актер в фильме скорость
20 интересных фактов о фильме «Скорость»
25 лет назад на большие экраны вышел фильм режиссера Яна де Бонта «Скорость». Киану Ривз мгновенно стал суперзвездой, а Голливуд наконец-то заметил Сандру Буллок.
1. Первоначально Киану Ривз отказался сниматься в «Скорости», ибо, по его мнению, сценарий был слишком похож на фильм «Крепкий орешек». Согласился он после того, как оригинальный скрипт Грэма Йоста сильно подправил Джосс Уидон («Мстители», «Светлячок»).
2. Ян де Бонд заставил Киану Ривза сделать короткую стрижку. Когда об этом стало известно кинокомпании 20th Century Fox, производство картины чуть не отложили, так как продюсеры были просто в ужасе, боясь, что Ривза зрители не узнают.
3. Один из продюсеров рассказывает, что осознание того, какой большой хит у них на руках пришло на тестовых просмотрах. Зрителей, выходящих в уборную, было очень мало и те, кто туда все-таки выбирались старались как можно быстрее вернуться в кинозал.
4. Киану Ривз разбил стекло в двери автобуса совершенно случайно. Но режиссеру так понравился эпизод, что его решили оставить в фильме.
5. Сцены прыжка автобуса не было в оригинальном сценарии. Её решил добавить в фильм режиссер Ян де Бонт, который во время одной из поездок по Лос-Анджелесу заметил отсутствующие секции на одном из мостов.
6. 90% трюков в фильме Киану Ривз выполнил без помощи каскадеров.
7. Для съемок фильма использовали десять автобусов.
8. Сцену с прыжком автобуса сняли со второго раза. В первый свой прыжок скорость оказалась слишком медленной. Одну из секций моста попросту удалили на этапе пост-продакшена.
9. Во время прыжка использовался модифицированный автобус. На него установили мощные амортизаторы, а кресло водителя было сдвинуто почти в центр салона и оборудовано подвесным механизмом. Предполагалось, что если что-то пойдет не так, то водителя не выбросит из автобуса, а его позвоночник не будет травмирован.
10. Из-за превышения бюджета у создателей не осталось денег на последнюю четверть ленты. Переживающая студия устроила тестовые показы, в которых часть фильма в подземке демонстрировалась посредством анимированных раскадровок. Зрителям очень понравилось. После этого Яну де Бонту выдали нужные деньги на съемки.
11. Первоначально сценарий «Скорости» Грэм Йост отнес на студию Paramount, с которой у него был контракт. Студийные чиновники отказались от скрипта, посоветовав сценаристу добавить в него что-то кроме автобуса (фильм заканчивался на взрыве автобуса в аэропорту). Йост придумал эпизод в подземке и показал готовый сценарий студии Fox, которую всё устроило.
12. Квентину Тарантино предлагали режиссерское кресло на ранних этапах разработки. Тарантино отказал. Позже он включил «Скорость» в 20-ку своих любимых фильмов.
13. Ян де Бонт пригласил Киану Ривза на главную роль после того, как увидел его в фильме «На гребне волны». Обосновывал свой выбор он тем, что Ривз не выглядит угрозой для мужчин из-за своей комплекции и в тоже время очень нравится женщинам.
14. Студия 20th Century Fox настаивала на известной актрисе в главной роли из-за того, что была не уверена, что звездности Ривза будет достаточно для того, чтобы завлечь людей в кинотеатры. Ян де Бонт старательно отбивался от всех предложений студии почти до самого старта съемок. Когда до них оставалось меньше пары недель, студия согласилась на Буллок.
15. Взорванный самолет обошелся в 80 тысяч долларов.
16. Ранняя версия сценария предусматривала проезд автобуса через парковку стадиона Dodgers (известный бейсбольный клуб Лос-Анджелеса). Но у студии запросили слишком много денег и эпизод убрали.
17. Первоначально студия Fox хотела видеть режиссером «Скорости» Джона Мактирнана. Но прочитав сценарий он отказался и предложил на замену Яна де Бонта, который был оператором на его фильмах «Крепкий орешек» и «В погоне за Красным октябрем».
18. От роли, которая позже ушла Киану Ривзу отказались: Арнольд Шварценеггер, Уильям Болдуин, Курт Рассел, Брюс Уиллис, Микки Рурк, Николас Кейдж, Том Круз, Джонни Депп, Джон Траволта, Сильвестр Сталлоне, Том Хэнкс.
