актеры фильма судьба марины
Судьба Марины
«Судьба́ Мари́ны» — cоветская мелодрама про жизнь в украинском селе. Фильм стал дебютным для актера Леонида Быкова.
Сюжет
Действие происходит на Украине, в селе Лебединки. Марина Власенко ждет возвращения мужа — Терентия Власенко, который уехал на учебу в Киевский сельскохозяйственный институт. Но когда он возвращается домой, Марина недолго остается счастливой. Муж сразу же с поездки требует у неё развод, так как теперь для него она глупая, потому что не имела образования, а он образованный человек.
Марина остаётся одна, воспитывает дочь и углубляется в учёбу, у неё большие успехи в работе. В результате ей присваивают звание Героя Социалистического Труда.
В ролях
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Судьба Марины» в других словарях:
СУДЬБА МАРИНЫ — «СУДЬБА МАРИНЫ», СССР, Киевская киностудия, 1953, цв., 99 мин. Социальная мелодрама. Терентий покидает колхоз и едет в Киев учиться на агронома. Марина много работает и с нетерпением ждет возвращения мужа. Вернувшись домой, муж упрекает жену в… … Энциклопедия кино
Судьба Марины (фильм) — Судьба Марины Жанр … Википедия
Быков, Леонид Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. В Википедии есть статьи о других людях с именем Быков, Леонид. Леонид Быков … Википедия
АВРАМЕНКО Нина — АВРАМЕНКО Нина, звукорежиссер. 1939 Истребители (см. ИСТРЕБИТЕЛИ) 1939 Эскадрилья номер пять (см. ЭСКАДРИЛЬЯ N5) 1953 Судьба Марины (см. СУДЬБА МАРИНЫ) 1955 Педагогическая поэма (см. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА) 1955 Пути и судьбы (см. ПУТИ И… … Энциклопедия кино
АНДРЕЕВ Борис Федорович — (9 февраля 1915, Саратов 25 апреля 1982, Москва), российский киноактер, народный артист СССР (1962), лауреат Сталинских премий (1948, «Сказание о земле Сибирской»; 1950, «Падение Берлина»). В 1937 окончил Саратовский театральное училище. В 1936… … Энциклопедия кино
БЕЛОУСОВ Михаил Михайлович — (1905 1960), украинский актер. 1941 Богдан Хмельницкий (см. БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ) 1950 В мирные дни (см. В МИРНЫЕ ДНИ) 1953 Судьба Марины (см. СУДЬБА МАРИНЫ) 1954 «Богатырь» идет в Марто (см. БОГАТЫРЬ ИДЕТ В МАРТО) 1955 В один прекрасный день (см.… … Энциклопедия кино
ВОЙТЕНКО Владимир Григорьевич — (08 января 1912 10 августа1978), российский оператор. Окончил Киевский киноинститут (1936). Оператор постановщик игровых и научно популярных фильмов. 1953 Судьба Марины (см. СУДЬБА МАРИНЫ) 1955 Матрос Чижик (см. МАТРОС ЧИЖИК) 1956 Кровавый… … Энциклопедия кино
ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич — (24 июля 1912, город Ясиноватая, Украина 08 декабря 1979), украинский актер. Народный артист СССР (1964). Государственная премия СССР (1951 за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (за… … Энциклопедия кино
ЛИТВИНЕНКО Екатерина Петровна — (р. 07.11.1921), актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1960). Играла в театрах Днепродзержинска, Мукачева, Одессы. С 1953 актриса Киевского украинского драматического театра им. И. Франко. В кино дебютировала главной ролью в фильме… … Энциклопедия кино
Быков, Леонид Федорович — Леонид Быков Имя при рождении: Леонид Фёдорович Быков Дата рождения: 12 декабря 1928(19281212) … Википедия
Судьба Марины (фильм)
Судьба Марины (фильм)
«Судьба́ Мари́ны» — cоветская мелодрама про жизнь в украинском селе.
Сюжет
Действие происходит на Украине, в селе Лебединки. Марина Власенко ждет возвращения мужа — Терентия Власенко, который уехал на учебу в Киевский сельскохозяйственный институт. Но когда он возвращается домой, Марина не долго остается счастливой. Муж сразу же с поездки требует у нее развод, так как теперь для него она глупая, потому что не имела образования, а он образованный человек.
Кстати, этот фильм стал дебютным для актера Леонида Быкова.
