актер в роли профессора преображенского
15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны
Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. В России ее опубликовали лишь в 1987 году, но уже через год Владимир Бортко ее экранизировал. Благодаря отличному сценарию и тщательно подобранным актерам, фильм стал не менее культовым, чем само произведение. Он не только собрал множество наград, но и так полюбился зрителям, что и спустя десятки лет его смотрят и пересматривают.
Как проходили съемки и что осталось за кадром?
После премьеры на режиссера обрушились критики
Владимир Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но там было написано примерно следующее: „Такой дряни, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через 2 года после выхода „Собачьего сердца“ на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Итальянские кинематографисты экранизировали повесть «Собачье сердце» на 12 лет раньше
Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий как «Почему лает господин Бобиков?». Этого самого Бобикова сыграл начинающий комик Коки Понцони, а профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
Профессора Преображенского мог сыграть другой актер
На роль профессора пробовалось сразу несколько признанных актеров: Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссер. — Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
Для Евгения Евстигнеева эта роль стала спасением
На момент съемок Евгений Александрович переживал нелегкий период — в тот год МХАТ разделили, а самого актера отправили на пенсию. Поначалу он и в фильме-то не хотел сниматься, но родные его уговорили. Зато потом он часто повторял, что роль Преображенского останется для него любимой.
Сын Евстигнеева вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Трудно соглашаясь на работу в „Собачьем сердце“, он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены. В тот момент картина стала для него опорой».
Шарикова искали по всей стране
Во все театры Советского Союза были отправлены телеграммы с просьбой прислать «самого уродливого актера», ведь режиссер искал эдакого человека-собаку. Кинематографистов завалили фотографиями. В итоге остановились на 8 кандидатах, в числе которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но режиссер не был до конца доволен ни одним из них. Когда же ему показали фотографию неизвестного на тот момент актера алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова, он сразу же попросил позвать того на пробы.
Пробы Владимира Толоконникова
Во время съемок Толоконников поранился
В фильме есть эпизод, в котором доктор Борменталь с профессором ловят Шарикова, а тот мечется и разбивает посуду и стекла в буфете. Владимир Алексеевич тогда сильно порезал ногу.
Актер, который понял Булгакова
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актер обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
На роль Шарика пробовалось сразу 20 претендентов
В итоге выбрали пса Карая, который служил в милиции и уже успел произвести 38 задержаний. Роль он получил благодаря оригинальной внешности: одно ухо у него стояло, а другое — висело.
Для того чтобы ухоженному псу придать бродячий вид и гладкую шерсть превратить в клокастую, ее обмазали желатином, а на боку нарисовали ожог. «Собачье сердце» стало дебютом Карая, но потом он еще не раз появлялся на экранах.
Режиссер назвал Карая самым талантливым актером в картине
«Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил», — признался Владимир Бортко. И действительно, Карай точно следовал указаниям режиссера, мигом обучился ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя он их очень любил) и терпеливо ловить колбасу.
Лишь одна сцена далась ему с трудом — та, в которой он кусает доктора Борменталя. Хозяйка собаки Елена вспоминает: «Укушенным никто быть не хотел, поэтому сделали муляж. Но умный пес сразу раскусил подделку и долго отказывался ее тяпнуть. В конце концов он все же сделал это неблагородное дело».
Владимир Бортко «привел» в фильм персонажей из других произведений Михаила Булгакова
Помните начитанного дворника, который прочитал 2 тома словаря Брокгауза и Эфрона? Его режиссер «взял» из рассказа «Самоцветный быт». Также в фильме есть сцена, в которой Преображенский приглашает коллег осмотреть Шарикова. Так вот, один из них, профессор Персиков, — герой повести «Роковые яйца». А вот сестры-близняшки Клара и Роза «пришли» из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Многих полюбившихся зрителям шуток в повести не найти
После выхода фильма зрители бросились читать «Собачье сердце». Все искали в книге любимые фразы, но, конечно, не нашли. Дело в том, что режиссер использовал цитаты из других произведений писателя. Например, прорицательница Жанна с ее «самое главное событие в вашей жизни у вас впереди» взялась из рассказа «Мадмазель Жанна», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
Эпизод со свечкой был придуман режиссером
Помните эпизод, когда Шарикова побили, а он в белой рубахе и со свечкой идет к зеркалу и долго вглядывается в свое отражение? Эту сцену придумал Владимир Бортко: по его задумке, Шариков тут пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Сцену сняли с одного дубля, а вот актер потом еще долго стоял у зеркала грустный. Когда же его спросили, в чем дело, он ответил: «А может, я родился для того, чтобы сыграть Шарикова».
