актеры фильма сахара 1995
Сахара (фильм, 1995)
Дэррил Шин
Барни Коэн
Джеффри М. Хэйес
Филип МакДональд
Дэвид Филлипс
Гарри МакДональд
Лоуренс Стоун
Village Roadshow Pictures,
TriStar Pictures,
TriStar Television
Содержание
Сюжет
После падения Тобрука в июне 1942 года сержант американской армии Джо Ганн с экипажем ведёт свой танк M3 Lee по имени «Лулу Белл» в ливийской пустыне с целью уйти от наступающих войск Роммеля и добраться до союзных позиций. По пути он подбирает нескольких солдат союзников, и военврач Халлидей, капитан по званию, передаёт Ганну командирские полномочия. Двигаясь дальше, отряд подбирает итальянского военнопленного под конвоем солдата британского Судана. Также Ганн сбивает немецкий истребитель, и союзники берут в плен вражеского лётчика.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джеймс Белуши | Джо Ганн сержант Джо Ганн |
Алан Дэвид Ли | Бейтс Бейтс |
Саймон Вестэвей | Уильямс Уильямс |
Марк Ли | Дойл Дойл |
Майкл Масси | Ляру Ляру |
Роберт Уиздом | Тамбул Тамбул |
Джером Элерс | Холлидей капитан Холлидей |
Анджело Д’Анджело | Джузеппе Джузеппе |
Сходства с другими фильмами
Данный фильм является римейком одноименного фильма 1943 года, снятого Золтаном Кордой по своему же сценарию. В свою очередь, Корда был вдохновлен советским художественным фильмом 1936 года «Тринадцать», имеющим сходный сюжет: тринадцать человек обороняют от банды басмачей высохший колодец. Правда, у фильмов разные концовки: после боя в живых остается только один красноармеец. И когда белогвардейский офицер Скуратов (Андрей Файт) просит у него воды, красноармеец отвечает: «Воды? Вот чего нет, того нет». В свою очередь, есть данные о том, что эту ленту Михаил Ромм снимал по личному указанию И. Сталина, которому очень понравился фильм Джона Форда «Потерянный патруль» 1934 года.
Сахара (1995)
Сахара
Sahara
Северная Африка, июнь 1942 года. После сражений с армией генерала Роммеля, от танкового батальона, в котором воюет сержант американской армии Джо Ганн, остается только одна машина. Подобрав по пути несколько солдат Союзнической армии, Ганн направляет свой танк в жгучие сахарские пески в надежде отыскать воду.
Найдя полупересохший колодец, они утоляют жажду и наполняют фляги. А тем временем по их следу идет изнемогающий от жажды немецкий батальон. И Ганн решает вступить в бой.
Видео к фильму «Сахара», 1995
Отзывы критиков о фильме «Сахара», 1995
Что будет если смешать «Ярость» и «28 панфиловцев»?
Роясь в интернете в поисках очередных малоизвестных киношедевров, я наткнулся на одноименный ремейк военного фильма 1943 года «Сахара». Несмотря на восторженные отзывы и вкусное описание, у меня все же были кое-какие сомнения по поводу качества этого фильма, ведь он снят специально для показа по телевидению. Поэтому я не ждал, что у этого фильма будут хорошо поставленные боевые сцены, но посмотреть все-таки решил. И не зря решил.
Как вы уже спели заметить, это ремейк старого фильма. Оригинальный фильм я посмотрел. Но в данной рецензии, полностью сравнивать два фильма, как я обычно поступаю в подобных ситуациях я не буду. Видите ли, два данных фильма практически идентичны. Сцены, диалоги, персонажи. Лишь небольшие изменения в некоторых сценах, да в характерах некоторых персонажей и все. Поэтому, если в рецензии и будет сравнение, то небольшим. В остальном же могу сказать, что в данном случае мне ремейк понравился гораздо больше.
Теперь непосредственно о самом фильме. Как вы успели понять из названия, при просмотре данного фильма у меня возникли ассоциации с двумя другими картинами: «Яростью» Дэвида Эйра и нашими «28 панфиловцами». Причем, «Сахара» вышла 1995 году. И поэтому, что-то взять из этих фильмов она не могла. Но даже если бы и взяла, то только лучше, отбросив большинство худших элементов.
Ассоциации с «Яростью» у меня возникли из-за сюжета. То есть в обоих фильмах в центре сюжета находится танк и его экипаж. В обоих случаях, они узнают о том, что к ним приближается группа противника, превосходящих их числом. Но несмотря на это, они все же решают ему противостоять, так как, благодаря их героизму будет спасено множество жизней и у основных сил появится немного времени на передышку. Но в «Сахаре» один элемент проработан гораздо лучше, чем в «Ярости». Персонажи. В «Ярости» я их ненавидел. Они были очень неприятными личностями и поэтому симпатизировать мне им не хотелось. А в «Сахаре» все наоборот. Персонажи получились очень приятными, к тому же было огромное разнообразие основных действующих лиц, среди которых были американский экипаж танка, и британские медики, и французский солдат, и суданец в составе британской армии, а также два пленных солдата. Итальянец и немец. Причем оба абсолютно разные по характеру.
Самыми моими любимыми стали: командир танка сержант Джо Ганн, в исполнении Джеймса Белуши, и французский капрал ЛеРу. И вот тут мне придется вспомнить оригинал. Сравнивать Джо Ганна из обоих версий смысла нет, ибо исполнители этой роли (а в оригинале исполнителем этой роли был Хамфри Богарт) в обоих фильмах сыграли его хорошо. Сильные, смелые, немного безрассудные, суровые, строгие, но справедливые командиры. Но кого мне действительно хочется сравнить, так это французов. В оригинале он был, на мой взгляд, очень плохо сыгран. Такое ощущение, что актер, игравший ЛеРу, просто хотел побыстрее отыграть свои сцены и уйти домой. В ремейке же, Майкл Масси был просто изумителен. Те же самые реплики и сцены он отыгрывал не спеша и наслаждаясь каждой минутой, проведенной в этом образе. Как он наслаждался описанием своей любимой еды и с каким аппетитом он бы ее съел, как он тоскует по своей родине и как ненавидит нацистов убивших его друзей, разрушивших его дом и сломавших ему жизнь. И все эти чувства он сумел грамотно передать зрителю. Жаль только, что итальянский пленник получился не таким как в оригинале. Там у него был отличный монолог, в котором он выразил все свое презрение немецкому и итальянскому нацизму. Актёра, сыгравшего его даже на Оскар номинировали. В ремейке этого не было, и персонаж получился попроще. Видимо это было связано с тем, что оригинал был снят в 1943 году, когда во всю шла война. И поэтому американские военные фильмы того времени носили пропагандистский и патриотичный характер, с параллельным осуждением нацизма. Видимо в 1995 году это уже было не актуально и персонажа не наделили такой функцией, в результате чего он получился значительно проще.
Ну и прибавьте к этому отличное место действия (просто я не так уж много знаю военных фильмов, действие которых разворачивается в пустыне) и мы получаем шикарный военный фильм, который я рекомендую к обязательному просмотру всем. А любителям военных драм в первую очередь.
Неожиданный бред
Очень любопытное кино.
