актеры фильма утиная охота 1979
Почему был запрещен фильм «Отпуск в сентябре» (СССР, 1979) с Олегом Далем в главной роли
Отпуск в сентябре. СССР, 1979. Режиссер и сценарист Виталий Мельников (по мотивам пьесы А. Вампилова «Утиная охота»). Актеры: Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырёв, Геннадий Богачёв, Николай Бурляев, Евгений Леонов и др. Этот телевизионный фильм в год его создания был запрещен и вышел на телеэкраны СССР только во время «перестройки» — в 1987 году.
. Сорокалетний Витя Зилов задыхается в тусклой атмосфере провинциальной жизни. И даже водка — традиционное российское «лекарство от тоски» — не делает его счастливее. Зилову противна ложь, а в этой проклятой жизни то и дело приходится лгать. И мысли о бессмысленности бытия и самоубийстве все чаще приходят ему в голову.
Быть может, именно в этой экранизации знаменитой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Олег Даль (1941-1981) сыграл свою лучшую роль, вложив в нее не только свою душу, но и свою судьбу.
Увы, увидеть фильм на экране Далю не удалось: по причине «мрачности и безысходности» «Отпуск. » был запрещен к показу, и премьера состоялась уже после смерти талантливого актера.
В свое время «прогрессивная критика» пыталась привязать эту трагикомическую историю аутсайдера к «язвам социализма». Если бы все было так просто! Проблема «лишних людей» была и есть в любом обществе. И ни с какими «. измами» она напрямую не связана. И сегодня Зилову жить было бы, наверное, ничуть не легче, чем в 1970-х.
Кинокритик Владимир Гордеев объясняет запрет «Отпуска в сентябре» тем, что тогдашнее телевизионное начальство было уверено: «советский человек не должен видеть себя в зеркале. Искусство должно обольщать. … Совершенно безысходную задачку подкидывает Вампилов для восприятия зрителя. А Вампилову от души вторит Мельников: вот есть живой человек. У человека есть доходная государственная служба, где можно от души халтурить. Ему дали квартиру. У него симпатичная жена. У него масса друзей. У него молодая любовница. У него – утиная охота, наконец, любимое дело всей его жизни! А ему от всего тошно. Фильм отлично снят, прекрасно смонтирован. Совершенно блестяще играет Олег Даль. … Вы, в принципе, попробуйте посмотреть этот драматический, напряженный фильм. Просмотр окажется неплохим экспериментом, проверкой на собственную честность. Попробуйте увидеть Зилова в себе!» (Гордеев, 2009).
Кинокритик Наталья Милосердова полагает, что в «Отпуске в сентябре» «безмерно интересен процесс перерабатывания драматургии Вампилова в драматургию Мельникова. Он спрессовывает и без того плотную ткань, очищая ее от поясняющих диалогов, усложняя отношения героев и заостряя их характеристики, вводит сложные мотивы и более тонкие нюансы» (Милосердова, 2010: 305).
Зрители XXI века продолжают оживленно спорить об «Отпуске в сентябре» и о персонаже, сыгранным Олегом Далем:
«Зилов — гениальное отражение русского характера. Все герою обрыдло. И пошел процесс саморазрушения. Жена — чистый человек, но так уже извалялся сам, что разрушает и это, единственно дорогое. В общем, пошел процесс и все летит в топку. … Идеалы молодости утрачены, а новых нет. Прошлое и не помнишь уже (как жена просит его вспомнить те слова!), а настоящее уже загажено враньем, случайными связями, притворством даже перед самим собой. А душа — живая еще, рвется, не выносит. Зилов не лишний человек, а потерянный» (Мари).
«Не знаю, кто как, — а я не сдерживаю слёз в каждом кадре этого фильма. Мне жаль Зилова. Он и жалок и отвратителен. Жаль его жену, которую он опустошил, даже выпотрошил. Это одиночество, эта пустота, даже при гостях и друзьях. Сцены на работе — тот же кошмар безразличной повседневности… Перекликается он мне с Янковским из «Полёты во сне и наяву». Не могу понять только — почему? Как произошло то, что на экране мы видим уже результат разлома, потери самого себя, безразличие ко всему под соусом цинизма. Ведь, судя по диалогам с женой, был он когда-то совсем другим?! Что первопричина? И что сделать (или не сделать) чтобы не стать в среднем возрасте Зиловым?» (Анастасия).