19. Премьеру «Скорости» передвинули с августа на июнь после тестовых просмотров. Киностудия боялась, что лента не сможет принести каких-либо денег в прокате и потому прятала её за своим главным летним хитом – «Правдивой ложью», которая выходила в июле. После восторгов тестовой группы ленту перенесли на июнь, ибо предположили, что она сможет неплохо выступить на «разогреве» у «Лжи». По итогу «Скорость» собрала всего на 30 миллионов меньше, чем лента со Шварценеггером.
20. Первое, что подумал режиссер Ян де Бонт прочитав скрипт – это будет очень скучно.
Производственный бюджет 30 миллионов долларов. Кассовые сборы 350 миллионов.
«Скорость» получила 2 премии «Оскар», за лучший звук и лучший монтаж звука.
Как создавался легендарный фильм «Скорость» с Киану Ривзом
Вопрос на засыпку: как назывался дурацкий сценарий об «автобусе, который не мог снизить скорость», по которому был снят лучший экшн-фильм девяностых с чувакомсерфером в главной роли? Вспоминая понятия «высококонцептуальный» и «стрижка «бобрик»», беседуем с создателями чуда.
Вообще, «Скорость» не должна была выстрелить. Этот фильм и сняли-то лишь каким-то чудом. Вы посмотрите на эту родословную: сценарист, не имевший никакого отношения к боевикам и от нечего делать набросавший сценарий в ожидании вызова на собеседование – вы не поверите – для сериала «Roseanne» (популярный в конце 80-х – начале 90-х ситком)! Режиссер, который ни разу в жизни не кричал «Мотор!». Продюсер без единого хита в карьере. Звезда, более известная как кумир лоботрясов-серферов. Бюджет в лучшем случае в одну треть минимума для хоть сколько-нибудь приличного зкшна.
Студия, первоначально владевшая правами на фильм, так «поверила» в него, что немедленно навесила ярлык «Отдадим в хорошие руки» и при первой возможности спихнула на сторону. «В Голливуде никто ничего не знает», – писал Уильям Голдман. В данном случае они не знали, что этот беспородный фильмец станет одной из вершин жанра.
«Вопрос на засыпку, умник. В автобус заложена бомба…»
Грэм Йост, сценарист: Я работал для подросткового шоу на Nickelodeon, оно называлось “Hey Dude”, и эта была первая литературная работа, за которую мне платили. Пишешь сценарий, а через несколько дней по нему уже снимают. Я на удачу написал парочку сценариев для сериалов “Murphy Brown” и “Roseanne”, и мой агент сказал: «Сценарии отличные, только до мая они никого на работу не берут». Дело было в январе, и я сказал: «Ладно, поработаю пока над сценарием к полнометражнику». У меня в голове вертелась идея о бомбе, заложенной в автобус…
Марк Гордон, продюсер: Я работал над несколькими телевизионными и независимыми фильмами. На экшн меня не особо тянуло.
Гордон: Сценарий на удачу разослали нескольким продюсерам. Когда я прочел его – как сейчас помню, я летел в Прагу на съемки «Свингеров», – я просто обалдел.
Гордон: Сценарий просто просился на пленку. Отличных экшн-фильмов немало, но это не всегда видно из сценария. Иногда режиссер задумывает интересные эпизоды, и все вертится вокруг них, ну и так далее. Но этот сценарий читать было так же интересно, как смотреть уже снятый фильм, прямо с первой сцены в лифте. Paramount его купил, но понадобился целый год, чтобы все утряслось. Хотя, казалось бы, какие тут могут быть проблемы!
Йост: Все это время я возился с доработкой сценария. Ребята из Paramount сказали мне: «Слушай, а не многовато ли этого автобуса? Нужно переписать третью часть». И я придумал эпизод в метро. По мне, это самая слабая часть фильма. Все, что в ней есть, – это разборка с плохим парнем, в результате которой он остается без головы. Для меня фильм заканчивается сценой, когда они вылезают из-под автобуса в аэропорту. Все прочее – просто двадцатиминутный эпилог.
Гордон: Сначала в Paramount хотели снимать этот фильм, но потом это их желание как-то сошло на нет… В принципе, я их понимаю. Если честно, сама идея автобуса, который не может снизить скорость, совершенно дурацкая. А если представить себе это визуально… Да, и тогда по сценарию автобус нарезал круги не вокруг аэропорта, а вокруг стадиона Dodger.
