актер который сыграл жофрея в анжелике
Робер Оссейн
Биография
Детство и юность
В тот период за успехи в музыке власти отправили отца будущей звезды учиться в Москву. Там он принял православие и поменял свое имя на Андрей, после чего поехал в Берлин, чтобы продолжить обучение там.
Началась Первая мировая война, и командировка перетекла в эмиграцию. Дабы прокормить семью, Андрей брался за любую работу и часто играл на банкетах, в ресторанах и кабаках. Его композиторский дар оказался невостребованным, однако музыкант, не теряя оптимизма, всегда говорил, что первые 50 лет жизни самые трудные, а потом ты просто привыкаешь и подстраиваешься под происходящее вокруг.
Мама актера Анна Миневская родилась в Киеве, но детство провела в Санкт-Петербурге. Она происходила из зажиточной еврейской семьи. Ее дед был банкиром, владевшим парой доходных домов. В них жили студенты, которым нечем было платить за аренду.
Поскольку дед был человеком широкой души, он не только не брал с бедолаг деньги, но и сам давал им небольшие суммы, чтобы те купили себе еды. Правда, из-за того что большая часть студентов была революционно настроена, эти гроши отправлялись Ленину, жившему в то время в Швейцарии.
Когда произошла октябрьская революция, банкира арестовали, но комиссар, который его допрашивал, оказался студентом, который раньше жил в доходном доме. В благодарность за предоставленное в молодости жилье представитель правоохранительных органов сделал семье Миневских заграничные паспорта.
В Германии мама будущей звезды начала блистательную карьеру актрисы и на одном из представлений встретила будущего мужа. Через пару месяцев после знакомства, когда к власти пришли фашисты, влюбленные переехали жить во Францию. Там Анна устроилась в местный театр, в котором платили гроши, а Аминулла начал влезать в долги.
Мужчина был должен и мяснику, и булочнику, и портному. Несмотря на нищету, жена верила в талант мужа и никогда не осуждала его за то, что он не изменял себе и продолжал писать музыку, вместо того чтобы пойти работать на завод. Первый раз ему заплатили не деньгами, а шоколадной скрипкой, которую композитору подарили после очередного выступления в ресторане.
Из биографии мастера перевоплощений известно, что Робер родился в номере дешевого французского отеля и до трех лет слышал только русскую и азербайджанскую речь, так как в его семье разговаривали именно на этих языках. Когда будущий актер подрос и окреп, его отдали в пансион для детей белых эмигрантов. Когда пришла пора платить за первый семестр обучения, а у его семьи не было денег, мальчика перевели в другой пансион. Так повторялось 10 раз.
Не имеющий своего уголка мальчик всегда мечтал о своем доме и рос неприхотливым и независтливым. Когда другим детям родители приносили подарки, будущий актер искренне радовался за них, считая, что подарки дарят только слабым детям.
Стоит отметить и то, что, несмотря на безденежье, мать артиста, сохраняя традиции, готовила борщи и учила сына читать молитвы перед сном. Именно она привила отпрыску любовь к прозе и литературе в целом.
Когда в 15 лет Робер всерьез вознамерился стать актером, родители поддержали чадо. Получив одобрение отца и матери, Оссейн пошел в театральную студию, в которой брал частные уроки у именитого Рене Симоне. В 18 лет по совету наставника парень взял себе псевдоним Робер Оссейн.
Начинал он с игры на театральных подмостках, которая в то время не приносила молодому парню никакого дохода, поэтому артист вместе с друзьями придумал альтернативный вид заработка. По вечерам юноша на пару с приятелями за умеренную плату танцевал в местных ресторанах с пожилыми туристками.
Робер был настолько беден, что до последнего не знал, где он сегодня будет спать и что будет есть. По этой причине парня приютил у себя Роже Вадим. На протяжении пары лет Оссейн жил в одной квартире с Роже и его женой Брижит Бардо.
Фильмы
Дебютным фильмом Робера стала картина «Набережная блондинок» (1954 год). В 1955-ом артист уже снял свой первый фильм «Негодяи отправляются в ад», в котором снялась его будущая жена Марина Влади.
Затем артист снялся в лентах мужа актрисы Брижит Бардо «Кто знает?» (1957 год), «Порок и добродетель» (1963 год), «Барбарелла» (1968 год) и «Дон Жуан-73» (1973 год). В тот же период на экран вышла лента Мауро Болоньини «Шевалье Де Мопен».
«Русский эмигрант» Робер Оссейн
Порой кажется, что актерские суеверия вполне оправданы, что та самая роль, в которую артист вживается до глубины своего существа, действительно, становится второй натурой и влияет на судьбу.
