актеры фильма чапаев 1934 года
Легенды кино 1930-х: Как роль Чапаева спасла Борису Бабочкину жизнь, но сломала его актерскую судьбу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Борис Бабочкин родился в 1904 г. в Саратове, его отец служил на железнодорожной станции, а мать была учительницей. Именно от нее сыновья унаследовали любовь к литературе и искусству. С детства по праздникам они декламировали стихи, выступая на станциях. С тех пор Бабочкину запомнилось « чувство счастья, когда твоему искусству, твоей теме. подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие. – мое высшее счастье ».
Во время Гражданской войны 14-летний Борис Бабочкин служил в канцелярии политотдела 4-й армии Восточного фронта. Там же воевала и чапаевская 25-я дивизия. Позже актер рассказывал: « То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью. А может, и встречал, только не знал, кто это. И если не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал! Пел те же песни, знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью ».
С детства Бабочкин занимался в драматической студии, а после школы поступил в театральную школу при студии «Молодые мастера» Иллариона Певцова. Бабочкин считал его своим учителем, а позже встретился с ним на съемочной площадке фильма «Чапаев», где Певцов сыграл полковника Бороздина.
После окончания учебы Бабочкин выступал на сценах театров Москвы, Костромы, Воронежа, Могилева, Самарканда и Ленинграда, сыграв более 200 ролей. Его кинодебют состоялся в 1928 г., но всенародное признание и слава пришли к нему в 1934 г., когда он сыграл Василия Ивановича Чапаева.
Фильм «Чапаев» сняли братья Васильевы – на самом деле они были не братьями, а однофамильцами, а это был их творческий псевдоним. В главной роли они видели Николая Баталова, но тот не смог участвовать в съемках из-за болезни, и вместо него пригласили Василия Ванина, уже игравшего Чапаева в театре. Борису Бабочкину предложили исполнить роль Петьки. Но однажды во время обсуждения съемок с режиссерами Бабочкин показал, каким, по его мнению, должен быть Чапаев. А когда его загримировали – получился вылитый комдив! А когда на пробы пришел Леонид Кмит, режиссеры поняли, что нашли идеальных Чапаева и Петьку.
Судя по документальным кадрам, у настоящего Чапаева и его экранного воплощения было мало общего, разве что формальные «приметы» – усы и папаха. Как утверждают историки, Чапаев не носил бурку – этот элемент костюма придумали кинематографисты, а позже на многих картинах комдива изображали именно так. Образ, созданный Бабочкиным, был настолько ярким и убедительным, что он сразу же стал народным героем и персонажем фольклора. В 1935 г., в 31 год актер стал самым молодым народным артистом страны, в 1941 г. ему была присуждена Государственная премия. Эта роль стала знаковой в его творческой судьбе и, несмотря на десятки ролей, сыгранных позже, так и осталась его визитной карточкой.
Дочь Бориса Бабочкина Наталья считает, что именно благодаря роли Чапаева актер избежал ареста в конце 1930-х гг., когда почти вся труппа Большого драматического театра подверглась репрессиям. « После 1937 года за ним постоянно ходили два человека, сменяя друг друга. Дома был приготовлен маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Помню, у нас жгли какие-то письма, бумаги. Моя мама была из аристократической семьи, но дома об этом никогда не говорили… А жили мы перед войной в Ленинграде на улице Дзержинского (теперь Гороховая) рядом с домом, где находилось НКВД. Квартиры в нашем подъезде почти все были опечатаны… Все это очень плохо кончилось бы для отца, если б «Чапаева» можно было убрать с экрана », – рассказывает Наталья. Она считает, что эта роль спасла отца, так как в случае его ареста пришлось бы убрать с экранов легендарный фильм, а на тот момент это было невозможно из-за его всенародной популярности.
Несмотря на огромную популярность, которую принес ему Чапаев, актер впоследствии признавался, что не любил эту роль за то, что она затмила все остальные его творческие вершины и сделала его заложником одного образа. Если бы не «клеймо» Чапаева, он мог бы сниматься намного больше – режиссеры не приглашали его на другие роли, опасаясь неизбежных ассоциаций с Чапаевым. Бабочкин считал, что не реализовал и одной десятой своих возможностей. Его дочь Наталья рассказывала: « Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги «Альберт Эйнштейн»: «Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает ».
Олег Ефремов говорил о нем: « С таких людей, как Бабочкин, Станиславский писал свою систему ». Он отправлял артистов своего театра на спектакли с участием Бабочкина – чтобы они учились у него актерскому мастерству. Все, кто был с ним знаком, говорили о нем как о личности невероятно харизматичной и магнетической, обладающей огромной внутренней силой и энергией. Когда он входил в зал, все замолкали, а если во время спектакля актеры играли, по его мнению, недостаточно хорошо, они под его пристальным взглядом начинали запинаться и теряться.
17 июля 1975 г. Борис Бабочкин скончался от сердечного приступа, а его знаменитый киногерой пережил его на много десятилетий. Фильм заслужил всемирное признание, а спустя 40 лет после его выхода на экраны по итогам опроса ведущих киноведов мира «Чапаева» включили в сотню лучших фильмов ХХ века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Чапаев». Судьба актёров.
Роль Чапаева, можно сказать спасла Борису жизнь.
На момент съёмок он работал в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. В начале 30-х годов, НКВД всерьёз занялось актёрами театра.
Против Бориса также было возбуждено «Дело». Два следователя активно «копали» под актёра. Невероятный успех фильма «Чапаев» сделал Бабочкина всеобщим любимцем.
Сталин лично распорядился присвоить актёру звание «Народного артиста». После этого, интерес следователей к персоне Бориса исчез: «Ну не может человек игравший Чапаева быть врагом народа!»
Дальнейшая карьера Бориса задалась весьма успешно: работа в театре, съёмки в кино, режиссёрская и преподавательская деятельность.
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Алма-Ату, где участвовал в съёмках фильма «Жди меня».
Когда работа над фильмом вышла на завершающий этап, в городе началась эпидемия брюшного тифа. Борис также заболел.
Не смотря на тяжёлое состояние, Борис работал до полного окончания съёмочного процесса. Через несколько дней после премьеры, актёра не стало.
Для Варвары это была 12-я роль в кино, но именно после «Чапаева», она приобрела известность и популярность.
Впрочем, для детей она в большей степени запомнилась по роли феи из кино-сказки «Золушка».
В кино актриса снималась до 1959-го года. После смерти мужа, Варвара ушла из Мосфильма.
А вот карьера Леонида как-то «не задалась». Он конечно же продолжил сниматься в кино, в театре работал. Но главных ролей режиссёры ему не давали. На то были две причины:
во первых: в 39-м году на съёмках очередного фильма Леонид сломал нос и ему пришлось сделать операцию, после чего эффектный курносый нос (который нравился режиссёрам) стал прямым.
Тем не менее, снимался до 1980-го года.
Съёмки в фильме, Певцов совмещал с игрой в театре и преподавательской деятельностью. В итоге, организм не выдержал такой нагрузки и через несколько месяцев после премьеры «Чапаева», актёра не стало.
Содержание фильма «Чапаев». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Военная биографическая драма режиссеров Георгия Васильева и Сергея Васильева по повести Дмитрия Фурманова о легендарном советском начдиве времен Гражданской войны Василии Ивановиче Чапаеве.
Фильмом «Чапаев» открылся первый советский кинофестиваль в Москве в 1935 году.
И.В. Сталин считал «Чапаева» лучшим фильмом советской кинематографии и просмотрел его больше 30 раз между 1934 и 1936 годами.
5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.
Сюжет фильма «Чапаев»
Чапаев и его бойцы отбивают у чехов мост, ведущий на хутор. На мосту к начдиву Чапаеву подходит комиссар Фурманов, подошедшим с ткачами-добровольцами среди которых была и Анка. На хуторе командиры в соответствии с приказом Фрунзе разрабатывают план наступления на станицу Аламихинскую. В занятой станице Чапаев объясняет на картофелинах своему заместителю комбригу Еланю, раненому в руку, о действиях командира во время боя. В это время ординарец Чапаева Петька обучает Анку пулемету и пристает к ней.
