актеров не хоронили на общем кладбище
Почему актеров не хоронили на кладбище. Легенда
Когда Бог создал человека, он решил отличить его от остальных зверей и наградил его речью. И сам же стал создавать первые слова человеческого языка. При этом Бог старался наделить эти первые слова особым глубинным смыслом. Добивался, чтобы в человек постиг все тайны этого сложнейшего искусства и в дальнейшем уже сам придумывал не просто слова, но зашифровывал в них дополнительный смысл. И делал это так умело, чтобы сей шифр был понятен только умным людям. Дуракам, считал Бог, совсем не нужно уметь говорить! И поэтому для красоты языка Бог часто наделял слова звуками, которые повторяли звуки природы. Например, в фразе «шум и шуршание камышей» так и слышится непрерывное «ш-ш-ш». А, например, древнегреческого Эола Бог сделал властителем ветров. И в имени Эол так и слышится атмосфера, завывание ветра и какое-то эхо.
Конечно, Бог всесилен и мудр! Однако и он в создании слов наделал немало ошибок. И это в дальнейшем сыграло с Господом злую шутку.
Был среди ангелов, окружавших Бога, один совсем небольшой и поначалу неприметный ангелочек по имени Сатанил. Однако он отличался ото всех своей насмешливостью и умением постоянно переворачивать слова, менять их смысл, перевирать то, что задумал Бог. При этом Сатанаил не щадил даже самогО Бога! Например этот глупый Сатанаил принялся однажды всем доказывать, что слово «Бог» в обратную сторону читается как «гоб».
А другой вид представления Сатанаил назвал комедией. И объяснил это так:
Так Сатанаил издевался над Богом очень долго. Когда Бог говорил «да», то Сатанаил переворачивал это в слово «ад». А когда Бог говорил «нет», то он переворачивал это в «тен-тень-дребедень, лезет баба на плетень!» Наконец Богу терпеть это всё опротивело и он сказал Сатанаилу:
Почему на Руси актеров не хоронили на кладбище
Ещё совсем недавно актерская профессия считалась, мягко говоря, совсем не престижной. Настолько, что артистов хоронили за пределами кладбища после смерти. Почему?
По одной из версий, это связано с запретом церкви изображать жизнь других людей. Согласно христианскому мировоззрению, каждому человеку с рождения дана одна жизнь, и прожить нужно только свою судьбу, а не изображать других людей. Согласно церковному учению, проигрывая на сцене разные образы, актер примеряет на себя не только чужие судьбы, но принимает и грехи других людей, а значит, подыгрывает антихристу, опускается до низменных грехов.
Несмотря на то, какие роли играл актер в представлениях, его после смерти (наряду с самоубийцами и людьми, умершими от передозировки алкоголем) хоронили только за чертой кладбища. Церковь считает, что актеры еще при жизни добровольно убили свою душу.
По другой версии, актеров хоронили за территорией кладбища еще и потому, что в основном они вели слишком распутный образ жизни, грешили, не посещали церковь, не каялись в содеянном при жизни.
Ещё одна версия, негативное отношение к актёрам и всему, что с ними связано, уходит корнями в историю античного театра, который часто был связан с языческими мистериями. Поэтому христианские клирики воспринимали бродячих актеров, как скрытых язычников, как жрецов пантеистических культов.
Почему в старые времена актеров не хоронили на общих кладбищах
Такое впечатление, что самое главное в этой жизни не реально действовать (работать, служить), а изображать жизнь.
Я всегда презирал так называемую «творческую интеллигенцию». Понимаю, что Пушкин был великим поэтом, а Верещагин – гениальным художником. Но они не были «творческой интеллигенцией». Они жили нормальной человеческой жизнью и вряд ли даже считали стихи или картины главным своим делом. Пушкин служил, и был убит на дуэли чести. Верещагин погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск» в японской войне. Вряд ли кто-то из современных, обласканных «Единой Россией» и приближенных ко «двору» деятелей культуры способен так жить и так умирать.».
А поводом для этой моей эмоциональной реплики послужили многочисленные восхваления Чечни и лично Кадырова со стороны разного рода россиянских актеров и кинематографистов, в том числе тех, кто еще недавно называл себя русскими патриотами. Не называю их имен сознательно. С одной стороны – Бог им судья. С другой, – а вдруг одумаются? Все-таки – русские! А для меня даже русский дурак все-таки ближе антирусского умника.
По сути же вопроса ясно следующее. Предмет восхищения «творческих деятелей» – недавно построенные огромные здания, большая мечеть в Грозном, богатая иллюминация на улицах, сорящий деньгами и любезностями направо и налево Кадыров да и вообще весь эпатаж на недавнем «дне города» в Грозном – все это сделано и построено на деньги, русскими заработанные и у русских отнятые. Отнимало правительство. А им все равно. Главное – много водки на банкетах.
