актер немого кино родившийся в кондоле
Мозжухин Иван Ильич
Биография Мозжухина Ивана Ильича
В 1906 году Иван Мозжухин по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриста из него так и не вышло. Уже после первого курса он бросил учебу и заключил контракт с труппой актера и антрепренера П. Заречного. Для родителей это стало большим ударом, отец умолял непокорного сына вернуться в университет, но Иван оставался непреклонен.
Три года Иван Мозжухин отдал работе на сценах провинциальных театров, постигая актерское мастерство. Тогда же он женился на сестре Заречного О. Телегиной, и вскоре у них родился сын Александр.
Осенью 1914 года Ивана Мозжухина, уже известного и популярного актера, пригласили в Московский драматический театр, где он проработал до 1917 года. Здесь ему довелось выступать на одной сцене с такими знаменитыми актерами, как Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Одной из лучших работ Мозжухина, несомненно, является роль графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода».
Российский период кино
Иван Мозжухин начал сниматься в 1908 году, но первая известность к нему пришла в 1911. В научно-популярном фильме «Алкоголь и его последствия» он с блеском сыграл алкоголика, допившегося «до чертиков». Для того чтобы лучше войти в образ, он специально изучал соответствующую научную литературу. Большой удачей актера стала роль знаменитого адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», поражающая необыкновенным портретным сходством.
Герои Мозжухина были очень разными, это и молодой еврей Исаак в ленте «Горе Сары», и Черт в «Ночи перед Рождеством», и Колдун в «Страшной мести». В экранизации пушкинского «Домика в Коломне» актер продемонстрировал мастерство перевоплощения, играя сразу две роли: кухарку Маврушку и гвардейского офицера.
Расцвет творчества актера пришелся на 1914 год, когда в кинематографе господствовали герои «с садистски утонченной чувственностью». Яркий пример такого персонажа – доктор Ренэ в фильме «Жизнь в смерти», убивающий свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту. Среди других героев Мозжухина: королевич Елисей («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Мазепа («Мазепа»), Жорж Виноградов («Злая ночь»), Роберт («Ее геройский подвиг»), скрипач Ярон («Ты помнишь ли?»), художник Анатоль («Сорванец») и др. Не все из фильмов, в которых он снимался, были высокого уровня. Во многих, наоборот, присутствовали надуманные мелодраматические сюжеты, но актер, силой своего таланта, доводил их до подлинной человеческой трагедии.
Вот только подвластно такое мастерство было далеко не каждому актеру. Мозжухин один из немногих создавал на экране настоящие шедевры, ставшие классикой мирового кино. Самыми лучшими его работами стали: Герман в экранизации пушкинской «Пиковой дамы», Николай Ставрогин в одноименном фильме (экранизация «Бесов» Достоевского) и князь Касатский в фильме «Отец Сергий» (по Льву Толстому).
До 1919 года Иван Мозжухин снялся в более чем 70 фильмах. Но разразившаяся революция заставила актера эмигрировать из России. В феврале 1920 года он, вместе с другими российскими актерами, прибыл в Константинополь, а чуть позже перебрался во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа. Здесь обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка организовали киностудию «Сосайт Альбатрос», где и стал работать Иван Мозжухин.
В последующие годы он снялся в главных ролях в ряде успешных картин, среди которых: «Лев моголов» (приключенческий фильм, в котором актер сыграл раджу Роундгито-Синга), «Покойный Матиас Паскаль» (экранизация романа Л. Пиранделло), «Михаил Строгов» (по роману Жюля Верна), «Казанова». К этому времени Иван Мозжухин приобрел всемирную славу наряду с Чарли Чаплиным и Джоном Барримором. Результатом стало приглашение актера в Голливуд.
Закат великого актера
В Голливуд Иван Мозжухин приехал в 1928 году, заключив контракт с продюссером Карлом Лемке. По мнению многих историков, этот контракт был результатом тщательно продуманной компании по устранению опасного конкурента. Но Мозжухин с наивностью принял предложение голливудских продюсеров.