Йост: Кто-то из администрации 20th Century Fox искал писателя, который мог бы переписать сценарий под названием «Гамлет» – о поросенке, который подпадает под программу защиты свидетелей. Мой агент сказал ему: «Есть один парень, у него на Paramount лежит сценарий “Скорости”». Тот спросил, можно ли его почитать. Этот мужик просто стал моим героем. На стене своего кабинета он повесил огроменный плакат «10 причин, по которым Fox должен купить “Скорость”». Все это – часть счастливой судьбы фильма. И я не был дорогим автором – Fox купил сценарий по дешевке.
«Да, мужик, умишком тебя Бог обделил, зато даровал огромные волосатые яйца».
Гордон: Режиссеров первой величины идея просто не заинтересовала, а средних режиссеров было много, но они не заинтересовали меня. А потом на горизонте появился Ян. Он снимал «Крепкий орешек», «Основной инстинкт», все ранние фильмы Верхувена и был великим оператором в этом жанре. Мы знали, что рискуем, но я понимал, что если у него получится, то будет очень здорово и ни на что не похоже. Это был взвешенный риск; у нас было предчувствие, что в итоге может выйти нечто особенное, и мы не ошиблись.
Ян де Бонт (режиссер): Я начал подумывать о режиссерской работе еще за несколько лет до «Скорости», когда работал оператором на фильмах «Смертельное оружие», «Крепкий орешек» и прочих. Я просто обожал этот жанр. У каждого режиссера свое видение, и я считал, что в боевиках можно сделать больше. Чтобы доказать, что это возможно, мне нужно было испытать себя.
Киану Ривз (Джек Трэйвен): Опасность была не в том, конечно, что режиссер любил жанр. Вот если бы фильм снимал человек с опытом, который знает, как делать экшн, но которому сам жанр до лампочки, – тогда все было бы очень плохо. Когда я познакомился с Яном де Бонтом, мне показалось, что он от всей души загорелся идеей. Я видел несколько фильмов, над которыми он работал, и считал, что у него уникальный подход – людей он всегда снимал снизу, камера непрерывно перемещалась, цвета были очень живые. Он имел собственный и очень крутой стиль.
Де Бонт: Сначала я попытался снять фильм на Paramount. Это была картина о скайдайверах, о затяжных прыжках, и все вроде бы было на мази, но в последнюю минуту они решили, что им нужна звезда с именем, а я… Сами понимаете, меня никто не знал (фильм был в итоге выпущен под названием «Зона высадки», режиссер Джон Бэдхем, в главной роли Уэсли Снайпс – прим.ред.). Вместо этого мне предложили проект под названием «Скорость», который они никак не могли запустить в производство. Я прочел сценарий и про себя завопил: «Боже ж ты мой, да это в сто раз лучше всяких скайдайверов!» Очевидно, на Paramount по этому поводу придерживались прямо противоположного мнения (смеется).
Ривз: У Яна было… как бы это поточнее выразиться… да, видение. Он выглядел как человек с высокой миссией, эдакий воин-паладин…
Де Бонт: Меня невероятно увлекла сама идея. Я ведь жил в Лос-Анджелесе и на собственном опыте знаю, что водить машину здесь практически невозможно. Обычно в кино автомобили носятся с максимальной скоростью, да и само название фильма вроде бы намекает на это. Но картина совсем о другом – здесь нужно держать всего-то 80 километров в час. Но в Лос-Анджелесе именно это самое трудное.
Гордон: Касаемо кастинга… Вообще-то мы вели переговоры с любым, кого заинтересовал фильм (смеется). У нас ведь не было ни сценария, написанного маститым автором, ни режиссера с именем. Мы обсуждали многих актеров. Конечно же, Брюса Уиллиса, он всегда хорош в таких ролях. Еще поговаривали о Билли Болдуине, который тогда считался восходящей звездой жанра.