Графа де Пейрака сожгли на Гревской площади – и все, даже его жена Анжелика, были уверены, что великий хромой из Тулузы действительно умер. Однако уже во второй серии популярнейшей саги французского режиссера Бернара Бордери зритель узнавал: граф смог спастись. Робер Оссейн, звезда французского кино, исполнитель роли Жоффрея де Пейрака, погиб в автомобильной катастрофе – летом 1974 года об этом написали все французские газеты.
Женщины графа де Пейрака
Спустя много лет в одном из интервью Оссейн признается: часть его сердца и впрямь умерла тогда, вместе с подругой. Именно поэтому он не стал менять надгробие. И по-прежнему приходит к себе на могилу и приносит цветы для Мишель.
Разумеется, в жизни главного героя-любовника Франции были и другие женщины. Много лет длился невероятный роман с Мариной Влади: именно она стала первой любовью и первой женой Робера Оссейна.
Мэзон-Лаффит – большой дружный дом, интересное русское семейство. Четыре сестры Поляковых-Байдаровых, младшей, Марине – всего одиннадцать. Случайное знакомство 21-летнего начинающего актера и девочки-подростка, разумеется, не могло стать завязкой романа. Любовь пришла позже – когда через пять лет сестры Поляковы пришли на спектакль с участием Оссейна и заглянули в гримерку.
«. И я пропал! Марине было тогда 16 лет, и я так в неё влюбился! Она была похожа на ангела! Золотые волосы, лучистые глаза, бледная кожа! Такая хрупкая, эмоциональная, нежная!»
«Это было очень тяжелое, трудное и долгое расставание для нас двоих. Нельзя строить отношения, когда лишь один человек готов на все ради другого, а второй. Я искренне и беззаветно любил Марину. А что испытывала ко мне она, так и осталось для меня загадкой».
…Северо-запад Ирана, высокогорное озеро Урмия. Упоминание о «сияющем белом озере» есть даже в собрании священных текстов «Авеста»; в девятом веке арабский историограф назвал его «озером еретиков». Здесь около сотни островов, некоторые обитаемы – встречаются леопарды, пеликаны, фламинго. Суровая спокойная красота, как будто скрытая от мира, одно из тех мест на земле, где природа сохранила свою силу и первозданную красоту. Неподалеку, между горами Сефенд и Эйнали – Тебриз, город с 4000-летней историей.
В девятнадцатом веке основное население составляли азербайджанцы, смешанные браки были широко распространены и Ахмед Хуссейн – азербайджанец по отцу и иранец (или, как сказали бы раньше – перс) по матери – один из многих уважаемых купцов Тебриза, женился по большой любви на девушке из таджико-персидской семьи. Начало двадцатого столетия перевернуло привычный уклад: сначала вспыхнуло курдское восстание, потом – иранская революция. Спасаясь от кровавых событий, семья бежала в Туркестан. Там, в Самарканде, в 1905 году родился сын – Аминулла Хуссейн. Его имя и фамилия не раз изменятся: сначала в Самарканде его будут звать на русский лад – Амин Гусейнов, в Москве он станет Андреем, гораздо позже мир узнает его как Андре Оссейна, французского композитора.
Одаренных детей в царской России поощряли – давали возможность обучаться в лучших учебных заведениях империи. В числе счастливчиков оказался и маленький Амин Гусейнов – именно благодаря его музыкальному таланту семья перебралась в Москву. Здесь, в школе при Московской консерватории, где он обучался игре на скрипке, его звали Андреем и хвалили за успехи. Здесь же, в Москве, застал семью Гусейновых кровавый октябрьский переворот.
В 1922 году семья бежала в Европу: сначала осели в Штутгарте, после перебрались в Берлин. Решив, что музыка не прокормит сына в будущем, родители отдали его учиться медицине. Однако он, как ни старался, так и не подружился с медициной. Первая любовь взяла верх, и Андрей Гусейнов возобновил занятия музыкой, наперекор желанию семьи. Сначала в Штутгартской, а потом в Берлинской консерватории.
Судьба эмигрантов
Доходный дом в Санкт-Петербурге, собственный банк – в дореволюционной России это значило многое. И все это было у банкира Миневского. Дочь Миневского, Анна, окончила Смольный институт. Сам банкир отличался широтой политических и социальных взглядов: в его доме снимали комнаты многие будущие революционеры; иногда Миневский помогал им деньгами.