В Голливуде радужные мечты актера очень быстро сменились разочарованием. Началось все с того, что его убедили сменить фамилию на псевдоним Москин и сделать пластическую операцию по исправлению носа, убеждая его в том, что это необходимо для дальнейшей карьеры. Но голливудской карьеры не состоялось. За год он снялся лишь в одном (крайне неудачном) фильме «Капитуляция», после чего вернулся в Европу.
Последние годы жизни
Последние годы жизни для Ивана Мозжухина были особенно тяжелыми. Свое большое состояние он быстро растратил, поскольку не умел экономить и относился к деньгам легко. «Помогли» ему в этом и окружающие, которые были не прочь покутить за счет великого актера.
Не лучше обстояли дела Ивана Мозжухина и в личной жизни. После ряда браков (с актрисой Н. Лисенко, шведкой Агнес Петерсон) он сошелся с французской актрисой русского происхождения Таней Федор (Федоровой).
Осенью 1938 года Мозжухин с признаками чахотки лег в санаторий, но было уже поздно –смертельная болезнь развивалась стремительно. 17 января 1939 года он скончался в клинике в Нейи на руках у своего брата. Похоронили Ивана Ильича на знаменитом «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники.
Костёр пылающий (1923)
Дитя карнавала (1921)
Иван Мозжухин
Биография
Ивана Мозжухина считали самым одаренным актером немого кино в дореволюционной России. Снискал он славу и за рубежом, однако появление звуковых фильмов поставило крест на карьере артиста, считавшего молчание главным принципом киноискусства, позволяющим реализовать бесконечную глубину взгляда, мимики и внутренней экспрессии.
Детство и юность
Иван родился 26 сентября 1889 года. Его ранняя биография связана с Пензой, неподалеку от которой, в селе Сергиевском, проживала его большая семья. Предком легенды немого кино был крепостной крестьянин, который верной службой добился предоставления ему и его детям вольной. Среди них был и отец актера, Илья Иванович Мозжухин, служивший конторщиком в имении господ Оболенских.
Он женился на дочери священника Рахили Ивановне, которая родила ему четверых сыновей: Александра, Алексея, Константина и Ивана. Жили Мозжухины скромно, но счастливо, стремились дать детям образование и доброе воспитание.
Иван Мозжухин в фильме «Пиковая дама»
Мать, артистически одаренная натура, занималась с сыновьями музыкой, и старший сын Александр впоследствии стал оперным певцом с мировым именем. Ставили Мозжухины и домашние спектакли, где более других блистал младший Иван, для которого увлечение театром переросло в страсть.
И хотя юноша не пошел поперек родительской воли и после окончания 2-й Пензенской мужской гимназии поступил в Московский университет, чтобы изучать юридические науки, долго продержаться на нелюбимом месте не смог: муза настойчиво звала его на подмостки.
Недаром, еще живя в Пензе, Мозжухин стал актером местного народного театра и участвовал как в любительских, так и в профессиональных спектаклях. «Театральным микробом» Иван заразился от старшего брата Александра, который сначала прославился как молодой талантливый бас провинции, а позднее стал петь в Театре музыкальной драмы Санкт-Петербурга.
Мозжухину еще не исполнилось 14, когда случилось горе: умерла его горячо любимая мать. Отец же надеялся, что убедит Ивана получить надежную профессию, но тот оказался упрямцем. Впоследствии Илья Иванович будет гордиться сыном и писать, что ему «все завидуют» по поводу детей, получивших всемирную славу.
Однако к тому моменту и Александр, и Иван уже жили в эмиграции, в то время как их престарелый отец на родине доживал дни в болезнях и бедности. Средние сыновья еле сводили концы с концами, будучи признаны классовыми врагами как бывшие представители царской армии. И отца, и братьев Ивана арестовали, раскулачили и сослали в Сибирь. Алексея в 1937 году расстреляли за так называемую контрреволюционную деятельность.
Творчество
Творческая карьера Мозжухина начиналась в труппе Петра Заречного, которая колесила по российской провинции в 1900-х годах. Там Иван обзавелся первыми поклонницами и расправил актерские крылья, решив попытать счастья в Москве. В профессиональные театры артист пробоваться не решился, а вот в Введенский народный дом, возглавляемый Алексеем Бахрушиным, отбор прошел.
