актеры фильма экипаж 1979 актеры и роли фото
«Экипаж» 40 лет спустя. Как сложились судьбы актеров знаменитого фильма
Съемки проходили очень тяжело: актеры, которые были утверждены на роли, отказывались, а многие сцены не проходили цензуру, их беспощадно резали и переснимали заново.
Самолеты для съемок предоставлял «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации. Режиссер объезжал кладбища списанной техники и сжигал списанные самолеты.
Георгий Жженов
командир экипажа Андрей Тимченко
Сейчас Жженова называют легендарным артистом, но во время съемок «Экипажа» он не был столь знаменит. Роль командира должна была достаться актеру Алексей Петренко, но тот отказался. По замыслу режиссера герой Георгия Жженова в конце фильма должен был умереть во сне в больничной палате. В финальной сцене ему снился прекрасный сон, где он сбегает из больницы в валенках и пижаме и садится за штурвал самолета в окружении молодых пилотов, а утром дочь летчика сообщает друзьям: «Папа умер!»
Сцену приказали убрать, а конец сделать счастливым. Митта согласился переписать финал, хотя считал это огромным упущением. Жженов сыграл финальную сцену блестяще, однако зрителю ее увидеть так и не довелось.
Леонид Филатов
бортинженер Игорь Скворцов
Не очень известный в то время Леонид Филатов занял место Олега Даля. Когда с Далем было отснято большинство эпизодов, актер признался, что сильно болен и работать над фильмом больше не сможет. Был большой скандал, актера на три года лишили права сниматься на «Мосфильме», но уже через год Олега Даля не стало.
Экипаж
Главные герои картины
Главными актерами «Экипажа» должны были стать — Николай Караченцев, Елена Проклова, Олег Даль и Алексей Петренко, но в силу тех или иных обстоятельств они не смогли, или отказались, сниматься в «Экипаже».
Георгий Жженов
Исполнителем главной роли — командира авиалайнера Андрея Васильевича Тимченко — режиссер Митта хотел видеть актера Алексея Петренко, но тот категорически отказался, мотивируя тем, что роль ему совершенно неинтересна. Тогда взяли актера Георгия Жженова – актера театра и кино. У Жженова на тот момент уже был большой опыт в кинематографе, ведь впервые зрители его увидели еще в далеком 1931 году в фильме «Путевка в жизнь». Последней киноработой, этого выдающегося актера, стал фильм «Незримый путешественник» 1998 года. В 2005 он скончался на девяностом году жизни.
Второго пилота Валентина Георгиевича Ненарокова должен был сыграть знаменитый на то время актер – Николай Караченцев. На то время у Николая были еще съемки, потом предстояли длительные гастроли, и в силу этих обстоятельств, ему пришлось искать замену.
Анатолий Васильев
Малоизвестный актер, на которого ни режиссер, ни директор картины сразу не обращали внимание. До «Экипажа» у актера было всего три незначительных роли в кинолентах — «Иванцов, Петров, Сидоров», «Степь» и «Близкая даль». После выхода на экраны «Экипажа» Васильева пригласили работать в Московский художественный Академический театр.
Александра Яковлева
Исполнила главную роль — стюардессы Тамары. Актрису утвердили после того как Елена Проклова по причине большой занятости не согласилась сниматься, хотя Митта утвердил ее без проб.
Леонид Филатов
Актеру театра и кино — Леониду Филатову – досталась роль бортового инженера Игоря Скворцова. Его так же как и остальных исполнителей главных ролей пригласили после того как по состоянию здоровья не смог сниматься, известный на то время, актер Олег Даль.
Актеры фильма «Экипаж», хоть и не с первого раза были утверждены, и режиссер в их способностях был не совсем уверен, справились на все сто процентов, правдоподобно сыграв все сцены и передав все эмоции людей которые когда — либо оказывались в подобной ситуации.
Неизвестное о фильме «Экипаж»
Любой съемочный процесс — это интересный и удивительный отдельный фильм, о котором простому телезрителю чаще всего не удается узнать. Сейчас в конце некоторых фильмов или сериалов показывают отрывки курьезных ситуаций, происходящих во время съемок на площадке. Раньше такого не было и для телезрителей все оставалось загадкой.
Кто смотрел фильм «Экипаж», а также кинокритики заметили много несовпадений, неточностей и моментов, которые в реальной жизни с технической точки зрения невозможны. Но, по словам режиссера картины, снимали фильм-сказку и не пытались выстроить сюжет, отвечающий всем реалиям.
Сценаристы хотели донести совсем другое, опуская технические моменты.
Вот некоторые факты, известные нам о происходящем на площадке и не только:
Картина в восьмидесятом году занял лидирующее место по количеству телезрителей, которые посмотрели кинокартину. Режиссер стал «первооткрывателем» — впервые показав эротическую сцену, хотя она была одна. В рабочей версии их было больше, но начальству это не понравилось, и было приказано убрать все лишнее.
Заключение
Не смотря на большое количество ошибок фильм, стоит посмотреть тем, кто обращает внимание не на технические неточности и огрехи режиссера, а вдумывается в смысл картины. Понимает, что именно сценаристы сюжетом хотели преподнести телезрителям, какие моральные и духовные ценности. Узнать о которых вы сможете, непосредственно посмотрев «Экипаж».
За кадром «Экипажа»: как появился первый советский фильм-катастрофа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Идея снять фильм-катастрофу пришла режиссеру Александру Митте еще в 1976 г. Ничего подобного тогда в СССР не снимали, и руководство вначале не одобрило эту идею: советский самолет не мог потерпеть крушение, а Митта не хотел отказываться от идеи авиакатастрофы. Режиссеру удалось найти компромиссное решение: авария случается за границей, по причине стихийного бедствия, а не технической неисправности самолета. И благодаря героическим действиям экипажа ТУ-154 в финале возвращается в Москву. В таком виде сценарий «Запаса прочности» утвердили, правда, позже режиссер сменил название на «Экипаж».
Однако проблемы со сценарием были не самыми большими в процессе съемок. Бюджет был очень скромным, а Митта хотел снять фильм с настоящими спецэффектами. Списанных самолетов ТУ-154 в СССР тогда не нашлось – модель была новая. На кладбище старых самолетов отыскали ТУ-114. Поскольку двигаться он уже не мог, декорации соорудили прямо вокруг него. Однако в процессе подготовки к съемкам провода дали искру, и залитый соляркой самолет запылал еще до начала съемок. Спасти ситуацию не удалось, Митта прибыл уже на пепелище. Позже эти эпизоды сняли на частях попавших в аварию самолетов.
Катастрофы преследовали режиссера и во время подбора актерского состава. Все главные роли должны были достаться совсем не тем, кто их сыграл в результате. Командиром корабля должен был стать Алексей Петренко, вторым пилотом – Николай Караченцов, бортинженером-ловеласом – Олег Даль, стюардессой – Елена Проклова. По разным причинам все актеры отказались от съемок. Последним ушел Олег Даль, когда большинство эпизодов с ним уже было снято, – он был болен. Пересъемка требовала новых затрат, к тому же срочно нужно было разыскивать нового героя.
Замену Прокловой тоже искали довольно долго. Выбор пал на студентку Александру Яковлеву (на тот момент – Иванес). Митта переживал, что ее не отпустят с учебы – в те времена съемки студентов в кино не одобрялись, но оказалось, что ее отчислили за опоздания и срывы репетиций. При этом ректор предупредил, чтобы с ней не связывались – о непростом характере Иванес уже тогда ходили легенды. Директор картины Б. Криштул пожалел, что не последовал этому совету: «Но приходилось терпеть, на пересъёмки не было денег, а от одной мысли, что снова придётся искать главную героиню, бросало в дрожь. Недоучившаяся студентка вытворяла такое, что даже ветераны кино поражались: устраивала истерики, подставляла людей». Когда уже были готовы титры, актриса вышла замуж и поменяла фамилию, заранее никого об этом не предупредив. А потом устроила истерику, потребовав переделать титры.
Фильм «Экипаж» в СССР стал революционным не только в отношении спецэффектов и динамичности сюжета, но и по количеству эротических сцен. Правда, большинство из них в итоге прошлось вырезать. Но даже то, что осталось (всего около 20%), поражало воображение неискушенного советского зрителя.
Финал фильма изначально был другим – командир экипажа от пережитого стресса должен был умереть. Но министры авиации и кино возмутились такой концовкой и настояли на хэппи-энде. Поэтому в финале добавили сцену, как экипаж навещает выжившего командира в больнице.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Фильм «Экипаж»: интересные факты о съемках
Эта вдохновленная голливудскими блокбастерами картина Александра Митты, вышедшая на экраны в конце 1970-х, стала новой вехой в истории советского кинематографа. Продемонстрировав зрителям мастерство комбинированных съемок и качественные спецэффекты при захватывающем сюжете, она заодно подарила эпизод, который называют первой в СССР эротической сценой, хотя выглядит все на экране довольно скромно. Интересные факты о фильме «Экипаж» — в материале 24СМИ.
