актеры американского фильма чужой
Как изменились актеры фильма «Чужие» за минувшие 30 лет (20 фото)
В этом году популярному научно-фантастическому фильму «Чужие» исполнится 30 лет. Далее предлагаем вам взглянуть на то, как за это время изменились актеры, сыгравшие роли в этой культовой киноленте.
Сигурни Уивер на премьере фильма «Голос монстра» на Международном кинофестивале в Торонто, 10 сентября 2016 года
Сигурни Уивер на Международном кинофестивале в Торонто, 10 сентября 2016 года
Джеймс Кэмерон и Сигурни Уивер на съёмках фильма «Чужие»
Сигурни Уивер и Джеймс Кэмерон, 7 сентября 2016, Нью-Йорк
Майкл Бин, 10 сентября 2016 года, Бербанк, штат Калифорния
Джеймс Кэмерон, Сигурни Уивер и Майкл Бин на съёмках фильма «Чужие»
Джеймс Кэмерон, Майкл Бин и Сигурни Уивер, 23 июля 2016 года,Сан-Диего, Калифорния
Ребекка «Ньют» Джордан
Кэрри Хенн, 21 июля 2016 года, Сан-Диего, штат Калифорния
Сигурни Уивер и Кэрри Хенн, 26 апреля 2014 года Калгари, Канада
Пол Райзер, 3 августа 2015 года, Беверли Хиллз, Калифорния
Лэнс Хенриксен, 17 июня 2015 года, Лос-Анджелес, штат Калифорния
Билл Пэкстон, 23 июля 2016 года, Сан-Диего, штат Калифорния
Сигурни Уивер, Билл Пэкстон и Лэнс Хенриксен, 23 июля 2016 года,Сан-Диего, Калифорния
Дженетт Голдстин, 10 сентября 2016 года, Бербанк, штат Калифорния
Марк Ролстон, 2 мая 2016 года, Бербанк, штат Калифорния
Рикко Росс, 26 апреля 2016 года, Лос-Анджелес, штат Калифорния
Режиссер Джеймс Кэмерон и актеры Билл Пэкстон, Лэнс Хенриксен, Кэрри Хенн, Гейл Энн Хёрд, Майкл Бин, Пол Райзер и Сигурни Уивер, 22 июля 2016 года, Сан-Диего, штат Калифорния
Актеры Билл Пэкстон и Майкл Бин, режиссер Джеймс Кэмерон, актриса Сигурни Уивер, продюсер Гейл Энн Хёрд, актеры Пол Райзер, Кэрри Хенн и Лэнс Хенриксен, 23 июля 2016 года, Сан-Диего, штат Калифорния
Киномарафон: обзор всех «Чужих»
«Чужой» (Alien), 1979
Александр Башкиров
Cеттинг — это самая пугающая часть любого фильма ужасов, которая запоминается куда сильнее, чем дизайн маски маньяка или костюм мутанта-убийцы.
Неважно, дремучий ли это лес, жаркое техасское захолустье, скалистый остров или затерянный в заснеженных колорадских горах отель… главное, чтобы дело происходило там, где некому услышать ваши крики.
Это понимал Говард Филлипс Лавкрафт: его «Хребты безумия» не зря происходят в Антарктике, а не в Массачусетсе. Это понимал Джозеф Конрад, писавший «Сердце тьмы». Это знали создатели «Кинг Конга» и «Челюстей». Самый надежный, беспроигрышный страх — это страх перед неизведанным, и чтобы как следует напугать зрителя, нужно построить на экране целый мир, который кажется настолько же враждебным и незнакомым, сколько и убедительным. В 1979 году в «Чужом» нас поместили в самое далекое и беспощадное ко всей живой органике окружение: открытый космос.
Вот только создавая атмосферу для своего фильма ужасов, авторы «Чужого» слишком увлеклись и помимо простого сеттинга (звездолет, вакуум), придумали целую вселенную, крохотной частичкой которой стала печальная история космического буксира «Ностромо» и высадки на планетоид LV-426. Вместо хоррора с футуристическим сеттингом у Ридли Скотта, Дэна ОʼБэннона и Уолтера Хилла получился совсем другой фильм совсем иного жанра, инструментов для классификации которого не придумали даже сейчас, 40 лет спустя.
В отличие от любого другого фантастического фильма, в «Чужом» не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть звездолет в бюджетных декорациях, живых людей в актерах с ужасными прическами из другой эпохи, бесконечно враждебное существо из иной эволюционной модели — в наряженном в резиновый костюм каскадере.
Процентов 90% тут — заслуга художника Ханса Руди Гигера, единственного человека, который мог справиться с этой невыполнимой задачей и воплотить невообразимую тварь из своих ночных кошмаров в нехитрых спецэффектах того времени. Заодно он снабдил нас потрясающими, незабываемыми образами инопланетного корабля-подковы и Космического Жокея, которые 33 года спустя столь чудовищно опошлят в «Прометее» (хотя это уже другая история). Но и Скотту со сценаристами тоже есть чем гордиться…
Первая версия сценария, сочиненная Дэном ОʼБэнноном, была написана в формате «унисекс»: любое имя в «Чужом» подходит и мужчине, и женщине (в оригинале это были Роби, Стэндарт, Броссард, Мелконис, Хантер и Фауст). ОʼБэннон придумал все этапы сюжета: сигнал бедствия, обнаружение звездолета на чужой планете, кокон, фейсхаггер, «сцена завтрака», охота на монстра, в ходе которой один за другим гибнут члены экипажа, и финальная дуэль последнего выжившего участника экипажа с полностью развившимся пришельцем, от исхода которой зависит, кто полетит на Землю: человек или кошмарный инопланетный организм.
