актер сыгравший гитлера в 17 мгновений
Гитлеры мирового кино: Кто из актеров убедительнее всех смотрелся в роли фюрера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одним из первых актеров, который воплотил образ Гитлера на экране, был Чарли Чаплин. Его фильм «Великий диктатор» называли единственным удачным покушением на фюрера. Съемки начались в сентябре 1939 г., всего через неделю после начала Второй мировой войны. А к моменту окончания съемок Франция уже была захвачена нацистами. Идея сыграть Гитлера родилась у Чарли Чаплина во многом из-за внешнего сходства его героя Бродяги и фюрера, кроме того, оба они родились в апреле 1889 г., оба росли в бедности и были вынуждены бороться за выживание – правда, разными методами.
Актера ужасали преследования евреев в Европе, и он задумал снять политическую сатиру на нацистов. Гитлер в исполнении Чаплина (в фильме он именовался Аденоид Хинкель) выглядел смешным и жалким – актер был уверен, что диктатора можно победить только с помощью смеха. Правда, позже, узнав о масштабах его преступлений, Чаплин признался: « Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения ». Фильм Чаплина был примечателен тем, что стал первой его звуковой картиной и всего одним из двух американских фильмов, осуждавших нацистов до вмешательства США во Вторую мировую войну. Актер снял «Великого диктатора» на свои личные средства, потратив 1,5 млн долларов, так как Голливуд боялся потерять деньги, если поддержит этот проект. После того, как Гитлер увидел этот фильм, он объявил Чарли Чаплина своим личным врагом.
Первым в советском кино Гитлера сыграл актер Сергей Мартинсон, известный своими комедийными ролями (например, Дуремар из «Золотого ключика» 1939 г.). Он сыграл фюрера несколько раз и создал гротескный образ, вызывавший смех и омерзение одновременно. Режиссер Григорий Александров о Гитлере Мартинсона говорил: « Он смешон, этот ничтожный прусский ефрейтор, возомнивший себя завоевателем вселенной, он смешон со своим глупым, лопнувшим, как мыльный пузырь, мифом о непобедимости немецкой военной машины… В своем облике фокусника-маньяка Гитлер Мартинсона дан остро и выразительно, напоминая карикатуры художников Кукрыниксов ». Актер создал образ сумасшедшего, одержимого манией величия и манией преследования одновременно.
Эта традиция высмеивания диктатора сохранилась и в послевоенное время. Гротескную линию продолжил актер Владимир Савельев, который в фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» изобразил Гитлера законченным истериком, шизофреником и маньяком. Актер словно заострял все его негативные качества и доводил их до абсурда.
Самым знаменитым Гитлером советского кино и «главным киноГитлером ХХ века» стал не советский, а… немецкий актер! Фриц Диц жил в Германии и ненавидел фюрера. Еще в начале своего творческого пути он сделал пародию на него: он выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и вскидывал руку привычным жестом, народ кричал ему: « Хайль, Гитлер! » А Диц отвечал: « Вот на такую высоту прыгает моя собака ». В 1932 г. актер вступил в коммунистическую партию Германии, из-за чего его вскоре уволили с работы, а потом вынудили уехать из страны.
После войны он вернулся в ГДР и сыграл Гитлера в нескольких фильмах 1950-1960-х гг. Тогда на него обратил внимание советский режиссер Юрий Озеров, предложивший ему снова предстать в этом образе в фильме «Освобождение». Поначалу актер отказался – боялся стать заложником одной роли, но по настоятельной рекомендации Хонеккера ему пришлось дать согласие. В 1970-х гг. он сыграл Гитлера в фильмах «Солдаты свободы» и «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова приглашала на пробы разных актеров, на роль Гитлера пробовался даже Леонид Куравлев, но он призавался: « Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против ».
Юрий Визбор, сыгравший Бормана, вспоминал, что в финальной сцене «Семнадцати мгновений весны» всем было не по себе от того, насколько чудовищным и страшным был Гитлер в исполнении Дица. В результате его назвали лучшим исполнителем роли фюрера в кино ХХ в., который изобразил его злым гением войны и параноиком. Кроме Дица, в советском кино роль Гитлера несколько раз исполнил Станислав Станкевич («Блокада», «Дерзость», «Корпус генерала Шубникова»).
В зарубежном кино также были актеры, исполнившие роль Гитлера несколько раз. Еще до Фрица Дица фюрера 5 раз сыграл американский актер Бобби Уотсон. После окончания войны он изобразил его еще 4 раза, правда, ни один из этих фильмов не стал классикой голливудского кино.
