актеры фильма покровские ворота актеры и роли фото
«Покровские ворота» 33 года спустя. Актеры и роли. Интересные факты (22 фото + 5 видео)
Родился 8 ноября 1960 года, в городе Серпухов, Московской области, в семье военного инженера и врача.
Народный артист России (05.06.2003).
После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977) поступил в Московское театральное училище им. Щепкина, на курс Н.Н. Афонина. Со своими однокурсниками создавал номера, поставил спектакль, капустники.
Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях.
В 1981 году, после окончания театрального училища, поступил в Малый театр.
Продолжая сниматься в кино, сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актёра и принесла ему несколько премий.
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена наградами.
В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.
В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актёра создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).
В Голливуде Меньшикова прозвали «русский, который не приезжает» за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на «фабрике грёз».
Родился 17 декабря 1928 года в Киеве.
Заслуженный артист РСФСР (26.02.1971).
Народный артист РСФСР (22.02.1979).
Народный артист СССР (20.05.1987).
В 1955 году, по окончании Школы-студии, актёр снова уехал в провинцию: сначала работал в Театре имени М.Ю. Лермонтова в Грозном, потом работал в труппе Иркутского драматического театра. Играл роли во многих спектаклях — например, Сергея в драме «На Байкале», Яшу Дубровского в «Дмитрии Стоянове», Коха в «Последней остановке».
Здесь у Леонида Сергеевича и его жены Валентины родилась дочь. Броневой подружился с Виталием Венгером, они были заняты вместе в спектаклях. В «Улице Трех Соловьев, 17», например, артисты играли роли двух приятелей — толстого и тонкого, Броневой, естественно, был толстым, а Венгер — тонким.
С 1958 по 1962 год играл Театре имени Кольцова в Воронеже. Здесь Леонида Броневого постигло несчастье — умерла его первая супруга, оставив 4-летнюю дочку. Актёр переехал в Москву, где несколько месяцев безуспешно пытался устроиться на работу в театр.
Осенью 1962 года был принят в труппу Театра на Малой Бронной, во главе которого стоял Андрей Гончаров. В этом театре актёр проработал 25 лет, из которых 16 лет — с великим Анатолием Эфросом.
В Театре на Малой Бронной Леонид Броневой занял ведущее положение. Он переиграл множество ролей в спектаклях А. Эфроса, А. Дунаева, Л. Дурова, Е. Лазарева, других режиссёров.
В кино Леонид Броневой дебютировал в 1964 году ролью жандармского полковника в фильме «Товарищ Арсений». Особую популярность актёр завоевал после исполнения роли Мюллера в легендарном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). Роль Мюллера стала визитной карточкой Леонида Броневого.
С 1988 года — актёр театра «Ленком».
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Родилась 30 июня 1934 года в Горловке Донецкой области Украинской ССР.
Заслуженная артистка РСФСР (30.05.1989).
Отец был крупным горным инженером, затем заместителем министра, мать работала строителем. После переезда в Москву семья жила в доме Совета Министров, где три подъезда были отданы известным кинематографистам. Инна почти каждый день встречала Герасимова и Макарову, Ладынину и Пырьева. И, разумеется, мечтала стать актрисой.
Окончила Московское театральное училище имени Б.В. Щукина (1957).
В 1957-1963 годах — актриса Ленинградского государственного театра Комедии.
В 1964-1992 года — актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке.
В 1993-2005 года — актриса Московского театра «Содружество актёров Таганки».
Играла в театре Василия Ливанова «Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»), у Александра Яцко («Генрих IV», «Ричард II»), антрепризах Михаила Козакова и Сергея Арцыбашева («Женитьба»).
В кино Инна Ульянова начала сниматься с 1956 года, в основном, в эпизодах и небольших характерных ролях. Лучший из них — образ пьяной Дамы с лисой в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Поначалу актрису узнавали именно по этой роли. Но в 1982 году она сыграла Маргариту Хоботову («Покровские ворота») и стала безумно популярной. Правда, на экране она не стала появляться чаще, хотя были и такие заметные работы, как в фильмах «Где находится нофелет?», «Когда опаздывают в загс», «Наша дача», «Мсье Робина», в сюжетах «Ералаша» и ряде комедийных короткометражек.
