актеры фильма когда деревья были большими фото
Когда деревья были большими: история создания фильма (8 фото)
Описание сюжета
Иорданов, желая подзаработать, вызывается помочь пожилой женщине донести до дома стиральную машину, но случайно роняет агрегат в лестничный пролёт, а затем, оступившись, падает и сам, и попадает в больницу. Старушка приходит его навестить. Рассказывая о своей жизни в деревне, она упоминает о девушке Наташе, которую они воспитали всем колхозом (эшелон с эвакуированными разбомбили около их деревни). Одинокий Иорданов, потерявший семью на войне, решает поехать туда и выдать себя за отца Наташи. Чистая и доверчивая по натуре, девушка сразу поверила Кузьме Кузьмичу. Искренне считая его своим отцом, она прощает его пьянство и безделье, и Иорданов, мучимый совестью, наконец решается сказать ей правду. Однако девушка не верит ему. Не выдаёт Иорданова и приехавшая навестить родную деревню та самая старушка, что рассказала ему о Наташе.
Иорданов заходит на завод, где работает жених его «дочери» Лёня, и решая вспомнить старое, успешно обтачивает деталь, после чего сообщает, что уезжает, поскольку должен работать слесарем. Наташа говорит, что и в деревне работа для слесаря найдётся. Иорданов остаётся. В ту же ночь Наташа выходит замуж за Лёню; заработавшийся до ночи председатель сельсовета сразу на месте оформляет брак.
Неожиданно Иорданов получает повестку из милиции. Ничего не говоря Наташе и собрав чемодан, он решает уехать. Но по пути в райцентр узнаёт от председателя колхоза, что вызывают Иорданова в милицию только за то, что до сих пор не прописался в деревне.
История создания фильма
Наталья Фокина, кинодраматург и жена режиссера Льва Кулиджанова:
«Сценарий Николая Фигуровского «Когда деревья были большими» Лёве понравился, и он решил его ставить. На этот раз все дружно хвалили сценарий, и решено было запускать его как можно быстрее, так как там была летняя натура и надо было не упустить ее. Неожиданно высказал возражения главный редактор студии Сергей Петрович Бабин. Он спросил меня:
— А как его классифицировать? Он же ни про что.
— Как ни про что? — нахально ответила я. — Это же сценарий о колхозной деревне.
— Почему?
— Потому что основное действие происходит в колхозной деревне, — безапелляционно заявила я.
— Ну если так… Запускайтесь. Я доложу, что это сценарий на колхозную тематику, — сказал он.
Теперь эта фразеология ушла из оборота, и странно думать, что когда-то она заключала в себе магическую действенность.
Сначала Лёва решил, что Кузьму Кузьмича может сыграть Василий Меркурьев. Великолепный актер, он был тогда в очень хорошей форме; он дал предварительное согласие. Однако через несколько дней, когда директор картины Борис Яковлевич Краковский начал более конкретные переговоры с Меркурьевым, тот выдвинул целый ряд условий, на которые трудно было согласиться. Главное требование: натура должна сниматься под Ленинградом, рядом с его дачей, поскольку ему трудно выехать в экспедицию. Пришлось от Меркурьева отказаться.
Начали вновь искать актера. Среди первых кандидатов оказался Юра Никулин. Перед пробами мы пошли с Лёвой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. По существу, больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить. С кандидатурой на роль Наташи было сложнее, пробовались многие молодые актрисы, но в конце концов утвердили Инну Гулая.
Никулин до «Деревьев» снялся у Леонида Гайдая и в нескольких эпизодах в не очень удачных картинах. Представить его исполнителем центральной драматической роли никто не мог. Инна играла в фильме у Васи Ордынского «Тучи над Борском». Ее актерские данные были вполне очевидны. Леня Куравлев прекрасно сыграл у Михаила Швейцера в фильме «Мичман Панин» острохарактерную роль. У Лёвы ему предстояло стать героем-любовником. Василий Макарович Шукшин был тоже уже известен по фильму Марлена Хуциева «Два Федора». Одна только Люда Чурсина, тогда еще студентка Щукинского училища, играла в кино свою первую роль.