«Фильм очень люблю, Даль, конечно, бесподобен, но чем чаще его смотрю, тем острее ощущение, что в жизни такого вот «персонажа» с большим удовольствием придушила бы. Никогда не могла понять людей, которые в отсутствии реальных жизненных проблем высасывали их себе на пустом месте, для жизненного баланса, чтобы не было все так гладко и хорошо. Самому не жить и другим не давать, не иметь никаких ориентиров в жизни, метаться от женщины к женщине, высмеивать всех и каждого только по причине собственной неудовлетворенности — крайне сомнительный для меня героизм. И никакой Зилов не «лишний человек». «Лишний» человек чувствует себя одиноко и потеряно в окружающем мире по разным причинам, а этот себя потерянным совсем не ощущает, он хочет быть королем, королем провокации и цинизма, королем всеобщего внимания и, конечно, не чувствуя в этом меры, в итоге заигрывается. И вот тут-то ему становится по-настоящему страшно, не одиноко, а страшного, от того, что друзья вдруг отвернулись, жена ушла, а он ведь и представить такого не мог, он был уверен, что его, короля, все будут благостно терпеть до скончания века. … А он, действительно, не знает, чего ему надо. Только никак не пойму, зачем нужно сочувствовать и героизировать такое мерзкое скользкое существо?» (Лика).
«Олег Даль сыграл очень беспощадно, у меня спроектировалось отношение к герою на самого актера, хотя по сути он где-то и сыграл самого себя в своем протесте ко всему. У нас сейчас принято сочувствовать таким «бунтарям», оправдывать пьянство, несмотря на все беды, последующие этому, существует какое-то идолопоклонство такому образу жизни, но очень грустно, когда известные актеры с экрана смакуют подробности своих попоек даже во время съемок своих «киношедевров». Между прочим, это проявляется и на качестве этих работ. Подумали бы о зрителях и о молодом поколении, падкому к подражанию. Это не в коем случае не о Дале и не об этом фильме» (К. Цеткин).
«О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева! Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, – свершилось… Отношение к главному герою, говорите? … Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок – без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований. Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное – с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли» (Андрон).
«С первых же кадров фильм удивляет совершенно отвратительной актерской игрой от именитых и великих актеров. Блистательный Даль, замечательный Богатырев, харизматичный Леонов чувствуют себя в этой истории не в своей тарелке. Они просто не понимают, кого они играют и почему, все время меняют интонацию, и им не веришь. Фильм полон неискренних вскриков, натужного смеха и фальшивых эмоций. Полнейший чудовищный мискаст бросается в глаза постоянно. … Честно говоря, пейзажи развороченной стройки под дождем работают на настроение куда лучше, чем все актеры, вместе взятые. Главным лейтмотивом повествования проходит недоумение. Недоумение актеров по поводу того, что им нужно играть, что вообще они должны чувствовать. … Здесь все выглядит, как будто в ТЮЗе поставили Гамлета силами Кота в сапогах и Серого волка» (М. Гринкевич).
Александр Федоров, 2021
Милосердова Н. Мельников Виталий Вячеславович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 302-306.
Фильм «Отпуск в сентябре». Почему исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры
Фильм «Отпуск в сентябре» на 8 лет положили на полку, а исполнитель главной роли Олег Даль так и не дождался премьеры. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Инженер Виктор Зилов испытывает одиночество. Чувствует внутренний надлом, потерю себя. Нервозно балагурит, хамит с напускным цинизмом, врет приятелям, обижает супругу, словно желая утянуть ее за собой в омут депрессии. Прошлого не вернуть, настоящее муторно, будущее туманно. Он верит, что от суицидальных настроений его может спасти только сентябрьская утиная охота.
Тайно, инкогнито
Конечно, герой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» Виктор Зилов далек от образцового гражданина советской страны. Но крамольное произведение было опубликовано в 1975 году в издательстве «Искусство». С 1979-го спектакль шел во МХАТе и Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой. Правда, литература и театр не такие массовые виды искусства, как кино. В нем всегда существовала более бдительная цензура.
Виталий Мельников
Еще в 1975 году режиссер Виталий Мельников поставил картину «Старший сын» по пьесе погибшего несколькими годами ранее Вампилова. Но не надеялся, что ему разрешат экранизацию «Утиной охоты». Хотя сделал режиссерский сценарий, спрессовал и без того плотный текст автора, добавил динамики действий, удалил длинные пояснительные диалоги, попытавшись всё объяснить поступками персонажей. Подал заявку на съемки двухсерийного фильма в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Ее положили в стол и несколько лет не давали ответа.
