актеры фильма в четверг и больше никогда
В четверг и больше никогда (1978) – реж. Анатолий Эфрос
Я хочу, чтобы эта сцена длилась и длилась. Мать и сын молчат и только смотрят друг на друга, и пока не знают, что встреча последняя, и всё случится в этот четверг. А времени понять и покаяться совсем не осталось.
Пока идут титры, мы знакомимся с Сергеем (Олег Даль), московским врачом. Он собирается навестить старую мать, которую давно не видел. Москва совсем его поглотила. Ему не очень хочется покидать женщину, с которой он живёт, и которой не очень доверяет. Он успокаивает себя, что через два дня вернётся. Только вот каким он вернётся?
Мать живёт и работает в Заповеднике. Путь не ближний. Территория всего-то 12Х67 км и река отгораживает местность от остального мира. Здесь не только особая флора и фауна, здесь и люди другие – они живут в полной гармонии с природой. Всю первую половину картины отсутствует музыка и без неё хорошо. С появлением в Заповеднике Сергея, начинает звучать музыка Шостаковича, негармоничная, рваная. Это он вносит разлад и дисгармонию в устоявшуюся экологию заповедного места.
Вот он ступил на берег, выйдя из лодки. Он не бежит в родные пенаты, он оттягивает встречу с матерью и девушкой Варей, которая беременна от него. (Олег Даль сыграет свою самую дорогую роль в картине “Отпуск в сентябре” через год после фильма “В четверг и больше никогда”. Его Зилов это словно вариация на ту же тему – бегство из Заповедника, где осталась душа).
Варя (Вера Глаголева) – попыталась стать как все, съездив Москву, чтобы поступить в вуз, но случайно (?) встретила там Сергея, и всё резко поменялось. Вероятнее всего, она ошибочно приняла его за своего, одного из жителей Заповедника, где всё честно и открыто.
Глаголева изумительно органична в этой роли – ей всего 22. Её героиня похожа на полевой цветок, такая настоящая, она вся в ожидании солнца и счастья, но в ней уже ощущается мудрость природы, ведь она отвечает за новую жизнь. Глаголева напомнила мне Марину Влади, Колдунью, в шведском одноимённом фильме 1956 года.
Этой мудрости недостаёт Сергею. Он ведёт себя скорее как варвар и пират на территории Заповедника. Всё это знает Екатерина Андреевна, его мать. Она мягко увещевает сына, не теряет надежды вразумить своё дитя. Где там! Ему неприятны эти разговоры. Его устраивают подвешенные отношения с Варей. Всё как-нибудь рассосётся само и пусть оставят его в покое, по другую сторону водораздела. Река в этом фильме тоже символ. Она и время, которое течёт. Она и Стикс, по которой Харон везёт души умерших. Недаром Иван Модестович (Иннокентий Смоктуновский) прозвал так Харитонова, директора Заповедника. Иван Модестович настолько ярко сыгран Смоктуновским, что порой кажется, в этой роли реализован весь потенциал этого большого актёра – он и фигляр, и эксцентрик, и шут и глубоко страдающий человек.
Как снисходительно разговаривает с ним Серёжа! Как часто всем своим поведением он показывает, что презирает этого старика. Кстати, о старости. Смоктуновскому всего-то 53 года на время съёмок, а он и вправду старец, так мастерски показаны повадки и привычки пожилого человека. В то же время, он похож на волшебника или лешего, у которого каждая травинка и птичка в его любви и заботе. Ворон у него на плече как символ его волшебной власти.
Очень любопытно, почему возникла эта странная пара, Иван Модестович и Екатерина Андреевна. Между ними разница в двадцать лет. (Любови Добржанской 73 года).
Из разговора известно, что её муж, отец Сергея, погиб в войну. Сам Иван Модестович твердит, что она явилась в его Заповедник с сыном и разрушила его жизнь. Понятно, эта старческий гротеск, брюзжание и цепляние за былые статусы, но какая-то правда в этом, вероятно, есть. Возможно, и по этой причине Сергей так презрительно с ним обращается, держит его за фрика? Ревность? Старики так трогательно заботятся друг о друге, их словесные перебранки похожи на воркование влюблённых. Оба понимают, что стоят на пороге.
Очень любопытная деталь кастинга – Любовь Добржанская в комедии «Берегись автомобиля» (1965) сыграла мать Деточкина, героя Иннокентия Смоктуновского. А в «Иронии судьбы» в 1975 она снова мать, на этот раз персонажа Андрея Мягкова, Жени.
В четверг и больше никогда
«В четверг и больше никогда» — художественный фильм режиссёра Анатолия Эфроса.