В 1911 году Мозжухин дебютировал в кино, за пару лет став известнейшим и любимейшим киноартистом дореволюционной России наряду с Верой Холодной. Ему одинаково убедительно удавалось воплощать на экране разноплановые роли — как чёрта в «Ночи перед Рождеством», так и Маврушку в «Домике в Коломне» или Германна в «Пиковой даме».
Иван Мозжухин в фильме «Домик в Коломне»
Будучи ведущим актером компании Александра Ханжонкова, Иван стал звездой первой величины: он купался в славе и роскоши, будучи любимцем публики. Однако в 1920-м эта сказка вдруг превратилась в дым: советская власть арестовала Мозжухина и приговорила к смертной казни, и тот вынужден был спешно эмигрировать в Париж.
Там его блестящая карьера продолжилась: он снялся в фильме «Дитя карнавала» и других проектах, после чего на талантливого русского эмигранта стал посматривать Голливуд. Однако жизнь за океаном не задалась: несмотря на контракт с Universal Pictures, Мозжухин не смог стать любимцем американской публики, подобно Чарли Чаплину.
После операции, призванной привести его внешность к общепризнанным стандартам красоты, а также ряда неудачных картин, Иван вернулся в Европу, но там его ждал очередной неприятный сюрприз. Наступала эра звукового кино, и если раньше национальность актера не имела значения, то теперь его акцент становился заметным препятствием для получения новых ролей.
Личная жизнь
Личная жизнь Ивана была бурной. Только в официальных браках актер состоял трижды, и это не считая других его отношений. Впервые Мозжухин влюбился в 19 лет, объектом его страсти оказалась купеческая дочка Ольга Телегина-Броницкая, которая вопреки родительской воле стала актрисой провинциальной антрепризы.
Иван Мозжухин после операции (кадр из фильма «Капитуляция»)
Она родила от Мозжухина сына Александра в 1908 году, и некоторое время пара жила вместе и работала в одном передвижном театре. Однако жениться на любимой женщине и официально признавать ребенка Иван не спешил. Когда Шуре исполнилось 4 года, отец и вовсе оставил их, сопроводив прощальное фото словами «Не поминай лихом».
Женился Мозжухин в 1912 году, выбрав в спутницы жизни звезду немого кино Наталью Лисенко. Они вместе эмигрировали во Францию, но там их браку пришел конец. Через год после развода, произошедшего в 1927-м, Иван заново вступил в брак, вновь выбрав в жены актрису. Однако с Агнес Петерсен Мозжухин прожил еще меньше, чем с Лисенко.
Самой непродолжительной стала семейная жизнь с Таней Федор, которая также снималась в кино. Разочарованный в женщинах и собственной карьере, последние дни актер доживал в одиночестве, снимая меблированные комнаты на окраине Парижа.
Смерть
Летом 1938 года Мозжухин заболел той же болезнью, от которой когда-то слегла его мать. Чахотка быстро подтачивала его здоровье, так что собранные друзьями деньги на курортное лечение оказались ненужными. Спустя полгода Иван окончательно слег и 17 января 1939 года умер в больнице Нейи. Причиной смерти стал скоротечный туберкулез.
Иван Мозжухин, великий русский киноактёр.
Иван Ильич Мозжухин родился 26 сентября (8 октября) 1889 год в селе Кондоль Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Пензенского района Пензенской области). Дед по отцу Иван Семёнович Мозжухин был крепостным крестьянином. Служил управляющим имением у помещиков Бахметевых и князей Оболенских. На этом посту проявил выдающиеся административные способности, за что всем его детям была дарована вольная. Илья Иванович, тем не менее, остался работать с отцом, впоследствии унаследовав должность управляющего. Был женат на дочери местного священника Ивана Аполлоновича Ласточкина — Рахили Ивановне.
Иван Мозжухин был младшим из четырёх сыновей. Детство и юность он провёл в Пензе. Вся семья увлекалась театром (его старший брат Александр впоследствии стал знаменитым оперными певцом), и Иван с детства выступал в любительских спектаклях, в том числе и в народном театре Пензы.