В 1978-м Мельников отправился на пражский кинофестиваль, где, скучая на одном из банкетов за бокалом шампанского, познакомился с высокопоставленным чиновником Гостелерадио. Время на вечеринке нужно было как-то коротать. Режиссер обладал талантом рассказчика и московскому теленачальнику изложил в красках всё произведение. Пожаловался, что редакторский отдел давно держит его заявку на съемки под сукном. Вернувшись в Ленинград, Мельников занялся своими делами. Но спустя 2 недели неожиданно для себя получил вызов в Москву. Его приглашали в Останкино!
Главный редактор, очевидно, получивший вводные от пражского собеседника режиссера, встретил его радушно. Заявил, что не против постановки. А потом, прогуливаясь по кабинету, огляделся и шепнул Виталию Вячеславовичу: «Я согласен. Но только если вы меня обманете». Постановщик был удивлен такому повороту событий. Через минуту всё прояснилось. В стране шла очередная антиалкогольная кампания. И Центральное телевидение поставило в годовой план съемки картины, обличающей алкоголизм. Даже рабочее название существовало: «Пока не поздно!». Редактор предложил снять «Утиную охоту» под видом этой запланированной ленты. Тем более Зилов действительно злоупотребляет алкоголем, всё укладывалось в концепцию!
Режиссера попросили избегать распространения слухов о съемках. Если, работая над «Старшим сыном», он просто уехал с группой в пригород Ленинграда, то тут решил спрятаться понадежнее — вывезти всю команду в Петрозаводск!
Телевидение не снимало фильмы и сериалы своими силами, заказывало советским киностудиям. Заказ и бюджет на съемки «Ленфильм» получил от Гостелерадио в срок!
Операция «Даль»
Во избежание шума кинопроб актеров не проводили. Роль Вадима Кушака, начальника Зилова, режиссер сразу отдал Евгению Леонову, которого хорошо знал по прежним работам. Николая Бурляева он снимал ранее в фильме «Мама вышла замуж», был знаком с его талантами и предложил сыграть Кузакова, приятеля главного героя.
Юрий Богатырев мечтал о роли Зилова. И даже хотел хлопнуть дверью, когда узнал, что она предназначена другому. Тогда Виталий Вячеславович решил провести кинопробы лично с актером. Тот убедился: желчный и по-своему сильный Зилов — не его типаж. Сразу согласился на образ Саяпина, коллеги. Его супругой на экране стала Наталья Гундарева. Женой Зилова — Ирина Купченко.
Когда группа явилась на Гостелерадио для знакомства, исполнителя главной роли с ними не было. Беспрецедентный случай. Мельников что-то соврал про затянувшиеся кинопробы. Дело в том, что в 1978 году Олег Даль, которого режиссер видел в этом образе, был занесен в список нежелательных для показа по ТВ актеров. Репутация у него была скандальная. Из-за него вовсе могли закрыть производство. Поэтому режиссер пошел на рискованный шаг. Никому не объявлял об окончательном решении и без всяких документальных подтверждений в последний вечер перед отъездом на съемки велел актеру собрать чемодан и, срочно взяв такси, прибыть на вокзал к поезду.
Пришлось повременить
Когда работа в Петрозаводске началась, в Москве и Ленинграде узнали, кто снимается в роли Зилова. Но Мельников всё обставил так, что на «Ленфильме» считали, будто Даля утвердили на Гостелерадио. А в Москве думали, что ленинградская студия дала согласие снимать дебошира, взяв все риски на себя!
Съемочный период проходил благостно. Леонов на площадке стал отцом и советчиком для всех актеров. Ведь они действительно ему в дети годились. Импровизировал, фонтанировал, придумывал реплики на ходу. Режиссер не препятствовал.
Олег Даль
Олег Даль в процессе работы с головой ушел в роль человека, которому от всего тошно. Будто упивался процессом саморазрушения героя, так как это была своего рода исповедь актера. Фактически он играл самого себя — лишнего человека, взращенного русской литературой еще до Вампилова.
Чиновники прекрасно знали, что Зилов — типичный русский человек, поэтому с опаской относились к произведению, считая: зрители не должны видеть свои изъяны в кино, как в зеркале. Кинематограф обязан обольщать, давать надежду, а не обнажать личные недостатки советских граждан.
По окончании съемок в Останкино ленту принимали в позитивном настроении. Хвалили. Устно отметили актерские работы. С виду телевизионное начальство было довольно. В финале встречи создатели услышали, что в связи со сложившимся международным положением, вводом войск в Афганистан и прочими обстоятельствами с премьерой придется повременить. Даль, Мельников и вся команда созванивалась друг с другом с одним вопросом: «Когда?» Но фильм всё не заявляли в программе телевидения.