Частушки в исполнении Шарикова сочинил Юлий Ким
В повести, в сцене, когда профессор представляет результаты своего опыта в виде Шарикова, написано просто: «поют». Но режиссер, увидев, как лихо актер отплясывает с балалайкой, понял, что тут нужны подходящие частушки. Он позвонил Киму, а тот уже через день надиктовывал ему по телефону знаменитую «Эх, яблочко, мое ты спелое».
Перевоплотиться пришлось не только актерам
В повести действие происходит в Москве, сам же фильм снимали в Ленинграде. Пречистенкой, где профессор встретил Шарика, стала улица Боровая. Дом Преображенского, который должен стоять в Обуховом переулке, стоял на Моховой. Часть съемок происходила в Дегтярном переулке и на Преображенской площади.
Источник
«Собачье сердце»: какие актеры изначально пробовались на главные роли
25 июня 1943 года родился актер, сыгравший множество ролей, но вошедший в историю кинематографа как Шариков из фильма «Собачье сердце», — Владимир Толоконников.
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 г.
Интересно, что в этот фильм Толоконников попал случайно. Да и других случайностей во время съемок было много – мы могли бы увидеть «Собачье сердце» совсем с другими актерами.
Шариков: актер, неизвестный зрителям
«Ищите людей, похожих на собак!» — такое задание получили ассистенты от Владимира Бортко. Ему предлагали Николая Караченцова и Алексея Жаркова, но ему казалось, что можно найти другого. Имя Владимира Толоконникова, фото которого понравилось режиссеру в полной мере, было тогда никому не известно — он играл в одном из театров Алма-Аты и давно уже мечтал о кино.
Для проб была выбрана сцена, в которой Шариков за столом пьет водку. Он налил стопку, крякнул, сказал «тост»: «Желаю, чтобы все!», и с таким жадным аппетитом выпил, что режиссер мгновенно утвердил его на роль.
Интересно, что сыграть Шарикова Толоконникову довелось и в родном алма-атинском театре. Но на сцене он воплотил этот образ совсем иначе.
Толоконников оказался больше всех похожим на собаку. Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 г.
Профессором Преображенским могли стать Ульянов, Броневой или Яковлев
Режиссер Владимир Бортко сумел в своем фильме бережно и точно передать атмосферу повести Михаила Булгакова, при этом внести в него нечто свое, неповторимое. «Собачье сердце» зрители впервые увидели в ноябре 1988 года, и с тех пор фильм стал классикой.
Сегодня уже невозможно представить себе на месте неподражаемого Евгения Евстигнеева в роли профессора Преображенского кого-то другого. А ведь первоначально режиссер пробовал на эту роль Михаила Ульянова, Леонида Броневого, Юрия Яковлева… Однако Евстигнеев одержал безусловную победу – уж очень органичен он был в роли интеллигентного гения Филиппа Филипповича.
Бортко потом вспоминал, что все актеры играли на пробах замечательно. Но в варианте Евстигнеева образ приобретал какую-то дополнительную проникновенность.
И работа в «Собачьем сердце» стала в то время для Евстигнеева настоящим спасением. Его отправили на пенсию, он страдал, считая себя невостребованным. Наверное, именно поэтому в фильме Бортко актер, что называется, выложился «на все сто», сыграв одну из лучших своих ролей.
Профессор Преображенский в исполнении Евстигнеева. Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 г.
Швондера мог сыграть Фарада
И уж, конечно, не меньше, чем Преображенский и Шариков, запомнился зрителям забавный и в то же время страшный в своей неукротимости Швондер – председатель домкома. Это функционер нового строя, неумолимый и фанатичный.
На эту роль пробовался Семен Фарада, но именно Роману Карцеву удалось в полной мере перевоплотиться в этого дорвавшегося до власти человека, который еще вчера «был никем», а сегодня «стал всем», и теперь старается воспользоваться своим новым положением по максимуму.
Роман Карцев в фильме «Собачье сердце», 1988 г.
На Шарике испробовали крахмал и желатин
Пса Шарика сыграл милицейский пес Карай, прославившийся тем, что к моменту съемок помог задержать 38 преступников. Гладкошерстного Карая, выбранного из 20 претендентов, следовало сделать лохматым, – чтобы было как у Булгакова.
Для начала шерсть «подкрахмалили». Она разлохматилась. Но, стоило Караю поваляться в снегу, весь крахмал смылся.
Тогда взяли желатин – и не ошиблись: он давал стойкий эффект, и никаким снегом его было не смыть.
Для Карая съемки в «Собачьем сердце» стали знаковыми – потом его снимали еще в нескольких фильмах: «Рок-н-ролл для принцесс», «Свадебный марш» и других.
Кадр из фильма «Собачье сердце», 1988 г.
«Пока этот фильм смотрят, я буду жить!»
Именно так говорил в своих интервью Владимир Толоконников, прославившийся благодаря «Собачьему сердцу» в свои 45 лет, когда уже перестал надеяться.
В молодости актер трижды пытался поступить во ВГИК. И каждый раз получал отказ с пояснением: «У вас очень уж специфическая внешность!» А вот для фильма Бортко его внешность стала настоящей находкой – наряду с талантом и органичностью.
Правда, после премьеры и режиссеру, и актерам пришлось пережить нелегкие времена. Во всех газетах были напечатаны разгромные статьи. На студию мешками приносили гневные письма зрителей, возмущенных постановкой. Надо понимать, что повесть Булгакова впервые увидела свет в нашей стране лишь годом раньше премьеры. Зритель был просто не готов.
И только спустя некоторое время стало ясно, что фильму суждено войти в золотой фонд, что создан настоящий киношедевр. Для Толоконникова роль Шарикова была и находкой, и проклятием. Его воспринимали после фильма исключительно как Шарикова, так и обращались на улицах, что очень обижало актера.
А ведь он снялся в полусотне ролей, среди которых множество очень заметных. Чего стоит только комедия «Хоттабыч», после которой Толоконников получил награду МТV!
Кадр из фильма «Хоттабыч», 2006 г.
Шариков — интеллигент из Казахстана: истинные судьбы актеров «Собачьего сердца»
«Он похож на собаку!» — Шариковым мог стать Караченцов
Чтобы сыграть пса, превратившегося в человека, нужен не только талант — необходимо какое-то внешнее сходство и внутреннее «попадание». Режиссер Владимир Бортко дал ассистентам четкое задание: отыскать актера, похожего на собаку. Растерянные ассистенты кого только не предлагали, дошло дело даже до Николая Караченцова и Алексея Жаркова, но все было «не то».
Наконец, Бортко пригласил на пробы театрального актера из Казахстана — ему понравилось фото Владимира Толоконникова. И первый же пробный дубль покорил режиссера: Толоконников так лихо опрокинул рюмку водки, предварительно произнеся тост «Ну, желаю, чтобы все!», — что немедленно был утвержден.
Шариков — главная роль жизни
Роль Шарикова стала для артиста переломной: его популярность взлетела до небес, его начали приглашать и другие режиссеры, он сыграл множество ролей. А ведь на момент съемок Толоконникову было уже 45 лет, и он давно перестал надеяться на чудо, решив, что до конца жизни так и будет играть Лешего в детских спектаклях театра Алма-Аты.
И только Владимиру Бортко каким-то чутьем удалось уловить удивительную органичность и талант этого актера, которые вместе с той самой специфической внешностью «сделали» настоящего Шарикова. А для Толоконникова эта работа стала и звездным часом, и причиной для огорчений. Дело в том, что он очень уж хорошо вжился в роль Шарикова: его так и окликали на улицах. Актер сильно обижался, хотя понимал: если бы не Шариков, его бы вообще никто не знал.
После «Собачьего сердца» его карьера пошла вверх: он сыграл в полусотне картин, и многие из его работ стали известными. Например, за роль Хоттабыча в одноименной комедии актеру вручили премию MTV. Интересно, что в жизни Владимир Алексеевич был полной противоположностью Шарикова: о нем рассказывали, как об очень интеллигентном человеке, тонком ценителе искусства. Его не стало в 2017 году, в разгар съемок в сериале «СуперБобровы».
Профессор Преображенский — пробовались Броневой, Яковлев и Ульянов
Режиссеру было очень важно найти такого Преображенского, чтобы он с первых минут безошибочно покорял сердца зрителей: интеллигентного, гениального, искреннего. Бортко вдумчиво перебирал образы известных артистов, размышляя, кому доверить роль Филиппа Филипповича.
Фото: как спустя 30 лет выглядят актеры культового фильма «Собачье сердце»
Как же жаль, что некоторых из них уже нет с нами…
В следующем месяце, 19 ноября, своеобразную «круглую дату» – 30-летний юбилей – будет отмечать один из лучших фильмов советского кинематографа, подаривший нам множество цитат и афоризмов; вряд ли хоть кто-то в России не знаком с шедевральным «не читайте до обеда советских газет» из «Собачьего сердца», экранизации одноименной повести Михаила Булгакова. Спустя 30 лет после выхода картины на экраны «Киноафиша» предлагает взглянуть, как изменились за прошедшие годы главные звезды «Собачьего сердца».
Роман Карцев (Швондер, председатель домкома)
С обаятельнейшим одесситом мы вынуждены были попрощаться совсем недавно: Роман Карцев скончался 2 октября 2018 года, не дожив несколько месяцев до 80-летнего юбилея. Работать в кино культовый советский актер продолжал до самой старости – последней его ролью стала роль одесского таксиста в мелодраме «В стиле jazz» с Аглаей Шиловской.
Нина Русланова (Дарья Петровна Иванова, кухарка в доме профессора)
В этом году народная артистка РФ будет отмечать 73-летие. Несмотря на почтенный возраст, Нина Русланова продолжает периодически мелькать на большом экране – в 2014 году, например, ее можно было увидеть в нашумевшем отечественном фильме «Вий 3D».
Владимир Бортко (режиссер, появляется в фильме в эпизодической роли зеваки)
Экранизация повести Булгакова принесла Владимиру Владимировичу международную известность и Государственную премию РСФСР, а позднее с творчеством Булгакова Бортко работал еще не раз – например, снял сериал «Мастер и Маргарита», собрав в кадре таких звезд, как Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Сергей Безруков.
Анжелика Неволина (Васнецова, машинистка в конторе)
Заслуженная артистка РФ, в этом году отметившая 56-летие, по-прежнему работает и в кино, и на театральной сцене, а также активно занимается озвучиванием анимационных лент – голос Неволиной, например, можно было услышать в «Приключениях Флика» и «Истории игрушек», где Анжелика озвучила Барби. В последние годы Неволина активно снимается в сериалах – «Провинциал», «Чужие», «Лучше не бывает».
Ольга Мелихова (Зинаида Прокофьевна Бунина, социальный работник в доме Преображенского, служанка)
Поклонникам отечественного кинематографа Мелихова так и осталась знакомой только по роли Зинаиды Прокофьевны в «Собачьем сердце» – ролей в кино у Ольги действительно мало, всего 7, поскольку основная ее профессия – актриса театра. Мелихова много лет проработала в Ленинградском государственном молодежном театре на Фонтанке. В 2009 году из России Мелихова уехала в Финляндию, где и живет сегодня.
Борис Плотников (Иван Арнольдович Борменталь, доктор, ассистент профессора)
69-летний актер продолжает сниматься в кино и в сериалах, а также работать в театре, и, судя по количеству заявленных новых проектов и ролей, снижать темпы, к счастью, совсем не собирается. В 2019 году Плотникова можно будет увидеть в новом историческом сериале «Годунов», главную роль в котором играет Сергей Безруков.
Евгений Евстигнеев (профессор Преображенский)
К сожалению, с «профессором Преображенским» поклонникам отечественного кино пришлось проститься давным-давно: Евгений Евстигнеев скончался в 1992 году, не дожив до операции на сердце, которую актеру должны были провести в Лондоне. Могила Евстигнеева расположена на Новодевичьем кладбище, а в Нижнем Новгороде, где актер родился в 1926 году, ему установлен памятник.
Юрий Кузнецов (начитанный дворник «Мандриан»)
3 сентября Юрий Александрович отметил 72-й день рождения и, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему много и упорно работает – его можно видеть и на большом экране, и на малом, в многочисленных фильмах и телесериалах. Под конец этого года зрителям предстоит попрощаться с Кузнецовым и другими полюбившимися героями в новогодней комедии «Елки последние» (официально подтверждено, что фильм завершит многосерийную франшизу).
Владимир Толоконников (Полиграф Полиграфович Шариков)
Замечательный актер, который навсегда останется в памяти многих зрителей именно как Шариков, скончался в возрасте 74 лет в Москве 15 июля 2017 года. Толоконников работал до последнего – он умер от остановки сердца прямо на съемочной площадке, во время съёмок продолжения комедии «СуперБобровы». Только что стартовавшая в кинотеатрах «СуперБобровы. Народные мстители» (премьера в России состоялась 20 октября 2018) – последняя в жизни роль Владимира Алексееевича.
Фильм — шедевр, актеры — культовые, цитаты — расхожие. Как снимали «Собачье сердце» (22 фото + 1 видео)
– Не читайте до обеда советских газет!
– Все отнять и поделить!
– Котов душили, душили…
– Разруха не в клозетах, а в головах!
– Человеку без документов строго воспрещается существовать.
– Успевает всюду тот, кто никуда не торопится!
Первая экранизация булгаковского шедевра была снята за рубежом в 1976-м. В СССР же только в 1987 году опубликовали написанную в 1925 году повесть Булгакова «Собачье сердце», а режиссер Владимир Бортко экранизировал ее через год.
И только еще через год после экранизации состоялся премьерный показ фильма «Собачье сердце». Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена, но в итоге стал классикой – пересматривать его можно снова и снова.
А ведь после премьеры на фильм обрушилась критика. Трудно передать в полном объеме, как тогда доставалось режиссеру. Экранизацию называли безвкусной дрянью, режиссеру предлагали запретить снимать, и казалось совершенно невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу».
— Насколько быстро – за полтора месяца – мы запустились с этим фильмом, настолько сложно было его сдавать, – рассказывал режиссёр. – Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался. На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: «Подожди, время рассудит».
Чиновники от культуры выбрали привычный для себя и проверенный временем метод – обругать режиссера и его творение через прессу устами журналистов.
Бортко потом вспоминал:
— Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Евгений Евстигнеев, Владимир Федоров и Владимир Бортко на съемках
ПРО СЦЕНАРИЙ
Сценарий Бортко писал в соавторстве с женой Натальей, и использовал тексты рассказов и писем Булгакова. Например, профессор Персиков был взят из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона – цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением – из рассказа «Спиритический сеанс», крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица («Сделай загадочное лицо, дура!») – из рассказа «Мадмазель Жанна» и т.д.
Это прекрасно объясняет удивление зрителей, кинувшихся скупать тиражи произведения в книжных магазинах и не обнаруживших многих цитат из фильма в первоисточнике.
Целью насыщения сценария такими яркими деталями было желание режиссера наполнить историю жизнью и колоритным бытом, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие в народ и на улицы.
Оставалось найти подходящих исполнителей. Бортко вспоминал:
— Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
ПОДБОР АКТЕРОВ
Профессор Преображенский
Среди звезд советского кино на роль профессора Преображенского пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно, но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно – его Филипп Филиппович гениален.
Евстигнеев получил эту роль очень вовремя – он был в состоянии творческого кризиса.
— Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра Денис Евстигнеев. – Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце» (он отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик), он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…
Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
— Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее, — вспоминает Бортко.— Он, как и я, не читал «Собачьего сердца”. И спрашивал у родственников, стоит ли ему сниматься. Они дружно отвечали: «Да!». Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева Д. И.».
Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.
Доктор Борменталь
В Борисе Плотникове, актере Московского театра сатиры, режиссёр увидел доктора Борменталя. Сначала Плотников робел и тушевался на одной съемочной площадке с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», и Плотников раскрылся в полной мере.
Шариков
Сложнее всего оказалось найти актера на роль Шарикова – ведь режиссеру требовался этакий человек-собака. На все киностудии и по некоторым театрам страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров.
Как это ни удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Их Бортко не утвердил, считая, что в них зритель увидел бы не персонажа, а уже известных актеров.
В итоге выбор пал на Владимира Толоконникова – актера алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.
Когда же Владимира Толоконникова привезли на пробы, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актер был утвержден на роль.
— Как мне говорят, он на меня на первого указал — первого вызывайте, — говорит о режиссёре Толоконников. — Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым. Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех.
Чиновникам из худсовета этот выбор не понравился – они настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Действие возымел ультиматум режиссера: дескать, или Толоконников, или я не буду снимать.
Шарик
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Швондер
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, — говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица,
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
— Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.
— В этом фильме режиссёр Бортко снялся в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке.