актеры фильма гадание на бараньей лопатке
Гадание на бараньей лопатке
Гадание на бараньей лопатке | |
Zīlēšana uz jēra lāpstiņas | |
Режиссёр | |
---|---|
«Гадание на бараньей лопатке» (латыш. Zīlēšana uz jēra lāpstiņas ) — художественный фильм режиссёра Ады Неретниеце. Снят по сценарию Олега Манджиева на Рижской киностудии в 1988 году.
Содержание
Сюжет
Действие фильма происходит сразу после войны. В далёком сибирском посёлке переплелись трудные судьбы разных людей.
Группа уголовников совершила побег и в пособничестве к озлобленным бандитам был несправедливо обвинён высланный из Калмыкии мудрый и рассудительный знахарь-травник дед Анджу.
Теперь его внуку Лиджухе предстоит нелёгкая жизнь. Баранья лопатка, на которой он загадал свою дальнейшую жизнь, подсказала мальчику, что не всё так плохо, пока у него есть надёжные друзья.
В ролях
В. Шаршов, Болот Бейшеналиев, Бертулис Пизич, Е. Мухатова, Николай Губанов, И. Зиемелис, Г. Голомизов, Г. Лоя, Арнольд Алтмяэ
Съёмочная группа
Награды
В 1988 году фильм стал победителем в двух номинациях на кинофестивале «Большой Кристап».
Другое
Название фильма происходит от специфического жанра калмыцкого народного творчества, который называется кемялген. Сюжет фильма затрагивает период депортации калмыков.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Гадание на бараньей лопатке» в других словарях:
ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ — ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ, СССР, Рижская киностудия, 1988, цв., 88 мин. Социально историческая драма. Действие фильма происходит в начале 50 х годов в небольшой сибирской деревушке, где пересеклись пути и судьбы сосланных латышей, калмыков,… … Энциклопедия кино
АНТОНЕ Инара — художник. 1968 24 25 не возвращается («24 25» не возвращается) (см. 24 25 НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ) 1970 Стреляй вместо меня (см. СТРЕЛЯЙ ВМЕСТО МЕНЯ) 1977 Мальчуган (см. МАЛЬЧУГАН) 1979 Весенняя путевка (см. ВЕСЕННЯЯ ПУТЕВКА) 1982 Блюз под дождем ( … Энциклопедия кино
БЕЙШЕНАЛИЕВ Болот — (Болотбек) (р. 25 июня 1937, селение Торт Куль, Киргизия), киргизский актер, народный артист Киргизии. Окончил вокальную студию при Киргизском академическом театре оперы и балета (1958), Ташкентский театрально художественный институт им. А. Н.… … Энциклопедия кино
ВИГНЕРС Иварс — композитор. 1974 Свет в конце тоннеля (см. СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ) композитор 1975 Ключи от рая (см. КЛЮЧИ ОТ РАЯ) композитор 1976 Быть лишним (см. БЫТЬ ЛИШНИМ) композитор 1978 Мужские игры на свежем воздухе (см. МУЖСКИЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ) ко … Энциклопедия кино
Неретниеце, Ада — Ада Неретниеце Ada Neretniece … Википедия
Неретниеце — Неретниеце, Ада Ада Неретниеце Ada Neretniece … Википедия
Большой Кристап (кинофестиваль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большой Кристап (значения) … Википедия
Манджиев, Олег Лиджиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Манджиев. Олег Лиджиевич Манджиев Дата рождения: 12 января 1949(1949 01 12) (63 года) Гражданство: Россия Род деятельности: прозаик, редактор … Википедия
ЖАГАРС Юрис — актер. 1980 ВЕЧЕРНИЙ ВАРИАНТ 1986 ДВОЙНИК (см. ДВОЙНИК (1986)) 1987 АЙЯ 1987 ДИКИЕ ЛЕБЕДИ 1988 ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ 1991 ВРЕМЕНА ЗЕМЛЕМЕРОВ 1991 СТО ВЕРСТ ПО РЕКЕ 1992 ДУПЛЕТ 1996 САТАНИНСКАЯ ИСТОРИЯ (первый фильм трилогии «Яйцо дракона») … Энциклопедия кино
ИЛЬИН Андрей Епифанович — (р. 18.07.1960, г. Горький), актер. Окончил Горьковское театральное училище (1979, курс Б.Наровцевича), Рижскую консерваторию (1983, актерский факультет, мастерская А.Каца). Играл в Рижском театре русской драмы (1979 1989). Актер театра им.… … Энциклопедия кино
ed_glezin
ed_glezin
Действие фильма происходит в начале 50-х годов в небольшой сибирской деревушке, где пересеклись пути и судьбы сосланных латышей, калмыков, русских. Мальчик-калмык Лиджи живет с дедушкой, который ходит в тайгу, собирает травы, лечит односельчан. Однажды дедушку арестовали по ложному обвинению в убийстве и поджоге фермы. Лиджи остался один. Многие от него отвернулись, но русская девушка Валентина и его сверстники помогли мальчику в трудные для него дни.