С 1899 по 1907 годы учился во 2-й Пензенской мужской гимназии, которую также окончил Всеволод Мейерхольд (историческое здание гимназии по улице Володарского, 5 сохранилось до наших дней и является памятником истории и культуры федерального значения; в настоящее время в нём располагается управление образования г. Пензы; 19 мая 2016 года на нём была торжественно отрыта мемориальная доска-горельеф И. И. Мозжухину). После окончания гимназии И. И. Мозжухин два курса отучился на юридическом факультете Московского университета, после чего ушёл в актёры. Работал в антрепризе в провинциальных театрах, затем — в театральной труппе московского Введенского народного дома.
Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск. Среди его работ — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича. После начала работы в компании Ханжонкова режиссёра Евгений Бауэра Мозжухин быстро становится величайшей звездой российского кино. В снятом по сценарию Валерия Брюсова фильме Бауэра «Жизнь в смерти» (1914) он сыграл главную роль — доктора Рено, который хочет навеки сохранить нетленной красоту любимой женщины и убивает её, чтобы забальзамировать. Именно в этом фильме впервые появились кадры с «мозжухинскими слезами», которые стали легендой русского кино.
Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль (речь идёт о фильме «Леон Дрей» по роману С. С. Юшкевича, когда режиссёр Евгений Бауэр вместо И.Мозжухина, как предполагалось, пригласил на главную роль Н. М. Радина), перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. В 1917 году исполнил роли пастора Тальконса и его сына Сандро ван-Гогена в фильме «Сатана ликующий». Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре. В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. В Крыму был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь.
В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, Иван Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко покинул Россию. Обосновавшееся в предместье Парижа, в Монтройе, «Товарищество Иосифа Ермольева» вскоре было преобразовано в студию «Альбатрос», а Мозжухин стал её ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате.
Весной 1926 года Мозжухин заключил пятилетний контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Под давлением продюсера Карла Леммле он изменил фамилию на более короткую «Москин» и сделал пластическую операцию по уменьшению выдающегося носа, однако успехов не добился. После одного неудачного фильма с довольно символичным названием «Капитуляция» актёр не снялся в намеченной по контракту ленте режиссёра Джорджа Мелфорда, а отбыл в Германию для работы на немецких киностудиях, связанных с Universal. С 1928 по 1930 год он работал в Германии, исполнив в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова, но и там не сыскал былой славы. По мнению ряда историков, а также близких друзей, в частности, Александра Вертинского — контракт был частью продуманной операции голливудских продюсеров по устранению европейского конкурента. Об этом же писал и брат Ивана Александр Мозжухин: «По контракту он должен был играть роли, которые ему предложили. И вот ему дали в картине „Отож“ играть роль русского офицера, принимающего роль в еврейском погроме. Роль действительно была отвратительная и вызывала полное отвращение к её исполнителю. Иван это чувствовал и играл её плохо. После этого единственного выступления он вернулся из Америки с уже наложенным на себя пятном, которое смыть было трудно…».
Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык.
Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии).
Остаток жизни Иван Мозжухин прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже 17 января 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Актер немого кино родившийся в кондоле
1911 Алкоголь и его последствия
1911 На бойком месте
1911 Оборона Севастополя
1911 Крейцерова соната
1912 Снохач
1913 Горе Сары
1913 Ночь перед Рождеством
1913 Страшная месть
1913 Домик в Коломне
1914 Жизнь в смерти
1914 Сказка о спящей царевне и семи богатырях
1914 Сестра милосердия
1914 Ревность
1914 Мазепа
1914 Злая ночь
1914 Женщина завтрашнего дня
1914 Ее геройский подвиг
1914 Хризантемы
1914 В руках беспощадного рока
1914 Ты помнишь ли.