Уолтер Хилл добавил в сценарий ОʼБэннона разговоры настоящих работяг, подслушанные на нефтяной вышке у дедушки. Долгие планы коридоров и перемигивающихся огоньками шлемов тоже заложены в сценарии Хилла.
Умалять заслуги Скотта я не буду: в конце-то концов, с «Чужим» он выпустил единственную в истории кино режиссерскую версию фильма, получившуюся лучше театральной (и вышедшую на минуту короче). Но чтобы помнить, что у Ридли Скота когда-то были режиссерские таланты, «Чужого» надо регулярно пересматривать. Каждой новой картиной Скотт доказывает, что хорошее кино (особенно фантастическое) у него получается редко и случайно.
«Чужие» (Aliens), 1986
Александр Башкиров
В миллионе параллельных вселенных существует миллион дрянных сиквелов «Чужого». Они используют элементы первого фильма, поставленные в другой последовательности: представьте, что за первым «Чужим» сразу идет третий, а то и «Прометей» с «Чужим против Хищника».
Но нам повезло жить во вселенной, где существует сценарист и режиссер Джеймс Кэмерон, понимающий слово «сиквел» иначе, чем вся остальная голливудская братия.
Вместо того, чтобы брать кубики Скотта, Хилла и ОʼБэннона, и собирать башню вместо пирамидки, он вообще отказался от всех сюжетных предпосылок оригинала. Никаких ключей к фильму Кэмерона в фильме Ридли Скотта не заложено: вам просто так кажется потому, что эти фильмы идут один за другим в очень условной «тетралогии». Кэмерон все придумал сам, с нуля: и вселенную, и монстров, и героев. Это другое будущее, другой Чужой и другая Эллен Рипли. Воображения и профессионализма у Кэмерона хватило, чтобы в одиночку превзойти все усилия создателей первого фильма.
Чужих у Кэмерона гибнет куда больше, чем своих, и это смотрится логично и естественно (даром что в первом фильме Чужой выступал абсолютно неубиваемым монстром).
Секрет тут в гениально придуманных ограничениях (помните первый бой под атмосферным процессором?), которые самые крутые бойцы Колониального десанта не менее гениально игнорируют, что приводит к повреждению ядерного реактора и активации таймера, нужного для сногсшибательной концовки фильма, идущей в реальном времени.
«Чужой 3» (Alien 3), 1992
Александр Трофимов
Эта картина — поворотная точка для всей франшизы, до этого имевшей в своем составе лишь два общепризнанных шедевра. Фильм, с которого однозначные победы кончились и начались проблемы.
Франшиза славится тем, что ее части снимали исключительно культовые режиссеры, но не всем повезло войти в нее в нужный момент как развития самой франшизы, так и своей карьеры.
Студия горела желанием снять третий фильм, изначально его должен был снимать Ридли, но затем выбыл из проекта. Продюсеры потратили на сценарии больше десяти миллионов долларов, но в итоге им пришлось писать его самим.
Любопытно, что во всех ранних версиях в той или иной форме присутствовала идея некой лаборатории, занимающейся выведением Чужих из людей — то, что мы в результате получили лишь в четвертой части.
Идея гибридов человека и Чужого тоже мелькает, она также выпала из сценария, но всплыла к следующей части. Была в ранних версиях и сцена, в которой рой Чужих складывается в некого Вольтрона, огромного мега-чужого — этот бред, к счастью, не выплыл больше нигде.
Ранние промо к фильму обещали, что на этот раз Чужие окажутся на Земле, но эта идея показалась студии нелепой, а спустя годы отчасти воплотилась в фильме «Знаки» — пришельцы, выходящие из кукурузных полей. Толстолобики Голливуда были уверены, что фантастику не в космосе никто смотреть не пожелает. Отчасти, они правы — ведь когда необычный новый сеттинг сменяется привычным земным, многие теряют интерес. Например, разочарованные тем, что Стрелок в экранизации «Темной Башни» оказывается в Нью-Йорке.
В одной из ранних версий, кстати, главными героями становились Бишоп и Хикс, Ньют отправляли на Землю к родным, а Рипли, наоборот, должна была проваляться в коме весь фильм — Сигурни только что получила номинацию на «Оскар» (за «Чужих» собственно) и стала довольно капризной.
Иронично, что именно ее героиня в фильме возмущается насчет того, что в тюрьме нет ни одного ствола. Теперь вы знаете, с чего вдруг.
Финчер на момент съемок еще не был культовым режиссером — он снимал клипы. Снимал отлично, поэтому студия к нему и обратилась, пусть и далеко не в первую очередь (предыдущие претенденты сбежали).
Сам Финчер свой первый фильм ненавидит и говорить о нем не любит, но проблема явно была в давлении студии и ограничении свободы. Уже после съемок, при монтаже, картину заметно кастрировали — крови, кишок и жути там было куда больше. В том числе сцена вскрытия маленькой девочки показывалась во всех деталях. Позже была выпущена расширенная версия, правда, монтировали ее без Финчера — он возвращаться к своему «провалу» не захотел, там помимо дополнительных 40 минут есть существенные отличия — Чужой тут, например, зарождается не в собаке, а в быке.
