Сериал посвящен деятельности разведывательной сети ГРУ/НКВД в Западной Европе. Эта сеть получила название Красная капелла. Возглавлял группу «большой шеф» Леопольд Треппер, известный также как Жан Жильбер.
Фильм не соответствует точно историческим фактам. Например, действие происходит в Париже, тогда как реально основные события происходили в Брюсселе. Не соответствует исторической правде судьба Кента (Анатолия Гуревича). Есть разночтения и в датах событий. Романтическая линия (Жан Жильбер — Элен) является художественным вымыслом.
Карл Гиринг возглавлял зондеркоманду «Красная капелла» лишь вначале. Затем его сменил Паннвиц.
Кадры из сериала
Андрей Ильин в роли Жана Жильбера
Дмитрий Назаров в роли Лео Гроссфогеля
Сергей Юшкевич в роли Кента
Кирилл Пирогов в роли Гилеля Каца
Алексей Горбунов в роли Карла Гиринга
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Красная капелла (сериал)» в других словарях:
Красная капелла (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красная капелла (значения). Красная капелла Жанр детективный фильм В главных ролях Андрей Ильин Алексей Горбунов … Википедия
Список фильмов о Второй мировой войне — Фильмы о Второй мировой войне кинематографические работы, рассказывающие о событиях Второй мировой войны (ВМВ), или действие которых развивается во время Второй мировой войны. Также фильмы, действие которых происходит во время Великой… … Википедия
Фильмы о Второй мировой войне — Фильмы о Второй мировой войне кинематографические работы, рассказывающие о событиях Второй мировой войны, или действие которых развивается во время Второй мировой войны. Содержание 1 Фильмы о Великой Отечественной войне в кинематографе СССР … Википедия
Проект:Кино/Списки/Список телесериалов России — Список телесериалов России (выпущенных начиная с 1992 года). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т … Википедия
Башта, Владимир Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Башта. Башта, Владимир Владимирович Дата рождения: 10 марта 1970(1970 03 10) (42 года) Место рождения … Википедия
Лауреаты Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко — Лауреаты Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко полный список. Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко наивысшая награда Украины в области культуры и искусства. Содержание 1 Лауреаты Государственной премии Украины … Википедия
Александр Аравин: Во Франции нам дали «зеленый свет»
АНДРЕЙ ИЛЬИН, ЕЛЕНА КСЕНОФОНТОВА И АЛЕКСЕЙ ГОРБУНОВ: их герои еще не знают, что являются непримиримыми врагами
Режиссера мы разыскали в Минске, где он работает над новым сезоном сериала «Каменская». Естественно, первый вопрос был о том, почему именно «Красная капелла», агентурная сеть, созданная советскими разведчиками и проникшая во все слои общества Европы во время Второй мировой войны, стала темой сериала?
— Так называлась не сама шпионская сеть, а немецкая зондеркоманда, которая эту сеть искала. Но потом в исторической литературе название как-то приклеилось к самой агентурной сети. На самом деле существовало три «капеллы»: немецкая, франко-бельгийская и «малая капелла» в Швейцарии. Мы в своем фильме в основном рассказываем о франко-бельгийской.
— Основой сюжета стали реальные факты или же в большей степени творческий вымысел?
— Можно какой-то пример того, что сценаристы «додумали»?
— То есть руководители «капеллы» были людьми не бедными?
— Часто даже очень богатыми, включая и нашего разведчика. В виде прикрытия они успешно занимались коммерцией. Этим людям было что терять. Если бы они не боролись с нацизмом, могли бы прекрасно жить. Фирма «Симекс», кстати, существует до сих пор. Во время съемок мы во Франции видели грузовики с этой надписью.
— При подборе актеров учитывалось ли внешнее сходство с прототипами?
— Где проводились съемки?
— Фильм о разведчиках предполагает мужские роли. А как обстоит дело с женскими?
— В титрах фигурирует Анастасия Аравина…
— А сколько лет вашей дочери?