Йост: Роль Джека Трэйвена предлагали всем подряд: Тому Хэнксу и Тому Крузу, Уэсли Снайпсу и Вуди Харрельсону. Все отказались. Тогда кто-то на студии сказал: «Ну а как насчет Киану Ривза?» Он снялся в «На гребне волны», хотя, по-моему, это не лучший фильм Кэтрин Бигелоу, и там он выглядел глуповато и при этом переигрывал. Но все сказали: «Окей, давайте переговорим с ним». Киану подкатывает на мотоцикле, слезает с байка, и тут выясняется, что в нем росту – метр восемьдесят шесть, и он в отличной форме. Смотришь на него и думаешь: «Вот он, бравый юный коп, любимец дам». Мы пообедали вместе, он оказался умнейшим парнем с суховатым чувством юмора, но без всякой злости, и мы поняли, что попали в точку. К тому же он был атлетом и мог сам выполнять трюки. Он подходил идеально. Сначала некоторые были против, но после знакомства с Киану все возражения куда-то испарялись. А когда начались съемки, стало ясно, что мы нарыли золотую жилу.
Ривз: Изначальный замысел был очаровательно дурацким: автобус, который не может сбавить скорость, – такая жесть! Проблем с этим сценарием было выше крыши, а уж диалоги с некоторыми персонажами – просто ужас. Да и шуточки у моего героя чуть ли не извращенческие – просто балабол какой-то, а не полицейский.
Де Бонт: На роль Энни студия, как обычно, хотела взять именитую актрису. У меня было стойкое ощущение, что нам необходимо поверить в эту героиню. Мы просмотрели множество актрис, но в голове у меня все время вертелось одно и то же: «Может ли такая девчонка водить лос-анджелесский автобус?» Я не верил, что эти дамы вообще хоть раз ездили в автобусе! Но встретив Сэнди, я подумал: «То, что нужно». Нечто вроде новой Дорис Дэй.
Йост: Летом 93-го мне дали пинка под зад и, к моему огромному разочарованию, взяли нового сценариста. Ничего путного из этого не вышло. Я не стану называть имен, я ведь добрый канадский парень (смеется), но это был плохой выбор. Когда я прочел тот сценарий, это была, что называется, темная ночь души моей. Я на неделю вернулся на работу, многое изменил, и они сделали выбор: плохой парень должен стать отдельным персонажем.
Гордон: В первоначальном сценарии герой Денниса Хоппера погибал в самом начале, а Гарри, которого играл Джефф Дэниелс, использовал его как прикрытие. На самом же деле злодеем был он сам, и это оказывалось главной неожиданностью. Однако все это становилось слишком сложным, и мы решили просто оставить злодея.
Йост: Если уж вы подписали Денниса Хоппера, об остальном можете не беспокоиться.
Йост: Я вернулся, исправил сценарий, а потом они подключили Джосса Уидона. Я прочитал и подумал: «Ну, слава богу, молодец! Парень в теме». У нас похожее чувство юмора, у него, наверное, даже лучше. Я был в восторге от того, что сделал Джосс. На телевидении я привык, что мои сценарии переписывают. Легко не бывает никогда, такова уж специфика нашей работы.
Гордон: Джосс Уидон подправил кое-какие диалоги, но все-таки сценарий написал Грэм, и в титрах был упомянут он один. Джосс слегка отшлифовал образы персонажей и сделал это здорово. Мы все ему очень благодарны.
«Бабки получит – он в шоколаде, автобус взорвется – он в шоколаде…»
Де Бонт: Если мы хотели сделать из Киану героя боевиков, то ему нужно было избавиться от своего старого имиджа чувака-серфера. Поэтому мы коротко постригли его. Без этого ему было бы слишком трудно отойти от своего прежнего образа. Но, на мой вкус, ребята перестарались, я посмотрел на него и сказал: «Студия мне за это голову оторвет!» Они увидели его идущим по площадке и сразу такие: «Опаньки! Это что же он с собой сделал?!» Они даже обсуждали, не надеть ли на него парик, но тогда, конечно, он бы выглядел еще нелепее…
Гордон: Все это время мы решали, где снимать. Поговаривали даже о переезде в Техас, где можно было перекрыть некоторые отрезки шоссе.
Де Бонт: В этом была настоящая опасность. Я ни в коем случае не стал бы снимать этот фильм в Техасе.
Гордон: В это время заканчивалось строительство новой автострады из аэропорта в Восточный Лос-Анджелес. Нам пришлось наносить дорожную разметку – ее еще не было. А потом пришлось все убирать, потому что она слегка отличалась от той, которая была принята в городе. В нашем распоряжении оказались огромные отрезки шоссе – с этим нам очень повезло. Они открыли автостраду через десять дней после завершения съемок.