Полковник Бороздин и белый поручик обсуждают в вагоне поезда опасность личности Чапаева («бывшего фельдфебеля») и превратности времени. Двое приходят жаловаться комиссару на Чапаева, который требует экзаменовать коновала на должность доктора и выдать соответствующий документ. Комиссар объясняет Чапаеву, что «интеллигенция» права и выдать документ они не могут. Петрович приходит к полковнику с просьбой отменить расстрел брату-перебежчику, Бороздин меняет наказание.
Фурманов арестовывает комвзвода Жихарева за грабежи, устроенные его бойцами, и требует вернуть награбленное. Приходит Чапаев и спорит с комиссаром о том, кто является начальником дивизии и должен отдавать приказы об аресте. Приказ, отданный Фурмановым от лица Чапаева, исполняется, и награбленное возвращают крестьянам, которые приходят поблагодарить начальника дивизии. Чапаев собирает митинг, на котором предупреждает бойцов, что за грабежи будет расстреливать самостоятельно.
Петька экзаменует Анку на сбор-разбор пулемета. Между персонажами возникают чувства. Петька уходит к белым за «языком». На реке он встречает удящего рыбу Петровича, брат которого Митька наказан шомполами и умирает. Петрович объясняет, что он исполняет предсмертное желание брата поесть ухи. Петька сжалился над ним и отпустил, за что был отдан Чапаевым под трибунал. Петрович ненавидит Бороздина из-за смерти брата и сдается в плен красноармейцам. Чапаев разрабатывают план действий, сетуя на недостаток патронов и людей.
Накануне атаки Чапаев узнает, что в результате «бузы» убит командир эскадрона Жуков. Чапаев берет командование эскадроном на себя. Наступает офицерский полк, красноармейцы открывают по ним огонь. Психическая атака заставляет часть бойцов Красной армии покинуть позиции, но комиссар возвращает их. Пехота белогвардейцев под пулеметным огнем и градом гранат отступает. Новый натиск на позиции красных предпринимают казаки. На поле появляется красная кавалерия во главе с Чапаевым. Белогвардейцы бегут под натиском эскадрона Чапаева. Красноармейцы захватывают каппелевский штаб.
Анка прибывает к комбригу. Остатки красноармейцев с Чапаевым пытаются переправиться через реку Урал, но казаки выставляют пулемет и начинают стрельбу по реке. Прикрывающий отступление Петька и плывущий по реке Чапаев погибают. Красные обрушивается на белых, и те отступают. Прятавшийся в сене крестьянин убивает полковника Бороздина.
кадры из фильма «Чапаев»
Режиссеры: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Сценаристы: Георгий Васильев, Сергей Васильев;
Операторы: Александр Сигаев, Александр Ксенофонтов;
Композитор: Гавриил Попов;
Художник: Исаак Махлис;
Страна: СССР;
Производство: Ленфильм;
Год: 1934;
Премьера: 5 ноября 1934.
Интересные факты про фильм «Чапаев»
Васильевы критически оценивали все фильмы-предшественники по тематике Гражданской войны. На их взгляд, большинство из них либо страдало излишним натурализмом, либо за батальными сценами терялись живые герои. Васильевы же хотели соединить эпическую легендарность участников Гражданской войны с реалистичностью их человеческих образов. Они настойчиво пытались отсеять среди легенд и мифов, которыми успел обрасти образ Чапаева в народной памяти, простые, обыденные, бытовые штрихи, которые оживили бы его образ для будущих зрителей.
В ходе работы над историческими материалами Васильевы подготовили три варианта сценария: первый сохранился в рукописных тетрадях; второй был готов к началу 1933 года в виде машинописного экземпляра; третий вариант, под названием «Чапай», был датирован 1 июня 1933 года и стал первым произведением кинодраматургии, напечатанным в толстом литературном журнале («Литературный современник» № 9 за 1933 год).
