актер стэнли х ф заговор 5 букв
«Заговор» (Conspiracy), 2001
Вы простите меня, если именно с этой картины начну серию записей о «неудобном» кино. Понятно, что термин я снова взяла с потолка, попробую объяснить. [ неловкая попытка объяснить термин ] Сначала очевидное: кино и телевизионные фильмы, как вид современного мультимедийного визуального искусства, являются частью как культурного пространства, так и экономической отрасли. Отсюда очень разные, но зачастую перекрестные цели. Ко всему, кино – это процесс, в котором зритель играет роль не меньшую, чем сценарист, монтажер, оператор, режиссер и актеры. Зритель, как сама индустрия – бесконечно разнообразен. Кто-то из нас ищет отвлечения, кто-то эмоций (определенных или любых), кто-то исследует, кто-то следует за временем, кто-то использует кино, как инструмент познания. На каждого зрителя – есть своя категория, своя индустрия, своё кино. Но есть фильмы, которые выбиваются из любого ряда. Понятно, что продюсеры, сценаристы и режиссеры ставили перед собой некие определенные задачи, но согласовать их с собственным восприятием бывает не так – то и просто. Это кино – память, кино – предупреждение, кино – исследование, кино – эксперимент. Удачный или нет, всегда второй вопрос, но смотреть такое кино всегда непросто, неудобно. Восприятие его труд, а иногда и неприятное возбуждение. В нем, как в любом продукте жизнедеятельности человека, нет окончательных ответов. Так зачем его смотреть? Для меня кино – это, в первую очередь, диалог или его попытка; это послание, восприятие которого – мой ответ в разговоре.
«Заговор» (Conspiracy) — британский фильм режиссёра Фрэнка Пирсона, снятый для телевидения в 2001 году. Он посвящён реальному историческому событию, известному как Ванзейская конференция. Это совещание представителей министерств и ветвей власти нацистской Германии, состоявшееся 20 января 1942 года на озере Ванзе на вилле «Марлир». Именно там и тогда было принято решение о путях и средствах воплощения в жизнь «Окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы, для которой в настоящее время используется термин «Холокост». Художественную картину, снятую для телевидения по мотивам реального и ужасного исторического собрания, нельзя назвать документальной, это художественная драма. Ко всему, в ней по существу есть одно помещение, группа мужчин и разговоры на 96 минут.
Итак, январь 1942 года. Пятнадцать представителей различных ведомств нацистской Германии собираются на вилле на озере Ванзе для секретного совещания. Руководители совещания Рейнхард Гейдрих и Адольф Эйхманн объявляют свой план окончательного решения еврейского вопроса: за год в концлагерях должны быть уничтожены все евреи, проживающие в Европе. Сыграть это вызвались Кеннет Брана, Стэнли Тучи, Колин Фёрт, Барнаби Кей, Питер Салливан, Ивэн Стюарт, Кевин Макнелли, Николас Вудсон и другие.
Сценарист этой работы – американец Лоринг Мэндел (Loring Mandel), «Заговор» стал его величайшим успехом. Его самая принятая, но далеко неединственная работа, Мэндел много писал для радио, телевидения и сцены. Интересно, что начинал он, как аранжировщик музыки, очень любил варьете. Служил в армии, воевал. Он получал награды и ранее, но именно «Заговор» стал не только его первой драмой, но и воистину ключевой работой.
Фрэнк Пирсон (Frank Pierson) — режиссер картины, тоже американец, известный на родине не только, как режиссер, но и сценарист. Пирсон служил в армии во время Второй мировой войны, затем окончил Гарвард. Он работал в качестве корреспондента в журналах Time и Life, прежде чем продать свой первый сценарий для телевиденья. С 1958 года он работал в Голливуде, сначала как редактор сценария, а потом как сценарист для телесериалов, был соавтором сценариев нескольких известных фильмов, в том числе «Кэт Баллу» и «Хладнокровный Люк», которые оба были номинированы на Оскар. Сценарий к фильму «Собачий полдень» принёс ему статуэтку Оскар в 1976 году. Пирсон был президентом Гильдии писателей Америки. Последними его проектами стали сценарии к эпизодам громких «Безумцев» и «Хорошей жены». В 2012 году Пирсона не стало.