«Запас прочности»
Начинать разговор про интересные факты о фильме «Экипаж», ставшем в 1979 году для отечественного кино «трижды первым» (как картина-катастрофа, как спродюсированная лента, ибо вложилось деньгами не только государство, но спонсором выступил и «Аэрофлот», как фильм с эротической сценой), стоит с самого начала — с названия.
«Запас прочности» — такая надпись по первоначальному замыслу должна была красоваться в кинотеатрах на плакатах первого русского фильма-катастрофы. Однако ознакомившиеся с предварительной сборкой ленты прокатчики развели панику, предрекая натуральную гибель картины с подобным названием в советских реалиях. И намекали явно не на отношение зрителей, а на людей, занимающих кресла в высоких кабинетах.
Картина и так навела шороху в среде авиационного начальства, когда только поползли слухи о сюжете, в котором рассказывается о катастрофе, произошедшей с советским самолетом, что напрягало в плане соответствия преподносимой гражданам идеологической концепции лучшей страны на планете, с самыми совершенными технологиями и высочайшей надежностью техники. А тут еще и название с намеком.
Отказ от съемок
Примечательно, что привычный актерский состав первого русского блокбастера мог в идеале оказаться совершенно иным. Ведь сначала роли планировалось предложить совсем не тем артистам, чьи лица зрители на экране увидели.
Например, роль командира экипажа, бывшего летчика-фронтовика, достаться должна была Алексею Петренко. Однако актер, едва получив предложение, сразу ответил резким отказом, не объясняя причины подобного решения. В итоге Андрея Тимченко сыграл Георгий Жжёнов.
Не было в планах у Александра Митты привлекать к работе над картиной и Анатолия Васильева, воплотившего на экране образ второго пилота. Валентина Ненарокова после великолепно проведенных проб играть начал Николай Караченцов. Однако артист вскоре после старта съемок сообщил руководству, что на участие в картине у него остается не больше пары дней в неделю — остальное время отнимают театр, другие съемки и концерты.
Образ бортинженера Скворцова, бессовестного дамского угодника и сердцееда, внезапно понявшего, что вдруг влюбился, сначала на себя примерял Олег Даль. Однако после того, как сняли несколько эпизодов, артист покинул проект, сославшись на неспособность продолжать работу по причине болезни. На роль в результате взяли Леонида Филатова.
Да и у стюардессы Тамары должна предварительно была быть внешность Елены Прокловой, которая с радостью согласилась сниматься, но затем крайне быстро отказалась — сообщила, что руководство театра, где актриса служила, нагрузило ее работой, поставив заменять в ряде спектаклей уехавшую за границу коллегу.
Худющие коровы
Следующая занимательная и забавная информация из раздела «Интересные факты о фильме “Экипаж”» касается подхода к созданию спецэффектов.
Когда кинематографистам понадобилось снимать сход с гор селевого потока, занимавшийся вопросом художник картины узнал, что недалеко от места съемок расположен завод, занимающийся изготовлением комбикормов для животных. А комбикорм, будучи смешан в известных пропорциях с водой, по внешнему виду при грамотной постановке задачи оператору неотличим от так необходимой в кадре грязевой лавины.
Но без разнарядки получить требуемые три тонны готового продукта у руководства завода шансов у киношников не было. Так что директору ленты Борису Криштулу пришлось схитрить — сказать заводскому начальству, что комбикорм требуется на пропитание находящимся в плачевном состоянии (кожа да кости — скоро с голоду помрут!) коровам, снимающимся в фильме про ВОВ. «Главный по кормам» пошел навстречу и запрашиваемый объем производимого предприятием продукта выделил.
Оргии по ночам
Знаменитая эротическая сцена, произведшая настоящий фурор среди впервые увидевших подобное на экране советских зрителей, в действительности включила в себя едва ли пятую часть от всего отснятого материала.
Кадр из фильма «Экипаж» (СССР, Мосфильм, реж.А.Митта, 1979 год) / LiveJournal
Работницы киностудии, занимавшиеся проверкой отснятой пленки на фокус, увидев гологрудое непотребство, сразу с истеричными криками устремились в дирекцию «Мосфильма», отчаянно обвиняя Александра Митту в том, что режиссер якобы по ночам устраивает оргии, старательно фиксируя подробности сих вакханалий посредством киноаппаратуры, и требуя немедленно всевозможных кар на голову кинематографиста.
В итоге худсовет, послушав возмущенные вопли обиженных женщин и присоединившихся к ним в борьбе за моральный облик советского человека околокиношных начальников, постановил отснятый Миттой «по эротической теме» материал порезать, оставив от первоначальной продолжительности сцены процентов двадцать.
«Главный герой»
Нешуточной проблемой для кинематографистов стал поиск «главного героя» картины — ТУ-154. Трудность заключалась в том, что на момент съемок модель еще оставалась новой, а потому списанных самолетов просто не было в наличии. Пришлось собирать «с бору по сосенке».
Хвост удалось отыскать в Новосибирске — все, что осталось после возгорания «тушки» в аэропорту Толмачево. В этом куске самолета кинематографисты по большей части снимали сцены тушения пожара, благо внешний вид «декораций» соответствовал.
Потом получилось достать уже самолет целиком — пассажир разлил в салоне ртуть, так что машину отправили на завод для проверки и устранения вероятных неисправностей. А кинематографисты, воспользовавшись подвернувшейся возможностью, попросились «поснимать».
Ну и без макетов для комбинированных съемок не обошлось — соорудили шесть штук, причем разных размеров — от полуметра в длину до почти пяти с половиной.
Хочу по-моему!
Поведение Александры Яковлевой на съемках партнеры по площадке и режиссер характеризовали исключительно как «стервозное». Это выражалось не только в постоянных капризах, но и в своеобразных выходках: то наденет платье из другой сцены, то, несмотря на обещание, не заедет по дороге в аэропорт за коллегой, то всем и каждому демонстрирует собственное высокомерие.
«Экипаж» 41 год спустя: как сложились судьбы основных актеров знаменитого фильма
Советский кинофильм «Экипаж» вышел на экраны страны в 1979 году, получив огромную популярность и положительные оценки критиков. Мало кто знает, но первоначально фильм хотели назвать «Запас прочности». Идея крушения советского самолета по техническим причинам вызвала неодобрение со стороны властей. Сценаристам пришлось исправить сюжет фильма, в котором крушение самолета происходит из-за сил природы.
Георгий Жженов
В фильме «Экипаж» Георгий Жженов сыграл роль командира воздушного судна Андрея Тимченко. Уверенная игра в кадре принесла малоизвестному актеру славу и популярность. Георгий был утвержден на роль после отказа другого артиста, которому не понравился печальный конец картины. В процессе съемок конец фильма был заменен на счастливый, хотя уже материал был отснят.
После завершения съемок в фильме Георгий Жженов продолжил свою карьеру актера. Принимал участие в театральных выступлениях, участвовал в передачах на радио и телевизионных эфирах. Артист умер в 2005 году в звании Народного артиста СССР, в возрасте 90 лет.
Леонид Филатов
Первоначально роль бортинженера Игоря Скворцова была отдана актеру Олегу Далю. После съемок в нескольких эпизодах продолжить работу ему не позволило здоровье. Тогда на роль был утвержден Леонид Филатов, который безупречно исполнил роль ловеласа и коварного сердцееда.
Скромный характер и наличие семьи усложняли некоторые сцены фильма. Так, в постельной сцене ему приходилось находиться под одеялом в джинсах.
Дальнейшая карьера Леонида Филатова сложилась достаточно уверенно. Многочисленные съемки на телевидении сменялись ролями в театре и пробами в литературном творчестве. В 1995 году он получил статус Народного артиста СССР. Ушел из жизни в 2003 году, в возрасте 56 лет.
Анатолий Васильев
Роль второго пилота Валентина Ненарокова была отдана Анатолию Васильеву, который также приступил к съемкам после отказа другого артиста. Работа в данной кинокартине оказалась самым значимым опытом в карьере артиста. После выхода фильма на экраны актер продолжил работать в кино, совмещая съемки с огромным количеством театральных выступлений.
Сейчас актеру 73 года, он имеет огромный список картин, в которых принимал участие. Одной из самых известных ролей является роль дедушки в сериале «Сваты».
Александра Яковлева
Творческий путь Александры Яковлевой начался с участия в фильме «Экипаж». На тот момент она была отчислена с театрального вуза и не имела значимого опыта в съемках. Вместе с Леонидом Филатовым сыграла первую откровенную сцену в советском кино, которая ее ничуть не смутила.
Фильм «Экипаж» принес огромную популярность будущей актрисе и послужил стартовой ступенью дальнейшего успеха в кино. После долгого перерыва в 2016 году вернулась в кино, приняв участие в съемках ремейка фильма «Экипаж», в котором исполнила роль чиновницы.
Екатерина Васильева
Екатерина Васильева исполнила роль жены командира самолета. Первые съемки у нее произошли в студенческом возрасте, а, окончив институт, она продолжила сниматься в кино. На ее творческом пути было огромное количество театральных ролей и съемок в кинокартинах. Но большая популярность не остановила ее от решения уйти в монастырь.
После небольшого перерыва она вернулась к своей профессиональной деятельности, но полученный опыт в стенах монастыря заставил ее более тщательно относиться к выбору предлагаемой роли.