Из романа был взяты несколько строк об атаке офицерских батальонов, превратившихся в самую знаменитую батальную сцену советского кино. При этом в оригинальном тексте Фурманова белые приближались бесшумно, стремясь на рассвете захватить красноармейцев врасплох. В сценарии офицеры маршируют под барабанную дробь, не обращая внимания на павших товарищей. Реальный Чапаев в тот день был ранен в голову и не принимал непосредственного участия в бое, в сценарии он возглавляет конную атаку, решившую исход сражения. В сцене подготовки к этому бою ночью накануне Васильевы предпочли взять исходную запись разговора с начдивом в дневниках Фурманова, где Чапаев сравнивал себя с Наполеоном и готов был справиться и с армией, и с фронтом, а не переработанную эту сцену из романа и сценария.
Васильевы поставили себе задачу преодолеть очерково-документальный характер имевшегося оригинального материала, оставляя из него самые выразительные эпизоды, как чаепитие после боя или песни на отдыхе. При этом они расширяют, дополняют отдельные незначительные эпизоды, раскрывая характер своих героев.
На роль Чапаева братья Васильевы хотели утвердить другого актера, и на этот счет существует несколько версий. Сам Бабочкин должен был сыграть Петьку, но актер в мини-этюдах показал режиссерам живого, чувствующего, настоящего Чапаева и убедил их в своем соответствии роли без внешнего сходства с Чапаевым.
На роль Петьки сначала был приглашен Яков Гудкин, но после начала съемок стало понятно, что он не подходит на эту роль.
Во время Великой Отечественной войны был снят агитационный ролик «Чапаев с нами». В нем Чапаев доплывает-таки до противоположного берега, где красноармейцы пеняют ему: «Заждались тебя тут!». После этого Василий Иванович произносит речь с призывом бить врага (фашистов) по его примеру.
Призы и награды
Первая премия «Серебряный кубок» 1-го Московского международного кинофестиваля в 1935 году.
«Лучший фильм на иностранном языке» по версии Национального совета кинокритиков США (National Board of Review) в 1935 году.
Гран-при Парижской Всемирной выставки в 1937 году.
Сталинская премия I степени в 1941 году. Лауреаты премии: Г. Васильев, С. Васильев, Б. Бабочкин.
Бронзовая медаль на кинофестивале в Венеции в 1946 году.
Золотая медаль на третьем смотре фильмов в Лидо дельи Естензи (итал. Lido degli Estensi), посвящённого «Борьбе народов за свободу и независимость» в честь 100-летия объединения Италии в 1961 году.
История создания фильма «Чапаев» часть первая
Триумф советской кинематографии
(О кинокартине «Чапаев»)
Фильм «Чапаев» снимался почти исключительно на Волге, в лагерях Калининской стрелковой дивизии.
Действие в картине протекает в Заволжских и Уральских степях. Климат там сухой, осадков выпадает крайне мало. Но 1933 год, когда производилась с’емка, выдался очень дождливый. Лето было хмурое, и туманное, солнце выглядывало очень редко и то не надолго.
Между тем, когда погиб Чапаев, стояло, выражаясь по-народному, «бабье лето». Было сухо и жарко. С Каспийского моря налетали сильные порывы ветра, было так пыльно и душно, что не было возможности дышать.
Когда чапаевские войска прорывались из белого казачьего кольца, то от взрывов снарядов, под влиянием все усиливающегося ветра выгорели казачьи станицы на громадном пространстве. Во время этого небывалого пожарища в богатейшем краю Урала погибли огромные богатства, накопленные многими поколениями.
Все это должно было создать известный фон для картины в смысле климатических условий. Лето 1933 г., как мы уже говорили, стояло дождливое. Это создавало большие трудности для с’емки картины.
Вторая трудность — это участие в с’емке более тысячи курсантов и сотни лошадей с повозками, что конечно мешало нормальной учебе дивизии, тем более что из-за дождя, неоднократно приходилось откладывать с’емку. Но недовольно было только командование дивизии, курсанты же полковых школ и снайперы с огромным удовольствием шли к «акробатам», так они называли кинооператоров. Их старания дали замечательный по своей силе «бой капелевцев» и так называемую «психологическую атаку».