В ролях
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Судьба Марины (фильм)» в других словарях:
Судьба Марины — Судьба Марины … Википедия
Афоня (фильм) — Афоня Жанр комедия мелодрама … Википедия
Джентльмены удачи (фильм, 1971) — У этого термина существуют и другие значения, см. Джентльмены удачи. Джентльмены удачи Жанр комедия … Википедия
Любовь Яровая (фильм, 1953) — У этого термина существуют и другие значения, см. Любовь Яровая. Любовь Яровая Жанр Драма Режиссёр Ян Фрид В главных ролях Зоя Карпова, Александр Мазаев … Википедия
Прикосновение (фильм, 1992) — Прикосновение … Википедия
Обитаемый остров (фильм, 2008) — У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Обитаемый остров (значения). Обитаемый остров … Википедия
Обитаемый остров (фильм) — У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Обитаемый остров (значения). Обитаемый остров Жанр … Википедия
Шмарук — Шмарук, Исаак Петрович Исаак Петрович Шмарук (22 августа 1910, Нежин 2 августа 1986) советский кинорежиссер. Содержание 1 Биография 2 Фильмография 3 Примечания … Википедия
Быков, Леонид Фёдорович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. В Википедии есть статьи о других людях с именем Быков, Леонид. Леонид Быков … Википедия
ГРИЦЕНКО Николай Олимпиевич — (24 июля 1912, город Ясиноватая, Украина 08 декабря 1979), украинский актер. Народный артист СССР (1964). Государственная премия СССР (1951 за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»), Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (за… … Энциклопедия кино
Смерть от рака в 34, предательство подруги и уход мужа. Что случилось с актрисами картины «Берегите женщин»
В 1981-м на экраны вышел фильм о состоящем из девушек экипаже старого судна «Циклон». В комедии героям-мужчинам было трудно добиться расположения морячек. Ну а в жизни актрисам ленты «Берегите женщин» пришлось столкнуться с гораздо более серьезными проблемами…
Незатейливая история понравилась зрителям, прежде всего, за музыкальное сопровождение: композитором картины выступил Юрий Антонов, песни исполнял он сам и рок-группа «Аракс». Также зацепили публику яркие персонажи ленты «Берегите женщин»: тут вам и самоуверенные девушки, готовые день и ночь трудиться на разваливающемся судне, лишь бы доказать пригодность к морской службе; и незадачливый кок Женя в исполнении Андрея Градова; и инженеры, которые по совместительству — еще и артисты ансамбля.
Интересно, что изначально сценарист Анатолий Козак планировал снять производственную драму о тяжелом труде женщин на заводе. Но схожих сюжетов было полно, так что на ЦТ предложили превратить формовщиц в экипаж буксира. Фактически, в 80-е на экраны вышла картина про борьбу девушек за эмансипацию.
4 апреля одной из актрис фильма Галине Веневитиновой могло бы исполниться 72, но ее жизнь оборвалась через два года после выхода «Берегите женщин». Почему судьба артистки сложилась трагически и что стало с ее коллегами по площадке?
Галина Веневитинова — механик-моторист Валя
Первым шагом к актерству для Галины стала работа в кукольном театре, при котором имелась своя студия драмы. Через несколько лет девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга — Веневитинова. Рождение сына не помешало артистке поступить на заочку ГИТИСа, устроиться чтецом в Москонцерт, а потом и попасть в труппу МТЮЗа.
Она легко справлялась с любыми ролями и без колебаний соглашалась подменить заболевших коллег. Актриса органично вписывалась в спектакль, не выделяясь среди сложившегося ансамбля исполнителей, но именно это и мешало критикам оценить ее потенциал: лавры доставались именитым артистам, а Галина довольствовалась дежурной похвалой.
В телеспектаклях Веневитинова в основном перевоплощалась во второстепенных персонажей, а передачи с ее участием предназначались для показа в других странах, так что советский зритель не признавал в Галине звезду экрана. Настоящим прорывом для актрисы стали съемки в комедии «Берегите женщин». Артистке удалось блестяще сыграть юную смешливую девушку, свято верившую в светлое будущее. Публика даже не подозревала, что исполнительнице образа мотористки Вали уже 32, в то время как ее экранному возлюбленному Игорю Скляру — всего 23.
Талант актрисы сгладил разницу в возрасте, и зрители поверили, что перед ними — ровесники, совсем еще юные люди. После успеха фильма окружающие не сомневались, что Веневитинова появится еще в десятках картин, ведь не догадывались, какой ценой дались женщине съемки. В тот момент Галина уже была серьезно больна: в 1980-м врачи диагностировали у нее лимфосаркому.