1914 Тайна германского посольства
1914 Сорванец
1915 Николай Ставрогин
1915 Дети Ванюшина
1915 Пиковая дама
1916 Нищая
1917 Сатана ликующий
1917 Кулисы экрана
1918 Отец Сергий
1921 Горестные приключения – актер, сценарист (Франция)
1921 Дитя карнавала – актер, сценарист, режиссер (Франция)
1922 Дом тайн (Франция)
1922 Кин (Франция)
1923 Пылающий костер – актер, сценарист, режиссер (Франция)
1924 Лев моголов (Франция)
1925 Покойный Матиас Паскаль (Франция)
1926 Михаил Строгов (Франция)
1927 Казанова (Франция)
1928 Капитуляция (США)
1929 Белый дьявол (Германия)
1930 Тайный курьер (Германия)
1930 Президент (Германия)
1930 Адъютант царя (Германия)
1930 Белый Дьявол (Германия)
1935 Ничего (Франция)
МОЗЖУХИН
Иван Ильич
В 1906 году Иван Мозжухин по настоянию родителей поступил на юридический факультет Московского университета. Однако юриста из него так и не вышло. Уже после первого курса он бросил учебу и заключил контракт с труппой актера и антрепренера П. Заречного. Для родителей это стало большим ударом, отец умолял непокорного сына вернуться в университет, но Иван оставался непреклонен.
Три года Иван Мозжухин отдал работе на сценах провинциальных театров, постигая актерское мастерство. Тогда же он женился на сестре Заречного О. Телегиной, и вскоре у них родился сын Александр.
Осенью 1914 года Ивана Мозжухина, уже известного и популярного актера, пригласили в Московский драматический театр, где он проработал до 1917 года. Здесь ему довелось выступать на одной сцене с такими знаменитыми актерами, как Н. Радин, Е. Полевицкая, М. Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Одной из лучших работ Мозжухина, несомненно, является роль графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и свобода».
Российский период кино
Иван Мозжухин начал сниматься в 1908 году, но первая известность к нему пришла в 1911. В научно-популярном фильме «Алкоголь и его последствия» он с блеском сыграл алкоголика, допившегося «до чертиков». Для того чтобы лучше войти в образ, он специально изучал соответствующую научную литературу. Большой удачей актера стала роль знаменитого адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», поражающая необыкновенным портретным сходством.
Герои Мозжухина были очень разными, это и молодой еврей Исаак в ленте «Горе Сары», и Черт в «Ночи перед Рождеством», и Колдун в «Страшной мести». В экранизации пушкинского «Домика в Коломне» актер продемонстрировал мастерство перевоплощения, играя сразу две роли: кухарку Маврушку и гвардейского офицера.
Расцвет творчества актера пришелся на 1914 год, когда в кинематографе господствовали герои «с садистски утонченной чувственностью». Яркий пример такого персонажа – доктор Ренэ в фильме «Жизнь в смерти», убивающий свою возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту. Среди других героев Мозжухина: королевич Елисей («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»), Мазепа («Мазепа»), Жорж Виноградов («Злая ночь»), Роберт («Ее геройский подвиг»), скрипач Ярон («Ты помнишь ли?»), художник Анатоль («Сорванец») и др. Не все из фильмов, в которых он снимался, были высокого уровня. Во многих, наоборот, присутствовали надуманные мелодраматические сюжеты, но актер, силой своего таланта, доводил их до подлинной человеческой трагедии.
Весной 1915 года Иван Мозжухин снялся в фильме Бауэра «Дети Ванюшина» (по пьесе С.А. Найденова). Об этом фильме стоит упомянуть отдельно. Из-за большой конкуренции картина создавалась в страшной спешке и в результате получилась неудачной. Создатели не стали рекламировать картину, а снимавшиеся в ней актеры постарались скрыть свое участие. Тем не менее «Дети Ванюшина» вошли в историю отечественного кинематографа как единственный фильм, в котором вместе снялись две величайшие звезды: Иван Мозжухин и Вера Холодная (она исполнила роль Елены).