«Чужой 3» — не лучшая, но и не худшая часть франшизы. Ее плюсы в том, что после боевика Кэмерона Финчер пытался вернуть историю к корням — к клаустрофобичному хоррору.
Одна тварь, медленно убивающая людей, запертых где-то без возможности бегства, по одному. Практические эффекты все еще на высоте, графика ужасна, но ее немного. Декорации сделаны в духе оригинала и поэтому атмосфера вселенной тут присутствует на все сто. Возможно, это не самая интересная и логичная часть, но это по-прежнему часть «Чужих», которая не воспринимается как нечто абсолютно дикое, неподобающее и… кхм… чужое в этой серии. В отличии от, например, четвертой части.
«Чужой: Воскрешение» (Alien: Resurrection), 1997
Александр Башкиров
О достоинствах сценария Джосса Уидона я рассказывал в материале о лучших фильмах про киберпанк. В фильме Жана-Пьера Жене эти достоинства разглядеть крайне непросто — но все-таки можно.
Давайте попробуем отключиться от дико неуместной атмосферы французского НФ-фарса и понять, что на самом деле происходит на экране за всеми этими странными ракурсами, неубедительными спецэффектами и отчаянно переигрывающими актерами. Перед нами полная противоположность первого «Чужого»: тут нужно на всю катушку задействовать воображение.
После ужасной катастрофы небольшой группе разношерстных выживальцев нужно пройти все это судно из конца в конец, героически погибая в процессе. Состав команды у нас очень и очень уидоновский. Тут и клон Эллен Рипли #8 в роли классического аутсайдера, и Анали Колл (Вайнона Райдер) на правах типичной (и может быть, самой лучшей) «девушки Уидона», и обреченный шахтер с эмбрионом пришельца в груди, и безумный ученый, от которого мы ждем внезапного, но неизбежного предательства…
И, конечно, команда жутких, но симпатичных головорезов на потрепанном звездолете «Бетти», промышляющая пиратством и работорговлей. Капитан Фрэнк Элджин, его возлюбленная, красавица-пилот Сабра Хиллард, аморальный здоровяк-громила Джоннер, негр по имени Кристи, парализованный Врисс. В 1997 году мода на такие группы героев еще не пришла: она появится десятилетиями позже, со «Светлячком», «Серенити», «Повстанцами», «Пространством» и «Стражами Галактики». Но оцените, что даже в этом первом, грубом наброске-прототипе каждый герой-пират получился настолько ярким и убедительным (во всем, включая имя, слэнг и черты характера), что про «Бетти» сразу можно было делать сериал-спин-офф.
Секреты и приемы Уидона на этом не заканчиваются. Прежде, чем попасть под раздачу от Чужих, наша команда успевает выпить с генералом и поиграть в баскетбол. Чтобы зритель поверил в героев, важно показать, как они по-человечески хорошо проводят время (помните шаверму в «Мстителях»?).
«Прометей» (Prometheus), 2012
Александр Трофимов
Эта картина в свое время глубоко оскорбила мои чувства как верующего — в гений Ридли, франшизу «Чужого» и хорошую кинофантастику в целом. Именно «Прометей» вместе с «Темным Рыцарем: Возрождение Легенды», как я уже упоминал, заставил меня начать много и дотошно писать о кино, что, в итоге, и привело меня сюда.
Многие из вас любят этот фильм или по крайней мере не считают его ужасным. Это можно понять — он потрясающе красив и имеет много запоминающихся сцен, но для меня и многих других все ломается на том, насколько умным он считает себя, и насколько глупым и нелогичным оказывается в итоге.
Для того, чтобы полноценно проникнуться трагедией «Прометея», всем стоит найти в сети один из десятка пересказов оригинального сценария Спэйтса под условным названием «Инженеры». Дело в том, что изначально будущий «Прометей» был куда масштабнее, логичнее и глубже, куда больше привязан к мифологии серии, при этом в нем уже содержались все здравые части истории — инженеры как создатели человечества, двойной конфликт «отцов и детей», а точнее — создателей и созданий — в виде пар Инженеры-люди и люди-андроиды (Дэвид). Но главное — там были Чужие. Куча Чужих, всех форм и разновидностей, всех стадий. Прямо как, вот же совпадение, в грядущем «Завете».
Затем студия урезала бюджет (Ридли изначально запросил 250 миллионов), из-за чего все сцены на станции подобной Цитадели и в других ярких сеттингах были выкинуты, а вдобавок Скотт начал прибиваться по тому, что не хочет повторяться.
Здесь в истории и возникает змий-искуситель Линделофф, поддакивающий Скотту. Именно он внес в головы студийных боссов идею того, что «Прометею» не нужно зависеть от мифологии «Чужих», самих Чужих вообще не обязательно показывать в фильме, да и приводить картину к логичной подвязке к оригинальному фильму (к упавшему корабля Жокея с кладкой яиц, например) тоже глупо — зачем, мол, зрителю смотреть кино, если он знает, чем оно закончится. (В этом вся суть мать их приквелов, тупая ты сволочь.) Создатели «Изгоя-Один», к счастью, этого не испугались.
