актеры фильма катала 1989
Катала (1989)
Катала
Эта авантюра вынуждает героя пройти через множество злоключений, и в итоге неумолимые обстоятельства приводят его к полному проигрышу.
Отзывы критиков о фильме «Катала», 1989
Закрытый показ
Сергей Бодров отлично представил картёжный бизнес в Советском союзе, когда играли по понятиям на крупные суммы денег, а если долг висел за проигравшим, то нужно было отдать, в противном случае это являло миру криминальную драму. Перед нами броское повествование крупной шишки картёжного дела и его партнёра. Сценарий специально отводит главного героя на второе место, делая тем самым реверанс в сторону зависти и любви.
Валерий Гаркалин строго сохраняет серьёзную мину на протяжении всех острых событий. Картёжные дела не выходят на первый план, так как кино про людей и понятия, на которых строится основа криминального мира. Фильм легко проносится по интригующим деталям, оставляя заботу о любимых людях и картёжный долг. По факту, игр и фокусов с колодами карт в ленте немного, Бодров больше уделил внимание взаимоотношениям героев. Приятно наблюдать за советским менталитетом, оставляя позади сложную судьбу героини Елены Сафоновой, но в таком ключе как и раз и кроется основная мысль.
Зритель понимает положение героев, понимает о карточном долге, но сюжет ставит вопрос прямо: любовь или традиции и понятия? Выбор, который обыгрывается большую часть хронометража, великолепно отражает положение Валерия Гаркалина, впутывая его в сложную ситуацию, а когда ты осознаешь, что пути назад нет, стоит добивать до конца. Отлично выполнен переход между любовным интересом и заботой о героине, одно действие плавно переходит в другое, обостряя ситуацию и спуская хищников на жертву.
Неожиданностей пока нет, но острые и опасные диалоги, шантаж и принятие сложных, но очевидных решений накаляют обстановку, чтобы, наконец, начать играть. Фильм делает акцент на рывке и вызове, когда единственный способ победить и спастись — это бросить вызов главному боссу. Жертва становится охотником, рождая на экране уловки картёжного дела. Под последний акт фильма мелодичное повествование набирает оборот, даря психологическую игру персонажей и последствия, которые отвечают на главный вопрос ленты: на что готов человек ради любви?
Финал фильма удивляет и накаляет положение главного героя до предела, выставляя мотив уже не как игру в карты, а как личный вызов и мольба о свободе и независимости. Последствия великолепно отражены на сюжете, и кажется, что на этой ноте хитросплетений закончится повествование, но два удара от кульминации зритель получает жёстко. Будто весь хронометраж готовил зрителя к финальным эпизодам, заканчивая мораль карточных игр.
Первый переворот опасно обходится со зрителем, с героем и сбрасывает оковы, а второй доказывает истинные правила криминального мира. Впечатления от концовки повлияли на весь просмотр картины. Сергей Бодров запустил сложную историю, чтобы шокировать под конец. Это вроде бы среднестатистическая лента о криминальном бизнесе, но и интригующая последствиями.
Для тех, кто не знает о криминальном явлении «катала», поясню парой слов. «Катала» — азартный игрок в карты, шулер, который путём подтасовок и прочих своих манипуляций обворовывал игрой в карты. В уголовном мире относился даже к элите.