Начинается фильм вполне неплохо — покатушки по пустыне на танке, и компания подбирается на редкость интернациональная. Сразу правда возникает небольшой вопрос — почему американцы воюют в Ливии уже в июне 1942 г, ведь они высадились в Северной Африке лишь 8 ноября 1942 г.? Ну да это сущие мелочи, по сравнению с тем, что будет в конце.
А в конце, как и положено по жанру, будет финальная битва. Кучка героев против кучи врагов, всё вроде как обычно. Но нет, не всё!
Для американского, да и всего западного военного кино, уже давно является совершенно обычным, и едва ли не обязательным изображение врагов (японцев, северокорейцев, вьетнамцев, арабов, немцев, русских) как стада кровожадных злобных созданий с полным отсутствием мозгов. Обычно, от фильма к фильму, меняется лишь степень их кровожадности и глупости. Так вот, тут — степень тупости немцам подняли просто на заоблачную высоту! По степени маразма происходящее напоминает недавнюю финальную битву из «Ярости», где немцы массово убивались об один единственный танк. Вот в этом фильме что-то вроде этого, только днём и в пустыне, и вместо Бреда Пита Джеймс Белуши. Немецкая атака огромной толпой на пулемёты и танк просто неподражаема! А финал фильма — это вообще контрольный выстрел зрителю прямо в висок! Такого жестокого глумления над несчастными фрицами и над здравым смыслом я наверно ещё нигде не встречал. Даже «Ярость» своей финальной битвой пожалуй недотягивает.
Так же нельзя не отметить, что этот фильм — сиквел одноименного фильма 1943 г. Кстати, что интересно — сюжет для своего фильма в 1943-м американцы содрали у нас — с фильма «Тринадцать» 1936 г. Про наш тут писать не буду, а что же касается «Сахары» 1943 г. и 1995 г., то сюжеты у двух фильмов разумеется похожи как близнецы-братья, но в 1943-м всё таки сняли понатуральнее и пореалистичнее — немецкая атака всё же не такая восхитительно бредовая. Вот тот фильм, обр.1943 г., — как раз просто обычная заурядная военная агитка, а вот как назвать чудесный римейк 1995 г. — я даже и не знаю, если честно, просто не могу слова подходящего подобрать.
За пару лет до спасения рядового Райана…
… нет, они не искали молодого рядового, чьи братья погибли и его необходимо было вернуть домой. Они искали воду… на той же войне, воюя против того же врага, что и парни из нашумевшего, и более масштабного, фильма Стивена Спилберга… В сравнении с событиями Второго фронта, открытого в 1944-м году, похождения союзников в годы Африканской компании 1942-го, более скромны и менее масштабны, но чертовски привлекательны…
Масштаб… это слово сразу же бросается в голову при просмотре «Сахары». Невольно начинаешь сравнивать это фильм с другими лентами на тематику Второй Мировой войны, и зачастую это сравнение остается не в пользу более амбициозных проектов, получивших широкий прокат. Глядя на этот фильм понимаешь, что перед нами предстаёт отличный пример того, как при ограниченном бюджете телевизионного канала (а «Сахара» — это телефильм!) и хорошем продуманном сценарии, создать практически идеальное полотно. Концепция сюжета — поиск! Поиск живительной влаги, посреди пустыни, от которой зависят жизни нескольких человек… и этот поиск заставит их столкнутся с противником, превосходящим их в численности…
В каждом фильме о войне есть место для героизма. Присутствует он и в «Сахаре». Разумеется, как и положено для фильмов такого жанра, в конце выживут далеко не все. И благодаря таланту режиссера Брайана Тренчарда, этих, погибших, у пересохшего колодца, парней, чертовски жалко! А это значит что фильм цепляет, заставляет сочувствовать его героям и надолго врезается в память…
«Они навсегда остались молодыми»
Хочется начать с того, что, на мой взгляд это кино незаслуженно обделено вниманием как за океаном так и у нас. Возможно в Штатах ремейк посчитали слабее оригинала 1943 года и не выпустили в большой прокат, ограничившись телевизионной версией.
Фильм переносит нас в 1942 год в северную Африку. Сержант американской армии Джо Ганн (Джеймс Белуши) с небольшим экипажем ведут свой верный танк, ласково называемый «Лула Белл», по суровой ливийской пустыне. После разгрома войск союзников отряд вынужден отступать на юг, по пути подбирая уцелевших солдат армии союзников.
Ввиду сильнейшей жары и редеющих запасов первоочередной целью становится поиск воды. Благодаря подобранному суданском солдату отряд находит старый колодец в заброшенном поселении, однако к этому же самому колодцу подбирается, так же измученная жаждой, немецкая армия.
Отряд предстает перед выбором: продолжить отступление либо отставать свои находку, тем самым, выиграв время союзникам для перегруппировки войск.
Очень душевная история о по-настоящему храбрых и отважных людях. Повторюсь, не по праву не получившая должного внимания зрителя.
«Здесь воду надо не набирать, а доить»
«Им было не суждено состариться, стареть могут только живые. У каждого своя судьба, они навсегда остались молодыми. Дни будут сменять друг друга, закаты чередоваться с рассветами, но мы будем их помнить, помнить всегда… «.
Северная Африка 1942 год. Американский танковый корпус разбит и практически окружен со всех сторон немцами. Шанс для спасения оставшегося в живых единственного экипажа танка заключается в отступлении только на юг, где непроходимая африканская пустыня тоже не сулит легкой жизни. Но дабы не попасть в плен к врагам, бравая команда во главе с сержантом Джо Ганном (Джеймс Белуши) решает прорываться к югу на своем танке по прозвищу «Красотка», по пути встречая и подбирая самых различных солдат: французов, англичанина, суданца и пленного итальянца. С этого момента для них и начинается главное приключение….
Хорошую бы рекламу данной ленте и вопрос о классике можно было бы поднимать уже сейчас, хотя и без этого оставляю его открытым…
Как Джеймс Белуши путешествовал по пустыне
Этот фильм мне очень понравился.
Действие разворачивается в Североафриканской пустыне Сахаре, в июне 1942 г. Сержант американской армии Джо Ганн на танке отправляется на поиски своей армии. По дороге он встречает нескольких солдат французской и английской армии, и они, ведомые африканским солдатом, едут вглубь пустыни, пытаясь найти воду.
Очень интересный фильм, я с удовольствием смотрел. Считаю, что Джеймс Белуши очень хорошо сыграл.
Не понимаю, почему этот фильм не показали в кинотеатрах.
Честно говоря, ознакомившись с личным делом был немного разочарован: фильм детства, ставший для меня по настоящему культовым, как выяснилось не был даже показан в кинотеатрах!
Это несправедливо. Иной раз на большие экраны попадает огромное количество отбросов, а этот фильм снят по всем законам жанра: отличный сюжет, потрясающая игра актеров и великолепная операторская и режиссерская работа. Уверен, если бы кино было представлено в кинозалах широкой публике, этому шедевру аплодировали бы стоя. На деле же получилось не совсем так.