Де Бонт: Я сказал Киану: «Некоторые трюки тебе придется делать самому. Конечно, я не стану подвергать тебя опасности, но очень важно, чтобы я видел в этих эпизодах именно тебя. В этом наш ключ к успеху». Очень часто в самых интересных экшнсценах приходится снимать дублеров, со спины и сбоку. Зритель тут же чувствует, что здесь что-то нечисто. Но если в такие моменты снимаешь лицо актера, его реакцию на происходящее, то аудитория тоже реагирует на все сто, потому что люди понимают, что все без обмана.
Ривз: Это мне понравилось. Понимаете, я реально хотел передать напряжение, показать зрителям чисто физические усилия, необходимые для того, чтобы залезть под несущийся автобус. Мне хотелось корчить эти идиотские гримасы…
Де Бонт: Киану пришлось попрыгать, например, с «Ягуара» в автобус. Они двигались с одинаковой скоростью, так что на самом деле ему нужно было просто шагнуть, но я снял эпизод так, что это казалось опасным… Вначале он немного нервничал, но потом это прошло. Он понял, что если постановщик трюков гарантирует абсолютную безопасность, то так оно и будет. И я получил те кадры, которые мне были совершенно необходимы: реакцию на лице актера на что-то реально трудное. В такие моменты и проявляется характер персонажа.
Йост: Прыжка автобуса в первоначальном сценарии не было. Ян говорит: «Было бы здорово, если автобусу грозила бы кирпичная стена впереди». Что-то, чего по логике вещей автобус пережить не должен. Тогда он выдает: «А что, если на шоссе будет пролом»? Но в этом нет никакого смысла. В набросках сценария я пробовал ввести участок дороги с ремонтными работами – ну, вы понимаете, куча песка в качестве трамплина и все такое прочее… Но, знаете ли, к этому моменту публика уже либо на крючке, либо нет. Нам удалось зацепить зрителей, их вполне устроил и этот прыжок.
Гордон: На первом предварительном просмотре у меня возникло ощущение, что мы сняли хит. Фильм получился очень сильный, мы все были в шоке. Аудитория просто безумствовала. А мы в это время еще даже не знали, когда картина выйдет в прокат.
Йост: Я был на просмотре в Fox. В зале было человек двадцать. Помню, я подумал: «Эпизод в лифте хорош». А с того момента, когда Киану оказался в автобусе, у меня возникло такое чувство… если дословно, я думал: «Моя жизнь меняется у меня на глазах».
Де Бонт: Кажется, фильм должен был выйти на экраны в конце августа…
Гордон: После предварительного просмотра ко мне подошел Том Шерак, возглавлявший в Fox отдел дистрибуции, и сказал: «Выпускаем фильм в середине лета». Я ему: «Том, но в это время выходят все летние блокбастеры! Ты уверен, что мы справимся»? Он ответил: «Совершенно уверен».
Йост: Том Шерак сказал, что он понял, что это хит, потому что когда люди выходили из зала в туалет, они пятились и не отрывали взгляд от экрана.
«Бомбу делают для того, чтобы она взорвалась. В этом смысл ее существования»…
Де Бонт: А тот фильм про скайдайверов в итоге провалился…
Йост: «Скорость» и в самом деле полностью изменила мою жизнь. В течение многих лет я писал сценарии для полнометражных фильмов. На телевидение я возвратился, только когда Том Хэнкс пригласил меня в «Братья по оружию».
Гордон: Это был мой первый хит. Он изменил жизни каждого из нас. Я пересматриваю «Скорость» каждые несколько лет и просматриваю кусками, когда натыкаюсь на нее по телевизору. Главные эпизоды прекрасны, но в этой ленте есть какая-то особая интонация – фильм одновременно смешит, волнует и захватывает. А этого, поверьте, не так уж легко добиться.
Йост: Мои папа, мама и брат приехали на премьеру из Канады. Отец был в восторге. Самое забавное, что позади нас сидел Тарантино, и он узнал отца, потому что смотрел его передачу по телевизору. Мы спросили: «Над чем сейчас работаете?», а он отвечает: «Да снимаю тут один фильмец, “Криминальное чтиво” называется».