В середине февраля 1981 года от Даля пришло письмо режиссеру. В конверте был рисунок: Зилов, оставляя следы на снегу, идет по полям к своей могилке. 3 марта 39-летнего актера не стало. Премьеры он не дождался.
Картину впервые показали только в 1987-м, спустя 8 лет после окончания работы над ней. На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в том же году актера посмертно премировали — дали приз за лучшую мужскую роль. В который раз есть повод убедиться в точности слов песни группы «Чайф»: «Поплачь о нем, пока он живой, люби его таким, какой он есть».
Еще материалы рубрики:
Смотрите также:
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Отпуск в сентябре»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ
«ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ»
Режиссер Виталий Мельников, драматург Александр Вампилов, актер Олег Даль — имена этих, бесспорно выдающихся, деятелей нашей культуры связала воедино экранизация пьесы «Утиная охота», пронзительная картина «Отпуск в сентябре», снятая на Ленфильме в 1979 году.
На съёмках фильма «Отпуск в сентябре»
Виталий Мельников был первым в нашем кино режиссером, который поставил фильм по произведениям современного классика Александра Вампилова. В 1975 году на Ленфильме вышел, ставший впоследствии легендарным, фильм «Старший сын». Именно благодаря Мельникову, Вампилов стал очень популярным в нашей стране. Спектакли по его пьесам ставились в десятках театров: тот же «Старший сын», «Двадцать минут с ангелом», «История с метранпажем».
Но некоторые произведения Вампилова продолжали оставаться под негласным запретом, например, очень сильная пьеса «Утиная охота» — на нее и «положил глаз» Виталий Мельников.
Заказчик телефильмов, Гостелерадио Советского Союза, было явно не в восторге от заявки на «Утиную охоту». Заявку эту положили в «долгий ящик» и на все вопросы режиссера: «Ну, когда же запуск?», — по-советски говорили: «Приходите завтра».
Как это часто бывает, все решил случай. В 1978 году Мельников в составе советской делегации поехал на кинофестиваль в Прагу. И там, скучая на одном из банкетов, оказался рядом за столом с таким же скучающим чиновником Гостелерадио. Тот оказался порядочным человеком и с удовольствием выслушал рассказанную Виталием Мельниковым пьесу «Утиная охота».
По возвращению в Ленинград Мельников и забыл об этом разговоре, но буквально через несколько недель его вызвали в Москву, в Останкино, и сказали, что «высокое начальство» не возражает против того, чтобы он экранизировал пьесу «Утиная охота». Правда, при одном условии: оставшись один на один с главным редактором, Мельников услышал одну, очень неожиданную, фразу: «Вот что, Вы меня обманите».
Мельников — «Как это?» — «А вот давайте…» В это время шла очередная антиалкогольная кампания, как всегда в России, и они решили протолкнуть эту тему в план телевидения под знаком «антиалкогольного произведения». Предложили название картины: «Пока не поздно».
Редактор, поддержанный на «самом верху», предложил режиссеру: «Вы работайте, снимайте кино свое, а когда привезете сдавать, мы, как бы случайно, обнаружим, что это Вампилов, для виду разозлимся, но дело-то уже будет сделано, и, как-нибудь, выдадим Ваш фильм в эфир.
Вот так, полуподпольно, Мельникову удалось запустить пьесу «Утиная охота» в производство. Боясь, что кто-то, внезапно, вдруг запретит эту работу, Виталий Вячеславович решил уехать подальше, в Петрозаводск, там снять, и там же смонтировать весь фильм. В лучших традициях революционного подполья, в атмосфере строжайшей секретности, Виталий Мельников стал собирать команду. Брал только проверенных людей. Оператор Юрий Векслер, художник Белла Маневич…
Виталий Мельников: « ничего никому не говоря, не афишируя, не сообщая, я отбирал и приглашал артистов потихоньку, как бы все это дело втихаря, без всяких проб. Какие там пробы, нужно было хотя бы договориться с артистом, которому я доверяю, и они мне доверяют. Получилось что-то в виде заговора».
Среди актеров первым появился Евгений Леонов, любимый актер Мельникова после успеха «Старшего сына» и «Женитьбы».
Во время съемок Е.Леонов невольно стал таким «папой» для артистов, он очень заботился о них, давал по ходу дела чисто актерские советы. Очевидцы вспоминают, что одной из самых сложных была съемка сцены вечеринки. Ассистент режиссера Татьяна Бузян рассказывает: «Все, что есть в кадре — это сплошная импровизация. Леонов был в ударе и хохмил от души.
