актеры фильма самогонщики русские
«Самогонщики»: как Леонид Гайдай придумал знаменитое трио Трус – Балбес – Бывалый на чердаке деревенского дома
57 лет назад на экраны вышла знаменитая короткометражка.
Комедийные фильмы, насколько бы качественными они ни были, в большинстве своём годятся лишь для разового просмотра. Но комедии Гайдая — не в счёт: эти забавные и остроумные истории без глупости и пошлости, присущей западному кино, мы пересматриваем каждый год, и всегда они вызывают искреннюю улыбку.
В 1961 году мир впервые увидел на экране самых знаменитых гайдаевских персонажей — Труса, Балбеса и Бывалого – они появились в десятиминутке «Пёс Барбос и необычный кросс». А 8 января 1962-го, ровно 57 лет назад, вышла вторая короткометражка с участием этих же героев – «Самогонщики».
Никаких лишних слов, только смешные трюки, гениальная музыка Никиты Богословского, собака и трое друзей, которые в лесной избушке варят самогон. Закончив с работой, троица пробует готовый продукт и шутки ради кидает кусочек сахара, смоченный в самогоне, псу. Тот опрокидывает бутылки, вытаскивает из аппарата змеевик и вместе с ним убегает в лес. Начинается погоня, полная уморительных моментов.
По случаю очередной годовщины со дня выхода «Самогонщиков» портал Teleprogramma.pro выяснил несколько интересных фактов о появлении в советском кино Труса, Балбеса и Бывалого.
Гениальная идея после двух неудач подряд
Мало кому известно, но создать знаменитую троицу Леониду Гайдаю помог творческий кризис. В 1958 году снятую им сатирическую комедию «Жених с того света», мягко говоря, не одобрил худсовет. Неудачным получился и историко-революционный фильм «Трижды воскресший». Чтобы отпустить ситуацию, вместе с женой, Ниной Гребешковой, Гайдай поехал к своим родителям в село Глазково под Иркутском. На чердаке родительского дома Леонид перебирал старые газеты и в одной из них нашел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», рассказывающий о том, как трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу динамитом, но им помешала собака.
Режиссёр решил положить этот нехитрый сюжет в основу сценария короткометражки и сам придумал клички для троих героев. Дело оставалось за малым – найти актёров с подходящим типажом.
Кадр из фильма «Самогонщики» (1962)
Вицин, Моргунов и«глиста» из цирка
Георгий Вицин уже снимался у Гайдая – играл Фикусова в «Женихе с того света». Режиссёр помнил его и сразу решил, что на роль Труса этот актёр подойдёт идеально.
Балбесом вполне мог стать Сергей Филиппов, но у него было полно работы и полагаться на него не рискнули. Помог Вицин: рассказал, что в цирке на Цветном бульваре видел клоуна, внешне «напоминающего глисту». Гайдая такое необычное описание заинтриговало и он пригласил клоуна – Юрия Никулина – на просмотр. Так был найден Балбес.
На роль Бывалого руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев посоветовал взять Евгения Моргунова, в то время никому неизвестного. И совет пришелся как раз кстати!
Место съемок – Подмосковье
И «Пса Барбоса», и «Самогонщиков» снимали близ посёлка Снегири в Истринском районе Московской области, там, где сейчас всё застроено современными коттеджами. Бревенчатый домик, в котором жулики варили самогон, построили там же, возле Снегирей, недалеко от берега Истры.
Взрыв динамита и сцена с горящим деревом, которые мы видим в первом фильме, были сняты по соседству с дачей Ивана Семёновича Козловского в дачном товариществе «Мастера искусств» в деревне Жевнево.
Сюжет второго фильма пришёл из цирка
Гайдай не знал, что еще можно снять после «Пса Барбоса», однако на помощь ему пришёл Юрий Никулин. В цирке он уже играл подобную сценку, а теперь рассказал о ней режиссёру.
Новой проблемой стал отказ Моргунова участвовать в съемках. А какая же это будет троица, если из неё «выдернуть» одного из участников? К счастью, всё тот же Иван Пырьев поговорил с Евгением и заставил его передумать.