Лечение лишь замедляло течение болезни, а актрисе не терпелось вернуться к любимой работе: сцене и кино. Она успела сыграть в нескольких спектаклях и сняться в картине «Просто ужас!» в роли Маруси, прежде чем слегла. Артистка надеялась, что еще выйдет к зрителям на премьере пьесы «Три дня в гостях» и встретит с семьей Новый год, но не довелось: 29 декабря 1983-го 34-летняя женщина скончалась.
Марина Шиманская — капитан буксира Люба
Путь актрисы к успеху начался с фильма «Когда я стану великаном», а роль капитана «Циклона» и вовсе сделала Марину всесоюзной звездой. Поговаривали, что на момент съемок артистка уже ждала ребенка от коллеги по площадке Альгиса Арлаускаса, так что операторам пришлось постараться, чтобы интересное положение было незаметно для зрителей.
Еще одной звездной ролью стала Рая из ленты «34-й скорый». К концу 80-х работы поуменьшилось, и Шиманская согласилась переехать вместе с супругом в Испанию, где начала преподавать актерское мастерство. Вместе они прожили 35 лет и воспитали двоих детей, — Ольгу и Александра — но в 2013-м брак рухнул. Арлаускас ушел из семьи к лучшей подруге Марины, в которую страстно влюбился.
«Исчезло все. И ни одной другой мысли, кроме той, что он ушел. Это закончилось тем, что я вообще перестала выходить из дома. И это такой ужасный момент, когда ты живешь свою жизнь и понимаешь, что она мертвая», — откровенничала Шиманская в программе Первого канала «Пусть говорят».
То был непростой период в жизни: предательство подруги и мужа, отъезд дочки, кризис в работе. В отчаянии Шиманская заливала тоску алкоголем, но вовремя остановилась. Сейчас она продолжает преподавать и не держит зла на бывшего супруга.
Светлана Пенкина — боцман Оля
Актриса прославилась еще до участия в комедии «Берегите женщин»: дипломной работой выпускницы Минского театрального института стала роль Кати Булавиной в «Хождении по мукам». Кроме того, Пенкина сыграла Анну Михайловну в «Пыли под солнцем» и Зою в «Цвете золота».
С Олей из «Берегите женщин» Светлану связывала схожая любовная линия: боцман была без ума от ударника ансамбля «Девятый вал» Вадима, ну а сама актриса в 1981-м вышла замуж за худрука «Песняров» Владимира Мулявина. Через год после свадьбы артистка подарила музыканту сына Валерия.
Ради семьи актриса бросила карьеру: последний фильм с ее участием, «Грядущему веку», вышел в 1985-м. Оно того стоило: супруги жили счастливо вплоть до 2002-го, пока Мулявин не попал в страшную катастрофу. Музыкант сломал позвоночник и оказался парализован. Жена заботилась о нем до самой смерти, наступившей в январе 2003-го.
Без возлюбленного Пенкиной было суждено провести 13 лет. В последние годы она контактировала только с сыном. Когда мама несколько дней не отвечала на звонки, Валерий забеспокоился и помчался к ней домой. Оказалось, 65-летняя пенсионерка умерла от сердечного приступа.
Елена Тонунц — матрос и комсорг команды Галя
Символично, что папа Елены служил моряком. Вот только Тонунц не пошла по стопам отца, да и к актерству поначалу не тяготела: девушка поступила на геологический факультет МГУ. Уже после этого выпускница задумалась о карьере в киноиндустрии. Пришлось временно устраиваться дворником и подавать документы на режиссерское отделение ГИТИСа.
Кинокарьеру девушка начала в конце 70-х с эпизодов картин «Смятение чувств» и «С любимыми не расставайтесь», а узнаваемой стала после роли Гали в «Берегите женщин». Одним из самых известных персонажей в ее исполнении была Шахерезада в серии сказок о восточной красавице.
Быть актрисой оказалось для Тонунц недостаточно, и в 1990-м она занялась производством фильмов. Свет увидели короткометражка «Однажды вечером» и лента «Я никуда тебя не отпущу». Ну а потом режиссер получила третье образование — окончила богословский институт. Религия могла бы стать призванием артистки, но в нулевых она вновь вернулась к съемкам.
Что же касается личной жизни, то о ней почти ничего не известно. За плечами Елены остался распавшийся брак, дети не упоминаются ни в одной ее биографии, да и давать интервью актриса не горит желанием.
Кок и музыканты
Нельзя не упомянуть и об актерах, которые по сюжету «берегли женщин». Так, для Андрея Градова роль студента-практиканта, устроившегося на судно коком, стала визитной карточкой, хотя впоследствии его фильмография пополнилась рядом ярких работ: в «Гостье из будущего», «Дальнобойщиках», «Молодежке». Также артист снимался в рекламе и озвучивал кино. Удачно сложилась и его личная жизнь: мужчина много лет счастлив в браке с бывшей манекенщицей Натальей.