К 1915 году Мозжухин уже был самым знаменитым российским киноактером, настоящей звездой немого кинематографа. Все чаще он стал сниматься в серьезных, психологически-сложных драматических ролях, нередко воплощая на экране персонажей русской классики. И это в условиях немого кино! В 1918 году Иван Мозжухин написал: «…уже определилось одно неоспоримое достоинство и сущность кинематографа – это его лицо, его глаза, говорящие не менее языка. Стало ясно, что достаточно актеру искренне, вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать, только подумать, играя перед аппаратом, и публика на сеансе поймет его; стоит актеру загореться во время съемки, забыть все, творя также, как и на сцене, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из самого далекого угла электротеатра, откроет с полотна публике всю свою душу. И она, повторяю, поймет его без единого, без единой надписи».
Вот только подвластно такое мастерство было далеко не каждому актеру. Мозжухин один из немногих создавал на экране настоящие шедевры, ставшие классикой мирового кино. Самыми лучшими его работами стали: Герман в экранизации пушкинской «Пиковой дамы», Николай Ставрогин в одноименном фильме (экранизация «Бесов» Достоевского) и князь Касатский в фильме «Отец Сергий» (по Льву Толстому).
До 1919 года Иван Мозжухин снялся в более чем 70 фильмах. Но разразившаяся революция заставила актера эмигрировать из России. В феврале 1920 года он, вместе с другими российскими актерами, прибыл в Константинополь, а чуть позже перебрался во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа. Здесь обосновалась русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Позже Ермольев и французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка организовали киностудию «Сосайт Альбатрос», где и стал работать Иван Мозжухин.
В последующие годы он снялся в главных ролях в ряде успешных картин, среди которых: «Лев моголов» (приключенческий фильм, в котором актер сыграл раджу Роундгито-Синга), «Покойный Матиас Паскаль» (экранизация романа Л. Пиранделло), «Михаил Строгов» (по роману Жюля Верна), «Казанова». К этому времени Иван Мозжухин приобрел всемирную славу наряду с Чарли Чаплиным и Джоном Барримором. Результатом стало приглашение актера в Голливуд.
Закат великого актера
В Голливуд Иван Мозжухин приехал в 1928 году, заключив контракт с продюссером Карлом Лемке. По мнению многих историков, этот контракт был результатом тщательно продуманной компании по устранению опасного конкурента. Но Мозжухин с наивностью принял предложение голливудских продюсеров.
В Голливуде радужные мечты актера очень быстро сменились разочарованием. Началось все с того, что его убедили сменить фамилию на псевдоним Москин и сделать пластическую операцию по исправлению носа, убеждая его в том, что это необходимо для дальнейшей карьеры. Но голливудской карьеры не состоялось. За год он снялся лишь в одном (крайне неудачном) фильме «Капитуляция», после чего вернулся в Европу.
В начале 30-х годов Иван Мозжухин вернулся во Францию. Он попытался реанимировать некогда успешные «Похождения Казановы» и «Дитя карнавала», но из этого ничего не вышло. Окончательно «убило» великого актера появление звукового кино. Он прекрасно изъяснялся по-французски, но как актер перестроиться так и не смог. Единственная роль в звуковом фильме «Ничего» обернулась для него полным провалом. Пытаясь найти выход, Мозжухин в 1936 году решил вновь обратиться к режиссуре и поставить свой первый звуковой фильм. Но планы так и остались планами.
Последние годы жизни
Последние годы жизни для Ивана Мозжухина были особенно тяжелыми. Свое большое состояние он быстро растратил, поскольку не умел экономить и относился к деньгам легко. «Помогли» ему в этом и окружающие, которые были не прочь покутить за счет великого актера.
Не лучше обстояли дела Ивана Мозжухина и в личной жизни. После ряда браков (с актрисой Н. Лисенко, шведкой Агнес Петерсон) он сошелся с французской актрисой русского происхождения Таней Федор (Федоровой).
Осенью 1938 года Мозжухин с признаками чахотки лег в санаторий, но было уже поздно –смертельная болезнь развивалась стремительно. 17 января 1939 года он скончался в клинике в Нейи на руках у своего брата. Похоронили Ивана Ильича на знаменитом «русском» кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В России долгое время старательно избегали упоминания имени великого соотечественника, покинувшего родину после революции. Лишь в конце 80-х о нем снова заговорили. В 1990 году на родине актера в Кондоле был открыт мемориальный музей. Теперь здесь ежегодно проходят мозжухинские праздники.