И все же, несмотря на огромную работу, проделанную начиная от бр. Васильевых и кончая курсантами, закончить съемку в 1933 г. так и не пришлось. Лето 1934 г. наоборот было сухое, изобиловавшее ясными днями, небо было безоблачное, что сильно помогло закончить с’емку картины.
Только комдив продолжал ворчать, что отрывают бойцов от учебы. Но в середине лета, когда были показаны отдельные кадры из «Чапаева», ее отдельные куски из фильма «схватили за нутро» каждого смотрящего и ошеломляли своей реальностью и художественностью, то всякие жалобы и претензии по адресу настойчивых кинооператоров прекратились.
Фильм «Чапаев» был закончен. Этот «великан» является детищем не только бр. Васильевых и артистов, но и частей Калининской стрелковой дивизии и в частности курсантов полковых школ и снайперов.
Зарождение фильма «Чапаев» вызвано тем обстоятельством, что на протяжении ряда лет уже идет постановка «Чапаева» на сцене Московского драматического театра, которая не удовлетворяла не только всех чапаевцев, но и самих авторов.
В 1932 г. А. Н. Фурманова и начальник исторического отдела ЦДКА т. Трофимов написали сценарий для кино, исключительно по известной книге покойного Д. А. Фурманова, бывшего военкома 25 дивизии, командиром которой в то время был В. И. Чапаев.
Известная повесть Фурманова «Чапаев» написана покойным Д. А. Фурмановым на основании его пребывания в Чапаевской дивизии в 1919 г. на протяжении всего лишь 5 месяцев. Это то время, когда Чапаевская дивизия действовала против белых полчищ адмирала Колчака. Поэтому как и в этой книге, так и в разработанном сценарии тт. Трофимова и Фурмановой не был освещен красногвардейский период (1918 г.) тяжелейшей борьбы с уральским контрреволюционным казачеством, например первые походы на Уральск — станицу казачества, восстания кулачества Заволжья, бои с чехо-словаками и пр.
Когда зачитывался сценарий, товарищи, принимавшие участие в ого обсуждении, указали на все недостатка сценария и посоветовали режиссерам бр. Васильевым его переработать, предварительно переговорив с рядом живых свидетелей и участников этой эпопеи, между прочим с членами Чапаевского землячества в Москве и Ленинграде.
Режиссеры Васильевы добросовестно выполнили эти указания. Они беседовали со многими чапаевцами, в том числе и с живыми свидетелями гибели Чапаева, которые по воле судьбы остались жить, например с начальником снабжения 1 бригады Чапаевской дивизии т. Белобородовым. По его рассказам и начинается первая картина фильма.
На полотне изображен разгром чехо-словаками полка Стеньки Разина под селом Гусихой на р. Иргиз 1 сентября 1918 г. Вторая картина, в которой Чапаев поучает командира 1 бригады Еланя, где должен находиться командир в различные фазы боя, написана на основании моего рассказа.
Режиссеры Васильевы на протяжении 1933 и 1934 гг. проявили много упорства; своими расспросами они буквально мучили тех чапаевцев, которые знали лично интимную жизнь покойного Чапаева. Они ездили в Саратов, Уральск и Лбищенск, опрашивали на местах не только чапаевцев, но и тех белых казаков, которые по своей несознательности вели вооруженную борьбу против советской власти. Ими прекрасно было изучено место гибели В. И. Чапаева.
Режиссеры Васильевы проявили смелость и настойчивость, исключительно присущие работникам кино. Десятки раз они специально приезжали, из Ленинграда в Москву, чтобы побеседовать на темы, как Чапаев сердится, как ругается, какой у него был выговор: на «о» или на «а», как он картавил, какие буквы не выговаривал, пил ли он водку, курил ли.
Первое время я им рассказывал с удовольствием, а потом все это надоело и я не раз залпом отвечал, что Чапаев картавил, не выговаривал букв «л» и «ф», не пил и не курил, но был, мол, увлекающейся и вспыльчивой натурой. Меня больше всего бесило, когда Васильевы упрашивали меня точно воспроизводить ругань Чапаева, похожую на его голос и интонацию.