Игорь Скляр, сыгравший Костика, продолжает активно сниматься и играть в театре. Личное счастье далось актеру нелегко: возлюбленная Наталья Акимова была женой его близкого друга — Андрея Краско. Только после 10 лет совместной жизни Скляр решился сделать избраннице предложение.
Юрий Захаренков, сыгравший Вадима, закончил актерскую карьеру в конце 80-х. В 90-е он стал директором театра «Экспромт», ну а в 2006-м Захаренкову присвоили звание «Заслуженный работник культуры РФ».
«Судьба Марины»
Леонид Быков дебютировал в кино в 1953 году, сразу после окончания Харьковского театрального института. Сейчас мало кто помнит фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Маленькая роль Сашко, сыгранная Быковым, эпизодическая, довольно схематичная. Однако дебютанту удалось наполнить ее живым юмором, озорством, энергией молодости и украинской певучестью. Его герой, деревенский паренек Сашко – личный кучер председателя колхоза, влюблен в красавицу Галинку (Татьяна Конюхова). Предмет его воздыханий, долгое время отдает предпочтение другому – он и шире в плечах, и выше Сашко, красивее, кучерявее и крепче стоит на ногах. Что и говорить, шофер в деревне в ту пору – большой человек, всегда при деньгах. Однако не житейская, а душевная определенность героя оказывается важнее для девушки.
В других ролях в картине снимались такие звезды, как: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина заняла второе место. Авторы умело соединили производственную тему с личной историей. Зрителям оказались близки герои фильма. Именно это обстоятельство сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова: его заметили и запомнили не только зрители, но и режиссеры. Так на исходе «малокартинья», на всплеске новой волны, оказалась нужной и своевременной художественная индивидуальность молодого актера. Первый киноэкзамен был сдан.
Позже одна из партнерш Быкова по фильму, Роза Макагонова, вспоминала: «К сожалению, моя память слишком несовершенна и воспоминания в большинстве случаев носят не конкретный, а эмоциональный характер. Ну, вероятно, как и у многих актеров… Тем более что мне пришлось общаться с Быковым на заре туманной актерской юности, во время съемок фильма «Судьба Марины». Это был и мой, и его первый фильм. А первый фильм в юности – это всегда радость. И все было окрашено этой радостью, что, вероятно, нас и объединяло. У меня навсегда осталось вот то ощущение радости бытия. Радости, которой он озарял всех окружающих, той жадной радости, с которой он работал.
Чаще всего я видела его смеющимся, но иногда грустным. Это была та самая пушкинская грусть, помните: «Мне грустно и легко, печаль моя светла…»
Леня был недоволен своей внешностью… Был необыкновенно лиричен, поэтичен, всегда влюблен во что-то или в кого-то. Он был романтик. И ему мешал его нос. Как Сирано… Он был рыцарь. Настоящий рыцарь по отношению ко всем женщинам и товарищ в то же время. С ним можно было, как с подружкой, поделиться своими горестями и получить мудрый (как ни странно, в том возрасте) совет».
Главная партнерша по фильму Татьяна Конюхова так вспоминает первую встречу с Леонидом Быковым: «Я сидела в довольно темной, пасмурной комнате вместе с режиссером Виктором Ивченко, который обосновался там. Где-то рядом стоял трам-тарарам – это работала съемочная группа. За окном начинала бушевать яркая, брызжущая солнцем весна. Шли кинопробы картины «Судьба Марины», на которую я попала сразу после оглушительного успеха «Майской ночи».
Моего партнера долго искали. Во время сосредоточенной работы над сценарием в дверь ворвалась помощник режиссера и ввела кого-то в комнату. И я вдруг почувствовала, что за моей спиной возникла фигура. Я повернула голову и ужаснулась: в дверях стояла худощавая фигурка среднего роста, а лицо вошедшего было похоже на персонаж из нынешней передачи «Куклы» (десять лет назад, когда Татьяна Конюхова в преддверии 70-летия Быкова, о котором я писала статью, рассказывала мне об этой судьбоносной встрече, передача «Куклы» была одной из самых рейтинговых телепрограмм. – Н.Т.). Словно подвижная резиновая маска: нос напоминал грушу, глаза – треугольнички под припухшими веками. При виде такого я вся сжалась и подумала: «Ой, и вот этого человека мне надо будет в картине полюбить?»
Мы познакомились. Нас посадили рядышком. Режиссер странно, как мне показалось, насмешливо посмотрел на эту странную пару. Пока мы сидели, я вдруг почувствовала от этой фигуры какое-то странное движение, идущую в мою сторону волну – то, что теперь называется энергетикой. Словно рядом, на пределе своих возможностей, работал мотор.