Много лет спустя Робер Оссейн, исследующий историю своего рода, выяснит: часть этих денег отправлялась в Швейцарию на имя будущего вождя октябрьского переворота Владимира Ленина. Возможно, этот факт и спас жизнь семье Миневского в страшные дни семнадцатого года: комиссар, которому было поручено арестовать банкира, узнал его – когда-то этот классово чуждый элемент простил ему долг за комнату. Миневскому вместе с дочерью помогли выехать из России. В Берлине петербурженка Анна Миневская встретилась с еще одним эмигрантом из России – уроженцем Самарканда Андреем Гусейновым. Случайно. Зашла в фотомастерскую за портретом и встретила судьбу.
Он – начинающий музыкант. Она дает уроки детям русских эмигрантов. Денег не хватает – и вскоре молодожены решают перебраться в Париж: там много соотечественников, может быть, легче будет найти более стабильную работу.
Кстати, во время Второй мировой войны Андре Оссейн не просто участвовал в движении Сопротивления, но был в одном отряде… с родителями Шарля Азнавура. Этими «странными сближеньями» точно пронизана вся жизнь Оссейнов.
Парижский «бандит»
Первые воспоминания Робера Оссейна – две крохотные комнатушки в полуподвале на улице Вожирар, складной стол, пианино, печка. Сегодня поверить в это непросто – но один из самых известных французских актеров двадцатого века сначала научился говорить на русском языке и с детства слушал музыку русских композиторов.
Отец его долгое время не мог продать ни одного произведения – его симфонии и балеты были никому не нужны. Признание к Оссейну-старшему придет лишь после того, как его сын, известный актер, попробует себя в режиссуре и возьмет в свой фильм ту самую музыку, что впервые услышал в далеком детстве.
До пятнадцати Роберовских лет семья жила на грани нищеты. Иногда ему перепадало несколько монет на карманные расходы – эти дни были для мальчишки настоящим праздником: можно было сходить в кино или в театр. Не с тех ли самых пор все, кроме сцены, софитов, темного зрительного зала, стало казаться Оссейну иллюзией, не стоящей внимания?
Робер Оссейн исполнил одну из главных ролей в постановке Жана Жене «Высокий надзор». Успех был оглушительный. Критики буквально захлебывались от восторга: этот Оссейн не похож на актера, он настоящий дворовый бандит! Жан Жене в очередной раз подтвердил свою репутацию режиссера, склонного к риску – надо же было доверить главную роль человеку с улицы!
Казалось – мечта уже сбылась; вот слава, вот интервью и поклонницы! Однако этот первый головокружительный успех сыграл в жизни актера роковую роль. Робер Оссейн стал «идеальным убийцей». К нему приклеился один-единственный образ – и на долгие годы он был обречен изображать гангстеров.
Горькая ирония состояла в том, что и сам Оссейн не видел себя в другом амплуа. И не только в кино или в театре, но и в жизни. Он не умел обращаться с деньгами – сразу тратил все, что зарабатывал, а после вновь перебивался обедами у знакомых и ночевками у друзей. Какое-то время он спал на полу на матрасе в мастерской у фотохудожницы Антуанетты Перье – а когда у нее появился новый любовник, перенес свою подстилку на лестничную клетку и ночевал под ее дверью, как собака.
Спустя много лет Оссейн сделает довольно рискованное признание: ему нередко помогали дамы в возрасте – платили за то, чтобы он сходил с ними в театр, на концерт, в ресторан, потанцевал, поговорил – а может, и не только за это…
Каролин и Анжелика: презрение и признание
…Для режиссера Бернара Бордери выбор был очевиден: главную мужскую роль в экранизации авантюрного романа Анн и Сержа Голон должен сыграть именно Оссейн. Сам актер согласился без всяких колебаний: роли гангстеров изрядно надоели, и раз уж предлагают попробовать себя в амплуа героя-любовника – почему бы и нет?
Со дня премьеры фильма «Анжелика, маркиза ангелов» Робер Оссейн перестал быть Оссейном. Теперь он превратился в Жоффрея де Пейрака – идеального мужчину, одновременно сильного и нежного, ученого и трубадура, соблазнителя и верного мужа.
К нему подходили на улице: молодые девушки робко просили автограф «у самого графа де Пейрака», женщины постарше обнимали со слезами на глазах, благодарили за удивительный образ мачо на все времена; в Риме темпераментные итальянки бросались перед ним на колени и пытались поцеловать его ботинки. Это была настоящая истерия.
Сначала Оссейну льстила долгожданная слава. После стала раздражать – он как будто сросся с образом графа-колдуна из Тулузы; а потом он смирился и стал относиться к происходящему с иронией.