«Утешает» только то, что в 1917 году тогдашние царедворцы предали царя, в 1991 «советская интеллигенция» в основной массе своей предала обласкавшую ее компартию, значит и эти предадут своих хозяев в назначенное время – по закону преемственности. Яблоко от яблони…
Из комментариев к статье:
Актеров не хоронили на общем кладбище
Еще совсем недавно актерская профессия считалась, мягко говоря, совсем не престижной. Настолько, что артистов хоронили за пределами кладбища после смерти. Почему?
По одной из версий, это связано с запретом церкви изображать жизнь других людей. Согласно христианскому мировоззрению, каждому человеку с рождения дана одна жизнь, и прожить нужно только свою судьбу, а не изображать других людей. Согласно церковному учению, проигрывая на сцене разные образы, актер примеряет на себя не только чужие судьбы, но принимает и грехи других людей, а значит, подыгрывает антихристу, опускается до низменных грехов.
Несмотря на то, какие роли играл актер в представлениях, его после смерти (наряду с самоубийцами и людьми, умершими от передозировки алкоголем) хоронили только за чертой кладбища. Церковь считает, что актеры еще при жизни добровольно убили свою душу.
По другой версии, актеров хоронили за территорией кладбища еще и потому, что в основном они вели слишком распутный образ жизни, грешили, не посещали церковь, не каялись в содеянном при жизни.
Еще одна версия, негативное отношение к актерам и всему, что с ними связано, уходит корнями в историю античного театра, который часто был связан с языческими мистериями. Поэтому христианские клирики воспринимали бродячих актеров, как скрытых язычников, как жрецов пантеистических культов.
Православный Саров
Архив
Календарь
Есть ли место актерам в церковной ограде?
20 апреля 2019 года
Многие слышали, что «до революции актеров хоронили за церковной оградой наряду с самоубийцами…» Давайте задумаемся, это правда или нет? И можем ли мы назвать известных актеров, которым было отказано в христианском погребении только из-за их профессии? Мифы о театре разбирает председатель правления Православного творческого объединения «М i Р» Роман Сванидзе…
В Москве в 1928 году, незадолго до закрытия храма Вознесения Господня у Никитских ворот, в нем проходило отпевание. «Четыре дня длилось прощание. Четыре дня певчие пели умилительные слова, от которых слезы лились в сердце. На пятый день, в 10 часов утра, вынесли венки. сняли с гроба цветы и покрывало. В церкви Вознесения началась заупокойная обедня. Пел хор. Служил митрополит Сергий (Страгородский), преосвященный Трифон (Туркестанов), четыре архимандрита и 14 священников. » Какое же значительное духовное лицо удостоилось чести быть провожаемым в последний путь столь высоким собранием во главе с местоблюстителем патриарха? Отпевали Марию Николаевну Ермолову. Актрису, чье имя стало символом, а роли — эпохой. Ее погребала едва ли не вся Москва.
Благовестие Ермоловой
Митрополит Трифон (Туркестанов), автор знаменитого акафиста «Слава Богу за все», вел строгую жизнь аскета, и его внимание к театру было для многих загадкой. Между тем, он был взыскательным и тонким ценителем искусства. Интерес к литературе, музыке и театру зародился в нем еще во время учебы в университете. Он даже сам принимал участие в любительских спектаклях. Впоследствии, среди его духовных детей и просто близких знакомых было немало выдающихся музыкантов, театральных деятелей и актеров того времени. Отношение владыки Трифона к театру можно было бы выразить известными словами Н. В. Гоголя: «Театр. это — такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Последний спектакль, который посетил будущий владыка перед поступлением в монастырь, был спектакль Малого театра «Орлеанская дева», в котором Мария Николаевна Ермолова исполняла роль Жанны д’Арк. Именно эту роль позднее актриса считала своей главной заслугой перед искусством. В своем прощальном слове над телом почившей владыка Трифон вспоминал: «Я счастлив, что видел ее в этой роли… помню, что вернулся домой с такими мыслями и чувством страдания, которые необходимы в жизни, без них жизнь была бы пуста, пошла и ничтожна. Но только те страдания полезны людям, только те страдания увенчиваются нетленным венцом небесным, которые претерпеваются во имя высшего долга перед человечеством, которые несут в разрешающем аккорде успокоение, радость и свет небесный. Эту ее проповедь я унес в своей душе и сохранил в благодарной памяти на много-много лет. Не здесь, в житейской красоте, радость и счастье, вещала она нам. Подымайтесь выше и выше от земли к небу, к Божией правде».
Более чем через 40 лет владыка снова встретил Марию Николаевну на панихиде по ее товарищу по сцене А. Ленскому. С тех пор она стала его духовной дочерью.
Митрополит Трифон написал: «Подошла ко мне согбенная, вся дрожащая от болезни старица, смиренно, со слезами прося меня старческих убогих молитв. И вспомнилось мне далекое, прекрасное, невозвратное былое, и слезы невольно закипели в груди моей, и усерднее была молитва за нее, страдалицу, и за всех тех, которые своим гением пробуждали во мне и во всех моих сверстниках лучшие, добрые, человеческие чувства.