Насколько он был ярким человеком, настолько же очень скромным. Ну, вот никакой. Но стоит ему открыть рот и начать что-нибудь рассказывать, и не влюбиться в него было нельзя! Он становился таким красивым, таким обаятельным… Эти лукавые, смешливые глазки, такие добрые, искренние под немного нависшими веками…
Пока я сидела и разглядывала моего будущего партнера, режиссер завязал с Леней разговор об его театральной работе, о гастролях. Актер отвечал спонтанно, сдержанно. Я почувствовала в его словах скрытое напряженное состояние и обратила внимание на руки, вроде бы спокойно лежащие на коленях, но постоянно двигающиеся, живущие самостоятельной жизнью. При внешней сдержанности хозяин их был очень нервным человеком. Это потом помогало мне в работе. И когда мы стали с ним встречаться на съемочной площадке, я уже знала об этой его особенности: все внутри, а внешне смешинки искрами блеснут, поворот глаз и улыбка – такая выразительная, что, казалось, в этот момент все рядом с ним преображалось, озаряясь каким-то неведомым светом. Он меня мог совершенно неожиданно рассмешить, называя почему-то на свой манер: «Конюховская!»
Кинопробы прошли необычайно легко. И потом уже мы встретились с ним на съемочной площадке, на натуре. Слякоть, грязь. Лето начиналось медленно, чернозем раскис. Актеров нужно было соответственно обстановке одеть. Снимали мы под Полтавой. Настоящее украинское село – хаты с горницами, с деревянными надраенными полами, по которым ходили босиком, кровати с огромными подушками.
В первый съемочный день, когда я пришла в хату, снятую для хозяйственных нужд под костюмерную, в проходе увидела нелепую фигуру, идущую впереди, – в кирзовых сапогах, телогрейке, в смешной драной кепке или шапке, загородившую всю дорогу. Походка степенная, важная. Словно почувствовав мой взгляд, фигура обернулась… А я была на каблучках, модно одетая, с роскошной копной волос своего собственного цвета (меня тогда еще не успели выкрасить в блондинку). И тут я увидела, что это Леня Быков! Он выглядел, словно только что спрыгнул с телеги – естественен и органичен. В движениях была свобода, исходившая от того, что он четко понимал, что ему предстоит сделать. Его можно было сразу ставить в кадр. И он сыграл бы, не задумываясь, как, впрочем, позже и происходило на площадке.
Леня, прежде всего, уже тогда был роскошный театральный актер. Он приехал на съемки после ошеломительного успеха в Харькове его Павки Корчагина. И мог часами рассказывать о своих партнерах – Александре Сердюке и Полине Куманченко, в которую он, по-моему, был влюблен. Больше всего он любил рассказывать о контакте на сцене, который рождает импровизацию. И он так живо и увлекательно об этом говорил. В этом чувствовался огромный запас энергетики. Все, что он делал, он делал вдохновенно: играл ли, пел ли (он был бесподобно одарен музыкально). Молодежь после съемок любила собираться за полночь, петь…
Мы звали его Алешей, Алексеем, а кто и Алешенькой. Я просто влюбилась в этого человека, не влюбиться было нельзя – в его талант, в такую смешную, но обаятельную внешность. Все в нем было так гармонично, что даже если рассматривать по отдельности его лицо… боже, какая нелепость. И вдруг это все вместе: с этой светло-золотистой копной волос, с этими смешинками в глазах. Что-то такое есенинское, нежное… Забыть это невозможно.
Он был очень заботливым и внимательным – всегда приносил что-нибудь вкусненькое: те же ягодки, которые неизвестно где раздобывал.
Леня был необычайно музыкален. Это и проявилось потом в его фильмах. Его любимые песни были «Ой, у лузи, лузи… червона калына». Он выводил ее так, что хотелось плакать…
Он был естественным во всем, потрясающе пластичным, хотя не был худеньким, а атлетически сложенным, таким ладненьким, поджарым, мускулистым и невероятно стремительным и очень органичным, артистичным. Это был сгусток вдохновения, очарования. И в то же время в нем чувствовался огромный запас лиризма, доброты, нежности. Ритм жизни у него был учащенный: как на часах есть стрелки – одна указывает часы, другая минуты, но есть еще одна, отсчитывающая секунды – так учащенно, как мне кажется, билось у него сердце. Он должен был все успеть. Вот это было в нем главное».