В конце 1990-х годов стала «фирменным лицом» чистящего порошка Comet. Вела телепрограммы «Дело хозяйское» и «На здоровье».
Ушла из жизни в Москве 9 июня 2005 года. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (10 участок).
В июне 2008 года на могиле Инны Ульяновой был установлен памятник.
Родился 14 июня 1934 года в Оренбурге.
Заслуженный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист РСФСР (10.07.1989).
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1957).
Его педагогом была Вера Николаевна Пашенная, а однокурсниками — Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко и Роман Филиппов. С тех пор служил Малому театру, в котором проработал почти 50 лет.
Ведущий актёр Малого театра, исполнитель ролей «здоровяков», крепких телом и духом, но не всегда удачливых в жизни.
Ушёл из жизни 20 мая 2008 года в Москве. Похоронен актёр 23 мая на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 6).
Родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (7.05.1973).
Народный артист РСФСР (10.03.1983).
В 1954 году поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958 году.
В 1958-1961 годах работал в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре, в 1961-1962 годах играл на сцене Сталинградского театра имени М. Горького.
В 1962 году стал актером Ленинградского театра имени Ленсовета, где его партнерами были Игорь Владимиров, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих. На театральной сцене им сыграны роли Карлсона, Мармеладова, Санчо Пансы, Фирса, Пичема, Журдена, Аметистова.
В Санкт-Петербургский академический театр Комедии им. Н. П. Акимова пришел в 1988 году уже зрелым мастером сцены, популярным актером кино и телевидения. Умный артист, обладающий яркой творческой индивидуальностью и неисчерпаемыми профессиональными возможностями, сочетающимися в его актерской органике с искрометным юмором, искусством перевоплощения, великолепным даром импровизационности, он играл роли от комедийных, фарсовых до глубоко психологических. Огромным успехом пользовались спектакли с участием актера «Страсти по Мольеру» и «Хочу сниматься в кино».
В кино до начала 1980-х годов снимался в ролях второго плана, но уже первая крупная роль, Льва Хоботова, в комедийной ленте Михаила Козакова «Покровские ворота» (1982), привлекла к артисту внимание зрителей и кинематографистов.
Впрочем, кино Анатолий Равикович недолюбливал, считая его искусством «режиссёрским».
Автор книг: «Негероический герой: Воспоминания» и «Продолжения больше не будет».
Ушел из жизни 8 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Был женат на актрисе Ирине Мазуркевич.
Родилась 3 октября 1953 года в Москве.
Дочь кинорежиссёра Алексея Коренева (1927-1995).
В 1975 году окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина, а в 1999 году — Высшие режиссёрские курсы (мастерская А.Н.Митты).
В 1975-1977 годах — актриса Московского театра «Современник».
В 1977-1979 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной.
С 1981 года жила в США, снималась в небольших ролях в кино и играла в театральных постановках («Дядя Ваня»).
После возвращения в Россию, в 1996 году, продолжила работу в кино.
С 2008 года играет в театре «Школа современной пьесы»
Написала автобиографические романы «Идиотка» (2001) и
«Нетленка» (2007).
Родилась 17 мая 1911 года в Красноярске, так как туда был сослан её отец — политический деятель. Родители её — поляки. Крестили девочку в Польше, где она получила имя Софья Аделаида Антуанетта.
Окончила драматическую студию З.С. Соколовой (1931).
С 1931 года — актриса МХАТ СССР имени Горького. С 1954 года — педагог Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко, профессор (1972). В кино — с 1949 года.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Народная артистка РСФСР (1963).
Народная артистка СССР (1991).
Ушла из жизни 21 января 2000 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Родилась 12 апреля 1958 года.
Родилась 27 февраля 1957 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (7.08.1989).
Народная артистка России (18.11.2000).
В 1998 году дебютировала как режиссёр, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц».
Студенткой снималась в эпизодических ролях. Первой главной ролью стала Нинка в картине «Безбилетная пассажирка» (1978, реж. Юрий Победоносцев). Этапной стала роль продавщицы Надежды в картине «Блондинка за углом» (1984, реж. Владимир Бортко), где актриса открыла для экрана новый социальный тип — по-женски очаровательной, но твёрдо стоящей «на всех четырёх» хозяйки жизни из всемогущей советской сферы обслуживания.
27 апреля 1927, Москва — 25 июня 1999, Москва.
Заслуженный артист РСФСР (16.08.1978).
Отца Моргунов не помнил: тот ушёл, когда сыну едва исполнился год. Его мама работала в роддоме санитаркой. Когда началась война, 14-летний Женя устроился на завод в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, — вытачивал болванки. А в свободное время бегал заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в театры, в консерваторию.
Евгений очень хотел работать в театре, но директор завода его не отпускал. И тогда он взял и написал письмо Сталину: «Примите меня в искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко». Удивительно, но ему ответили. На имя директора завода пришло письмо, подписанное Сталиным, согласно которому мальчика направили в Камерный театр Таирова, во вспомогательный состав. Там Евгений постигал азы актерского искусства, а через год, в 1944 году, поступил во ВГИК, на курс Сергея Герасимова. Ему исполнилось 17 лет, он был самым молодым на курсе.
Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1948, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
В 1948-1950 и с 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра, с 20 декабря 1950 по 15 сентября 1952 года — актёр академического Малого театра.
Всенародную популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 60-х годов.
Родилась 24 ноября 1938 года в Москве в актёрской семье.
Российская характерная актриса.
В детстве Наталья была очень шаловливым ребенком. Семья всегда жила при театре, поэтому девочка не мыслила жизни вне актёрской профессии. Сдавая экзамены в историко-архивный институт, одновременно решилась поступать и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Начала учиться на первом курсе, но попала под машину и серьёзно повредила зрение, врачи запретили ей продолжать учебу.
Благодаря мужу произошло знакомство Натальи Леонидовны с Леонидом Гайдаем, который пригласил непрофессиональную актрису сыграть мадам Грицацуеву в «Двенадцати стульях». Эта роль стала началом славы Натальи Крачковской как яркой комедийной и острохарактерной актрисы.
Крачковская продолжала сниматься во многих гайдаевских комедиях и в дальнейшем («Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Частный детектив или Операция «Кооперация» и др.)
90-е годы, когда кинематограф переживал тяжелое время, стали для Н.Л. Крачковской периодом плодотворной актёрской работы.
Играет в антрепризных спектаклях.
Заслуженная артистка России (1998).
17 мая 1941 — 28 октября 1997, Москва.
Заслуженная артистка РСФСР (19.07.1984).
Похоронена актриса на Востряковском кладбище в Москве (участок № 17).
Родился 29 мая 1927 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (10.12.1963).
Народный артист РСФСР (15.08.1988).
Отец, Борис Петрович Дмитриев — профессиональный спортсмен. Мать, Елена Ильинична Тауберг, окончив балетную школу в Петрограде, танцевала на сценах России, работала в Мюзик-холле, танцевала и на арене цирка. Праправнук Анны Павловны Шерер (упоминается в романе Толстого «Война и мир»), фрейлины императрицы Марии Фёдоровны.
осле ухода из театра — актёр Студии киноактёра «Ленфильма».
Первая значительная роль в кино — Евгений Листницкий в фильме «Тихий Дон» (1957).
В пёстром, контрастном потоке персонажей, воплощённых актёром на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были учёные, сыщики, учителя, наездники, врачи — кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, ещё реже трагические.
Помимо отечественных актёр много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира.
Много лет голос Игоря Дмитриева звучал на Петербургском радио. Дом радио дал возможность актёру сыграть много разных ролей — в «Станционном смотрителе» Пушкина или «Портрете» Гоголя, например, Дмитриев сыграл буквально все роли. Так же, как и в «Скверном анекдоте» Достоевского, и в «Кентервильском привидении» Уайльда. Без него не приобрела бы такую популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева «В лёгком жанре», которая шла в эфире более 17 лет.
Игорь Дмитриев — автор около 30 телепрограмм из цикла «У Игоря Д. » на телевидении Санкт-Петербурга. Этот цикл был удостоен Гран-при «Золотой конёк» на международном фестивале «Бархатный сезон».
В 1984 году Игорь Дмитриев был принят в труппу Ленинградского академического театра комедии имени Н. П. Акимова, на сцене которого дебютировал в роли Чинзанова в спектакле по пьесе Сергея Михалкова «Всё могут короли». Возвращение актёра на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
В 2000 году был юбилей — 50 лет на сцене. Для бенефиса выбрали пьесу «Милый лжец» Д. Килти и Б. Шоу и 9 сентября на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Н. П. Акимова состоялась премьера спектакля. Партнёршей юбиляра была Эра Зиганшина.
Сотрудничал с Санкт-Петербургским театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова.
Игорь Дмитриев воскресил жанр мелодекламации и, сумев достичь подлинной гармонии звука и слова, являлся единственным российским актёром, владеющим этим искусством.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Член Английского клуба и Всемирного клуба Петербуржцев.
К юбилею актёра телеканалом «Россия» снят документальный фильм о жизни и творчестве Игоря Дмитриева «Народный маркиз Советского Союза» (2007).
Игорь Борисович скончался в Санкт-Петербурге 25 января 2008 года в 23:55 вечера. Похоронен актёр 29 января на Серафимовском кладбище северной столицы.
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.
Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, чтец.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Отец — Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954), известный писатель, мать — Никитина Зоя Александровна (1902-1973), литературовед. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актёра: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», и осенью этого же года — роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре имени Маяковского.
С 1956 года по 1959 год — актёр Театра имени Маяковского.
С 1959 года по 1970 год — актёр Театра «Современник».
С 1971 года по 1972 год — актёр МХАТ.
Во МХАТе Козаков ставил пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Ролан Быков. Спектакль закрыли и Козаков ушёл в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А.В. Эфросу.
С 1972 года по 1981 год — актёр Театра на Малой Бронной.
По признанию самого актёра, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Николай Охлопков, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника».
Актёр активно снимался в кино, в том числе в ярких острохарактерных ролях, в картинах различных жанров.
В 1978 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Многогранность таланта актёра раскрылась и на концертной эстраде, где он читал поэзию от Александра Пушкина до Иосифа Бродского, Козаков читал поэзию и на радио, и на телеэкране, записывал диски.
В 1999 году актёр совместно с саксофонистом Игорем Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам Иосифа Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
В 1997 году вышла «Актёрская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Михаил Козаков похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище (участок № 5) рядом с родителями, как и завещал великий актёр.
Владимир Пицек — один из лучших эпизодников советского кино. Его образы украшали фильмы самых разных жанров и направлений. Интеллигентные и малообразованные, подвижные и вялые герои Пицека органично вписывались в любые коллизии и сюжеты фильмов 1950-1980-х годов.
Впервые вышел на сцену в детстве. В восемь лет он стал активно участвовать в постановках Юрия Завадского на сцене театра имени МОСПС, а впоследствии учился в училище при этом театре (ныне — Театра имени Моссовета).
В первые годы войны Владимир Пицек работал в театре имени ВТО, затем воевал. Много работал в провинциальных музыкальных театрах, снимался в кино в эпизодах.
Заслуженный работник культуры России (1987).
С 1945 года — артист Московского музыкально-драматического театра, Минского и Сталинградского театров музкомедии.
В 1960-1982 годах — актёр в Театре-студии киноактёра.
Похоронен на Перепечинском кладбище.
Фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться. Дело в том, что Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница» (куда его утверждали без кинопроб). Руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль Дзержинского, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». Козаков согласился и получил за это три премии — Государственную и две премии КГБ!
За несколько лет до фильма Михаил Козаков поставил (в 1974) одноимённый спектакль в Театре на Малой Бронной
В фильме в начале и в конце показывается, как на граммофон ставится пластинка в идущем на слом доме — в начале фильма звучит тема в исполнении джаз-бэнда «Мелодия» «Девушка спешит на свидание» — в конце фильма звучит песня Леонида и Эдит Утесовых «Дорогие москвичи» в версии с окончанием «в терцию».