Так за что же взялись эти замечательные люди? 31 июля 1941 года Герман Геринг подписал приказ о назначении начальника Главного управления имперской безопасности (РСХА) Рейнхарда Гейдриха ответственным за «окончательное решение еврейского вопроса». Именно его играет Брана в картине. Но всё началось задолго до конференции. Еще 23 октября 1941 года была полностью запрещена еврейская эмиграция с территорий, подконтрольных нацистам. В декабре 1941 года начал функционировать первый лагерь уничтожения в Хелмно. В этот же период начал строиться лагерь уничтожения Белжец, а в Освенциме были проведены первые опыты по отравлению газом Циклон Б (его испытывали на советских военнопленных). 29 ноября 1941 года Гейдрихом были разосланы приглашения на конференцию для обсуждения наиболее быстрых и экономичных путей решения об избавлении Европы от еврейского населения. Это даже звучит отвратительно, но война затягивалась и вопрос «назревал».
Местом проведения конференции Гейдрих избрал уютный и живописный берлинский особняк «Марлир». Гости приглашались на завтрак в 9:00, заседание же назначалось на 12:00. Важную роль в подготовке и проведении конференции играл начальник отдела гестапо IV-B-4 оберштурмбаннфюрер СС Адольф Эйхман (Стэнли Туччи). Ванзейская конференция продолжалась всего полтора часа. Именно это вам и предстоит увидеть в фильме. Как пятнадцать мужчин спорят… нет, не об этичности уничтожения миллионов людей, а о том, как всё это отразиться на их личных карьерах. Спокойно и обстоятельно. Стоит ли говорить, что смотреть на это просто больно, и только невероятное мастерство актеров не позволяет отвести глаза. Уже к началу конференции Гитлер принял принципиальное решение о целях и способах разрешения еврейского вопроса. На конференции обсуждались вопросы технического характера. Одним из них была проблема смешанных еврейско-арийских браков — считать ли евреями людей, один из родителей которых еврей, а другой немец, и как поступать с теми, у кого еврейская бабушка или дед. Решение по данному вопросу так и не было принято. Особенно это волновало Вильгельма Штуккарта, государственного деятеля Третьего рейха, доктора права, на совещании резко выступившего против депортации евреев-метисов и с предложением (в качестве альтернативы) стерилизовать всех неарийцев (как гарантия против смешанных браков). Играет его милейший Колин Фёрт, может быть потому, озвученные его устами аргументы Штуккарта, звучат так убийственно.
Насколько исторически достоверен сценарий? Насколько возможно, о конференции до окончания войны ничего не было известно. Каждый из участников получил свою копию сверхсекретного протокола. Перед концом войны участники уничтожили их, однако одна копия была случайно найдена в 1947 году в архиве Министерства иностранных дел уцелевшей благодаря тому, что её хозяин находился в концентрационном лагере в конце войны. В 1961 году во время суда над Эйхманом в Иерусалиме, он свидетельствовал, что после окончания официальной части конференции в неформальной обстановке участники, с коньяком, сидели и обсуждали результаты заседания не стесняясь прямым текстом без иносказаний — говорили об убийствах, ликвидации и уничтожении. Но само решение о массовом уничтожении принималось не на конференции, а много раньше.
Так зачем 96 минут следить за тем, как элегантные, подтянутые и вполне обаятельные люди так высокомерно выясняют чисто политические вопросы. Конференция, по сути, не выносила уже вынесенный приговор, а всего лишь определяла ключевые позиции СС в данном, ключевой для политики страны, вопросе. Политика. Ничего личного.
Фильму 14 лет, и давно сместились контексты и акценты. Так почему говорю о нем? Ведь не «Эмми» и «Золотых глобусов» ради. Да и у любимых актеров есть множество других и более значимых ролей. Да, минутное появление совсем молоденького Тома Хиддлстона тоже не повод, хотя сцену, где он докладывает Туччи о приезде генерала, я забуду не скоро. Так зачем?