Злопамятный Барбос
Своенравный пёс-актёр по кличке Брёх во время первых съемок доставил группе немало проблем и к тому же невзлюбил Моргунова до такой степени, что даже начал его кусать. Когда его же пригласили играть собаку в «Самогонщиках», оказалось, что неприязнь к Бывалому за несколько месяцев не улетучилась.
Ситуацию спас один из членов съемочной группы — предложил на эту роль свою овчарку по кличке Рекс. Как ни странно, Рекс тоже начал кидаться на Моргунова, в связи с чем актёр говорил, что это Брёх настроил против него сородича. Они так и рычали друг на друга, но продолжали работать.
Опасная работа
Друзья в кадре, но не в жизни
Зрители думали, что после совместной работы в фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» забавная троица неразлучна и в жизни. Но это было не так – Вицин, Никулин и Моргунов за пределами съемочной площадки не встречались.
А вот Леонид Гайдай с Юрием Никулиным на съемках очень сблизились и всю оставшуюся жизнь дружили семьями. С Вициным режиссёр тоже был на связи, а с Моргуновым они поссорились после «Кавказской пленницы» и больше не встречались.
Международное признание
Короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» приобрели для показа более сотни государств. Этот фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, получил почетный диплом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. «Самогонщиков» показали примерно в 70 странах.
Самогонщики
Советский короткометражный фильм повествует об очередных приключениях уже известных героев – Труса, Балбеса и Бывалого. Полюбившиеся актеры, которых многие знают по их непревзойденным комедийным образам, переживают новое приключение. Лента рассмешит любого зрителя с первых минут и до самого ее конца, дополнив при этом добротной ноткой юмора и сопереживания.
Сюжет начинается с хижины на лесной поляне, где трое мужчин удобно устроились от лишних глаз. Атмосфера съемки показывает сказочный лес, однако то, что происходит в хижине, совсем не напоминает сказку. Отнюдь, показаны суровые бытовые реалии советского пространства. Как понятно из названия фильма, вся история будет крутиться вокруг самодельного самогонного аппарата, которые были так популярны в то время. Когда в стране ощущался недостаток алкогольных напитков, многие пытались производить их сами.
Ничего не предвещало беды для наших героев, пока в их важнейший процесс не встряла местная дворняга, которой ну очень понадобилась в неизвестных целях важнейшая деталь конструкции. Без этой детали аппарат не работает. Трое друзей вынуждены гоняться за собакой по всему лесу, попадая при этом в очень комичные и забавные ситуации. Четвероногий друг, в свою очередь, проявляет немалую находчивость и изворотливость, чтобы не остаться с носом. Чем закончатся приключения трех нерадивых самогонщиков и лучшего друга человека, можно узнать только, воочию просмотрев этот шедевр. В комедии практически отсутствует устная речь, но и без слов все предельно понятно.
Самогонщики (фильм)
Самогонщики (фильм)
Самогонщики | |
Жанр | |
---|---|
«Самогонщики» — короткометражный художественный фильм-комедия Леонида Гайдая, созданная в 1961 году на студии «Мосфильм». Вместе с фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс», это первое произведение о трио антигероев-жуликов Труса, Балбеса и Бывалого. Входит в комедийный альманах «Совершенно серьёзно»(?). Также фильм входил в «Сборник комедийных фильмов» (Мосфильм, 1961), куда также вошли фильмы, вышедшие и порознь («Чужой бумажник», «Водяной», «Большие неприятности»).
Содержание
Сюжет
Трус, Балбес и Бывалый решают поставить на «широкую ногу» изготовление самогона, но пёс Барбос снова ставит им палки в колёса и в конце-концов сдаться милиции кажется жуликам меньшим злом…
В ролях
Актёры, неуказанные в титрах
Ляпы и неточности
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Самогонщики (фильм)» в других словарях:
Самогонщики (значения) — Самогонщики короткометражный художественный фильм Леонида Гайдая. Самогонщики люди, занимающиеся изготовлением алкогольного напитка самогона. Самогонщики[1] Жители России, покупающие подержанный легковой автомобиль в странах… … Википедия
Самогонщики — У этого термина существуют и другие значения, см. Самогонщики (значения). Самогонщики … Википедия
Операция «Ы» (фильм) — Операция „Ы“ и другие приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (фильм) — Операция „Ы“ и другие приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (фильм) — Операция „Ы“ и другие приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
Бриллиантовая рука (фильм) — Бриллиантовая рука Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской Леонид Гайдай … Википедия
12 стульев (фильм, 1971) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Двенадцать стульев (фильм). 12 стульев 12 стульев … Википедия
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
Кавказская пленница, или новые приключения Шурика (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
Кавказская пленница (фильм) — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика Жанр комедия Режиссёр Леонид Гайдай Автор сценария Яков Костюковский Морис Слободской … Википедия
«Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики»
Самое забавное заключается в том, что эта короткометражка, которая породила уникальный эксцентрический феномен трёх героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, была снята по обычному газетному фельетону Степана Олейника о горе-браконьерах, пострадавших от чрезмерно преданного им пса.