В другом интервью актриса неосторожно признавалась: «Единственный, кем я когда-либо страстно увлеклась, и этого никогда не забуду, был Леня Быков, но в него не влюбиться было нельзя. Это такое неповторимое чудо, такая ярчайшая индивидуальность! Я даже папочке отослала тогда письмо, где написала: «Мне кажется, наконец-то я по-настоящему влюбилась…» Он мне ответил примерно так: «С Богом, дочка!» Но чего благословлять-то, ведь Леонид был женат, жена ждала ребеночка. И я зажала свои чувства в кулак. Кончились съемки, я отправилась на Север, а он остался на Юге…»
О том, как попал актер на картину «Судьба Марины», рассказывает в своем интервью ассистент режиссера Игорь Ветров: «Шел 1953 год… Тогда и свела меня судьба с Леонидом Быковым. Для картины, в числе других, нам нужен был симпатичный сельский паренек – лиричный кучер-весельчак Сашко. На эту роль и пригласили Быкова, тогда актера Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко.
…Я сам привез Леню из гостиницы на студию. Правда, несколько рано, почти за два часа до начала кинопробы. Дело в том, что примерно час уходит на костюм и грим, а потом ведь и режиссер фильма Исаак Петрович Шмарук просил возможность «поработать» с актером. Он хотел это сделать прямо на съемочной площадке, в павильоне.
С костюмом и гримом Леня управился минут за сорок, и мы направились к месту съемки. Там уже была подготовлена декорация «под натуру», с живописным мостиком через ручей и деревьями на фоне. Режиссер уже был в павильоне, тоже готовился – прикидывал мизансцену. Я оставил Леню с Исааком Петровичем и отправился готовить к съемке его партнершу. В павильоне появился я уже перед самым началом сцены.
Как всегда в такое время, особенно чувствуется ритм, в каком живет вся группа. Механики и ассистенты торопятся с установкой камеры, прокладывают «рельсы» для тележки, здесь же осветители проверяют свои «Диги» – треск от этих приборов и вой стоит невероятный, пока отрегулируют в них угли. Не спеша, появляются в павильоне наши аристократы – звуковики. Тогда они еще работали солидно, основательно, с большим «журавлем» – так именовался штатив с выдвижной штангой для микрофона. В это же время художник Коля Юров со своими ассистентами готовил декорацию, тут же хлопотали костюмеры, гримеры, реквизитор… Словом, к началу пробы на съемочной площадке собралось десятка два людей. Все что-то энергично доказывали, оживленно спорили, спешили… В этой суете, как ни странно, не забывали и о главных виновниках – актерах. Обычно им отводили спокойное местечко где-то в сторонке.
Там они и просматривали еще раз свой текст или же старались покурить для успокоения у входа в павильон. Это проделывалось тайком от бдительного глаза пожарников. Все становилось на свои места, когда через динамик раздавалась команда режиссера:
– Приготовиться к съемке!
Леня скромно пристроился на лавочке среди деревьев в самом углу декорации. Сюда же, на скамейку, предусмотрительный реквизитор уже принес гармошку – наш Сашко по сценарию должен был на ней играть. Защелкали, зажглись осветительные приборы, и ассистент оператора Николай Максименко позвал актеров «в кадр» – на мостик. Там должен был происходить основной разговор.
У камеры, на тележке «Долли» пристроился наш оператор-постановщик Владимир Войтенко. Художник-постановщик Николай Юров что-то уточнил с ним и побежал через мостик к микрофону – принялся снова передвигать деревья, стоявшие за актером. По просьбе оператора Леня поправил фуражку так, чтобы тень от козырька не ложилась на глаза. Стоял он на мостике с каким-то отсутствующим выражением лица. Девушка, его партнерша, оживленно переговаривалась с гримерами. То и дело она просила зеркало и старательно прихорашивалась, поправляла упрямый локон.
Исаак Петрович сидел за своим режиссерским столиком и мрачно наблюдал за актерами. По выражению его лица не сложно было понять и настроение. Я решил не попадать сейчас ему в поле зрения.
Постепенно в павильоне утихла предсъемочная суета. Костюмеры убрали видные только им пылинки, гримеры напоследок промокнули актерам лица и отошли в сторонку. Режиссер-постановщик по-прежнему мрачно смотрел туда, где должен был сиять весельем колхозный ездовой Сашко. Веселья там пока не наблюдалось. Я подошел к режиссеру и доложил:
– У всех готово, Исаак Петрович. Можно снимать.
Он глянул на меня и только головою покачал.
– Это вы так думаете, Игорь. А я еще раз попытаюсь прорепетировать. Давайте тишину, и чтобы актеров уже никто не дергал.
– Приготовились к съемке! Полная тишина!