Из отзывов на фильм:
Максим Марков 9.07.2017 09:47
Андрей Ляпчев (Омск) 20.02.2017 20:14
ЭММАНУЭЛЛА (ВОЛГОГРАД) 3.03.2012 20:17
Ахуныч 17.08.2011 20:45
Третье обращение к «сибирской» теме для Ады(Армиды) Мартиновны Неретниеце (два первых «Клятва Гиппократа» 1966г и «Утро долгого дня» 1968г) через почти 20 лет оказалось оказалось триумфальным,был создан удивительно правдивый,искренний и душещипательный кинематографический шедевр на такую историческую тему,которую до настоящего времени так никто больше и не раскрыл.Как великолепно раскрыли национальные прежде всего характеры наши замечательные советские актеры-националы Максим Мунзук,Болот Бейшеналиев и Андрис Берзиньш,не по-детски хорошо сыграл Церен Цатхланов,бесподобны Андрей Ильин и Светлана Рябова. Сколько раз ни смотрел,а слез сдержать не мог-так за душу берет этот фильм.
Кузбассия (Кемерово) 27.04.2011 19:39
тимершина луиза (зеленодольск) 30.04.2009 23:12
случайно начала смотреть этот фильм,впечатление произвело сильное,в конце не могла сдержать слез-дети оказались самыми преданными. Понравилась игра всех актеров, особенно игра самого юного героя, внука шамана. Буду долго помнить этот замечательный фильм. Спасибо!
Фильм «Гадание на бараньей лопатке» рассказывает о жизни высланных в Сибирь семьях калмыков и латышей, о взаимовыручке, об отношениях с местным населением.
Сценарий многим нравился. Режиссер Юрий Кара прочел сценарий на студии им.Горького, съездил к О.Манджиеву, привез его на студию, показал свой последний фильм «Завтра была война» и попросил дать сценарий «Бараньей лопатки» ему на постановку.
Вот так, не благодаря, а вопреки, вышел этот фильм, который впоследствии прокатывался по многим странам, получил несколько международных премий.
В фильме через судьбу двух персонажей, старика Анджу (народный артист Российской Федерации М.Мунзук) и его внука Лиджухи (школьник Ц.Цатхланов), показана жизнь калмыков-переселенцев в Сибири. Ежемесячные отметки в комендатуре, каждодневный страх ареста, обидные слова, сказанные за спиной, и, не смотря на все, дед и внук несут в себе все человеческое и мудрое своего народа.
. Арестованный дед Анджа оказывает помощь коменданту-надзирателю (В.Порошин), приводит его в нормальное самочувствие, предлагает ему свое лекарское искусство.
За кадром фильма мы должны признаться, что радости эта картина ни создателям фильма, ни Церену Цатхланову не принесла. Фильм созданный по времени на грани распада Советского Союза, являлся откровением в истории тоталитарного государства. Фильмом восхищались и одновременно, его боялись. В 1989 году фильм «Гадание на бараньей лопатке» несколько раз выдвигался на Гран-при, на Государственную премию СССР и РСФСР, но в последний момент приз присуждался другому фильму, менее значительному. За второстепенными призами создатели фильма принципиально не выходили для получения. Правда, Церен был отмечен призом Гостелерадио СССР. Маленький артист звездной болезнью не заболел, но известность его стесняла, он замкнулся.
Церен родился 15 мая 1976 года в семье Цатхлановых, Владимира Борисовича и Лидии Сангаджиевны. Он рос спокойным мальчиком. Из всех увлечений для него главным были занятия в детском танцевальном ансамбле «Герел» (руководитель Эмба Манджиев), куда он стал ходить с ранних лет. Вместе с этим ансамблем и вместе с Константином Эрендженовым, народным поэтом Калмыкии, он снялся в первом своем документальном фильме «Под небом солнечной Калмыкии» (1984г.) Режиссер Ион Мижа предрек Церену артистическую карьеру и сказал его маме: «Ваш ребенок мудр как старик».
В 1987 году Лидия Сангаджиевна сильно болела и поэтому была ослаблена хворью, плохо говорила и ходила. Забота за состоянием мамы лежала на Церене, и на различных мероприятиях он был с ней рядом. 15 февраля 1988г. во Дворце культуры профсоюзов на творческом вечере Давида Кугультинова Церен сидел рядом с мамой. Когда он понес на сцену букет с цветами, его заметила ассистент режиссера Вера Рождественская, приехавшая в Элисту отобрать мальчика на роль Лиджухи. И хотя сценарий был уже у другого кандидата, она после окончания вечера подошла к ним и пригласила Церена на кинопробу. Вскоре, 28 марта, Церена с мамой вызвали в Ригу. Вечером им дали прочитать сценарий, а утром уже кинопробы. Хотя претендентами были еще несколько мальчиков, Церен сидел тихо и больше волновался за состояние мамы, чем за свою роль («. мама сидит отдельно и может хочет пить»)
Творческая группа к мальчикам относилась очень хорошо, но ближе они сошлись с Цереном, который успешно стал осваивать латышский язык. Когда съемки продолжались в Риге, то там Церен стал постоянным гостем в латышских семьях. Поддерживал разговор и иной раз запутывал посторонних людей.
10 декабря 1988 года в Риге состоялась премьера фильма»Гадание на бараньей лопатке». По такому случаю в Латвию из Калмыкии снарядили целую группу во главе с артистом Юрием Ильяновым. Создатели фильма с опаской ждали реакции самих латышей, но люди плакали и благодарили за фильм.
Потом прошли премьеры в Элисте (27 декабря1988г.), в Москве (10 января 1989г.), в Душанбе (27 ноября1989г.) Фильм был закуплен многими странами.
Земляки гордились Цереном, а он славы стеснялся. Ему предлагали получить кинообразование, а он потянулся к религии, стал ходить в хурул. В 1993 году Церен уезжает на учебу в Индию, в монастырь Дрепунг Гоманг. Учителя Церена направили в Калмыкию, и он приехал вместе с ним.
ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ
Полезное
Смотреть что такое «ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ» в других словарях:
Гадание на бараньей лопатке — Zīlēšana uz jēra lāpstiņas … Википедия
АНТОНЕ Инара — художник. 1968 24 25 не возвращается («24 25» не возвращается) (см. 24 25 НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ) 1970 Стреляй вместо меня (см. СТРЕЛЯЙ ВМЕСТО МЕНЯ) 1977 Мальчуган (см. МАЛЬЧУГАН) 1979 Весенняя путевка (см. ВЕСЕННЯЯ ПУТЕВКА) 1982 Блюз под дождем ( … Энциклопедия кино
БЕЙШЕНАЛИЕВ Болот — (Болотбек) (р. 25 июня 1937, селение Торт Куль, Киргизия), киргизский актер, народный артист Киргизии. Окончил вокальную студию при Киргизском академическом театре оперы и балета (1958), Ташкентский театрально художественный институт им. А. Н.… … Энциклопедия кино
ВИГНЕРС Иварс — композитор. 1974 Свет в конце тоннеля (см. СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ) композитор 1975 Ключи от рая (см. КЛЮЧИ ОТ РАЯ) композитор 1976 Быть лишним (см. БЫТЬ ЛИШНИМ) композитор 1978 Мужские игры на свежем воздухе (см. МУЖСКИЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ) ко … Энциклопедия кино
Неретниеце, Ада — Ада Неретниеце Ada Neretniece … Википедия
Неретниеце — Неретниеце, Ада Ада Неретниеце Ada Neretniece … Википедия
Большой Кристап (кинофестиваль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большой Кристап (значения) … Википедия
Манджиев, Олег Лиджиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Манджиев. Олег Лиджиевич Манджиев Дата рождения: 12 января 1949(1949 01 12) (63 года) Гражданство: Россия Род деятельности: прозаик, редактор … Википедия
ЖАГАРС Юрис — актер. 1980 ВЕЧЕРНИЙ ВАРИАНТ 1986 ДВОЙНИК (см. ДВОЙНИК (1986)) 1987 АЙЯ 1987 ДИКИЕ ЛЕБЕДИ 1988 ГАДАНИЕ НА БАРАНЬЕЙ ЛОПАТКЕ 1991 ВРЕМЕНА ЗЕМЛЕМЕРОВ 1991 СТО ВЕРСТ ПО РЕКЕ 1992 ДУПЛЕТ 1996 САТАНИНСКАЯ ИСТОРИЯ (первый фильм трилогии «Яйцо дракона») … Энциклопедия кино
ИЛЬИН Андрей Епифанович — (р. 18.07.1960, г. Горький), актер. Окончил Горьковское театральное училище (1979, курс Б.Наровцевича), Рижскую консерваторию (1983, актерский факультет, мастерская А.Каца). Играл в Рижском театре русской драмы (1979 1989). Актер театра им.… … Энциклопедия кино
Гадание на бараньей лопатке
На страницах нашей газеты регуляр но публикуются научные работы маститых осетинских ученых. Отдавая должное старшему поколению осетин ской научной элиты, мы считаем не обходимым давать возможность и мо лодым ученым представлять свой взгляд на те или иные стороны исторической науки. Предлагаем вашему вниманию научную заметку, посвященную народной магии осетин.