Гайдай взялся в 1961 году за «экранизацию» фельетона как бы вынужденно, ради заработка, чтобы не оставаться в простое после изрезанного цензурой «Жениха с того света» и не свойственного себе «Трижды воскресшего». Но в этом невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов, как советское, так и американское («немая комическая», фильмы в стиле «слэпстик», разумеется, работы Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда), он нашёл истинный Клондайк. И даже приёмы эксцентрической американской комедии приобрели у Леонида Гайдая чисто российское и вполне советское (как ни пытаются сейчас выдать этого режиссёра сейчас, чуть ли не за намеренного диссидента-антисоветчика) звучание.
Каждый человек в России, конечно же, знает и любит знаменитую троицу: Труса, Балбеса и Бывалого, отцом которой является Леонид Гайдай в его второй кинокомедии: «Пес Барбос и необычный кросс»
Напомню,идею комедии «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер Леонид Гайдай почерпнул из фельетона Степана Олейника, напечатанного в газете «Правда» (перепечатка из украинского сатирического журнала «Перец»). Наткнулся на него Гайдай случайно осенью 1960 года: после того как его первая режиссерская работа «Жених с того света» (1958) с элементами довольно злой сатиры была «зарезана» министерством культуры, он отправился в родной Иркутск к родителям. Он впал в депрессию, не хотел работать. Но тут на журнальном столике обнаружился вдохновляющий сюжет, который через несколько месяцев займет первое место на кинофестивале в Сан-Франциско, но об этом чуть позже.
Рассказ назывался «Два Николы и Гаврила», но сам Гайдай утверждал, что читал по-английски похожий рассказ, которой назывался «Заряженный пес»
Гайдай принялся писать сценарий. Подал в Мосфильм заявку и сценарий приняли «на Ура».
Дело было за малым – найти исполнителей ролей Труса, Балбеса и Бывалого. Прозвища своим героям Гайдай придумал сам – в фельетоне действовали два Николы и Гаврила, и отличительных особенностей у них не было.
Когда Гайдай задумал свой первый фильм «Пес Барбос и необыкновенный кросс», в состав звездной актерской троицы он пригласил Георгия Вицина, Михаила Жарова и Сергея Филиппова. Первым от своей роли отказался Жаров. «Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе». Филиппов после прочтения сценария тоже заартачился: «Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тетка под трамвай попала». Причем в Новгороде никогда не ходили трамваи. Согласился один Вицин.
Хотя по словам самого Гайдая на роль Бывалого пробовался даже Игорь Ильинский.
Знаменитая троица родилась 27 декабря 1960 года, когда художественный совет киностудии «Мосфильм» утвердил состав исполнителей фильма «Пес Барбос и необыкновенный кросс».
Снимали «Необычайный кросс» очень быстро в подмосковном поселке Снегири, где находилась дача Козловского. Картина была без слов и полностью строилась на трюках, многие из которых придумывались в процессе работы. Нет ни одной комедии Гайдая в которой нет смешных звуков, взрывов и погонь. Так же и в этой.
Помимо актеров главным действующим лицом была собака Брех. Иногда пес вносил суету на площадку. Например, снимали сцену, когда актеры один за другим вбегали в кадр, пробегали сто метров по дороге, а за ними выпускали Бреха с «динамитом» в зубах. Один раз Брех вбежал в кадр и уронил «динамит». На втором дубле собака убежала в лес, а потом постоянно оборачивалась в кадре на кричащего дрессировщика. Снимали больше десяти дублей. За все это пса очень невзлюбил Евгений Моргунов. Кстати, Брех отвечал ему тем же – он не раз рычал на актера, а однажды даже вцепился ему в ногу.