Мы не могли остановить это «безобразие», что он там творил. Евгений Павлович был как заводной, он понимал, что это его выходная ария, и он отдался ей в свойственной ему манере со всей душой».
Мельников пригласил в Петрозаводск и Николая Бурляева, которого снимал еще юношей в конце 60-х в фильме «Мама вышла замуж».
Кроме проверенных лично в работе, по рекомендациям друзей В.Мельников пригласил Юрия Богатырева, Ирину Купченко, Наталью Гундареву.
Когда позвали Ю.Богатырева, его радости не было предела, он зачитывался Вампиловым и мечтал сыграть Зилова. Какого же было разочарование актера, когда он понял, что ему предлагают сыграть друга главного героя.
Говорят, Богатырев был готов отказаться от съемок и, чтобы его не потерять, проницательный Мельников решил пойти ему навстречу. Он согласился попробовать его именно на роль Зилова, на ту самую, о которой актер и мечтал. Была только одна проба, после которой Богатырев понял, что с Зиловым они очень разные люди, и согласился играть его друга.
Спустя два с половиной месяца после «исторического» разговора Мельникова в кабинете Гостелерадио была собрана вся команда, но за одним исключением: не было актера на главную роль – Зилова. Виталий Мельников с самого начала в главной роли хотел снимать только Олега Даля, но он совершенно справедливо опасался, что «высокое начальство», узнав об этой идее, может «зарубить» с трудом запущенный фильм «на корню».
Дело в том, что в то время, из-за своей скандальной репутации, Олег Даль входил в список «нежелательных для показа по Центральному телевидению актеров».
Виталий Мельников: «я знал, что Олег очень любит эту пьесу, и когда он узнал о том, что собирается группа, был уверен, что его пригласят. А его не приглашают и не приглашают. И только когда вся группа была готова, я поехал специально в Москву поговорить с ним, он очень обиделся, сказал: «что может еще пробы будут?» — я говорю – «нет, зачем пробы, бери чемодан, сегодня же вечером в поезд Москва-Петрозаводск и на этом наши переговоры заканчиваются».
Это абсолютно уникальный случай, другого такого в истории советского кино не было: актера не утверждали на главную роль из-за двоевластия. Дело в том, что Объединение телевизионных фильмов с одной стороны подчинялось руководству Ленфильма, с другой стороны оно подчинялось начальству Комитета по телевидению и радиовещанию в Москве.
И получилось следующее: Москва подумала, что «добро» дали на Ленфильме; на Ленфильме решили, что актера на главную роль утвердили в Москве.
Мельников ничего об этом Далю не сказал, просто увез его в Петрозаводск и начали съемки.
Гостиница и съемочная площадка — это все, что окружало Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли и блестяще создал достаточно трагический образ.
На высочайшем духовном подъеме Олег Даль закончил съемки, он ждал премьеру, надеялся на новую работу, но премьера все откладывалась и откладывалась, а больших ролей ему не предлагали.
В. Мельников: «он скверно себя чувствовал, после такой работы был совершенно опустошен, ничего не хотелось делать иного уровня, чем то, что было в драматургии Вампилова».
Закончив последнюю работу в кино, Даль пришлет письмо своему другу Виталию Мельникову. В письме был рисунок, Даль нарисовал своего героя Зилова и от него идут следы по полям письма к нарисованной могилке. Прошло 3 недели и стало известно о смерти в Киеве Олега Даля.
«Отпуск в сентябре» сняли в рекордные сроки, всего два месяца. Быстро смонтировали и озвучили, и уже готовый фильм, с замиранием сердца, Виталий Мельников повез в Москву.
Виталий Мельников: «показали картину в полном молчании, потом сказали: «Ну что ж, у Вас хорошая, замечательная картина, спасибо». Пауза, я жду, что будет дальше.
«Но понимаете, какая штука, сейчас такая ситуация, сложная, понимаете ли, общественная, международная…
Мы должны чуть-чуть обождать с показом этой картины в эфире». Ну что ж, нужно обождать, обождать… Похвалили, сказали «спасибо»… Хорошо, терпеливо ждем…»
Терпеливо ждать пришлось очень долго. Шли годы, а картина так и не выходила. Фильм «Отпуск в сентябре» продолжал лежать на полке.
Он вышел на экраны только в самом конце 1987 года и в одночасье стал популярным.
На Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов эта картина получила приз «За лучшую мужскую роль» — так критика оценила созданный Олегом Далем образ «лишнего человека эпохи развитого социализма».
Поразительно, но это была единственная официальная награда в карьере актера, народная любовь к которому поистине не знала границ.