Боевик Сахара в кино с 1995 года, дебют состоялся более 26 лет назад, его режиссером является Брайан Тренчард-Смит. Список актеров, которые снимались в кино: Алан Дэвид Ли, Джеймс Белуши, Джером Элерс, Роберт Уиздом, Майкл Масси, Саймон Вестэвей, Уильям Апджон, Марк Гербер, Марк Ли, Джулиан Гарнер, Пол Эмпсон, Александр Питерсонс, Дэвид Слингсби, Анджело Д’Анджело, Тодд МакДональд.
Производство стран Австралия и США. Сахара — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Советую посмотреть фильм Сахара (Sahara, 1995) с Джеймсом Белуши.
Ремейк одноимённого фильма 1943 года, повествующий об обороне колодца в пустыне сводным отрядом союзников во время Второй мировой войны.
Теперь непосредственно о самом фильме. Как вы успели понять из названия, при просмотре данного фильма возникают ассоциации с двумя другими картинами: «Яростью» Дэвида Эйра и нашими «28 панфиловцами». Причем, «Сахара» вышла 1995 году. И поэтому, что-то взять из этих фильмов она не могла. Но даже если бы и взяла, то только лучше, отбросив большинство худших элементов.
В «Сахаре» персонажи получились очень приятными, к тому же было огромное разнообразие основных действующих лиц, среди которых были американский экипаж танка, и британские медики, и французский солдат, и суданец в составе британской армии, а также два пленных солдата. Итальянец и немец. Причем оба абсолютно разные по характеру.
Сам фильм как выяснилось не был даже показан в кинотеатрах!
Это несправедливо. Иной раз на большие экраны попадает огромное количество отбросов, а этот фильм снят по всем законам жанра: отличный сюжет, потрясающая игра актеров и великолепная операторская и режиссерская работа. Уверен, если бы кино было представлено в кинозалах широкой публике, этому шедевру аплодировали бы стоя. На деле же получилось не совсем так.
Найдены дубликаты
Потеряный патруль 1934 г. Сша.
Тринадцать. 1936 г. СССР
«Легионер» (1998) с ЖКВД
«Осада Жадовиля» (2016)
Авантюристы 1984 с Бельмондо
На руторе наткнулся на потрясающий отзыв:
«Режиссеру и сценаристу следовало бы сыграть в WOT там «M3-Lee» танк-корыто, все его пробивают, а в кино он ИМБА.»
А наш фильм » Тринадцать»? Много схожего
Есть такая тема, что американцы у нас сперли сюжет 🙂
Ерунду несете. Фильм Тринадцать наш снчть на основе американского Потерянный патруль. А к9 слизали с Мухтара что ли?))
Как справедливо заметил Kitvban1974
Потерянный патруль 1934г. Сша.
Тринадцать. 1936 г. СССР
Это говорит исключительно о том, что американцы тогда секретно разработали машину времени. Ты что, РенТВ не смотришь.
Вики: Данный фильм является ремейком одноименного фильма 1943 года, снятого Золтаном Кордой по своему же сценарию. В свою очередь, Корда был вдохновлен советским художественным фильмом 1936 года «Тринадцать», имеющим сходный сюжет. В свою очередь, есть данные о том, что эту ленту Михаил Ромм снимал по личному указанию И. Сталина, которому очень понравился фильм Джона Форда «Потерянный патруль» 1934 года.
момент с водой просто эпик.
Хорошее кино, годное.
В молодости раз 5 смотрел. Ща хз )
Джеймсом Белуши некрасивый )))
Это же Билл Мюррей!
Как их можно было путать.
Они похожи. Но я шутил сейчас, конечно.
Кто о чем а дети о играх.
пора вводить возрастной ценз на ресурсе
Заглушить радар. Свастика против льва. Часть 2 из 2
Автор: Владимир Герасименко.
В тот момент, когда после Битвы за Британию английское командование посчитало возможным и нужным осуществить акты взаимной любезности по отношению к немцам, встал серьёзный вопрос: как подавить немецкие радары. Командование RAF впечатлённое возможностями собственных радарных комплексов, считало необходимым разработать меры противодействия к имеющимся у немцев радарам. Об их существовании было доподлинно известно из отчётов разведки.
Немцы имели на вооружении три основных радара: радар дальнего обнаружения Freya (250 МГц, 1,5м, дальность до 200 км), радары наведения Würzburg (560 МГц, 52 см, дальность до 30 км) и Wuerzburg Riese (560 МГц, 52 см, дальность до 70 км при увеличенной до диаметра 7,4 м антенне ). Радар Freya обладал большей дальностью, но меньшим разрешением, поэтому мог использоваться только для дальнего обнаружения целей, их размера и курса. Для точного наведения на цель перехватчиков и зенитной артиллерии использовался менее дальнобойный Würzburg, обеспечивавший точность наведения в 15 метров.
Радар Freya. Снизу излучатель, посередине приёмник, сверху приёмник системы свой-чужой. И англичане и немцы ещё в начале войны создали такие блоки, посылающие при облучении свои радаром сигнал на специальной частоте. Англичане минировали свои блоки свой-чужой для предотвращения попадания в руки немцев. Тем не менее, у последних в 1943 году уже было несколько таких английских устройств
Радар Wuerzburg (Малый Вюрцбург)
Wuerzburg Riese (Большой Вюрцбург). После войны часть таких радаров были переделаны под радиотелескопы
Оба этих типа радаров были основой сети ПВО немцев, которая была организована в течение 1940-1943 годов и состояла из нескольких тысяч РЛС. Наиболее плотное радарное покрытие было естественно у побережья, с угрожаемых направлений – так называемая «линия Каммхубера», протянувшаяся через всю северную Францию до Дании, названная так англичанами по фамилии генерала Йозефа Каммхубера, отвечавшего за её создание.
Линия Каммхубера в её максимальном развитии (1-3 очереди станций обнаружения)
Кроме трёх вышеперечисленных радаров, в состав системы входило несколько опытных установок и монструозные – высотой в 60 метров – радары Мамонт и Вассерман, представлявшие собой 16 и 8 антенных решёток, соответственно, радара Freya, соединённых вместе и установленных на неподвижном основании. Мамонт был радаром раннего обнаружения с дальностью 320 км, но низким разрешением, позволявшим лишь определить групповую цель, Вассерман же с дальностью 240 км мог уже определить высоту и точное направление.
Радар Мамонт (зарисовка из материалов армии США)
Радар Вассерман (зарисовка из материалов армии США)
Оба радара не могли вращаться из-за их огромного веса, поэтому в них впервые реализовали электронное сканирование лучом (фазированная антенная решётка): за счёт подобранного автоматикой уровня излучений элементов массива антенны результирующий сигнал мог изменять направление в секторе 100 градусов перед антенной. В остальном параметры сигналов были идентичны радарам Freya.
Наглядный принцип работы фазированной решётки — за счёт интерференции волн происходит отклонение результирующих сигналов радара
Первые налёты на Германию подтвердили эффективность немецких средств обнаружения и заставили RAF искать варианты борьбы с РЛС противника. Самым простым из них было предложение Р.В. Джонса и Джоан Карран, работавших на министерство авиации, использовать для глушения сигналов ленты из алюминиевой фольги (дипольные отражатели). Ленты длинной от половины до четверти длинны волны радара могли эффективно отражать сигнал, вызывая множественные помехи. Испытание в 1942 году системы «Window» (Окно), состоящей из специального контейнера для сброса и груза алюминиевых отражателей, показало эффективность метода против английских радаров… из-за чего командование RAF категорически отказалось использовать этот метод, чтобы секрет не достался немцам и они не устроили новый Блиц. Что забавно, в том же году, в Германии Геринг после испытаний запретил использовать дипольные отражатели Düppel ровно по той же причине. Обе страны оставили данные разработки в качестве резервных на случай важной операции и не использовали до июля 1943 года. Позже, применение диполей позволяло ослепить радары противников на время от получаса до нескольких часов, в зависимости от количества носителей.
«В области радаров у них, должно быть, есть величайший гений в мире. У них есть гении, а у нас бездельники. Британцы никогда бы не осмелились использовать здесь металлическую фольгу, если бы они не разработали 100% противоядие. Я ненавижу негодяев, как чуму, но в одном отношении я вынужден снять перед ними фуражку. После войны я собираюсь купить себе британский радиоприемник в знак уважения»
Методом борьбы с дипольными отражателями была смена частот вещания радаров, но на 1942-1943 год у немцев попросту не было радаров с такой возможностью.
Британский B-24 Liberator сбрасывает дипольные отражатели (солому в английской терминологии)
Другим не радиоэлектронным методом борьбы стала… экономика, позволявшая британцам организовывать налёты в сотни самолётов в одном строю. Для радаров столь «массивная» цель могла выглядеть, как одна большая помеха, так как переотражавшиеся от множества целей сигналы радаров попросту забивали всё поле обзора. Отсюда возникала проблема с наведением перехватчиков – их отправляли куда-то туда в направлении большого пятна на радаре. Точное наведение оставалось за бортовыми РЛС Lichtenstein и успех перехвата сильно зависел от слаженности лётчиков Люфтваффе. Преимуществом бортовых РЛС было то, что они работали на других частотах, чем большие радары и меры противодействия против них на первых порах не действовали.
Bf-110 с бортовым радаром Lichtenstein
Самым оригинальным методом борьбы с перехватчиками стало глушение их радиопереговоров (операция несколько более лёгкая, чем глушение радаров). Так как переговоры пилотов шли на ограниченном числе частот, то на бомбардировщиках устанавливалась система Tinsel – радиостанция с микрофоном, выведенным к мотогондоле, транслировавшая на частотах голосовых каналов Люфтваффе шум двигателя в воздушном потоке. Это был самый простой способ создать шум в эфире и довольно эффективный, но минусом его была необходимость сначала вручную найти активный канал вещания пилотов.
Параллельно с первыми налётами на Германию учёные и инженеры разрабатывали радиоэлектронные методы глушения радаров противника для установки на бомбардировщиках. Благодаря работе разведки англичанам удалось установить, что немецкие радары не имеют защиты от глушения и работают на одной жёстко заданной частоте. Это позволяло, по крайней мере на некоторое время, разработать эффективные средства глушения. Для глушения радаров Freya в 1942 году была разработана система Moonshine (Лунный свет/ самогон). Она работала по принципу, похожему на немецкий «Garmisch-Partenkirchen»: при получении сигнала облучения, система с помощью мультивибратора преобразовывала сигнал в множественные ответы, имитирующие группу самолётов. «Самогонный аппарат» был впервые испытан в 1942 году во время налёта на Руан и полностью оправдал себя. Но из-за его высокой эффективности RAF в очередной раз испугалось использовать его постоянно, разрешая применение только в наиболее ответственных налётах.
Системы глушения занимали немало места внутри бомбардировщиков, поэтому установка их на всех машинах была исключена
Рабочей же лошадкой стали системы Mandrell (Отправка) и Carpet (Ковёр), предназначенные для глушения радаров Freya и Würzburg соответственно. Они посылали непрерывный сигнал на частотах работы радаров, забивая их канал приёма. Первые использования этих систем имели феноменальный успех. Немцы, оказавшиеся не готовыми к такому развитию событий, теперь уже сами вынуждены были разрабатывать контрмеры. Первой и самой очевидной стала смена частот работы РЛС. На время это помогало, но англичане подстраивали глушилки под новые частоты. Тогда немцы улучшили радары, сделав гибкую настройку частот и стали наводить свои ночные истребители на сигнал глушилок, что резко подняло эффективность немецких перехватчиков. В ответ англичане создали глушилки с динамической сменой диапазона глушения: раз в 30 секунд глушилки переходили на новый диапазон глушения. Таким образом группа из глушилок могла закрыть все наиболее часто используемые частоты и при этом не быть удобной мишенью для РЛС-наведения немецких истребителей.
Американцы, втягиваясь в войну, приняли на вооружение английские комплексы РЭБ, так как своих аналогичных успешных разработок не имели. Точнее почти не имели. Американские лётчики в Италии столкнулись с проблемой: в ходе вылетов они часто теряли связь из-за жесточайших помех. В начале американцы думали, что немцы создали глушилки для применяемых в USAAF радиостанций SCR-522 VHF. Потом, сравнив частоты вещания с частотами немецких РЛС, до американцев дошло, что они совпадают с радаром Freya. В итоге пока радар глушил связь американских бомберов, они сами глушили немецкие радары. К концу войны американцы разработали ряд своих систем глушения, но все они в той или иной мере базировались на английских разработках.
Американский клон системы Carpet. Создан на базе устройства радиоразведки SCR-587. Применена автоматизация поиска несущей частоты радара и глушения. Считался слишком сложным и капризным устройством, поэтому его изобретатель предлагал сбросить устройство на Японию, чтобы противник тщетно бился до конца войны, пытаясь заставить его работать
Как несложно заметить, у союзников было немало способов глушить и обманывать вражеские радары, но их использование зависело от количества самолётов в налёте и важности цели. Исходя из этих критериев выбирался набор средств радиоподавления. Если миссия была чрезвычайно важна, например, разбомбить завод в глубине тыла, то могли быть применены все средства РЭБ из доступных. Типичная такая операция начиналась с того, что в зоне прорыва одиночными бомбардировщиками сбрасывались дипольные отражатели. Девять самолётов могли обеспечить окно, непроницаемое для радаров в 300 км в поперечнике. Далее в ход шли уже Moonshine, создававшие видимость прорыва множества бомбардировщиков на соседних участках. Также самолёты с «самогонными аппаратами» могли находиться в строю, атакуя вместе с Mandrell и Carpet немецкие радары.
Схема защиты построения бомбардировщиков от радаров противника c помощью точечного подавления радара (направленным ответным сигналом — Moonshine) и заградительных помех (Mandrel, Carpet)
Как только на бомбардировщики начинали давить перехватчики врага, то в ход шли установки Tinsel, глушившие переговоры пилотов, и более совершенные установки Airborn Cigar и Corona. Последнюю систему вообще можно назвать образцом военного троллинга: она передавала на частотах немецких лётчиков команды ложных «диспетчеров». Ложные немецкоязычные диспетчеры вещали из бомбардировщиков, сбивая с толку лётчиков. Доходило до того, что два диспетчера начинали выяснять отношения в эфире и обвинять друг друга в том, что оппонент англичанин и его слушать не надо. Нетрудно понять, насколько был сбит с толку пилот такими переговорами в эфире.