Британский актер Алек Гиннес сыграл фюрера в фильме «Гитлер: последние десять дней» (1973). Он так хотел получить эту роль, что даже устроил фотосессию в этом образе прямо на улицах Лондона, и так тщательно готовился к съемкам, что даже перенял бытовые привычки Гитлера: начал пить мятный чай и бросил курить.
В 1981 г. Гитлера сыграл Энтони Хопкинс. Традиционно считается, что самым главным злодеем в его исполнении был Ганнибал Лектер, но сам актер с этим утверждением не соглашался: « Как по мне, величайшим из злодеев, что мне довелось воплотить на экране, был Гитлер. В сравнении с ним Лектер – щенок сопливый ». У многих зрителей возмущение вызвало то, что актер как бы пытался «очеловечить» фюрера, на что Хопкинс возражал: мол, прежде всего, он был обычным человеком, что больше всего и ужасает. Партнеры Хопкинса по фильму утверждали, что актеры, игравшие немецких солдат, моментально вставали по стойке смирно, как только тот к ним приближался – настолько убедительным было его перевоплощение!
В начале нового столетия о Гитлере было снято немало новых фильмов: в 2003 г. в фильме «Гитлер: восхождение дьявола» главную роль исполнил шотландский актер Роберт Карлайл, который после окончания съемок несколько месяцев не мог освободиться от этого образа: « Если вы изрыгаете желчь, как Адольф Гитлер, это так просто не остановить, когда режиссер говорит «стоп». Это все крутится в твоей гребаной голове, гремит там, вся эта ненависть и отвращение, и нужно сидеть и ждать, когда это пройдет. В данном случае мне понадобилось несколько месяцев, я чувствовал себя ужасно ».
В 2004 г. в фильме «Бункер» роль Гитлера сыграл Бруно Ганц, в 2009 г. в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино в этом образе предстал Мартин Вуттке, в 2015 г. в фильме «Он снова здесь» зрители увидели Оливера Мазуччи. В фильмах о юности Гитлера «Макс» и «Моя борьба» главные роли сыграли Ноа Тейлор и Том Шиллинг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Актер сыгравший гитлера в 17 мгновений
Фильмы про войну очень любили в Советском Союзе. Да и сейчас, в постсоветской России они пользуются не меньшей популярностью.
Образы мужественных советских бойцов, храбрых разведчиков, лихих партизан становились культовыми, их фразы цитировались наизусть, их портреты вырезали из журнала «Советский экран» и бережно хранили. Немцев же, напротив, дружно не любили (исключение составляет, пожалуй, только Мюллер из «17 мгновений весны» в блестящем исполнении Броневого). А между тем, играть отрицательных героев иной раз намного сложнее, чем положительных. По какому же принципу отбирали актеров для исполнения ролей фашистов?
Прибалтийские актеры
Разумеется, прежде всего, на роли немцев в советских фильмах приглашали актеров из Прибалтики. Их «арийская», породистая внешность и общий «не советский» облик способствовали тому, что на экране, да в мундирах Третьего Рейха они выглядели совершенно как настоящие немцы.
Замечательный актер, народный артист Литовской ССР Альгимантас Масюлис сыграл бесчисленное количество разнообразных немцев. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Человек в штатском», «Судьба», «Крепость», «Если враг не сдается» и другие. В этих фильмах Масюлис создавал образ не просто беспощадного, но очень умного, можно сказать, интеллектуального врага. Очень востребованным был и латвийский актер У́лдис Ли́елдиджс. Многие его роли даже не имеют имен. Просто «немецкий офицер», «немецкий снайпер». Это такие фильмы, как «Зимородок», «Петр Рябинкин», «Пятнадцатая весна» и другие. Он вспоминал в одном из интервью такой эпизод. Будучи в Москве, зашел в пельменную перекусить. И вдруг один мальчик, пристально наблюдавший за ним, закричал: «Товарищи, этот фашист ест наши советские пельмени!».
Не прибалтийские актеры
Но, разумеется, решение о том, какого актера пригласить на роль немца, принималось отнюдь не на основании национальности исполнителя. Играли врагов в фильмах и актеры вполне славянского (и не только славянского) происхождения. Все зависело от точности попадания в образ на пробах.