Съемки начались в Москве с трех эпизодов, которые потом не вошли в фильм. В них более подробно, чем это потом было необходимо в картине, рассказывалось о московской жизни Кузьмы Кузьмича. Пытаясь заработать себе на жизнь, Кузьма Кузьмич отправляется в лес за ландышами, его ужалил шмель, и с опухшей физиономией он идет продавать цветы на рынок. Рыночные торговки накидываются на новоявленного конкурента и устраивают драку, которую разгоняют милиционеры, а Кузьму Кузьмича как зачинщика засаживают на пятнадцать суток. Всю эту историю сняли. Юра играл очень хорошо. Но в окончательную редакцию фильма этот материал не вошел.
Еще не успели отправиться в экспедицию, как над картиной сгустились тучи. Партийные цензоры стали наведываться в объединение и просить сценарий для ознакомления.
И пошли звонки из Главного управления по производству художественных фильмов. Звонил курирующий киностудию редактор Александр Аскольдов и высказал свое возмущение по поводу безыдейности сценария. Тем временем группа лихорадочно снимала в Москве и готовилась к выезду на натуру. И вот, когда первые эпизоды были уже сняты, на студию нагрянул редакторский десант во главе с заместителем министра культуры Николаем Николаевичем Даниловым. Потребовали материал фильма в проекционную и вместе с представителями дирекции пошли смотреть. Когда смотрели материал, Данилов смеялся. Все редакторы высказались резко отрицательно и требовали картину закрыть. Совершенно неожиданно Данилов «позволил себе с ними не согласиться», он хвалил Никулина. «Зачем торопиться закрывать, — сказал он, — мне было интересно». Слово начальника — закон.
Группа уехала в экспедицию. Деревня Мамонтово, недалеко от города Глухово Ногинского района, стала главным местом пребывания съемочной группы. Эту деревню очень долго искали, исколесили всё Подмосковье, а увидев, сразу успокоились. Всем нравились и красивая, тихая бутылочно-зеленого цвета река Шерна с заводями и песчаными берегами, и живописно раскинувшаяся на берегу реки деревня, и поля с перелесками, и прекрасные леса, еловые и смешанные.
Коля Фигуровский тоже приехал в деревню Мамонтово и жил в одном доме с нами, на маленькой террасе. Группа была семейная, Юра Никулин привез с собой жену Таню, сына Максима и любимую тещу Марию Петровну. Съемки происходили или в самой деревне, или совсем близко от нее, и дети, несмотря на настоятельные просьбы родителей не ходить на съемочную площадку, просачивались туда. Конечно, главным центром притяжения очень скоро стал Юра Никулин. Его веселый, дружелюбный и очень контактный характер, гитара, всегдашняя спутница досуга, как магнитом, притягивали к нему людей.
Более счастливой экспедиции не было больше в нашей жизни. Более радостной и согласной работы представить себе невозможно. С выбором Юры Никулина на эту роль многое переменилось в концепции сценария. Дело в том, что Юра обладал высшим уровнем артистизма, который присущ хорошему клоуну. Представьте себе на его месте Меркурьева, артиста прекрасного, но отношения его с названой дочерью складывались бы совершенно не так, и играл бы он по-другому, а значит, были бы другие мизансцены, другой диалог. Приход Юры обязывал пересмотреть сценарий и во многом переписать его под него. Коля Фигуровский, человек чрезвычайно одаренный и чуткий, понял это так же хорошо, как и Лёва, и зажегся этим. Сценарий менялся в процессе съемок, на которых Коля присутствовал непременно. После смены он шел на свою терраску и стучал на машинке, переписывая под актеров и сцену, которую предстояло снимать завтра, и диалог. Предлагал по нескольку вариантов одной реплики.