Осетинам было известно множество гадательных обрядов, являющихся разновидностью магии, к которым они прибегали с целью узнать будущее. Некоторые из этих обрядов применялись в различных обстоятельствах, другие только в отдельном случае и с определёнными целями. К примеру, в прошлом осетины широко практиковали обычай гадания по бараньей лопатке («оны кæсын »). Поэтому и в наше время в Осетии трудно найти ущелье или село, жители которого не рассказывали бы вам о древнем обычае подобного вида гадания.
Ритуал гадания на лопатке животных своими корнями уходит вглубь веков и, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного уклада.
Знанию особых примет, проявляющихся на лопаточной кости жертвенного животного и умению рассказать о них образно и увлекательно, придавалось большое значение в народе. По цвету, наличию пятен, форме выступов на кости опытные гадатели безошибочно предсказывали все предстоявшие изменения в жизни общества. В мировом фольклоре известно множество легенд и преданий о способах гадания на бараньей лопатке, к которому осетины прибегали во время традиционного обрядового застолья.
В системе застольного этикета осетин и других горских народов особое место занимают разделка, приготовление и раз дача определённых частей жертвенной туши барана. Наиболее почётными частями жертвенного животного являются три символические доли – отварная голова, шейная часть и лопатка, их всегда в обязательном порядке ставят на стол перед тремя старшими, возглавляющими ритуальную трапезу.
По словам старожилов, в завершение застолья правую баранью лопатку в очи щенном от мяса виде давали гадающему. При этом для гадания выбирали лопатку одно-двух летнего барана. Ягнята для оп ределения будущего не подходили.
Предсказатели оповещали о самых разных событиях, которые произошли или произойдут в будущем: нападение на стадо грабителей или волков, падеж скота от бескормицы, снежную зиму, голод или урожай в будущем году и т.д.
Отметим, что гадающего на бараньей лопатке осетины называют «оны дæсны ». Такие люди были широко известны в народе: Плиев Къадзах, (с.Рук), Ханикаев Самсон (с. Згъубир), Маргиев Копи (с.Бадзыгат), Плиев Бедзе (с.Дзомагъ), Дзиццойты Ладо (с.Урсдзуар). Преобладание мужских имен связано с тем, что гадание на лопатке было исключительно прерогативой мужчин.
Кроме лопатки барана осетины предсказывали будущее по рёбрам и бедренной части животного. По сведениям этнографа Л.А Чибирова, старожилы мог ли определить погоду на зиму также и по селезёнке ( фарсылæвзаг ).
В тех случаях, когда гадали о том, что касалось непосредственно данной семьи, то брали только лопатку принадлежавше го этой семье барана. В случае, если барана покупали, необходимо было произвести определённые обряды: животное обводили вокруг очага, давали лизнуть кусок каменной соли, после этого баран должен был какое-то время прожить у данной семьи. Если ло патка, по которой производилось гадание, принадлежала недавно купленному животному, считалось, что все «предсказы ваемое» лопаткой относится к той семье, которой баран принадлежал ранее. После завершения гадания лопатку, прежде чем выбросить, надламывали с широкой стороны кости.
Вопрос о времени зарождения способа гадания на бараньей лопатке у осетин помогают прояснить конкретные археологические данные. Многочисленные археологические источники свидетельству ют, что ведущей формой хозяйства, глав ной экономической основой жизни древ них кобанцев и ираноязычных скифо-сар мато-аланских племён, обитавших в цен-тральной части Северного Кавказа было скотоводство. Об этом же говорят и данные лингвистики. Е.И. Крупнов, Б.В. Техов и другие исследователи полагают, что широкое развитие скотоводства у предков осетин и носителей кобанской культуры вызвало появление у них своего покровителя, которого они представляли в виде священного барана. Подтверждением чего являются найденные в могильниках бронзовые головки барана в виде подвесок, а также изображения животных на бронзовых топориках.
О наличии культа барана у предков осетин свидетельствуют также находки множества костей баранов, овец в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII-IV вв. до н.э. Пережитки ку льта барана прослеживаются и в позднем быту осетин. Как древний символ плодородия, материального благополучия, баран занимает особое место в свадебной обрядности и обрядах детского цикла.
На свадебном пиру старший высказывал жениху пожелание многочисленного потомства, как у барана: «Фырау хъæбул джын куыд уа!». О здоровом, красивом мальчике осетины говорят «похож на альчик барана» («фыры хъулы хуызæн»).
Весь скотоводческий производственный цикл горцев сопровождался жертвоприношением, прежде всего, барана. Его считали лучшим жертвенным животным в честь покровителей, а также при приеме почетного гостья. Более того, популяр ное осетинское божество Фарн (благодать) нередко выступало в образе барана.
Существовала прямая связь культа ба рана с культом огня, восходящая ко времени индоиранского единства. О связи культа барана с культом огня свидетельствуют детали таких обрядов, как приготовление пирогов в честь барана и выполнение из теста его фигурок на Новый год, изображение бараньих голов на светильниках (цырагъдарæн), жилищах и святилищах. Бараньи рога вешали на центральный столб главного жилого помещения семьи, нередко использовали в качестве сосуда для напитков.
Сакральная значимость барана в осетинских верованиях проявилась и в обряде «испытания места». Суть этого обряда: на участок застройки запускали животное и наблюдали за тем, где оно остановится и ляжет. Место это считалось счастливым для жилища. Здесь же резали барана, а по его лопатке гадали, где заложить первый камень, т.е. совершался обряд строительной жертвы через при ношение в жертву домашнего животного.
При строительстве башен осетины кровью барана поливали фундамент, что бы выбранное ими место становилось счастливым для жилья.
Вышеизложенное наглядно показывает, что лопаточная кость барана по представлениям осетин наделена особой магической силой, обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни общества. Характерно, что в некоторых селах южной части Осетии придерживаются такой традиции и сейчас, а это в свою очередь является показателем того, что архаичные традиции не исчезли полностью с осетинского духовного горизонта.
научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Ванеева
Гримуар
Гадание по бараньей лопатке
Гадание по бараньей лопатке
Желающий узнать судьбу обязательно кладет лопатку на ночь под подушку, после этого он становится ее хозяином. На следующий день приходит с лопаткой к шаману. Гадание на лопатке совершают обычно поздним вечером. Шаман разжигает огонь вдали от посторонних глаз (печь или костер), на обряде может присутствовать не более 2-3 человек. Для начала лопаточную кость гадающий окуривает дымом от горящих ветвей можжевельника и, держа кость в правой руке, подносит ее к зеркалу. Затем он шепотом или мысленно призывает божеств с просьбой дать точный ответ. После этого гадальщик кладет лопатку в огонь, не дающий дыма (на угли) и ждет. Огонь должен быть не очень сильным, но и не очень медленным. Сначала кость темнеет, потом трескается. Иногда в процессе нагревания лопатки, некоторые шаманы плюют на нее, благодаря чему на кости также появляются трещины.
Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то вас ждет важное событие, после которого вы уже не сможете жить так, как живете.
Если треск слабый, то перемены будут несущественными.
Если лопатка не начала потрескивать, то никаких активных перемен ближайший год вам не принесет.
Также громкий треск может указывать на то, что в доме поселились злые духи. Показателем того, что последние причиняют вред и сеют раздор в семье, служат звуки, напоминающие кудахтанье курицы.
Трактовка признаков зависит от цели гадания. Однако, если гребень лопатки быстро отламывается, это означает, что есть возможность устранить все вышеозначенные проблемы при помощи специальных ритуалов.
Через некоторое время обгоревшую кость осторожно достают из огня, смотрят на свет, и по многочисленным образовавшимся приметам (трещинам, цвету, месту сколов и обгорелостей и т. д.) производят само гадание.
Иногда гадают о погоде. Так, считается, что если на лопатке после «обработки» на огне появилось много темных пятнышек – будет оттепель, если же пятнышки белые – будет снег. Появление пепельного оттенка служит недобрым предвестником господства сильных ветров в этом году. Черный цвет предвещает ливни, а желтый – теплую погоду.
У некоторых гадальщиков вся лопатка делится на несколько секторов, имеющих свои названия. В зависимости от того, в каком секторе есть трещины и пятна, выносят прорицание.
Иногда используются не печеные, а вареные кости.