Всякое движение на съемочной площадке прекратилось. В павильоне все замерло. Слышны были чьи-то шаги в коридоре, потом прозвенел большой медный колокол и инспектор тишины, старичок Бондарец, высоким звонким голоском прокричал:
Я на всякий случай махнул рукой, и актеры двинулись к мостику. Синхронно их движению беззвучно ехала по рельсам камера на тележке, плыл над головами микрофон. «Диги» не трещали и не «пели». Все было отработано до мелочей. Я обратил внимание, что в павильон зашел Семен Леонтьевич, директор нашей картины. Он старался не пропускать ни одной пробы. Об актерах у него всегда было собственное мнение, часто не сходное с мнением режиссера, ножевое.
Сцена шла вяло. Правда; девушка по-студенчески добросовестно старалась воздействовать на своего меланхоличного партнера, но это ей пока не удавалось. Леня шел за ней, перебирая лады трехрядки; там, где требовалось по мизансцене, он останавливался, вполголоса отвечал ей и снова шел. И так до самого конца. Все было правильно, но скучно. Неужели без продолжительных «театральных» репетиций Быков ничего не может сделать?
Я глянул на директора картины. Семен Леонтьевич следил за действиями Лени внимательно, даже с улыбкой. Было похоже, что Быков ему нравился. Я даже удивился, что такой сухарь мог улыбаться. Оператора устраивало на репетиции то, что актер «чувствует камеру», точно выдерживает ритм движения и мизансцену. Ну а мне просто нравился Леня Быков с самого начала.
Недовольный режиссер уступил место у камеры оператору и пошел к актерам. Что он там говорил, я толком разобрать не мог. Подходить ближе не хотелось, чтобы не мешать режиссеру. Да и без этого было понятно, что Лене достаются основные замечания. Леня возражал. Он стоял, опустив понуро голову, молча кивал и соглашался с режиссером. В конце концов, Исаак Петрович дал все свои указаний и советы, махнул рукой актерам и пошел к камере.
– Все, на исходный! Снимаем!
Актеры отправились на свое место, за ними двинулась камера и все мы.
– Приготовились к съемке! – скомандовал я снова.
И снова в коридоре – колокол и звонкий голос Бондарца. А здесь все замерли у аппарата.
– Леня, как там ваш внутренний голос? – спросил в последнюю минуту режиссер. – Готовы к съемке?
– Есть мотор! – ответил звуковик.
Громко щелкнула хлопушка, и помреж выкрикнула номер кадра:
– Проба тринадцать, дубль один!
– Есть! – сказал оператор.
Началась съемка. Актеры двинулись к мостику. Снова запиликала гармошка. Снова девушка шла впереди, Леня за ней, но в кадре что-то почти неуловимо изменилось. Центром внимания всех, кто был на площадке, стал теперь Леня. Казалось, те же движения, те же слова, а только все вдруг заискрилось, заиграло, согретое особенной, неповторимой Лениной улыбкой. Он словно заворожил всех в павильоне. Сцена кончилась, а режиссер-постановщик даже забыл подать команду «Стоп». Он стоял возле камеры, смотрел на Быкова и улыбался. Словно не веря в происходящее, посмотрел – на меня, на оператора. Войтенко молча поднял большой палец. Бабанов тоже был доволен. Я посмотрел на Леню, на его реакцию.
Невозмутимый, стоял он, опершись о перила мостика. Не подавая вида, словно ничего тут не произошло, меланхолично смотрел куда-то в павильонную темноту. Девушка отошла, и он стоял один.