Ведь по правде сказать, тогда, в 1918—1919 гг., мы за своим начальством не наблюдали да и не могли думать тогда, что В. И. Чапаеву будет воздвигнут в Самаре бронзовый памятник 14 м высотой. Разве мы тогда знали, что мы — герои и делаем величайшее дело, заслуживающее бронзы, различных книг, театров и пр.?
Режиссерам Васильевым удалось талантливо, правдиво, реально и красочно не только написать сценарий «Чапаев», но и показать его на экране.
Мы об’ясняем их успех исключительно тем, что они не выдумывали в тиши кабинета кадры и картины, а изучали подлинные материалы. Они опросили сотни чапаевцев как в Москве, так и в Ленинграде, живых свидетелей и участников боев с уральским белым казачеством, чехо-словаками, с белой армией самарской учредилки, армией адмирала Колчака и белополяками; опрашивали чапаевцев на местах, приезжая специально для этого в Саратов, Уральск и Лбищенск; они опрашивала очевидцев гибели В. И. Чапаева, а также оставшихся в живых бывших белых казаков.
Бр. Васильевы не только детально изучили общий ход боевых событий, хронологию и картину боев — они детально изучили интимную жизнь покойного В. И. Чапаева по разным источникам.
Они точно знали образ Чапаева, его манеру держаться, жесты, привычки. Они изучили его выговор. Благодаря этому они смогли точно инструктировать талантливого актера Бабочкина, а последний умело и исторически правдиво передал не только образ Чапаева в целом, но и поразительное внешнее сходство с Чапаевым, буквально до деталей, начинал от манеры держаться, выговора, интонации голоса и т. д.
В общем бр. Васильевы своей упорной, кропотливой работой и талантливой, бесподобной игрой артиста Бабочкина воскресили в памяти стариков, знавших лично В. И. Чапаева, и возродили в мозгу нашей молодежи и подрастающего поколения героя Чапаева.
Бр. Васильевы весьма умело и правдиво преподнесли зрителю батальные кадры «Чапаева». К примеру сказать, известная «психологическая атака» 25 Чапаевской дивизией капелевцев под г. Уфой — не выдумка, а быль. Этот эпизод происходил в трехдневном бою семи стрелковых полков 25 Чапаевской дивизии на р. Белой, в районе Красный Яр и деревни Турбаслы.
Корпус Капеля и офицерские ударные части Колчака 7 и 8 июня 1919 г. ходили в атаку и штыковой бой ротными и вводными колоннами против редких цепей красных чапаевских полков. За 3 дня на стороне белых было убито до 3 000 бойцов, из состава полков Чапаевской дивизии убыло до 2 000 бойцов; были ранены М. В. Фрунзе, начальник Политуправления фронта Тронин и сам В. И. Чапаев.
7 и 8 июня офицерские и юнкерские части не раз опрокидывали своими колоннами красные чапаевские цепи. Неоднократно белые части заставляли наши полки в панике откатываться к р. Белой. За эти двое суток чапаевцам удалось продвинуться лишь на 3—5 км от реки, но 9 июня 1919 г., когда чапаевские полки переправили на правый берег р. Белой до 30 орудий и до 200 пулеметов и в резерв была подтянута бригада т. Сангурского 31 Туркестанской дивизии в 5 км от линии огня, то обстановка резко изменилась для красных в лучшую сторону. Когда белые применили 9 июня атаку чапаевских цепей своими офицерскими колоннами, то они были сметены пулеметным и артиллерийским огнем чапаевцев.
Я как сейчас вижу движение белых колонн по огромному полю высокой ржи. Это было около 5 часов утра 9 июня, а к 8 часам, т. е. через 3 часа, это поле высокой ржи было скошено пулеметным огнем чапаевцев и на каждой квадратной сажени лежали трупы белых юнкеров и офицеров, щеголевато одетых в черные суконные френчи с Георгиевскими крестами и прочей былой мишурой… В результате армия генерала Ханжина в панике отошла за Уральский хребет, чапаевцы же заняли г. Уфу.