Например, в фильме «Подвиг разведчика» режиссер Барнет долго не мог найти исполнителя роли генерала Кюна. И в конце концов … исполнил эту сложнейшую роль сам.
В культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» в ролях немцев снялась целая плеяда великолепных актеров. Немцы в этом фильме были поданы «крупным планом», не так, как было до сих пор, когда персонажи врагов были фигурами, призванными лишь оттенить образы главных положительных героев. При их подборе режиссер Т. Лиознова ориентировалась, во многом, на внешнее сходство, но не только. Важна была способность актера понять и убедительно сыграть характер героя. Именно так были отобраны Л. Броневой на роль Мюллера, О. Табаков на роль Шелленберга, Ю. Визбор на роль Бормана.
В фильме «Вариант «Омега»» роли немцев играли тоже не только актеры из стран Прибалтики. Например, роль Георга фон Шлоссера исполнил Игорь Васильев, а начальника гестапо Франца Маггиля – Александр Калягин.
И, наконец, редкий для советского кино случай, когда немецкий офицер является положительным персонажем. Речь о Генрихе Шварцкопфе, которого замечательно сыграл в фильме «Щит и меч» Олег Янковский. Рассказывают, что однажды режиссер картины Владимир Басов сидел со своей женой и друзьями в ресторане, и обсуждал, где найти исполнителя роли Шварцкопфа. Жена Басова увидела Янковского, который обедал за соседним столиком, и сказала мужу: «Вот сидит юноша с типично арийской внешностью. Он мог бы идеально подойти». В ответ на это Басов сказал: «Это верно, но где ты видела актера с таким умным лицом? Наверняка это физик или филолог». Впоследствии оказалось, что Янковский – актер из Саратова. С фильма Щит и меч» началась его всесоюзная известность.
Актеры на роль Гитлера
Найти исполнителя на роль Адольфа Гитлера было особенно непросто. В киноэпопее Озерова «Освобождение» (1968-1972) Гитлера играл прекрасный немецкий актер Фриц Диц. Перед тем, как сняться в этой эпической ленте, Диц исполнил роль фюрера в двух фильмах у себя на родине, в ГДР. Попадание в образ было превосходным. Антифашист Диц играл Гитлера, вкладывая в эту роль всю свою ненависть к тому, кто развязал Вторую мировую войну.
В фильме «Семнадцать мгновений весны» Лиознова пробовала на роль Гитлера разных актеров, и даже … Леонида Куравлева. Пробы оказались неудачными. Как говорил сам Куравлев: «Я этого антихриста не осилил. Моя природа взыграла и была против». В итоге Куравлев сыграл в фильме роль Айсмана, а на Гитлера пригласили из ГДР неизменного Дица.
В «17 мгновений весны» Броневой и Куравлёв могли сыграть Гитлера. Фотопробы.
У Леонида Броневого долго не было больших и заметных ролей в кино. Небольшие эпизоды – всё, что ему предлагали режиссёры. Но однажды в его квартире раздался телефонный звонок. Звонили со студии Горького. Предложили роль в новом многосерийном фильме. Татьяна Лиознова снимает фильм про разведчиков по роману Юлиана Семёнова. Что за роль? Предлагаем сыграть Гитлера. Ну отчего и не сыграть. Гитлера – так Гитлера.
Леонид Сергеевич пришёл на пробы. После того, как гримёры поколдовали над его внешним видом, актёр взглянул в зеркало и не узнал самого себя. На него из зеркала смотрел Адольф.
Фотопроба Леонида Броневого на роль Гитлера для телевионного фильма «Семнадцать мгновений весны» из архива киностудии имени Горького
Но Лиознову, что-то не устраивало, не убедили её эти пробы. Тогда она предложила Броневому роль Мюллера, от которой отказался уже утверждённый Всеволод Санаев.
Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», студия имени Горького, 1973 год
А на роль Гитлера позвала… Леонида Куравлёва. Говорят, что именно Броневой порекомендовал Лиозновой Куравлёва.
Фотопроба Леонида Куравлёва на роль Гитлера для телевионного фильма «Семнадцать мгновений весны» из архива киностудии имени Горького
Пробы Куравлёва её устроили, и Леонид Вячеславович уже начал репетировать роль. Но…
Лиозновой пришлось опять делать рокировку. Она доверила Куравлёву роль Айсмана
Леонид Куравлёв в роли Айсмана в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», студия имени Горького, 1973 год
А на роль Гитлера позвала немецкого актёра Фрица Дица, для которого эта роль уже не была в новинку – он уже примерял её на себя в эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Виталий Дубогрей (dubikvit).