Однажды настал тот самый день, которого Робер Оссейн ждал и боялся. Он понял, что профессия актера принесла ему славу – но не дала удовлетворения. На самом деле он мечтал об ином. В начале семидесятых один из самых известных французских актеров принял парадоксальное решение: он уехал в провинцию, в Реймс, чтобы возглавить там драматический театр. Раздал все вещи и мебель знакомым и друзьям, с собой взял три книги: «Письма к молодому поэту» Рильке, «Итальянские хроники» Стендаля, «Первую любовь» Тургенева.
«Я до сих пор помню запах борща и пожарских котлет, которые готовила моя мама. Я до сих пор обожаю соленые огурцы, ржаной хлеб, компот из сухофруктов с корицей. »
В Париже он сам ходит на базар и покупает свежие овощи для борща и котлет, никому не доверяя этот процесс. Потом стоит у плиты, а жена, затаив дыхание, ждет, пока он приготовит эти свои удивительные блюда. Эти обеды в семье Робера и Кэндис друзья называют «русскими».
Французское детство, французская жизнь, но, словно тени за спиной, всегда рядом туман Эйнали, Самарканд, Москва и сумрак Петербурга. Россия, с точки зрения Оссейна – не просто страна; это, скорее, миссия. На Фестивале российского искусства в Каннах Робер Оссейн был удостоен почетного знака «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией». И – снова совпадение – в 2008-м эту же награду получила Марина Влади.
Кажется, публика до сих пор не знает наверняка, кто скрывался за всеми этими многочисленными масками – авантюриста, бродяги, жиголо, героя-любовника, актера одной роли и режиссера многих спектаклей. И только одна история, случайно просочившаяся в прессу, проливает свет на истинное лицо вечного графа де Пейрака. Рассказал ее близкий друг Оссейна.
В одном из интервью 91-летний Робер Оссейн без всяких сожалений и прикрас назвал свою жизнь «медленным уходом».
Не так давно в Твиттере сообщили: умер великий Робер Оссейн. Разумеется, новость оказалась фейком. Сам актер отреагировал с удивительной терпимостью и юмором: «Мне все еще удается возрождаться из пепла». Что ж, графу де Пейраку, сожженному на Гревской площади, не привыкать к «чудесному воскрешению». Оно происходит каждый раз, когда Робер Оссейн появляется на экране.
Всемирно известный азербайджанец из Франции Робер Оссейн-Гусейнов, или граф Жофрей де Пейрак (ФОТО)
Азербайджан, Баку, 19 апреля /корр. Trend Life Вугар Иманов/
Представляем читателям Trend Life материал об актёре театра и кино, режиссёре и продюсере, художественном руководителе театра «Мариньи» в Париже Робере Оссейне, которому в этом году исполняется 85 лет.
Перед Первой мировой войной Аминулла Гусейнов некоторое время жил в Москве, затем уехал в Германию, где учился в Штутгартской и Берлинской консерваториях. В Германии он встретил пианистку и комедийную театральную актрису Анну Миневскую, еврейского происхождения и родом из Киева, чья семья покинула Советский Союз после Октябрьской революции 1917 года. Вместе супруги поселились в Париже, где Аминулла Гусейнов поменял имя и фамилию на Андре Оссейн (Andrе Hossein).
Семья жила в тяжелейших условиях. Однако, благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски.
» Моя мама Анна Миневская стала актрисой в эмигрантских театрах. Можно сказать, я вырос в театре. А родился в. гостинице. Да, да! В обыкновенном парижском отеле. У родителей не было денег на мое содержание, поэтому с малых лет я скитался по пансионам. Помню, я поменял их, наверное, штук десять. Родители каждый раз выжидали время, когда надо было платить за мое образование, и тут же переводили меня в другой пансион. Первые годы жизни я не знал ни слова по-французски. До сих пор помню молитву, которую мама научила шептать меня на ночь. Я становился на колени и произносил: «Отче наш. » Господи, я не забуду этого никогда. А позже она стала учить меня стихам. Спасибо моей маме, она старалась даже в совершенно скромных условиях создавать уют и ощущение комфорта.
Начало карьеры и женитьба на Марине Влади
Вторая жена родом из Баку
Третьей его женой стала Мари-Франс Пизье, с которой Робер Оссейн сам снимался в ряде фильмов. И четвёртой жене Кэндис Пату, он, ухаживая, предложил роль в своём фильме «Отверженные» (1982). Она родила ему четвертого сына Жюльена. С Кандис Пату вместе уже около 40 лет.