Именно Линделофф ответственен за тупые диалоги и нелепые сцены, по большей части его стараниями мы получили картографа, который заблудился в отсканированной им пещере, биолога, гладящего вагинозмею, капитана, решившего развлечься потрахушками, покинув пост, когда его люди в опасности, космонавтов, первым делом снимающих шлемы на неисследованной планете, андройдов, разгуливающих по пещерам с собственной стремянкой, женщин, убегающих от огромного бублика по траектории его движения и так далее. Именно этот бред и породил выражения «школа Прометея по убеганию от всякой фигни» и «топоры и стремянки» как обозначение ляпов в принципе.
Из картины можно насобирать деталей, намеков и подсказок на довольно интересную интерпретацию, но все его нелепости и косяки, создающие впечатление полного наплевательства на зрителя, никуда не исчезнут.
Именно из-за этой халтуры и потери четкого ориентира я и не слишком ждал сиквел. Они могли сколько угодно прятать «Прометей 2» под новым заголовком, но это не спасло бы его от довольно паршивого наследия. Да, отзывы на первый приквел донесли до авторов, что «Чужие» без Чужих — так себе идея, поэтому их навставляли в продолжение целое ведро с горкой, но это не спасает от сумбура в сюжете и невменяемости героев, от глубинных проблем этой творческой команды.
«Чужой: Завет» (Alien Covenant), 2017
Александр Трофимов
Ридли снова уделал всех. Вне зависимости от того, понравился вам фильм или нет, это остается правдой. Он снял картину-предупреждение, причем понимать это можно разными способами.
С одной стороны, это предупреждение о будущем, о разлагающем влиянии технологий — фильм показывает, что в конце 21 века человечество выродится в истеричек-леммингов, которые тратят все силы на то, чтобы найти способ побыстрее сдохнуть.
Они игнорируют все стандарты безопасности, предупреждения автопилота и здравый смысл. При этом они трусливы, туговаты и вместо того, чтобы жертвовать собой ради других, стремятся жертвовать сразу всеми, включая себя, ради ничего. Этот пугающий образ будущего человечества однозначно был ключевым при создании фильма.
С другой стороны, это предупреждение конкретно нам, зрителям: не смейте тявкать и будьте осторожны с желаниями — они могут сбыться. «Завет» во многом выглядит иногда изящным, а иногда крайне толстым троллингом всех, разносивших «Прометей».
Фильм действительно выглядит плевком в лицо. Да, он так же потрясающе красиво снят как «Прометей» (хотя, наверное, меньше впечатляет эпичностью затронутых тем и посещенных локаций), тут, как обычно у Ридли Скотта, отчетливо реальные декорации, которые способствуют погружению зрителя в происходящее. Да, тут есть линия Дэвида с отличными глубокими сценами — но их всего штуки три, и они тонут в общем хронометраже, основной же сюжет посвящен абсолютно другому и сильно отличается от них по тону, динамике и серьезности.
Все эти плюсы выглядят каплей в море по сравнению с валом халтуры и тупости, обрушивающейся на зрителя еще сильнее, чем в «Прометее», хотя, казалось бы, это было невозможно.
Самое обидное, что большинства этих сценарных тупостей легко можно было избежать. Именно поэтому складывается впечатление, что Ридли жестко троллит аудиторию — намеренно нагоняет идиотизма. Зачем, например, надо было говорить, что сбой произошел из-за всплеска нейтрино? Зачем упоминать термин, который гуглится за секунды — нейтрино практически не взаимодействуют с материей, через нас их проносятся триллионы — игнорируя нас планету под нами так же, как сценарий — законы физики.
В первом «Чужом» были обычные дальнобойщики, во втором — туповатые солдафоны, в третьем — насильники и убийцы, в четвертом — головорезы, в изначальном «Прометее» — наемники, которых Уэйланд нанимал с приоритетом на секретность, а не на профессионализм, в итоговом — ученые, спецы каждый в своей сфере. И только здесь — это команда астронавтов, везущая колонистов. Выше требований придумать невозможно. И почему-то именно они ведут себя тупее бухих и укуренных подростков, уехавших потрахаться в лесную хижину на весенние каникулы.
Чужие мочат народ как-то вяло и неинтересно, пусть и кроваво. Те сами подставляются, делая за них всю работу. Нет тут какой-то жуткой тактики совершенных убийц — они как Двое из Ларца, просто жрут летящие им в рот пирожки. Ну на, сожри меня. Ну не. Ну сожри. Ну оке.
Если тут и есть какое-то противостояние, то лишь борьба лени одних с ленью других. Замечательно то, что вылупляющиеся из этих суицидальных леммингов Чужие — тоже лемминги и охотно суют голову в духовку, подыхая так же нелепо, но эти моменты мы подробнее обсуждаем в спойлерном разборе «24 неудобных вопроса фильму».
Более подробно читайте в оригинальной рецензии на «Чужой: Завет».
«Чужой» (Alien): история создания киношедевра (46 фото)
1. Премьера фильма в США состоялась 25 мая 1979 года.
2. Гарри Дин Стэнтон, Иэн Холм, Джон Херт, Вероника Картрайт, Том Скерритт, Сигурни Уивер и Яфет Котто в фильме «Чужой», Режиссер Ридли Скотт, 1979
Для режиссера Ридли Скотта (Ridley Scott) «Чужой» был первым большим фильмом, поэтому он подошел к делу особенно ответственно. Сегодня этот режиссер известен тем, что уделяет особое внимание визуальному представлению идей в своих картинах. Не мудрено – по основному образованию Ридли Скотт – художник и дизайнер, окончивший Королевский колледж искусств в Лондоне (а после – Лондонскую школу киноискусств со степенью бакалавра, и Лондонскую Международную киношколу со степенью магистра). Завораживающий визуал – основная черта его творчества, что бы ни снимал Ридли: рекламные ролики или кино. Сам Скотт считает, что полное руководство созданием картины – это работа именно режиссера.
3. Сигурни Уивер для фильма «Чужой», Режиссер Ридли Скотт, 1979
Согласно собственным убеждениям Ридли Скотт занимается на своих лентах всем – от сценария до финального монтажа. Но, естественно, всего сам он делать не может, поэтому выбирает лучших дизайнеров для работы над своими фильмами. В связи с тем, что Скотт занимался нереализованной «Дюной», он уже был знаком с Крисом Фоссом (Chris Foss) и Мебиусом (Moebius/Jean Giraud), которых привел в свой новый проект “Чужой”.
Планировалось, что Фосс будет создавать экстерьер «Ностромо», но для интерьерных съемок нужен был кто-то, кто мог сделать более практичные дизайны, более научные. Поэтому Скотт выбрал Рона Кобба (Ron Cobb), который делал более правдоподобные концепты.
4. Ганс Рудольф Гигер в Shepperton Studios работал для «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Ридли Скотт понял, что было бы замечательно отдать работу по дизайну всей инопланетной стороны фильма кому-то другому, чтобы зритель сразу почувствовал разницу на визуальном уровне. Долго выбирать не пришлось: Дэн О`Баннон (Dan O`Bannon), сценарист «Чужого» (который изначально хотел сам снимать свой фильм) еще на первой встрече с новым режиссером показал ему альбом «Некрономикон» с работами Ганса Рудольфа Гигера (Hans Rudolph Giger). Скотт был поражен всей этой сумасшедшей биомеханикой, изображенной на полотнах художника. Конечно, никто не мог бы сделать такой безумный и совершенно инопланетный дизайн лучше, чем Гигер.
5. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Но Гигер жил в Цюрихе, и ни за что не взошел бы на борт самолета – он боится высоты. Поэтому Скотт сам прилетел к художнику домой, они поговорили, и отлично поладили. Изначально считалось, что Гигер будет делать только самого чужого (плюс яйцо и зародыш, который вылезал из груди одного из персонажей, а также фейсхаггера), но потом Скотт попросил его сделать и интерьеры инопланетного обиталища.
6. Раскадровка Ридли Скотта.
Так у Ридли собралась отличная команда концепт-дизайнеров, каждый из которых занимался той частью фильма, которая получалась у него лучше всего: Фосс и Кобб занимались кораблями (работу Фосса так и не использовали, и ему пришлось покинуть проект), Гигер рисовал все, что связано с чужими, Мебиус занимался персонажами, а сам Скотт – рисовал раскадровки.
После того, как он нарисовал раскадровки ко всему фильму и принес их в студию, бюджет фильма был удвоен.
7. Сигурни Уивер и Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой», 1979
8. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Поскольку кино снимали в Англии, Гигер смог приехать в студию Шеппертон, чтобы собственноручно заниматься декорациями и внешним видом своего детища. Он поселился напротив киностудии в арендованной над пабом квартире, а в студии ему отвели специальное помещение под мастерскую, где он целых девять месяцев занимался скульптурой и аэрографией, творя свои ужасы из пластилина, позвонков змеи и трубок от роллс-ройса.
9. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Павильоны студии Шеппертон превратили в интерьеры космического корабля и иную планету. Стены из пенопласта, раскрашенные в темные оттенки серого, с бороздами и выемками в виде ребер и углублениями в виде… желудков, представляли инопланетный корабль, где, в самом центре, стояла статуя «наездника», также построенная в натуральную величину. Более того, ее установили на вращающемся столе, чтобы в зависимости от необходимости, поворачивать к камере нужным ракурсом. Гигер вручную прошелся по «жокею» с аэрографом, придавая ему нужный вид и текстуру. Команда из 120 человек полгода без выходных строили все эти декорации. И все равно Гигер был не очень доволен результатом. Он хотел соединить механику и биологию, построить «живые» части из двигателей и трубок, но на это не было денег. Части декораций сделаны из настоящих костей и пластилина. И все выглядело, по мнению Гигера, немного искусственно. Но Ридли Скотт применил в тех сценах дым и специфическое освещение, и все встало на свои места.
10. Люк и Джейк Скотты – сыновья Ридли, снимавшиеся в некоторых эпизодах фильма.
Чтобы декорации инопланетного корабля казались зрителю еще больше, чем они были построены, Ридли Скотт использовал детей, в сценах, когда персонажи в скафандрах впервые обходят «наездника». Из этих трех фигур двое – сыновья самого Ридли Скотта (Джейк и Люк), а третья – ребенок оператора фильма Дерека Ванлинта (Derek Vanlint). Они же снимались в сцене у посадочной подпорки «Ностромо», что также визуально увеличивало подпорку вдвое.
11. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
12. Дальняя часть коридора – это старое доброе зеркало.
И чтобы визуально удлиннить коридор, на создание которого не было денег, в дальний его конец поставили зеркало, которое отражало построенную часть коридора, создавая иллюзию пространства нужной длины. Продюсеры компании «XX century FOX» были сильно озабочены, что съемка идет с перерасходом времени, поэтому пытались помешать дополнительной стройке декораций, чтобы заставить Скотта не снимать еще сцены. Так в фильм не вошло несколько сцен, которые были в сценарии.
Актеры сначала слегка удивлялись режиссуре Скотта, который сам всегда смотрел в камеру, прятался за ней и почти не давал указаний, а все репетиции снимал на пленку, поэтому репетиции сразу превращались в дубли фильма. Потом актеры вошли в роль и начали творить, заменяя диалоги от дубля к дублю, а режиссер между дублями заставлял одних членов команды провоцировать других, подстрекал к более активным действиям. В одной из сцен, которая вышла очень эмоциональной, с Сигурни, кричащей на своих коллег, Скотт просто не сказал «стоп», он сидел за камерой в надежде, что она продолжит говорить, она продолжила. И эта сцена вошла в фильм.
14. Чужой: реализация
Фейсхаггер – это первое, что создал Гигер: длинные пальцы для того, чтобы мертвой хваткой прицепиться к жертве, и яйцевод, который влезает этой жертве в желудок.
Для создания мертвого фейсхаггера Скотт попросил части рыб, головоногих и моллюсков из рыбного магазина – это все мы видим внутри перевернутого фейсхаггера в сценах его препарирования командой «Ностромо».
15. Ганс Рудольф Гигер на съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Для сцены в комнате с кладкой было сделано 130 бутафорских яиц и одно аниматронное полупрозрачное с основой из оргстекла и стекла, которое вверху раскрывалось с помощью гидравлики. Внутри руками в перчатках создавалась иллюзия живого трепещущего существа. Яйцо открывается, и все мы видим… чистый коровий желудок и кишки, привезенные с ближайшей скотобойни, и все это выпрыгивает прямо в лицо смотрящему.
16. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
А вот одно существо у Гигера не получилось – зародыш, который выползает из груди персонажа Джона Херта (John Hurt). Он сам посчитал свой дизайн плохим, поэтому Скотт обратился к другому мастеру, Роджеру Дикену (Roger Dicken), который под руководством Ридли создал то, из чего вырастал бы тот самый взрослый монстр.
17. Подготовка к съемкам «Чужого»
Эта сцена, в которой из груди Джона Херта вылезает зародыш чужого, была одной из самых сильных сцен фильма (и Скотт это знал). Ее снимали в два приема. Первая часть, в которой персонаж Джона начинает задыхаться и падает на стол, снималась как обычно. К телу Джона была приклеена тонкая трубка, из которой в нужный момент под давлением выплескивался имитатор крови. После чего актерам предложили погулять некоторое время (более четырех часов!).
В это время шла подготовка павильона и самого Херта. Футболка на его груди была аккуратно разрезана крест-накрест, на стол водрузили искусственный торс, внутрь которого Джон должен быть просунуть только голову и руки – все остальное было под столом.
18. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Сцену снимали четырьмя камерами, чтобы захватить эмоции всех ее участников. То, что мы видим в фильме, был первый и единственный дубль этой сцены. Вероника Картрайт оказалась в центре кровавого обстрела и у нее случилась настоящая истерика.
20. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Роджер Дикен, который смастерил фейсхаггера и зародыш, попытался сделать и самого чужого, но у него ничего не получилось. Механики аниматронного отдела студии Шеппертон несколько раз пытались реализовать безумные идеи Гигера. Но, наконец, один из продюсеров нашел Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi), который и построил голову из 900 движущихся частей. Рамбальди очень внимательно подошел к детищу Гигера, ничего не меняя в дизайне, он упростил механизм головы, и построил механическую систему, которая открывала рот, выдвигала дополнительную челюсть на языке и открывала/закрывала ее.
21. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Еще одна из проблем фильма: как сделать «чужого» – решилась очень неожиданно. Выбор был невелик: единственный вариант реализации чужого во весь рост — это человек в костюме. Но найти такого человека было непросто, у инопланетянина должны быть необычные пропорции. Скотт пробовал даже поставить двух человек — одного на другого, но ничего хорошего из этого не вышло.
22. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
В конце концов, совершенно случайно в баре директор по кастингу увидел очень тощего и высокого темнокожего парня по имени Болажи Бадеджо (Bolaji Badejo). У него было очень необычное строение тела и пропорции, казалось, что его руки опускаются ниже колен. Его отправили на курс мимов, чтобы он научился двигаться. При этом Скотт практически ни разу не показал чудище во весь рост в фильме – только его части или очень мельком, используя контровый свет. Сцены, в которых чужой висит на цепях, были сняты с помощью каскадера Эдди Пауэлла (Eddie Powell). Целые пачки лубриканта от Johnson & Johnson были использованы для создания выделений чужого.
B23. olaji Badejo для Чужого режиссер Ридли Скотт, 1979
Гигер четыре месяца работал над костюмом Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Болажи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, «навешивая» готовые детали. Стоять по нескольку часов кряду на одном месте было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил.
24. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
После долгих месяцев работы Гигеру удалось создать прелюбопытнейшее существо. Чужой, или, как его назвали во второй части («Чужие», 1986), ксеноморф, проходит за весь фильм несколько стадий развития. С дизайнерской точки зрения самый большой интерес вызывает последняя из них. Несколько раз Гигеру приходилось переделывать работу из-за явно сексуального характера отдельных деталей. Например, знаменитая бананообразная голова в первом своем варианте выглядела ещё более провокационно.
25. Bolaji Badejo и Сигурни Уивер для «Чужого» режиссер Ридли Скотт, 1979
Взрослый ксеноморф высок и по-своему грациозен. Он, с одной стороны, имеет много общего с земными существами, а с другой — пугает своей чужеродностью. Некоторые черты его внешности (и повадки, кстати говоря, тоже) были позаимствованы у насекомых — муравьев, термитов, скорпионов. Другие — у пресмыкающихся. Тем не менее, своим силуэтом Чужой больше всего походит на человека. Объясняется это в первую очередь тем, что роль монстра играл живой актер, облаченный в костюм. Костюм этот, обошедшийся в 250 тысяч долларов, состоял из пятнадцати отдельных частей.
26. Ганс Рудольф Гигер на съемках фильма «Чужой» режиссера Ридли Скотта, 1979
Наибольший интерес вызывает длинная гладкая голова ксеноморфа и его суставчатый хвост, за движения которых на съемках отвечал отдельный человек — Карло Рамбальди. Лицо Чужого (если это можно назвать лицом) было сделано из пластикового макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил этот череп в заготовку головы и начал его модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанес слой краски. Результат превзошел самые смелые ожидания. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов.
Даже Ридли Скотт, который прохладно относился к жанру хоррора, был доволен результатом. Благодаря впечатляющему дизайну и грамотной режиссерской работе ксеноморф 1979 года даже сегодня смотрится устрашающе. В 1980 году Гигер и Рамбальди получили за свою работу «Оскар» за лучшие спецэффекты. И абсолютно заслуженно.
«Ностромо» и другие модели
28. Мартин Бауер на фоне самой большой модели «Ностромо»
Ребят из модельной мастерской поначалу ни в чем не ограничивали, поэтому они строили космические корабли с такой степенью детализации, какая нравилась им самим. И, поскольку в этих мастерских работают настоящие маньяки своего дела, модели оказались излишне детализированы.
29. Модель тягача с выдвижной рукой на заднем плане
Модели были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяты из сборных наборов бомбардировщиков и танков Второй Мировой войны, из различных пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA, также было использовано 200 наборов для создания американских космических шаттлов и двадцать наборов TIE-истребителей Дарта Вейдера и столько же наборов с моделями R2-D2 из «Звездных войн». Эти самые 200 наборов от шаттла использовали для создания двигателя «Ностромо» (использованы топливные баки), который появляется на несколько секунд в конце фильма.
Сначала «Ностромо» был покрашен в желтый цвет, и с этой моделью Брайан Джонсон снял уже достаточно сцен, но потом Скотт решил, что эти кадры слишком цветастые, и попросил перекрасить корабль в серый. Закончив снимать в Шеппертоне, Скотт начал все съемки моделей заново – Ридли предпочитал сам смотреть в глазок камеры, не позволяя никому управлять процессом съемки.
Прежде всего, он прошелся по космическому заводу по переработке руды с отверткой и молотком, чем поверг модельмейкеров в шок — они потратили на сборку модели несколько месяцев. Изначально завод, который тащил за собой «Ностромо», был похож на готический собор, но потом Ридли передумал, и просто удалил ненужные части с помощью грубой силы.
31. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Было сделано три модели «Ностромо»: средняя для средних и общих планов (длиной 1,2 метра), маленькая для видов сзади и показа тягача в масштабе с заводом (30 см) и самая большая для сцен отлета от завода и приземления на планетоид (около четырех метров в длину — для крупных планов). Маленькая модель «Ностромо» появляется в фильме только в сцене удаления от завода. В двигатели было вставлено около пятидесяти кварцевых лампочек, вокруг которых расположили пульверизаторы, выстреливавшие подсвеченное лампочками «топливо».
32. Передняя часть «Нарцисса», искаженная усиленной перспективой
Большая модель тягача была сконструирована с довольно толстым железным каркасом внутри, поэтому весила примерно четверть тонны. Поднять ее можно было только на специальном автопогрузчике. В фильме есть сцена, когда «Ностромо» выдвигается на штанге из этой огромной туши завода. Эта рельса, длиной примерно 10 метров, не была прикреплена к кораблю, она свободно выходила из паза, поэтому чтобы снять эту сцену, «Ностромо» повесили на погрузчик, который обернули черным материалом. И погрузчик просто медленно отъезжал от модели завода, унося с собой «Ностромо» и выдвигая штангу. Саму штангу сделали из нескольких наборов детской железной дороги.
33. Макет инопланетного корабля
У Скотта не было денег на систему контроля движения, и не было времени делать покадровую анимацию, поэтому камеру просто поставили на кронштейн и заставили двигаться медленно вдоль моделей, не имея возможности точно повторить ее движения.
Так что, все модели «Чужого» снимались за один проход, без последующей комбинации огней и рефлексов. Кроме того, «Ностромо» снимали так, чтобы корабль занимал как можно больше пространства кадра, поскольку, не могли себе позволить вставить звездное небо, на это не было ни денег, ни времени.
