актеры фильма судьба человека 1959
За кадром фильма «Судьба человека»: Почему Шолохов сомневался в Бондарчуке, и кем стал Ванюша, когда вырос
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» в конце 1956 – начале 1957 гг. Как только Сергей Бондарчук его прочитал, он загорелся желанием снять по этому произведению фильм. Он рассказывал: « Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни ».
Вот только с реализацией этого замысла возникло немало сложностей. Дело в том, что к тому моменту Сергей Бондарчук уже был востребованным и популярным актером, известным по главным ролям в фильмах «Молодая гвардия», «Тарас Шевченко», «Отелло», «Попрыгунья», но у него еще совсем не было режиссерского опыта – этот фильм должен был стать его дебютом. Шолохов сомневался в том, что 36-летний режиссер-дебютант справится с этой задачей, а руководство «Мосфильма» считало, что материала хватит только для короткометражного фильма. Но Бондарчук не стал ждать решения с постановкой и приступил к работе. По совету писателя он побывал на его родине – в станице Вешенской в Ростовской области. Тем временем редактор Шолохова Юрий Лукин и литературный секретарь писателя Федор Шахмагонов приступили к написанию сценария. В конце 1957 г. их текст был принят «Мосфильмом» без замечаний и правок.
Сомнения у писателя вызвало и намерение Бондарчука сыграть главную роль – фронтовика Андрея Соколова, побывавшего в плену. Бондарчук рассказывал: « Поначалу у него было недоверие ко мне – человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил ». Сергей Бондарчук был настолько одержим этой идеей и так самозабвенно работал над образом, что в результате писатель сдался и признал его стопроцентное попадание в образ. Позже эту работу называли одной из самых сильных и точных в фильмографии Бондарчука.
Риск состоял и в том, что это был достаточно сложный материал для режиссера-дебютанта, ведь он намеревался нарушить одно из табу в советском кино – тему военного плена. Признанный мэтр Михаил Шолохов мог себе позволить сделать главным героем своего произведения бывшего военнопленного, который еще несколько лет назад однозначно был бы причислен к врагам народа, а вот начинающему режиссеру говорить о том, о чем тогда в кино предпочитали молчать, было рискованно. К тому же его Андрей Соколов, по словам оператора фильма Владимира Монахова, хоть и « положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо ».
Если Бондарчук был абсолютно уверен в том, что главную мужскую роль исполнит он сам, то с поиском юного актера на роль беспризорного сироты Ванюшки, которого решает усыновить Андрей Соколов, тоже возникли сложности. Режиссер просмотрел более 100 претендентов среди детей, но нужный типаж не мог найти долгое время. Однажды во время показа детского фильма в Доме кино он столкнулся с обаятельным пятилетним мальчиком, Павликом Борискиным. Бондарчук поговорил с его отцом и предложил ему привести сына на пробы. По другой версии, он был знаком с его отцом давно – они учились во ВГИКе на параллельных курсах, и тот сам предложил ему пригласить сына на пробы. Как бы то ни было, режиссерское чутье Бондарчука не подвело – мальчик справился с поставленными задачами блестяще. Шолохов тоже одобрил этот выбор.
Родным отцом Павлика был актер Владимир Борискин – под этой фамилией юный актер и упоминался в титрах. Но отец сильно пил, из-за чего семья распалась – как раз в тот момент, когда Павлик снимался в «Судьбе человека». Когда мальчику было 9 лет, у него появился отчим – режиссер Евгений Полунин, который дал ему свои отчество и фамилию и воспитывал его, как родного сына. Так Павлик повторил судьбу своего экранного героя Ванюши, которого тоже воспитал приемный отец.
На время съемок Бондарчук в какой-то степени действительно заменил ему отца – он относился к мальчику очень трепетно и внимательно, всюду брал его с собой, помогал заучивать текст роли на слух, ведь Павлик тогда еще даже не умел читать. И режиссер вызвал такое доверие у ребенка, что самая яркая сцена фильма получилась очень пронзительной и достоверной – когда Ванюша бросается на шею к Соколову с криком: « Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь! »
Спустя годы Павел Полунин вспоминал: « Сергей Федорович рассказывал сказки, был очень ласков, я знал, что рядом со мной есть крепкое мужское плечо, на которое могу опереться. Между нами появилась особая связь… Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли – мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, – слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся. Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы кое-что ему собрали – одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее ».
На протяжении следующих 7 лет после выхода фильма «Судьба человека» Павлик снялся еще в 7 фильмах. Конечно, он мечтал об актерской профессии, но этой мечте так и не суждено было осуществиться. После окончания школы он трижды пытался поступить во ВГИК, но все попытки оказались безуспешными. Павел Полунин сменил несколько профессий: он работал и учеником слесаря, и инженером, и секретарем в обкоме комсомола, и завотделом в бюро молодежного туризма, и продавцом автозапчастей, и таксистом. В кино Полунин больше никогда не снимался.
К тому, как сложилась его судьба, Полунин относится философски. « Мне всё равно повезло: я хотя бы в 10 фильмах снялся, а некоторые снимутся в одном – и всё. В «Аннушке» играл со Скобцевой, супругой Бондарчука, в «Первом свидании» – с Афанасием Кочетковым, а в «Заре навстречу» – с Олегом Анофриевым и Александром Граве. Звёздной болезнью не заболел, не спился, нормально живу », – говорит он.