Стоял Сашко с гармошкой. А может, Леня Быков стоял тогда наедине со своим Сашко, как бы примериваясь, вживаясь в этот первый образ в кино, с которого и начался потом яркий и трудный путь талантливого, самобытного, всеми любимого актера, режиссера, человека Леонида Федоровича Быкова».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
I. МАРИНЫ
I. МАРИНЫ 1. Mоре И ветер, веющий стремительно и буйно, И развевающий, и рвущий волоса. И моря вольный блеск, ходящий многоструйно – О, беспредельная, о, мощная краса! То всё в ней яркий блеск, зыбящийся и мирный – Обломки светлых льдин и горных хрусталей, То бархат
Рассказ Марины Цветаевой (1939 год)
Рассказ Марины Цветаевой (1939 год) Семья Бальмонтов живет в Париже на средства частной благотворительности. Анна Ивановна[87] по-прежнему спутница поэта, где-то служит, жалкая старуха. Бальмонт изредка пишет небольшие стихи. Он говорит: «Я уже достаточно много писал, и мало
Сюрприз от Марины
Сюрприз от Марины Буквально через месяц после приговора она сообщила, что прилетает. Мы очень удивились, так как это было неожиданно. Марина собиралась приехать намного позже. Мне она сказала, что соскучилась. Но уже в аэропорту ошарашила меня фразой: «Знаешь, я приехала с
Секонд-хэнд от Марины
Секонд-хэнд от Марины Кроме того, много вещей мне подарила Марина, ещё в то время, когда мы вместе жили в Петербурге. Это очень красивые и качественные вещи, которые ей почему-то не шли, а на мне хорошо сидели. У Марины очень худые ноги, она старается их не показывать. Вещи в
Жизнь и судьба Василия Гроссмана и его романа (выступление на Франкфуртской книжной ярмарке по поводу выхода немецкого издания романа «Жизнь и судьба»)
Жизнь и судьба Василия Гроссмана и его романа (выступление на Франкфуртской книжной ярмарке по поводу выхода немецкого издания романа «Жизнь и судьба») Люди, следящие за советской литературой, знают, что в огромном потоке книг, которые из года в год издают тысячи
Глава 17. Выбор Марины
Глава 17. Выбор Марины Юрий Фельштинский, журналист и историк советских спецслужб, принадлежал к тому же поколению эмигрантов из России, что и я. Он жил в Бостоне с конца 70-х годов и после падения коммунизма стал вновь посещать бывшую родину. Как и я, в конце 90-х он попал в
У Марины Цветаевой (От парижского корреспондента «Сегодня»)
У Марины Цветаевой (От парижского корреспондента «Сегодня») Живет Цветаева очень далеко — почти за городом. Приехала ненадолго, может быть, до Рождества, и к Парижу приглядывается с особенным, одним только русским знакомым волнением.Марина Цветаева совсем молода: шапка
ГЛАВА 37. ДОМ МАРИНЫ. РАССКАЗ НЯНИ
ГЛАВА 37. ДОМ МАРИНЫ. РАССКАЗ НЯНИ Синее небо над желто-зелеными березками Марининого и Сережиного двора. Конец сентября 1912 года. Няня вынесла на солнышко маленькую Алю, ходит с ней на руках, одной рукой поправляя висящие на веревке крошечные кофточки, распашонки,
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА МАРИНЫ ФИГНЕР
УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА МАРИНЫ ФИГНЕР При возвращении из первой командировки в Москву мы смогли наконец поселиться в нашей собственной квартире кооператива «Киноработник», которую строили для себя родители моей жены. Однако в связи с рождением внука они решили уступить её
В ожидании Марины Мнишек
В ожидании Марины Мнишек Царь Дмитрий Иванович легко вмешивался в старые порядки и нарушал традиции. Но он преследовал прежде всего собственные интересы. Когда ему не удалось сыграть свадьбу с Мариной Мнишек до наступления Великого поста, царь нашел повод повеселиться и
Поездка Марины
Поездка Марины Поездка в Нью-Йорк спланировалась в одну секунду, прямо в салоне красоты, где мне красили волосы.Керри не просто стилист, она моя подруга. Мы знакомы уже десять лет. Наши дочки дружат с детского сада. А наших сыновей мы раньше по очереди возили в школу.Все
Основные даты жизни Марины Мнишек
Странствия лунной Марины
Странствия лунной Марины Судьба картины загадочна. Каким-то образом в семидесятых годах прошлого века она оказалась в Риге. О редкой находке тут же было сообщено в Феодосию, в Картинную галерею имени И. К. Айвазовского. «Лунная ночь у взморья» была приобретена крымской
Мемуарные портреты Марины Цветаевой
Мемуарные портреты Марины Цветаевой Настоящий том художественной прозы Цветаевой включает в себя практически все лучшее, на наш взгляд, из написанного ею в этом жанре.В первую очередь, это «прекрасный цикл» (по словамВ. Ходасевича) ее знаменитых мемуарных
С. Бондарчук1 «Судьба человеческая – судьба народная»
С. Бондарчук1 «Судьба человеческая – судьба народная» Режиссер Сергей Бондарчук поставил три фильма – «Судьбу человека», четырехсерийную «Войну и мир» и «Ватерлоо», идущий на экране два с половиной часа. Каждый из них становился событием в искусстве, собирал десятки
Раннее детство Марины
Раннее детство Марины Декабрь 1912 года. На шестом этаже большого каменного дома слышится мелодия Чайковского: Ах, уймись ты, буря, Не шумите, ели! Мой малютка дремлет Сладко в колыбели… Комната, в которой поют, плотно закрыта. И всё?таки квартира полна звуков.Это отец