Броневому не в первый раз пришлось сыграть нациста
(роль Вернера в фильме «Неизвестная» 1966 года)
Владимир Этуш за починкой первого автомобиля.
Юрий Яковлев на прогулке.1 апреля 1988 года. Фото Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/
Владимир Ивашов фотографирует супругу Светлану Светличную и сына Алексея. Фото Тер-Ованесова
К сожалению, ни дня не проходит без негативных новостей с участием мигрантов или приехавших на заработки представителей республик Северного Кавказа. Сейчас речь пойдет именно о последни.
Здравствуйте, друзья, по итогам прошлого голосования среди подписчиков YouTube-канала «Чё поём?! Ликбез» по песням для новых выпусков блога победили следующие три композиции:1) Led Zepp.
Шесть младенцев и актерские «бзики»: Как создавали главный советский фильм о разведчике
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как все начиналось
Считается, что неофициальным «крестным отцом» картины стал сам председатель КГБ СССР Юрий Андропов. Якобы, в разговоре с Юлианом Семеновым он похвалил политические детективы, которые писатель создавал уже в течение нескольких лет, и предложил экранизировать романы об Исаеве. В качестве конкретной помощи даже позволил автору поработать некоторое время в архивах КГБ – от этой возможности у Семенова действительно захватило дух, ведь до этих пор так не везло еще ни одному писателю. Кстати, консультировал фильм первый заместитель председателя КГБ, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун, правда, в титрах он указан под вымышленным именем.
Работать над сценарием для фильма Юлиан Семенов начал одновременно с созданием книги. В результате тот даже был завершен на год раньше, чем в свет появилось печатное издание романа – в 1968 году, а уже в 1970-м на киностудии имени Горького начались съемки картины, которой суждено будет на многие десятилетия стать любимейшим киношедевром миллионов зрителей. Татьяна Лиознова не сразу смогла доказать, что женщина способна стать режиссером столь масштабного проекта, для этого ей пришлось «подвинуть» нескольких претендентов мужского пола, однако ей это удалось.
Актеры и роли
«Семнадцать мгновений весны» стал лидером советского кино по количеству народных актеров. Однако актерский состав, как часто бывает, сложился не сразу. Это сегодня нам кажется, что роль Штирлица никто кроме Вячеслава Тихонова не смог бы сыграть, на самом деле, еще незадолго перед съемками Татьяна Лиознова серьезно рассматривала кандидатуры Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина и даже гайдаевского Остапа Бендера Арчила Гомиашвили (по слухам, у нее в этот период как раз был с ним роман). К счастью, в отличие от всех перечисленных актеров, Тихонов просто оказался более свободным, и выбор остановился именно на нем.
«У меня действительно были пробы на Гитлера. Репетировал, меня гримировали под Гитлера. Но я этого антихриста не осилил, моя природа была против»
В результате «антихриста» сыграл немецкий актер Фриц Диц, который к тому времени уже почти стал «штатным Гитлером» международного кинематографа.
Когда была такая возможность, в выборе актеров старались придерживаться исторической достоверности. Так, например, с внешностью Шелленберга в исполнении Олега Табакова невероятно удалось попасть «в яблочко». По воспоминаниям Юлия Визбора, после выхода фильма на экраны Табаков получил очень неожиданное послание. Ему написала из Германии племянница самого Шелленберга, которая очень благодарила русского актера за то, как он сыграл эту роль. Женщина призналась, что несколько раз пересматривала картину, чтобы взглянуть на «дядю Вальтера».
А вот с образом Генриха Мюллера вышла промашка. У режиссерской группы не было фотографий реального исторического лица, и Леонида Броневого на эту роль взяли не за внешнее сходство. Потом выяснилось, что реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом. Однако образ «добродушного» шефа гестапо стал, в результате, одним из самых ярких в фильме. Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал, как выглядит исторический Мюллер, то, скорее всего, отказался бы от роли.
Как можно ближе к жизни
Фильм, несмотря на огромное внутреннее напряжение и военно-шпионскую тематику, по ходу развития сюжета вовсе не относится боевикам. В нем очень мало движения и активных сцен. В противовес этому, Татьяна Лиознова всеми силами старалась «оживить» персонажей. Для того чтобы глубже показать внутренний мир главного героя, она, например, сама дописала сценарий и придумала образы Фрау Заурих и Габи. Их диалоги создавались буквально на съемочной площадке, почти экспромтом, хотя такие вольности глубоко противоречили ее режиссерскому подходу.