Во времена так называемой перестройки было снято достаточно большое количество картин, получивших волю в действии и ублажении интересов зрителя. Эти чернушные фильмы могли эксплуатировать проявления криминального беспредела, обнажение женского тела с мотивами проституции, всякого рода социальную неуравновешенность и следование западным кинематографическим мотивам. В какой-то мере данная картина и сама вбирает в себя этот набор, но качественно, драматически и заинтересованно выстраивая линию фактически «чёрного фильма», такого советского перестроечного нуара, крепкого, трагичного, где нет положительных героев, за каждым углом поджидает предательство, слежка и опасность, а улицы с улочками, да и материальное окружение вообще, кажутся какими-то обветшалыми, затасканными, тревожащими и, в то же время, по-настоящему российскими. Это криминальный мирок, где за игрой в карты ломаются жизни и судьбы не только самих игроков, но и их близких людей. Это бандитские способы возвращения долгов и расплаты, когда человека могут настигнуть где угодно и при любых обстоятельствах. «Катала» пытается и передаёт какую-то безысходность главного героя, о которой начинаешь подозревать уже заранее, как в этом шулерском деле, так и в любви, замечаешь, что что-то здесь происходит не так. А финальная сцена, на мой взгляд, создана просто прекрасно, как и подобает настоящей драме, заканчивающейся смертью и трагедией, сквозь смех, окружающую приветливость, солнце и встречу давних знакомых, что создаёт более акцентирующий на «чёрном» конце фильма эффект.
Маститый шулер по кличке Грек, что зарабатывал себе на красивую жизнь игрой и карточным разводом, уходит на профессиональную пенсию. Однако ближайший его соратник в этом деле Шота всё не угомонится и срывается в Москву, пытаясь сорвать большой куш. Мероприятие не складывается, Шота скрывается, проиграно всё, что было и даже больше. Бандиты его убивают и пытаются выйти на его женщину, дабы возвратить все долги. В это же впутывается и главный герой, который любит Анну — жену Шоты. Он пытается обеспечить ей безопасность и дальнейшую спокойную жизнь, в связи с чем снова отправляется в Москву, где хочет заработать денег старой профессией и покрыть долг. Первоначально, в паре с Карасём, работая на мифического криминального аристократа, что поддерживает гомосексуальные отношения с неким молодым человеком, Грек набивает свои карманы необходимой суммой, но «директор» вскоре объявляет огромное денежное вознаграждение за нахождение денег Шоты. Грек решается играть с «директором» один на один и окончательно урегулировать ситуацию, для чего обращается к фантастическим разработкам военных учёных и ставит себе линзы, благодаря которым теперь может видеть масти и значения карт сквозь их рубашку. Только у линз есть одна особенность — их нельзя носить долго, не более двух часов. «Директор» замечает слишком частые отлучки Грека в туалет и подозревает неладное. Впереди попытки убийства, едва не возникшая слепота и полнейшее разочарование в любимой женщине.
Не зря мне один товарищ усердно советовал посмотреть этот фильм, ибо в стилистическом плане он весьма неплохо выдержан в этой отрицательной нише героев, без распределения ролей на хорошие и плохие, с этими мрачными улицами и доками, проникающей музыкально и мизансценами любовной историей, криминальной драматичностью, когда выявляется тот факт, что от расплаты никуда не денешься и этим немного давящим флёром криминального аристократизма «директора», который увлекается мальчиками, рассуждает о судьбе и деньгах, слушая живую камерную классическую музыку. Наконец хоть облик роковой женщины, на мой взгляд, здесь хорошо не раскрыт, но вполне в картине место найдётся и проститутке, и расчётливой даме, что наводит клиентов под развод, и любви, что в финале оказывается циничной и охочей лишь до денег.
Крепкое криминально-драматическое, трагично-«чёрное» отечественное кино.
От чернухи к чёрному фильму
Так уж получилось, что в нашей стране не умеют делать жанровое кино, хотя усиленно пытаются. Всегда получается что-то мутное с претензией на глубокомысленность. Отечественная кинопродукция — чистая лотерея: никакого гаранта обещанных эмоций, что является непременным атрибутом уважающего себя жанра. «Катала» — приятное исключение. Снят он давно и является типичным продуктом перестроечной чернухи, где есть место бандитскому беспределу, обнажёнке, следованию западным клише и непременным участием больших актёров, т. к. выбирать в те годы им не приходилось. Странным образом, «Катала» сегодня смотрится в совсем ином аспекте. Социальный контекст уступил место кинематографическому.