На полотне этот бой изображён весьма реально, без всякой театральности. Верно переданные психологические переживания бойцов удались, как мне кажется, не только потому, что бр. Васильевы обладают большой эрудицией, но вероятно еще и потому, что оба брата — участники гражданской войны, которым лично не раз приходилось смотреть в глаза смерти и переживать нервозность и напряженность боя.
Безусловно режиссерами Васильевыми были подобраны талантливые артисты, игра, энергия и старания которых создали фильм «Чапаев». Артист Бабочкин сыграл роль свою бесподобно и запечатлел образ Чапаева навеки.
Артист Блинов очень талантливо передал вообще образ идеального комиссара гражданской войны — Д. А. Фурманова. Артисты Кмит и Шкурат прекрасно исполняли роли ординарцев Чапаева и Бородина. Ординарец гражданской войны не только подает смиренно чай и стелит чистую постель своему командиру, он прежде всего предан власти, за которую он борется. Из этого у него и возникает личная любовь и привязанность к своему начальнику. Ординарец — умный, развитый, храбрый боец, он — лучший боец части.
Режиссеры Васильевы это тонко поняли, а артисты талантливо сыграли роли ординарцев в «Чапаеве».
Артист Чирков дал идеальный образ середняка-крестьянина. Среднее крестьянство в то время принципиально стояло за победу Красной армии над адмиралом Колчаком. Но ему претили, как вообще всем труженикам, безобразия и мародерства отдельных шкурнически настроенных бойцов любимой ими Красной армии.
В игре артиста Чиркова, в мимике и в блеске его глаз, в движениях рук и головы весьма ярко выражена любовь крестьян к Красной армии и недовольство отдельными безобразиями, хотя в его лице и находила выражение старая пословица: «где лес рубят, там и щепки летят».
Нельзя обойти молчанием игру артистки Мясниковой. Она своей талантливой игрой воскресила весь героизм, проявленный в боях гражданской войны не только женщинами-чапаевцами, но и вообще всеми женщинами, участницами боев.
Ее работа на пулемете при отражении атаки капелевцев — не что иное, как шедевр боевого напряжения и выдержки. Этот момент у многих девушек-комсомолок, работниц и колхозниц нашей страны вызывает восхищение революцией и зависть Анке. Каждая женщина ставит себя на место Анки и думает, что и любая из них поступила бы так же, как и Анка.
Передать столь правдиво психологию бойца в бою могут только неподдельный талант и мастерство артистки Мясниковой.
При создании кинофильма «Чапаев» была проявлена большая любовь, энергия и забота по материальному обеспечению со стороны дирекции Ленинградской кинофабрики в лице тт. Шостака, Шнейдермана и т. Ионисяна, что помогло бр. Васильевым создать столь блестящий и сильный фильм, как «Чапаев».
Подкупает историческая точность в картине — люди, места боев, сроки события
В конце августа Чапаев произвел кустарную мобилизацию в пяти волостях: Ивановской, Ивантеевской, Товалжанской, Порубеженской и Яблоновской Пугачевского уезда. Было призвано десять возрастов по принципу соблюдения классовых интересов: 25% бедняков, 25% середняков и 50% кулаков.
Из этой пропорции видно, что кулаков значительно было больше, чем бедняков. Этим Чапаев хотел переложить тяжесть боев гражданской войны на кулачество. Некоторые явились в: части лишь под угрозой обстрела артиллерией тех сел и деревень, которые не выполнят приказа Чапаева. Поэтому в каждом полку Чапаевской бригады было до 3 000 бойцов.
В 1918 г. политработа велась только митинговым способом и то лишь в тех крайних случаях, когда начинали ходить злостные слухи о поражении на каком-либо участке фронта, о падении советской власти в Москве и Ленинграде и т. д.
Партячеек в ротах организовано не было, поэтому мобилизационным силам кулачества представлялась если и не полная возможность враждебной агитации, то они всегда могли договориться об измене революции. Между прочим кулацкая часть молодежи отлично разбиралась политически, ибо она умственно и в культурном отношении достаточно была развита. Она точно себе представляла, за что борется Красная армия. Среди них было много эсеров, которые нелегально поддерживали связь с Самарой, где в то время царствовала «Учредилка». Через посредство ее мобилизованное кулачество имело связь с чехо-словацкими отрядами капитана Чечика.
Вот почему в ночь на 1 сентября 1918 г. главные силы чехов атаковали в селе Гусихи 2 Стеньки Разина полк. В то время полки бригады Чапаева были разбросаны друг от друга на 20—30 км и оказать быструю помощь друг другу физически были не в силах. Самого В. И. Чапаева при бригаде не было, он как раз выехал в район Семенихи в Пензенские и Балашовские полки, которые под давлением уральских казаков спешно отходили к г. Пугачеву на политическую и экономическую базу Чапаевской дивизии. Мы в то время страшно опасались, что казаки смогут конными налетами с тыла захватить город. В общем Чапаеву в этой бригаде нужно было навести порядок.
На рассвете 1 сентября чехо-словацкие отряды капитана Чечика внезапно атаковали Стеньки Разина полк, который разведку организовал плохо. Внезапность, темнота, стрельба внутри села Гусихи — стреляли кулаки по своим красным командирам — все это не дало возможности развернуться бою как следует и командиры взводов, батальонов и рот были или перебиты или же ранены. Тогда командир полка лично повел в атаку свой последний резерв — пешую разведку, которая комплектовалась исключительно из старых добровольцев-красногвардейцев, с целью выбить прорвавшиеся части чехо-словаков из села Гусихи. За пешей разведкой втянулось в атаку до двух рот 1 батальона Михайлова.
В результате чехи залегли и открыли ураганный огонь из большого количества ручных пулеметов; передовые бойцы обеих борющихся сторон приняли штыковой бой, но в это время был тяжело ранен командир Стеньки Разина полка. Это обстоятельство весьма сильно подействовало на успешно идущих в штыки пеших разведчиков красных. Получилось замешательство, которое через несколько минут превратилось в панику. Так как восстановить порядок было некому, ибо весь начсостав полка был перебит, то отход разницей был возможен лишь по единственному пловучему мосту через р. Иргиз. Масса красных бойцов устремилась в этом направлении, но отходящая па галопе шестиорудийная батарея разинцев проломила мост. Пролетели только 2 орудия, остальные утонули в реке.
Чехи с пленными кулаками отошли к Ивановке. Тогда Чапаев заставил вытаскивать орудия, пулеметы и винтовка из р. Иргиз. Этот так верно показанный эпизод — не выдумка режиссеров Васильевых, а настоящий исторический факт.
Вторая картина — это поучение Чапаевым командира 1 бригады Еланя. Чапаев говорит, где должен находиться командир в различные фазы боя. Случай этот был со мной лично, после первого моего ранения. Философия Чапаева была вызвана не только одним моим ранением, а массовым выбытием из строя всех звеньев начсостава в конце августа и начале сентября 1918 г. Тогда были убиты 3 командира полка и ранены командиры полков Михалев, Плясунов, Чуркин и др. Как теперь, так и тогда было известно, что без хозяина, т. е. командира, часть — сирота: без командира в полку редко бывает порядок, в особенности на войне и в частности в бою. Чапаев тогда ярче всех нас это представлял. Он был главный хозяин и начальник, поэтому с этого времени он начал жестоко наказывать и ругать тех командиров, которые очень часто получали в бою ранения, но отнюдь это не значит, что Чапаев уважал осторожность, граничащую с трусостью. Как правило, если командир не был ни разу ранен, он не представлял его к ордену «Красного знамени», хотя бы данный командир и не раз выигрывал бои у белых. Конечно, если бой оканчивался полным разгромом белых, где брались сотни пленных, десятки пулеметов и несколько орудий, то командир и без ранения был в фаворе у Чапаева и получал вне очереди продвижение по службе и орден «Красного знамени».