— Ей 21 год, она только что окончила ГИТИС и уже снималась в «Лучшем городе земли» и «Московских окнах».
— Вы как режиссер довольны работой Анастасии?
— Мне трудно сказать. Продюсеры довольны. Когда работаешь со своей дочерью, всегда предъявляешь повышенные требования. Мне в этом смысле даже вся съемочная группа говорила: «Что ты издеваешься над девочкой?!»
— А Настя согласится еще сниматься у вас?
— Она уже снимается. Я сейчас работаю над «Каменской-4», и в одном из фильмов у меня занята Анастасия. В Риге у нас снималось много прибалтийских актеров. Например Лиля Озолиня. Причем она согласилась отработать в крошечном эпизоде и при этом очень украсила картину. В «Красной капелле» есть небольшая современная линия, и в роли постаревшей Элен снялась Мишель Мерсье. Люди моего поколения и старше ее помнят и любят. Роль небольшая, но для нас было значимо ее участие, я считаю большой удачей, что она работала с нами.
— Долго пришлось ее уговаривать?
РЕЗИДЕНТ СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ ЖАН ЖИЛЬБЕР И ГАУПТШТУРМФЮРЕР СС КАРЛ ГИРИНГ: у каждого свой камень за пазухой
— И что же, совсем не было проблем?
— В процессе съемок вы общались с кем-либо, кто был связан с «Капеллой»?
Война без выстрелов, победы без праздничных салютов, любовь без надежды на будущее.
«Красная капелла» – самая эффективная разведсеть Советского Союза, охватившая всю Европу, включая гитлеровскую Германию. В годы Второй мировой войны ее возглавлял «шпион всех времен и народов» Леопольд Треппер, он же – Жан Жильбер.
История, рассказанная в фильме, является вымышленной, но основывается на документальных материалах. Немецкий разведчик Гиринг, которому поручено найти и разоблачить агентурную сеть «Красная капелла», прибывает в Париж. Он снимает квартиру по соседству с милыми буржуа – бельгийцем Жильбером – и его семьей.
Гиринг и не подозревает, что его добродушный сосед как раз и есть «капельмейстер» «Красной капеллы». Они вместе выгуливают собак, пьют ароматный кофе, ведут задушевные беседы, в общем, разыгрывают комбинации в духе «Штирлиц – Мюллер».
Интересные факты
Cценариста Андрея Горлова давно интересовала тема легендарной «Красной капеллы». Получив доступ к военному архиву, автор имел возможность ознакомиться с некогда секретными данными и перепиской непосредственных участников разведывательной системы.
Основные съемки проекта проходили в Риге. Так называемые «адресные съемки» (набережная Сены, знаменитые улицы французской столицы, Эйфелева башня, Елисейские поля) производились в Париже.
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Илья Неретин Режиссер: Александр Аравин Автор сценария: Андрей Горлов В ролях: Сергей Юшкевич, Валентин Смирнитский, Елена Ксенофонтова, Сергей Гармаш, Марина Могилевская, Андрей Мерзликин, Анна Уколова, Дмитрий Назаров, Алексей Горбунов, Андрей Ильин, Илья Любимов, Кирилл Пирогов, Анастасия Аравина, Лилита Озолиня, Валентин Варецкий
Смотрите также: документальный фильм о съемках теленовеллы «Красная капелла». Фильм о фильме».
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Красная капелла / 2004
№773 Красная капелла
Руководство «Красной капеллы» устраивает детский утренник в честь Рождества. Ставили «Волшебника из страны Оз».
Резидент Жан, заодно и руководитель серьёзной коммерческой структуры, где вся эта бригада и трудилась. Очень прозорливый и авторитетный.
Во время прогулки с собакой по набережной Сены к нему привязалась изрядно взбалмошная парижская художница Элен, у них случится любовь.
Ну кроме этой, но она малозначительна. Жульет на подхвате. Безответно любит шефа, а её любит нижеописываемый перец.
Аламо (Сирожа по жизни) работает с агентурой. Сначала делает, потом думает. Хочет махать шашкой, шашку ему не дают, но дров всё равно наломает.
А вот насквозь коррумпированный Смирнитский. Невольный подельник «Красной капеллы»
Непосредственное руководство в Москве.
А потом так баааа-бах! Я чуть кефиром не подавился. Обергруппенфюрер Гейдрих в исполнении Гармаша! Прикольный кастинг, жалко что в эпизодик. Так вот этот мегабосс ставит группе товарищей задачу расширить и углубить изничтожение русской разведсети.
За дело возьмётся гестаповец Карл Гиринг, всегда добивающийся своей цели в профессиональном плане. Цепкий, умный, жесткий и несчастный человек. Он смертельно болен, но новое задание не позволяет ему умереть. Персонаж подчёркнуто вызывает симпатию, причём он совершенно далёк от образа «старины Мюллера».
Помогать ему будет сборная «бест ин зе бестов», собранная «с миру по нитке».
Особенно выделил бы этого колоритного паренька Берга, которому я дал «погремуху» Моргунов-джуниор.
Данный конкретный Хорьх я буквально на днях рассматривал в провинциальном Бауском автомузее. А за ним мы наблюдаем пакгаузы Рижского центрального рынка.
А тут Париж, ага. На этой романтической ноте разрешите кончить.
Рекун-ТВ, Rīgas kinostudija Реж. Александр Аравин Сцен. Андрей Горлов, Дмитрий Зверьков Акт. Андрей Ильин, Алексей Горбунов, Дмитрий Назаров, Сергей Юшкевич
Андрея Ильина на роль главы «Красной капеллы» одобрил настоящий участник разведсети
В нынешний юбилейный год Великой Победы, телеэкран, как уже заведено, наполняется фильмами и сериалами о войне. В том числе и новинками. Но, можно быть уверенным, что покажут и старые ленты, которые не утратили своей актуальности, а по своим художественным достоинствам не только не уступают творениям молодых амбициозных кинематографистов, а вообще-то превосходят большинство из них. В числе таких классических шедевров, например, киноэпопея «Освобождение», сериал «17 мгновений весны».
Однако есть прекрасные ленты, судьба которых не столь блестяща, хотя по всем признакам они должны бы быть в обойме «лучших из лучших». И один из таких фильмов сериал «Красная капелла».
Об этом наш корреспондент поговорил с режиссёром «Красной капеллы», известным российским кинематографистом Александром Аравиным.
— Как родилась идея фильма?
— Это был проект ВГТРК, а инициатива сделать сериал исходила от моего хорошего знакомого Валерия Тодоровского. На дворе стоял 2004 год. Вы, наверное, помните, что в тот период практически не снимались фильмы про войну, не говоря уже о разведке. А тут целый сериал о нелегалах, работающих на СССР…
Тодоровский, перебрав несколько тем, вышел на историю о «Красной капелле». За основу Валера взял книгу французского исследователя Жиля Перро «Красная капелла», а сценарий написал Андрей Горлов. Потом Тодоровский привлек меня, как режиссёра.
В Париже было сложнее. В столице Франции действуют просто какие-то драконовские правила. Например, разрешение на съемку нужно было запрашивать минимум за месяц. Более того, в заявке следовало оговорить не только дату и время съемки, но и точные координаты. То есть не просто указать улицу, а конкретное место на ней, скажем, от дома № 20 до здания № 26. И если, не дай Бог, передвинул камеру на другую сторону улицы, чтобы снять эффектный, с твоей точки зрения, кадр или заехал за границу дома № 26, то есть нарушил строго согласованные условия, могли просто запретить снимать дальше.
Вообще все кинематографисты считают съемки в Париже просто кошмаром. Когда американскому режиссёру Стивену Спилбергу, который уже имел опыт съемок во французской столице, предложили еще раз снимать там, он отказался: «Я лучше построю декорации в Голливуде, чем буду делать фильм в Париже».
И тем не менее, даже в суровой к кинематографистам французской столице сама тема «Красной капеллы» давала нам такие возможности, которые не снились любым другим съемочным группам. Например, нам разрешили снимать на мосту Александра III через Сену, что в принципе невозможно, потому что запрещено. Никому и никогда не разрешали, кроме нас. Правда, не обошлось без курьезов. Не раз и не два к нам подскакивали возмущенные парижане, в основном преклонного возраста и женского пола: «Я не для того плачу налоги, чтобы наблюдать, как какие-то киношники нагло нарушают правила…».
Или другой пример. В Париже есть одно из старейших кафе «Буйон Шартье» (Bouillon Chartier), очень популярное заведение, и очередь в него иногда выстраивается как у нас в былое время в МакДональдс. Когда мы заикнулись, что хотим снять там сцену, нам тут же заявили: «Это невозможно. Хозяин заведения категорически против. Он, например, недавно отказал в такой же просьбе режиссёру фильма «Амели» Жану-Пьеру Жене». Но мы всё же рискнули и обратились к хозяину ресторана. И когда он узнал, что мы снимаем фильм о «Красной капелле», то согласие от него мы получили тут же. Причем, никаких денег с нас он не взял.
А ведь они, действительно, внесли огромный вклад в Победу. И какие люди, какие биографии! Зоя Воскресенская, Иосиф Григулевич… О них и о других надо рассказывать и рассказывать. Или Лео Треппер, главный герой нашего сериала. Это человек интереснейшей судьбы. Треппер был польским евреем и пришёл в разведку через Коминтерн. Он, не будучи гражданином СССР, имел звание генерала ГРУ. Ему пришлось, как и многим его соратникам в разных странах, делать нелегкий выбор (у нас в фильме это показано). Надо вспомнить, что перед войной репрессиям подверглась не только Красная Армия, но и советская разведка. И тем не менее, Треппер, зная всё это, честно и самоотверженно работал на СССР, на победу над фашизмом.
— Да, к сожалению, и были, и есть, и сегодня в юбилейный год Великой Победы выходят фильмы, где историческая правда, художественный рассказ о реальных событиях, конкретных людях подменяется этим самым экшеном. Или ещё хуже, когда эта правда намеренно или по невежеству искажается.
Я глубоко убежден в том, что произведение того писателя, художника, кинематографиста, который идёт против такой правды, неизбежно утрачивает часть, иногда весьма большую, художественных достоинств. Вот, например, великий польский режиссёр Анджей Вайда, снявший в свое время фильм «Катынь». Я не буду сейчас углубляться в тему катынской трагедии, скажу лишь, что, как я считаю, польский режиссёр отобразил её предельно тенденциозно, использовав при этом чуть ли не полный набор антисоветских штампов. И как результат, картина, по-моему, в смысле художественности получилась очень слабой.
— Тогда разрешите несколько провокационный вопрос. А насколько Ваш фильм «Красная капелла» соответствует исторической правде? Нет ли в нём вольных или невольных «отходов» от того, что было на самом деле?
— Картина создавалась на основе реальных документов, свидетельств очевидцев и участников событий тех лет. Для нас это было принципиально. Мы постарались максимально достоверно воспроизвести не только событийную канву, но и весь исторический антураж, включая предметы, костюмы, форму и так далее.
Ну, например, фурнитура немецкой формы. Она у нас в картине полностью аутентичная. Откуда её взяли? После оккупации Чехословакии Германией в 1939 году на местных предприятиях до конца войны выпускалась большая номенклатура фурнитурных изделий и даже военных наград Третьего рейха. Так вот, формы для производства пуговиц, различных знаков, медалей и так далее после войны достались чехословацкой киностудии «Барандов». И для нашего фильма фурнитура для немецкой формы была сделана на аутентичных матрицах в Чехии.
Ситуацию спасла наш замечательный художник по костюмам Люся Гаинцева, которая где-то раздобыла неношеный костюм-двойку от Hugo Boss 1940 года. И на наше счастье он подошёл Ильину. И как только Андрей надел костюм, то сразу, как он потом рассказывал, почувствовал себя Жильбером, резидентом советской разведки, руководителем «Красной капеллы».
Что же касается отхода от той реальности… Ну, вот скажем, действие нашей картины в основном происходит в Париже, хотя на самом деле капелла начиналась в Бельгии, там было её основное ядро, и только после провала радистов (этот эпизод у нас есть) разведчики перебрались во Францию. А в целом исторический каркас у нас полностью соответствует документальной основе.
— Вы упомянули Андрея Ильина в блестяще сыгранной роли Жильбера. А его оппонентом, так сказать, в фильме выступает Карл Гиринг, возглавляющий зондеркоманду, охотящуюся за разведчиками. И его, на мой взгляд, не менее блестяще сыграл Алексей Горбунов. Насколько я понимаю, Гиринг тоже существовал в реальности?
Что касается выбора актёра на эту роль, то здесь получилось вот как. Когда начали подбирать актёров, то мы, Валерий Тодоровский и я, не сговариваясь остановили свой выбор на Алексее Горбунове. Я тогда заканчивал работу над фильмом «Лучший город Земли», где играл Горбунов, и мне сразу стало понятно, что Гиринга должен играть Горбунов. С этим была согласна вся группа. И Алексея утвердили на роль даже без проб.
А вот в работе над «Красной капеллой» приходилось что-то самим додумывать, домысливать. Например, в книге Жиля Перро и в воспоминаниях Лео Треппера есть эпизод, когда арестованный руководитель «Красной капеллы» передает через французских подпольщиков сигнал в Москву о том, что он работает под «колпаком» гестапо. Так вот, из книги и из воспоминаний выходило буквально следующее. Жильбер, находясь в одиночной камере, одна стена которой была зарешечена, то есть камера «просвечивалась» насквозь, умудрился, сидя ночами, составить на пергаменте чуть ли не четырехстраничное донесение, которое днем прятал в ножке кровати. А затем передал это послание (свиток, сложенный в несколько раз толстый бумажный прямоугольник?) на волю. Мне это показалось как-то неубедительно, недостоверно что ли. Да к тому же не очень кинематографично.
Ну я и придумал свою версию. А именно, Жильбер иголкой накалывает на тоненькой бумажной полоске зашифрованное послание в Центр. Там этот шифр знали. Затем, свернув полоску в трубочку, вставляет её в папиросную гильзу. И вот уже этот папиросный окурок, точнее, его содержимое и попадает в Москву. Так этот эпизод и был снят. Потом меня не раз спрашивали: «Откуда ты узнал о таком варианте связи?». На что я честно отвечал: «Не знал и не знаю, я его сам придумал».
— А была ли какая-то оценка картины со стороны наших спецслужб? Я имею ввиду оценку достоверности именно специфики работы нелегальной разведки?
— Я после «Красной капеллы» неоднократно общался и с нашими разведчиками (конечно, с теми, имена и дела которых рассекречены), и с пресс-службой СВР. В частности, работая над фильмом «Решение о ликвидации». Так вот, они не раз говорили, что в целом деятельность наших разведчиков показана в «Красной капелле» правдоподобно и убедительно.
Я буквально хватаюсь за голову: «Что же ты не остановила его!? Это как пить дать человек, который лично видел Треппера. А, может быть, даже был в «Красной капелле»…».
И вот тот факт, что этот парижский незнакомец принял Ильина, такого внешне непохожего на реального Треппера, за «своего», делегировал, так сказать, Андрею право играть советского резидента, стало неожиданной, но очень приятной наградой. Причем, не только мне, но всей группе и нашему фильму.