Содержание
Сюжет
Недавно женившийся московский врач Сергей (Олег Даль) приезжает к себе на родину — в таёжный заповедник, где живёт его мать (Любовь Добржанская), которую он не видел много лет. Однако радость встречи быстро омрачается несколькими неоднозначными поступками Сергея. Стараясь быть деликатной, мать пробует говорить с сыном о девушке Варе (Вера Глаголева), беременной от него…
В ролях
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «В четверг и больше никогда» в других словарях:
В ЧЕТВЕРГ И БОЛЬШЕ НИКОГДА — В ЧЕТВЕРГ И БОЛЬШЕ НИКОГДА, СССР, Мосфильм, 1977, цв., 93 мин. Психологическая драма. По сценарию Андрея Битова «Заповедник». Сергей, молодой московский врач, перед свадьбой решает навестить мать, которая живет далеко от центра и работает в… … Энциклопедия кино
В четверг и больше никогда (фильм) — В четверг и больше никогда Режиссёр Анатолий Эфрос Автор сценария Андрей Битов В главных ролях Олег Даль Вера Глаголева Любовь Добржанская … Википедия
Даль, Олег Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Даль. Олег Даль Имя при рождении: Олег Иванович Даль Дата рождения: 25 мая 194 … Википедия
Эфрос, Анатолий Васильевич — Анатолий Эфрос … Википедия
БАЙКШТИТЕ Гражина — (р. 20.07.1951, Вильнюс), литовская актриса. В 1972 1973 училась в Каунасском политехническом институте, параллельно учебе была солисткой ансамбля народного танца «Суктинис». Окончила ВГИК (1977, мастерская С.Бондарчука и И.Скобцевой). В 1970… … Энциклопедия кино
БИТОВ Андрей Георгиевич — (р.1937, Ленинград), русский писатель. В кино выступает как сценарист и актер; лауреат Государственных премий РФ (1991; 1996 за роман трилогию «Оглашенные»). Окончил Ленинградский Горный институт, Высшие сценарные курсы в Москве (1967, мастерская … Энциклопедия кино
ГЛАГОЛЕВА Вера Витальевна — (р. 31 января 1956, Москва), российская актриса, режиссер; заслуженная артистка РФ (1996). Родилась в Москве. В юности увлекалась стрельбой из лука, стала мастером спорта и выступала за юношескую сборную столицы. В 1974 после окончания школы она… … Энциклопедия кино
ДАЛЬ Олег Иванович — (25 мая 1941, город Люблино, Московская область 03 марта 1981, Киев, похоронен в Москве), российский актер. Окончил Театральное училище им. М. Щепкина (1963). В 1963 1969, 1973 1976 актер театра «Современник», в 1971 1973 Ленинградского театра им … Энциклопедия кино
ДОБРЖАНСКАЯ Любовь Ивановна — (24 декабря 1908, Киев 3 ноября 1980, Москва), российская актриса. Лауреат Государственной премии СССР (1951, за театральную работу); Народная артистка СССР (1965). Окончила студию при Киевском русском драматическом театре (1924). В 1924 1934… … Энциклопедия кино
Даль Олег Иванович — (1941 1981), актёр. В 1963 77 в московском театре «Современник», в 1977 78 в московском Театре на Малой Бронной. С 1980 в Малом театре. Роли: Васька Пепел («На дне» М. Горького), Беляев («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), Борис («Вечно живые» В … Энциклопедический словарь
В четверг и больше никогда
Главный герой картины Сергей живёт в столице, работает доктором и планирует жениться. Перед свадьбой он решает навестить свою мать, живущую в далеком лесном заповеднике. Но невесту он брать с собой не хочет. Ведь встреча с матерью – это лишь прикрытие. На самом деле он хочет разобраться с неприятной ситуацией. Девушка Варя, живущая в заповеднике, ожидает от него ребенка. Совесть по этому поводу Сергея не мучает. Жениться на девушке он не намерен, и говорить ей о помолвке тоже. Радость матери от встречи с Сергеем омрачается странными поступками сына и его отношением к беременности Вари.
В основу сценария положена телепьеса Андрея Битова, в главной роли сыграл Олег Даль. Замысел создания сценария родился у писателя после посещения заповедника в Красноярском крае. Там он познакомился с пожилой женщиной, которая выхаживала пострадавших от браконьеров оленей, медвежат, волчат и других животных. Сценарий утвердил Мосфильм, и за постановку фильма берется режиссер театра Анатолий Эфрос.
На роль матери Сергея сначала была приглашена Фаина Раневская, но актриса отказалась, ссылаясь на возраст. Роль была отдана актрисе Евгении Урсовой, но перед съемками она сломала ногу. Тогда Эфрос приглашает Любовь Добржанскую, сыгравшую маму Жени Лукашина в кинокартине Ирония судьбы.
Название фильма символично. В первом варианте это был просто Заповедник, но потом появляется довольно странное на первый взгляд название В четверг и больше никогда. Главный герой приезжает в заповедник именно в четверг, и название подчеркивает, что все события этого дня неповторимы и непоправимы.