Ривз: Вы знаете, я как-то разговариваю с другом, и он мне говорит: «Знаешь, мужик, если в субботу вечером по кабельному показывают “Скорость”, я всякий раз досматриваю ее до конца». Бывают такие фильмы…
Любимое кино. Скорость
Психами бывают только бедные, Джек. А я – эксцентричный
В 1980-х, чтобы стать героем голливудского боевика, нужно было выглядеть как супермен и считаться неуязвимым «крутым парнем» – возможно, культуристом или мастером боевых искусств. Однако успех «Крепкого орешка» в 1988 году показал продюсерам, что это совершенно не обязательно. Напротив, популярность картины отчасти была связана с тем, что ее главный герой представал уязвимым и человечным – и потому даже более смелым, что персонажи, с легкостью убивавшие сотни противников.
Это был отличный шанс для актеров, которых продюсеры прежде не представляли в боевиковых ролях (до «Орешка» Брюс Уиллис был известен как комик). И одним из первых этим шансом воспользовался Киану Ривз, герой подростковой фантастической комедии «Невероятные приключения Билла и Теда». В 1991 году он сыграл полицейского под прикрытием в триллере «На гребне волны», а в 1994-м перевоплотился в копа-спецназовца в одном из главных экшен-хитов первой половины десятилетия – в адреналиновом триллере Яна де Бонта «Скорость».
Кадр из фильма «Скорость»
Эволюция, как известно, держится на ошибках. Если бы живые существа в точности передавали отпрыскам свой генетический код, они никогда бы не менялись и не развивались. Ошибки в воспроизведении ДНК порождают отличия, и те из них, которые оказываются полезны, закрепляются и передаются дальше.
Кадр из фильма «Скорость»
Помимо «Поезда-беглеца», ключевым источником вдохновения для Йоста был «Крепкий орешек». По примеру авторов популярного триллера сценарист старался написать картину, где действие не прекращалось ни на секунду и где оказавшийся в автобусе полицейский был единственным, кто мог предотвратить катастрофу. Поскольку такая сюжетная структура означала, что герой и злодей не столкнутся лицом к лицу вплоть до развязки, Йост сделал преступника напарником главного героя, дабы они пересекались как коллеги (сценаристу никогда не нравились фильмы, где у злодеев очень мало экранного времени). Разоблачение злодея должно было стать эффектным сюжетным поворотом перед началом кульминации.
Кадр из фильма «Скорость»
Стоит отметить, что фильм со схожим сюжетом под названием «Взрыв на Синкансене» был выпущен в Японии в 1975 году. Его действие вращалось вокруг одного из знаменитых скоростных поездов, курсирующих между основными японскими городами. Злодеи «Взрыва» минировали поезд и запрещали снижать скорость ниже крейсерской, чтобы «отжать» у железной дороги пять миллионов американских долларов. Главного злодея и главного героя фильма изображали известные в Америке актеры Кен Такакура и Сонни Чиба. Их картина показывалась в Штатах, но трудно сказать, учитывал ли ее Йост, когда сочинял свой сценарий.
Кадр из фильма «Скорость»
Сочинив сценарную разработку «Скорости», Йост пристроил ее на студию Paramount и через год, в 1992-м, написал первый вариант полного сценария. Поскольку студии он не настолько понравился, чтобы взяться за его экранизацию, Paramount перепродала его коллегам из Fox, и те запустили картину в производство в начале 1993 года, когда Йост подготовил еще несколько редакций текста.
Кадр из фильма «Скорость»
В начале 1990-х де Бонт, к тому времени уже прочно прописавшийся в Штатах, решился выбраться из тени создателя «Робокопа» и «Основного инстинкта». Он разрабатывал проект фильма о скайдайвинге, когда прочел сценарий «Скорости» и осознал, что текст отлично подходит для его дебюта, так как ранее де Бонт как оператор работал над «Крепким орешком» и «Охотой за “Красным октябрем”». Динамичное кино в замкнутом пространстве – голландец знал про такие ленты все, что про них можно было знать. И ему не терпелось попробовать себя в качестве постановщика такой ленты, когда от проекта отказался его бывший начальник Джон МакТирнан.
Тем временем Йост свое место потерял. По голливудской традиции студия решила привлечь «сценарного доктора» для окончательной полировки текста. Этим доктором оказался не кто иной, как Джосс Уидон, будущий кумир «ботанов», создатель «Баффи» и «Светлячка», постановщик «Мстителей» и соавтор сценария «Истории игрушек». В то время он был известен как сценарист ситкомов, только что начавший работать в большом кино.