Съемку вели со скоростью два с половиной кадра в секунду, что давало эффект смазывания от движения. Макеты снимали на черном фоне, а звездное небо потом добавили с помощью двойной экспозиции.
34. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Ридли Скотт также постоянно добавлял деталей кораблю, даже в процесс съемки. И корабль, который изначально был достаточно большой моделью, рос и рос в размерах, модель изначально была три с половиной метра в длину, но к ней постоянно добавляли какие-то детали. В конце концов, модель выросла почти до пяти метров. Причем, он очень часто хотел, чтобы изменения эти были сделаны слишком быстро.
35. Сигурни Уивер на съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Сам «Ностромо» был только частью всей конструкции, он тащил на себе завод по переработке руды. Завод также был сделан в двух размерах.
Также была построена одна секция «Носторомо», вид снизу, длиной примерно 12 метров, со всеми подробностями. Ее видно в сцене «похорон» персонажа Джона Херта, когда его тело выстреливалось из люка. Саван с телом был вырезан из дерева и помещен в катапульту, которую используют рыбаки для забрасывания приманки. Этот момент снимали с высокой скоростью, поэтому в фильме он выглядит натурально. Эта же модель участвовала в съемке отделения спасательного шаттла «Нарцисс» от готового взорваться «Ностромо».
Сцена, в которой героиню Рипли видно из окна «Нарцисса» в конце фильма, была снята с помощью небольшого монитора, поставленного внутрь еще одной модели (только передняя панель этой части), которая была сделана с применением усиленной перспективы для создания иллюзии объема. В кадрах на мониторе снималась дублерша Сигурни Уивер.
36. Последняя сцена с «чужим» в фильме.
Финальная сцена с участием чужого – когда Рипли включает двигатели спасательного челнока и окончательно избавляется от монстра – снимали в натуральную величину снизу. Была создана декорация с двигателями, к которой подвели шланги с водой под давлением. В нужный момент включили свет и воду, которая сделала свет более интенсивным. Зрители же видели включившиеся двигатели.
37. Сигурни Уивер на съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979.
По слухам, Ридли Скотт хотел снять гораздо более мрачный финал, в котором Чужой убивал Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом.
38. Голова андроида.
Разрушение робота Эша начиналась со сцены отрывания его головы. Был сделан торс с аниматронной головой, который надели на карлика-кукловода, и когда голова робота повисла рядом с телом, он просто двигая руками бегал перед камерой. В сцене, когда голова Эша стоит на столе – это голова актера Иена Холма (Ian Holm) «впаяна» в стол, в каждом дубле Ридли наливал ему в рот молоко, которое актер выплевывал перед тем, как начать говорить.
Внутренности андроида состояли из макарон, икры, мраморных шариков и молока вместо крови.
Аниматронная голова не получилась, потому что в процессе сушки латекса он почему-то скукожился, и лицо было не похоже на лицо Иена Холма.
39. Питер Voysey, курирующий Modelier, работает над моделью Derelict в Bray Studios для Чужого режиссера Ридли Скотта, 1979
Для воссоздания сцен с видами инопланетного корабля на планетоиде и некоторые вставки внутри корабля были использованы трафаретные съемки.
40. В фильме снималось четыре одинаковых кота.
Для сцены, в которой кот сначала выходит навстречу персонажу Гарри Дина Стэнтона (Harry Dean Stanton), а потом начинает шипеть, видя чужого сзади, снималась с участием собаки, которую сначала закрыли от кошачьих глаз, а потом неожиданно убрали загородку.
42. Сигурни Уивер для «Чужого». Режиссер Ридли Скотт, 1979
Фильм наделал много шуму, когда вышел в кинотеатрах. В одном из кинотеатров даже вырезали сцену, в которой зародыш вылупляется из живота Джона Херта – зрителей тошнило, и они убегали в туалет. Администрации кинотеатра надоело его чистить. Возвращая пленку, они вклеили эту сцену обратно.
43. На съемках «Чужого» режиссера Ридли Скотта, 1979
Интересно, что продолжительность режиссёрской версии фильма «ЧУЖОЙ» составляет 1 час 55 минут 41 секунду, прокатной — 1 час 56 минут 32 секунды. Это первый и единственный фильм в квадрилогии, режиссёрская версия которого короче прокатной.
44. Сигурни Уивер на съёмках фильма «Чужой», 1979 год
«Чужой» получил Оскар за визуальные эффекты (Г. Р. Гигер, Брайан Джонсон, Карло Рамбальди, Ник Олдер, Дэнни Эйлинг), а также номинацию за работу художников-постановщиков (Майкл Сеймур (Michael Seymour), Лесли Дилли (Leslie Dilley), Роджер Кристиан (Roger Christian) и Иен Уитакер (Ian Whittaker). Также фильм получил «Сатурн» за лучший фантастический фильм года, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль второго плана – Вероника Картрайт и номинации за лучшую главную женскую роль (Сигурни Уивер), лучший грим (Пэт Хей (Pat Hay)), лучшие эффекты (Брайан Джонсон и Ник Олдер), лучший сценарий (Дэн O’Баннон).
45. Обладая бюджетом в одиннадцать миллионов долларов, фильм собрал в семь раз большую кассу. Такой успех — редкость даже для современного кинематографа.
Пост является своеобразной копипастой самого себя с другого ресурса и создан 24.12.2016