Не менее важную роль в фильме сыграла Инна Гулая. Если обращаться к определению Феллини, то она тоже по уровню своей одаренности была актриса-клоунесса. Но, в отличие от Юры, Инна была скорее нелюдимой и неконтактной. Поселили Инну вместе с эпизодницами Людой Чурсиной и Таней Тишурой. Дом их тоже был центром притяжения, особенно для Коли Фигуровского, часто посещавшего девушек, восхищавшегося девичьей притягательностью и талантом Инны, который был ее тяжелым бременем и игом, порабощал и мучил ее и ее близких. Она распространяла беспокойство и дискомфорт, что потом проявилось в семейной драме Инны и Гены Шпаликова. Какая-то в ней была «черная дыра», которую с первого взгляда не угадаешь. Было что-то обманчивое в ее привлекательной внешности, бездонных выразительных глазах. В работе Инна была беспощадна к себе, не боялась быть некрасивой, морщила нос и волочила ноги. В сцене приезда Кузьмы Кузьмича всё это очень выразительно и усиливает драматизм сцены.
После съемок кто-то из группы выговаривал ей: «Как ты некрасиво ходишь в кадре. Ты же героиня». На что она очень грубо возражала: «Вы ничего не понимаете, и лучше вам помолчать». Она была совершенно права. Ей требовалась та самая «клоунада», которую людям, привыкшим к стереотипам, так трудно принять.
Третьим центром притяжения был, конечно, Василий Макарович Шукшин. Он жил в одном доме с Леонидом Куравлевым, там-то и сложился их творческий альянс. Они не только подружились, но были очень нужны друг другу. Первый успех режиссера Шукшина, связанный с фильмом «Живет такой парень», был заложен именно тогда, в их совместном общении и жгучем интересе, возникшем у каждого к одаренности другого.
Вообще, это было плодотворное время. Дело было, пожалуй, не только в атмосфере, сложившейся в нашем объединении. Дело было в тех надеждах, которыми жило общество, надеждах на возрождение, прогресс, благие перемены. Надеждах, может быть, наивных и необоснованных, но все же… «Блажен, кто верует»…
Дочь Инны Гулая Дарья Шпаликова в интервью рассказывала: «В картине есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссёр Кулиджанов требовал: „Ты должна бежать ему навстречу почти не касаясь земли — лететь!“. Маме это казалось очень неправильным. И она шла по перрону нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла. Кажется, они с Кулиджановым даже ссорились из-за этого, но, в конце концов, режиссёр понял, что актриса права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме».
Смысл фильма «Когда деревья были большими» — именно в этих надеждах на лучшее, доброе в жизни и в людях. Почему главный герой вызывал возмущение у редакторов Главка? Потому что он противоречил установкам, принятым еще в сталинские годы. Герою в кино надлежало быть самым-самым. Полагалось считать, что «советские карлики самые высокие в мире»! И вдруг — жулик-неудачник, самозванец, в конце концов пробудившийся к нравственному существованию. Проблемы нравственности на деклассированные элементы не распространялись. И вдруг такой герой! А ведь именно тогда, когда проходила реабилитация многих и многих тысяч невинно отбывающих свой срок в преисподней сталинских лагерей, сколько вокруг нас появилось людей с изломанной, неудавшейся жизнью, как трудно было им обрести какой-то статус в реальной советской действительности. Как им всем, людям с такой судьбой, и не только им, а всем, пережившим репрессии, не хватало доброты! Как хотелось и Лёве, и Коле Фигуровскому, и Юре Никулину, и всем, кто работал с ними, наполнить этот фильм добротой. И судя по тому что фильм жив по сей день, это удалось».
5 интересных фактов о фильме «Когда деревья были большими»
Минский сценарист Николай Фигурновский прислал на киностудию им. Горького сценарий под названием «Благоразумная ведьма» о потерявшемся в жизни человеке, от отчаяния выдающим себя за отца уже взрослой девушки. Сценарий понравился главе киностудии Сергею Герасимову, и было решено вызвать режиссёра в Москву, чтобы решить, кто начнёт работу над будущим фильмом. Режиссёр Лев Кулиджанов историю яростно раскритиковал и сказал, что лично он это снимать не будет. Спустя месяц Фигурновский отправил пакет с полностью переписанным сценарием лично Кулиджанову. Режиссёр прочитал новую версию и сразу заявил, что берёт сценарий в работу.
«Когда деревья были большими», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов
На роль Иорданова без проб был приглашен Василий Меркурьев. Актёр согласился, но позже выдвинул ряд требований, которые режиссёр не мог выполнить. Он отказался выезжать в подмосковную деревню Мамоново и хотел, чтобы съёмки перенесли поближе к его даче под Ленинградом. От Меркурьева пришлось отказаться. Следующий кандидат — Борис Андреев — не подошёл к роли по фактуре, и тогда Кулижданов решил пригласить в драму циркового актёра Юрия Никулина, который был известен зрителям по комедиям. Режиссёр не был знаком с Никулиным и даже не видел ни одного фильма с его участием, но был впечатлён его выступлением в цирке. Актёр сомневался, что он, комик, сыграет человека со сложной судьбой, но уже после проб стало понятно, что получилось стопроцентное попадание в образ.
«Когда деревья были большими», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов
На роль Наташи пригласили начинающую актрису Инну Гулая. На пробах снималась сцена разговора Кузьмы с Наташей в деревенской избе. Чтобы актёры выглядели более непринуждённо, на площадку принесли кастрюлю горячего борща и разлили по тарелкам. На пробы ушло пять дублей, и на каждом дубле Гулая с аппетитом съедала порцию борща. Когда Юрий Никулин спросил, как у неё получается так много есть, актриса спокойно ответила: «Волнуюсь». У Инны Гулая был непростой характер, и на съёмках она спорила и даже ссорилась с режиссёром по поводу видения своей роли. Зачастую режиссёр признавал правоту актрисы и позволял ей играть так, как она хочет.
«Когда деревья были большими», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов
Лев Кулиджанов посоветовал Юрию Никулину наблюдать на улицах за теми, кто похож на его героя — выпивающих, помятых, ищущих случайный заработок. Никулин гулял около пивных и примеривал на себя роль завсегдатаев подобных заведений. Первый съёмочный день проходил в мебельном магазине. Актёра загримировали, переодели и привезли на съёмочную площадку. В дверях магазина стояли директор, режиссёр Лев Кулиджанов и оператор Валерий Гинзбург. Когда Никулин направился к ним — директор магазина преградил ему путь и попросил убираться отсюда и не мешать съёмкам, добавив, что он тут его уже не первый день видит. Никулин пытался доказать, что он актёр, что вот стоят главные люди съёмочной команды, но режиссёр с оператором в один голос заявили, что этого странного человека видят первый раз… И только когда на скандал начал собираться народ, Кулиджанов с Гинзбургом признались, что это исполнитель главной роли.
«Когда деревья были большими», к/с им. М. Горького, 1961, реж. Л. Кулиджанов
В начале съёмок рабочий материал просмотрели в Министерстве культуры СССР и чуть было не остановили съёмки из-за того, что главный герой — пьющий и тунеядец, но сыгран так талантливо, что может не тому научить зрителя. Но заместитель министра отстоял картину, сказав, что он верит режиссёру и актёрам — они не могут снять вредный фильм. Когда готовый фильм сдали худсовету — к нему опять возникли те же самые вопросы. Тогда возглавлявший киностудию имени Горького Сергей Герасимов показал фильм министру культуры Екатерине Фурцевой и заручился её согласием на показ.
Когда деревья были большими, 1961: актеры и роли
Василий Шукшин Vasily Shukshin Вера Орлова Виктор Павлов Георгий Шаповалов Данута Столярская Евгения Мельникова Екатерина Мазурова Елена Королева Инна Гулая
Людмила Чурсина Марина Гаврилко Павел Шальнов
Эдита Пьеха заткнула за пояс Лолиту размером пенсии
Сутулая, но старательная: Бородина стала аутсайдером «Ледникового периода»
«Все лучшее сразу»: Бузова блеснула отсутствующим бюстом на «Звездах в Африке»
Овдовевший Шаляпин может найти утешение в объятиях Васильевой
Слава выставила себя на посмешище, заговорив о мужчинах: «Хотят на мне жениться»
От Бледанс до Орбакайте: 6 звезд, забеременевших с помощью ЭКО
От Арианы Гранде до Ким Кардашьян: 6 звезд, которые носят парики – как выглядят их настоящие волосы?
«Дети бы были»: в деле о замороженном биоматериале Джигарханяна поставили точку
Корчевников перекрестился: Катя Лель вновь заговорила об НЛО
Пегова оскандалилась на кладбище: «Могильная плита вам к лицу»
Обладатель Нобелевской премии мира публично разнес Моргенштерна
«Меня выселяют из квартиры»: Васильева ведет борьбу с клопами и тараканами
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
«Когда деревья были большими»: роли и актеры
Содержание статьи
Картина «Когда деревья были большими» по праву относится к золотому фонду отечественного кинематографа, вобрав в себя все классические формы драматического жанра советской эпохи. Довольно провокационный для периода тотальной цензуры сюжет и очень сильный актерский состав, включивший в себя Василия Шукшина, Юрия Никулина, Леонида Куравлева, Людмилу Чурсину и Инну Гулая, смогли превратить режиссерский замысел в настоящий шедевр.
Интересно, что, ярко блеснув в фильме Кулиджанова, Инна Гулая так и не использовала свой успех в дальнейшей профессиональной карьере. Ведь при обладании уникальным артистическим дарованием она так и не смогла в дальнейшем полностью раскрыться и реализовать свои актерские амбиции. Таким образом, эту талантливую женщину можно на полном основании назвать актрисой одной роли.
История создания фильма
Интересным фактом является то, что режиссерская группа могла привлечь к съемкам фильма «Когда деревья были большими» совершенно других актеров. Ведь окончательный состав был сформирован лишь после того, как его создатель Кулиджанов посетил цирк, на арене которого собственными глазами увидел гениальное выступление Юрия Никулина. Он был так очарован артистическими данными этого незаурядного актера, что согласился даже существенно поправить сценарий и отказаться от прочих кандидатов на главную мужскую роль в своей картине.
Опытный режиссерский взгляд сразу же точно усмотрел колоссальные творческие способности человека, которому предстояло перевоплотиться в слесаря-фронтовика Кузьму Кузьмича Иорданова, так как уникальное дарование трагикомичного артиста было трудно переоценить. Сегодня уже невозможно представить данный кинематографический шедевр без такого участника кинопроекта, как Юрий Никулин в главной мужской роли. Ведь игра любого другого актера до неузнаваемости изменила бы киноленту.
Примечательно и то, что первоначальный вариант произведения Николая Фигуровского, по мотивам которого был снят фильм «Когда деревья были большими», не устроил серьезно настроенного на успех Кулиджанова. Режиссер очень критично высказался относительно книги, планировавшейся стать основой сюжета картины. Он настоял на существенных корректировках, указание на которые хоть и обидело профессионального писателя, но все-таки сделало будущий сценарий соответствующим общей концепции постановщика.
Сюжет
Художественный фильм «Когда деревья были большими» повествует о том, как бывший фронтовик Кузьма Кузьмич Иорданов, имеющий боевые награды и в прошлом работавший слесарем, остается в своем уже совсем немолодом возрасте без семьи и в полном одиночестве. Он не желает трудоустраиваться на постоянной основе и ведет разгульный образ жизни, перебиваясь случайными заработками и злоупотребляя алкогольными напитками.
Опустившись и привыкнув к бездельничанью и тунеядству, он вместо работы у станка на заводе уже дважды был арестован на 15 суток за противоправные действия. Последнее задержание в милиции сопровождалось лишением столичной прописки и выселением за пределы города. Случайно Кузьма Кузьмич узнает от одной пожилой женщины, которой по велению сердца решился помочь на улице с доставкой стиральной машины, о некоей девушке, живущей в деревне Селиваново, которую зовут Наташей.
Военная история, сопровождавшаяся потерей родителями годовалой дочери после бомбежки эшелона, в котором они находились, возле этой деревни, сводилась к тому, что сироту приютил колхоз. Авантюрный характер Иорданова расценил это знаком судьбы, и «выселенец» решил перебраться из Москвы в Селиваново для того, чтобы предстать перед Наташей ее отцом.
Несмотря на то, что главный герой ведет антиобщественный образ жизни и склонен к авантюрам, режиссер и актеры смогли создать очень проникновенный и поучительный фильм. Персонаж Юрия Никулина при всей неприглядности своих поступков вовсе не вызывает у зрителей антипатии. Если говорить о переживаниях при просмотре, то это, скорее всего, можно назвать жалостью и сочувствием главному герою. Причем мораль данной картины сводится к тому, что заблудшего человека может исправить только любовь и взаимное уважение.
Актеры
Кинолента «Когда деревья были большими» стала дебютным проектом для начинающей актрисы Людмилы Чурсиной. В ней она сыграла второстепенную роль Зои, бывшей подруги Лени. Остальные актеры выходили на съемочную площадку в статусе уже имеющих опыт поведения в кадре. А главную женскую роль (персонаж Наташи, приемная дочь Иорданова, работающая паромщицей на переправе) сыграла Инна Гулая. Она к этому времени уже имела в своей профессиональной фильмографии две киноработы.
Персонаж мужа Наташи, заводского рабочего Лени достался Леониду Куравлеву, который в роли «хорошего парня» чувствовал себя очень гармонично. А в председателя колхоза очень убедительно перевоплотился Василий Шукшин.
Другими актерами, вошедшими в состав творческой группы кинопректа «Когда деревья были большими» стали следующие мастера перевоплощений:
— Екатерина Мазурова (Анастасия Борисовна);
— Аркадий Трусов (Григорий Мартынович, председатель сельсовета);
— Елена Королева (Нюра, подруга Наташи);
— Виктор Павлов (почтальон, озвучивал парня у парома);
— Евгения Мельникова (проводница);
— Георгий Шаповалов (дежурный по железнодорожной станции);
— Владимир Лебедев (спекулянт);
— Павел Шальнов (участковый);
— Марина Гаврилко (соседка Иорданова по коммуналке);
— Данута Столярская (соседка Иорданова по коммуналке);
— Ия Маркс (соседка Иорданова по коммуналке);
— Вера Орлова (сторож);
— Галина Биневская (мать Оли);
— Оля Петрова (девочка в больнице);
— Борис Юрченко (односельчанин);
— Надежда Самсонова (буфетчица);
— Владимир Смирнов (шофер).
Особых слов требует игра актрисы Инны Гулая, которая в роли главной героини заслужила массу положительных отзывов кинокритиков и зрителей. Ее редкое артистическое дарование было пронизано любовью к своей профессии. Она в отличие от многих коллег по творческому цеху не обращала внимания на то, насколько ее внешний вид будет привлекателен в кадре, а полностью погружалась в свою роль.
Однако окружающие отмечали лишь ухудшение характера, что, в конечном счете, привело к ее забвению. Ведь после этого фильма она так ни разу и не получила предложений от режиссеров-постановщиков на роли, которые бы были ей интересны и соответствовали бы ее уровню таланта. В последние годы жизни актриса полностью перестала участвовать в развитии своей творческой карьеры. А в 1990 году она умерла. Причем существует даже версия, связанная с суицидом.
Критика
Для полной реалистичности съемочный процесс фильма «Когда деревья были большими» осуществлялся практически полностью в одной деревне, находящейся вблизи от подмосковного Ногинска. Примечательно, что еще до того момента, когда материал для просмотра был полностью отснят, чиновники Министерства культуры СССР не одобрили идеологический посыл картины. По их мнению, экранный образ строителя коммунизма никоим образом не перекликался с тунеядцем и авантюристом Иордановым.
Отстоять картину «Когда деревья были большими» смог лишь заместитель министра культуры, который после прочтения сценария произнес историческую фразу: «Такой фильм не может быть вредным!». Это и предопределило судьбу данного кинематографического шедевра.