«Да не было никаких отношений! Все это выдумки. Наш роман и страстная любовь развивались лишь в картинах об Анжелике. Мы были любовниками только на киноэкране. Хотя, безусловно, находиться рядом с такой женщиной, как Мишель, в те годы мечтал каждый мужчина Франции. Но Мерсье во время съемок «Анжелики» была замужем и никаких намеков на возможность вольных отношений не подавала. Никогда!
Отрицательный герой
Долгая дружба связывала его с мужем актрисы Брижит Бардо французским актёром и режиссёром российского происхождения Роже Вадимом (Вадим Племянников), у которого он был актёром в картинах «Кто знает?» (1957), «Порок и добродетель» (1963), «Барбарелла» (1968), «Дон Жуан-73» (Don Juan, 1973).
Его характерной внешностью и голосом, умением лепить сложные характеры, пользовались режиссёры Кристиан-Жак («Вторая истина» 1965), К. Отан-Лара («Убийца» 1962), Ж. Лотнер («Профессионал»), Клод Лелуш «Одни или другие» (1981) и др.
В 1982 сделал экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные», где в роли Эпонины снимал свою четвёртую жену Кэндис Пату, дав ей роль и в фильме «Красная икра» (1985).
Оссейн был всегда, главным образом, театральным человеком. С 1970 по 1979 годы он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе, потом в Париже во дворце спорта ставил свои эпопеи с огромными массовками: «Дантон и Робеспьер», «Человек по имени Иисус», «Собор Парижской Богоматери» (по Виктору Гюго), «Анжелика» (по Анн и Серж Голон). Он также поставил для Жана-Поля Бельмондо «Кина» Сартра и «Сирано де Бержерак».
Он сыграл две сотни ролей в театре и кино, но для зрителей навсегда остался, в первую очередь, Жоффреем — мужем Анжелики. Бедняжку сначала напугал такой жених — старый, хромой, с уродливым шрамом через все лицо. Но потом она полюбила Жоффрея и очень страдала, когда поверила, что его сожгли на Гревской площади. Впрочем, потом выяснилось, что ее муж спасся, и Анжелика разыскивала его на протяжении еще четырех фильмов.
Как прекрасные итальянки целовали ботинки «графа де Пейрака»
Роль Жоффрея де Пейрака вовсе не была желанной для серьезного актера Робера Оссейна: он любил романы Достоевского и даже играл в «Преступлении и наказании», и экранизация авантюрно-исторического романа Анн и Сержа Голон показалась ему слишком легкомысленной. Но режиссер сумел его убедить, и Оссейн согласился:
Позднее актер вспоминал о том невероятном успехе, которую принесла ему роль искусного любовника и нежного мужа Анжелики:
Парижанин, сын азербайджанца, считал себя русским и любил борщ
Вряд ли кто-то из зрителей догадывался тогда, что перед ними — не француз, а азербайджанец, сын эмигрантов. Его дед родился в Иране, потом жил в Самарканде, там родился отец будущей звезды, Аминулла Хуссейн. Позднее семья перебралась в Москву — у Аминуллы обнаружился яркий музыкальный талант, и он поступил в консерваторию. А после октябрьской революции он и его родители бежали в Европу. Здесь уже взрослый Аминулла обосновался в Париже, сменил имя — теперь его звали Андре Оссейн, и он был известным композитором и мужем русской актрисы Анны Минковской. Своего сына он назвал Робером. В семье всегда говорили на русском языке, актер всегда подчеркивал:
С первой женой — Мариной Влади — развелся, не выдержав «русского быта»
Ничего удивительного, что дружила семья Оссейнов в основном с выходцами из России. Например, с семьей Марины Влади. Когда Робер познакомился с Мариной, ей было всего 11 лет, ему — на 10 лет больше. Прошло несколько лет, белокурая улыбчивая девочка превратилась в прекрасную девушку, и Робер потерял голову от любви. 16-летняя Марина только смеялась в ответ на его признания: «Вычерпаешь море ложкой — выйду за тебя!». Но все-таки молодому актеру удалось покорить сердце красавицы. Но их брак продлился недолго. Марина очень быстро стала популярной, ее называли самой перспективной актрисой Франции — после фильма «Колдунья» ее карьера взлетела вверх. А Оссейн был лишь одним из многих хороших актеров. Сам Робер потом признавался, что их любовь погубил «русский быт»: у него было такое впечатление, что он женат на всей многочисленной семье Марины, в доме не прекращались гости, кипел самовар, об уединении не могло быть и речи. И через 5 лет они расстались, несмотря на то, что в семье родились двое сыновей. Мы уже рассказывали о личной жизни Марины Влади, которая кружила головы многим мужчинам.