Конец – это новое начало
К концу войны радары и средства постановки помех стали нормой для Германии, Англии и США. Радары убедительно доказали свою полезность, равно как и средства их подавления. Точной статистики, к сожалению, нет, но все успешные рейды авиации всегда сопровождались теми или иными методами радиоэлектронной борьбы.
Тем не менее, к концу войны средства РЭБ всё ещё были несовершенны. Главной проблемой их была несовершенная элементная база. Во-первых, для того, чтобы глушить сразу несколько частот, требовалось делать сложные установки с несколькими передатчиками. Для наземных систем это было приемлемо, а вот для систем воздушного базирования, с жёсткими требованиями по весу и размеру – нет. Динамическое же глушение частот с постоянным сдвигом было технически сложным и дорогим решением. Во-вторых, основным способом глушения сигнала были мощные постоянные синусоидальные или импульсные сигналы. И в том, и другом случае эти сигналы поддавались фильтрации. Выходом мог стать генератор случайного шума, но тут опять подводил уровень технологий.
Также решением проблемы мог стать генератор псевдослучайного белого шума. Такие установки испытывали немцы и англичане. Последние даже наладили их производство, используя газонаполненные трубки, которые, при разрядке, давали нужный шум. Но до конца войны это всё же была экзотика. Поэтому в основном глушили постоянными помехами и одну-несколько частот за раз, но не целый их спектр. Важно отметить и то, что РЭБ всегда представлял из себя целый комплекс мер, где электронные средства были лишь частью решения задачи, наряду с чисто организационными методами.
Пройдёт ещё немного времени и новые технологии позволят преодолеть этот разрыв между желаниями и возможностями. Хотя СССР и не успел на войну радиопомех во время Второй мировой войны, но всё было ещё впереди: в джунглях Вьетнама развернётся одно из самых интенсивных противостояний РЭБ и РЛС между советским РЛС комплекса ПВО С-75 и USAAF. Но об этом будет уже в другой статье.
1) Gerhard Hepcke «THE RADAR WAR»
2) Daniel T. Kuehl «Blinding Radar’s Eye: The Air Force and Electronic Countermeasures in World War II»
3) Phillip Edward Judkins «Making vision into power»
4) Hugh Griffiths and Nicholas Willis « Klein Heidelberg – a WW2 bistatic radar system that was decades ahead of its time»
5) Alfred Walter Price «THE EVOLUTION OF ELECTRONIC WARFARE EQUIPMENT AND TECHNIQUES IN THE USA, 1901 TO 1945»
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Пост написан для блога компании TimeWeb и перенесён на Пикабу с разрешения.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Заглушить радар. Свастика против льва. Часть 1 из 2
Автор: Владимир Герасименко.
Время исправить это упущение.
Упрощённый принцип действия радара. Антенна излучает пучок сигналов, часть из них отражается и попадает на антенну-приёмник. По разности времени между отправкой сигнала и получением отражённого вычисляем расстояние до цели
Существует легенда: во время Второй мировой войны англичане ввели в действие первые радары и за счёт этого увеличили эффективность собственной истребительной авиации (благодаря раннему обнаружению противника), но для сокрытия факта внедрения инновации разведка распространила слух, что на самом деле английские лётчики просто кушают морковь и от этого лучше видят. Немцы якобы поверили в эти слухи и начали пичкать своих пилотов морковкой, но без всякого эффекта.
История красивая, жалко, что это миф. Ещё до начала войны немецкий дирижабль радиоразведки LZ-130 поймал неизвестный радиосигнал, идущий с Британских островов. Так как сигнал имел постоянный характер и низкую частоту (всего 20-30 МГц), то в Люфтваффе решили, что это британская система наведения самолётов, наподобие немецкой Knickebein, или система связи флота. Но уже в ходе французской кампании специалисты по радиотехнике выразили сомнение в назначении неизвестных сигналов, которое ещё больше усилилось после захвата в Дюнкерке мобильной РЛС GL Mk. I, предназначенной для корректировки зенитной артиллерии.
Радар корректировки зенитного огня GL Mk. II. Развитие младшей версии, фото которой, к сожалению, не нашёл. Такие радары, как на фото, поставлялись по ленд-лизу в СССР
Стало ясно, что у англичан есть радарные технологии и неизвестный сигнал может быть сигналом РЛС. Это была система РЛС Chain Home (СН), первый элемент которой был введён в строй в 1937 году, а к 1939 году вдоль побережья Англии стояла уже 21 установка.
Что из себя представлял радар Chain Home? Основным требованием военных при разработке радара было максимальное использование уже существующих технологий для удешевления и ускорения её производства. Поэтому инженерам пришлось решать проблему радиолокации не самыми оптимальными методами. Например, пришлось использовать уже существующее радиооборудование с частотой сигнала 20-30 МГц (длина волны – 12 метров). Такой выбор привёл к тому, что радарный комплекс выходил очень массивным, а реализовать вращение антенны и сам режим сканирования не представлялось возможным. Поэтому пришлось выбрать схему с «подсветкой» – радар постоянно излучал в пространство импульсные сигналы в широком секторе: длительность импульса составляла 20 мкс, а период следования – 40 или 80 мс. Максимальной дальностью действия радара считается 190 км.
Слева 3 антенны-излучателя, справа — 4 антенны-приёмника Chain Home
Как и все импульсные радары, CH измерял время, необходимое для отражения сигнала обратно в приемник, и рассчитывал расстояние до цели, умножив время между отправкой импульса и его возвращением на скорость света, а затем разделив на два. Полученное значение расстояния до цели выводилось на дисплей, после чего оператор должен был выполнить ещё несколько манипуляций для определения пеленга (угла следования цели по отношению к радару) и высоты полёта (для чего приходилось использовать специальный механический калькулятор и таблицу эталонных замеров параметров сигнала для разных высот). Если бы радар был «сканирующего» типа, то эти манипуляции можно было бы автоматизировать, так как вращение антенны упрощало задачу определения пеленга.
Экран радара показывал только расстояние до цели по прямой
Чтобы вычислить высоту, оператор вращал ручку гониометра (на фото слева). При задействовании гониометра измерялся угол относительно горизонта
Далее с помощью калькулятора по известной гипотенузе (расстоянию самолёта) и углу её наклона (вычисленному на предыдущем этапе) вычисляются катеты прямоугольного треугольника, определяющие высоту и расстояние вдоль земли. Ясное дело, что такие вычисления были достаточно медленными
Полученные координаты наносились на карту, с учётом направления движения объекта
Кроме того, радар имел ряд проблем из-за выбранной схемы:
– низкая точность (от 1 до 8 км);
– сложности с определением единичных объектов;
– мёртвая зона прямо перед передатчиком (при полёте цели прямо на радар, отражённый от него сигнал возвращался на передатчик, не попадая на приёмник, отстоявший на сотню метров) и на низких высотах;
– длительность и трудоёмкость ручного вычисления высоты и курса цели.
Но кроме недостатков были и достоинства – за год британцы сумели полностью обеспечить радарным покрытием всё южное и восточное побережье.
Карта установленных за 1939-1940 радарных станций системы Chain Home
Система ПВО Англии во время Битвы за Британию
Немцы, планируя нападение на Британию, вынуждены были учитывать этот факт. Хотя поначалу ведомство Геринга не воспринимало их как серьёзную помеху: предполагалось, что Люфтваффе сможет с лёгкостью разбомбить радарные станции. Реальность оказалась скорее удручающей – даже если удавалось повредить конструкции антенн, то их быстро восстанавливали.
Тогда Немецкий исследовательский институт аэронавтики предложил более тонкий подход – заглушить радары. Идея была проста: зная частоту радара, можно сгенерировать помеху большой мощности на этой частоте, которая забьёт реальные отражённые сигналы и перегрузит канал оператора – сигнал помехи будет гораздо больше и ярче на экране. Уже в июле 1940 года на французском берегу Ла-Манша был размещён глушитель, который посылал постоянный синусоидальный сигнал большой мощности на частоте работы радара, но значительного эффекта он не оказал.
Причиной этому было то, что разработчики СН ещё во время проектирования предусмотрели вероятность его глушения. Поэтому в составе оборудования комплекса были реализованы сразу несколько мер противодействия помехам:
1) встроенный фильтр частот, который позволял частично отфильтровать помехи;
2) особенности дисплея отображения, составленного из двух слоёв: быстро реагирующего слоя сульфида цинка внизу и более медленного «послесвечения» слоя сульфида цинка-кадмия наверху. Во время нормальной работы был виден ярко-синий сигнал от сульфида цинка, и его сигнал активировал желтый слой сульфида цинка и кадмия, в результате чего «усредненный» сигнал отображался желтым цветом. Чтобы отфильтровать постоянную помеху, желтый пластиковый лист был помещен перед дисплеем, делая синий цвет невидимым и позволяя различать более тусклый желтый усредненный сигнал.
Экран радара современного типа, но выполненный по схожей технологии
Таким образом сама аппаратура фильтровала большую часть постоянных помех, тем не менее наличие их замедляло общее время реакции операторов на изменение обстановки. Поняв, что метод не совсем работает, немцы усовершенствовали систему глушения. На этот раз глушить предполагалось импульсными сигналами во временном диапазоне выбранной станции, аналогичными испускаемым радаром. Для избегания помех такого рода оператор мог немного сместить временной диапазон на время равное времени действия помехи. Но такое действие порождало каскад неприятностей: радар начинал глушить соседние установки, их операторы тоже смещали диапазон и снова глушили соседей.
Причиной этого была специфика построения системы радаров: радарные станции имели перекрывающиеся зоны покрытия для исключения появления слепых зон. Но если все станции будут работать в одном временном интервале, то они будут глушить сигналы друг друга. Поэтому, для исключения такой ситуации, было реализовано разделение радиоканала по времени: каждый радар вещал в своём жёстко заданном временном интервале, подобранном таким образом, чтобы времена излучения и приёма сигнала не пересекались с соседними установками. Поэтому сдвиг периода вещания (фазы сигнала) одной станции относительно другой мог привести к заглушению её передач и необходимости уже ей сдвинуть окно передачи.
Принцип разделения канала радаров по времени и проблемы глушения
И такая атака оказалась куда успешнее, вызвав неработоспособность системы СН на некоторое время в сентябре 1940. В качестве контрмер британцами было принято решение менять сдвиг по времени синхронно вместе с соседними установками, чтобы избежать взаимного глушения.
Так как очередной метод глушения перестал показывать эффективность, то немцы разработали ещё один, реализованный в глушителях с кодовым наименованием «Garmisch-Partenkirchen» (это город в Германии, установкам для глушения давали такие наименования для секретности). Работа этого глушителя основывалась на генерации сигнала для РЛС только в случае фиксации входящего импульса от неё. Таким образом глушилка подстраивалась под меняющийся сдвиг фазы передачи. Причём если предыдущие попытки ставили целью заглушить радар – т.е. применить грубую силу, то в данном случае радар скорее обманывали, посылая сигналы максимально похожие на реальные цели, заставляя тем самым англичан лишний раз вхолостую поднимать перехватчики.
Различие методов глушения. Общий принцип — скрыть реальный сигнал за более мощными ложными
Данные установки вошли в эксплуатацию уже в 1941 году, после окончания Битвы за Британию, и не смогли оказать значительного эффекта на её исход. В качестве мер борьбы с таким видом глушения был создан блок автоматического переключения частот в случайные периоды времени – «Блок преднамеренного подавления джиттера», позволяя разделить истинные сигналы от реальных объектов – от ложных от немецкого генератора помех, так как помехи на иной частоте дрожали на экране. При этом немцам приходилось постоянно вручную осуществлять поиск частоты и подстройку сигнала. Тем не менее, так как действия по различению ложных сигналов требовали значительного опыта у оператора радара, то метод можно считать условно успешным – в лучшем случае он замедлял время реакции на обнаружение, в худшем заставлял пилотов искать несуществующие цели.
В конце концов, самым действенным методом борьбы с помехами стала разработка более совершенных радаров, работающих на гигагерцовых частотах (сантиметровый радар), сигнал которого немцы не могли заглушить, так как не имели технологии магнетрона для его генерации. Несмотря на все проблемы с глушением, по подсчётам британцев за счёт наведения самолётов на цель с помощью радаров и отмены постоянного патрулирования в воздухе, эффективность истребительной авиации в ходе Битвы за Британию выросла в 2-3 раза.
Так как с 1941 года центр воздушных операций сместился на восток, то задача подавления британских радаров перестала быть приоритетной, а основное внимание уделялось уже защите от налётов с территории самой Британии.
В 1942 году инженер фирмы Telefunken доктор Вехтер предложил создать систему пассивных РЛС, основанную на принципе бистатического перехвата (приёмник и передатчик географически разнесены). В 1942 первый образец системы Klein Heidelberg (KH) был собран в Шербуре, а к концу 1944 их было уже не меньше 6.
В системе использовались две антенны, одна большая – на вращающейся платформе – которая использовалась для приема сигнала, отраженного от самолета, и гораздо меньшая, расположенная на расстоянии около 60 метров, которая принимала сигнал непосредственно с британского радара Chain Home.
Антенны радара Klein Heidelberg
Оператор сначала выбирает одну станцию CH, изменяя таймер, чтобы он принимал только сигналы от этой станции. Радиостанции CH транслируются во временных интервалах, одна за другой, поэтому было легко выбрать одну из них. Поскольку прямой сигнал от станции СН был очень мощным, он всегда появлялся на дисплее оператора независимо от того, в каком направлении была направлена антенна.
Когда самолет пролетит в зоне работы большой антенны, часть сигнала CH отразится от него и попадет в приемник KH. Поскольку самолет не находится на прямой линии между двумя станциями, общее расстояние, пройденное сигналом до самолета, а затем до антенны, всегда будет больше, чем при прямом сигнале от СН до КН. Разница между сигналом от СН и отражённым от цели показывает разницу расстояний, пройдённых сигналом.
Схема экрана оператора КН с метками для выбора нужного эллипса
Для любой заданной разницы во времени существует бесконечное количество местоположений по высоте и расстоянию от КН, соответствующих этой задержке. На графике эти точки образуют эллипс со станцией CH в одном фокусе и приемником KH в другом – так называемый бистатический диапазон.
RT + RR — полное расстояние пройденное сигналом радара СН до КН. Для каждой суммы таких расстояний был свой эллипс на карте, где каждой точке соответствовал своя высота и расстояние вдоль земли
Для любой заданной разницы во времени существует бесконечное количество местоположений на эллипсе, соответствующих этой задержке. На картах были заранее прочерчены эллипсы, соответствующие 40 вариантам задержек сигнала, так что для определения дальности и высоты цели требовалось измерить угол между условным нулевым положением радара и целью, для чего антенна вращалась и фиксировала направление максимальной величины отражённого сигнала радара от самолёта.
Угол поворота антенны относительно нулевого положения определялся по механически связанной шкале с нанесённой градуировкой. Далее прочерчивалась линия от КН под измеренным углом. Точка пересечения этой линии с выбранным эллипсом и будет местоположением самолёта. Итоговая погрешность измерений должна была составлять от 1 до 10 км при дальности обнаружения до 400 км, что для радара раннего предупреждения приемлемо.
Зона покрытия радара КН
Преимуществом такого пассивного радара было то, что он не излучал никаких сигналов вовне. Англичане до самой высадки в Нормандии были не в курсе целей и назначения антенн, установленных немцами на побережье. При этом радар позволял охватывать своим покрытием значительную часть южной и восточной Англии. В итоге у немцев вышел даже более совершенный радарный комплекс, требующий гораздо меньшего числа действий от оператора, чем британский Chaine Home.
Продолжение противостояния свастики и льва следует.
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Пост написан для блога компании TimeWeb и перенесён на Пикабу с разрешения.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить следующую часть!
Она выйдет завтра около 18:00 по МСК.
Операция «Кусь», или Сказ о том, как британские парашютисты у немцев радар воровали
Автор: Владимир Герасименко.
Помните историю Соцкого о том, как израильский спецназ воровал у арабов радар? Так вот, они не были первыми. В 1942 году парашютисты из страны туманов и чая распилили и украли прямо из под носа у тевтонов радар, и всё это за два десятка лет до евреев, а ещё в этой истории участвовали тележки.
После того, как англичане выиграли Битву за Британию, у военного и политического руководства страны было острое желание отомстить немцам и перенести огонь войны на их территорию. Но тут их ждала большая проблема. Немцы очень сильно не хотели, чтобы на их территорию кто-либо совершал налёты, а потому ещё в 1940 году начали разворачивать эшелонированную систему ПВО, протянувшуюся от атлантического побережья Франции через Бельгию и Голландию до Дании. Ключевым элементом этой системы, названной по имени генерала её создавшего – линией Каммхубера — были радары раннего обнаружения и наведения. И это было большой проблемой. Ещё в ходе битвы за Британию англичане установили, что благодаря применению радаров эффективность перехвата вражеской авиации увеличилась втрое. А потому давать такое преимущество немцам они очень не хотели.
Линия Каммхубера, кружочками зоны покрытия радаров типа Würzburg
Но чтобы разработать контрмеры против радаров, нужно было знать параметры работы этих радаров, и тут была засада. Если у радара дальнего обнаружения Freya можно было просто перехватить сигнал, то вот с радаром наведения Würzburg такой фокус не получался, так как он активировался только во время налётов. Единственным способом узнать параметры был захват его у немцев и переправка в Британию. Непростая задачка. Благодаря авиаразведке удалось обнаружить уязвимый для рейдовой операции радар, расположенный на вершине утеса у самого моря к северу от деревни Брюневаль. Наиболее логичная в такой ситуации операция с высадкой морским десантом коммандос была отвергнута из-за высокого риска обнаружения десантных судов ещё до начала операции. Единственной альтернативой был воздушный десант, и командование парашютистов с радостью согласилось на такой рейд, так как его успех мог поднять невысокий моральный дух солдат.
А это сам виновник торжества — радар типа Würzburg
Важная операция, от успеха которой зависит успех будущих налётов на Германию, наверное, и выделили на неё лучших людей? Ха-ха. Во-первых, командир 1-й воздушно-десантной дивизии не хотел бросать в бой обученный первый батальон, считая, что для него может в любой момент найтись более подходящая миссия (не нашлась). Поэтому для операции выделили 2-й батальон, командование которого тоже не хотело терять наиболее обученных бойцов, а потому выделило только недавно сформированную Роту С под командованием майора Фроста. Так как десантники роты даже не закончили курсы прыжков, то весь следующий месяц был посвящён подтягиванию уровня подготовки бойцов до приемлемого уровня.
В RAF история с нежеланием терять опытных бойцов повторилась. Для операции выделили 38 крыло бомбардировщиков, так как и оно было свежесформированным. Но пилоты крыла попросту не имели вообще никакого опыта, и для исправления этой проблемы пришлось срочно затыкать дыры кадрами из 51 эскадрильи RAF.
Мало того, из-за высокого уровня секретности первоначально командование вообще не сообщало к чему готовят десантников и пилотов. Официально их должны были задействовать в учениях, и на совещаниях прорабатывалась именно эта легенда. Когда именно участникам операции собирались сообщить истинную цель — неизвестно, но уже в ходе обсуждений Фросту стало ясно, что дело пахнет дурно и потребовал раскрыть истинную цель операции.
В группу десантников включили 10 сапёров и специалиста по радарам RAF Кокса, которые должны были осмотреть радар, выявить важные компоненты и правильно снять их и забрать с собой (запомните этот момент). Все они тренировались вместе с парашютистами и к началу февраля 1942 общая подготовка считалась достаточной для успеха операции.
Оставив на вилле техников разбирать радар, Фрост направился к пляжу, чтобы узнать, захвачен ли он, и чуть не напоролся на немецкую пулемётную точку. Из-за этого пришлось срочно возвращаться к вилле и снимать отряд «Родни» для подавления немецкого сопротивления на пляже. К счастью для Фроста, потеряшки из отряда «Нельсон» вышли на звуки стрельбы и оказались на фланге немецкого пулемёта. После зачистки пляжа Фрост с негодованием осознал, что сил флота, готовых забрать десант, нет. Не имея радиосвязи, он выпустил белую ракету в надежде, что флотские увидят её, после чего вернулся к вилле, где в этот момент кипел жаркий бой. Техники вынуждены были демонтировать оборудование радара под непрестанным обстрелом, из-за чего разбираться, что где, времени не было. Аппаратуру без разбора просто-напросто грубо вырывали из креплений и грузили на специальные разборные тележки. В это же время другая группа сапёров спилила с тарелки радара приёмо-передатчик, так как стало ясно, что распилить и вывезти тарелку не удастся.
На заднем плане двое бойцов подкатывают к радару ту самую тележку
Когда всё возможное оборудование было погружено, захватив двоих пленных техников Люфтваффе, отряд стал отступать к берегу. Тащить тележки гружёные оборудованием пришлось по камням, песку и колючей проволоке, которой немцы щедро обмотали пляж. А флота всё не было. Не меньше 15 минут бойцы в напряжении ждали прибытия катеров для эвакуации, а в это время на гребне холма и подступах к пляжу уже закреплялись немцы. Если бы катера не прибыли, то десантников расстреляли бы кинжальным огнём.
Но флот прибыл. 6 десантных ботов подошли к пляжу и… опять заминка. По плану все они должны были одновременно подойти к берегу и взять сразу весь десант. Но у моряков, опять же из-за низкого опыта (видимо и тут флот тоже не хотел рисковать опытными кадрами), получилось только подходить к берегу по одному. Из-за этого эвакуация затягивалась, возникла неразбериха, усугублённая массированным обстрелом немцев. В итоге, десант при эвакуации потерял 2 человек убитыми, 8 получили ранения, а шестерых бойцов попросту забыли на пляже… Все шестеро выжили и были освобождены в конце войны. Судьба боевых тележек осталась неизвестной.
Возвращение домой с трофеями
Командование посчитало рейд полным успехом, газетчики трубили о пощёчине Гитлеру, хотя истинная цель набега от обывателей была скрыта. В это же время английские учёные изучали компоненты радара. С учётом довольно низких потерь в рейде, можно считать его абсолютно успешным, так как изучение радара позволит сохранить жизни сотням пилотов RAF.
Автор: Владимир Герасименко.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Воздушный таран Талалихина / Битва за Москву
Мой арт вдохновлен подвигом советского летчика Виктора Талалихина.
В ночь на 7 августа 1941 года Виктор Талалихин на истребителе И-16 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл ночной таран, сбив в небе над Москвой бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры.
Самолёт Талалихина упал в лесу, а сам раненый лётчик на парашюте сумел приземлиться.
8 августа 1941 года за этот подвиг отважному лётчику Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.
Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.
За прекрасные модели самолетов спасибо Oleg Shuldyakov c Turbosquid, фоновая фотография Дениса Якимова.
Дети. дети никогда не меняются
А это уже Афганистан, наши дни.
Суперлинкор-авианосец «Синано»
Было у императора три сына — старший мощный был детина, средний тоже ничо так, младший вовсе был — авианосец.
Сегодня речь пойдет о серии японских суперлинкоров типа «Ямато», а точнее — о последнем из кораблей этой серии. История первых двух кораблей — «Мусаси» и «Ямато» — достаточно на слуху. Первому накидают в авоську 22 октября 1944 года в море Сибуян, и он отправится в гости к Губке Бобу, разменявшись на где-то десяток самолетов. Второй вплоть до конца войны будет стоять у пирсов на посмешище всей Японии (по неподтвержденным сведениям, матросов его команды в портовых драках били исключительно ногами) и словит свой крит в артиллерийский погреб 07 апреля 1945 года, порадовав мир одним из мощнейших доядерных взрывов.
Групповой портрет семейки
Третий корабль серии — «Синано» — тоже не смог уйти от родового проклятья Ямато, хотя его создатели честно пытались. «Синано» был заложен на стапелях 4 мая 1940 года, а в декабре 1941 года, уже после выполнения почти половины всех работ, строительство было заморожено. До высоких чинов, кажется, начало доходить, что фалометрия калибрами уже лет 10 как закончилась, и на море появился новый босс качалки в лице авиации. Наконец, в июле 1942 года было принято решение о перестройке «Синано» в авианосец. Задачка была та еще, на уровне подготовки боксёра-тяжеловеса к чемпионату по художественной гимнастике. Большую часть брони пришлось оставить, она была интегрирована в конструкцию корпуса. В итоге «Синано» со своим водоизмещением в 71 890 тонн стал самым тяжелым авианосцем военного периода (только в 1954 году США переплюнут рекорд авианосцем USS «Forrestal») и это не то, чтобы комплимент. На него была возложена функция поддержки с задачей обеспечения ударных авиагрупп первой линии топливом, боеприпасами, резервными самолётами, ремонтом авиатехники. В собственную авиагруппу «Синано» удалось затолкать всего 42 самолёта, вдвое меньше обычного авианосца. Но после битвы за Мидуэй японскому флоту было откровенно не до жиру.
Достройка «Синано» шла авральными темпами, что позже сыграет свою роковую роль. 18 ноября 1944 года корабль был введен в строй, а 28 ноября отправился в свой первый (спойлер — и последний) морской поход. Командиром корабля был капитан 1-го ранга Тосио Абэ.
Та же семейка в виде 3D моделей
Ввиду усиливающихся бомбардировок Японии авиацией США, для завершения всех работ было принято решение перевести «Синано» на военно-морскую базу Куре в т.н. Внутреннее море. Авианосец вышел в поход со множеством мелких недоработок и без авиагруппы, которую планировали разместить позже. Эскорт составляли 3 эсминца типа «Кагеро», которые только недавно вернулись из битвы в заливе Лейте со множеством повреждений и измотанным экипажем. Вечером того же дня группу засёк радар подводной лодки США «Арчерфиш». Началось преследование.
Через 2 часа подлодка была замечена с эсминцев, но Абэ приказал не отвлекаться на одиночную цель. Он опасался, что «Арчерфиш» была частью «волчьей стаи» и только отвлекала на себя противолодочный эскорт. Кроме того, он полагался на высокую скорость «Синано» и бронекорпус, который имел все шансы выдержать одиночное попадание торпеды. Гонка продолжалась почти всю ночь. В 23:22 «Синано» был вынужден сбросить скорость из-за перегрева валов винта. Эсминцы давно потеряли подлодку из вида. Тем временем командир «Арчерфиш» Джозеф Энрайт сумел просчитать действия японских кораблей и занял позицию для атаки. В три часа ночи он скомандовал погружение и подлодка затаилась на перископной глубине. Эсминцы эскорта прошли прямо над ней, ничего не замечая. Следом шел «Синано» — всем бортом к подлодке, идеальная мишень. Как на учениях, «Арчерфиш» выпустил 6 торпед и камнем пошел на глубину, уходя от атаки глубинными бомбами. «Синано» получил 4 попадания по всей длине корпуса. Были уничтожены и затоплены двигатели и котлы по левому борту, складские отсеки. Большая часть находившегося там экипажа погибла. Вот тут-то и дали знать о себе авральные темпы спуска на воду. Часть оборудования борьбы за живучесть на корабле попросту отсутствовала. Водонепроницаемые переборки оказались вполне себе водопроницаемыми, особенно в местах прохода коммуникаций. Экипаж был набран с бору по сосенке, что тоже не могло не отразиться на слаженности и эффективности действий. Добавил «радости» и сам капитан, который, не имея полного отчета о повреждениях, счел их незначительными и продолжал вести «Синано» полным ходом, загребая тонны воды в пробоины. Уже через несколько минут авианосец имел крен в 10 градусов, и он всё увеличивался.
Правило интернетов 32
Борьба за жизнь продолжалась несколько часов. Была даже предпринята безуспешная попытка силами эсминцев отбуксировать «Синано» к ближайшему берегу. В 10:55 29 ноября 1944 года «Синано» окончательно перевернулся и затонул, унося с собой 1435 человек экипажа. Тосио Абэ отказался покинуть корабль и встретил свой конец на капитанском мостике.
Все три корабля серии «Ямато» стоимостью в годовой бюджет какой-нибудь балканской страны и 5521 человек из их экипажей ушли на дно, не уничтожив ни одного вражеского корабля и, в лучшем случае, записав на свой счёт два десятка вражеских самолётов. Более красноречивый памятник бессмысленной гигантомании придумать сложно.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
- актеры фильма сафари 6
- актеры фильма сахара с пенелопой круз