Это не чернуха, а настоящий крепкий жанровый чёрный фильм. Идеальный нуар, в котором все события имеет тесную взаимосвязь скреплённые вязкой детективной интригой и подчинены разрушительному року. Жанр, в котором нет такого понятия как «положительный» или «отрицательный» герой. Здесь, вообще, нет героев. Есть люди — в равной степени симпатичные, понятные, немного мелковатые. В равной степени заслуживающие своего маленького счастья, но и в такой же степени заслуживающие смерти. Иногда пробивается закадровый голос мыслительного процесса главного персонажа Грека, ввязавшегося в опасную авантюру ради, противопоказанных нуаровому винтику, чувств. Реплики, как у Богарта — циничны и пессимистичны.
Реалии двадцатилетней давности не режут глаз. Криминальная канва носит отвлечённый характер с приемлимыми для жанра схемами: женщины лгут, бандиты не знают жалости, а рассказчик находится во власти бессмысленного стечения обстоятельств. Жанровая вечность использованных элементов как бы подтверждается финальным незыблемым «Шумел камыш» в своеобразном исполнении Елены Камбуровой.
У Сергея Бодрова много плохих картин, но даже в них он старается не отступать от канонов выбранного жанра. Поэтому нет сосредоточения на деталях «шулерских» уловок. Карточные игры используются лишь как часть сюжета для раскрытия образов. Сценарий Валерия Баракина отточен в нужной пропорции криминальной драмы и мужской мелодрамы. Гаркалину, Сафоновой, Мгалоблишвили, Павлову было, что играть для поддержания актёрского реноме.
«Круто Мурат. Только извини, тут по-круче будет.»
‘Все великие люди играли. У Достоевского руки тряслись при виде рулетки. Даже незабвенный Александр Сергеевич. О чем Пиковая дама? Тройка, семерка, туз — примитивное «Очко». Но играя в карты мы играем с судьбой, пытаемся обмануть ее, что может быть увлекательнее.»
«Катала — это карточный шулер. Полгода назад я уехал отсюда с пробитой башкой и после этого я завязал. Но сейчас нужно много денег, а добыть я их могу только в Москве».
«Чтобы вас не огорчить, можно «бабки» получить.»
Многим из нас Валерий Гаркалин запомнился благодаря комедии-фарсу В. Меньшова «Ширли-Мырли. Я всегда считал его талантливым и смешным, даже ходил на его спектакли. В этом фильме роль у него отнюдь не веселая и даже трагическая. Его возлюбленную играет Елена Сафонова (внучка знаменитого в свое время актера), которая почти всегда была не прочь раздеться перед камерой и которая в данной картине выполняет почти отрицательную роль. Мне очень понравился Нодар Мгалоблишвили, мы знаем его графа Калиостро по комедии «Формула Любви». В «Катале» этот актер сыграл патриарха карточной игры, одного из немногих представителей этой касты, который смог подняться в этой жизни.
В этой трагедии рассматривается тема любовных отношений, того что ради любви мы способны на жертвы, предательство и даже убийство. Но в итоге все эти старания могут оказаться напрасными, если это чувство развито в одностороннем порядке. Помимо печали в этой картине есть несколько забавных моментов чисто мужского юмора, что смягчяет общий эффект трагичности. Хеппи Энда здесь не будет, так что готовтесь заранее.
Ну а мораль фильма проста — азарт до добра не доведет и никогда ничего не бывает в этой жизни просто.
P.S. Никогда не садитесь за карточный стол.
Мелодрама Катала появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссерами являются Сергей Бодров, Александр Буравский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Лариса Кузнецова, Елена Сафонова, Сергей Газаров, Сергей Степанченко, Валерий Гаркалин, Виктор Павлов, Юрий Слободенюк, Луиза Мосендз, Нодар Мгалоблишвили, Игорь Фокин, Ренат Давлетьяров, Шавкат Газиев, Клара Белова, Людмила Гаврилова, Виталий Леонов.