Мы верим в человека, ибо мы верим в чудо. Мы глубоко убеждены, что сами живем в атмосфере непрерывного чуда. … К таким чудесным людям, несущим радостную весть духовного воскресения мира, и принадлежит, по моему убеждению, почившая гениальная артистка Мария Николаевна. Что же принесла она собой в сокровищницу человеческого духовного богатства? Какую благую весть она сказала нам? А вот какую. Она будила спящую мертвым сном житейской пошлости и суетности душу людскую своими сценическими образами. В порывах вдохновляющего восторга или тоскующей любви она звала людей к вековечным идеалам божественной правды, добра, красоты».
Где лежать актерам?
Да, случай с Ермоловой, конечно, был исключительным, как исключительна была и ее роль для русского театра. Но он с наибольшей очевидностью разрушает почему-то укоренившееся мнение о том, что актеров, как и самоубийц, хоронили вне церковной ограды. Стоит ввести подобный запрос в поиск, и сотни голосов станут повторять, что церковь считает профессию актера греховной, недостойной христианского погребения.
Однако, это откровенная ложь. Да, в истории русской церкви существует документ, рекомендующий хоронить актеров вне кладбища. Но он появился задолго до возникновения в России самого института театра и относился исключительно к скоморохам, в чьих выступлениях содержались элементы языческой обрядности.
При всем старании мне не удалось обнаружить ни одного более-менее известного актера XIX века, похороненного за церковной оградой (о неизвестных просто нет никаких сведений).
Вот хотя бы несколько имен навскидку: Михаил Щепкин похоронен на Пятницком кладбище, Константин Варламов – на Новодевичьем, Петр Каратыгин – на Смоленском православном кладбище. А Иван Горбунов вообще покоится в некрополе мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры, где похоронены и другие театральные деятели.
Театр в истории Церкви
Не секрет, что отношение к театру среди духовно авторитетных людей было сложное. И если активную антитеатральную позицию свт. Иоанна Златоуста можно отнести к особенностям театра его времени, то не менее резкие слова св. прав. Иоанна Кронштадтского на это не спишешь.
«Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой, — писал кронштадтский пастырь. — Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его… Театр и церковь — противоположности. То — храм мира, а это храм Божий; то — капище диавола, а это — храм Господень».
Но известны и противоположные примеры. Автором пьес на библейские темы и их постановщиком был свт. Димитрий Ростовский. Митрополит Филофей (Лещинский) покровительствовал постановкам тобольских семинаристов. В начале XIX века с разрешения митрополита Московского Платона (Левшина) был устроен театр при Московской духовной академии и семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. Уже упомянутый нами владыка Трифон (Туркестанов) реконструировал «Пещное действо», одну из праздничных православных мистерий, и поставил это произведение в 1913 году. Оно было исполнено в стенах Успенского собора Московского Кремля во внебогослужебное время.
Да и само рождение нового театра, драматического, который развивается и живет по сей день, состоялось именно в храме. Временем рождения театра принято считать указание императора Константина Багрянородного построить в храме Святой Софии огромную сцену, на которой стали происходить инсценировки евангельских событий ( IX век), хотя само проникновение «театрализации» евангельских событий в церковь наблюдалось раньше и к IX веку уже стало церковной традицией.
Однако, история взаимоотношения Церкви и театра – отдельный серьезный разговор.
Ленинский вклад в религиозное воспитание
Но, вернемся в 1928 год. В отделе рукописей РГБ недавно были изучены автобиографии известных русских актеров, написанные ими в 1928 году. И многие из них (Качалов, Москвин и др.), не скрываясь, пишут о своей церковности или симпатиях к Церкви. Встречаются и совершенно анекдотические истории. Анна Орочко, актриса Вахтанговского театра, педагог, чей курс впоследствии станет основой для создания Любимовского театра на Таганке, родилась в селе Шушь (ныне Шушенское) в 1898 году в семье политического ссыльного. В это время в Шушенском находились в ссылке и Владимир Ленин с Надеждой Крупской. Именно там они венчались. Это понятно – другой формы официального брака не существовало. Но эти фанатичные атеисты стали крестными родителями будущей актрисы! По воспоминаниям ученика Анны Орочко Юрия Панича, икона, подаренная Лениным, висела в квартире актрисы на самом видном месте среди множества других икон до самой ее смерти.
Это, конечно, просто забавный случай. Но показательно, что именно актеры, воспитанные на этических традициях русского театра (которые в свою очередь уходят корнями в религиозные основания нравственности), на примерах таких актрис, как Ермолова, считали необходимым открыто демонстрировать свои религиозные устремления, зачастую даже не будучи всерьез воцерковленными людьми. Поэтому не стоит спешить повторять глупые и пустые мифы о «проклятости» актерского ремесла.
На фото М. Курякиной — великие актеры прошлого в экспозиции московского театрального музея им. А. А. Бахрушина