Фильм «Судьба человека» стал настоящим событием и для советского, и для мирового кинематографа. В 1959 г. его посмотрело больше 39 млн зрителей в СССР. За эту работу Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию, главный приз на Международном кинофестивале в Локарно, Большой приз на Международном кинофестивале в Москве, специальный приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Родоначальник итальянского неореализма Роберто Росселлини говорил об этом фильме: « Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1959 год) — ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ
Говоря о нравственной составляющей в кино, нельзя пройти мимо легендарного фильма о простом русском человеке Андрее Соколове, потерявшим во время войны ВСЕ, но не человечность и душевную доброту. Это фильм «Судьба человека», снятый в 1959-ом году актером и режиссером Сергеем Бондарчуком.
Сергей Бондарчук, сам хлебнувший в жизни достаточно, снял свой первый фильм как режиссер всего за 74 дня. Ни один кадр отснятого материала не был снят зря, использовали все. Рассказ Михаила Шолохова, опубликованный в газете «Правда» и основанный на реальных событиях, произвел настолько сильное впечатление на актера, что он заболел идеей снять по нему фильм. И молодой Бондарчук впервые взялся за камеру, он выстрадал судьбу своего героя и как исполнитель главной роли и как режиссер ленты.
Уходя из кабинета Мюллера, Соколов услышал как звякнула ложка и, сжавшись, оглянулся. Он каждую секунду ожидал выстрела в спину
В одной английской газете того времени была публикация-отзыв на фильм «Судьба человека»: «Если вы хотите понять почему русские победили во второй мировой войне, посмотрите фильм «Судьба человека»».
СЮЖЕТ ФИЛЬМА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Уроженец воронежской губернии 1900-го года рождения Андрей Соколов прожил тяжелую жизнь. Смолоду в гражданскую воевал на стороне красной армии, в голодном 22-ом ишачил на кулаков на Кубани, потому и выжил. Через год вернулся домой, никого не осталось.
Встретил свою любовь случайно и слова, которые он произнес при встрече, потрясают своей искренностью и чистотой:
«Со стороны глядеть, так и нет в ней ничего особенного, но я же не со стороны на нее глядел, а в упор»
И так 17 годков вместе, жена показана как образец для подражания, своей кротостью и любовью она отучила мужа от стакана…. Чистая совершенная любовь двух сердец изображена в нескольких кадрах, но они оставляют в душе неизгладимый отпечаток правильности их жизни: верности и простоты…
Как гром среди ясного неба прозвучали страшные слова: ВОЙНА. Кадр прощания на вокзале мало кого может оставить равнодушным: бегущая плачущая женщина, придерживающая платок — просто сгусток горя… И слова главного героя как приговор своей глупости: «Никогда себе не прощу, что тогда оттолкнул ее, сколько буду жить на этой земле…»
Соколов два года выживал в плену ради встречи с родными. А их дом оказывается был разрушен попаданием бомбы в первые месяцы войны
Прощайтесь всегда так, словно навсегда. Вдруг этот раз окажется последним. Эти слова пронзительной болью откликнулись в его израненном сердце после того, как он осознал, что его семьи больше нет….
Дальше война, плен. Даже сцену в разрушенном храме, куда загнали пленных людей, Бондарчук снял так мастерски, что просто диву даешься, как в нескольких минутах он смог показать все разнообразие человеческих пороков и добродетелей: врач-еврей, даже в этих условиях исполняющий свой долг (будет расстрелян за свою национальность утром следующего дня); мужик, готовый предать комиссара просто так, без какой-либо выгоды (задушен Соколовым в назидание всем предателям); мужчина-христианин, у которого скрутило живот и ему нужно было оправиться, не смог осквернить стены храма, пытался выйти по нужде и был расстрелян… Вот так в 5-ти минутах фильма вершились судьбы многих героев….
Дальше герой повествует о своих нелегких двух годах плена, в котором он так и не сломался, а смог остаться настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
Сейчас эта сцена мне не кажется такой безобидной. После фильма она прочно вошла в сознание народа и посеяла миф о том, что русская нация — крепко пьющая. В то время воспринималась она как символ победы силы воли над трусостью, а сегодня все чаще кажется, что это была незатейливая реклама водки. Боевые сто грамм стали превращаться в три стакана (600 грамм) на голодный желудок и без закуски. Сколько народу погибло от оковитой после желания повторить «подвиг» героя Бондарука, история умалчивает….
Непьющий Соколов выпил три граненых стакана водки, не поморщившись и не закусив…. Вот вам и русский простой солдат
После победы, потеряв семью и домашний очаг, Андрею некуда было податься. И он остановился в Урюпинске, где и встретил случайно мальчонку-сироту Ванюшку. Вот в этих сценах и снова в 5 минутах показано огромное человеческое сердце Андрея: испив горькую чашу до дна, не имея собственного угла и казалось уже очерствевшего от пережитого, он не смог пройти мимо маленькой жизни, которая нуждалась в заботе. Забыв о своих горестях и не упиваясь собственным искалеченным прошлым, он просто стал отцом чужому мальчику…
А знаешь кто я? — Кто? — Я твой отец! (Ложь во имя спасения маленькой жизни)
И в этом весь великий замысел: ВОЙНА НИЧЕГО НЕ СПИСЫВАЕТ, ВОЙНА ОГОЛЯЕТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА! И его поступки потом, после войны, говорят о чистоте души и помыслов больше, чем ордена и медали.
Разрушенная страна, искалеченные судьбы — а такая ВЫСОКАЯ планка НРАВСТВЕННОСТИ. Вот в чем СИЛА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА — не в количестве выпитого за раз спиртного, а в том, чтобы оставаться ЧЕЛОВЕКОМ независимо от обстоятельств и не разучиться принимать чужую беду ближе собственной!
ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ. «Папка, я знал, что ты меня найдешь!»
Читайте на сайте следующую статью о самом режиссере СЕРГЕЕ БОНДАРЧУКЕ.