоятельствах?
Фрэнк Маршалл: мы работали в Москве, и это было чертовски непросто
— Конечно, фильмы о Борне это в какой-то степени кино о супергерое, ведь ключевая черта Джейсона Борна в том, что он прекрасно разбирается во всем на свете. Это же отличительная черта супергероя! Но Борн имеет представление и о другой суперсиле, которой он, собственно говоря, противостоит — власти всевозможных институций. И в этом смысле он как раз обычный гражданин.
— И в чем, по-вашему, его центральный конфликт как гражданина?
— Борна мучит память о том, что он делал, находясь на секретной службе. И именно эти муки совести — та точка, через которую я вхожу в роль и которая позволяет публике почувствовать эмпатию к Борну. Где-то глубоко внутри он очень цельный тип. В противоположность Джеймсу Бонду. Потому что Бонд исходно был задуман как шуточный персонаж, который убивает шутя, а потом идет пить мартини. 16 лет назад, когда мы встретились с Дагом Лайманом (режиссер первого фильма о Джейсоне Борне), он сказал мне: «Я не могу соотносить себя с Бондом. Это слишком несерьезно. Поэтому я чувствую, что тут есть свободная ниша и мы можем заполнить ее, придумав шпиона, который как-то соответствовал бы представлениям людей нашего поколения о реальности».
— И в результате фильмы о Борне оказались настолько адекватными своему времени, что изменили весь подход к жанру шпионского фильма — в конце концов и бондиана не избежала их влияния. Как в такой ситуации можно сделать что-то новое, сохраняя при этом свою узнаваемую стилистику?
— Хороший вопрос. Это как раз то, что мы бесконечно обсуждали с Гринграссом: как сделать героя адекватным современности? Как не дать ему устареть? И как в то же время не перегнуть палку и оставить Борна узнаваемым, как остаться в рамках стиля и традиций всей франшизы? Да, эстетика первых «Борнов» настолько часто и повсеместно копировалась, что мы уже сами не считаем ее исключительно своей ( смеется ), вся эта грязная, почти документальная съемка ручной камерой стала уже общим местом. Мы бы с удовольствием полностью поменяли визуальный стиль «Борна», но тогда это был бы уже не совсем «Борн». Короче, мы очень много об этом говорили. И Пол придумал такой ход — «новым» будет Алисия Викандер, ее героиня, и весь тот политический контекст, который она с собой несет,— война в киберпространстве, кибербезопасность, дистанционная война, которая ведется с помощью спутников и дронов, все вот это. Плюс новое лицо. И молодое! Причем не единственное, у нас три новых персонажа, их играют лучшие актеры, которых мы могли получить. И благодаря этим свежим лицам, я надеюсь, действие фильма воспринимается как происходящее прямо сейчас.
Борн не доверяет ни правительству, ни антиправительственным силам, ни бизнесу. Анархист ли он. Не знаю, но он не пойдет на сотрудничество ни с одной системой
— Забавно, что по логике стандартного голливудского фильма героиня Викандер должна была бы стать новой девушкой Борна или хотя бы предметом его романтического интереса. Но Борну что-то совсем не везет с женщинами — в прошлом фильме убили героиню Франки Потенте, в этом его личная жизнь тоже не складывается по разным сюжетным причинам. Почему Борну так не везет с женщинами?
— Если мы снова посмотрим на Бонда, который долгое время был стандартом героя-шпиона, мы увидим серийного мизогиниста, который хочет затащить в постель все, что движется. Борн же — полная противоположность этому типу. Он как бы серийно моногамный персонаж. В прошлых двух фильмах Борн сильно любил героиню Франки Потенте, но она погибла. Теперь он глубоко травмирован этой потерей, настолько, что вы в ближайшее время вряд ли увидите Борна, озирающимся вокруг в поисках новой женщины. Может быть, когда-нибудь в будущем он и найдет в себе силы для новых отношений, ведь серьезные отношения требуют серьезных душевных инвестиций. Но в этом фильме он измучен, душевно покалечен, опустошен. Ему тут не до любви. А героиня Алисии Викандер, с которой герой должен был бы закрутить роман по логике все той же бондианы, работает на ЦРУ, конечно, Борн ей тотально не доверяет, какая тут романтика.
— Антагонисты Борна постоянно жонглируют словом «патриотизм», и все гадают, остался ли Борн патриотом или нет. А вы как считаете: Борн, разочаровавшись в конкретном руководстве ЦРУ, по-прежнему мыслит в таких категориях или он стал настоящим анархистом?
Какими будут погони в новом «Джейсоне Борне»
— Борн не доверяет никаким институциям: ни правительственным, ни антиправительственным (в фильме есть персонаж, похожий на Ассанжа, который предлагает Борну присоединиться к такому как бы хакерскому интернационалу), ни большому бизнесу. Не знаю, можно ли назвать его анархистом, но он явно никогда не пойдет на сотрудничество ни с одной системой. Никогда!
— Голливудское жанровое кино часто базируется на классических сюжетных схемах, использует каноническую трехактную структуру и заимствует, осовременивая, героев из античной и классической литературы. Есть ли у Борна какие-то прототипы среди героев Шекспира или, скажем, античной трагедии?
— Все фильмы о Борне — это, по сути, все тот же сюжет о блудном сыне, который возвращается домой и испытывает разочарование в отце. В каждом из фильмов, в третьем акте, есть сцена, где я бросаю вызов отцовской фигуре. И этот фильм не исключение. Но что мы захотели поменять во всей этой схеме, так это отношение Борна к этому навязчивому сценарию. Здесь герой, наконец, понимает, что был вовлечен во всю эту шпионскую историю против своей воли. Теперь он может проанализировать всю полученную информацию и жить с новым знанием, с новым пониманием себя. Борну открыта Большая Правда, он вернулся с холода — на этом мы с ним и расстаемся. Пока.
Досье
Предыстория Борна
История про Борна из простой шпионской со временем превратилась в психологическую: это доставляет зрителям дополнительное удовольствие, но и всякий раз усложняет задачу авторам
Родители Борна
В 1980 году писатель Роберт Ладлэм написал первую книгу про Борна — «Идентификация Борна». Так в литературу вошел новый суперагент — Джейсон Борн. В течение 10 лет выходят еще две книги: «Превосходство Борна» и «Ультиматум Борна». Четвертая книга, «Возвращение Борна», вышла спустя 14 лет в соавторстве с Эриком Ван Ластбадером, который заканчивал роман после смерти Ладлэма в 2001 году. Спустя три года Ван Ластбадер решает стать продолжателем дела Ладлэма и выпускает новую часть — «Предательство Борна». После этого каждый год выходит по одной новой книге, сейчас их 12.
Кино про Борна
Первый фильм про Борна вышел в 1988 году — «Тайна личности Борна» (режиссер Роджер Янг), Борна сыграл Ричард Чемберлен. Раскрыть тайну собственной личности — фильм тоже об этом, но в конечном счете все заканчивается победой героя. Тема «чужой среди своих» типична для боевиков того времени, вспомним, например, знаменитого «Профессионала» (1981) с Бельмондо в главной роли. Но все же первый фильм про Борна не стал ни культовым, ни знаменитым. Романы Ладлэма намного опередили время: только спустя 14 лет, с началом «всеобщей прозрачности» сюжет про Борна пережил второе рождение.
Экзистенциализм Борна
Успех первых трех фильмов про Борна (2002, 2004, 2007) во многом связан с Мэттом Деймоном в главной роли. В «Эволюции Борна» (2012, режиссер Тони Гилрой) Деймон отказался сниматься, от Борна осталось только имя в названии; это спин-офф серии — параллельная история, в роли агента Кросса — Джереми Реннер. Однако история в целом стала качественным усложнением темы «секретного агента». Шпионская история превратилась в экзистенциальную: вопрос «Кто я?» порождает вопросы «Что такое государство? Интересы страны? Родина?», то есть Борном сегодня может почувствовать себя каждый.