Актеры фильма катала 1989
Криминальная мелодрама «Катала»
Режиссеры: Сергей Бодров (ст.), Александр Буравский.
Сценаристы: Валерий Баракин, Сергей Бодров (ст.).
Производство: «Мосфильм», «Старт».
СССР. 1989 год.
Премьера: сентябрь 1990 года.
О героях
Газаров Сергей Ишханович родился 13 января 1958 года в Баку. В 1980 году окончил мастерскую Олега Табакова актерского факультета ГИТИСа им. А.В.Луначарского. Далее была работа в московских театрах: «Современник», театр-студия п/р Олега Табакова, режиссерство, организация частной кинокомпании, и, конечно же, многочисленные съемки в картинах: «Любит – не любит», «Сын отца народов», «Марафон», «Море. Горы. Керамзит», «Ловушка».
Елена Сафонова сыграла роль Анны, жены Шота, убитого за крупный проигрыш в карты. Сафонова Елена Всеволодовна родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье актера Всеволода Сафонова и режиссера Валерии Рублевой. В 1981 году окончила ЛГИТМиК. В 1974 году впервые появилась в кадре в роли Любы в фильме «Ищу мою судьбу». После замужества с французским актером Самюэлем Лабарта и переезда в Париж, актриса снималась во французских фильмах: «Аккомпаниаторша», «Мадемуазель О.», «Женщина на ветру», «Ветер с востока» и активно работала в России, сыграв в картинах: «Зимняя вишня-2» и «Зимняя вишня-3», «Музыка для декабря». Возвратившись вновь на родину, она по-прежнему была востребована и любима. Елена Сафонова появилась в лентах: «С чего начинается Родина», «Москва никогда не спит», «Королева бандитов-2», «Мама будет против», «Сваты», «Одуванчик». Елена Сафонова – «Заслуженная артистка России».
Мгалоблишвили Нодар Александрович родился 15 июля 1931 года в Тбилиси. Окончив актерский факультет Тбилисского театрального института, Нодар Мгалоблишвили был принят на службу в Тбилисский театр имени К.Марджанишвили, где проработал более 20 лет. В кино Нодар Мгалоблишвили начал сниматься во второй половине 1970 годов в фильмах грузинских режиссеров, популярность заслужил после роли графа Калиостро в картине «Формула любви» у Марка Захарова. Далее актер сыграл много ярких ролей в популярных лентах: «Возмездие», «Секунда до. », «Исповедь Дон Жуана», «Фаворский», «Чудеса в Решетове», «Диверсант». Нодар Мгалоблишвили – «Народный артист Грузинской ССР».
Сюжет фильма «Катала»
«Катала», или шулер, карточный игрок, который словно фокусник азартно «обдирал как липку» своих партнеров по карточной игре. В воровской среде профессиональный «катала» всегда занимал привилегированное положение.
Качественный, драматический, интригующий сюжет фильма «Катала» заключен в рамки «черного нуара» советской перестройки с ее трагичностью, предательством на каждом шагу, опасностью на улицах и улочках, беззаконным мирком, где карточная игра ломала жизнь, как самим игрокам, так и их родным и близким, отличало не наличие драк, а, прежде всего, присутствие человеческих чувств.
На фоне всеобщей трагедии больших денег, беспредела и прочей неразберихи просматривались любовные отношения, ради которых можно было пойти на любые жертвы. Вот только возникал вопрос правильности и попытки убийства, и чуть не возникшей слепоты. Совместимы ли азарт лотереи и счастье, азарт и добро, и стоит ли вообще садиться за карточный стол, даже если ты и профессиональный «катала»?
За кадрами фильма
Съемки фильма в основном проходили в Батуми, в кадре четко просматривались Батумские улочки и морвокзал.
«Грек» Валерия Гаркалина говорил голосом актера Алексея Жаркова.
- актеры фильма каспер тогда и сейчас
- актеры фильма катькино поле