актеры фильма офицеры с лановым
50 лет спустя: как сложились судьбы актеров из фильма «Офицеры»
Артисты, исполнившие в драме главные роли, моментально стали звездами. Василий Лановой, Георгий Юматов и Алина Покровская воплотили на экране «целомудренный любовный треугольник». В реальной жизни им пришлось столкнуться с совсем другими трудностями.
Картина не сразу обрела статус культовой. Только после того, как «Офицеров» посмотрел Леонид Брежнев, и устроили повторную премьеру фильма, показ прошел при полном аншлаге. В 70-е ленту называли «символом эпохи», а сыгравших в ней актеров — звездами первой величины.
Это картина не о войне, а о людях, способных на благородные поступки. Пока герои Василия Ланового и Георгия Юматова совершали подвиги на поле боя, Люба в исполнении Алины Покровской сражалась за жизни солдат в госпитале и смиренно ждала супруга с фронта. В фильме подняли тему дружбы и чистой любви мужчины к жене сослуживца, но никто из троих участников истории не помышлял об измене: такое поведение было бы недостойно защитников Родины.
Малоизвестный в то время режиссер Владимир Роговой создал по приказу министра обороны СССР не просто «рассказ об офицерских женах», а настоящий шедевр. Но успех был бы невозможен без точного «попадания» артистов в образы героев. Какой жизненный опыт помог актерам воплотить на экране ярких персонажей, и как изменилась их судьба с выходом фильма? В 50-летний юбилей картины раскрываем все тайны.
Георгий Юматов
Актер был идеальным кандидатом на роль Алексея Трофимова по нескольким причинам. Главным поводом позвать артиста в проект стал его фронтовой опыт, ведь Юматову предстояло играть военного от курсанта до генерал-майора. Георгий Александрович в 16 лет ушел на торпедный катер «Отважный», участвовал в ряде боевых операций Дунайской и Азовской флотилии и несколько раз был ранен. Поэтому так натурально получилась сцена, где Люба видит на спине Алексея шрам — грим не понадобился, так как рубец остался Георгию Юматову на память от прежних подвигов.
На момент съемок артисту было 44 года, зрители успели оценить его профессионализм по фильмам «Адмирал Ушаков» и «Они были первыми». Но вместе со славой талантливого актера к Юматову приклеился ярлык пьяницы и скандалиста. Во многом на поведение Георгия Александровича повлияли отношения с супругой, Музой Крепкогорской. Капризная женщина не занималась бытом, вытягивала из мужа деньги на безделушки и постоянно делала аборты, боясь упустить из-за беременности «главную роль в жизни». Из-за семейного несчастья Георгий Юматов все чаще прикладывался к бутылке и, как ни кодировала его Муза, продолжал злоупотреблять алкоголем.
«Очень часто устраивала истерики своему «Жоржу», что ее актерская судьба не складывается. Отсюда все беды», — утверждала артистка Инна Макарова.
Однажды Георгий Александрович чуть не сорвал съемки «Офицеров» в Севастополе. В тот момент приехала Муза Крепкогорская и смогла усмирить, а, главное, заставить мужа протрезветь.
Дальше дело пошло как по маслу. Даже старый конфликт Юматова с Лановым сошел на нет — ранее главная роль в картине «Павел Корчагин», о которой мечтал Георгий Александрович, досталась Василию Семеновичу. На съемках «Офицеров» конкуренты помирились и подружились. Не только в этом история из фильма частично воплотилась в реальность: Георгий Юматов всерьез увлекся экранной женой Алиной Покровской. Ситуацию спасло только то, что актриса вела себя холодно и старалась не оставаться наедине с поклонником.
Василий Лановой
В отличие от коллег, Василий Семенович не хотел участвовать в съемках «Офицеров» и несколько раз отказывался от настойчивых предложений режиссера и сценаристов, называя роль Ивана Вараввы неинтересной. Безответно влюбленный мужчина, который всю жизнь вынужден скрывать чувства от окружающих, казался артисту далеким от реальности. Роговому удалось убедить актера согласиться, призвав его воплотить на экране образ романтика — такой взгляд на амплуа понравился Лановому больше.
Василий Семенович был ребенком, когда началась Великая Отечественная война, и не понаслышке знал о тех ужасах, которые происходили в то тяжелое время. Его герой в «Офицерах» прошел путь от молодого командира подразделения до генерал-полковника, но за долгие годы так и не создал семью: любил жену товарища Алексея Трофимова Любу, но не смел влезть в их брак. Как и Юматов, Лановой был рад, что благодаря съемкам смог узнать бывшего соперника лучше.
«Работа над фильмом нас с Юматовым сблизила по-человечески. Давняя и не самая приятная история нашего знакомства на съемочной площадке в Киеве не помешала нам подружиться на всю оставшуюся жизнь. Он был старше меня и частенько подтрунивал надо мной — по-доброму», — рассказывал Василий Семенович.
Но если герой Ланового так и не смог построить личную жизнь, то судьба артиста сложилась иначе. Его первой супругой стала Татьяна Самойлова, однако брак закончился печально. Василий Семенович просил избранницу оставить карьеру актрисы и посвятить себя семье, но она была категорически против. Впоследствии вопреки желаниям мужа женщина сделала аборт. Отношения постепенно испортились, и влюбленные разошлись.
Второй брак актера с Тамарой Зябловой завершился трагедией: спустя 10 лет, проведенных вместе, женщина погибла в автокатастрофе. Переживая потерю близкого человека, Лановой с головой ушел в работу.
В театре имени Вахтангова он встретил Ирину Купченко, с которой смог создать крепкий союз. У пары появилось двое наследников. Казалось, мечты артиста осуществились, но семейное счастье омрачила новая беда — в 2013-м младший сын Василия Семеновича Сергей скончался от сердечной недостаточности. Утешение супруги нашли в творчестве и в воспитании внучки: у Сережи осталась внебрачная дочка Аня, с которой часто виделись бабушка и дедушка.
Почти полвека актеры были вместе, переживая радости и горе. Их союз разорвало коварное заболевание: в начале года Василий Лановой попал в клинику с Covid-19. Возникшие осложнения привели к смерти 87-летнего актера 28 января.
Алина Покровская
На роль Любы в «Офицерах» проходили пробы десятки известных актрис: Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Лариса Лужина. Ходили слухи, что режиссер уже утвердил Елену Добронравову, но та настаивала на ином повороте сюжета — чтобы жена Трофимова ответила на чувства Ивана Вараввы. Это не вписывалось в картину, пропагандирующую высокие моральные ценности, и Добронравову заменили, срочно вызвав с гастролей 30-летнюю Алину Покровскую.
Когда у Покровской спросили, может ли Люба хотя бы в теории допустить роман с сослуживцем мужа, Алина Станиславовна твердо ответила «нет». Владимир Роговой был доволен реакцией актрисы и дал ей возможность стать звездой кино. После выхода ленты артистку сравнивали с Гретой Гарбо, восхищаясь ее женственностью и талантом. Поклонники ожидали, что кумир теперь часто будет появляться на большом экране, но Алина Покровская навсегда осталась верна театру.
«Фильм действительно очень хороший, его часто по телевизору показывают, не дают забыть. А сейчас приходишь на съемки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной. Мне нужен зритель, нужны глаза», — признавалась она.
Хотя артистка появилась еще в нескольких популярных картинах — «Трое в лодке, не считая собаки», «Нежданный гость» — повторить успех «Офицеров» ей не удалось. Зато актриса по сей день играет в театре и занимается дубляжом.
Звезда сцены трижды была замужем, но сохранила за собой фамилию первого супруга, преподавателя Щепкинского училища, брак с которым оказался коротким из-за юного возраста Покровской. Со вторым избранником Владимиром Сошальским актриса провела 10 лет, однако в итоге рассталась из-за нежелания возлюбленного иметь общих детей.
Женское счастье артистка нашла в союзе с Германом Юшко, от которого родила долгожданного сына Алексея. К сожалению, Герман Иванович скончался в 2010-м. Алина Станиславовна до сих пор бережно хранит память о нем.
Александр Воеводин
Для актера роль сына Трофимовых была первой яркой работой в кино. Тогда Александр Михайлович заканчивал школу-студию МХАТ, где студентам не позволяли играть в фильмах до выпуска. Но образ Егора так запал в душу артиста, что он пренебрег запретами вуза. В этом юношу поддержала преподавательница Марина Ковалева, пообещавшая прикрыть воспитанника перед ректором.
В 21 год Александр Воеводин проснулся знаменитым. Ему присылали цветы и подарки, а незнакомые люди высказывали восхищение прямо на улице. Мало кто знал, что картина «Офицеры» могла стать для актера последней — он едва не погиб на съемках.
В сцене, где танкист Егор горит в кадре, для натуральности режиссер спрыснул костюм и лицо артиста бензином. Все должно было пройти нормально, если бы ветер не переменился. Актер оказался объят пламенем по-настоящему, но не мог закончить эпизод без команды постановщика.
«Не угадаешь, куда ветер подует. Практически начал гореть, стреляю из автомата, а его заклинило. Было жутковато», — вспоминал Воеводин в программе «Тайны нашего кино» на ТВЦ.
К счастью, актер уцелел и не получил сильных ожогов. С выходом «Офицеров» его часто приглашали играть военных. После окончания учебы он устроился в Московский театр Сатиры, дебют в котором был таким же ярким, как и в кино: Воеводин исполнил роль Керубино в пьесе «Безумный день, или женитьба Фигаро». Артист выступал на одной сцене с такими мэтрами, как Андрей Миронов и Александр Ширвиндт.
Телезрителям также запомнился герой актера в «Частной жизни». Драму выдвинули на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Еще одной яркой страницей биографии Воеводина стала работа в «Останкино», где он дублировал многих известных персонажей. Голосом Александра Михайловича говорил Скрудж МакДак из «Утиных историй» и Оскар из «Списка Шиндлера». Также артиста знают по сериалам «Возвращение Мухтара» и «Папины дочки».
О личной жизни актер предпочитает не распространяться, отмечая лишь, что счастлив в браке, вырастил сына Михаила и проводит все свое время с внуками. Оглядываясь назад, Воеводин подчеркивает, что ни о чем не жалеет, особенно, о легендарной роли в «Офицерах», открывшей ему дорогу в мир киноискусства.
Наталья Рычагова
Будучи студенткой, актриса сыграла в военной драме «Нет неизвестных солдат», а затем в мелодраме «Про Клаву Иванову», но главной работой в ее карьере считают роль Маши Белкиной в «Офицерах». Героиня артистки — верная возлюбленная Егора Трофимова, которая погибает вместе с ним на фронте, оставив родителям солдата отдушину, сына Ивана.
После грандиозного успеха картины Наталья Рычагова продолжила сниматься, проявив таланты в лентах «Это мы не проходили», «Где ваш сын?». Кроме того, с 70-х она занималась озвучиванием. Ее веселым звонким голосом говорила Либуше Шафранкова в фильме «Три орешка для Золушки», однако реальность самой Рычаговой мало походила на сказку.
Наталья Сергеевна связала жизнь с актером Театра Советской Армии Алексеем Инжеватовым. Они были вместе с тех пор, как поступили во ВГИК, и поженились на третьем курсе обучения. Супруги казались хорошей парой, однако ходили слухи, что Инжеватов злоупотреблял алкоголем и нередко поднимал руку на возлюбленную.
У артистов родилась дочка Маша. О ней все знакомые семьи в один голос твердили — трагическая судьба. Не везло наследнице актеров ни в работе, ни в любви. Из-за проблем со здоровьем девочка отказалась от карьеры пианистки, повзрослев, неудачно вышла замуж, а в итоге скончалась после тяжелой болезни в 2006-м. Спустя четыре года Рычагова потеряла и супруга.
«Жалко мне Алешку, но его «пристрастие к Бахусу» погубило. На Наталью все обрушилось, ее близкие ушли, и она пристрастилась. Не хочу сказать плохого, но так случилось, что в последние дни она рюмку не пропускала», — рассказывал друг семьи Николай Соломин.
Как многие легенды советского кино, Наталья Сергеевна сгорела не столько от болезней, сколько от горя и одиночества. Прошло меньше года со смерти Инжеватова, когда единственный родственник, внук актрисы, обнаружил в комнате бездыханное тело бабушки.
Ванечка
Лента изменила судьбы не только актеров, ставших звездами после выхода картины, но и простых людей. Так, на роль Ивана Трофимова в младенчестве взяли никому не известного ребенка из детдома. Мама увидела в фильме брошенного мальчика и разыскала его. Родительница раскаялась за то, что на два года покинула сына, и увезла его в другой город.
Крошечный эпизод перевернул жизнь экранного Ванечки, подарив ему семью. Для каждого участника съемочного процесса это стало лучшим и важнейшим финалом истории «Офицеров».
Есть такая профессия… Непростая судьба фильма «Офицеры» и его создателей
Ровно 50 лет назад состоялась премьера всенародно любимого фильма, который стал классикой на все времена.
Фото: Кадр из фильма «офицеры» 1971
Ровно 50 лет назад на большие экраны впервые вышел фильм «Офицеры». Идею создать картину о женах военнослужащих подал министр обороны СССР Андрей Гречко. Принято считать, что легендарная фраза «Есть такая профессия — Родину защищать» принадлежит именно ему. Сам Гречко всю жизнь отдал службе, прошел две войны, с ним рядом неизменно была супруга Клавдия. Побывав на премьере, проведшая годы в переездах по гарнизонам, она сказала: «Это кино про нас».
История создания фильма «Офицеры»
Сюжет фильма был основан на пьесе «Танкисты» советского писателя-фронтовика Бориса Васильева. Режиссером стал Владимир Роговой, для которого «Офицеры» стали первой самостоятельной работой. Как высокие чины доверили снимать военную драму новичку, до сих пор загадка, однако фактом остается одно — не прогадали. Однако на пути к экрану дебютная работа Рогового встретила множество препятствий.
Кадр из фильма «офицеры» 1971
Автор «Танкистов» видел одним из персонажей Георгия Юматова, но из-за дурной славы актера, который из-за пьянства мог и съемки сорвать, Роговой не хотел его брать. Васильев поручился за артиста лично, и тот был утвержден на роль Алексея Трофимова. В ходе работы над «Офицерами», Юматов примирился с Василием Лановым (Иван Варавва), с которым прежде у него были натянутые отношения.
К слову, найти исполнителя Вараввы оказалось задачей невероятно сложной — не подходил никто. Лановой несколько раз отказывался взяться за роль, так как не понимал персонажа и его взгляд на мир. Но когда все же согласился пройти пробы, был утвержден тут же. Лучшего претендента не нашлось во всем Союзе.
Кадр из фильма «офицеры» 1971
Судьбы актеров фильма «Офицеры»
Многие члены съемочной группы «Офицеров» воевали на самом деле и знали, что такое рисковать жизнью, не понаслышке. Даже шрамы рисовать не пришлось — след от ранения героя Юматова, который смягчает сердце его жены перед очередным переездом, настоящий. Актер был награжден редкой медалью Ушакова, которую вручали морякам «за личный подвиг». Но после всех испытаний трагедия все же настигла актера.
Кадр из фильма «офицеры» 1971
Василий Лановой прошел свой путь с большими потерями. Его вторая супруга Тамара Зяблова, будучи беременной, погибла в автокатастрофе в год премьеры «Офицеров». Сын артиста от Ирины Купченко умер в 37 лет от сердечного приступа. Однако сам Лановой прожил долгую жизнь — 87 лет. Его не стало в январе этого года.
Актриса Наталья Рычагова, сыгравшая в «Офицерах» Марию Белкину, с детства снималась и в юном возрасте обрела популярность. Но повзрослев, она стала получать все меньше предложений, занялась озвучиванием. В 38 лет артистка потеряла дочь — инсульт. Рычагова с мужем взяли опеку над внуком. Но горе подкосило и актрису, и ее мужа. Они скончались друг за другом с разницей в несколько месяцев.
Андрей Громов, сыгравший наследника героев Ваню Трофимова, после «Офицеров» больше нигде не снимался. Его судьба сложилась вполне благополучно. Он закончил школу, поступил в МГИМО, стал дипломатом, женился и вырастил двоих детей. Сегодня Громов занимает должность Генерального консула России в болгарском Русе.
Тяжелой была судьба многих создателей легендарной картины, непростой была и история самого фильма. Но, как это было принято в советском кинематографе, их дело на благо потомков не осталось незамеченным. И сегодня, как 50 лет назад, многие в списке любимых картин называют «Офицеров». И на каждом военном параде звучат слова: «Есть такая профессия…».
Офицеры
Из военных в актеры
Исполнителем роли Алексея Трофимова выступил актер Георгий Юматов. Актеризвестный зрителю по работе в картинах «Жестокость», «Разные судьбы», «Адмирал Ушаков» и др. Интересным фактом есть то, что Юматов по профессии — настоящий военный. Окончил Военно-морскую школу и даже стал рулевым на торпедном катере «Отважный». Однако, по иронии судьбы, был замечен режиссером Григорием Александровым и уже с 1945 года числился актером«Мосфильма» и Театра-студии киноактера.
За хороших поручимся
Съемки в ленте для Георгия Юматова были под вопросом. За актером водилась слава изрядно пьющего человека. Именно поэтому, режиссер Владимир Роговой, долго сомневался взять ли актера в картину. К счастью, за Юматова поручился один из авторов сценария Борис Васильев. Георгий Юматов принимал участие в съемках под его ответственность. Благодаря Васильеву, актер получил не только роль в картине, но и приобрел свою наибольшую славу. Ведь именно участие в фильме «Офицеры», считается по праву его визитной карточкой.
Из недругов в товарищи
Актер Василий Лановой (роль Ивана Вараввы), до участия в съемках был уже известный своему зрителю по картинам: «Павел Корчагин», «Война и мир», «Алые паруса». Позже актер снимался в: «Дни Турбиных», «Семнадцать мгновений весны», «Анна и Командор».
Образ Ивана Вараввы, был создан максимально ярко. На помощь пришел опыт участия в боевых действиях Великой Отечественной войны. Кстати, по началу, со своим коллегой по площадке — Георгией Юматовым (который также принимал участие в боевых действиях), актеры были не в самых лучших отношениях. Это была еще одна из причин, почему режиссер Роговой, не хотел брать актера. Однако, пережитые события войны, скорее всего, смогли помочь найти исполнителям общий язык.
Слезы на морозе
Исполнительницей женской роли стала Алина Покровская (Люба Трофимова). После съемок, актриса приняла участие в работе над картинами: «Кодекс бесчестия», «Трое в лодке, не считая собаки», «Нежданный гость», «Доброта».
Рассказывая о роли в «Офицерах», героиня вспоминает невероятно сильный мороз. В сцене, где она получает известие о смерти сына, благодаря сложившейся погоде, ей даже не приходилось стараться выдавить слезы. Они сами лились ручьем.
Из артистов в дипломаты
Исполнителем роли суворовца Ивана Трофимова стал юный Андрей Громов. После съемок в «Офицерах», был приглашен в картину «Приключения желтого чемоданчика». Своим успехом, он мог бы легко завоевать место в Суворовском училище, так как его ждали как минимум в двух. Однако, ни судьба в искусстве, ни военное ремесло — не пришлись по душе Ивану. Он выбрал путь дипломата и вскоре успешно освоил эту профессию.
Интересное за кадром:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Фильм — о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине. Герои — боевые товарищи — несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности. И даже «любовный треугольник» не может этого изменить…
Премьера фильма состоялась : 26 июля 1971 г. Узнаем подробнее об этом замечательном фильме
8 мая 1970 г. началась работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной. Ее называют кинороманом, а, по нашему мнению, точнее было бы — «кинолетопись». В 70-е годы о войне, гражданской и Великой Отечественной, фильмы появлялись едва ли не каждый месяц, но лишь «Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР, какой она представлялась тогдашним идеологам, т.е. цепью непрерывных побед. Впрочем, слово «история» имеет второе значение, и фильм ему вполне соответствует — это рассказ, волнующий рассказ о благородных людях. Хочется верить, что потребность в таких историях не иссякнет у зрителей никогда.
Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.
Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение, определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины. Для Владимира Рогового картина стала дебютом в роли режиссёра. Борис Васильев предложил на главную роль в картине Георгия Юматова. Режиссёр сначала отказывался. У Юматова была плохая репутация сильно пьющего человека, который мог сорвать съёмки. Однако Васильев поручился за него. Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде. Одна из самых известных сцен возле некоего военного ведомства, где находился кабинет генерала Варравы, на самом деле снималась возле входа в Химический факультет МГУ.
Успех картины был неожиданный и потому ошеломляющий: она стала самым кассовым фильмом 1971 г., а Василий Лановой, по опросу журнала «Советский экран», — лучшим актером. И что бы мы ни говорили выше, зритель увидел в картине главное — правду характеров. Секрет такого, если хотите, противоречия, кроется в том, что киноленту создавали, помимо прочих, четверо фронтовиков: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (служили в танковых войсках), режиссер Владимир Роговой (бывший пехотинец) и Георгий Юматов (юнга, по собственному выражению актера грудью пропахавший всю Малую землю).
К концу 60-х Васильев и Рапопорт были ветеранами не только войны, но и кинематографа. Сценарии писали с 1957 г., причем дебютом стала работа о воспитании советских воинов, называвшаяся не иначе как «Сержанты». Следующим, по идее, должен был появиться фильм «Прапорщики», но не случилось — «Сержанты» оказались «проходной» картиной, и бывшие танкисты начали разрабатывать другие темы — приключенческую («След в океане», 1965) и спортивную («Королевская регата», 1967, Юрия Чулюкина, которая, увы, далеко отставала от его же «Девчат», несмотря на крепкий актерский ансамбль). Лишь в 1968 г. они вернулись к событиям войны, создав сценарий к фильму «На пути в Берлин». Замысел «Офицеров» родился два года спустя и стал лучшим в их творческой биографии. Им заинтересовалась студия им. Горького, режиссером был назначен 47-летний Владимир Роговой. Он работал на студии с 1953 г., но самостоятельно поставил всего один фильм — «Годен к нестроевой», добротную кинокомедию из армейской жизни. Сегодня такой выбор кажется мудрым — режиссер донес до зрителей озорные искорки в сценарии, без которых герои оказались бы мертворожденными.
Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли — Ивана Варравы и Алексея Трофимова. Исполнительница роли Любы отыскалась быстро — ею стала Елена Добронравова, актриса-вахтанговка. Между тем на роль Трофимова претендовало ни много ни мало 42 кандидата. В их числе были Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин… Однако на пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х («Молодая гвардия», «Разные судьбы»), у которого в то время открылось второе дыхание (в 1965–1969 гг. ежегодно выходило по фильму с ним в главной роли; даже неискушенные зрители прекрасно помнят его дуэт со Светланой Светличной в картине Эдмонда Кеосаяна «Стряпуха»). Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее — Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.
Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров — Олег Ефремов, Александр Лазарев, Александр Белявский, Валентин Гафт. Режиссеру больше всех понравился Ефремов, его утвердили на худсовете, но он сниматься не смог — был занят в другой картине. Роговой настолько пал духом, что во время полета в Ашхабад, где планировались натурные съемки, уговорил сниматься… пилота Леонида Козмерова. К сожалению (или к счастью?) Козмеров не прошел пробы: красавец-мужчина был начисто лишен актерских данных.
Когда подготовительный период был в самом разгаре, группа едва не потеряла Георгия Юматова. Летом 1970 г. он снимался в комедии «Опекун» в роли выпивохи. Опьянение было ему не в диковину, однако на сей раз он так «вошел в образ», что сорвал съемки. За недостойное поведение Юматову объявили строгий выговор по «Мосфильму» и запретили режиссерам студии снимать его в течение года. Начальство собиралось через Госкино закрыть ему дорогу и на другие студии. К счастью, до этого не дошло, иначе роль Трофимова пришлось бы играть кому-то другому. Хотя поговаривают, что, «разрешив» ему сниматься у Рогового, «Мосфильм» подкладывал конкурентам свинью: был расчет, что Юматов подведет и съемочную группу «Офицеров». Расчет, как показали дальнейшие события, верный, но результат получился отнюдь не в пользу «Мосфильма».
Съемки пришлось начать с конца, эпизода, когда Варрава знакомится с внуком Трофимовых — суворовцем Ваней. Дело в том, что в этой роли был занят московский школьник Андрей Громов (снимался в картине «Приключения желтого чемоданчика», но профессиональным актером не стал, предпочтя дипломатическую деятельность), а его нужно было освободить до начала учебного года. С Андреем работалось легко — конфликт возник между режиссером и Еленой Добронравовой. Они по-разному трактовали взаимоотношения Варравы и Любы.
Режиссер хотел, чтобы любовную линию в этом дуэте вел один Варрава, актриса настаивала, чтобы ее героиня тоже питала к сослуживцу своего супруга не только платонические чувства. Скандалы следовали один за другим, и наконец Роговой снял Добронравову со съемок. Времени на поиск новой актрисы не было, решили обратиться к тем, кто пробовался раньше. Остановились было на Ларисе Лужиной, но она готовилась стать матерью. Исполнительница роли Любы нашлась только с третьей попытки — утвердили Алину Покровскую, актрису театра Советской Армии. Ее срочно отозвали с гастролей. «Юматов и Лановой встретили меня с цветами. Оператор провел пальцем по моему лицу: «Здесь проложим морщины» — и вытащил откуда-то седой парик. В считанные минуты я из девчонки, которую собиралась играть, стала бабушкой!»
Не менее трудную задачу представлял собой грим Юматова. Для первой трети фильма 44-летнего актера нужно было омолодить на двадцать лет. Чтобы разгладить морщины, Георгию Александровичу заплетали волосы в косички и туго стягивали на затылке, а лицо замазывали яичным белком. Процедура сродни изощренной пытке, но актер сносил ее безропотно.
Продолжает А. Покровская: «Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм».
Затем съемочная группа отправилась в Рузу. Там в конце августа снимался эпизод «китайская переправа». Для пущей достоверности в сцене заняли настоящих китайцев — двести человек, предоставленных торгпредством КНР (видимо, негоции между нашими странами тогда шли хорошо, иначе зачем столько торгпредов?). Надвигалась осень; ночью, когда шли съемки, вода в озере стала ледяной. Однако дисциплинированные китайцы безропотно отрабатывали дубль за дублем. Их старания были вознаграждены несколькими ящиками главного русского лекарства от простуды. Приняв его, гости с юго-востока потеряли автономность — их грузили в автобусы навалом.
На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист — годовалый ребенок. Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского. «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка. » В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова, мальчика с судьбой, позаимствованной как будто из романа Дюма. Отец поставил вопрос ребром: или я, или ребенок, и она выбрала мужа. Это не помогло — молодая «семья» вскоре распалась. Впрочем, мать все равно не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.
Всем известно: водка в больших дозах — уже не лекарство, но Георгий Юматов решил еще раз познать это на собственном опыте. Октябрьские съемки в Севастополе оказались под угрозой срыва. Единственным, кто мог в прямом и переносном смысле отрезвить Георгия Александровича, была его супруга Муза Крепкогорская. Ее срочно вызвали в Севастополь, а чтобы приезд был оправдан творчески, специально для нее Васильев написал крохотную роль мамы той девушки, в которую влюбился сын Трофимовых. Однако сразу перевести мужа на трезвую колею Крепкогорской не удалось. Юматов был профессионалом не только по актерской части, так что долго умудрялся водить строгую жену за нос. Они жили в гостинице, и Муза каждое утро буквально обыскивала номер. Ее усилия достигали результата не всегда. Например, однажды Юматов спрятал «заначку» в сливном бачке и «полечился» так, что съемку пришлось отменить. В другой раз ему помогли «потерять форму» его закадычные друзья — военные моряки. Они раздобыли кадры кинохроники, где юнге Юматову вручают орден, и явились в гостиницу обмыть находку. Выяснилось, что актер заперт в номере на ключ. Это его не остановило. Он разорвал простыню на полосы, связал их и спустился к друзьям…
Когда окончательно выяснилось, что бутылка сильнее жены, актера уговорили на несколько дней лечь в больницу. Однако по утрам он спускал из окна своей палаты больничную простыню, к которой сердобольные поклонники привязывали бутылку водки. Тогда Роговой пошел на хитрость. Он попросил, чтобы на севастопольском спиртзаводе налили в одну из водочных бутылок воду и закупорили по всем правилам. «Офицеры» Утром эту бутылку спустили Юматову с крыши в окно гостиничного номера, но выпить ее в одиночку не дали.
Зашел Роговой и как бы невзначай предложил распить поллитру на двоих. После первого же глотка Юматов распознал подвох, отдал должное выдумке режиссера и до конца севастопольской экспедиции ни разу не подвел съемочную группу. Была ли для «срыва» особая причина? Говорят, Юматов влюбился в свою партнершу. «То, что Жора ко мне неравнодушен, было видно невооруженным глазом, — рассказывала Алина Покровская. — Но я делала вид, что ничего не происходит. Я уже тогда встречалась со своим будущим мужем, за Жору очень переживала Муза. У нас бы ничего не вышло… На всякий случай мы везде ходили втроем: Жора, Вася и я. Прямо как в фильме».
В феврале неподалеку от Ашхабада начались съемки эпизодов войны с басмачами. Алина покровская вспоминает: «Я приезжала в Туркмению на два-три дня. Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Дозаправка в Красноводске — и из заснеженной Москвы попадаешь в зеленый рай. Возвращаешься со съемок в гостиницу, напоенную изумительными запахами. Жора Юматов кричит: «Тебе шашлык заказывать?» Жора и Вася скакали не хуже заправских джигитов, а вместо меня режиссер хотел снимать дублершу. Но у меня были на этот счет свои планы. Возвращаясь в Москву, я каждое утро — к семи часам — ездила на закрытый манеж ипподрома. Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвез меня к большому зеркалу, что всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей бояться перестал». Столь неожиданная смелость едва не стоила актрисе жизни. На съемках ей дали отнюдь не философски настроенного коня-джентльмена, а скакуна горячих кровей. Сцену погони басмачей за героями фильма снимали рядом со рвом, мимо которого и должны были проскакать актеры.
Однако Адлер — так звали коня Покровской — решил прокатить наездницу с ветерком и пошел на обгон скакунов Юматова и Ланового. Первым это заметил Юматов и бросился наперерез Адлеру. Вскоре подоспел Лановой. Они догнали лихача-камикадзе и спасли Покровскую от неминуемого падения в ров. Через несколько дней едва не погиб второй режиссер Владимир Златоустовский. Впоследствии он вспоминал: «Басмача-предателя играл ашхабадский художник, панически боявшийся высоты. А по роли ему надо было подстреленным падать со скалы. Мы с ним примерно одного роста, и я решил «упасть» за него. Туркмены внизу натянули брезент, я повернулся к ним спиной, шагнул вниз… и промахнулся! Рухнул башкой прямо им на руки. Горе-страховшики испугались и бросили меня вместе с брезентом. Очнулся — «Скорая», врачи, сотрясение мозга»…
Несчастье подстерегло и оператора Михаила Кириллова. Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась и оператор рухнул на рельсы. От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход. Оператор попал в больницу, съемки остановились. Он уговаривал режиссера найти замену, но Роговой посчитал это предательством. На несколько недель Кириллова заменил его сын Андрей — в то время он заканчивал ВГИК и вскоре снял один из самых оригинальных советских фильмов для детей — научно-фантастический «Москва–Кассиопея».
В конце марта съемочная группа вернулась в Москву и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена к Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось — основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками. 9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов, в том числе, сцену расстрела фашистами советского офицера (она, видимо, никак не вязалась с названием).
Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры — на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным — в Любе Трофимовой она узнала себя. Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели Генерального секретаря и его окружение в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге. Он, как выяснилось, не был специально организован: в прокате «Офицеры» собрали 53,4 млн. зрителей и заняли место в первой десятке самых кассовых советских фильмов.
Коллектив, создававший фильм, состоял из очень талантливых людей. Безусловно! Я постараюсь напомнить вам о них чуть позже. Творческая группа сумела найти ассоциативный ряд, не оставляющий равнодушными несколько поколений зрителей. В ней каждый находит что-то для себя лично. И юные, и пожилые, и романтики, и реалисты. Честь, мужество, доблесть, отвага и рыцарское благородство. Есть такая профессия: Родину защищать.
Авторы сценария фильма — Борис Васильев и Кирилл Рапопорт.
Рапопорт Кирилл Иосифович (10 мая 1926, Москва — 30 ноября 1983), российский сценарист; заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).
В соавторстве с Борисом Васильевым Кириллом Рапопротом было написано много из перечисленного выше. К сожалению, информации о нем значительно меньше, чем о соавторе. Возможно, этот пробел когда-нибудь восполнит его дочь- бывшая актриса театра «Сатирикон» (1999-2005 г.г.) Анастасия Рапопорт (Настя Сеглия, ныне проживающая в Бразилии).
Также он автор пьес Высшая мера (с М. Маклярским), Ракетчики, Вторая стрелковая, Пресс-атташе в Токио (с М. Маклярским), Сайгонская баллада.
Кирилл Иосифович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Художник-постановщик картины — Михаил Григорьевич Фишгойт (1925 г.р.) — российский художник, кинопродюсер, сценарист и режиссер.
Михаил Григорьевич участвовал в боях за Берлин и взятии Рейхстага. Награжден медалями «За отвагу», орденами Славы III степени, Славы II степени, медалью «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». После войны работал художнком-постановщиком на киностудии им. Горького. В конце 70-х г.г. эмигрировал в США.