В другой сцене Трус по сюжету должен обогнать Балбеса и Бывалого. Гайдай просил Никулина с Моргуновым бежать медленнее, чтобы дать возможность Вицину вырваться вперед. На репетициях так и получалось, а во время съемок Моргунов прибегал быстрее всех. Каждый раз актер обещал бежать медленнее, но не сдерживал слово, объясняя это одним и тем же: «Меня живот вперед несет».
Материала фильма было снято на полчаса. Гайдай его сократил до дести минут, он убрал много трюков, которые впоследствии использовались в «Самогонщиках»
На широкий экран фильм вышел в 1961 году. Актеры и режиссер получили премию по 1.000 рублей. Эта лента много лет приносила миллионные прибыли советскому государству, ведь более 100 стран мира закупили тогда эту комедию. Парадокс, но, чем успешнее становились работы Гайдая, тем хуже к нему относились коллеги по киностудии. По словам многих сотрудников «Мосфильма», Леонида Иовича там вообще не считали за режиссера.
Идею второй короткометражки «Самогонщики» подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером.
В соавторы Гайдай взял своего оператора Константина Бровина и написал вместе с ним сценарий. Но фильм мог так, и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.
По словам Юрия Никулина,после каждой съемки на снегу им давали выпить водки.
Комедию «Пес Барбос и необычный кросс» впервые показали в сатирическом телеальманахе «Совершенно серьезно», как одну из четырех короткометражных новелл.
«Пес Барбос и необычный кросс» раскупили для проката более ста стран мира (прежде всего, конечно, советские сателлиты, но позже и ряд западных стран, а так же США), а «Самогонщиков» – около семидесяти.
«Пес Барбос и необычный кросс» был награжден почетным дипломом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особым призом Лондонского кинематографического общества.
В газете «Вечерняя Москва» от 29 сентября 1961 года был опубликован отзыв Леонида Ленча на короткометражную комедию «Пес Барбос и необычный кросс»:
По ходу съемок в голове Гайдая рождалось множество интересных задумок, однако не всем им суждено будет войти в окончательный вариант картины. Назову лишь некоторые из выпавших эпизодов.
В одном из них троица пробегает сквозь шалаш, и Трус, вбежав в брюках, выбегает уже в одних трусах. Он в недоумении оборачивается и видит, как из шалаша следом выходит медведь и держит в лапах его брюки. Однако против появления на съемочной площадке медведя стал яростно выступать инженер по технике безопасности: дескать, это дело опасное плюс надо оформлять дрессировщика, выбивать дополнительный транспорт. Тогда Никулин предложил свои услуги: вызвался привезти из цирка чучело медведя, в котором спокойно может разместиться человек. Этим человеком стал сам режиссер фильма Гайдай. Но когда взглянули на этот эпизод в просмотровом зале, стало ясно, что медведь выглядит фальшиво. В итоге в фильме осталась только сцена с Вициным в трусах, а медведя вырезали.
Сразу вслед за успешным опытом скрещения в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» манеры американской «немой комической» с советским сатирическим пафосом Леонид Гайдай выпустил ещё одну двух-частёвку с прославившими его героями-масками — Балбесом, Трусом и Бывалым. Не столь уж важна публицистическая злободневность темы борьбы против пьянства и самогоноварения (а кино, кстати говоря, было в советские времена немалой статьёй доходов государства, как и водка), сколь ценна способность к обобщению частного случая, заострению реальной анекдотической ситуации, а главное — к превращению их в нарицательные образы, некие комические маски.
Так получилось, но «Самогонщики», которые вышли на широкий экран в январе 1962 года, имели меньший успех, чем «Пес Барбос», хотя его закупили 68 стран, что принесло государству 70 миллионов рублей («Пса. » купили более ста стран). Причину подобного Ю. Никулин видел в следующем: «Самогонщики» во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, «Самогонщики» шли двадцать минут, а «Пес Барбос» длился около десяти минут и воспринимался как короткий анекдот».