Тётушка Костика, Алиса Витальевна, смотрит по телевизору фильм «Убийство на улице Данте» (где «наши играют французскую жизнь»). В этом фильме сыграл свою первую роль в кино Михаил Козаков — режиссёр «Покровских ворот», также сыгравший в собственном фильме роль взрослого Костика.
Убедительно сыгравший «фронтовика» Савву Игнатьевича Виктор Борцов таковым на самом деле не являлся — год его рождения 1934. А вот его фронтовой друг Леонтий сыгран действительно воевавшим Владимиром Пицеком.
Первое свидание Людочки и Хоботова. После прогулки по городу они садятся в трамвайный вагон КМ под номером 2170. Этот же трамвай под тем же номером присутствует в финальной сцене фильма «Законный брак» и в фильме «Место встречи изменить нельзя». Этот же трамвай мы видим и в начале фильма «В последнюю очередь», действие которого происходит весной 1945 года. Он же снимался в фильмах «Папа» и «Холодное лето 53-го».
9 мая 1924, Москва, РСФСР, СССР — 12 июня 1997, Париж, Франция.
Поэт, бард. В кино выступал как актёр, сценарист, автор песен и стихов.
Родители были репрессированы, мальчик рос у бабушки в Москве, в 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Тбилисский государственный университет (1950). Работал учителем.
Публиковался с 1953 года, выступал с концертами. Один из общепризнанных основоположников «авторской песни». Писал песни для кинофильмов Марлена Хуциева, Валерия Рубинчика, Петра Тодоровского, Владимира Мотыля, Динары Асановой, Андрея Смирнова и других режиссёров.
Автор незабываемых песен: «Опять весна на белом свете», «Я вновь повстречался с надеждой», «Часовые любви». Сборники стихов: «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). Повести: «Будь здоров, школяр» (1961), «Фронт приходит к нам» (1967). Исторические повести: «Бедный Авросимов» (1969, «Глоток свободы» — 1971), «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1971). Романы «Путешествие дилетантов» (1-2 кн., 1976-1978), «Свидание с Бонапартом» (1983).
В 1997 году указом Президента РФ утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы за «создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру».
В Переделкино (Подмосковье) открыт музей Б.Ш. Окуджавы.
Похоронен 18 июня в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 24.
Как сложились судьбы актеров фильма «Покровские ворота»
27 декабря в 20:40 на телеканале «МИР» можно будет увидеть легендарную советскую комедию «Покровские ворота». Реплики ее главных героев – Костика, Саввы Игнатьича, Хоботова, Велюрова, Маргариты Павловны – стали крылатыми. А актеры, которые сыграли обитателей коммунальной квартиры на Петровском бульваре, не только полюбились зрителям, но и стали знаменитыми благодаря этому фильму. Мы расскажем о том, как сложились их судьбы после «Покровских ворот».
Олег Меньшиков: проснулся знаменитым
Это тот самый случай, когда актер «проснулся знаменитым». Нельзя сказать, что Олег Меньшиков был неизвестен публике в 1982 году, но широкую известность открыли актеру именно «Покровские ворота». «Вам нужен творческий непокой!», – восклицает Костик Ромин, персонаж Олега Меньшикова, обращаясь к стареющим обитателям коммуналки.
Костик себе на уме, но с виду простачок: цитирует Пушкина, устраивает жизнь своих соседей, «взрослых тетенек и дяденек», брызжет энергией и романтикой молодости. Он – краснобай, дамский угодник, «знаток человеческих душ» и азартный игрок («Партия переходит в эндшпиль, и играть его, девушки, буду я!»). Несмотря на возраст, он подчас демонстрирует глубокое понимание жизни: «И всё-таки поверьте историку – осчастливить против желания нельзя». Этот образ у Меньшикова получился утонченным и исключительно обаятельным.
Первым, кто попал под обаяние актера, стал режиссер картины Михаил Козаков. Когда Меньшиков пришел на пробы с Татьяной Догилевой, Козаков и оператор картины Николай Немоляев поняли: без этого актера картина не состоится. Так же отреагировал и Леонид Зорин – автор пьесы, по которой снят фильм.
Он сразу узнал в Меньшикове молодого себя (именно он был прототипом Костика): «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был ещё студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста». Кстати, сам Меньшиков спустя 25 лет признавался, что думал, что играет Козакова, а не Зорина. Ведь именно он в конце картины играет «постаревшего Костика».
Фото: Яцина Владимир/ТАСС
Оглушительный взлет его карьеры случился после роли в оскароносном фильме «Утомленные солнцем». Со своей подругой Татьяной Догилевой, с которой он подружился в «Покровских воротах», они встретились на площадке фильма «Восток-Запад». Не прошли незамеченными и его театральные роли: он блестяще сыграл императора Калигулу, Сергея Есенина и Вацлава Нижинского. В театре он был не только актером, но и показал свой талант организатора и режиссера. Это привело к тому, что в 2012 году ему доверили ответственную должность – художественного руководителя драматического Театра имени Ермоловой. В том же году в кино вышел фильм «Легенда № 17», в котором Меньшиков появился в образе хоккейного тренера Анатолия Тарасова.
Несмотря на то, что актер почти не дает интервью и неизменно отвечает отказом на предложения о съемках за границей, назвать его жизнь скудной на события сложно. В 2018 году он снялся в фильмах «Гоголь. Начало» в образе следователя Якова Петровича Гуро, побывал доверенным лицом кандидата в мэры в Москвы Сергея Собянина, начал преподавать в ГИТИСе. В интернете он запустил свой канал «ОМ», на котором выкладывает свои интервью с известными личностями. Его собеседниками успели побывать Данила Козловский, Алла Пугачева, Виктор Сухоруков, Федор Конюхов, Слава Полунин и другие знаменитости.
Леонид Броневой: 70 лет на сцене
До роли артиста Велюрова в «Покровских воротах», Леонид Броневой был всем известен, как Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…», – его знаменитая фраза и спокойный, ровный взгляд группенфюрера СС стали его визитной карточкой. Кстати, изначально Татьяна Лиознова, режиссер этой картины, предлагала ему роль Гитлера, но жена Броневого заявила: «Если согласишься на Гитлера – развод!». Броневой выбрал играть Мюллера, и получил за нее не только орден Трудового Красного Знамени, но и народное признание. С тех пор этот образ стал неотделим от самого актера, что изрядно раздражало самого Броневого.
Вторым популярным персонажем актёра стал Доктор из фильма Марка Захарова «Формула любви». Он меланхоличный, повидавший на своем веку человек, которого даже съеденной на глазах железной вилкой не удивишь, а оживающие статуи для него – это всего лишь очередной диагноз. Примерно таким же – со слегка отсутствующим взглядом и непробиваемой невозмутимостью – вышел и его персонаж Герцога в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Его фразы тоже разошлись на цитаты: «Как вы думаете, где мы будем делать талию? На уровне груди!».
Фото: Строков Михаил/ТАСС
В «Покровских воротах» Броневой воплотил персонажа с куда более обширным набором эмоций. Он сыграл эстрадника-куплетиста Велюрова, тщеславного и склонного к алкогольным срывам («А кто не пьёт? Назови! Нет, я жду!»). Велюров влюблен в пловчиху Свету (Татьяна Догилева), но та не отвечает ему взаимностью, и артист впадает в творческий кризис: «Оставьте меня. Я тоскую как Блок». В такие дни призыв Костика «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» становится для него актуальным, но в нем нет цинизма, и этим он симпатичен, хотя и вызывает жалость. Кстати, когда в стране шла антиалкогольная кампания, сцены с «рюмашками» вырезали из фильма.
Наряду с успехами на экране Броневой имел популярность и на театральном поприще. С 60-х по 1988-й он работал в Московском драматическом театре на Малой Бронной, где была активно занят, а с 1989 перешел «Ленком». Для него там всегда находились роли в топовых спектаклях («Королевские игры», «Варвар и еретик», «Женитьба», «Вишневый сад» и других). Марк Захаров, художественный руководитель театра, высоко ценил его артистический талант и человеческие качества. Он отмечал, что Броневой оказал огромное влияние как на «Ленком», так и на весь российский театр. В 2008 году получил премию «Ника» за роль старика-актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи». Жизнь артиста прервалась в 2017 году, когда ему было 88 лет.
Инна Ульянова: спасение утопающей
Фото: Малышев Николай/ТАСС
Для Инны Ульяновой, исполнительницы роли Маргариты Павловны, эта роль стала звездной. Именно благодаря ей она стала супер-узнаваемой и на нее обратили внимание режиссеры. До этого она смогла засветиться лишь в «Семнадцати мгновениях весны» в роли подвыпившей дамочки с лисой.
После съёмок «Покровских ворот» Инна Ульянова подарила Михаилу Козакову, режиссеру фильма, медаль «За спасение утопающих». Она искренне считала, что до встречи с ним «утопала» как актриса.
После выхода фильма на экраны она снялась еще в нескольких характерных ролях в кино и сериалах. В 90-е годы запомнилась всей стране как дама, которая пользуется средством «Comet»: «Да, милочка, из-за такой ванны и на квартиру не клюнут». На телевидении вела программы «Дело хозяйское» и «На здоровье!». Инна Ульянова была 2 года замужем за Борисом Голдаевым, а потом она больше не выходила замуж. Детей у нее не было. 9 июня 2005 соседи актрисы вызвали «Скорую помощь», когда обнаружили, что она неделю не выходит из дома. Причиной смерти был цирроз печени. Инна Ульянова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Виктор Борцов: обаятельный тюфяк
Сначала предполагалось, что роль немногословного и симпатичного «тюфяка», мужа Маргариты Павловны Саввы Игнатьевича сыграет Никита Михалков, но тот нашел сценарный материал неинтересным и отказался. Тогда режиссер Козаков решил взять на роли обитателей «скворечника» малоизвестных артистов. Одним из них стал Виктор Борцов. Он мало говорит и тяжело смотрит: «Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен, то есть собака зарыта!». Эти и другие его меткие словечки в разные времена вырезали из картины – худсовет говорил, что ими он «искажает образ советского воина». Но потом, с послаблением цензуры «натюрлих» и «ферштейн», исполняемые героями полька «Мой отец запрещал…» и песня «Розамунда» были возвращены.
Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»
«Сниматься мне в принципе было легко, – рассказывал он потом в интервью. – Я ж сам вырос во дворе, так сказать, коммунальном. Поэтому прекрасно знал и рассказывал Мише, как должен быть одет мой герой, какой походочкой он должен ходить, какие усы носить, в какую игру играть – в «лянгу» тогда все резались».
После выхода «Покровских ворот» Борцов сыграл множество ролей в хорошем кино, правда, далеко не главных. Например, роль подпитого посетителя привокзального ресторана в «Вокзале для двоих», Гаврилу в «Гардемаринах, вперед!», Протасова в «Марше Турецкого» и еще около 30 разных ролей. Его основная работа была в Малом театр, где он работал с 1957 года и переиграл там весь классический репертуар. Умер он, когда ему было в 74 года.
Анатолий Равикович: театр на первом месте
Анатолию Равиковичу роль Хоботова далась с трудом. О съёмочном процессе он вспоминал как о «муках, которые кончились только с последним словом на озвучивании». Например, та сцена, когда медсестра Людочка (Елена Коренева) делает ему укол, переснималась несколько раз, потому что, по мнению режиссера, Хоботов неубедительно говорил фразу: «Как вы это делали, вы так это делали! Вы… прекрасно кололи». Актер это воспринимал как доказательство собственной несостоятельности в профессии. Но сам Андрей Миронов хотел сыграть этого персонажа, а выбрали в итоге Равиковича!
Хоботов – это постоянно попадающий в нелепые ситуации, плохо приспособленный к жизни человек. Он чувствительный и ранимый, как большой ребенок, и никак не может отвязаться от навязчивого участия своей бывшей жены. Себя он считает «независимым умом», который «не боится банальностей». Очень волнительно наблюдать за развитием сюжета: справиться ли Хоботов, хватит ли у него смелости? Так и хочется «болеть» за него: «Давай, Хоботов, покажи им!».
Роль Хоботова для Равиковича была первой крупной киноработой и быстро привлекла к нему внимание режиссеров. Однако этот успех артист развивать не спешил, позиционируя себя, прежде всего, артистом театра.
Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»
В шестидесятые Равикович работал в театре имени Ленсовета, а с 1988 года перешел Санкт-Петербургском театре Комедии им. H. П. Акимова. В нем он играл Аметистова в «Зойкиной квартире», Кюрма в «Биографии», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» A. Доде, Ромула Августула в «Ромуле Великом», Сарафанова в «Свидании в предместье». Также он играл в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» «Ужин с дураком») и Театре Хазанова («Ночь в Венеции»).
В кино он сыграл из заметных – роль кардинала Мазарини в «Трех мушкетерах», а из «проходных» – еще около 30 ролей. Последние годы жизни актёр страдал от последствий давнего инфаркта, но продолжал работать. В 2000-е годы Равикович написал книгу воспоминаний «Негероический герой».
Семь лет назад актер ушел из жизни. Причиной была сердечная недостаточность. Своей супруге, актрисе Ирина Мазуркевич, с которой они прожили 33 года и вместе вырастили дочь Елизавету, он перед уходом наказал: не оставаться в одиночестве. Она выполнила его желание, и совсем недавно 60-летняя Ирина снова вышла замуж.
Елена Коренева: сбежавшая за океан
Елена Коренева, которой в картине была предложена роль медсестры Людочки, поначалу отказалась от съёмок. Её не вдохновили ни сценарий («какой-то натужный юмор»), ни ее персонаж. Согласилась она только потому, что ее уговорила ее мама Наталья Коренева, которая работала на картине вторым режиссером. Она же, кстати, и «открыла» Олега Меньшикова, увидев его в каком-то спектакле.
Елене Кореневой хорошо удавались роли нежных, наивных и бесхитростных натур – вспомнить хотя бы ее роль Таи в «Сибириаде» или Марты, возлюбленной Барона Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Роль в «Покровских воротах» ей явно удалась, но почти сразу же после выхода картины Коренева уехала в США и вышла там замуж за преподавателя русского языка и литературы. Такой «финт» актрисы привел к тому, что фильм на какое-то время положили на полку.
Раздосадованный Козаков даже сочинил по этому поводу стихотворение: «Я целый год потел зазря – артистка Коренева, фря, поставила мне клизму…».
В Америке Коренева пробовала себя в кино, но впоследствии говорила: «Нашим соотечественникам там светят только фильмы категории «Б» – то есть, второго сорта. За несколько лет я снялась в эпизодических ролях только в двух картинах, одна из которых – «Любовники Марии» Михалкова-Кончаловского».
Когда американский брак закончился разводом, Коренева стала работать официанткой в русском ресторане, объясняя это так: «В Америке это самый распространенный способ подзаработать для людей творческих: у тебя много свободного времени, а чаевые (кстати, очень неплохие) целиком идут тебе в карман». Там она познакомилась с поэтом Иосифом Бродским и танцовщиком Михаилом Барышниковым.
Хотя она и оставалась советской гражданкой, ей 3,5 года не давали визу в СССР. Впервые приехать в Москву она смогла только в 1987 году, а в начале 90-х вернулась насовсем. Она написала автобиографическую книгу с самокритичным названием «Идиотка» и начала активно сниматься в отечественных кинокартинах. Параллельно она поступила в Театр современной пьесы. В 1999 году окончила Высшие режиссёрские курсы и сняла две короткометражных картины: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша». Она была в жюри кинофестивалей «Амурская осень – 2009» и «Лістапад» в Минске. Свои политические взгляды артистка выражала активно и радикально. Она неоднократно принимала участие в правозащитных и благотворительных акциях, оппозиционных и антивоенных митингах. Сейчас она продолжает жить в России, а на ее счету сейчас более 60 лей в кино и семь – в спектаклях.