Кадр из фильма «Скорость»
Уидон не только отполировал, но и существенно переработал «Скорость». В частности, именно благодаря ему главный герой Джек Тревен превратился из агрессивного сорвиголовы в вежливого, заботливого копа, для которого спасение людей важнее наказания преступников. Также Уидон разделил напарника героя на двух персонажей (собственно напарник Гарри Темпл и злодей картины Ховард Пейн) и превратил главную героиню Энни Портер из водителя «скорой помощи» в обычную пассажирку автобуса, которой по ходу действия приходится заменить водителя. Йост полагал, что неправдоподобно будет отдать руль в столь ответственной ситуации первой попавшейся женщине. Но Уидон счел, что фильм будет только драматичнее, если за рулем окажется простая пассажирка, которая едет в автобусе, так как у нее конфисковали права за превышение скорости. Плюс, если бы Энни была бы «профи», это бы свело героиню к ее профессии и не позволило ей раскрыться как личности. Продолжая линию «Орешка», Уидон стремился к максимальной человечности основных персонажей.
Когда сценарий был закончен, Уидон был автором почти всех диалогов и некоторых сюжетных ходов. Позднее Йост в интервью всегда это признавал, но в то время он добился, чтобы в титрах стояло только его имя. Сценарист резонно полагал, что это поможет его карьере. Он согласился бы на титр «Дополнительная работа над сценарием – Джосс Уидон», но к тому времени этот титр, встречающийся в классических голливудских лентах, был запрещен по настоянию профсоюза сценаристов (профсоюзники всегда боролись за то, чтобы официальное авторство не размывалось). Поэтому имя Уидона в титры вовсе не попало.
Киану Ривз не был первым кандидатом на роль Тревена. Его опередили «два Тома» – Том Круз и Том Хэнкс, которые в то время были затычками в каждой бочке. Когда с обеими звездами у продюсеров не срослось, это открыло дверь для менее известных исполнителей, причем всех цветов кожи (среди значимых претендентов был Уэсли Снайпс). Киану Ривз не был во главе списка, так как все еще преимущественно ассоциировался с «Невероятными приключениями Билла и Теда». Но трагикомедия «Родители» и триллер «На гребне волны» показали Голливуду, что Ривз может играть не только юных придурков, и актер с гавайскими корнями и канадским паспортом удостоился главной роли.
Кадр из фильма «Скорость»
Де Бонту Ривз особенно приглянулся, потому что нравился женщинам и не раздражал мужчин гипертрофированными мускулами. Перед началом съемок режиссер попросил длинноволосого Ривза коротко постричься, и тот, переборщив, побрился почти наголо. Группе пришлось немного подождать, прежде чем волосы актера слегка отросли и он перестал выглядеть как скинхед. Также Ривз два месяца провел в «качалке», чтобы хоть немного походить на копа из спецназа.
Грэм Йост рассчитывал, что Энни сыграет темнокожая девушка, и продюсеры примеривались к Холли Берри, чья карьера как раз начала набирать обороты после съемок с Эдди Мерфи в романтической комедии 1992 года «Бумеранг». Однако актрису роль не заинтересовала, и продюсеры вернулись к обычным для подобных ролей белым звездам. Среди рассматривавшихся кандидатур были знаменитости калибра Джулии Робертс, но они были слишком гламурны, чтобы представить их в автобусе (в Лос-Анджелесе общественным транспортом пользуются лишь самые бедные жители).
Кадр из фильма «Скорость»
В результате роль досталась Сандре Буллок, как раз засветившейся в «Разрушителе» и еще не успевшей обзавестись гламурным налетом. Плюс у нее был необходимый для образа комедийный талант – поскольку главный герой был в слишком трудном положении, чтобы шутить, Энни в сценарии была одним из основных источников юмора. Студия, правда, настаивала на приглашении более известной актрисы (Киану Ривз еще не считался достаточно большой звездой, чтобы в одиночку «вытащить» рекламную кампанию фильма), но де Бонт настоял на Буллок, и Fox сдалась.
Кадр из фильма «Скорость»
Кадр из фильма «Скорость»
Внесла лепту в формирование сценария и студия Fox. В частности, по ее настоянию действие финальных сцен было перенесено из многострадального автобуса в метро. Продюсеры сочли, что никто не захочет смотреть картину о двух часах в мчащемся автобусе. В свою очередь, Ян де Бонт предложил Уидону несколько экшен-сцен, включая знаменитый момент с прыжком автобуса через проем в недостроенном мосту. Режиссер придумал эту сцену, когда увидел строящуюся развязку. Естественно, вписать ее в сценарий можно было лишь после того, как режиссер и трюкачи ленты под руководством Гэри Хаймса («Танго и Кэш», «Капитан Крюк», «Дни грома») придумали, как этот фрагмент снять.
Съемки «Скорости» начались 7 сентября 1993 года, и они продолжались вплоть до Рождества. Для создания автобусных сцен было использовано 14 машин, две из которых были попросту взорваны. Еще один автобус был разбит во время неудачно выполненного прыжка – одна из самых эффектных сцен ленты получилась только со второй попытки. Понятно, каскадер Джофри Браун во время выполнения трюка был в машине один, и автобус взлетел в воздух с помощью рампы (машина разогналась до скорости 130 километров в час и пролетела 30 метров по воздуху). Под колесами на всем протяжении полета была дорога, которую во время постпродакшена убрали с помощью компьютерной графики. Прыгать на громоздком автобусе через реальный проем было бы слишком опасно даже для тренированного трюкача.
На съемочной площадке фильма «Скорость»
Основным местом съемок «Скорости» было строившееся в то время шоссе в южном Лос-Анджелесе – отличный подарок для киношников в городе, где трафик на магистралях столь плотный, что снимать трюковое кино там невозможно. Получив трассу в свое полное распоряжение, команда де Бонта могла делать там буквально что угодно. Единственной проблемой было то, что шоссе находилось неподалеку от знаменитого бандитского района Южный Централ, и съемки время от времени приходилось прерывать из-за перестрелок на соседних улицах.
На съемочной площадке фильма «Скорость»
На съемочной площадке фильма «Скорость»
Финальные трюковые сцены в метро были в значительной мере сняты на макете в 1/8 натуральной величины. Исключением стал финальный кадр, в котором поезд вылетает на улицу. В этой сцене роль локомотива играл «загримированный» автобус, один из упомянутых выше 14 машин. Работать с ним было намного проще, чем с настоящим локомотивом, громоздким и нуждающимся в рельсах.
Сцены в метро были завершены уже после начала предварительных показов. «Скорость» превысила изначально согласованный бюджет, и студия хотела определить, стоит ли завершать картину. Когда обнаружилось, что зрители во время сеансов выходят в туалет пятясь, чтобы как можно меньше пропустить из захватывающего зрелища, Fox тут же нашла деньги на финальные съемки. Итоговый бюджет ленты составил 30 миллионов долларов – треть бюджета «Терминатора 2», что по тем временам было существенной, но не внушительной суммой.
Год спустя лента удостоилась двух «технических» «Оскаров» – за лучший звук и за лучший монтаж звука. «Скорость» также была номинирована в категории «лучший монтаж». Сандра Буллок, в свою очередь, удостоилась жанровой премии «Сатурн» и двух кинонаград MTV («лучшая актриса» и «самая желанная актриса»). Деннис Хоппер был отмечен зрителями MTV как лучший злодей, финальные сцены с автобусом – как лучший трюк, а Ривз и Буллок – как лучший экранный дуэт.
Кадр из фильма «Скорость»
С годами слава «Скорости» ничуть не померкла – даже после выхода в 1997 году провального сиквела «Скорость 2: Контроль над круизом», где не было Ривза, зато были Буллок, Джейсон Патрик и Уиллем Дефо. Фильм де Бонта до сих пор числится одним из лучших голливудских трюковых триллеров, а шутка насчет безумия бедняков и эксцентричности богачей зажила собственной жизнью, и сейчас не все даже знают, что это цитата из «Скорости».
Почему именно эти слова пошли в народ? Потому что, при всей своей «попкорновости», «Скорость» – кино с вполне определенной моралью. Фильм изображает противостояние полицейского с традиционными, героическими ценностями и бывшего копа, который заразился восьмидесятническим нуворишеством и решил, что имеет право убивать людей ради собственного богатства. Конечно, Говард Пейн был жалок и безумен, но он олицетворял куда более опасных и умных людей, которые благодаря своей социопатии взобрались на вершину американской экономики и политики. И хотя он был побежден, люди, которых он символизировал, остались у власти и продолжили презирать бедняков, не могущих спрятать свое безумие за золотыми стенами. Поэтому главная фраза Пейна оказалась востребована как цитата. И, к сожалению, она нужна Америке до сих пор. И не только Америке…