Для остальных персонажей режиссер придумывала особые человеческие «изюминки», как Лиознова называла их, «бзики». Так, например, характерное движение Мюллера, когда он дергает шеей от тесного воротничка, родилось случайно во время съемок – Броневому действительно мешал костюм, и он несколько раз непроизвольно так сделал:
Были на съемках фильма и другие сложности. Например, младенец, которого надо было снимать. Дети всегда создают на съемочной площадке трудности, поэтому вначале думали использовать куклу, но затем отказались от этой идеи – напряженная сцена, когда новорожденного раздевают у открытого окна, конечно, не удалась бы без настоящего ребенка. Кстати, хочется сразу всех успокоить – на самом деле в павильоне было настолько тепло, что у звукооператора даже возникла проблема с записью плача, пришлось потом специально ездить в детскую больницу чтобы дописывать его. Самый молодой актер в момент съемок душераздирающего эпизода мирно посапывал. Еще один неожиданный вопрос пришлось решать, когда выяснилось, что дети слишком быстро растут (как известно, только чужие, конечно). Так как съемки длились три года, то в роли «настоящего богатыря» пришлось снимать шесть разных младенцев.
Судьба Вячеслава Тихонова подарила актеру яркую любовь, которая, к сожалению, превратилась в огромное разочарование. Читайте об этом в обзоре Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова: «они сошлись, как лёд и пламень»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ГИТЛЕРЫ СОВЕТСКОГО КИНО
Сатирическую традицию показа фюрера заложил Чарли Чаплин в «Великом диктаторе». Пока шла война, наши кинематографисты изображали «фашиста №1» мелкой, пакостной гнидой, способную вызвать смех, омерзение, но не страх.
Это был не лидер нации, а урка, сошедший с карикатур «Крокодила».
Недаром на роль Гитлера назначили Дуремара из «Золотого ключика» Сергея Мартинсона.
Он играл Адольфа в одном из «Боевых киносборников» и в фильме «Новые похождения Швейка».
Не знаю, каким был Гитлер Мартинсона в пафосной послевоенной ленте «Третий удар», возможно там гротесковых красок было поменьше.
Зато у следующего Гитлера – Владимира Савельева – гротеск зашкаливали. В фильмах «Падение Берлина» и «Секретная миссия» Савельев создал образ законченного истерика, шизофреника, жалкого в своих потугах маньяка. При взгляде на него возникали вопросы: как могла пойти нация за таким неадекватом? И почему мы победили его за четыре года, а не пять минут?
У актера Малого театра Савельева, кстати, были все шансы эксплуатировать эту роль и дальше, его трактовка отвечала официальной.
Но, к сожалению, Савельев ушел из жизни в 1956, сделав роль вакатной.
После сталинских лет Гитлер перестал быть частым гостем Советского экрана, пока режиссер Юрий Озеров не приступил к съемкам эпопеи «Освобождение». Здесь уже нельзя было обойтись только сатирической краской. И время требовало анализа фашизма, и эпопея претендовала на документализм.
Начались поиски актера. Скажем сразу, в наших пенатах его не нашли. Новый советский Гитлер жил в ГДР.
По иронии судьбы Фриц Диц (1901-1979) фюрера ненавидел.
Еще в начале творческого пути он сделал на Гитлера пародию. Диц выходил на сцену кабаре с наклеенными усиками и взметенной вверх рукой. Народ откликался дружным: «Хайль, Гитлер!». А Диц реагировал фразой: «Вот на такую высоту прыгает моя собака!»
В 1932 году Диц вступил в Коммунистическую Партию Германии. В 1933 партию, после поджога Рейхстага, запретили нацисты. Квартира же Дица была подвергнута обыску. Будучи вышибленным со всех работ, он покинул страну.
Но проглядывало в герое Дица что-то человеческое, хоть и омерзительное.
Кроме фильмов Озерова Диц сыграл фюрера в «Семнадцати мгновениях весны».
Кроме Дица роль Гитлера приватизировал Станислав Станкевич. Самая значимая его роль четыре фильма эпопеи «Блокада». Также Станкевич играл фюрера в «Дерзости» и «Корпусе генерала Шубникова».
С приходом новых времен пришли в российский кинематограф другие Гитлеры.
Но о них как-нибудь в следующий раз.