В фильме «Самогонщики» можно обнаружить несколько «ляпов»:
В погоне за собакой, утащившей змеевик от самогонного аппарата, «герои» фильма потревожили спящего в берлоге медведя. Непонятно только, откуда в Подмосковье ГИМАЛАЙСКИЙ медведь?! Или «может быть» это просто такая шутка режиссера?
По словам авторов, песня, которую мы слышим в фильме — второй вариант, коренным образом переработанный.
Песню самогонщиков сперва сочинил Юрий Никулин. «Первый дубль» получился настолько удачным, что руководство забеспокоилось: «Ребята, что вы делаете? Завтра вашу песню будет петь вся страна!». И действительно — сначала всё писалось на мелодию народной песни «Семёновна», что (после демонстрации в кинотеатрах страны), несомненно, вылилось бы в конце концов в повальное застольное, истинно всенародное пение, а текст «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем!» в устах нетрезвых граждан будет иметь явный издевательский оттенок.
Пришлось «переделывать хуже» — поэт Владимир Лифшиц написал стихи про «хитроумный аппарат». Второй вариант мелодии уже был не настолько удобен для группового пения: теперь в песне присутствовала политкорректная, но несомненно удачная находка — куплет Труса про тюремное заключение за самогоноварение.
Потом Гайдай снял эту троицу в фильмах «Операция Ы» и «Кавказская пленница». Их еще потом снимали другие режиссеры в фильмах «Дайте жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка».
Из авторов и артистов этого фильма не осталось никого, но этот фильм продолжает жить вместе с нами.
«Да здравствует комедия Гайдая, самая гуманная комедия в мире!»
Как Леонид Гайдай «Самогонщики» снимал
Идею второй короткометражки, после «Пса Барбоса. »- «Самогонщики» подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером.
Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица. Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.
На роль собаки опять пригласили Бреха, который, как только увидел Моргунова, начал на него лаять и рычать. Помимо этого возникли и другие сложности: Бреху никак не удавалось поднять тяжелую деталь самогонного аппарата – змеевик. К тому же во время трюка собака порезала себе лапы о тонкий лед, поэтому змеевик ассоциировался у нее с болью, и никакие уговоры и угрозы не могли заставить ее подойти к инструменту.
Выручил один из членов съемочной группы, предложив для съемок свою овчарку Рекса, который, по его словам, ничего не боялся и легко носил тяжести. Правда, однажды и он внес переполох, сбежав в неизвестном направлении за какой-то собакой.
Съемочная группа даже развесила объявления повсюду о пропаже «актера», но результатов поиски не дали.
Когда облезлый и исхудавший Рекс вернулся, все бросились его кормить. Все, кроме Моргунова, у которого и с этой собакой отношения не сложились.
Фильм снимался в начале марта 1961 года там же, где и «Пес Барбос», — в подмосковных Снегирях.
Была выстроена декорация избушки, в которой предстояло жить самогонщикам. На роль их собаки вновь вызвали Бреха. И едва он увидел Моргунова, тут же облаял его с ног до головы.
«Вот гад какой, все помнит!» — возмутился артист.
— На этот раз с собакой возникли сложности, — вспоминал Никулин. — Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Съемочную группу выручил ветродуйщик — человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести.
Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, — кинулся на Моргунова! Почему — никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: «Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!»
После «Пса Барбоса» и «Самогонщиков» в народе сложилось мнение, что троица и в жизни не разлей вода.
Но, помимо съемок, актеры не встречались. А вот Гайдай с Никулиным после этого всю жизнь дружили семьями. Поддерживал режиссер отношения и с Вициным. А с Моргуновым после «Кавказской пленницы» Гайдай поругался, и больше они не общались.
Уже прославленную троицу, которую в народе прозвали «ВиНиМор», через несколько месяцев Гайдай позвал в новую короткометражку «Самогонщики». Идею фильма подбросил Никулин, который исполнял похожую сценку в цирке.«Самогонщики» не имели такого успеха, как комедия «Пес Барбос…».
Об этом в своих воспоминаниях размышлял Юрий Никулин: «”Самогонщики” во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, “Самогонщики” шли двадцать минут (благодаря песне), а “Пес Барбос…” длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов